УДК 655.3.06
DOI: 10.25206/1813-8225-2018-161-39-44
и. л. сысуев
с. н. ЛИТУНОВ Н. Н. Козина и. в. Лукьянова
л. л. МИРОШНИЧЕНКО
Омский государственный технический университет, г. Омск
ОЦЕНКЛ ВОСПРИЯТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ НЛ БЕЛОМ И ЦВЕТНЫХ ФОНЛХ (КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к созданию привлекательного внешнего облика регулярных страниц электронных публикаций, в том числе текстов с черным цветом символов шрифта, расположенных на различных цветных фонах. Актуальность темы обусловлена необходимостью объективной оценки типографического оформления электронных публикаций (квалиметрический аспект). Цель работы — определение влияния цвета фона, на котором размещен текст электронной публикации, на восприятие графического образа страницы с учетом его (графического образа) контраста. Приводятся данные, относящиеся к восприятию графического образа страниц с различным контрастом. Выполнена оценка восприятия электронных публикаций, выполненных на белом и четырех цветных фонах. Анализируется связь ранга экспертной оценки с контрастом графического образа страниц, в том числе с учетом цвета фона. Выводы: для электронных публикаций, выполненных традиционно: черный цвет символов шрифта — белая подложка, позитивное восприятие определяется высоким контрастом графического образа страницы. Для публикаций с черным цветом символов шрифта, размещенных на различных цветных фонах, данная зависимость так же имеет место, но выражена в меньшей степени.
Ключевые слова: графический образ страницы, электронные публикации, насыщенность текстового набора, контраст графического образа страницы, цветной фон.
Введение. Подготовка разного рода электронных публикаций (например, электронных изданий или интернет-ресурсов) заключается, как и в случае с печатными изданиями, в подготовке макетов отдельных страниц и публикации в целом. При этом необходимо учитывать как технические требования к текстовому набору и верстке (включая верстку формул, таблиц, иллюстраций и т. п.), так и дизайнерскую составляющую, определяющую внешний графический облик страниц и удобочитаемость текстов (типографическое оформление).
Исследования, выполненные в области графического дизайна, и текущая типографическая практика позволили сделать вывод о том, что читатель (пользователь) оценивает внешний облик страниц наиболее привлекательным тогда, когда он характеризуется высоким контрастом, определяемым соотношением размеров черного, серого и белого пространств графического образа страницы (под черным пространством понимают темные объекты (элементы) — тексты, набранные высоконасы-
щенными шрифтами, графику (линейки, плашки), иллюстрации; серое пространство — это основной текст публикации; белое пространство — пробелы и поля).
Такого рода выводы были сделаны впервые Э. Рудером [1], а его книга «Типографика», изданная в СССР в 1982 году, стала классической и способствовала появлению самого термина «типогра-фика» в русскоязычной литературе.
В 1970—1990-е годы было выполнено значительное количество исследований как в области удобочитаемости печатных текстов, так и, начиная с 2000-х гг. в связи с широким внедрением компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности, в области электронных публикаций. Кроме того, значительное количество исследований выполнялось в области графического дизайна на предмет оценки (субъективной и объективной) восприятия текстовых документов с точки зрения привлекательности вариантов их оформления. Среди них следует выделить работы таких исследовате-
о
го >
лей, как Р. Уильяме и Р. Паркер [2 — 4] (1990-е гг.), Р. Брингхерст, Дж. Феличи, Дж. МакВейд, Д. Вендт, М. Ланген с коллегами, Э. Файола, О. В. Токарь, В. Лаптев [5-12] (2000-е гг.).
Итоги проведенных исследований позволили сформулировать принципы оценки привлекательности графического образа страниц печатных публикаций, основные принципы графического дизайна, в том числе текстовых документов, основанные на правилах типографики, сформированных за более чем пятисотлетнюю историю печатного дела. Однако в подобного рода оценках совершенно отсутствовала квалиметрическая составляющая.
В 2009 г. исследования в указанной области были начаты сотрудниками и студентами Омского государственного технического университета (ОмГТУ) на основе разработанных программно-инструментального метода определения насыщенности текстового набора и методики определения оптимального контраста графического образа страницы печатных и электронных публикаций [13, 14]. Указанные разработки позволили ввести квалиме-трические параметры оценки восприятия привлекательности графического образа страниц текстовых документов. Изначально исследования проводились для текстов традиционного вида: белая бумага (белый фон) — черный цвет символов шрифта. В дальнейшем программно-инструментальный метод был модернизирован, что позволило определять насыщенность текстового набора, размещенного на цветной подложке (бумаге), а в общем случае — текстов с произвольными цветами символов шрифта и подложки (фона) [15, 16].
