Научная статья на тему 'Определение роли, структуры и места экономической безопасности предпринимательства в офшорных зонах'

Определение роли, структуры и места экономической безопасности предпринимательства в офшорных зонах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОФШОР / ОФШОРНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / ТЕНДЕНЦИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОФШОРНАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суглобов А. Е., Михайлов С. В.

В статье исследуется роль и место экономической безопасности предпринимательства в офшорных зонах, определяется ее структура, а также причины использования офшоров в России. Проведено исследование международного опыта использования офшорных зон и обзор законодательства в сфере регулирования в них предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение роли, структуры и места экономической безопасности предпринимательства в офшорных зонах»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

24 (81) - 2010

определение роли, структуры и места экономической безопасности предпринимательства в офшорных зонах

а. е. сУГЛОБОВ,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, начальник кафедры экономического анализа, финансов и статистики E-mail: a_suglobov@mail. ш

с. В. МИХАЙЛОВ,

адъюнкт кафедры экономического анализа, финансов и статистики E-mail: mikhailov_sv@mail.ru Московский университет МВд России

В статье исследуются роль и место экономической безопасности предпринимательства в офшорных зонах, определяется ее структура, а также причины использования офшоров в России. Проведено исследование международного опыта использования офшорных зон и обзор законодательства в сфере регулирования в них предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, офшор, офшорная юрисдикция, тенденция, зарубежный опыт, законодательство, предпринимательская деятельность, офшорная компания.

На современном этапе развития мировой экономики одним из наиболее используемых и эффективных механизмов оптимизации налогообложения является использование офшорных компаний. В настоящее время схемы деятельности с использованием офшорных зон широко используются в современной экономике, а использование офшорного механизма приобрело масштабы мирового явления.

В этой связи актуальной является проблема обеспечения экономической безопасности Российской Федерации за счет контроля за оттоком капитала и поступлением налоговых средств в бюджет страны. Использование хозяйствующих

субъектов, которые ведут свою деятельность на территории РФ, а центр накопления размещают за ее пределами, приводит, с одной стороны, к сокращению налоговых поступлений в российский бюджет, а с другой — к несанкционированной утечке капитала за рубеж. Как следствие, Россия систематически финансирует другие страны, причем зачастую гораздо более развитые, чем она сама. По оценкам ЕС, нелегальный вывоз капитала из России составил в 1992—2002 гг. 245 млрд долл. По данным Банка России, официальный вывоз капитала частным сектором за 2007 г. составил 111,3 млрд долл., в то время как общий отток капитала составил 124,9 млрд долл. [5].

Актуальность проблемы, связанной с офшором, определяется масштабами нанесенного ущерба и важностью их решения для экономики страны. Указанные обстоятельства диктуют необходимость скорейшего принятия специализированного законодательства, призванного защитить экономику страны. И здесь немаловажную роль сыграет вступление России в ВТО и принимаемые на этом пути законы и мероприятия.

Основной целью использования офшорных зон является оптимизация налоговой политики предприятия при осуществлении внешнеэкономи-

ческой деятельности, владение активами, а также их структурирование. Используя схему деятельности, связанную с офшором, предприниматель может значительно и совершенно законно уменьшить сумму налоговых выплат его местной фирмы. В результате использования схемы офшора можно минимизировать налог на прибыль и существенно уменьшить выплаты в государственные внебюджетные фонды. Сложность представляет для правоохранительных органов выявить противоправное уклонение от уплаты налогов и налоговую оптимизацию, а высокий режим конфиденциальности в офшорных юрисдикциях осложняет получение контролируемыми органами финансовой информации и данных, которые идентифицируют доходы реальных бенефициаров.

Для дальнейшего анализа состояния экономической безопасности в сфере предпринимательства, связанного с использованием офшоров, необходимо определить понятие категории «экономическая безопасность предпринимательской сферы» на микроэкономическом уровне — на уровне отдельно хозяйствующей структуры. Предпринимательская деятельность относится к специфическому виду социального поведения, которое реализуется в системе рыночной неопределенности и риска. Предпринимательский риск — это, с одной стороны, возможная вероятностная потеря ресурсов, а с другой — этот риск может проявляться и в получении большего по объему дохода, чем намечалось до осуществления определенных операций.

