Научная статья на тему 'Оценка влияния лесных дорог на пожарную опасность насаждений Нижнего Приангарья'

Оценка влияния лесных дорог на пожарную опасность насаждений Нижнего Приангарья Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
184
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ / ВИДЫ НАРУШЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / НЕЛЕСНЫЕ ЗЕМЛИ / ЛЕСНЫЕ ДОРОГИ / ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ / FIRE DANGER / TYPES OF DISTURBED TERRITORY / NON-FOREST AREA / FOREST FUEL / FOREST FIRE / LOGGING

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Иванов Андрей Валерьевич, Москальченко Светлана Александровна

Проведен анализ пожарной опасности нелесных земель Нижнего Приангарья. Дана оценка влияния дорог на пожарную опасность прилегающих к ним лесных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Иванов Андрей Валерьевич, Москальченко Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATING EFFECT S OF FOREST ROADS ON FIRE DANGER OF FOREST OF THE LOVER ANGARA REGION

Fire danger of the non-forest area of the Lower Angara Region is analyzed. The influence of forest roads on fire danger of the adjoining forest territory is shown.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния лесных дорог на пожарную опасность насаждений Нижнего Приангарья»

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЛЕСНЫХ ДОРОГ НА ПОЖАРНУЮ ОПАСНОСТЬ НАСАЖДЕНИЙ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ

Андрей Валерьевич Иванов

Сибирский государственный технологический университет, 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82, старший преподаватель кафедры лесоводства, кандидат биологических наук, тел. (391)2495429, e-mail: [email protected]

Светлана Александровна Москальченко

Сибирский государственный технологический университет, 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82, доцент кафедры лесоводства, кандидат сельскохозяйственных наук, тел. (391) 2660419, e-mail: [email protected]

Проведен анализ пожарной опасности нелесных земель Нижнего Приангарья. Дана оценка влияния дорог на пожарную опасность прилегающих к ним лесных участков.

Ключевые слова: пожарная опасность, виды нарушенных территорий, нелесные земли, лесные дороги, лесные пожары.

ESTIMATING EFFECT S OF FOREST ROADS ON FIRE DANGER OF FOREST OF THE LOVER ANGARA REGION

Andrey V. Ivanov

Siberian State Technological University, 660049, Krasnoyarsk, Mira, 82, senior teacher, department of forestry, PhD, tel. (391)2495429, e-mail: [email protected]

Svetlana A. Moskalchenko

Siberian State Technological University, 660049, Krasnoyarsk, Mira, 82, associate professor, department of forestry, PhD, tel. (391) 2660419, е-mail: [email protected]

Fire danger of the non-forest area of the Lower Angara Region is analyzed. The influence of forest roads on fire danger of the adjoining forest territory is shown.

Key words: fire danger, types of disturbed territory, non-forest area, forest fuel, forest fire, logging.

Введение

Основные эксплуатационные леса в Красноярском крае находятся на территории Нижнего Приангарья, где они ежегодно вырубаются на площади более 35 тыс. га. Возведение Богучанской ГЭС и линий электропередач, подсочка леса, геологоразведавательные работы, сельскохозяйственная и промышленная расчистка и связанное с ними строительство автомобильных дорог, все это приводит к нарушению лесных территорий, увеличению площади нелесных земель и повышению горимости лесов (Калашников 1998; Фуряев, 1997; Соколов, 1997, Андреев 1999, Иванов с соавторами, 2011).

Лесовозные дороги в зависимости от срока их действия делятся на постоянные и временные. К постоянным относятся грузосборочные,

магистральные, соединяющие лесной массив с нижним складом, и лесохозяйственные дороги. К временным дорогам относятся лесовозные усы, карьерные дороги и другие. По времени действия различают дороги круглогодовые и сезонные - зимние и летние (Матвеенко, 1974).