Однако по многим вопросам не удалось сделать однозначных выводов и составить единого представления — все еще остается значительное количество проблем, требующих решения, и это обусловлено, конечно же, во-первых, субъективностью восприятия типографических образов и, во-вторых, фактором особого влияния на результат восприятия — цветом подложки (бумаги) [15, 16].
В связи с вышеизложенным являются актуальными исследование восприятия внешнего облика страниц текстовых документов и разработка методов объективной оценки типографических (знаково-графических) композиций, размещенных на цветных фонах в отображаемых на экранах электронных публикациях.
Постановка задачи. Цель настоящего исследования — определение влияния цвета фона, на котором размещен текст электронной публикации, на восприятие графического образа страницы с учетом его (графического образа) контраста.
Теория. Традиционным вариантом оформления печатного текста является печать черной краской на белой бумаге: в результате символы шрифта, с помощью которого реализуется текстовой набор, имеют черный цвет, а подложка — белый. При восприятии графического образа страницы печатного текста (восприятия не содержательной части текстовой информации, а восприятия знаково-графи-ческой композиции, сформированной рисунками символов шрифта и пробелами) текстовой набор создает определенный оттенок серого цвета. Этот оттенок в англоязычной, а затем в результате заимствования и в русскоязычной типографике, стали называть «цветом шрифта».
Указанный оттенок серого цвета представляет собой результат усреднения общей яркости полосы набора, состоящей из рисунков символов шрифта
(черных элементов), выстроенных в строки, и пробелов (белых элементов) между символами, словами и строками. Его интенсивность, по сути, определяется соотношением совокупных площадей черных элементов (рисунков символов) и белых элементов (пробелов). Рассматриваемый оттенок серого зависит от графики (рисунка, насыщенности, пропорциональности) и размера шрифта, а также от параметров набора (интерлиньяжа и трекинга). В этой связи становится понятным, что термин «цвет шрифта» является некорректным.
Кроме того, поскольку яркостной или денсито-метрический показатель изучаемого оттенка серого цвета не может быть определен с применением аппаратных средств, использование термина «цвет шрифта» (как показателя оттенка) сводилось лишь к сравнительным характеристикам: более (менее) светлый или темный (интенсивный).
В связи с разработкой программно-инструментального метода, позволяющего численно определить интенсивность оттенка серого цвета, создаваемого текстовым набором, в [13] было предложено использовать для характеристики указанного оттенка серого термин «насыщенность текстового набора». Этот термин наиболее точно отражает характер процесса формирования воспринимаемого оттенка серого цвета (как соотношения совокупных площадей черного и белого): из черных рисунков символов шрифта и межсимвольных, межсловных и межстрочных (белых) пробелов.
Интенсивность оттенка серого в данном случае характеризуется показателями: «уровень яркости» (с диапазоном изменения 0-255) или количество черного (диапазон 0-100 %) [13].
Как было указано выше, публикации, оформленные с высоким контрастом графического облика страницы, вызывают у читателя (пользователя) наиболее благоприятное впечатление. Введение в [13] показателей оценки насыщенности текстового набора обусловило принципиальную возможность численно определять контраст графического образа страницы публикации. Это позволило провести исследования по определению оптимального контраста графического образа страницы печатных и электронных публикаций для текстов традиционного вида: черные символы шрифта — белая бумага (белый фон экрана).
Были разработаны методики экспертной оценки для определения оптимального контраста на основе визуального восприятия тестовых образцов страниц печатных (первая методика) и электронных (вторая) публикаций. Отличия первой и второй методик обусловлены особенностями восприятия печатных текстов (в отраженном свете) и электронных публикаций (на самосветящемся объекте — экране). В исследованиях принимало участие 70 экспертов. Рассчитанное значение коэффициента конкорда-ции было равно 0,67 (т. е. согласованность мнений экспертов — высокая).
Установлены оптимальные значения контраста страниц печатных публикаций, которые составляют 50-60 единиц уровней яркости. Для электронных публикаций оптимальные значения составляют 60-80 единиц уровней яркости. Среднее процентное соотношение предпочтения восприятия экспертами тестовых образцов с данными показателями контраста по отношению к другим составило 66 % (практически две трети), т. е. имеет место корреляция между контрастом графического образа страницы и рангом экспертной оценки [14].