По мнению С. В. Блохина, предприниматель несет ответственность за невыполнение следующих предпринимательских обязательств:

• непредставление налоговых деклараций;

• уклонение от уплаты налогов и сборов с физических и юридических лиц;

• неисполнение обязанностей налогового агента;

• сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов или сборов;

• уклонение от таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;

• неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство;

• фиктивное банкротство.

А. В. Шохнех считает, что понятие «экономическая безопасность предпринимательской сферы» представляет собой «сочетание экономических и правовых условий, которые обеспечивают устойчивое осуществление фактов предпринимательской

жизни в длительной перспективе законными и эффективными методами» [4].

Процесс экономической безопасности предполагает снижение риска угрозы потери достоверности, эффективности и законности использования трудовых, финансовых, производственных, земельных и предпринимательских ресурсов.

Осуществление деятельности в офшорных зонах — это путь, который выбирают многие российские предприниматели. Владение активами через компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях, позволяет предпринимателям быть более уверенными в их защищенности в условиях проведения неоднозначной государственной политики в этой области на протяжении всей новейшей истории России. Российскому бизнесу понятны стабильные «правила игры», а развитые юридические институты в офшорах создают комфортную среду для бизнеса.

Понятия «офшор» и «офшорная компания» прочно вошли в наш лексикон за последние два десятилетия. За пределами России они существуют сравнительно давно. Хотя считается, что офшоры — это результат мировой глобализации, на самом деле это не совсем так. Еще в середине прошлого века американские фирмы начали открывать офшоры, которые получили свое название от английского термина «offshore», что означает «вне берега», «вне границ». Классические офшоры (или офшорные зоны) — это независимые государства или части территории другого государства, где действует законодательство, допускающее существенные налоговые льготы. Обычно эти льготы состоят в том, что налогообложение компаний-нерезидентов (иностранных компаний) отсутствует полностью при соблюдении определенных условий.

В современной экономической науке сложилось множество определений явления, которое можно объединить общим названием «офшор». Однако обычно явление офшора связывают лишь с офшорными юрисдикциями, хотя это явление представляется более сложным, чем это принято считать. Данное явление в мировой экономике проявляет себя в различных видах: офшорные юрисдикции, офшорные компании, офшорный бизнес, офшорные услуги и т. п. До настоящего времени в специализированной литературе явление офшора рассматривалось фрагментарно, в то время как для понимания сущности этого явления требуется комплексный подход, который позволил бы более полно учитывать формирующие его факторы и новейшие тенденции его развития. Поэтому понятие «офшор» требует дополнительного, более

- 47

развернутого, определения. В связи с этим предлагается следующее определение: офшор — это специфический деловой статус, включающий в себя ряд созданных благоприятных условий или льгот для экстерриториальной деятельности.

А. М. Воронина предлагает классифицировать все субъекты офшорного предпринимательства по организационно-функциональному признаку, а именно:

1) офшорные юрисдикции (макроуровень);

2) офшорные компании (мезоуровень);

3) офшорный аутсорсинг услуг (микроуровень). Структурирование понятия «офшор» необходимо дополнить определениями самих элементов этой структуры:

а) под офшорной юрисдикцией следует понимать такую территорию, где для зарегистрированных на ней субъектов экономической деятельности, осуществляющих свои коммерческие операции и извлекающих прибыль вне территории регистрации, действуют специальные правила, экономически более благоприятные, чем для компаний, зарегистрированных в общем порядке;

б) под офшорной компанией или компанией, имеющей офшорный статус, следует понимать такую компанию, которая отвечает всем требованиям офшорной зоны, в которой она зарегистрирована и на основании чего ей предоставляются благоприятные условия или льготный порядок налогообложения;

в) под офшорингом (или офшорным аутсорсингом, или офшорными операциями) следует понимать предоставление услуг или выполнение других видов деятельности, при которых можно извлекать выгоду, вытекающую из ее экстерриториального характера.

Отметим, что сами офшорные операции могут осуществляться двумя способами:

1) внутри компании за счет создания иностранных филиалов (что иногда называется «внутрикорпоративным офшорингом»);

2) путем передачи той или иной услуги в подряд какой-либо третьей стороне, являющейся поставщиком услуг («офшорный подряд»). Специфика генезиса такого явления в мировой

экономике, как офшор, заключается в том, что изначально оно возникло в некоторых странах (макроуровень), в отдельных территориях («налоговых гаванях», мезоуровень), а уже затем — в качестве офшорных компаний и офшорных услуг (микроуровень). Это означает развитие по уровням «сверху» — «вниз», от макроуровня через мезоуровень — к микроуровню. Следует отметить, что обычно раз-

48 -

витие экономических субъектов в условиях рынка идет в обратном направлении: от микроуровня — к макроуровню, т. е. «снизу вверх».

