УДК 655.3.06
АНАЛИЗ ВОСПРИЯ~ИЯ ПЕЧАТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ НА БЕЛОЙ И ЦВЕТНОЙ ПОДЛОЖКАХ
II А. Сысуев, К В. Васнлсзнч В. В. С'ктченко. О. Е. Сердюк. Н. Н. Козина Оигучй :пгудпргтйрмнин технический университет, г Омск, Растя
Аннотация - В стать* рассматриваются вопросы, относящиеся к созданию привлекательного и удобочитаемого внешнего графического облика регулярных страниц печатных публикаций. Актуальность темы обусловлена необходимостью объективной оценки типографического оформления печатных издании. Цель работы — оненкг восприятия графического образа регулярных страниц печатных публикаций. характеризуемы! различным контрастом и выполненных на белой и цветных подложках. Приведены методики определения насыщенности текстового набора, формирования тестовых образцов п опенки восприятия графического образа регулярных страниц печатных публикаций. Приводятся данные, отно-ехшшчн к ылсышеннони декоувию набора а кон1расп 1 рафнческш и образа оранни йена!ныл тб.ш-кацип. Исследовано восприятие печатных публикаций. выполненных на белой и цветной подложках. Дтя печатных публикаций, выполненных традиционно: черный цвет символов шрифта - белая подложка. позитивное восприятие определяется высоким контрастом графического образа страницы. Дтя публикаций с черным цветом символов шрифта, выполненных на всех цветных подложках, корреляции между высоким контрастом графического образа страницы и рангом положительной оценки не выявлено.
Ключевые слова: графический образ страницы, печатные публикации, насыщенность текстового набора, контраст, цветная подложка.
I. Введение
Технологические процессы подготовки печатных публикаций имеют своей целью создание макетов страниц будущих изданий, учитывающих не только существующие нормативные технические требования, но и типографическое оформление, определяющее внешнюю привлекательность н удобочитаемость текстов. Типографическая практика и исследования, проводившиеся в этой области, показывают, что наиболее привлекательными для читателя выглядят стрсшщы. характеризуемые плоским контрастом.
Впервые подобные выводы были сделаны Э. Рулером в его ставшей классической книге «Тнпографика» ['.]. Исследованию удобочитаемости печатных текстов посвящено значительное количестве исследовании. Однако в контексте проводимых исследовании нас интересует сценка внесшей привлекательности графического образа текстовых документов, причем не столько субъективная, сколько объективная. Этим вопросам посвящены работы 1990-х гг.. в частности. Р. Унльмс п Р. Паркера [2—4] н начата 2000-х гг. — Р. Брннгхсрста. Цж. Фсличи. Дж. МакВеида [5-8].Вуказанных работах сформулированы критерии опенки привлекательности Енепшего облика страниц печатных и электронных публикаций, сформулироьаны основные принципы дизайна текстовых документов. Работы в этой области в Омском государственном техническом университете (ОмГГУ) были начаты в 2010 г. [9].
В связи с вышесказанным разработка объективных показателен оценки н изучение всепрнятня различных по контряпу аняк<то--рафическтгк комгочитщй отпечатанных на цветных подложка* (бумагах) ттяюггя актуальными
Д. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Объективная оцгнка привлекательности графического образа страниц печатных публикаций весьма сложный процесс, поскольку связана с субъективным восприятием наблюдателя (человеком) Кроме того, современные дизайнерские решения достаточно часто предполагают размещение текста на цветном фоне.
Цель настоящего исследования - оценка восприятия графического образа регулярных страниц печатных публикаций, характеризуемых различным контрастом и выполненных на белой и цветных подложках.
Ш. Теория
Текст (текстовой набор)создаег на странице определенный опенок серого цвета: обычная печатная публикация выполняется на белой бумаге, а цвет символов шрифта - черный [б]. Указанный огтеЕок серого цвета предложено характеризовать показателем насышенЕости текстового набора [?]. Указанной оттенок серого цве-
та определяется такими параметрами текстового набора, как рисунск. насыщенность шрифта, кегль (размер шрифта), интерлиньяж (определяющий межстрочный пробел}, величина трекннга (определякшая велнчин>г межсимвольных пробелов).
