Научная статья на тему 'Оценка влияния офшорного бизнеса на развитие экономики регионов'

Оценка влияния офшорного бизнеса на развитие экономики регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния офшорного бизнеса на развитие экономики регионов»

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОФШОРНОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

В.А. БАБАНИН,

главный специалист ОАО «Лукойл»

Мировые «киты» офшорного бизнеса, активно функционирующие на российском рынке, не столько помогают российским юридическим и физическим лицам учредить офшорные фирмы, сколько в соответствии с нуждами заказчика разрабатывают конкретные деловые проекты. Использование офшорных структур происходит в комплексе с другими мерами, направленными на глубокое структурное преобразование бизнеса. В результате при изучении финансово-хозяй-ственной деятельности предприятия, пользующегося услугами профессиональных консультантов по налоговому или финансовому планированию, контролирующим органам бывает трудно распознать утечку капиталов за границу или преднамеренное занижение налоговых выплат. Перед глазами проверяющих предстает нормально работающее предприятие, которое платит все необходимые российские налоги, но в силу объективных обстоятельств налоговые выплаты невелики, или предприятие вынуждено оставлять за рубежом большую часть своих валютных поступлений. Оправдывается это тем, что стабильное сотрудничество с надежными зарубежными партнерами для предприятия является залогом его выживания в нынешней сложной экономической ситуации. Естественно, что отмеченные выше «объективные» обстоятельства на самом деле таковыми не являются: они тщательно спланированы и искусственно созданы для решения заранее поставленной задачи. Вместе с тем в целях объективности следует сказать, что определенным российским предприятиям благодаря воплощению в жизнь детально продуманных офшорных проектов удалось не только выжить, но и стабилизировать свое финансовое положение.

При этом, чтобы избежать повышенного интереса и нареканий со стороны налоговых и правоохранительных органов, с помощью довольно простых приемов использование офшорных структур происходит завуалированно. Так, например, офшорная компания регистрируется на Багамских островах, а в Англии открывает банков-

ский счет и абонирует почтовый ящик, используемый во всех документах как адрес компании. Для тех, кто заботится о своем имидже и готов за это платить, возможен другой, более изящный вариант: учреждение швейцарской домицилированной компании с реально функционирующим офисом, например во Фрибурге.

В качестве обобщения ситуации с явным и неявным использованием российскими бизнесменами офшорных компаний следует сказать, что, к сожалению, в настоящее время даже при неприкрытом использовании офшорных компаний в подавляющем большинстве случаев приходится говорить только о «нареканиях» и «повышенном интересе» со стороны налоговых и правоохранительных органов. Привлечение к финансовой или уголовной ответственности за использование во вред государству офшорных структур, как правило, происходит вследствие грубых ошибок (отсутствие или некомпетентность консультантов и т.п.) или случайных «сбоев» (например, когда участвующие в офшорном деловом проекте российские или иностранные юридические и физические лица обращают на себя внимание зарубежных правоохранительных органов, случаи, когда при раскрытии серьезных преступлений отечественными спецслужбами выявляются связи фигурантов с теми или иными офшорными образованиями, громкие политические скандалы и т.п.).

Кроме того, учитывая объективную заинтересованность определенных влиятельных сил в отсутствии в Российской Федерации специализированного антиофшорного законодательства, легко предположить, что при разработке законопроектов будут предприняты активные попытки сделать их малоэффективными, в том числе и путем ограничения сферы их применения случаями явного использования офшорных компаний.

Это легко произойдет, если в основу выработки антиофшорного законодательства будут положены ошибочные критерии определения офшорного статуса иностранной фирмы. Напри-

мер, ссылаясь на международный опыт, в частности на практику американских властей составлять списки неблагонадежных государств, компаний, учебных заведений и т.п., офшорный статус можно определить как регистрацию компании в одной из общепризнанных или официально признанных российскими властями офшорных юрисдикций. Имея подобное законодательство, государство не сможет отстоять свои национальные интересы, потому что секретарские компании уже предусмотрели такую возможность и заранее обезопасили своих клиентов.