Исходя из этих представлений, В. В. Чернова определила экономическую безопасность как трехуровневую систему (см. рисунок).

Помимо прочего, важным является условие, при котором действует законодательство о льготном налогообложении. Оно состоит в том, что бизнес офшора ведется вне страны его регистрации. Соблюдая требования офшорных зон (юрисдик-ций), офшоры (офшорные компании) не ведут предпринимательской деятельности в стране своей регистрации, а владельцы таких фирм не являются резидентами этих стран.

Чтобы офшор полноценно работал в другой стране, необходимо, чтобы между страной регистрации и тем государством, где ведется деятельность офшора (офшорной компании), имелось соглашение об избежании двойного налогообложения. Иначе офшор будет облагаться налогом в рамках обычной схемы ведения бизнеса.

Офшоры широко используются для оптимизации налогового планирования. Сфера деятельности офшора может быть любой — торговля, владение недвижимостью, пополнение оборотных средств и так далее. В России ведение бизнеса через офшоры весьма распространено. Офшор дает возможность уходить от значительной части налогов и при этом избежать нарушения закона.

Очень часто офшоры выступают в качестве финансовых центров, позволяя сделать инвестиционную политику фирмы более гибкой. Чтобы обеспечить высокую надежность, офшора часто используют такое явление, как офшорный счет (счет в иностранном банке для нерезидента страны). При этом банк, безусловно, должен быть в стабильной, надежной стране, где не ожидается войн и революций. Имея такой счет, можно оперировать валютой, что особенно важно, если компания действует на международном рынке.

Офшоры — это не просто способ избежать высокого налогообложения, но и основа для безопасности и стабильности бизнеса. Кроме того, офшоры — это бизнес, который выгоден обеим сторонам. От него получают выгоду как владельцы фирм-офшоров, так и юрисдикций, которые предоставляют возможности для регистрации офшоров.

Отечественные предприниматели предпочитают структурировать активы путем создания холдингов, центральные звенья которых инкорпорируются в офшорных юрисдикциях. Так,

Условия, формируемые на мезоуровне и макроуровне

3-й уровень (макро)

Сбалансированная система реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов на макроуровне

Условия, формируемые на макроуровне и мегауровне

• Гармонизирующее влияние Дисбалансирующее воздействие, несущее угрозу экономической безопасности

Экономическая безопасность как трехуровневая система

консолидация активов в России и передача их под контроль офшорной компании облегчают их реализацию, поскольку позволяют продавать не сами активы непосредственно, а владеющую ими через российскую структуру офшорную компанию. Ее покупатель не обязан предлагать другим акционерам — собственникам части активов выкупить их доли, если это не оговорено особо в уставе соответствующей российской бизнес-структуры. Использование офшоров при структурировании бизнеса не только усиливает правовую защищен-

ность активов, но и повышает их международную привлекательность. Поэтому иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в экономику России путем покупки актива, владельцем которого является компания, зарегистрированная в офшорной юрисдикции.

Офшорные компании дают возможность сохранить в тайне реальных участников таких сделок, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе и относительно небольших объектах поглощения. Кроме того, как показал опыт экспансии российского бизнеса в страны СНГ, в офшорных схемах могут быть заинтересованы старые владельцы собственности — представители национальных элит, которые сами владели ею через офшорные компании.

С помощью офшорных компаний устанавливается контроль за активами, консолидируемыми в результате международных слияний и поглощений. При этом, например, компании, зарегистрированные в странах — членах ЕС, имеющих льготный режим налогообложения, позволяют легче преодолевать различные региональные интеграционные барьеры на пути проникновения капиталов из третьих стран.

Использование офшорных финансовых сетей российским бизнесом оказывает определенное положительное влияние на развитие отечественной экономики в целом. Например, подобные стратегии повышают конкурентоспособность компаний и фирм в национальной и мировой экономике, создают условия для диверсификации инвестиций, расширения доступа к внешнему финансированию, побуждают облегчать общее налоговое бремя. Они уменьшают риски экспроприации для инвесторов и лучше обеспечивают права собственности, что, в свою очередь, стимулирует экономическую активность в России. Это отвечает национальным интересам страны.

