Научная статья на тему 'Актуализация проблемы совершенствования военноавиационного потенциала Российской Федерации на основе развития единой системы организации воздушного движения'

Актуализация проблемы совершенствования военноавиационного потенциала Российской Федерации на основе развития единой системы организации воздушного движения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ / ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБОРОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОЕННО-АВИАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОТЕНЦИАЛ СТРАТЕГИИ / AIR NAVIGATION SYSTEM / THE SYSTEM OF AIR TRAFFIC MANAGEMENT / AIRSPACE DEFENSE CAPABILITIES / MILITARY AVIATION POTENTIAL / THE POTENTIAL OF THE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеенко И. Н.

Исследование процессов создания в стране аэронавигационной системы в соответствии с планами ИКАО построения глобальной системы ОрВД, позволило автору утверждать о необходимости укрепления не только авиационного, транспортного потенциалов, но и об военно-авиационном, оборонном потенциалах аэронавигационной сферы использования воздушного пространства в интересах совершенствования системы национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моисеенко И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATE PROBLEMS OF IMPROVING THE MILITARY AIRCRAFT BUILDING OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BASIS OF A UNIFIED SYSTEM OF AIR TRAFFIC

Investigation of the processes of creating the country’s air navigation system in accordance with ICAO plans to build a global ATM system, allowed the author to assert the need to strengthen not only aviation, transport capacities, but also about military aviation, defense capabilities aeronautical sphere of use of the airspace in the interest of improving the system of national security Russia.

Текст научной работы на тему «Актуализация проблемы совершенствования военноавиационного потенциала Российской Федерации на основе развития единой системы организации воздушного движения»

зарегистрирован-ных морских линий, и переключения на финские и прибалтийские порты. До принятия закона процедура регистрации была крайне бюрократизирована, после разработки законо-проекта она обросла дополнительными ограничениями и запретами. Скорее целесообразно было в законе прописать определение линейного судоходство, а все спорные моменты вывести в соответствующее Положению к закону.

В итоге можно сказать, что десятилетний рубеж обсуждения законодательного про-екта пройден, и он фиксировано имеет свой юридический статус, однако острые вопросы для обсуждений он скорее оставил и обострил.

Литературыа:

1. Федеральный закон "О внесении проекта федерального закона "О внесении из-менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ли-нейного судоходства" 15 ноября. 2015г. - № 7518п-П9. Москва

2. Бразовская Я.Е. Правовое регулирование государственного портового контроля в РФ.//Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - №5. - С76-79

3. Жуковский В.М., Жуковская Л.М. Правовые проблемы безопасности судоходст-ва и унификации международных стандартов.// Вестник РГПУ. Се-рия:Политология. - 2010. - №4. - С132-140

4. Иванова С.Е., Митрофанова Н.В. Современные принципы формирования цены перевозки грузов в линейном судоходстве.//

ФГОУ ВПО «Морская государст-венная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова». - 2011. - №1. - С175-180

5. Пенько А. Морское пиратство: проблемы привлечения к ответственности на международном уровне и имплементация норм в российское законодательст-во.//Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №1. - С139-144

6. Проценко С.В. Международные договоры РФ о борьбе с актами незаконного вмешательства на транспорте как составная часть ее правовой систе-мы.//Актуальные проблемы права. - 2016.

- №3. - С48-52

7. Русинов И.А. и др. Вопрос регулирования линейного судоходства на основе анализа положений конвенции ООН о Кодексе поведения линейных конферен-ций.//Вестник государственного университета морского и речного флота им. ад-мирала С.О. Макарова.- 2016. - № 3(37). - С53-64

8. Салимгерей А.А. Некоторые теоретико-правовые проблемы правового режима балтийских проливов.//Современное право. -2012. - №8. - С147-152

9. Сокиркин В.А. Свобода судоходства в современном международном морском праве и международный трибунал по морскому праву.//Юридическая мысль. - 2015. - №1. - С127-131

10. Янченко А.А., Радочинская А.Ж. К вопросу внедрения технологии предвари-тельного информирования в линейном су-доходстве.//Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. - 2015.

- №3-4. -С19-23.

УДК 65

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-АВИАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Моисеенко И.Н., к.э.н., генеральный директор Государственной корпорации по организации воздушного движения в РФ,

e-mail: [email protected]

Исследование процессов создания в стране аэронавигационной системы в соответствии с планами ИКАО построения глобальной системы ОрВД, позволило автору утверждать о необходимости укрепления не только авиационного, транспортного потенциалов, но и об военно-авиационном, оборонном потенциалах аэронавигационной сферы использования воздушного пространства в интересах совершенствования системы национальной безопасности России.

