Научная статья на тему 'Анализ восприятия графического образа страницы печатных публикаций, выполненных на цветной подложке'

Анализ восприятия графического образа страницы печатных публикаций, выполненных на цветной подложке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ СТРАНИЦЫ / A GRAPHIC IMAGE OF THE PAGE / ПЕЧАТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ / PRINT PUBLICATIONS / КОНТРАСТ / CONTRAST / НАСЫЩЕННОСТЬ ТЕКСТОВОГО НАБОРА / SATURATION OF TEXT / МЕТОД ОЦЕНКИ НАСЫЩЕННОСТИ ТЕКСТОВОГО НАБОРА ПЕЧАТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ / A METHOD FOR ESTIMATING THE SATURATION OF A TEXT OF PRINTED PUBLICATIONS / ЦВЕТНАЯ ПОДЛОЖКА / COLOR SUBSTRATE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сысуев Игорь Александрович, Пруд Ирина Валерьевна, Сердюк Ольга Евгеньевна, Скитченко Виктория Викторовна, Василевич Ксения Витальевна

В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к созданию привлекательного и удобочитаемого внешнего графического облика страницы печатных публикаций. Оценка графического образа страницы производится по одному из существенных параметров контрасту. Показано изменение контраста графического образа страницы при использовании в качестве подложки цветной бумаги. Приводятся результаты экспертной оценки восприятия графического образа печатных публикаций, выполненных на различных цветных бумагах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сысуев Игорь Александрович, Пруд Ирина Валерьевна, Сердюк Ольга Евгеньевна, Скитченко Виктория Викторовна, Василевич Ксения Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception of graphic image in printed publication made on color substrate

The article considers issues that relate to creation of attractive and readable external graphic image of a page of printed publications. For evaluation of the graphical image of page one of the important parameters is contrast. The change of contrast of graphic image of the page is shown when using colored paper as substrate. The results of expert evaluation of perception of graphic image in printed publications are provided that made on different color paper.

Текст научной работы на тему «Анализ восприятия графического образа страницы печатных публикаций, выполненных на цветной подложке»

УДК 655 262 И. А. СЫСУЕВ

И. В. ПРУД О. Е. СЕРДЮК В. В. СКИТЧЕНКО К. В. ВАСИЛЕВИЧ К. А. ЕПИФАНЦЕВА М. Ф. ФЕДОРЧУК

Омский государственный технический университет

АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА СТРАНИЦЫ ПЕЧАТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ НА ЦВЕТНОЙ ПОДЛОЖКЕ

В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к созданию привлекательного и удобочитаемого внешнего графического облика страницы печатных публикаций. Оценка графического образа страницы производится по одному из существенных параметров — контрасту. Показано изменение контраста графического образа страницы при использовании в качестве подложки цветной бумаги. Приводятся результаты экспертной оценки восприятия графического образа печатных публикаций, выполненных на различных цветных бумагах.

Ключевые слова: графический образ страницы, печатные публикации, контраст, насыщенность текстового набора, метод оценки насыщенности текстового набора печатных публикаций, цветная подложка.

Одним из важнейших показателей, определяющих привлекательность внешнего облика страницы печатной публикации и удобочитаемость размещенного на ней текста, является контраст.

Контраст графического образа страницы текстового документа определяется наличием и соотношением на странице белого (фон, поля), серого (основной текст) и черного (заголовки, выделения жирным шрифтом, графические элементы, изображения) пространств (при использовании цветовых решений — светлого, среднего по светлоте и темного).

Поскольку основного текста на странице всегда больше, серое пространство является самым значительным фактором, определяющим контраст публикации.

В общем случае контраст графического образа страницы печатных и электронных публикаций определяется как

К = Н -Н ,

от з

где К — контраст страницы публикации;

Нот — насыщенность текстового набора основного текста (единицы уровня яркости — ед. ур. ярк.);

Н — насыщенность текстового набора заголовка (ед. ур. ярк.).

Насыщенность текстового набора не может быть измерена приборно, поскольку оттенок серого цвета, создаваемый блоком текста, как параметр применим только к значительной площади (порядка кв. дм; для сравнения апертура фотометра имеет порядок кв. мм). В Омском государственном техническом университете разработан и апробирован программно-инструментальный метод определения насыщенности текстового набора печатных и электронных публикаций [1—4].