Поскольку указанный выше оттенок серого цвета, создаваемый текстовым блоком, как параметр применим только к значительной площади (несколько квадратных дециметров) насыщенность текстового набора не мс-жег быть измерена прЕборно. так как апертура фотометра имеет порядок кв. мм. Это поззоляет сделать разработанный и апробированный в ОмГТУ программно-инструментальный метод определения насыщенности текстового набора печатных и электронных публикаций.
Указанный метод заключается в следующем Изображение страницы текста импортируют в программу растровой графики Adobe Photoshop. Если публикация электронная, то эта операция производится с помощью опции Prjit Screen. Если публикация печатная.то страницу текста сканируют н сохраняют в формате TIEF, а затем открывают в программе. В открытом в программе Adobe Photoshop изображении страницы текста с пс-мошью инструмента «Прямоугольная область» выделяется прямоугольная площадка, включающая в свой состав не хенее 100 ООО пикселов. С помощью программного фильтра «Размытие» - «Среднее»' производится размытие выделенной прямоугольной площадки. В результате такой операции площадка приобретает определенный едноролный оттенок серого цвета. В окне «Гистограмма» считывают среднее значение показателя «Уровень яркости», которое может изменяться в диапазэне от 0 до 255 условных единиц Указанное значение как раз и будет являться оценкой оттенка серого цвета, которым характеризуется любой текстовой набор [9].
Контраст графического образа регулярной страницы публикации, содержащей только основной текст н заголовок. определяется соотнсшеннем составляющих графическую композицию черного, серого и белого прс-странетв. Наибольшим по обьему на регулярной с транше публикации является серое пространство, которое формирует основной текст. Черное пространство формируется насыщенными (полужирный, жирный, темный, черный) заголовочными шрифтами, графическими элементами (линейки, ташки и т. п.). иллюстрациями. Белое пространство формируется пробелами (в т. ч. полями страницы). Серое и черное пространства характеризуются определенными оттенками серого цвета, светлота которых определяется, как указывалось выше, насыщенностью используемых шрифтов а параметрами текстового набора (кегль, интерлиньяж, величина тренинга}.
Контраст графического образа регулярной страницы печатных н электронных публикаций определяется как К=Нот-Нг. где К - контраст регулярной страницы публикации: Ноп - насыщенность текстового набора осное-ного текста (единицы уровня яркости - ед ур. ярк.); Н- - насыщенность текстового набора заголовка (ед. vp. ярк).
Для того чтобы установить значение оптимального контраста следует сформировать значительное количество тест-объектов, которые в дальнейшем будем именовать тестовыми образцами. Такие тестовые образцы должны содержать основной текст н заголовок с различным соотношением их насыщенностей Нж и Н3. При этом необходимо выбрать гарнитуру шрифта, которая имеет в своем составе разнообразные начертания в большом количестве.
Поскольку в контексте проводимых исследований речь идет о визуальной оценке восприятия требуется использование метода экспертной оценки. Так как для достоверности статистической оценки количество образцов будет велико, являются целесообразными их распределение по группам и по «тайное выполнение оценки [10].
IV. Результаты экспериментов
В проведенных экспериментальных исследованиях было сформировано 72 варианта тестовых регулярных страниц. Набор основного текста и 1аголопков был выпэлпеп с использованием шрифта Franklin Gothic, коте рый содержит не менее 40 разнообразных начертаний (з силу чего и был выбран для проводимых исследовании). При этом з тестовых образцах страниц содержались различные варианты сочетаний кеглей и начертании указанной гарнитуры, которыми набирались основной текст н заголовки.
Тестовые образцы распечатывались на черно-белом лазерном принтере LaserJet Pro 400с параметрами печз-тн по умолчанию на Оелой бумаге «Снегурочка» (550 г/м2).
Для оценки контраста графического образа регулярных страниц текста (цвет символоз шрифта — черный, цвет бумаги (фона) белый; применяли метод экспертной оценки, сущность которого заключается в :ледук щем.