Из рассмотренного следует сделать вывод, что, открыв внутренний рынок для свободной деятельности международных секретарских компаний, государство изначально само себя поставило в неравное положение с офшорным бизнесом и теперь вынуждено выступать в роли догоняющего. В этом следует видеть одну из причин того колоссального урона, который был нанесен национальному богатству России на рубеже XXI века. Сегодня есть все основания говорить, что офшорный бизнес успешно провел своего рода блицкриг в российской экономике, причиной чему явилось отсутствие в стране специализированного антиофшорного законодательства.

Нет этого законодательства и сейчас, поэтому в настоящее время международные секретарские компании продолжают вести свою успешную деятельность на территории Российской Федерации. В частности, применительно к условиям современной России ими разработана и активно применяется методика налогового планирования, которая основана на комбинировании трех факторов:

• различия налоговых систем различных государств;

• различные организационно-правовые формы

ведения бизнеса;

• различные формы извлечения дохода от своей деятельности.

Построение схемы, направленной на минимизацию налоговых выплат, начинается от платящего субъекта. При этом на первом этапе путем комбинации перечисленных выше факторов решается задача снижения НДС и других налогов с оборота. В частности, желаемого результата можно достичь, если удастся формально перевести контракт или его большую часть в разряд внешнеторговых, в котором в качестве получателя будет выступать офшорная компания, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации.

На втором этапе решается задача снижения налога на прибыль. Достигается это за счет использования иностранных офшорных компаний

и построения цепочки: иностранная офшорная компания - российское предприятие, зарегистрированное на льготной территории, - посредническая компания в регионе, где осуществляется основная деятельность.-

Третий этап - выбор наиболее благоприятных условий для аккумулирования денежных средств. Так, при получении дохода в форме дивидендов (процентов, роялти) рекомендуется использовать компании, зарегистрированные в странах, имеющих с Российской Федерацией договора об избежании двойного налогообложения. В итоге «добиваться снижения налогов с торговой прибыли внутри России лучше, комбинируя работу через низконалоговые (льготные или зарегистрированные в российских «налоговых оазисах») предприятия в России с привлечением офшорных компаний-подрядчиков».

Четвертый этап - «метод косвенного снижения налогов» применяется в том случае, если на трех предыдущих этапах не удалось достичь поставленной цели. Суть его состоит в уменьшении налогов на прибыль за счет искусственного увеличения расходов предприятия. Очень удобным инструментом для этого также может служить офшорная компания.

Обращает на себя внимание то, что в приведенной выше методике только один из трех используемых факторов напрямую относится к офшорному бизнесу, два других имеют чисто внутреннее происхождение. Как видно, равнозначной заменой «российскому офшору» является обыкновенное предприятие, пользующееся на том или ином законном основании налоговыми льготами. Это значит, что проблемы, связанные с офшорным бизнесом (как, например, только что рассмотренное налоговое планировании), должны решаться комплексно.

Нетрудно заметить, что данная методика основана на адаптированных к российским реалиям и широко применяемых в международном налоговом планировании методах: - перераспределение (диверсификация) прибыли (profit diversion) - накопление прибыли от бизнеса в странах с низкими налогами (американским аналогом данного способа минимизации налогов является рассмотренный выше метод «upstreaming income»); занижение прибыли (profit extraction) - увеличение расходной части баланса предприятия за счет включения в нее издержек от сотрудничества с офшорными компаниями; создание прибыли (profit creation), то есть перенос всей деятельности в офшорную юрисдикцию.

Если проанализировать направления развития офшорного бизнеса в Российской Федера-

ции, то следует отметить, что в России, как и во всем мире, использованием офшорных структур стремятся обеспечить защиту активов, имущественное и налоговое планирование и использование трастов, обеспечение конфиденциальности и отмывание «грязных денег». При этом в качестве самостоятельного направления использования офшорных компаний российскими гражданами и предприятиями следует выделить незаконный вывоз капиталов за рубеж. Необходимо также признать и то, что именно незаконный вывоз капитала и отмывание «грязных» денег являются главными, тесно связанными между собой направлениями развития офшорного бизнеса в России.