Цветовые характеристики фона печатных и электронных публикаций
Таблица 1
№ п/п Цвет фона Координаты цвета подложки (бумаги) и фона RGB-описание цвета фона
L* a* b* R G B
1 Белый 94 4 9 251 234 222
2 Оранжевый 79 19 81 255 180 14
3 Зеленый 95 -26 46 196 255 102
4 Желтый 97 -12 65 254 253 113
5 Светло-пурпурный 78 39 -11 255 164 215
Таблица 2
Группы тестовых образцов, составленные по показателю контраста (к)
Номер группы 1 2 3 4 5 6
Белый фон
Контраст, усл. ед. 70-80 60-70 50-60 40-50 30-40 20-30
Сводные усредненные данные по оранжевому, зеленому, желтому и светло-пурпурному фону
Контраст, усл. ед. 49-56 41-48 32-40 24-31 16-23 10-15
С использованием модернизированного программно-инструментального метода определения насыщенности текстового набора по указанным выше методикам были проведены исследования восприятия печатных текстов с черным цветом символов шрифта, расположенных на различных цветных подложках (бумагах): оранжевого, зеленого, желтого, светло-пурпурного (розового) цветов. Колориметрические параметры (L*, a*, b*) цветов подложек указаны в табл. 1. Размещение «черных» текстов на цветных подложках очевидно привело к снижению контраста графического образа страницы.
В исследовании коэффициент конкордации для группы из 70 экспертов составил соответственно 0,94, 0,94, 0,53, 0,69 для оценки тестовых образцов, выполненных на оранжевой, зеленой, желтой и светло-пурпурной бумаге, что говорит о высокой степени согласованности экспертных оценок. Однако корреляции между рангами экспертных оценок и контрастом графического образа страницы выявлено не было. Был сделан вывод о том, что фоновый цвет (цвет бумаги) является особым фактором, влияющим на восприятие объектов в отраженном свете, в отличие от восприятия «черно-белого» печатного текстового документа, где контраст определяется только на основе яркостных показателей [15, 16]. В этой связи стало актуальным проверить восприятие «черных» текстов на цветных фонах экранов при отображении электронных публикаций.
В настоящем исследовании по методике, описанной в [13, 14], было оценено восприятие текстов с черным цветом символов шрифта, размещенных на цветных фонах электронных публикаций. При этом цвет соответствующего фона устанавливался таким же, как и цвет соответствующей подложки (табл. 1). (Автоматический перерасчет в опции «Палитра цветов» (Color Picker) в программе растровой графики Adobe Photoshop.)
Как определено методикой, тестовые образцы распределялись по значению контраста К на шесть
групп для каждого цветного фона. Оценка по указанной методике проводилась для каждого цвета фона отдельно: после экспертной оценки рассчитывалось процентное соотношение С.. и С.. предпочтения экспертами образцов одной группы (,) по отношению к другой группе (/) по (1), среднее процентное соотношение Сср. предпочтения образцов одной группы (.) по отношению к образцам других групп из комплекса возможных сочетаний групп по (2) [14]. Затем рассчитывались средние значения контрастов К, процентных соотношений С., и С., и средних процентных соотношений Сср. для четырех исследуемых фонов. Как и в предыдущих исследованиях, в эксперименте принимали участие 70 экспертов.
Результаты экспериментов. Установлена степень влияния цвета бумаги/фона на насыщенность и контраст публикаций разного вида. Она отражается в следующих зависимостях.
При использовании белой подложки/фона наибольшим контрастом обладают публикации, отображаемые на экране (электронные публикации). Разность числовых значений контраста электронных и печатных публикаций, выполненных на белом фоне/бумаге, находится в диапазоне 2,88 — 24,61 единиц уровней яркости — условных единиц (ед. ур. ярк. — усл. ед.). Иными словами электронные публикации в сравнении с печатными объективно более контрастны.
При использовании цветной бумаги/фона, во-первых, имеет место очевидное уменьшение контраста графического образа страницы по сравнению с белым бумагой/фоном.
Во-вторых, так же как в случае с белым фоном/ бумагой, электронные публикации в сравнении с печатными объективно более контрастны.
Во-третьих, диапазон изменения контраста (разность числовых значений контраста электронных и печатных публикаций, выполненных на цветных фонах/бумагах) в существенной степени зависит
Таблица 3
Процентное соотношение предпочтения экспертами образцов одной группы (У) по отношению к образцам другой (/)
Группы образцов по контрасту (К), (—) Белый фон Сводные усредненные данные по оранжевому, зеленому, желтому и светло-пурпурному фону
Процентное соотношение предпочтения (С„) Разность контраста (К) между группами образцов (усл. ед.) Процентное соотношение предпочтения (С) Разность контраста (К) между группами образцов (усл. ед.)
