Научная статья на тему 'Оценка влияния размеров ячеек фильтров на эффективность трибодиагностики'

Оценка влияния размеров ячеек фильтров на эффективность трибодиагностики Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
158
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИБОДИАГНОСТИКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР / СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ФЕРРОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / TRIBODIAGNOSTICS / TECHNOLOFY FILTER / SPECTRAL ANALYSIS / FERROGRAFY ANALYSIS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Дасковский Михаил Исаевич

В статье проводится оценка влияния размеров ячейки масляных фильтров на величину концентрации продуктов износа в пробах масла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Дасковский Михаил Исаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE INFLUENCE OF THE SIZES OF CELLS OF FILTERS ON EFFICIENCY OF TRYBODIAGNOSTICS

The estimation of influence of the sizes of a cell of oil filters on size of concentration of products of deterioration in oil tests is spent in the article.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния размеров ячеек фильтров на эффективность трибодиагностики»

УДК 629.797.004

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РАЗМЕРОВ ЯЧЕЕК ФИЛЬТРОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРИБОДИАГНОСТИКИ

М.И. ДАСКОВСКИЙ

Статья представлена доктором технических наук, доцентом Машошиным О.Ф.

В статье проводится оценка влияния размеров ячейки масляных фильтров на величину концентрации продуктов износа в пробах масла.

Ключевые слова: трибодиагностика, технологический фильтр, спектральный анализ, феррографический анализ.

К настоящему времени в практике трибодиагностики авиационных двигателей (АД) намечается тенденция отказа от периодических анализов проб масла в пользу контроля продуктов износа осажденных на масляном фильтре. Это связано с тем, что частицы износа, с какого-то периода наработки, осаждаются на фильтре и не попадают на исследование в составе проб масла, чем возможно, и объясняется недостаточная эффективность диагностики по анализу проб масла.

Специалистами ОАО «НПО» САТУРН», в рамках комплексного плана по повышению уровня безопасности полетов и эксплуатационной надежности АД, был введен в действие эксплуатационный бюллетень о применении технологических фильтров (ТФ) для периодической регламентной очистки маслосистемы двигателя и диагностике узлов трения по результатам анализов продуктам очистки (регенерации). Работа проводилась в течение всего 2006 года на 15 - ти двигателях пяти самолетов Ту-154М.

Технологический фильтр (ячейки 12-15 мкм по сравнению с 80 мкм у штатного) устанавливался на место штатного при регламентном опробовании двигателя. Опробование двигателя с ТФ производилось в режиме малого газа в течение 5 мин с периодичностью ~ 300 ч наработки двигателя.

За период подконтрольной эксплуатации было проведено 78 циклов очисток маслосистемы (по 5-6 циклов на двигатель в зависимости от налета) После опробования каждый фильтр помещался в герметичную ёмкость с моющей жидкостью, которая подвергалась ультразвуковой обработке в ванне, заполненной водой в течение 30 мин.

После завершения обработки весь объём жидкости с продуктами очистки (суспензия) поступал для проведения комплексного рентгеновского и феррографического анализа.

Рентгеновский анализ обеспечивает оценку концентрации металлической фракции в суспензии, а феррографический позволяет произвести оценку характера распределения твердых частиц в исследуемом объеме по количеству и размеру.

Для оценки ТФ было проведено его сравнение со штатным фильтром. Сравнение производилось весовым методом и методом феррографии.

В табл. 1 приведены результаты взвешивания сухих осадков с технологического и штатного фильтра.

Таблица 1

Самолет №85663 ТФ Штатный фильтр Отношение весов

СУ-1 0.037525 г 0.015695 г 2.40

СУ-2 0.033605 г 0.020125 г 1.67

СУ-3 0.032425 г 0.018440 г 1.91

Среднее значение 0.034518 г 0.018086 г 1.99

Сравнение средних значений (0.034518 г и 0.018086 г соответственно) показывает, что ТФ за 5-ти минутную отработку собрал примесей примерно в два раза больше, чем штатный фильтр за предыдущие 300 ч наработки.

Применением компьютерной оптики для феррографического анализа позволяет определять количество частиц металла и кокса различных размеров одновременно с их визуальным изображением.

Результаты подсчета частиц износа показали, что у технологического фильтра с двигателя СУ-1 площадь покрытия частицами подложки (фильтра «Владипор») 7%, а у штатного 2.9%, т.е. эффективность 2.4 раза больше, чем у штатного, что соответствует результатам, полученным методом взвешивания.