Сущность метода заключается в оценке оттенка серого цвета, создаваемого текстовым набором посредством показателя — уровень яркости (изменяющегося от 0 до 255 единиц), определяемого с помощью инструмента «Гистограмма» в программе для обработки изображений Photoshop. В импортированном в программу изображении страницы текста выделяют произвольную прямоугольную область площадью не менее 100 000 пикселов и, используя фильтр «Размытие» — «Среднее», осуществляют размытие выделенной области, в результате чего она приобретает однородный по площади оттенок серого цвета. После этого считывают значение уровня яркости («Среднее»).

В [5, 6] описывается методика оценки контраста печатных публикаций.

Для определения оптимального контраста графического образа страницы печатной публикации

130 120 110

¿j 50 -

mill

шш

У

щ

ДдП

Лп1

ав

шлш

та

ншНнНш

Ьш

12345678 9 101112 13 14 15 16171819 20 21 2223 24 25 26272829 30 31 32 33 3435 36373839 40 41 42 43 4445 46 47 48 495051 52 53 5455 56 57 58 59606162 63 64 6566 67 68 69707172

Номер тестового образца

Рис. 1. Диаграмма экспертной оценки печатных публикаций (тестовых образцов) на белой подложке [6]

Таблица 1

Характеристики бумаги, использованной в качестве подложки

№ п/п Марка бумаги, плотность (г/м2) Цвет Координаты цвета

L* a* b*

1 Maestro color, серия neon (80) Оранжевый 87,46 35,00 75,11

2 Maestro color, серия neon (80) Зеленый 95,55 -40,85 81,69

3 Maestro color, серия neon (80) Желтый 96,32 -23,55 90,62

4 Maestro color, серия neon (80) Розовый (светлый пурпурный) 86,87 52,80 12,11

формируют 72 варианта тестовых страниц с различным соотношением насыщенности набора заголовка (Нз) и основного текста (Н ). Заголовок и текст набираются шрифтами гарнитуры Франклин Готик (Franklin Gothic) различных начертаний и кеглей. Указанная гарнитура выбирается именно в силу того, что содержит значительное количество начертаний.

Оценка контраста печатных публикаций осуществляется на основе визуального восприятия тестовых образцов с использованием метода экспертной оценки. Наиболее целесообразным вариантом такой оценки является вариант сравнительной оценки нескольких образцов, предъявляемых одновременно, с последующим выбором образца, производящего наиболее благоприятное визуальное впечатление.

Если использовать балльный метод оценки при последовательном предъявлении образцов возникает проблема памятного сохранения экспертом зрительных образов наилучших образцов (при их значительном количестве) с целью выявления наилучшего среди примерно равных по зрительному восприятию. В этой связи, а также в связи с тем, что количество образцов достаточно велико — 72 (и их одновременная оценка затруднена), для оценки контраста печатных публикаций и установления его оптимального значения из общего массива образцов формируются 12 групп, содержащих по 6 тестовых образцов.

В каждую группу входят образцы с основным текстом, одинаковым по размеру и насыщенности шрифта, и заголовком, одинаковым по размеру шрифта, но различной насыщенности. Между собой группы отличаются насыщенностью основного текста и размером шрифта заголовка.

Описываемая оценка осуществляется в три этапа: отборочный тур, полуфинальный тур, финальный тур.

Выбранному (одному из шести) в каждой группе на первом этапе образцу присваивается ранг величиной в один балл, невыбранным образцам — ноль баллов.

Из двенадцати выбранных в отборочном туре образцов формируются две группы. Первые шесть образцов формируют первую группу, остальные — вторую. В каждой группе снова выбирается один — наиболее привлекательный образец.

Выбранному образцу присваивается ранг величиной в два балла, невыбранным образцам — ноль баллов. В итоге остается по одному образцу из каждой полуфинальной группы. Из них эксперт выбирает наиболее привлекательный по оформлению образец. Ему присваивается ранг величиной в четыре балла.

Для каждого тестового образца подсчитывается сумма набранных баллов и на основе полученных результатов выбираются тестовые образцы с наивысшими суммарными рангами, значительно превышающими суммарные ранги остальных.

