Научная статья на тему 'Оценка влияния инноваций на увеличение стоимости организации'

Оценка влияния инноваций на увеличение стоимости организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
996
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / СТОИМОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургаев Сергей Александрович

В статье раскрываются вопросы влияния инновационных проектов на стоимость организации, а также производится теоретический анализ различных методов оценки. Раскрываются сильные и слабые стороны альтернативных подходов к управлению устойчивостью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Influence of Innovations on Value Increase of the Organization

The article discovers the questions of the influence of innovative projects on the value of an enterprise, as well as carrying out theoretical analysis of different value methods. Opens strong and weak sides of classical and modern methods of the enterprise stability level.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния инноваций на увеличение стоимости организации»

С. А. Тургаев S. A. Turgaev

Оценка влияния инноваций на увеличение стоимости организации

Assessment of Influence of Innovations on Value Increase

of the Organization

С А

Тургаев Сергей Александрович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Аспирант

turgaev_sa@radar-mms.com

Turgaev Sergey Aleksandrovich

North-West Institute of Management branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Graduate student turgaev_sa@radar-mms.com

ключевые слова

инновации, управление, стоимость, устойчивость, методы оценки KEY woRDs

innovations, management, enterprise, value, stability, value methods

реферат

В статье раскрываются вопросы влияния инновационных проектов на стоимость организации, а также производится теоретический анализ различных методов оценки. Раскрываются сильные и слабые стороны альтернативных подходов к управлению устойчивостью предприятия.

ABsTRACT

The article discovers the questions of the influence of innovative projects on the value of an enterprise, as well as carrying out theoretical analysis of different value methods. Opens strong and weak sides of classical and modern methods of the enterprise stability level.

В условиях рыночной конкуренции предприятия различных организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность в условиях риска и неопределенности. При этом обладают практически полной экономической самостоятельностью, определяя свою производственно-хозяйственную политику, формируя портфель заказов, организуя производство и сбыт продукции, а также полностью отвечая за результаты своей деятельности.

В пространстве глобальной конкуренции ключевое значение имеют показатели стоимости предприятия и его устойчивости, их динамика. На деятельность предприятия, степень его устойчивости и возможности развития оказывают влияние различные факторы, что обуславли-

вает необходимость их изучения с позиций выявления возможностей увеличения стоимости и достижения других целевых результатов.

Устойчивое развитие является основой стабильного функционирования и улучшения деятельности любого хозяйствующего субъекта. В настоящее время проблема обеспечения устойчивого развития становится очень актуальной, и это связано не только с ситуацией, сложившейся под воздействием мирового финансового кризиса. Даже в условиях экономической стабильности вопросы устойчивости и развития предприятия являются приоритетными, решение по ним напрямую связано с планированием деятельности предприятия и обоснованием выбираемой стратегии.

2 В составе факторов, влияющих на ^ устойчивость развития предприятия, о к наиболее значимым следует отнести о следующие:

со • объем, структура и технический уро-х вень производимых товаров и услуг; н- • сырьевое и ресурсное обеспечение, < уровень развития технологий произ-т водства;

• основной капитал и его структура;

• степень использования основного и оборотного капитала, трудовых и иных ресурсов;

• количество и качество трудовых ресурсов;

• степень диверсификации производства.

Современные условия функционирования предприятий обусловлены высокой степенью нестабильности и неустойчивости. Деятельность многих предприятий в России характеризуется низкой рентабельностью, финансовой неустойчивостью, неплатежеспособностью и недостаточно высоким уровнем конкурентоспособности продукции. Все это вызывает общее снижение уровня экономической безопасности предприятий, а следовательно, и возможностей обеспечения их устойчивого развития.

В настоящее время наиболее распространена точка зрения на процесс устойчивого развития как на деятельность, направленную на перевод предприятия из одного устойчивого состояния в другое, которому соответствует более высокая степень эффективности. В современных условиях устойчивое развитие предприятий требует активизации инновационной деятельности. Инновации, как наиболее перспективный вид изменений, внося наибольший вклад в повышение эффективности, служат базисным фактором развития. Инновации — это результат целенаправленной деятельности (инновационного процесса)в форме новых продуктов (услуг), технологий, форм и методов управления, причем наличие новизны фиксируется со стороны потребителя [1]. Инновации рассматриваются автором как базисный элемент развития предприятия и увеличения его стоимости.