Для оценки влияния ТФ на снижение концентрации частиц изнашивания в маслосистеме двигателя производилось сравнение концентрации металлов в пробах масла перед и после использования ТФ. В табл. 2 представлены результаты измерения концентрации в пробах масла 6-ти двигателей двух самолетов Ту-154М с интервалом ~ 300 ч наработки. Верхний ряд цифр ( в строке СУ) соответствует концентрации металлов в маслосистеме двигателя до использования ТФ, а нижний после цикла очистки масла. Символом ^ обозначено суммарное значение концентраций металлов в пробе масла до и после очистки.

Таблица 2

№ с-та № СУ Бе Си Ті № Бп 2п Сг У, %

85663 06.04.05 Су-1 0.23 0.15 0.48 0.12 0.08 0.05 0.38 0.32 0.07 0.06 0.19 0.05 0.00 0.00 0.03 0.01 018. 0,10 1.8

Су-2 0.16 0.05 0.49 0.12 0.09 0.06 0.44 0.32 0.09 0.08 0.19 0.04 0.00 0.00 0.03 0.02 0.19 0.09 2.1

Су-3 0.27 0.17 0.43 0.19 0.11 0.09 0.35 0.31 0.07 0.05 0.16 0.14 0.00 0.00 0.03 0.03 0.18 0,12 1.5

85663 09.05.05 Су-1 0.12 0.05 0.36 0.01 0.09 0.07 0.41 0.32 0.08 0.05 0.22 0.04 0.00 0.00 0.03 0.01 0.16 0,07 2.3

Су-2 0.05 0.03 0.47 0.00 0.08 0.07 0.41 0.30 0.09 0.09 0.18 0.00 0.00 0.00 0.03 0.02 0.16 0,06 2.7

Су-3 0.17 0.16 0.33 0.21 0.07 0.08 0.37 0.38 0.08 0.09 0.16 0.14 0.00 0.00 0.03 0.03 0.15 0.14 1.1

85637 13.04.05 Су-1 0.18 0.08 0.38 0.09 0.09 0.08 0.47 0.36 0.08 0.04 0.24 0.07 0.00 0.00 0.03 0.02 0.18 0.10 1.8

Су-2 0.07 0.02 0.37 0.09 0.09 0.05 0.39 0.31 0.09 0.09 0.17 0.04 0.00 0.00 0.03 0.01 0.15 0.08 1.9

Су-3 0.37 0.09 0.23 0.11 0.11 0.08 0.49 0.28 0.08 0.09 0.19 0.17 0.00 0.00 0.03 0.03 0.19 0.11 1.7

85637 23.05.05 Су-1 0.22 0.08 0.46 0.07 0.08 0.05 0.42 0.34 0.08 0.05 0.32 0.14 0.08 0.05 0.03 0.01 0.21 0.09 2.3

Су-2 0.07 0.04 0.32 0.08 0.09 0.06 0.44 0.31 0.10 0.09 0.15 0.07 0.00 0.00 0.03 0.03 0.15 0.09 1.7

Су-3 0.27 0.10 0.37 0.19 0.07 0.07 0.41 0.28 0.08 0.09 0.15 0.13 0.00 0.00 0.03 0.01 0.17 0,11 1.5

За один цикл очистки ТФ снижает суммарную концентрацию элементов в маслосистеме в среднем в 1.9 раза при наличии большого разброса степени очистки от 2.7 до 1.1 раза между максимальным и минимальным значениями.

В работе [2] показано, что существует определенный уровень концентрации Ср, начиная с

которого доля частиц износа, периодически удаляемая с фильтра, будет уравновешиваться, вновь вырабатываемыми двигателем за период между очистками фильтра. Иначе говоря, будет достигнут определенный уровень равновесной концентрации частиц износа в маслосистеме двигателя. Установлено, что для каждого двигателя в условиях стационарной эксплуатации существует вполне определенная индивидуальная равновесная концентрация Ср, которая остается постоянной (в пределах допусков статистической обработки) в течение всего периода стационарного износа, определяющего межремонтную наработку двигателя.

Превышение граничных значений Ср может свидетельствовать о начале режима интенсивного износа.

В случае с использованием ТФ, определение равновесного значения Ср (ввиду недостатка статистики) производилось на уровне среднего по группе. Для этого рассчитывались значения СрХ, как среднее от суммы значений (табл. 3) по всем двигателям с одним номером ( X = 1, 2,...) цикла

очистки маслосистемы.

