Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ КУРСА СДО НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ КУРСА СДО НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ / КУРС СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаткуллин Николай Юрьевич, Шамшович Валентина Федоровна

В работе проведено исследование влияния успешности освоения обучающимися курса системы дистанционного обучения на конечные результаты учебного процесса. Применение кластерного анализа с целью дифференциации учебной группы не привело к однозначным результатам, не выявив устойчивого соответствия между результатами сессии и итоговыми баллами за освоение курса. В то же время гипотеза об отсутствии данной зависимости была последовательно отвергнута критериями Спирмена и Кендалла ранговой статистики. Таким образом, можно обоснованно утверждать что взаимосвязь существует, причем ее сила, очевидно, в большей степени будет зависеть от степени совершенства курса системы дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаткуллин Николай Юрьевич, Шамшович Валентина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE INFLUENCE OF THE SUCCESS OF MASTERING THE E-LEARNING COURSE ON LEARNING OUTCOMES

In the work, a study was made of the influence of the success of mastering the course of the distance learning system by students on the final results of the educational process. The use of cluster analysis to differentiate the study group did not lead to unambiguous results without revealing a stable correspondence between the results of the session and the final scores for mastering the course. At the same time, the hypothesis of the absence of this dependence was consistently rejected by the Spearman and Kendall rank statistics criteria. Thus, it can be reasonably argued that the relationship exists, and its strength, obviously, to a greater extent will depend on the degree of perfection of the course of the distance learning system.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ КУРСА СДО НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ»

с высоким уровнем на 25% по сравнению с данными, полученными в начале эксперимента. Показатели низкого уровня сократились на 17%.

По сформированности мотивационно-деятельностного компонента в структуре профессионального патриотизма прослеживается следующая динамика: высокий уровень на констатирующем этапе эксперимента в ЭГ2 был отмечен у 2% студентов, после проведенной экспериментальной работы количество студентов с высоким уровнем данного компонента увеличилось до 45%, а с низким уровнем - уменьшилось на 61%.

В группе КГ2 изменения доли студентов с высоким и низким уровнем сформированности всех компонентов профессионального патриотизма на момент завершения формирующего этапа эксперимента несущественны. Отмечено некоторое возрастание доли студентов со средним уровнем сформированности всех компонентов, что объясняется естественным развитием личности студентов к старшим курсам обучения.

Выводы. В соответствии с целью и поставленными задачами исследования, сделаны ряд обобщающих выводов:

1. С помощью данного исследования было выявлено, что значительное повышение уровня развития профессионального патриотизма произошло у экспериментальных групп, для которых были созданы организационно-педагогические условия. В контрольных группах, где воспитательная работа проводилась без реализации организационно-педагогических условий, доля студентов, со средним и низким уровнями сформированности профессионального патриотизма, не изменилась.

2. В ходе проведенного уровневого анализа всех компонентов профессионального патриотизма можно сделать вывод, что целенаправленная учебно-воспитательная работа на основе разработанной нами методики, с учетом выделенных организационно-педагогических условий, позволяет повысить уровень сформированности профессионально-патриотического самосознания студентов в университете.

3. Данные, полученные в ходе эксперимента, были обработаны с помощью статистических методов. В результате проверки результатов выяснилось, что полученная разница уровней сформированности профессионального патриотизма студентов экспериментальной и контрольно-проверочной групп является статистически значимой. Следовательно, задачи исследования решены, цель - достигнута.

Литература:

1. Гладких, В.В. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде вуза: монография. Воронеж: ВАИУ. - 2011. - 115 с.

2. Козловская, Т.В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов технических вузов / Т.В. Козловская // Гуманизация образования. - 2007. - №4. - С. 46-51.

3. Мельникова, Л.А. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России / Л.А. Мельникова, П.Е. Суслонов // Перспективы науки и образования. - 2013. -№5. - С. 101-103.

4. Саенко, Л.А. Педагогическая система патриотического воспитания учащихся / Л.А. Саенко, Е.Н. Пацева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2021. - № 2(83). - С. 169-173.

5. Саенко, Л.А. Проблемы формирования ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности / Л.А. Саенко, Ж.Г. Химич // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 3(78). - С. 191-195.

6. Саенко, Л.А. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи / Л.А. Саенко, Ж.Г. Химич // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5(72). - С. 203-205.

7. Самтонов, С.Н. Современные тенденции развития системы патриотического воспитания Российской молодежи (этнопедагогический аспект) / С.Н. Самтонов // Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. - 2007. - № 4. -С. 206-207.

