Научная статья на тему 'Оценка внетранспортного эффекта от создания высокоскоростных железнодорожных магистралей на примере ВСМ-2 на участке Москва-Казань'

Оценка внетранспортного эффекта от создания высокоскоростных железнодорожных магистралей на примере ВСМ-2 на участке Москва-Казань Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТИ / ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ВНЕТРАНСПОРТНЫЙ ЭФФЕКТ / EVALUATION / EFFICIENCY / HIGH-SPEED PASSENGER SERVICES / OUTRANSPORT EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникеева-науменко Л. О., Капля И. А., Рязанова И. Н.

В статье рассмотрены основные методические подходы по оценке внетранспортного эффекта от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ-2 на участке Москва-Казань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аникеева-науменко Л. О., Капля И. А., Рязанова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE OUTRANSPORT EFFECT OF CREATING A HIGH-SPEED RAIL LINES IN THE EXAMPLE OF VSM-2 ON THE MOSCOW-KAZAN

In the article the basic methodological approaches to assess the effect of outransport construction of high-speed rail VSM-2 on the Moscow-Kazan.

Текст научной работы на тему «Оценка внетранспортного эффекта от создания высокоскоростных железнодорожных магистралей на примере ВСМ-2 на участке Москва-Казань»

страны и ее граждан обусловливает необходимость постоянного развития и совершенствования системы военно-экономической безопасности Российской Федерации. События последнего время на западных границах с Россией, Ближнем Востоке еще раз подтверждают, что сегодня для обеспечения обороноспособности государства первостепенное значение приобретает проблема укрепления не только ее общеэкономического, но и военно-экономического потенциала.

Литература:

1. Глобальный аэронавигационный план на 2013-2028 гг. - Монреаль, Канада: Международная организация гражданской авиации, 999 University Street, 2013.

2. Моисеенко И.Н. Развитие системы организации воздушного движения. Оборонный аспект. Монография.- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016.

3. Федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 го-ды)» / Утверждена постановлением Правительства РФ от 01.09.2008 г. № 652 (в .редакции постановления Правительства РФ от 09.03.2013 г. № 202).

4. Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 года Пр-804 [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902344136 (дата обращения 15.06.2016).

5. Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. № 605 «О государственном регулировании воздушного пространства Российской Федерации»./ Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3077.

6. Федеральный закон РФ от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные

общества, имею-щие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». // Российская газета, 7 мая 2008 г.

7. Хачатурян К.С. Экономические факторы, влияющие на развитие социального партнерства государства и бизнеса // Транспортное дело России, 2011, № 7.

8. Петров Д.М., Хачатурян А.А. Проблемы создания интегрированных структур кластерного типа в оборонно-промышленном комплексе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, № 21.

9. Андреева Е.В., Хачатурян К.С. Современные тенденции управления человеческими ресурсами предприятий оборонного сектора экономики страны // Экономика и предпринимательство, 2013, № 12-2.

10. Хачатурян А.А., Вдовин С.А. Некоторые формы продвижения российских вооружений на мировом рынке // Экономика и предпринимательство, 2013, № 12-2.

11. Хачатурян А.А., Синько В.А. Роль информационных технологий в управлении рисками на промышленных предприятиях // Электронный научный журнал Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление, 2013, № 4.

12. Хачатурян А.А. Концептуальные вопросы системы менеджмента качества по учёту затрат на производство продукции // Электронный науч-ный журнал Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление, 2013, № 2.

13. Хачатурян К.С. Сущность и функции социально ответственного бизнеса // Армия и общество, 2011, № 1.

14. Рыжова Ю.И., Хачатурян К.С. Тенденции, функции, цели и задачи развития системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 11-2.

15. Булава И.В., Кондратьева Е.А., Хачатурян К.С., Чистов И.В. Фи-нансовая стратегия инновационного развития предприятия. -М., 2012.

УДК 656.2.022.846

ОЦЕНКА ВНЕТРАНСПОРТНОГО ЭФФЕКТА ОТ СОЗДАНИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ

ВСМ-2 НА УЧАСТКЕ МОСКВА-КАЗАНЬ

Аникеева-Науменко Л.О., к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГБОУВО «Московский государственный

университет путей сообщения императора Николая II» (МИИТ) Капля И.А., магистр, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II» (МИИТ) Рязанова И.Н., магистр, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II» (МИИТ)

В статье рассмотрены основные методические подходы по оценке внетранспортного эффекта от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ-2 на участке Москва-Казань.