1-2 59-41 10 56-44 7,75
1-3 63-37 20 56-44 15,5
1-4 65-35 30 55,5-44,5 24
1-5 73-27 40 53,5-46,5 31,75
1-6 70-30 50 54,75-45,25 39,5
2-3 54-46 10 54,5-45,5 7,75
2-4 61-39 20 56,5- 43,5 15,5
2-5 72-28 30 56-44 24
2-6 71-29 40 55-45 31,75
3-4 59-41 10 55-45 7,5
3-5 61-39 20 59-41 15,5
3-6 69-31 30 54,5-45,5 23,25
4-5 55-45 10 56,5-43,5 15,95
4-6 69-31 20 55,5-44,5 15,725
5-6 73-27 10 60,25-39,75 7,5
Таблица 4
Среднее процентное соотношение предпочтения экспертами образцов одной группы по отношению к образцам других групп
Группа образцов по контрасту (К) Белый фон Сводные усредненные данные по оранжевому, зеленому, желтому и светло-пурпурному фону
Контраст (К), усл. ед. Среднее процентное соотношение (С ) 1 ср1' предпочтения образцов данной группы по отношению к образцам других групп Контраст (К), усл. ед. Среднее процентное соотношение (Сср1) предпочтения образцов данной группы по отношению к образцам других групп
1 70-80 66,0 49-56 56
2 60-70 59,8 41-48 54
3 50-60 54,4 32-40 52
4 40-50 47,8 24-31 49
5 30-40 42,4 16-23 46,2
6 20-30 29,6 10-15 43,3
а)
Номера групп (и разность контраста между группами, усл. ед.)
б)
в)
д)
Рис. 1. Диаграммы экспертной оценки восприятия электронных публикаций группы тестовых образцов (по контрасту) по отношению к образцам других групп: а) первой, б) второй, в) третьей, г) четвертой, д) пятой
от цвета фона/бумаги. В случае с оранжевым фоном/бумагой диапазон изменения (уменьшения) контраста печатных публикаций составляет 1,1 — 15,33 усл. ед., зеленым — 0,21 — 23,99 усл. ед., желтым — 0,02 — 24,76 усл. ед., светло-пурпурным — 0,02-18,67 усл. ед.
Как было указано выше, контраст графического образа страницы электронных публикаций, расположенных на цветных фонах, существенно снижается. В табл. 2 приведены показатели контраста, усредненные для четырех цветных фонов, и показано их распределение по группам контраста для проведения экспертной оценки по визуальному
восприятию тестовых образцов и для определения оптимального значения контраста.
Результаты экспертной оценки: процентное соотношение предпочтения экспертами тестовых образцов одной группы по отношению к другой, среднее процентное соотношение предпочтения образцов одной группы по отношению к образцам других групп из комплекса возможных сочетаний приведены в табл. 3, 4 (сводные усредненные данные по оранжевому, зеленому, желтому и светло-пурпурному фонам (рассчитанные значения коэффициентов конкордации соответственно 0,78; 0,87; 0,73; 0,93) и для сравнения данные по белому фону
о
го >
г)
из [14]). Диаграммы экспертной оценки восприятия электронных публикаций групп тестовых образцов (по контрасту) по отношению к образцам других групп представлены на рис. 1 (сводные усредненные данные по оранжевому, зеленому, желтому и светло-пурпурному фонам).
Обсуждение. Анализ полученных зависимостей показывает, что с увеличением номера группы по контрасту (т. е. с уменьшением контраста) процентное соотношение экспертного предпочтения образцов одной группы по отношению к другим группам возрастает как в случае использования белого фона, так и в случае использования цветных фонов, однако в последнем случае данная зависимость выражена в меньшей степени.
Оптимальным значением контраста электронных публикаций, размещенных на белом фоне, является 60-80 единиц уровней яркости.
Hаилучший контраст электронных публикаций, выполненных на цветных фонах, составил 4956 единиц уровней яркости.
Это означает, что электронные публикации с высоким контрастом графического образа страницы с различными цветами фонов, на которых размещаются «черные» тексты, оказывают наиболее благоприятное визуальное впечатление. Иными словами, характер восприятия электронной публикации с самосветящегося объекта — экрана одинаков как для нейтрального (белого) фона, так и для цветных (в отличие от использования цветных подложек в печатных публикациях, где корреляции между рангом и высоким контрастом не выявлено по предполагаемой причине — специфике зрительного восприятия цветных объектов в проходящем цвете.
Выводы и заключение. В результате выполненных исследований можно сделать следующие выводы. То обстоятельство, что наличие цветного фона снижает контраст графического образа страницы, предполагает использование при разработке дизайн-макетов с цветными фонами более насыщенных шрифтов как по графике рисунка, так и собственно по насыщенности, заголовочных шрифтов более крупных размеров по отношению к шрифтам основных текстов. Поскольку каждый цвет фона влияет на изменение контраста графического образа страницы по-разному, при разработке цветовых дизайнерских решений следует учитывать колориметрические показатели цветных фонов.