Вместе с тем создание офшорных сетей связано с утечкой капиталов из России и сокращением налоговой базы бюджета. При этом речь может идти о следующих процессах:

- 49

• легальное сокращение налоговых доходов в связи с либерализацией режима трансграничного перемещения инвестиций и использованием соглашений и договоров с РФ об избежании двойного налогообложения;

• целенаправленная передача части налоговых доходов в формально иностранные компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях;

• нелегальный уход от налогов в результате утечки капиталов из России, в том числе доходов, полученных преступным способом. Регулирование офшорного бизнеса с целью предотвращения недобросовестной налоговой конкуренции также имеет два аспекта: международный и национальный.

На международном уровне по своей сути это регулирование представляет собой инструмент политического давления и поэтому вызывает противодействие со стороны офшорных государств. В этом направлении работает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), деятельность которой затрагивает не только собственно офшорные юрисдикции, но и преференциальные налоговые режимы промышленно развитых стран, в том числе США.

На национальном уровне регулирование офшорного бизнеса подразумевает построение законодательства таким образом, чтобы существенно снизить потери от применения метода офшора [3].

О с новн ы м и п ослед с т в и я м и у же с т оч ен ия государственного и международного регулирования офшорного бизнеса в глобальном масштабе являются:

• снижение уровня банковской тайны;

• расширение возможности для доступа органов власти к информации о реальных владельцах офшорных инструментов;

• ограничение применения акций на предъявителя; существенное ограничение офшорного банковского бизнеса;

• изменения в структуре офшорного бизнеса (уход из него одних юрисдикций, существенное изменение деятельности других и приход новых).

Для России офшор является явлением сравнительно новым: начало использования офшорных механизмов российскими предпринимателями приходится на начало 1990-х гг. Основными предпосылками развития офшорного бизнеса в России в этот период явились:

1) неблагоприятная политическая ситуация в стране, обусловившая нестабильность наци-

ональной экономической системы; возникли

условия, при которых практически исчезла прозрачность финансовой системы, что, как известно, является одним из основных факторов, стимулирующих развитие офшорного бизнеса;

2) осуществление специфической приватизации, обусловившей аккумулирование значительной части финансовых средств в частной собственности.

Поскольку на этом этапе отсутствовало специальное законодательство, которое обеспечивало бы сохранность этих средств, то офшор использовался в качестве их перевода и последующего хранения на зарубежных финансовых рынках.

Причины возникновения офшоров в России можно охарактеризовать двумя направлениями:

1) по уровням иерархии экономических отношений: I — мегауровня (международные); II — макроуровня (национальные или страновые); III — ме-зоуровня (региональные); IV — микроуровня (причины уровня хозяйственной единицы);

2) по характеру причин: политические, экономические, социальные, психологические (см. таблицу).

Таким образом, сначала главными мотивами развития офшорного бизнеса в России были необходимость снижения рисков, связанных с нестабильностью политической и экономической системы, и потребность в преодолении несовершенства налогового режима.

В настоящее время потребность в офшорных компаниях со стороны российского бизнеса вызвана, во-первых, стремлением минимизировать налоговые выплаты; во-вторых — необходимостью обеспечить безопасное хранение капиталов, не вовлеченных в торговый оборот или бизнес; в-третьих — желанием сохранить конфиденциальность владения собственностью.

Однако, если во всем мире свободные экономические зоны создаются для привлечения иностранных инвестиций, то в нашей стране они используются для извлечения средств из бюджета и увода крупного бизнеса от налогообложения.

По разным оценкам, в офшорах действует от 80 до 100 тыс. российских структур. Большинство из них временные фирмы, регистрируемые на одну или две сделки. Для серьезных проектов формируются цепочки, в которые обычно включаются фирмы из солидных стран — агенты офшоров и структуры из российских внутренних офшорных зон. Такое перекрестное взаимодействие обеспечивает и конфиденциальность, и сомнительные доходы от крупных сделок.