Ключевые слова: оценка, эффективности, высокоскоростные пассажирские перевозки, внетранспортный эффект.

EVALUATION OF THE OUTRANSPORT EFFECT OF CREATING A HIGH-SPEED RAIL LINES IN THE EXAMPLE OF VSM-2 ON THE MOSCOW-KAZAN

Anikeeva-Naumenko L., Ph.D., associate Professor of the Economics and Management of Transport chair, FSEIHE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT) Kaplya I., magister, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT) Ryazanova I., magister, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT)

In the article the basic methodological approaches to assess the effect of outransport construction of high-speed rail VSM-2 on the Moscow-Kazan.

Keywords: evaluation, efficiency, high-speed passenger services, outransport effect.

Высокоскоростная магистраль - это то, что поможет нашей стране повысить уровень экономики, транспортные связи между регионами и добиться интеграции в мировую транспортную систему. В отличие от России, зарубежные страны уже давно вошли в эру высокоскоростного движения. На сегодняшний день протяженность ВСМ линий в эксплуатации по всему миру составляет свыше 10 тыс. км. Что касается нашей страны, то о высокоскоростном движении серьезно задумывались еще в 20 веке. В 1991 году был подписан указ Президента РФ «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва". Про-

водились множества испытания, на тот момент поезда «Сокол» на линии Санкт-Петербург - Москва, который развил максимальную скорость 236 км/ч в 2001 году. Но из-за проблем в экономике, отсутствие должного финансирование, его разработка была приостановлена. В 2006 году, для совершенствования управления проектами, была создана дочерняя компания ОАО «РЖД» ОАО «Скоростные магистрали», что позволило повысить эффективность деятельности в этой сфере [5].

Предполагается, что в недалеком будущем в России появится целая сеть высокоскоростных магистралей, что позволит снизить

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2016 | 83

нагрузку на существующие инфраструктурные мощности, три основных маршрута: Москва-Санкт-Петербург, Москва-Адлер и Москва - Казань, с дальнейшим продлением до Екатеринбурга. Общая протяженность составит около 4,3 тыс. км. высокоскоростных линий и 7 тыс. км. протяженность скоростных линий к 2030 году. Реализация данных проектов позволит:

■ разгрузить железнодорожные и автомобильные магистрали;

■ повысить мобильность всех групп населения, увеличить приток российских и иностранных туристов в регионы нашей страны

■ применять высотехнологичный подвижной состав;

■ повысить эффективность распределения пассажиропотоков по сети железных дорог [4]

■ обеспечить комплексное взаимодействие различных видов транспорта в сфере пассажирских перевозок[2]

На данный момент приоритетным направлением строительства магистрали является участок Москва-Казань. Протяженность его составит 770 км. Возможная максимальная скорость на участке составит 400 км/ч. Вместо 14 ч. 7 мин. до Казани можно будет добраться за 3 ч. 30 мин. Именно реализация этой ВСМ будет начальным этапом становления такого рода движения в нашей стране.

Пролегание нового железнодорожного пути в районах, где такого не существовало или существовало только в ограниченных направлениях, обычно вызывает общественный резонанс и оказывает огромное влияние на зоны тяготения железной дороги. Такое явление называется внетранспортным эффектом от реализации того или иного проекта.

Для более наглядной иллюстрации внетранспортного эффекта возможно вывести некоторые формулы положительных влияний от строительства ВСМ-2:

1. Рассмотрим из чего будет складываться положительный эффект для государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он будет формироваться за счет роста прибыли строительных организаций, получивших большое количество заказов при строительстве ВСМ-2 на участке Москва-Казань, а также роста стоимости имущества этих организаций. Также необходимо учесть рост налога на добавленную стоимость:

^Е^" = ^КП _ ^ИДС _ ^НИ

ции

'Е-1ДС

мость

э

"' - дополнительная сумма налога на имущество[1] Дополнительные поступления налога на прибыль:

энп = (2ПГ+2П£п)Лш/1оо Хп Г

энп = (2ПГ+£П£п)Лп/1оо

э = (у пдзп £ пдпп к

ни и-11™ )**ЛЖ/Ю0

I п?тзп

где " - Дополнительная прибыль организаций, которая

будет складываться благодаря получению дополнительных заказов и увеличению объемов производства строительных материалов

- Дополнительная прибыль железнодорожной компании-перевозчика, за счет увеличения мобильности пассажиров

Р-" и

" ■ - Ставка налога на имущество, %

2. Удовлетворение спроса на перевозки (если спрос превышает предложение). В этом случае появление высокоскоростного движения позволит увеличить пассажиропоток за счет привлечения пассажиров, которые ранее использовали авиасообщение (в связи с сокращением времени в пути), и за счет повышения интенсивности движения (один пассажир сможет совершить большее число поездок, за счет сокращения времени в пути).

