Научная статья на тему 'Оценка влияния туристического комплекса на социально-экономическое развитие региона'

Оценка влияния туристического комплекса на социально-экономическое развитие региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
867
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / САТЕЛЛИТНЫЕ СЧЕТА / МУЛЬТИПЛИКАТОР ТУРИЗМА / СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ТУРУСЛУГ / ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ / TOURIST COMPLEX / THE PROCEDURE OF THE EVALUATION OF THE INFLUENCE OF TOURISM ON THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / THE SATELLITE CALCULATIONS / MILTIPLIKATOR OF TOURISM / STATE OF COMPETITORY MEDIUM ON THE MARKET FOR TURUSLUG / THE IMAGE OF TERRITORY / INTEGRAL MEASURE OF EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Фесенко Олеся Павловна

Рассмотрены методические аспекты оценки влияния туристического комплекса на социально-экономическое развитие региона. Приведены основные виды эффектов, формирующиеся в туристическом комплексе. Обоснован интегральный показатель эффективности туристического комплекса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE INFLUENCE OF TOURIST COMPLEX ON THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

In the article the systematic aspects of the evaluation of the influence of tourist complex on the social and economic development of region are examined. Are given the basic forms of effects, which are formed in the tourist complex. The integral measure of the effectiveness of the tourist complex of region is substantiated.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния туристического комплекса на социально-экономическое развитие региона»

УДК 338.48

О.П. ФЕСЕНКО

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Ключевые слова: туристический комплекс, методика оценки влияния туризма на социально-экономическое развитие, сателлитные счета, мультипликатор туризма, состояние конкурентной среды на рынке туруслуг, имидж территории, интегральный показатель эффективности.

Рассмотрены методические аспекты оценки влияния туристического комплекса на социально-экономическое развитие региона. Приведены основные виды эффектов, формирующиеся в туристическом комплексе. Обоснован интегральный показатель эффективности туристического комплекса региона.

О^. FESENKO EVALUATION OF THE INFLUENCE OF TOURIST COMPLEX ON THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Key words: tourist complex, the procedure of the evaluation of the influence of tourism on the social and economic development, the satellite calculations, miltiplikator of tourism, state of competitory medium on the market for turuslug, the image of territory, integral measure of effectiveness.

In the article the systematic aspects of the evaluation of the influence of tourist complex on the social and economic development of region are examined. Are given the basic forms of effects, which are formed in the tourist complex. The integral measure of the effectiveness of the tourist complex of region is substantiated.

Оценка развития туризма в регионе включает в себя не только прямой эффект от деятельности туристических фирм, но и косвенный эффект, получаемый от развития промышленности, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, частного предпринимательства.

Для расчета экономического эффекта используют следующие подходы [3, с. 94-95]:

Ведение сателлитных счетов учета в туризме. Сателлитные счета (satellite accounts) - дополнительные национальные счета, содержащие естественнонаучную информацию (в единицах физических величин). Основным принципом расчетов является анализ спроса в туристической деятельности, а в российской практике ведется учет только предложения. На данных счетах учитываются не только основные издержки на пребывание туриста в регионе, но и его траты в магазинах, такси, ресторанах, музеях и т.д. Даже сельхозпродукция, которая выращивается специально в расчете на туристов, находит свое отражение в сателлитных счетах. Подобная практика учета данных широко используется во многих европейских странах. С 2000 г. сателлитные счета туризма внедрены во Франции, Испании, Австрии, Канаде и других странах. Россия планирует ввести сателлитные счета только через 5 лет. Главным препятствием развития подобного учета является отсутствие методической базы учета и его адаптации к региональному хозяйству, а также восприятие туризма не как самостоятельной отрасли в структуре региональной экономики.

Расчет мультипликаторов туризма - это совокупный доход региона от туристической отрасли и сопутствующей ей инфраструктуры. Комплексная оценка позволит выявить экономический уровень развития туризма в регионе, получаемый эффект, а также стать базой для дальнейшего принятия решений при стратегическом управлении.