110 100

,■,■,■,1,1

шд

и

шш

|||

1 2 3 4 5 6

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 171819 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 5152 53 54 55 56 57 58 59 60 6162 63 64 65 66 67 68 69 70 7172

Номер тестового образца

а

Номер тестового образца б

■Т-АЛА^МШЬгшг- -1-11

□ п п II IIП п II

12345678 9 10 11 12 13 1415 16 17 18 1920 2122 2324 25 2627 2829 3031 32 3334 3536 3738 3940 4142 4344454647 4849 50 5152 5354 55 5657 5859 6061 62 63646566 67 68 69 7071 72

Номер тестового образца

в

130 -120 -110 -100 -90 -80 -70 -' 60 -• 50 -40 -30 -

Ш

ш

12345678 9 1011121314151617 1819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455 5657585960616263646566676869707172

Номер тестового образца

Рис. 2. Диаграммы экспертной оценки печатных публикаций (тестовых образцов) на цветных подложках: а — оранжевой, б — зеленой, в — желтой, г — розовой

20

10

г

Насыщенность (Н) текстового набора основного текста и заголовка (единица уровня яркости) и контраст (К) наилучших тестовых образцов печатных публикаций, распечатанных на оранжевой подложке

Место Номер образца Суммарный ранг Параметры набора Н ср К, ед. ур. ярк.

1 50 54 основной текст (кегль 10 пт, начертание среднее) 159,49 9,29

заголовок (кегль 20 пт, начертание полужирное) 150,2

2 48 52 основной текст (кегль 10 пт, начертание среднее) 157,23 41,63

заголовок (кегль 16 пт, начертание темное) 115,6

3 36 51 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное узкое) 160,46 15,66

заголовок (кегль 20 пт, начертание темное) 144,8

Таблица 3

Насыщенность (Н) текстового набора основного текста и заголовка (единица уровня яркости) и контраст (К) наихудших тестовых образцов печатных публикаций, распечатанных на оранжевой подложке

Номер образца Суммарный ранг Параметры набора Н ср К, ед. ур. ярк.

1 0 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное) 161,80 40,57

заголовок (кегль 12 пт, начертание полужирное) 121,23

4 2 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное) 162,50 11,66

заголовок (кегль 12 пт, начертание полужирное узкое) 150,84

7 2 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное) 162,23 43,08

заголовок (кегль 16 пт, начертание полужирное) 119,15

Таблица 4

Насыщенность (Н) текстового набора основного текста и заголовка (единица уровня яркости) и контраст (К) наилучших тестовых образцов печатных публикаций, распечатанных на зеленой подложке

Место Номер образца Суммарный ранг Параметры набора Н ср К, ед. ур. ярк.

1 67 41 основной текст (кегль 10 пт, начертание среднее узкое) 148,9 11,58

заголовок (кегль 20 пт, начертание полужирное) 137,32

2 52 40 основной текст (кегль 10 пт, начертание среднее) 148,33 8,43

заголовок (кегль 20 пт, начертание полужирное узкое) 139,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 40 38 основной текст (кегль 10 пт, начертание среднее) 148,5 8,7

заголовок (кегль 12 пт, начертание полужирное узкое) 139,8

Насыщенность (Н) текстового набора основного текста и заголовка (единица уровня яркости) и контраст (К) наихудших тестовых образцов печатных публикаций, распечатанных на зеленой подложке

Номер образца Суммарный ранг Параметры набора Н ср К, ед. ур. ярк.

1 6 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное) 159,60 19,87

заголовок (кегль 12 пт, начертание полужирное) 139,73

8 6 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное) 159,89 20,83

заголовок (кегль 16 пт, начертание полужирное) 139,06

4 7 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное) 160,30 21,3

заголовок (кегль 12 пт, начертание узкое) 139

Таблица 6

Насыщенность (Н) текстового набора основного текста и заголовка (единица уровня яркости) и контраст (К) наилучших тестовых образцов печатных публикаций, распечатанных на желтой подложке

Место Номер образца Суммарный ранг Параметры набора Н ср К, ед. ур. ярк.