На первом этапе 72 варианта тестовых образцов распределяются по 12 группам, каждая из которых содержит по б образцов. Эксперт производит одновременную оценку всех шести образцов каждой группы, находящихся в голе зрения осразцоЕ. выбирая один, который, произведет наиболее благоприятное визуальное впечатление. Этому ооразцу присваивается ранг, равный одному балл}', а остальным — нулю оаллов.
и С.
с. я £
s-, V
H
с.
s
I
с.
il
я С-
£
С
с >=
О.
Г) 2
S
ё*
о £
На втором этапе нз 12 отобранных образцов формируют две группы — также как н в первом случае по 6 о6-разпов в каждой. Большее количество образцов в группе нецелесообразно, поскольку, с одной стороны, затруднит оценку и выбор, а с другой —образцы формата А- не будут целиком умещаться в поле зрения). Эксперт еновь производит выбор одного образца и шести в группе Этому тестовому образцу присваивается ранг, равный двум баллам, а остальным — нулю баглов.
Иа третьем этапе из двух отобранных на предыдущем этапе образцов эксперт выбирает один наилучший (ш ьссх 72 варианшз), и ему присваиваемо. раш. равный чехыисм баллам.
После оценки тестовых образцов вссмн экспертами (респондентами) подсчнгквастся суммарное количество баллов, которое набрал каждый ез тестовых образцов. — суммарный ранг экспертной опенки.
В описываемых исследованиях принимали участие 70 респондентов. Результаты оценки контраста графического образа регулярной страницы печатной публикации приведены на рис.1.
Рассчитанное значение коэффициента конкордацин для группы из 70 респондентов составило 0.667. 'Это ознзчает. что согласованность оценок респондентов высокая.
Из рис. 1 нилно. чш суммарные ранш 1рех образцов (№ 11 — суммарный раш 125, >2 14 — Б4 и № 30 — 61 с показателями контраста 58. 47 и 60 единиц уровня яркости соответственно» в значительной стспснн превышают суммарные ранги других.
Образцы, набравшие средние по значениям ранги (от 1Э до 30 баллов), характеризуются контрастом в пределах 13-30 единиц уровня яркости а образцы с наименьшими рангами (от 0 до 10 баллов) — контрастом в пределах 4-8 единиц.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том. что для черно-белых печатных публикаций (цвет символов шрьфга — черный. цвс1 бумаги — белый) значение величины ошимально.о кошрасга должно находиться в интервале ¿0-60 сд. ур. ярк. [10].
Полученная зависимость экспертной оценки (величина суммарного ранга) от контраста графического образа текста черно-белого печатного документа представлена на рис. 2.
140 ^ 120 2. юо | 80 I 60
1 40 6 20 0
♦
♦
10
20 30
Контраст
40
50
Рис. 2. Результаты опенки Еоспризтнд печатной публикации: график зависимости суммарного ранга от контраста. Подлсжкл — белая
Анализ полученной зависимости показывает, что наиболее благоприятное визуальное впечатление производят образцы регулярной страницы текста с более зысокнм контрастом.
Сегодня в графическом дизайне при принятии конкретных оформительских решений широко используются цвета и фактуры запечетыэаемых бумаг п картонов, технологические возможности печати современных моде гей лазерных и струйных принтеров Дизайн печатной продукции hi щетных бумагах требует учета технологических параметров набора и верстки гекстоз. В частности, следует учитывать рисунок шрифта особенности используемых начертаний, размер шрифтз и его соотношение с интерлиньяжем, вид применяемого трекинга. Это обуславливает необходимость оценки как контраста графического образа печатного текста, сформированного на странице публикации, так и качества его восприятия.
IIa основании вышеизложенного в рамках настоящей работы быта выполнены исследования особенностей Еоспрнатти графзгтеского образа текста (цвет символов черный), отпечатанного по цветных бумаггх четырех различных ттнлтод Была иополкчоняна однородно тоннронянняя бумага '80 г/кг) Maestro color 'серия neon) Колориметрические параметры использованных бумаг различных цветов:
- оранжевый (соответственно коердинаты цвета L*; а*; Ь*)- 87.46: 35.00: 75,11;
- зеленый - 95,55; -40.85; 81.59:
- желтый- 96.32;- 23,5X90.62;
-розовый (светлый пурпурный)- 86.87; 52.80; 12,11.