Дороги являются одним из самых противоречивых объектов нарушения лесного участка с пожарной точки зрения. С одной стороны, наличие дорог в лесном массиве может служить основой при создании сети противопожарных барьеров, а также при определенных условиях ее можно использовать в качестве опорной полосы при отжиге (Мелехов, Душа-Гудым, 1980). Дорога также позволяет осуществлять наземное патрулирование и облегчает доставку сил и средств к месту пожара. В тоже время наличие дорог способствует появлению антропогенных источников огня на лесном участке. Вместе с ростом населения увеличивается посещаемость лесов и, возрастает число пожаров (Курбатский, 1980).

В связи с этим, целью данной работы является оценка влияния дорог на пожарную опасность прилегающих к ним лесных участков.

Результаты исследования

Транспортные коммуникации в Нижнем Приангарье представлены, в основном, лесовозными дорогами. По данным лесоустройства густота сети дорог неравномерная: от 76 до 400 км на 100 тыс.га. Свыше 60 % от общего числа лесных пожаров возникает в 20 км зоне от дорог (рис.1). Принято считать, что в этой зоне пожары, в основном, антропогенного происхождения. С увеличением расстояния от дороги количество лесных пожаров убывает, что согласуется с ранее сделанными выводами (Андреев 1999, Иванов с соавторами, 2011).

т

о р , СС

т

н

о

о

К

о

И

60

50

20

10

о

0 20

100 120

Расстояние от дорог км

Рис. 1. Распределение числа лесных пожаров по удаленности от дорог

С удалением от дорог увеличивается средняя площадь пожаров - от 77 до 604 га (рис. 2). Связь между расстоянием от дороги и средней площадью пожара высокая и характеризуется коэффициентом корреляции - 0,81. Причинами этого

являются и сложность своевременного обнаружения пожара вдали от населенных пунктов и дорог, и трудность доставки сил и средств пожаротушения на удаленные пожары, и то, что при засушливых погодных условиях возможно одновременное возникновение большого количества пожаров. Все это затрудняет своевременное тушение пожаров на небольших площадях.

О 10 20 30

Расстояние от дорог, км

Рис. 2. Распределение средней площади лесных пожаров по удаленности от

дорог

В километровой зоне от дороги регистрируется до 30 % от всего количества пожаров по региону (рис. 3), из которых треть приходится на стометровую зону, прилегающую к дороге. По мнению исследователей (Львов, Орлов, 1984) наиболее пожароопасной является трехметровая зона обочин дорог.

0 0.2 0.4 0.6 0.8 1

Расстояние от дорогії, км

Рис. 3. Распределения числа лесных пожаров по удаленности от дороги (в

километровой зоне)

Дороги, в зависимости от их состояния, назначения и периода пожароопасного сезона, могут являться естественными противопожарными

барьерами, но могут и способствовать возникновению и распространению горения. В весенний пожароопасный период дороги, независимо от их назначения и состояния, являются негоримыми противопожарными барьерами. Зимой вдоль дорог скапливается большое количество снега, который становится плотным и приминает лесной горючий материал. Весной плотный снег вблизи дорог сходит гораздо медленнее, чем в лесу и горючий материал более длительное время находится во влажном состоянии. Кроме того, вдоль дорог образуются канавы, наполненные водой. Все это увеличивает ширину барьера, делает его негоримым.

Летом лесовозные усы, карьерные и лесохозяйственные дороги эксплуатируются редко и становятся часто более пожароопасными, чем прилегающие к ним лесные участки. Такие дороги зарастают травой, на них скапливается опад, появляется подрост. На сухих почвах численность соснового подроста может достигать до 9 тыс. экз./га. При этом подрост приурочен к минерализованной части дороги - канавам. На суглинистых свежих и влажных почвах подрост представлен в основном мелколиственными породами, его количество достигает 4 тыс. экз./га и приурочен он к неуплотненной части дороги, в основном к её центру. Часто вдоль постоянных дорог в придорожных канавах селится очень густой подрост с участием всех лесообразующих пород региона, его количество может превышать 100 тыс. экз./га.