основной текст (кегль 10 пт, начертание среднее) 169,36

1 51 68 заголовок (кегль 20 пт, начертание полужирное узкое) 152,39 16,97

2 48 52 основной текст (кегль 10 пт, начертание среднее) 167,89 22,36

заголовок (кегль 16 пт, начертание темное) 145,53

3 50 51 основной текст (кегль 10 пт, начертание среднее) 167,16 8,63

заголовок (кегль 20 пт, начертание полужирное) 158,53

Таблица 7

Насыщенность (Н) текстового набора основного текста и заголовка (единица уровня яркости) и контраст (К) наихудших тестовых образцов печатных публикаций, распечатанных на желтой подложке

Номер образца Суммарный ранг Параметры набора Н ср К, ед. ур. ярк.

1 3 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное) 174,92 20,06

заголовок (кегль 12 пт, начертание полужирное) 154,86

13 3 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное) 175,85 21,64

заголовок (кегль 20 пт, начертание полужирное) 154,21

3 4 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное) 174,36 21,23

заголовок (кегль 12 пт, начертание полужирное узкое) 153,13

Насыщенность (Н) текстового набора основного текста и заголовка (единица уровня яркости) и контраст (К) наилучших тестовых образцов печатных публикаций, распечатанных на розовой подложке

Место Номер образца Суммарный ранг Параметры набора Н ср К, ед. ур. ярк.

1 52 48 основной текст (кегль 10 пт, начертание среднее) 176,79 14,65

заголовок (кегль 20 пт, начертание полужирное узкое) 162,14

2 54 45 основной текст (кегль 10 пт, начертание среднее) 177,27 24,58

заголовок (кегль 20 пт, начертание темное) 152,69

3 53 44 основной текст (кегль 10 пт, начертание среднее) 175,74 23,45

заголовок (кегль 20 пт, начертание темное) 152,29

Таблица 9

Насыщенность (Н) текстового набора основного текста и заголовка (единица уровня яркости) и контраст (К) наихудших тестовых образцов печатных публикаций, распечатанных на розовой подложке

Номер образца Суммарный ранг Параметры набора Н ср К, ед. ур. ярк.

1 4 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное) 184,9 18,9

заголовок (кегль 12 пт, начертание полужирное) 166

4 4 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное) 182,14 16,65

заголовок (кегль 12 пт, начертание полужирное узкое ) 165,49

19 4 основной текст (кегль 10 пт, начертание книжное узкое ) 180,51 14,51

заголовок (кегль 12 пт, начертание полужирное) 166

В экспериментах по определению оптимального контраста графического образа страницы [5, 6] участвовало 70 экспертов. Результаты экспертной оценки образцов, отпечатанных на белой бумаге, приведены на рис. 1. Коэффициент конкордации Ш (общий коэффициент ранговой корреляции для группы, состоящей из 70 экспертов) в проведенных исследованиях равен 0,67, что говорит о высокой степени согласованности мнений экспертов.

Проведенные исследования показали, что оптимальный контраст графического образа страницы печатной публикации должен составлять 50 — 60 единиц уровней яркости [5, 6].

Проведенные исследования и типографическая практика показывают, что публикации с высоким контрастом воспринимаются во всех отношениях лучше малоконтрастных. Наиболее приемлемым и удобным для чтения остается черный текст на белом фоне. Однако на сегодняшний день для реализации различных дизайнерских решений широко используются цветные подложки.

Цель настоящих исследований — оценка восприятия печатных публикаций, выполненных на различных цветных подложках (табл. 1), экспертами с последующим выбором образца, производящего наиболее благоприятное визуальное впечатление.

Оценка производилась с использованием методики, разработанной в [5, 6], а насыщенность текстового набора определялась с использованием модернизированного программно-инструментального метода определения насыщенности текстового набора [7, 8].

Результаты экспертной оценки приведены на рис. 2, а насыщенность (Н) текстового набора основного текста и заголовка (единица уровня яркости) и контраст (К) наилучших и наихудших с точки зрения восприятия тестовых образцов печатных публикаций, распечатанных на различных подложках, в табл. 2 — 9.

Коэффициент конкордации Ш (70 экспертов) в проведенных исследованиях равен 0,94, 0,94, 0,53,

0,69 соответственно для оценок печатных образцов, выполненных на оранжевой, зеленой, желтой и розовой подложках, что говорит о высокой степени согласованности мнений экспертов.

На основании анализа экспериментальных данных не установлено корреляции между контрастом печатных публикаций, выполненных на цветных подложках, и позитивной оценкой графического образа. Экспертами оцениваются как производящие наиболее благоприятное визуальное впечатление образцы с меньшим контрастом и наоборот. В некоторых случаях имеет место перекрестная оценка.