Воздействие туризма на регион осуществляется через экономические функции туризма: воспроизводство, обеспечение занятости, создание дохода, сглаживание платежного баланса [1, с. 102].

Функция воспроизводства выполняется через использование основных факторов производства: труд (деятельность органов управления, турагентов и туроператоров), земля (все природные ресурсы), капитал (деньги, активы, туристская (инфраструктура), предпринимательство (организация и управление) для получения нового турпродукта.

Функция обеспечения занятости в туризме выражается в том, что население получает работу на туристических предприятиях (гостиничных, транспортных и пр.). Рост туризма создает в регионах независимо от уровня их развития новые рабочие места, поэтому такое воздействие туризма на занятость может стать определяющим для тех регионов, которые существенно зависят от данного сектора экономики.

Экономическая деятельность в туризме вносит вклад в создание дохода (функция увеличения дохода). Мультипликатор туризма определяется как отношение изменений одного из ключевых экономических показателей (производства, занятости или дохода) к изменению расходов туристов:

- мультипликатор дохода показывает дополнительный доход (заработную плату, ренту, прибыль и т.п.), полученный в результате увеличения расходов туристов;

- мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты (валовую выручку) туристических предприятий в результате увеличения расходов туристов;

- мультипликатор объема выпуска определяет объем дополнительной продукции или услуг, произведенных за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное отличие мультипликатора продаж и мультипликатора объема выпуска состоит в том, что мультипликатор объема выпуска определяет изменение объема выпущенной, но необязательно реализованной продукции. При расчете мультипликатора продаж следует учитывать, что часть продаж может совершаться из «складских запасов». Поэтому величина мультипликатора объема выпуска может быть больше (часть продукции остается в отчетный временной период на «складах») или меньше (снижение уровня «складских запасов») мультипликатора продаж;

- мультипликатор занятости определяется как общее количество дополнительных рабочих мест, созданных за счет увеличения расходов туристов, либо как отношение числа рабочих мест, созданных дополнительными расходами, к общему числу рабочих мест в туристической отрасли. Расчет этого мультипликатора является наиболее сложным из-за широкого распространения временной (сезонной) и неполной занятости в туризме;

- мультипликатор инвестиционный определяется как воздействие капиталовложений на суммарный доход. Увеличение инвестиций в сферу туризма оказывает воздействие на всю экономику региона, так как последовательно затрагиваются многие отрасли регионального хозяйства.

При оценке эффекта, получаемого регионом от развития туризма, необходимо учитывать степень социально-культурного влияния. Данная оценка носит субъективный характер, поэтому к исследованию применяются методы: экспертный, анкетирование, интервьюирование, сравнение.

Для анализа воздействия туризма на социально-культурную сферу региона необходимо рассчитать совокупный эффект, получаемый по следующим направлениям:

- трудовые ресурсы: рост квалификации и профессионализма (главным образом, за счет развития образования); среднегодовой доход и рост покупательской способности; повышение удовлетворенности местного населения и туристов в данных услугах; уменьшение трудовой миграции; увеличение сельского населения (за счет развития туризма в районах); активизация предпринимательской и инновационной деятельности местного населения в отрасли и

смежной инфраструктуре (за счет развития научно-методической базе отраслевого хозяйствования);

- ресурсы: эффективность использования рекреационных ресурсов (за счет развития ресурсосберегающих технологий); улучшение экологической обстановки (за счет повышения экологической грамотности населения, применения экологических методов работы, развития экологического туризма); сокращение пустующих земель;

- имидж территории: наличие узнаваемого образа (за счет развития туристских дестинаций, создание и продвижение региональных брендов, формирование эффективных рекламно-информационных потоков); формирование благоприятного финансового климата; снижение инвестиционного риска;

- развитие сопутствующей инфраструктуры в городах, районах, сельских поселений.

Для расчета состояния конкурентной среды на рынке туруслуг возможно использовать следующую методику.

Оценка конкурентной среды с учетом влияния спроса и предложения определяется с помощью интегрального показателя по формуле:

К _ Кс

Ккс _ - ’

Кп

где Ккс - коэффициент конкурентной среды; Кс - коэффициент влияния спроса; Кп - коэффициент влияния предложения.