Причины возникновения офшоров в России

Причина Уровень

Мегауровень Макроуровень Мезоуровень Микроуровень

Политические Развал блока социалистических стран Политическая нестабильность. Низкая эффективность правительства. Коррупция. Низкий уровень экономической свободы хозяйствующих субъектов. Низкое качество законодательства. Либерализация внешнеэкономической деятельности при отсутствии методах контроля за внешнеэкономическими сделками Распад СССР. Бюджетный федерализм. Растущая дестабилизация и дифференциация национальных республик

Экономические Глобализация экономики и интеграция российских ресурсов в систему миро-капиталистического разделения труда в роли периферийной структуры. Появление и активная деятельность на российском рынке международных офшорных секретарских компаний Создание рыночной инфраструктуры. Развитие банковского бизнеса. Транснационализация российского капитала. Нестабильность валютного курса. Инфляция. Неэффективность налоговой системы. Жесткая кредитная политика. Низкий научный потенциал производства, что делает его неконкурентоспособным С распадом СССР межреспубликанские хозяйственные связи превратились в международные экономические отношения суверенных государств. Выполнение различных государственных программ Желание снижения налогового бремени. Страхование бизнеса от различных рисков: политического, валютного, процентного и др. Сохранение и приумножение капитала фирмы или личного. Желание получение доступа к мировым финансовым рынкам. Желание вести бизнес на мировом уровне

Социальные Криминализация бизнеса. Социальная дифференциация Низкий уровень жизни населения. Низкий уровень развития финансовой инфраструктуры и квалификации служащих в финансовом секторе; решение проблем безработицы Желание скрыть свои доходы от национального законодательства, судебных разбирательств, от родственников и т. д. Использование ОК в сером и черном бизнесе с целью легализовать капитал

Психологические Распространение идеологии homo globalis — человек глобальный — привело к нежеланию граждан страны быть подконтрольными и отдавать часть своей прибыли в виде различных налогов и сборов

Таким образом, использование офшорных схем является необходимым атрибутом «псевдолегальной минимизации налогов», практикуемой многими крупными российским интегрированными бизнес-структурами. Офшоры, таким образом, превратились в фактор, крайне негативно влияющий на отечественную экономику.

В мире действуют около 60 устойчивых офшорных зон и их условно делят на две категории по группам государств. В первой группе стран не проводится аудит компаний, не ведутся реестры их акционеров и владельцев. В странах второй группы уже прибегают к элементам контроля за фирмами-нерезидентами: обязательный аудит, фи-

нансовая отчетность, предоставление сведений об акционерах и владельцах компаний. Но получение такой информации крайне трудоемко, так как она конфиденциальна и может быть предоставлена лишь через решение суда. Отечественный бизнес весьма активно «осваивает» зарубежные офшоры, что приводит не только к уменьшению налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, но и к вывозу капитала из страны.

Таким образом, последствия функционирования офшоров для России можно сгруппировать по двум направлениям:

1) по уровням иерархии экономических отношений: последствия макроуровня (страновые),

- 51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мезоуровня (региональные) и микроуровня (локальные);

2) по характеру последствий: экономические, политические и социальные.

1. Макроэкономические последствия — страно-вые. Экономические последствия: главным последствием является бегство капитала. Возможно, что не вся сумма приходится на офшоры, но, даже если половина (50 %) капитала переведена туда, что отражает международную тенденцию, то это серьезный ущерб для страны [1].

Также происходят следующие явления:

• сокращение государственного бюджета за счет снижения налоговых поступлений;

• структурные деформации в экономике, потому что бесконтрольный офшорный бизнес ведет не только к уменьшению доходной части государственного бюджета, но и к изменению структуры национальной экономики за счет угнетения отечественных производителей товаров для внутреннего рынка и преимущественного развития экспортно ориентированных и зависящих от импортных поставок отраслей экономики;

• сокращение внутренних инвестиций;

• усиление государственной зависимости от иностранных займов;

• нарушение устойчивости финансового рынка страны.

В результате оттока офшорного капитала ограничивается свобода действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируется система макроэкономического регулирования, и подрывается фискальная дисциплина. Все это негативно сказывается на конкурентоспособности страны на мировом рынке и в совокупности приводит к дальнейшему ослаблению экономики России.

Политические последствия оттока офшорного капитала заключаются в недоверии российских владельцев капиталов к своему государству, к тому, что оно может реально гарантировать сохранность их капиталов.

Социальные последствия связаны с социальной напряженностью; криминализацией общества; со снижением общественной морали.