Следовательно, цвет подложки является фактором специфического влияния на визуальное восприятие печатного текста помимо контраста, определяемого на основе только яркостных показателей.

Таким образом, требуются дальнейшие исследования, направленные на разработку новых дополнительных показателей оценки графического образа печатных публикаций, учитывающих цветовые дизайнерские решения, а также на усовершенствование соответствующих методик.

Библиографический список

5. Сысуев, И. А. Определение оптимального контраста графического образа страницы печатных публикаций / И. А. Сысуев, О. А. Тимощенко, Ю. С. Григорова // Динамика систем, механизмов, машин : материалы VIII междунар. науч.-техн. конф. В 2 кн. Кн. 1. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. — С. 282-285.

6. Сысуев, И. А. Определение оптимального контраста графического образа страницы печатных и электронных публикаций / И. А. Сысуев, О. А. Тимощенко, Ю. С. Григорова // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. - 2013. - № 2 (120). - С. 328-331.

7. Сысуев, И. А. Исследование влияния цвета бумаги на насыщенность графического образа страницы печатных публикаций / И. А. Сысуев, Е. А. Державина, И. В. Пруд // Инновационные решения при реструктуризации логистических систем : материалы заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Омск, 2014. - С. 49-52.

8. Сысуев, И. А. Влияние цвета бумаги на насыщенность текстового набора и контраст графического образа страницы печатных публикаций / И. А. Сысуев, И. В. Пруд, Е. А. Державина, О. Е. Сердюк, В. В. Скитченко // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. - Омск, 2015. -№ 1 (137). - С. 107-109.

1. Сысуев, И. А. Программно-инструментальный метод определения насыщенности текстового набора электронных публикаций / И. А. Сысуев // Динамика систем, механизмов, машин : матер. VII междунар. науч.-техн. конф. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. - С. 327-330.

2. Григорова, Ю. С. Программно-инструментальный метод определения насыщенности текстового набора печатных публикаций / Ю. С. Григорова, О. А. Зырянова, И. А. Сысуев, О. А. Тимощенко // Полиграфия: технология, оборудование, материалы : материалы заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - С. 54-58.

3. Воробьева, А. С. Насыщенность текстового набора электронных публикаций / А. С. Воробьева, И. А. Сысуев // Полиграфия: технология, оборудование, материалы : материалы заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - С. 39-45.

4. Воробьева, А. С. Программно-инструментальный метод определения насыщенности текстового набора печатных и электронных публикаций / А. С. Воробьева, Ю. С. Григорова, О. А. Зырянова, И. А. Сысуев, О. А. Тимощенко // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. - 2010. -№ 2 (90). - С. 228-231.

СЫСУЕВ Игорь Александрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Оборудование и технологии полиграфического производства».

ПРУД Ирина Валерьевна, магистрант гр. ТПМ-141 факультета элитного образования и магистратуры. СЕРДЮК Ольга Евгеньевна, студентка гр. ТП-121

нефтехимического института.

СКИТЧЕНКО Виктория Викторовна, студентка гр. ТП-121 нефтехимического института. ВАСИЛЕВИЧ Ксения Витальевна, студентка гр. ТП-121 нефтехимического института. ЕПИФАНЦЕВА Кристина Александровна, студентка гр. ТП-131 нефтехимического института. ФЕДОРЧУК Марина Фёдоровна, ведущий инженер научного издательства, магистрант гр. ТПМ-151. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.09.2015 г. © И. А. Сысуев, И. В. Пруд, О. Е. Сердюк, В. В. Скитченко, К. В. Василевич, К. А. Епифанцева, М. Ф. Федорчук

Книжная полка

655.3/Л64 Литунов, С. Н.

Защита печатной продукции от подделки : учеб. пособие по профилю «Технология полиграфического производства» направления 261700.62 «Технология полиграфического и упаковочного производства» при изучении дисциплины «Защита печатной продукции от подделки» / С. Н. Литунов; ОмГТУ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. - 99 с.

Приведены способы защиты печатной продукции от подделки в порядке, определяемом технологическими процессами получения печатной продукции. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению «Технология полиграфического и упаковочного производства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.