8. Химич, Ж.Г. Сущность профессионального патриотизма в современном образовании / Ж.Г. Химич // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2(69). - С. 159-160.

Педагогика

УДК 371.261

кандидат экономических наук, доцент Фаткуллин Николай Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат экономических наук, доцент Шамшович Валентина Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа)

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ КУРСА СДО НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В работе проведено исследование влияния успешности освоения обучающимися курса системы дистанционного обучения на конечные результаты учебного процесса. Применение кластерного анализа с целью дифференциации учебной группы не привело к однозначным результатам, не выявив устойчивого соответствия между результатами сессии и итоговыми баллами за освоение курса. В то же время гипотеза об отсутствии данной зависимости была последовательно отвергнута критериями Спирмена и Кендалла ранговой статистики. Таким образом, можно обоснованно утверждать что взаимосвязь существует, причем ее сила, очевидно, в большей степени будет зависеть от степени совершенства курса системы дистанционного обучения.

Ключевые слова: образование, учебный процесс, обучающиеся, оценки знаний, курс системы дистанционного обучения, балльно-рейтинговая система.

Annotation. In the work, a study was made of the influence of the success of mastering the course of the distance learning system by students on the final results of the educational process. The use of cluster analysis to differentiate the study group did not lead to unambiguous results without revealing a stable correspondence between the results of the session and the final scores for mastering the course. At the same time, the hypothesis of the absence of this dependence was consistently rejected by the Spearman and Kendall rank statistics criteria. Thus, it can be reasonably argued that the relationship exists, and its strength, obviously, to a greater extent will depend on the degree of perfection of the course of the distance learning system.

Key words: the education, educational process which are trained, estimates of knowledge, distance learning system course, mark and rating system.

Введение. В настоящее время в связи с постоянно изменяющейся санитарно-эпидемиологической обстановкой образовательные организации используют смешанный формат обучения - сочетание очного и дистанционного. Одной из самых эффективных технологий дистанционного формата является использование в учебном процессе курсов системы дистанционного обучения (СДО). В Уфимском государственном нефтяном техническом университете на кафедре информационных технологий и прикладной математики создана система курсов СДО в среде MOODLE практически по всем дисциплинам, читаемым на кафедре. Все без исключения учебные группы получают доступ и записаны на данные курсы. Прохождение и обучение на данных курсах для обучающихся обязательно и рассматривается как элемент поддержки лекционных, практических и лабораторных занятий. Кроме того, по дисциплине "Математика" действует балльно-рейтинговая система (БРС), в которую интегрированы в виде отчетных мероприятий такие элементы курса СДО как компьютерное тестирование, лабораторные работы и др. (рис. 1) С нашей точки зрения, именно интеграция и сочетание различных форм и технологий в обучении является залогом успешности освоения учебного материала обучающимися.

§□ Лекция МАТРИЦЫ /1 ОПРЕДЕЛИТЕЛИ

Определение матриц, виды матриц, действия с матрицами, определители их вычисление и :-:::.■: Iва

% Матрицы, определители Загружено 2/09/16,19:30

а] Видеолекция ■МАТРИЦЫ.1

Преподава-ели кафедры "Информационных технологий и прикладной математики" У~ЧТУ. АМСобина и Е.Н.иварёЕа

Видеолекция "Матрицы. Действия над матрицами."

С-арший преподаватель кафедры "Информационных технологий и прикладной математики" У I V РСБайрамгулова

а 1 Видеолекция "ОПРЕДЕЛИТЕЛИ."

Преподаватели кафедры "Информационных технологий и прикладной математики" У~ЧТУ. З.Ф.Шамиович и Е.Н.Швэрева

Видеолекция "Вычисление определителей 2-го и 3-го порядка."

Доцент каоедры "Информационных технологий V прикладной математики" УГНТУ, к.т.н. РЯ.Хайбуллин

Ы

ей й

ЕЙ

Тест МАТРИЦЫ И ОПРЕДЕЛИТЕЛИ ЕЙ

Ограничено Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Лекция МАТРИЦЫ И ОПРЕДЕЛИТЕЛИ должен быть отмечен как выполненный оценка должна быть выше проходного балла

Лекция Обратная матрица Решение систем линейных алгебраических уравнений Й

Ограничено Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Ткт МАТРИЦЫ И ОПРЕДЕЛИТЕЛИ должен быть отмечен как выполненный

^ Обратная матрица Правило Крамера 264.6Кбайт С^айд-гиру Г'-.',,_тР[)«|| 2007 Загружено 12/09/16, 19:23 Й

а ' Видеолекция "РЕШЕНИЕ СЛАУ." ей

Преподава-ели кафедры "Информационных технологий и прикладной математики" У Ч У З.Ф.Шамиович и А.М.Собина

^ Обратная матрица Решение СЛАУ Й

Рисунок 1. Скриншот содержания курса СДО по математике 1 семестра

Изложение основного материала статьи. В результате прохождения учебного материала в курсе СДО и выполнения отчетных мероприятий БРС для каждого обучающегося в составе учебных групп формируется рейтинг. Фрагмент рейтинга представлен в табл. 1.