Под разговоры о том, что реформируемая экономика нуждается в иностранных инвестициях, страна превратилась в мировую «прачечную» по отмыванию преступно заработанных средств. Дошло даже до публичных призывов «амнистировать» незаконно вывезенные из страны денежные средства, если они будут возвращены в Российскую Федерацию. Инвестиций это не прибавило, но подобная политика российских властей не прошла даром: Россия находится в специальном списке стран, считающихся международными центрами отмывания денег. Естественно, что указанное положение сложилось вследствие отсутствия специализированного законодательства, направленного против отмывания «грязных» денег. Одной статьи в Уголовном кодексе Российской Федерации явно недостаточно. Борьба с отмыванием денег должна проходить в разных направлениях, как это делается в других странах.

Еще одним обстоятельством, усугубляющим ситуацию с офшорным бизнесом в Российской Федерации, особенно в части неконтролируемого экспорта капиталов, является деятельность на территории Российской Федерации прибалтийских банков, вседозволенности и безнаказанности которых удивляются даже эксперты секретарских компаний. Вот как об этом пишет в своей книге Дж. Пеппер: «Уже несколько лет эти банки с завидной стабильностью занимаются отмыванием денег (назовем вещи своими именами) во всех возможных формах и видах... Меня всегда удивляла одна вещь: как можно столь долго и безболезненно существовать рядом с государством, пытающимся поддерживать строгий валютный и налоговый контроль (с Россией) и не нарваться на неприятности».

Надо отметить, что в некоторых офшорных юрисдикциях, например в государстве Ниуэ и на островах Терке и Кайкос, возможно учреждение компании с официальным названием, на-

писанным на любом языке. Поэтому, учредив офшорную компанию с русским названием, нечистые на руку бизнесмены в настоящее время имеют уникальную возможность переводить рублевые платежи сразу на счета своих офшорных фирм через рублевые корсчета прибалтийских банков в российских банках-корреспондентах. Причем внешне такой платеж ничем не отличается от обычного перечисления внутри страны, для убедительности даже указывается ИНН получателя (как правило, это ИНН банка, в котором открыт корсчет прибалтийского банка). Таким образом, осуществляется обход валютного контроля, и при переводе денежных средств за рубеж не надо оформлять и оставлять в банке паспорт сделки. Все это дает возможность бесконтрольного перевода за рубеж любых денежных средств.

По этой причине ограничение деятельности на территории России прибалтийских банков - одна из первоочередных задач при разработке офшорного регулирования в Российской Федерации.

Однако проблема незаконного экспорта капиталов должна решаться комплексно. Надо не только перекрыть каналы, по которым утекают деньги за границу, но и ликвидировать имеющиеся внутри страны источники их возникновения: теневую экономику, организованную преступность, коррупцию, а также безответственность и вседозволенность, в атмосфере которых процветают экономические злоупотребления и преступления различных масштабов. Первоочередной мерой административного порядка в данном направлении должно стать внесение изменений в уголовный кодекс Российской Федерации, касающееся статей, имеющих прямое отношение к офшорному бизнесу. Но для полного решения данной проблемы необходима глубокая доработка всего Уголовного законодательства в сторону ужесточения мер, направленных на борьбу с организованной преступностью, коррупцией и экономическими преступлениями, в том числе касающимися махинаций с финансовыми пирамидами и деятельности банков. Что касается экономических мер, то к ним можно отнести изменение политики приватизации и создание условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Если вернуться к офшорному бизнесу, то необходимо отметить, что очень эффективным методом незаконного вывоза капиталов является работа через офшорную структуру, созданную российским экспортером для ведения от ее имени внешнеторговых операций. Вот как выглядит схема, ставшая настоящим бичом российской

экономики: основная часть продукции уходит по бартеру за сырье, топливо, энергию, а основная масса финансовых средств аккумулируется за границами России, экспортные потоки в основном идут через посреднические фирмы в офшорных зонах, часто учредителями таких фирм выступают высшие должностные лица предприятий или их родственники.