Ключевые слова: аэронавигационная система, система организации воздушного движения, воздушное пространство, оборонный потенциал, военно-авиационный потенциал, потенциал стратегии.

UPDATE PROBLEMS OF IMPROVING THE MILITARY AIRCRAFT BUILDING OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BASIS OF A UNIFIED SYSTEM OF AIR

TRAFFIC

Moiseenko I., Ph.D., general director of the State Corporation for Air Traffic Management in the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Investigation of the processes of creating the country's air navigation system in accordance with ICAO plans to build a global ATM system, allowed the author to assert the need to strengthen not only aviation, transport capacities, but also about military aviation, defense capabilities aeronautical sphere of use of the airspace in the interest of improving the system of national security Russia.

Keywords: air navigation system, the system of air traffic management, airspace defense capabilities, military aviation potential, the potential of the strategy.

Сегодня, наряду с такими стратегическими целями мировой системы гражданской авиации, как «безопасность полетов», «авиационная безопас-ность и упрощение формальностей», «экономическое развитие воздушного транспорта» и «охрана окружающей среды», важной целью является наращивание авиационного потенциала и повышение эффективности ее деятельности [1, 7].

Исследование организационно-экономических, военно-экономических отношений пользователей воздушного пространства, как в нашей стране, так и за рубежом позволяет сделать вывод об исключительной роли углубляющихся процессов формирования национальной аэронавигационной системы (АНС) управления воздушным движением в России. Организация взаимодействия в интересах обеспечения обороны страны гражданского и военного секторов авиационного потенциала становиться первостепенной задачей Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации (ЕСОрВД).

Автор придерживается выработанной точки зрения, что Единая

система организации воздушного движения представляет собой часть авиационного потенциала Российской Федерации, является совокупностью координирующих органов, создаваемых Правительством РФ, военных и гражданских руководящих и оперативных органов, создаваемых Министерством обороны РФ и Федеральной авиационной службой России; сил и средств, предназначенных для безопасного, экономичного и регулярного использования воздушного пространства Российской Федерации, а так же в зонах международной ответственности над открытым морем, в интересах граждан, национальной экономики и обороноспособности государства. При этом система организации воздушного движения является единым организационно-экономическим, научно- и военно-техническим комплексом оказания аэронавигационных услуг в сфере организации воздушного движения, создания и поддержания правовых и институциональных механизмов, а также эффек-тивного использования ограниченных ресурсных возможностей страны на уровне, обеспечивающим приоритетность национально-государственных

интересов транспортной инфраструктуры в целях повышения оборонного потенциала страны [2, 8, 15].

В настоящее время Единая система организации воздушного движения имеет стратегическое значение для обороны государства, является «важнейшим компонентом сохранения его национальной безопасности, обеспечения безопасности воздушного движения и экономической эффективности полетов» [3]. От рационального использования воздушного пространства и «правильного» планирования и регулирования потоков воздушного движения зависит эффективная реализация не только транспортного и транзитного потенциала страны, но и оборонного.

В свою очередь, анализ оборонного потенциала аэронавигационной сферы использования воздушного пространства в интересах совершенствования системы национальной безопасности России, показал, что эффективность процессов управления организацией воздушного движения связана с развитием новых концептуальных подходов к имеющимся системам управления аэронавигационным обслуживанием. При этом, сохранение стратегических инновационных приоритетов развития авиационного потенциала России обуславливает стабильность долговременных результатов целей развития как отечественной, так и мировой экономик. Что, в конечном счете, сказывается, например, на величине финансовых поступлений от такой авиационной деятельности, как аэронавигационное обслуживание [9, 14].

Авиационная деятельность является важной деятельностью государства в сфере обеспечения обороны, а также территориальной целостности и связанности страны, как неотъемлемой части транспортной инфраструктуры в системе поддержания оборонного потенциала России посредством развития его авиационной составляющей - военно-авиационного потенциала. Непосредственно авиационный потенциал создается предприятиями авиационной промышленности и организаторами воздушного движения, эксплуатируется пользователями воздушного пространства не только в коммерческих целях, но и в целях обеспечения обороны и национальной безопасности. Используется Министерством обороны Российской Федерации, МЧС, МВД и другими федеральными органами исполнительной власти [10, 13].

Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 года конкретизируют и развивают положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в области авиационной деятельности. «Наличие мощного авиационного потенциала и рациональное его использование являются для Российской Федерации объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения ее безопасности, социально-экономического и инновационного развития. Опираясь на этот потенциал, Российская Федерация может ускорить развитие своей экономики, укрепить оборонную мощь, обеспечить эффективное развитие науки, техники, социальной сферы» [4]. А в основе военно-авиационного потенциала, кроме авиации, авиационной промышленности, авиационной инфраструктуры и техники, образования, информационных технологий и человеческих ресурсов находиться единая система организации воздушного движения в тесной увязке с системой разведки и контроля воздушного пространства.

В связи с этим следует подчеркнуть, что Единая система организации воздушного движения России в лице Росавиации, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а так же другими органами и организациями, составляющими авиационный потенциал страны, занимает важное стратегическое место в сфере обеспечения безопасности государства, и ее деятельность в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации не подлежит ограничению или прекращению [5]. На это особо указывает п. 28 статьи 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», что «деятельность по обеспечению авиационной безопасности является хозяйственной деятельностью, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [6].

Стратегической целью взаимодействия между всеми участниками ис-следуемых процессов является оптимизация процедур их совместных действий по эффективному использованию имеющихся

ресурсов при модернизации ЕС ОрВД, своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и планами капитальных вложений по модернизации ЕС ОрВД, обеспечение обороноспособности государства. Это, в конечном счете, повышает потенциал стратегии развития аэронавигационной системы страны. При этом, текущая государственная политика направлена на наращивание потенциала интегрированных структур ОПК, транспорта и в целом экономики, каждая из которых возьмет на себя функцию формирования стратегического видением того, что понадобится нам в перспективе через 20, 30, 40 лет в плане производства не только вооружений и техники, продукции двойного и гражданского назначения, но и, например, капитального строительства объектов ЕС ОрВД. Речь идет о стра-тегическом закреплении промышленной интеграции между самыми разными предприятиями (не только авиационной отрасти), современном научно-методологическом обеспечении формируемой аэронавигационной системы, которое справедливо будет способствовать достижению поставленных целей укрепления обороноспособности страны.

Анализ военно-авиационного потенциала в области аэронавигационного обслуживания в интересах обороны Российской Федерации, показывает, что эффективность процессов управления предприятиями, уполномоченными осуществлять авиационную деятельность по организации воздушного движения, в значительной степени зависит от избранной ими стратегии управления финансовыми потоками. Важным ресурсом, обеспечивающим достижение поставленных целей должно являться государственное инвестирование, направленное на совершенствование технического, информационного оснащения центров ОВД автоматизированными системами и комплексами средств автоматизации. Эффективному распоряжению собственными и при-влеченными ресурсами может и должна способствовать долгосрочная стратегия таких предприятий, основанная, в том числе, на принципах развития единой военно-гражданской системы организации воздушного движения в интересах всех пользователей воздушного пространства, как основы отечественной и полноправной участницы европейской аэронавигационной системы России, ее союзников [11, 12].

В нашей стране единственным поставщиком аэронавигационных услуг является Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»). Эта особенность данного предприятия потребовала сформулировать такую стратегию своего развития, которая направлена не только на повышение потенциала корпорации, но и на поддержание современного авиационного (военно-авиационного) потенциала страны. Так, под стратегией развития ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее Стратегия) понимается взаимоувязанная по целям, задачам, срокам реализации, финансовому обеспечению и мерам государственной поддержки совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, обеспечивающих динамичное развитие отрасли на перспективу. Стратегия, в первую очередь, согласуется с целями государства в области дальнейшего социально-экономического развития пользователей воздушного пространства и аэропортов (аэродромов) Российской Федерации, возможностью эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и обороноспособности государства, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов. Стратегия направлена на реализацию мероприятий по аэронавигационному обслуживанию гражданских и во-енных пользователей воздушного пространства, обеспечению безопасности и регулярности полетов воздушных судов, обороне страны.

Таким образом, от качественного состояния военно-авиационного потенциала зависят не только социально-экономические возможности развития пользователей воздушного пространства и аэропортов (аэродромов) Российской Федерации, но и способность государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов, их конкурентоспособности, интеграция в мировую экономику, обороноспособность государства.

Сложность проблемы обеспечения национальных интересов

82 ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТА | №4 2016 |

страны и ее граждан обусловливает необходимость постоянного развития и совершенствования системы военно-экономической безопасности Российской Федерации. События последнего время на западных границах с Россией, Ближнем Востоке еще раз подтверждают, что сегодня для обеспечения обороноспособности государства первостепенное значение приобретает проблема укрепления не только ее общеэкономического, но и военно-экономического потенциала.