2. Последствия мезоуровня проявляются в неполучении средств в бюджеты соседних регионов и дестабилизации межрегиональных отношений. Необходимо отметить, что для России характерно «одностороннее» развитие офшорного бизнеса. Предприниматели в России активно используют офшорные инструменты, однако бизнес, ведущийся

52 -

администрациями офшорных зон-регионов, в России не получил распространения. Таким образом, страна является донором офшорного капитала.

На сегодняшний день привлекательными для иностранных институциональных фондов являются развивающиеся страны. В течение практически всех лет существования офшорного бизнеса в Российской Федерации наиболее популярной для российских предпринимателей юрисдикцией был и остается Кипр.

Анализ последствий привел к выводу о необходимости жесткого государственного регулирования движения офшорного капитала в России.

Офшорное регулирование имеет внешнюю и внутреннюю составляющие. Подход к внешнему регулированию базируется на положениях миро-системного анализа и отражает место России в современной микросистеме. Основы внутреннего регулирования исходят из анализа последствий функционирования офшоров для экономики России.

Россия с начала существования капиталистической системы меняла свое положение: переходила из полупериферийной в периферийную зону и обратно. В настоящее время Россия находится в процессе движения от полупериферии к периферии и по многим экономическим показателям уже вошла в нее, так как является донором энергоресурсов, дешевой рабочей силы (из-за этого фактора размещаются филиалы западных ТНК на территории страны) и капитала для стран «центра».

До тех пор пока Россия будет относиться к периферии мировой системы, она будет сталкиваться с негативными последствиями функционирования офшоров. Поэтому для минимизации негативных явлений в этой сфере ей необходимо смещаться в разряд стран «центра».

Внешнее регулирование движения офшорного капитала России как звена мировой системы не может не исходить из политики регулирования, проводимой на мегауровне антиофшорными институтами. Главными здесь являются Рабочая группа по финансовой деятельности (ФАТФ) и Организация по экономическому сотрудничеству и развитию.

Россия, побывав в «черном списке» ФАТФ с 1999—2002 гг., приняла Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3] и создала специальную правительственную структуру — Комитет по финансовому мониторингу (КФМ). Данная политика выгодна России, так как закрепляет ее деловой статус в мировой системе и сдерживает бегство капитала из страны.

Внутреннее регулирование исходит из последствий функционирования офшоров для экономики России и имеет три аспекта: создание системы антиофшорных институтов, ужесточение валютного контроля, совершенствование налогового законодательства.

Страны с открытой экономикой раньше России столкнулись с «обратной» стороной офшорного бизнеса, поэтому раньше приступили к разработке контрмер [2]. В мире уже накоплен большой положительный опыт по регулированию процессов, происходящих в офшорном бизнесе. Однако данный опыт не был учтен при реформировании российской экономики: экономика стала небывало открытой, а меры, направленные на упорядочение взаимодействия российских граждан и предприятий с иностранными офшорными образованиями, приняты не были. Подобные комплексные меры, имеющие экономическую и административную составляющие, в мире принято условно называть антиофшорным законодательством.

Таким образом, существующие на сегодня законодательные акты и ведомственные инструкции не в состоянии обеспечить экономических интересов страны. Только проработанное «антиофшорное» законодательство, построенное на основе анализа ситуации, сложившейся в настоящее время с офшорным бизнесом, и учитывающее мировой опыт, накопленный в данной области, способно обеспечить национальные интересы. Принятие «антиофшорного» законодательства является актуальной мерой, направленной на обеспечение экономической безопасности страны.

В перспективе России необходимо создавать благоприятные условия для привлечения иностран-

ных инвестиций, так как вся система институтов, созданных для регулирования внешнеэкономической деятельности, является не в полной мере эффективной. Одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности России на мировой арене может служить создание так называемых «внутренних офшоров» или особых экономических зон, главной целью которых служит решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Список литературы

1. Зотова Н. А. Внешнеполитическая безопасность: экономический аспект // Безопасность России: проблемы и пути решения. М., 2004. С. 204.

2. Иванова О. П. Офшорный бизнес в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Вестник МГТУ. Т. 8. 2005. № 2. С. 239.

3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 17.07.2009).

4. Шохнех А. В. Учет, анализ и внутренний контроль как элементы системы экономической безопасности предпринимательской сферы малого бизнеса // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 6. С. 25

5. Официальный сайт Банка России. URL: http: // www.cbr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.