Такое положение будет существовать до тех пор, пока не будут законодательно оформлены экономические и правовые аспекты сотрудничества российских предприятий и компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. Надо сказать, что в данной ситуации страдает не только государство, но и само предприятие, поскольку цели криминального обогащения отдельных лиц вступают в противоречие не только с интересами государства, но и с целями самого предприятия.

Определенным выходом из данной ситуации может быть проведение обязательной экономической экспертизы крупных экспортных контрактов российских производителей. Кроме того, учитывая международный опыт, в случаях, когда сотрудничество российских предприятий с офшорными компаниями вызвано только целями уменьшения налоговых выплат или экспорта капиталов за рубеж и не обосновано какими-либо экономическими или иными общественно-полезными причинами, следует доначислять на основе экономической экспертизы не уплаченные за весь период действия контракта налоги и взимать их с предприятия.

Очевидно, необходимо сделать экономически нецелесообразным заключение подобных контрактов. Так, можно ввести дополнительный налог «у источника» на все выплаты российских резидентов (физических и юридических лиц) в адрес офшорных компаний и установить специальные импортные пошлины на товары, приобретаемые у офшорных фирм.

В том случае, если офшорная структура действительно необходима производителю для работы исключительно на рынках других стран, экономической мерой, способной предостеречь российских граждан от учреждения офшорных фирм и поощрения их внешнеэкономической активности, станет создание возможности для регистрации российской LLC.

Теперь перейдем к рассмотрению офшорного бизнеса, основанного на использовании внутренних, российских офшорных территорий. Если рассмотреть результаты существования Зоны экономического благоприятствования (ЗЭБ) «Ингушетия», которая фактически стала первой внут-

ренней российской офшорной территорией, следует сделать вывод о том, что главный экономический итог ее существования - уменьшение налоговых поступлений в других регионах России от предприятий, которые уходили от уплаты налогов по месту деятельности, будучи формально зарегистрированы в ЗЭБ «Ингушетия». Зачастую такие предприятия полностью выпадали из-под контроля со стороны налоговых органов, потому что проверить их по месту ведения деятельности без соответствующего поручения налоговых органов Ингушетии было нельзя. Кроме того, вся документация, касающаяся деятельности предприятий, направлялась в Ингушетию, а без нее местные правоохранительные и налоговые органы не могли сделать даже предварительной оценки соблюдения налогового законодательства. Что же касается налоговой инспекции и полиции Ингушетии, то они просто физически не могли адекватно оценивать и контролировать деятельность, которая велась за тысячи километров от них.

Несовершенство законодательной базы и трудности в осуществлении контроля над деятельностью предприятий, зарегистрированных в Калмыкии, привели в итоге к массовым нарушениям налогового законодательства предприятиями-льготниками. Причиненный государству ущерб достиг таких размеров, что ситуация, сложившаяся вокруг Зоны льготного налогообложения (ЗЛН) «Калмыкия», рассматривалась на Совете безопасности и в Правительстве Российской Федерации. Было принято решение о проверке соблюдения налогового законодательства этими предприятиями. В результате операции под кодовым названием «Степь», проведенной Федеральной службой налоговой полиции России, установлено, что по состоянию на начало 1999 г. в Калмыкии на льготных условиях было зарегистрировано около 5 тыс. предприятий, из которых более 1 200 не представляют отчетность, следовательно, не платят налоги, хотя реально осуществляют деятельность в 64 регионах России. В отношении руководителей 45 из этих предприятий были возбуждены уголовные дела по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах.

Аналогичная, но меньшая по своим масштабам, неблагоприятная криминогенная ситуация сложилось и в другой российской «налоговой гавани» - г. Угличе. Здесь, по данным налоговой полиции, было зарегистрировано свыше 800 предприятий, из которых более 100 не отчитываются в налоговых органах и не платят налогов. Детальная проверка агентства, занимающегося

регистрацией «офшорных» фирм в Угличе, вскрыла факты, когда предприятия регистрировались на утерянные паспорта или откровенно криминальными элементами. При этом после проведения нескольких прибыльных контрактов или операций по обналичиванию с использованием данных компаний они фактически прекращали свою деятельность, т.е. бросались своими владельцами, а их должностные лица исчезали в неизвестном направлении.