Тестовые образцы рагпечатшситгч на черно-белом лазерном принтере Тя^егТег Р-о 400г параметрами печати по умолчанию, а оценка восприятия проводилась согласно методике, описанной выше.
Рассчитанные значения общего коэффициента ранговой корреляции (полученные для группы, включающей 70 респондентов) составили соответственно 0.937, 0.942, 0534 и 0.687 для подложек оранжевого, зеленого, желтого и светло-пурпурного цветов. Это означает, что согласованность оценок ре:пондентов высокая. Результаты проиеденных опросов жспертои представлены на рис
♦
♦
* < <
♦ ♦♦♦♦ • 1 >
0 5 10 15 20 25 20 35 Контраст
Рис. 3. Результаты опенки восприятия печатной публикации: график зависимости суммарного ранга от контраста. Подложка — оранжевая
♦ ,
♦ + +
п * ♦
* 4»
V
— ♦
0 5 10 15 2Э 25 30 35 40
иснраст
Рис. 4. Результаты оценки восприятия печатной публикации: график зависимости суммарного ранга от контраста. Подложка — зеленая
♦
♦ й ♦
♦ Г Л* ♦ ♦
♦ ♦ # ♦
♦ Л* 1 V * < ♦♦ ♦ ♦
О 10 20 30 40 50
Контраст
Рис. 5. Результаты оценки восприятия печатной публикации: график зависимости суммарного ранга от контраста. Подложка — желтая
£ 50
40
30 20 10 0
+ 4
jt * ♦
• Ь* *
♦ 7\ 1 *
+ *
10
15 2D Контраст
25
30
35
Рис. 6. Результаты оценки восприятия печатной публикации: график зависимости суммарного ранга от контраста. Подложка — розовая
V Обсуждение результатов Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы.
Имеет место корреляция между высоким значением оценки позитивности визуального восприятия графического образа печатного текста, оформленного традиционно: черный цвет символов шрифта - белая подложка, н высоким значением показателя контраста.
Для печатных текстов с черным цветом символов шрифта, выполненных на всех цветных подложках: корреляции между высоким значением показателя контраста и значением ранга положительной экспертной оценки выявить не удалось. "Это означает, по нашему мнению, что визуальное восприятие текста, отпечатанного на цветной подложке, необходимо оценивать с учетом цветовых параметров, а не только с использованием показателя контраста. Иными словами, не только с учетом яростных показателен (как в случае с контрастом), но е цветностных.
VI. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ В свя5н с вышеизложенным представляется целесообразным проведение дальнейших исследований с тем чтобы разработать дополнительные показатели, пошоляюгцпе выполнять оценку восприятия печатных текстов с учетом цветовых показателей фона, на котором они будут размещаться, а таске направленных на усовершенствование методик оценки, учитывающих как яркостные. так и цветовые параметры.
Список литературы
1. Ruder P. Е. Typographic.Hastings House Publishers. 1981.
2. William R. The non-designer's type boot: insights and techniques for creating professional-level type.Peachpit Press. Berkeley. California. 1994.
3. Williams R The non-designer's design book: design and typographic principles for the visual novice.Peachpit Press, 1994.
4. Parker R. Looking good in print. Ventana Press. 1397.
5. Bringhurst R. The elements of typographic style.Hartley & Marks Publishers Inc. Vancouver, 2002.
6. Felici J. The complete manual of tipography: a guide to setting perfect type .Adobe Press: 2003.
7. McWade J. Before & After Page design.Peachpit Press, 2004.
8. Токарь О. В. Удобочитаемость современных текстовых шрифтов: науч. нзд.Мннск: Современная школа. 2007.
9. Воробьева А. С.. Тригорова Ю. С., Зырянова О. А. Сысуев И. А.. Тимощенко О. А Программно-инструментальный метод определения насыщенности текстового набора печатных и электронных публикаций П Омский научный вестннк.2010. № 2 (90).С. 228-231.
10. Сысуев И. _А_. Тимощенко О. А. Грнгорова Ю. С. Определение оптимального контраста графического образа страницы печатных п электронных публикаций// Омский научный вестник. 2013.№ 2 (120). С. 328-331.