Количественное значение коэффициента конкурентной среды должно максимально приближаться к единице, чем больше его значение, тем более благоприятна обстановка на рынке.

Таким образом, мультипликативный эффект туризма - его способность благодаря инициации спроса вызывать необходимость развития (т.е. нового дохода) многих удовлетворяющих этот спрос производств на территориях, посещаемых туристами. Имеются в виду не только те организации, существование которых обусловлено работой непосредственно с туристами (туроператоры, турагенты), но и средства размещения, организации общественного питания, средства транспорта, музеи, театры, иные объекты туристического показа, т.е. организации, которые в той или иной степени участвуют в обслуживании туристов.

Эффект увеличения дохода в туризме имеет прежде всего региональное значение. Значительное увеличение дохода происходит тогда, когда первичная выручка от туризма переходит в региональную торговлю, промышленность, сельское хозяйство и т.д. Значения мультипликатора различны в зависимости от характера региональной экономики и степени взаимосвязанности разных ее секторов.

Данные исследования используются при определении роли туризма в экономике региона. А показатели оценки влияния туризма на экономику региона являются важнейшими с точки зрения обоснования необходимости направления государственных и частных инвестиций в сферу туризма. Объём туристического потока - важнейший показатель состояния туристического рынка. Его динамика является одним из главных индикаторов эффективности региональной политики в сфере туризма, даёт ориентиры выработки стратегии развития туристического рынка [2, с. 81-83].

На региональном уровне необходимость владения информацией об объеме туристического потока обусловлена следующими обстоятельствами:

- определение размера доходов местных и регионального бюджетов, связанных с посещением данной территории туристами. Рост бюджетных доходов является одним из основных показателей эффекта от развития туризма

в регионе, что служит весомым аргументом в обосновании форм государственной поддержки этой сферы региональной экономики;

- выявление узких мест в туристическом кластере региона с целью определения направлений государственной политики по развитию тех или иных секторов туриндустрии и объёмов государственного инвестирования в объекты инфраструктуры. Поскольку туризм как сфера экономической деятельности обладает значительным мультипликативным эффектом, рост туристического потока на территории инициирует развитие всего комплекса взаимосвязанных отраслей: транспорта, гостиничного обслуживания, общественного питания, сферы услуг, дорожного строительства, розничной торговли и др. и, таким образом, служит мощным ускорителем регионального развития;

- данная информация необходима при подготовке обоснований по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа, участия региона в федеральных целевых программах.

Обобщение практики работы субъектов Российской Федерации показывает, что для определения численности въехавших в регион туристов используются следующие методы: федеральное государственное статистическое наблюдение по утвержденным Росстатом формам № 1-КСР, № 1 - турфирма и др.; региональные статистические обследования посредством использования форм статистической отчётности на единовременной или регулярной основе; непосредственное измерение турпотока путём организации учёта туристов на наиболее посещаемых туристических объектах данного региона (памятниках истории и культуры, в музеях, на природных объектах и др.); административные источники (например, регистрация в органах внутренних дел и в Федеральной миграционной службе); измерение изменений показателей, характеризующих жизнедеятельность постоянного населения региона, в высокий туристический сезон: объёма потребления хлеба, вывоза мусора и др.

Литература

1. Арефьев В.Е. Введение в туризм: учеб. пособие / В.Е. Арефьев. М.: Изд-во АГУ, 2008. 282 с.

2. Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие / В.Г. Гуляев. М.: Советский спорт, 2008. 213 с.

3. Едронова В.Н. Проблемы развития регионального туризма в контексте влияния экономических рисков / В.Н. Едронова, А.О. Овчаров // Региональная экономика: теория и практика. 2008. Июль. № 21(78). С. 92-99.

ФЕСЕНКО ОЛЕСЯ ПАВЛОВНА - аспирантка, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Россия, Сочи (olesenka2002@mail.ru).

FESEnKo OLESJA PAVLOVNA - post-graduate student, Sochi State University of Tourism and Health Resort Matter, Russia, Sochi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.