Причины сложившегося неблагоприятного положения вокруг российских «налоговых оазисов» заключаются в следующем.

Первое. Дестабилизирующим фактором является само существование возможности у региональных и местных властей предоставлять льготы в части выплат в свой бюджет. Так, несмотря на сомнительность снижения на законных основаниях налоговых платежей путем учреждения предприятия в одном регионе, а ведения деятельности в другом, объективные трудности с контролем правильности уплаты налогов, возникающие в данной ситуации, будут провоцировать недобросовестных налогоплательщиков на нарушения налогового законодательства. Кроме того, «офшорная криминализация» на базе предоставления налоговых льгот является мощным фактором усиления коррупции на территориях российских офшоров.

Второе. Как и в зарубежных аналогах, во внутренних российских офшорах в целях привлечения большего количества инвесторов существуют максимально упрощенные процедуры регистрации и значительно занижены требования к регистрируемым предприятиям и их учредителям.

Третье. Оздоровление криминогенной ситуации вокруг предприятий из российских офшорных зон и самих российских офшоров происходит сейчас в основном в плоскости борьбы с налоговыми преступлениями, и ведется оно только налоговой полицией, силы и средства которой ограниченны. К тому же специфика налоговых преступлений состоит в том, что фактическое получение прибыли, которая скрывается от налогообложения, и момент окончания налогового преступления, когда можно официально говорить о факте его совершения, сильно разделены во времени. Связано это с тем, что сначала должен окончиться отчетный период, в котором имела место неуплата налогов, а затем должен окончиться период, в течение которого необходимо сдать отчетные документы, можно внести изменения и заплатить налоги. Этот период времени может составлять более года. Ясно, что в современных динамичных условиях это сильно

осложняет борьбу со злоупотреблениями с использованием российских офшорных предприятий.

Четвертое. Согласно части первой Налогово -го кодекса Российской Федерации филиалы и представительства предприятий не рассматриваются как участники налоговых правоотношений. Таким образом, за нарушение налогового законодательства в одном регионе должно накладываться наказание в другом регионе. Учитывая, что в российских офшорах, в соответствии с «лучшими» зарубежными традициями, регистрация предприятий носит чисто формальный характер (например, налоговой полицией был установлен факт регистрации в одном из ЗАТО по обычной жилой квартире более 400 различных предприятий), и широко распространено использование поддельных или утерянных паспортов и услуг подставных лиц: после выявления нарушения налогового законодательства выясняется, что применять финансовые санкции просто не к кому.

Что касается ЗАТО, то принцип их использования аналогичен тому, который имеет место в «традиционных» офшорных зонах. Вследствие регистрации в ЗАТО предприятия получают налоговые льготы, а деятельность фактически ведут за ее пределами. Типичной для России является ситуация, которая сложилась вокруг ЗАТО, расположенных в Челябинской области. В рамках операции «Седой Урал» органами налоговой полиции было установлено, что на протяжении 1996 -1998 гг. бюджеты челябинских ЗАТО получили от регистрации на их территории «офшорных» предприятий суммы, вдвое меньшие, чем предоставленные данным предприятиям налоговые льготы. Разницу между этими суммами составляют потери местных бюджетов там, где эти предприятия фактически осуществляют свою деятельность.

В результате роста количества подобных территорий увеличивается не только неправомерный отток капиталов из одних регионов в другие, но и снижаются совокупные налоговые поступления в масштабе всей страны. Уже типичными стали случаи, когда, например, предприятия, ведущие свою деятельность на Урале, получают налоговые льготы в Калмыкии, а предприятия из Калмыкии - на Урале. Кроме того, указанные обстоятельства способствуют возникновению дополнительной напряженности в отношениях между субъектами Российской Федерации и развитию крайне опасных для российского государства центробежных процессов.