Дороги представляют открытые пространства, в связи с этим на них наблюдается повышенная скорость ветра и инсоляция по сравнению с окружающим лесом. Это способствует высыханию горючего материала, как на дороге, так и в непосредственной близости от нее. Тем самым вдоль дороги создается повышенная пожарная опасность для лесного участка. Эксперименты по зажиганию лесных горючих материалов, показали, что при комплексном показателе ПВ-1, характеризующем погодные условия, равном 1870 ед. и более горение устойчиво распространялось на расстояние от 1,0 до 3,0 м по слою из сухой травы, опада и зеленых мхов от обочины дороги глубь лесного участка в сосняке разнотравно-бруснично-зеленомошном. С удалением от дороги свыше 3,0 м огонь не распространялся, хотя опад и прошлогодняя трава могли гореть. Проведенные эксперименты показали, что при таком источнике огня, как искра из выхлопной системы автотранспорта, окурок, спичка, его энергии достаточно, чтобы горючий материал, находящийся в непосредственной близости у дороги, загорелся и выделяющейся энергии достаточно для распространения огня вглубь лесного участка. Но энергии перечисленных источников огня недостаточно для воспламенения горючего материала под пологом насаждения.

Заключение

При организации охраны лесных участков от пожаров необходимо учитывать весь комплекс нарушенности территории, в том числе наличие путей транспорта. Лесные дороги могут рассматриваться и как фактор, увеличивающий пожароопасность прилегающих лесных участков, и как фактор, являющийся естественным барьером при распространении лесного пожара. Установлено, что с увеличением расстояния от дороги количество лесных пожаров убывает, но при этом увеличивается их площадь. Проведенная оценка

естественного возобновления показала, что количество подроста, преимущественно сосны, может составлять на лесовозных дорогах и их обочинах от 4 до 100 тысяч экз/га. То есть, редко используемые лесные дороги являются временным явлением и из категории земель «непокрытых лесной растительностью» могут перейти в категорию «покрытые лесной растительностью».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев, Ю. А. Население и лесные пожары в Нижнем Приангарье. - Красноярск, 1999. - 94 с.

2. Иванов В.А., Иванова Г.А., Коршунов Н.А., Москальченко С.А., Пономарев Е.И. Связь частоты лесных пожаров со степенью нарушенности лесных территорий Нижнего Приангарья // Лесное хозяйство, 2011, №1, с. 39-41.

3. Калашников Е.Н. Мониторинг нарушенности лесов Сибири // Сибирский экологический журнал. - 1998. - № 1. - С. 49-57.

4. Курбатский Н.П. Некоторые особенности охраны зеленых зон от пожаров // Охрана лесных ресурсов Средней Сибири. - Красноярск, 1980. - С. 6-16.

5. Львов П.Н., Орлов А.И. Профилактика лесных пожаров.- М.: Лесная пром-сть, 1984. - 116 с.

6. Матвеенко Л. С. Эксплуатация лесовозных дорог. - М.: Лесн. пром-сть, 1974. - 54

с.

7. Мелехов И.С., Душа-Гудым С. И. Лесоведение : учеб. пособие - М.: Лесная пром-сть, 1980. - 406 с.

8. Соколов, В. А., Фарбер С. К. Проблемы лесопользования в Нижнем Приангарье // Сырьевые ресурсы Нижнего Приангарья : труды первой науч.-практ. конф. по реализации федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья в Красноярском крае. Лесохимический комплекс. - Красноярск, 1997. - С. 173-177.

9. Фуряев В.В., Злобина Л.П. Прогноз вероятных потерь лесных ресурсов под воздействием пожаров (на примере Нижне-Ангарского ТПК) // Сырьевые ресурсы Нижнего Приангарья : тр. первой науч.-практ. конф. по реализации федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья в Красноярском крае. Лесохимический комплекс. -Красноярск, 1997. - С. 166-173.

© А.В. Иванов, С.А. Москальченко, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.