Таблица 3

85638-3 дата изм. Fe г/т ^ г/т № г/т ^ г/т Zn г/т Mo г/т W г/т ^ г/т к ] г/т

387-442 10.03.2006 4.92 3.86 3.1 0.62 2.27 2.47 0.58 3.86 24.9

387-442 25.03.2006 4.83 5.79 2.17 0.91 3.58 2.04 0.51 2.9 27.2

387-442 25.04.2006 2.71 6.90 1.07 0.57 2.11 2.31 0.84 2.11 22.6

387-442 14.08.2006 4.44 2.29 0.81 0.58 3.61 2.06 0.42 0.95 19.2

387-442 30.08.2006 3.91 1.96 0.72 0.33 1.10 1.69 0.57 0.54 13.7

387-442 27.10.2006 6.55 3.73 0.90 0.51 0.96 2.31 0.82 0.49 20.6

В табл. 3 приведен один из пятнадцати типовых протоколов измерений концентрации металлов в суспензии ТФ. В « в шапке» первого столбца № с-та, СУ и № двигателя в каждой строке. Во втором даты измерений суспензии с ТФ. В столбце под символом к] представлены суммарные значения концентраций по приведенным элементам.

Результат обработки полученных измерений представлен на рис. 1 в виде средних суммарных значений концентраций Cpt с допусками статистических отклонений. Значения Cpt обработаны сглаживающим (по методу наименьших квадратов) полиномом, представленным на графике.

По внешнему виду кривой можно предполагать о принадлежности точки Ср6 = 14 г/т горизонтальному участку графика, т. е. соответствию значению равновесной концентрации Ср. Для проверки этого по формуле полинома просчитывается прогнозируемое значение концентрации при следующей (X = 7) седьмой промывке ТФ. Это расчетное значение Ср7 =14,6 г/т практически не отличается от результатов предыдущей промывки Ср6 = 14 г/т, что является подтверждением факта достижения значения равновесной концентрации при Ср = Срб = 14 г/т после шестого цикла очистки.

26 ± 14 А у=0.339х2-4.517х+29.5

21 + 6 '>'>-^1В ± 10 < й + д

1 16 ±4 —~— 14+7.Э

1 1

01234567

Количество промывок

Рис. 1. Распределение суммарных значений концентраций Cpt суспензии от количества промывок маслосистемы двигателя

Представляет большой практический интерес влияние ТФ на количественный состав металлических частиц изнашивания. Поэтому параллельно с рентгеноспектральным анализом проводился феррографический анализ суспензии с ТФ. На рис. 2 представлены гистограммы, полученные по результатам феррографического анализа.

Рис. 2. Распределение количества частиц размером 0-60 мкм в пробе объемом 20 мл

в зависимости от количества использований ТФ при промывке маслосистемы двигателя

Из приведенных графиков видно, что равновесное значение по количеству частиц износа в маслосистеме наступает практически после первого цикла использования ТФ.

Различие характера кривых можно объяснить тем фактом, что на рентгеновский анализ попадают частицы размером менее 10 мкм, которые не сразу в полном объеме улавливаются ячейками ТФ и продолжают циркулировать в маслосистеме двигателя до достижения равновесного состояния.

Для целей практической диагностики по результатам анализа суспензии не очень удобно использовать суммарные усредненные значения, использованные ранее при оценке эффективности ТФ.

В табл. 4 представлены предельные (на уровне 95% доверительной вероятности) значения концентрации в г/т металлов в суспензии ТФ, соответствующие режиму равновесной концентрации.

Таблица 4

Элемент Fe № Zn Mo W ТС

Концентрации г/т 5.95 4.81 1.25 0.75 2.96 2.91 0.79 1.75

В табл. 5 представлены предельные количества частиц различного размера, соответствующие нормальному протеканию процесса износа.

Таблица 5

Частицы металла, мкм Частицы кокса, мкм

Размеры, мкм 0 - 20 20 - 60 60 -100 100 -200 200 -500 0 - 20 20 - 60 60 -100 100 -200 200 -500

Предельное значение количества частиц (штук) 128 23 1 0 0 1779 70 5 1 0

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефимова М.Р., Рябцев В.М. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 1991.

2. Степанов В.А. Диагностика технического состояния узлов трения газотурбинных двигателей по параметрам продуктов износа в масле. - М.: ЦИАМ, 2002.

ESTIMATION OF THE INFLUENCE OF THE SIZES OF CELLS OF FILTERS ON EFFICIENCY OF TRYBODIAGNOSTICS

The estimation of influence of the sizes of a cell of oil filters on size of concentration of products of deterioration in oil tests is spent in the article.

Key words: tribodiagnostics, technolofy filter, spectral analysis, ferrografy analysis.

Сведения об авторах

Дасковский Михаил Исаевич, 1985 г.р., окончил МИЭМ (2007), аспирант МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - диагностика авиационных ГТД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.