Литература:

1. Глобальный аэронавигационный план на 2013-2028 гг. - Монреаль, Канада: Международная организация гражданской авиации, 999 University Street, 2013.

2. Моисеенко И.Н. Развитие системы организации воздушного движения. Оборонный аспект. Монография.- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016.

3. Федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 го-ды)» / Утверждена постановлением Правительства РФ от 01.09.2008 г. № 652 (в .редакции постановления Правительства РФ от 09.03.2013 г. № 202).

4. Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 года Пр-804 [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902344136 (дата обращения 15.06.2016).

5. Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. № 605 «О государственном регулировании воздушного пространства Российской Федерации»./ Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3077.

6. Федеральный закон РФ от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные

общества, имею-щие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». // Российская газета, 7 мая 2008 г.

7. Хачатурян К.С. Экономические факторы, влияющие на развитие социального партнерства государства и бизнеса // Транспортное дело России, 2011, № 7.

8. Петров Д.М., Хачатурян А.А. Проблемы создания интегрированных структур кластерного типа в оборонно-промышленном комплексе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, № 21.

9. Андреева Е.В., Хачатурян К.С. Современные тенденции управления человеческими ресурсами предприятий оборонного сектора экономики страны // Экономика и предпринимательство, 2013, № 12-2.

10. Хачатурян А.А., Вдовин С.А. Некоторые формы продвижения российских вооружений на мировом рынке // Экономика и предпринимательство, 2013, № 12-2.

11. Хачатурян А.А., Синько В.А. Роль информационных технологий в управлении рисками на промышленных предприятиях // Электронный научный журнал Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление, 2013, № 4.

12. Хачатурян А.А. Концептуальные вопросы системы менеджмента качества по учёту затрат на производство продукции // Электронный науч-ный журнал Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление, 2013, № 2.

13. Хачатурян К.С. Сущность и функции социально ответственного бизнеса // Армия и общество, 2011, № 1.

14. Рыжова Ю.И., Хачатурян К.С. Тенденции, функции, цели и задачи развития системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 11-2.

15. Булава И.В., Кондратьева Е.А., Хачатурян К.С., Чистов И.В. Фи-нансовая стратегия инновационного развития предприятия. -М., 2012.

УДК 656.2.022.846

ОЦЕНКА ВНЕТРАНСПОРТНОГО ЭФФЕКТА ОТ СОЗДАНИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ

ВСМ-2 НА УЧАСТКЕ МОСКВА-КАЗАНЬ

Аникеева-Науменко Л.О., к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГБОУВО «Московский государственный

университет путей сообщения императора Николая II» (МИИТ) Капля И.А., магистр, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II» (МИИТ) Рязанова И.Н., магистр, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II» (МИИТ)

В статье рассмотрены основные методические подходы по оценке внетранспортного эффекта от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ-2 на участке Москва-Казань.

Ключевые слова: оценка, эффективности, высокоскоростные пассажирские перевозки, внетранспортный эффект.

EVALUATION OF THE OUTRANSPORT EFFECT OF CREATING A HIGH-SPEED RAIL LINES IN THE EXAMPLE OF VSM-2 ON THE MOSCOW-KAZAN

Anikeeva-Naumenko L., Ph.D., associate Professor of the Economics and Management of Transport chair, FSEIHE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT) Kaplya I., magister, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT) Ryazanova I., magister, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT)

In the article the basic methodological approaches to assess the effect of outransport construction of high-speed rail VSM-2 on the Moscow-Kazan.

Keywords: evaluation, efficiency, high-speed passenger services, outransport effect.

Высокоскоростная магистраль - это то, что поможет нашей стране повысить уровень экономики, транспортные связи между регионами и добиться интеграции в мировую транспортную систему. В отличие от России, зарубежные страны уже давно вошли в эру высокоскоростного движения. На сегодняшний день протяженность ВСМ линий в эксплуатации по всему миру составляет свыше 10 тыс. км. Что касается нашей страны, то о высокоскоростном движении серьезно задумывались еще в 20 веке. В 1991 году был подписан указ Президента РФ «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва". Про-

водились множества испытания, на тот момент поезда «Сокол» на линии Санкт-Петербург - Москва, который развил максимальную скорость 236 км/ч в 2001 году. Но из-за проблем в экономике, отсутствие должного финансирование, его разработка была приостановлена. В 2006 году, для совершенствования управления проектами, была создана дочерняя компания ОАО «РЖД» ОАО «Скоростные магистрали», что позволило повысить эффективность деятельности в этой сфере [5].

Предполагается, что в недалеком будущем в России появится целая сеть высокоскоростных магистралей, что позволит снизить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.