Таблица 1

Фрагмент рейтинга БРС по одной из учебных групп

№ обучающегося ЛР №1 Гаусс КТ 1 Вект. алгебра АТ 1 Аналит КТ 2 Введение в матанализ ЛР №2 МНК АТ 2 Произв. Итого

10 15 25 15 10 25 100

1 2 15 5,8 15,0 10 16,25 64,08

2 10 11 11,3 12,0 10 18,75 73,00

3 10 7 4,2 15 8,0 15 59,17

4 9 13 6,7 15 10,0 13,75 67,42

5 10 12 8,8 12 8,0 15 65,75

26 4 10 2,5 7 6,0 7,5 37,00

27 6 13 8,8 15 7,0 11,25 61,00

Вместе с тем, очевидно существует необходимость понимания того, насколько эффективен курс СДО и насколько его успешное освоение взаимосвязано с успешностью освоения обучающимся учебного материала на всех остальных аудиторных занятиях и самостоятельном изучении контента. В силу того, что многие элементы курса СДО являются оцениваемыми результаты освоения доступны преподавателю непосредственно в самом курсе СДО в виде отчетных таблиц баллов (оценок) по тестам, упражнениям и т.п. Фактически речь идет об цифровом следе для каждого из обучающийся. Именно анализ подобных индивидуальных данных может представлять основу для коррекции как курса СДО в частности, так и всего образовательного процесса по дисциплине в целом. С этой целью нами были собраны данные по двум учебным

группам первого курса, т.к. именно на этом этапе обучающиеся испытывают, как правило, наибольшие сложности. Общая выборка составила при этом более сорока человек.

На первом этапе исследования была выдвинута гипотеза о том, что формальная общность каждой учебной группы имеет в своей структуре несколько подмножеств, объединенных неким общим признаком или свойством. Иными словами, была выдвинута гипотеза о дифференциации учебной группы, с целью изучения свойств подмножеств. Инструментом дифференциации выступил кластерный метод [2, С. 269-270]. По массивам цифровых данных курса СДО (27 параметров) методом к-теаш совместно с методами древовидной кластеризации для одной из учебных групп было определено оптимальное число кластеров, равное трем. На рис. 2 представлены результаты кластеризации, по которым можно достаточно уверенно судить о том, что процесс дифференциации достаточно эффективен и значения средних по каждому из параметров значимо отличаются по кластерам.

Рисунок 2. Кластеризация обучающихся учебной группы по данным курса СДО

Приведем краткую характеристику по элементам каждого кластера:

1) Кластер №1 характеризуется баллами, значительно и системно превосходящими среднюю величину по курсу. Минимальные значения отмечены всего по 2 параметрам из 27. Безусловно, это очень успешное прохождение материала курса;

2) Кластер №2 характеризуется с точки зрения результатов как значительно ниже средних значений, а следовательно и малоэффективная работа в курсе;

3) Кластер №3 - средняя, но очень нестабильная работа в курсе СДО, постоянно колеблющаяся в своих значениях около средней величины.

В дальнейшем для понимания связанности результатов кластеризации с итоговыми оценками за семестр приведем таблицы соответствия принадлежности кластерам и оценкам за семестр (табл. 2). Как видно из таблицы кластеризация с одной стороны дала четкую дифференциацию наиболее успешных обучающихся, относящихся к кластеру №1, а с другой стороны - не совсем ясную дифференциацию по кластерам №2 и №3. Фактически на данном этапе было подтверждено правило, по которому успешный обучающийся одинаково хорошо работает как в очном, так и в дистанционном формате. В то же время, число таких обучающихся как правило колеблется в пределах 20-30%.