Естественно, что сложившееся положение вещей вызвало обеспокоенность на федеральном уровне. В результате мер, предпринятых законодательной, исполнительной властями и налоговыми

органами, предприятия, имеющие в своем составе обособленные структурные подразделения, обязаны исчислять долю прибыли, которая приходится на территориально обособленное структурное подразделение, и исчислять с нее налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации по месту нахождения указанного структурного подразделения.

Помимо налога на прибыль, были внесены изменения в порядок исчисления налога на добавленную стоимость, в части расчета НДС заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими предприятиями, занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения. Сумма НДС стала определяться «как разница между суммами налога, полученного от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщиками этих товаров». Вследствие данных изменений потеряла экономическую целесообразность схема уменьшения налоговых выплат, при которой предприятие регистрируется на льготной территории, а деятельность ведет в других регионах через посредников, работающих по договорам комиссии или поручения. Экономия на налогах а этом случае происходила из-за того, что посредник работал с минимальной прибылью и, следовательно, платил минимальные налоги, а основное предприятие с полученной прибыли платило налог по льготной ставке.

Кроме того, был изменен порядок учета налогоплательщиков. Постановке на учет в налоговых органах стали подлежать представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц.

Очень важным в плане борьбы с уклонением от уплаты налогов путем формальной перерегистрации предприятия и продолжения осуществления деятельности от имени его филиала или представительства стала передача органам местного самоуправления прав получать в свой бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования. Надо отметить, что местные власти стали активно использовать предоставленные им возможности для защиты своих экономических интересов.

В результате вышеперечисленного стало возможным облагать налогом финансово-экономическую деятельность по месту ее реального осуществления, а не по формальному критерию -месту регистрации.

Таким образом, сложилась ситуация, когда региональные и местные власти могут предоставлять льготы зарегистрированным на их территории предприятиям в части выплат в свой бюджет. С другой стороны, эти же власти наделены правом требовать уплаты налогов в свои бюджеты от всех субъектов, осуществляющих экономическую деятельность на их территории, вне зависимости от места их официальной регистрации. Это значительно уменьшает возможности законного использования налоговых льгот предприятиями, ведущими свою деятельность за пределами административно-территориальных образований, предоставивших им данные льготы.

К сказанному следует добавить, что подобная двойственность российского налогового законодательства породила сомнительный с точки зрения законности, но довольно эффективный способ использования компаний, зарегистрированных в отечественных налоговых оазисах. Речь идет о так называемом методе «параллельного» бизнеса, суть которого состоит в том, что в одном и том же месте, в одно и то же время, на одной и той же производственной базе одну и ту же деятельность «параллельно» ведут нормальное и «льготное» предприятия. В такой ситуации точно определить налоговую ответственность офшорной компании затруднительно.

На основании изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время в действующем законодательстве остаются правовые основания для существования в России офшорных территорий (а точнее, территорий с льготным режимом налогообложения) в том виде, в котором они сформировались.

Для кардинального перелома сложившегося положения необходимо принятие следующих мер:

1) запретить предоставление налоговых льгот и упрощенные процедуры регистрации предприятий;

2) сделать филиалы и представительства полноправными участниками налоговых правоотношений, при этом законодательно закрепив уплату всех налогов по месту фактического ведения деятельности;

3) в целях улучшения криминогенной обстановки, сложившейся вокруг предприятий, зарегистрированных на одной территории, в частности в «российском оффшоре», но деятельность ведущих на другой территории, с учетом американского опыта следует ввести обязательное лицензирование «иногородних» предприятий региональными и местными властями. При этом главным условием выдачи лицензии на право осуществления деятельности должна стать постановка на налоговый учет по месту деятельности.

Экономическая эффективность данной меры обусловлена прежде всего тем, что с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации значительно смягчились экономические санкции, предусмотренные за неуплату налогов. В то же время весь доход от незаконной предпринимательской деятельности подлежит перечислению в доход государства.