Библиографический список
1. Ruder Р. E. Typography: A manual of design (Visual communication books). Hastings House Publishers, 1981. 220 p. ISBN 0803872232; 9780803872233.
2. Williams R. The Non-designer's type book: insights and techniques for creating professional-level type. Peachpit Press, 1994. 239 p. ISBN 0201353679; 9780201353679.
3. Williams R. The Non-designer's design book: design and typographic principles for the visual novice. Peachpit Press, 1994. 144 p. ISBN 1-56609-159-4.
4. Parker R. Looking good in print. Ventana Press, 1997. 376 p. ISBN 1566044715.
5. Bringhurst R. The elements of typographic style. 2nd ed. Hartley & Marks Publishers Inc., 2002. 350 p. ISBN 0881791326; 978-0881791327.
6. Felici J. The complete manual of typography: a guide to setting perfect type. 1st ed. Peachpit Press, 2002. 384 p. ISBN 0321127307; 978-0321127303.
7. McWade J. Before and after page design. 1st ed. Peachpit Press, 2003. 208 p.
8. Вендт Д. Глава 12. Удобочитаемость // Каров П. Шрифтовые технологии: описание и инструментарий / пер. с англ. О. С. Карпинского, И. И. Куликовой. М.: Мир, 2001. С. 259292. ISBN 5-03-003360-2.
9. Ланген М., Моришат К., Вебер А. Приложение А. Восприятие типографских шрифтов // Каров П. Шрифтовые технологии: описание и инструментарий / пер. с англ. О. С. Карпинского, И. И. Куликовой. М.: Мир, 2001. С. 401-417. ISBN 5-03-003360-2.
10. Файола Э. Шрифты для печати и Web-дизайна. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 288 с. ISBN 5-94157-164-Х.
11. Токарь О. В. Удобочитаемость современных текстовых шрифтов. Минск: Современная школа, 2007. 191 с. ISBN 978985-6807-95-7.
12. Лаптев, В. Типографика. Порядок и хаос. М.: АВАТАР, 2015. 224 с. ISBN 978-5-803781-10-2.
13. Воробьёва А. С., Григорова Ю. С., Зырянова О. А., Сысуев И. А., Тимощенко О. А. Программно-инструментальный метод определения насыщенности текстового набора печатных и электронных публикаций // Омский научный вестник. 2010. № 2 (90). С. 228-231.
14. Сысуев И. А., Тимощенко О. А., Григорова Ю. С. Определение оптимального контраста графического образа страницы печатных и электронных публикаций // Омский научный вестник. 2013. № 2 (120). С. 328-331.
15. Сысуев И. А., Пруд И. В., Державина Е. А., Сердюк О. Е., Скитченко В. В. Влияние цвета бумаги на насыщенность текстового набора и контраст графического образа страницы печатных публикаций // Омский научный вестник. 2015. № 1 (137). С. 107-109.
16. Сысуев И. А., Козина Н. Н. Оценка восприятия печатных публикаций, выполненных на белой и цветной подложках // Омский научный вестник. 2016. № 5 (149). С. 51-55.
СЫСУЕВ Игорь Александрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Оборудование и технологии полиграфического производства».
SPIN-код: 6711-0330 AuthorlD (РИНЦ): 667622 AuthorlD (SCOPUS): 57201777918 ResearcherlD: N-3477-2018.
ЛИТУНОВ Сергей Николаевич, доктор технических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «Оборудование и технологии полиграфического производства».
SPIN-код: 4424-2696 AuthorlD (РИНЦ): 368928
КОЗИНА Надежда Николаевна, студентка группы ТП-141 нефтехимического института. ЛУКЬЯНОВА Ирина Васильевна, магистрант группы ТПм-171 факультета элитного образования и магистратуры.
МИРОШНИЧЕНКО Александр Александрович, магистрант группы ТПм-171 факультета элитного образования и магистратуры. Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Сысуев И. А., Литунов С. Н., Козина Н. Н., Лукьянова И. В., Мирошниченко А. А. Оценка восприятия электронных публикаций, выполненных на белом и цветных фонах // Омский научный вестник. 2018. № 5 (161). С. 39 — 44. DOI: 10.25206/1813-8225-2018-161-39-44.
Статья поступила в редакцию 10.07.2018 г. © И. А. Сысуев, С. Н. Литунов, Н. Н. Козина, И. В. Лукьянова, А. А. Мирошниченко