пу

где, - прибыль после уплаты налогов, приходящийся на одного перевезенного пассажира

- объем перевезенных пассажиров при существующей сети железных дорог, пасс ./год

- объем перевезенных пассажиров при эксплуатации высокоскоростной магистрали, пасс./год

3.Эффект от высвобождения личного свободного времени пассажиров, благодаря сокращению времени движения подвижного состава почти в 2 раза, который может привести к увеличению прибыли торгово-развлекательных центров, а также развитию туристической индустрии:

^ЕЕ _ ту ЕС

ЕИ

Днл ~~ Д

ВС

СЛ

Две

. нл

г ВС

где ■ л - Доходы торгово-развлекательных центров и туристических агентств после появления ВСМ

- дополнительная сумма налога на прибыль организа-

- дополнительная сумма налога на добавленную стои-

Дополнительная прибыль организаций, которая будет складываться благодаря получению дополнительных заказов и увеличению объемов производства строительных материалов

- Дополнительная прибыль железнодорожной компании-перевозчика, за счет увеличения мобильности пассажиров

^ Е-" ГТ

- Ставка налога на прибыль, % Дополнительные поступления налога на прибыль:

две

- Доходы торгово-развлекательных центров и туристических агентств до появления ВСМ

4.Социально-экономический эффект в виде снижения процента безработицы в определенном регионе строительства магистрали. После начала строительства магистрали будет предоставлено значительной количество рабочих мест, что приведет к вероятному снижению безработицы:

Эсе = <7/е/£)* 100%

и,

где 5 - число безработных после начала строительства ВСМ,

- общее число жителей определенного региона, чел. После нахождения нового процента безработицы, его необходимо сравнить с предыдущим процентным ее уровнем.

Учитывая выше приведенные формулы, можно предположить общую формулу расчета внетранспортного эффекта:

ЭЕ =

Эус-ЭЕЕ-ЭЕН-Э

15

Дополнительная прибыль организаций, которая будет складываться благодаря получению дополнительных заказов и увеличению объемов производства строительных материалов

- Дополнительная прибыль железнодорожной компании-перевозчика, за счет увеличения мобильности пассажиров

^ Р-" гт

- Ставка налога на прибыль, % Дополнительная сумма налога на имущество:

Рассмотренные эффекты являются очень важными для роста и развития экономики страны. Это показывает, как важна реализация проекта ВСМ-2 на участке Москва-Казань, какую социально-экономическую пользу может принести появление высокоскоростного движения в России.

Литература:

1.Аникеева-Науменко Л.О. «Методыповышения эффективности использования вагонов грузового парка на железнодорожном транспорте»[Текст]/ дисс. На соискание ученой степени кандидата экономических наук 08.00.05 - М, 2014. - 190 с.

2. Лукашенков А.М., Аникеева-Науменко Л.О.«Выбор оптимальной организационно-правовой формы для пассажирского комплекса дальнего следования» [Текст]/ Экономика железных дорог - М, 2009. - № 8, с. 19

3. Соколов Ю.И, Аникеева-Науменко Л.О. «Методика учета мультипликативного эффекта от повышения качества использова-

84 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №4 2016 |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния грузовых вагонов» [Текст]/ Экономика железных дорог - М, 2014. - № 2, с. 21

4. Соколов Ю.И, Лавров И.М. «Особенности изучения потребительского поведения на рынке железнодорожных перевозок» [Текст]/ ЭТАП:

Экономическая теория, анализ, практика- М, 2015 - № 5 - 104-110 с.

5. Сорокина А.В. «Формирование системы стратегического управления как фактор эффективности развития компании» [Текст]/ Транспортное дело России - М. 2015 г. - № 6 -С. 123-125

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №4 2016 | 85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.