Таблица 2

Распределение обучающихся учебной группы по кластерам

№ кластера № обучающегося Оценка за семестр

1 1 4

1 3 4

1 8 4

1 12 4

2 2 3

2 4 3

2 6 3

2 7 3

2 9 3

3 5 3

3 10 3

3 11 3

3 13 2

3 14 3

Поэтому на следующем этапе была поставлена задача определения факта зависимости успешности прохождения курса СДО в целом для группы. Отметим, что кроме того, была проведена кластеризация обучающихся той же учебной группы, но уже по данным БРС, однако полученные результаты практически не совпадали с результатами кластеризации по данным курса СДО. Поэтому в дальнейшем предметом анализа стали данные по обучающимся той же учебной группы как по курсу СДО, так и по данным БРС (табл.3). На рис.3 представлена визуализация данных табл.3. Не совсем ясно, существует ли зависимость между признаками, так как и на первом этапе исследования кластеризация не дала четкой дифференциации для более чем половины обучающихся.

Таблица 3

Данные курса СДО и БРС по учебной группе

№ БРС СДО

1 74,50 204,78

2 65,83 181,26

3 58,33 196,89

4 46,50 180,02

5 67,25 189,57

6 58,75 179,55

7 55,75 176,00

8 61,33 183,02

9 50,25 194,80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 57,50 180,26

11 74,00 189,45

12 60,75 201,08

13 35,25 132,31

14 54,25 170,14

250,00

200,00 О ч > 150,00 и Ош > х о с ▲ ♦

ж ♦ ♦ ♦ ♦

£ 100,00

из

50,00

0,00

0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00 80,00

Баллы по БРС

Рисунок 3. Кластеризация обучающихся учебной группы по данным курса СДО

Поэтому на втором этапе нами выдвигается гипотеза об отсутствии связи между данными признаками. Подтверждение этой гипотезы фактически будет означать, что освоение курса идет обособленно и не вносит практически никакой лепты в результативность освоения учебного материала.

В дальнейшем по данным табл.3 определим ранги, т.е. проранжируем обучающихся, как по признаку "СДО", так и по признаку "БРС" и определим квадраты невязок (табл.3). После этого рассчитаем наблюдаемое значения критериев значения Спирмена и Стьюдента [1, С. 146, 339] при уровне значимости а=0,01 и объеме выборки 14 (табл. 4). Так как в обоих

случаях значения критерия попало в критическую область, то выдвинутую гипотезу отвергаем. Иначе говоря, результаты освоения курса СДО и БРС связаны между собой. Можно с уверенностью также утверждать, что чем успешнее освоен курса СДО, тем больше вероятность высоких баллов в БРС. При этом напомним, что БРС не состоит полностью из результатов курса СДО, а учитывает только часть из них.

Таблица 3

Таблица рангов обучающихся по данным курса СДО и БРС

№ БРС СДО Квадрат невязки

1 1 1 0

11 2 6 16

5 3 5 4

2 4 8 16

8 5 7 4

12 6 2 16

6 7 11 16

3 8 3 25

10 9 9 0

7 10 12 4

14 11 13 4

9 12 4 64

4 13 10 9

13 14 14 0

178

Таблица 4

Таблица значений критериев Спирмена и Стьюдента

Критерий Спирмена

г набл г крит а

0,437118 0,385 0,05

Признаки зависимы

Критерий Стьюдента

t набл t крит а

2,430045 2,06 0,05

Признаки зависимы

Тем не менее, проведем проверку еще одним критерием - критерием Кендалла. В данном случае необходимо подсчитать количество проверсий и инверсий для пар значений каждого из признаков по каждому из обучающихся (табл. 5).

Таблица 5

Таблица проверсий и инверсий для критерия Кендалла

№ БРС СДО Проверсий Инверсий Всего

1 1 1 13 0 13

2 2 6 8 4 12

3 3 5 8 3 11

4 4 8 6 4 10

5 5 7 6 3 9

6 6 2 8 0 8

7 7 11 4 3 7

8 8 3 6 0 6

9 9 9 4 1 5

10 10 12 2 2 4

11 11 13 0 3 3

12 12 4 2 0 2

13 13 10 1 0 1

14 14 14 0 0 0

68 23

Согласно значения критерия Кендалла [1, С. 341-342] независимости между признаками нет (табл. 6), следовательно они зависимы.

Таблица 6

Таблица значений критерия Кендалла

т

0,494505

Z набл Z крит

2,46352 1,96

Независимости нет

Для контроля полученных результатов аналогичные исследования были проведены по второй учебной группе численностью 27 обучающихся. По всем трем критериям для изначально выдвинутой гипотезы при том же уровне значимости были получены аналогичные результаты. При этом необходимо отметить, что процедура кластеризации на первом этапе для второй учебной группы дала худшие результаты дифференцирования, чем для первой. Поэтому дальнейшее исследование методами ранговой статистики представляется полностью оправданным.