Таким образом, в целях упорядочения ситуации вокруг внутренних российских «налоговых оазисов» следует внести изменение в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации и дополнить статью 19 положением, согласно которому филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций должны рассматриваться как полноправные субъекты налоговых отношений. Это позволит более эффективно контролировать их деятельности, а в случае нарушения налогового законодательства привлекать к ответственности по месту фактического осуществления деятельности.

Кроме того, в части второй Налогового кодекса Российской Федерации следует законодательно закрепить уплату всех видов налогов по месту фактического ведения деятельности, в том числе и от имени филиала или иного обособленного структурного подразделения. Это исключит возможность спекуляции налоговыми льготами, поскольку, предоставляя ту или иную льготу, региональные или местные власти будут уменьшать налоговые поступления в свой собственный, а не в чужой региональный или местный бюджет.

Итак, выше были рассмотрены экономические основы существования внутренних офшорных территорий в составе Российской Федерации. При этом следует отметить, что при учреждении ЗЭБ «Ингушетия» не ставилось прямой цели создания офшорной территории, таковой она стала вследствие рассмотренных выше экономических причин. Иначе обстоит дело с Центром международного бизнеса «Ингушетия», который законодательно учреждался в качестве международной офшорной зоны в составе России. Поскольку это единственное в России стопроцентное офшорное образование, необходимо подробно рассмотреть цели его создания, а затем провести анализ возможностей их достижения.

Очевидно, что цели создания офшорной зоны в Ингушетии соответствуют сложившейся мировой практике: Центр международного бизнеса «Ингушетия» был создан в целях привлечения иностранных капиталовложений, технологий, управленческого опыта в области внешнеэкономической деятельности, роста налоговых поступлений и увеличения занятости.

Итак, если международный офшорный центр на территории Ингушетии создавался в целях притока иностранных инвестиций, то, прежде всего, необходимо было рассмотреть, кто именно из иностранных инвесторов должен обеспечить приток инвестиций, а проще говоря, стать учредителем офшорных компаний. Как уже отмечалось, во всем мире офшорный бизнес используется в нескольких основных направлениях, а именно: защиты активов, имущественного и налогового планирования и использования трастов, обеспечения конфиденциальности и отмывания «грязных денег».

Офшорные инвесторы молниеносно реагируют на любое изменение политической ситуации в офшорной зоне. И это естественно, если учесть, какие серьезные задачи они решают с помощью офшорных фирм, учрежденных в «налоговых гаванях». Поэтому не требует доказательства тот факт, что никакой инвестор не станет решать вопросы обеспечения безопасности своего капитала или процветания бизнеса путем помещения или репатриации своих средств в только что созданную офшорную зону, расположенную в исключительно нестабильном, криминальном и отсталом регионе страны, которая сама находится в затяжном экономическом кризисе. К тому же необходимо помнить, что для достижения указанных целей в мире уже существует проверенный десятилетиями рынок офшорных услуг.

Кроме того, как уже отмечалось, внутри мирового семейства офшорных зон под влиянием острой конкуренции за привлечение капиталов произошла специализация офшорных юрисдикции как по видам деятельности, так и по их ориентации на финансовые рынки и капиталы определенных стран. Поэтому следует рассмотреть проблему привлечения инвестиций и с этой точки зрения.

Итак, по мнению устроителей, существование Центра международного бизнеса «Ингушетия» будет обслуживать внешнеэкономические интересы России за рубежом, а офшорная деятельность окажется одним из эффективных инструментов оживления экономических связей между бывшими республиками СССР. Однако в данном случае имеет место простое декларирование желаемого, ибо закон, по которому была создана офшорная зона в Ингушетии, определяет «стандартную налоговую гавань», и не содержит ни положений, определяющих ее специализацию, ни положений, обусловливающих экономическую или иную целесообразность использования Ингушетии бизнесменами конкретных стран.

Кроме того, в офшорном бизнесе уже существуют средства достижения указанных целей. Так, очень эффективным с точки зрения обслуживания внешнеэкономических интересов российского капитала и осуществления экономических связей между бывшими республиками СССР является использование уникальных возможностей Кипрской, а с лета 2003 года - Исландской офшорной юрисдикции.

Следовательно, остается признать, что в условиях отсутствия экономической целесообразности инвестиций в офшорную зону в Ингушетии можно ждать только от тех, кто стремится любой ценой обеспечить конфиденциальность в ущерб всему остальному («спрятать концы в воду»), а также от тех, кто занимается отмыванием «грязных» денег или операциями по незаконному экспорту капиталов за рубеж. Неудивительно в этой связи, что Россия включена в список стран, являющихся мировыми центрами по отмыванию «грязных» денег.

Еще одной веской причиной, препятствующей притоку капиталов в Центр международного бизнеса «Ингушетия», является ненадежность российских банков. По данному показателю Россия не выдерживает сравнения с общепризнанными офшорными юрисдикциями. Так, например, в Швейцарии за последние двести лет не разорился ни один банк.

Учитывая подозрительность, с которой серьезные зарубежные финансовые институты относятся к капиталам и финансовым организациям российского происхождения, следует признать, что двери иностранных банков, заботящихся о своей репутации, закрыты перед офшорными компаниями из Ингушетии. Следовательно, компаниям международного бизнеса остается либо прибегать к помощи второразрядных иностранных банков, либо открывать счета на территории Центра в банках-агентах и уполномоченных банках Правительства Ингушской Республики. Указанные обстоятельства делают весьма проблематичным осуществление серьезных деловых проектов с использованием офшорных компаний, зарегистрированных в Ингушетии.

Другими целями, которые преследовались при создании Центра международного бизнеса, были провозглашены привлечение технологий и управленческого опыта в области внешнеэкономической деятельности. Не вызывает сомнения гот факт, что необходимым условием нормального функционирования любой офшорной зоны является наличие в ней современных информационных, коммуникационных и банковских технологий. Это значит, что на момент создания в

офшорной юрисдикции уже должна быть создана соответствующая инфраструктура, причем довольно высокого уровня, способного обеспечить предоставление финансовых и иных услуг мирового уровня. В то же время при создании офшорной зоны в Ингушетии не предусматривалось никаких инвестиций в развитие инфраструктуры Центра. Следовательно, от иностранных бизнесменов ожидается не только инвестирование своих капиталов, но еще и привнесение передовых технологий.

Что касается управленческого опыта в области внешнеэкономической деятельности, то это производная величина, определяющаяся объемами внешнеэкономической деятельности и используемыми технологиями. Сказанное относится и к налоговым поступлениям, объем которых прямо пропорционален количеству зарегистрированных компаний международного бизнеса.

Наиболее полно при создании Центра были реализованы цели увеличения занятости местного населения. В частности, было законодательно определено понятие и функции секретарской компании, которая должна представлять интересы офшорной компании перед администрацией Центра. Прибегать к услугам местных секретарских компаний офшорных инвесторов вынуждает и то обстоятельство, что все офшорные компании должны иметь в Центре зарегистрированный офис со своим юридическим адресом. Что касается непосредственно компаний международного бизнеса, то они были определены в соответствии с «классическими» канонами хорошо зарекомендовавшей себя в офшорной практике 1ВС.

В заключение отметим, что успешное развитие офшорных центров определяет географическое положение, включающее местоположение центра по отношению к основным районам деятельности материнских компаний и потребителей кредитно-финансовых услуг; наличие развитой инфраструктуры, банковской системы; минимальное государственное регулирование деятельности офшорных компаний. Что же касается Центра международного бизнеса «Ингушетия», то его законодательная база все же оторвана от реальных условий, поскольку не учитывает специфики современных процессов, происходящих как внутри страны, так и вокруг России на международной арене. По сути, закон, в соответствии с которым была создана офшорная зона в Ингушетии, явился механическим переложением законодательной базы стандартного «бананового офшора» на часть территории Российской Федерации. Очевидно, такой опыт тоже необходим, чтобы с его учетом можно было продолжать движение вперед?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.