Выводы. Таким образом, на основании проведенных исследований и полученных результатов можно утверждать следующее:

1) В работе проведено исследование влияния успешности освоения обучающимися курса системы дистанционного обучения на конечные результаты учебного процесса. Применение кластерного анализа с целью дифференциации учебной группы не привело к однозначным результатам не выявив устойчивого соответствия между результатами сессии и итоговыми баллами за освоение курса.

2) В то же время гипотеза об отсутствии данной зависимости была последовательно отвергнута критериями Спирмена и Кендалла ранговой статистики. Таким образом, можно обоснованно утверждать что взаимосвязь существует, причем ее сила, очевидно, в большей степени будет зависеть от степени совершенства курса системы дистанционного обучения.

Литература:

1. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В.Е. Гмурман. - Москва: Юрайт, 2012. - 480 с.

2. Дьячук, А.А. Математические методы в психологических и педагогических исследованиях: учебное пособие; Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 347 с.

Педагогика

УДК 378.4:005.7

кандидат экономических наук, доцент Фаткуллин Николай Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат экономических наук, доцент Шамшович Валентина Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа)

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ФГБОУ ВО УГНТУ

Аннотация. Сетевое взаимодействие участников образовательной деятельности позволяет улучшить качество обучения, повышает уровень профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава и дает вектор развития для самореализации студентов. Возрастает качество обучения, где предоставляется возможность аккумулировать передовой опыт и внедрить лучшие образовательные практики в учебный процесс. В данной статье рассматривается опыт организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации сетевой формы обучения по математике в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет». В сложных эпидемиологических условиях, когда студенты и преподаватели были на изоляции, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», объединив ресурсы головного вуза и филиалов, перевел учебный процесс в систему дистанционного обучения Moodle, а также укрупнил лекционные потоки для ведения занятий в онлайн- формате и реализации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса. Разработана схема сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевые слова: сетевая форма организации образовательной деятельности, учебный процесс, балльно-рейтинговая система.

Annotation. Network interaction of participants in educational activities allows to improve the quality of education, increases the level of professional skills of the teaching staff and gives a vector of development for self-realization of students. The quality of education increases, where it is possible to accumulate best practices and introduce the best educational practices into the educational process. This article discusses the experience of organizing the educational process using distance learning technologies in the implementation of a network form of mathematics education in the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ufa State Petroleum Technical University". In difficult epidemiological conditions, when students and teachers were isolated, Ufa State Petroleum Technical University, combining the resources of the main university and branches, transferred the educational process to the Moodle distance learning system, and also enlarged lecture streams for conducting classes in an online format and implementing networking of participants in the educational process. A scheme of network interaction of participants in the educational process has been developed.

Key words: network form of organization of educational activities, educational process which are trained, mark and rating system.

Введение. Участники образовательного процесса вносят посильный вклад в совместную деятельность при реализации сетевого взаимодействия для обеспечения возможности освоения обучающимися образовательной программы. В своей работе [2, С. 350] А.В. Мацукевич определяет, что: «Сетевое обучение предполагает совместное создание общей учебной среды равноправными участниками сети на основе информационно-коммуникационных технологий и создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования». Создание единого образовательного пространства позволяет образовательной организации обеспечить качество и доступность образования на более высоком уровне, также реализовывать образовательные проекты и социальные инициативы и выполнить заказ общества на формирование успешной личности. При тотальной изоляции, которая стала тяжелым испытаниями для высших учебных заведений, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (УГНТУ) с достоинством преодолел все проблемы обучения в условиях карантинных мер как студентов, так и преподавателей и успешно организовал учебный процесс в дистанционном формате с реализацией сетевого взаимодействия участников учебного процесса.

Изложение основного материала статьи. «Среди задач, стоящих сегодня перед системой образования в Российской Федерации, важнейшими являются обеспечение доступности и качества образования, эффективное использование ресурсов, развитие механизмов интеграции и сетевого взаимодействия.» - акцентирует в своей работе А.Ю. Леонова [1, C. 102]. Дистанционные образовательные технологии позволяют участникам образовательного процесса реализовать учебную деятельность в удаленном режиме [3, C. 9], как это произошло в период пандемии, когда и студенты и преподаватели находились на изоляции. Сетевое взаимодействие участников образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий направлено на улучшение качества обучения, на повышение уровня профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава [4, C. 245] и дает возможность самореализации для студентов. Сетевое взаимодействие решает ряд задач: организация совместных исследований, объединение ресурсов и др. (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.