Внутренние факторы устойчивого развития современного предприятия включают:

• высокий инновационный потенциал, соответствующий требуемым задачам развития;

• способность предприятия управлять объектами интеллектуальной собственности в соответствии со стратегическими целями развития;

• возможность внедрения инновационных технологий с учетом перспектив развития предприятия;

• возможность повышения устойчивости развития предприятия на основе реструктуризации;

• наличие у предприятия доступных ресурсных возможностей, соответствующих требованиям развития. Таким образом, под обеспечением

устойчивого развития предприятия автор понимает непрерывный процесс приведения экономической системы предприятия в соответствие с требованиями рынка, что выражается в обеспечении конкурентоспособности на основе развития и повышения уровня использования инновационного потенциала. Обеспечение устойчивого развития предприятия означает, прежде всего, развитие, опережающее конкурентов, поддержание лидирующих позиций на рынке, постоянное увеличение стоимости, чего можно достичь за счет постоянного внедрения инноваций и повышения уровня управления инновационным потенциалом.

Концепция управления стоимостью компании (УСК, Value Based Management), нацеленная на создание предпосылок для максимизации будущих, но точно не определенных прибылей, является альтернативой традиционной концепции менеджмента, ориентированной на обеспечение текущих, но четко просчитываемых прибылей. Концепция УСК, которая ориентирована на максимизацию стоимости как для владельцев собственного, так и для владельцев заемного капитала, трансформировалась из концепции акционерной стоимости (Shareholders' Value Concept), ориентированной прежде всего на держателей акций компаний [4].

На сегодняшний день показатели стоимости являются ключевыми с точки зрения инвестиционной привлекательности предприятия. Более того, для собственников стоимость компании вообще является единственным индикатором эффективности функционирования бизнеса. Многие другие показатели, такие как себестоимость, ликвидность, оборачиваемость активов, финансовая устойчивость и т. д., выступающие объектами управления различных концепций менеджмента, во-первых, являются промежуточными характеристиками определенных аспектов бизнеса, а во-вторых, могут быть интегрированы в комплексный показатель стоимости компании.

В. Дасковский, В. Кисилев считают, что в рамках управления стоимостью компании весьма важно поддержать рациональное соотношение между балансовой стоимостью компании, под которой понимается разница между общей стоимостью активов (за вычетом использованных ресурсов и амортизации) и общей суммы обязательств в соответствии с данными баланса, и рыночной стоимостью, представляющей наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией [2].

Т. Коупленд определяет концепцию УСК как совокупность методов и процессов, нацеленных на то, чтобы помочь компании максимизировать ее ценность путем фокусирования принятия управленческих решений на ключевых факторах создания ценности [3]. Главной целью финансового менеджмента в контексте УСК является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости [4].

В центре концепции УСК находится проблема измерения ценности, процесса ее создания посредством управления основополагающими факторами стоимости (так называемыми «value drivers»). При этом анализ и управление должны проводиться в интересах владельцев за-

емного и собственного капитала, а так- 2 же прочих заинтересованных в эффек- ^ тивном функционировании компании о лиц. По мнению С. В. Валдайцева, со- о держание концепции УСК заключается т в том, что, с точки зрения акционеров х (инвесторов) фирмы, управление ею н должно быть нацелено на обеспечение < роста рыночной стоимости фирмы, так т как это позволяет акционерам (инвесторам) получать для них самый значимый по сравнению с другими его формами доход от вложений в фирму — курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости обладаемых акционерами чистых активов [1].

Несмотря на отмеченные преимущества, концепция УСК имеет свои недостатки. Выделим слабые моменты этой концепции. Во-первых, стоимость бизнеса крайне трудно оценить объективно, поскольку используются прогнозные данные о потоках доходов, дисконтируемых по расчетной ставке дисконта. Во-вторых, рыночная цена акций точно отражает стоимость акционерного капитала только в условиях совершенного и информационно эффективного финансового рынка. В-третьих, механизмы, увязывающие благосостояние менеджера с рыночной стоимостью компании, не всегда эффективны. Менеджеры могут манипулировать информацией, приводящей к повышению рыночной цены акций в своих интересах. В-четвертых, собственник не всегда заинтересован в повышении стоимости принадлежащего ему бизнеса. По принципу «синица в руке» интересы некоторых собственников могут быть ограничены лишь текущим потреблением, а не увеличением стоимости в долгосрочной перспективе. Более того, в борьбе за власть, за увеличение своей доли собственник может принимать решения, прямо наносящие ущерб компании. В-пятых, решения, повышающие стоимость бизнеса, не всегда являются общественно эффективными. Желая увеличить прибыль, предприятия могут стремиться к монопольной

2 власти над рынком, снижению налоговых ^ платежей, что не соответствует обще-о ственным интересам. о Увеличение стоимости компании и со переход к устойчивому развитию нераз-х рывно связаны с реализацией инвести-н- ционных проектов в рамках модерниза-< ции и внедрения инноваций. т Согласно федеральному закону РФ «Об оценочной деятельности», инвестиционный проект включает в себя обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков осуществления капитальных вложений. Он формируется на основе проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с законодательством РФ, и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил). Проект определяет практические действия по осуществлению инвестиций.

В рамках инвестиционных проектов можно выделить инновационные проекты. Одной из главных особенностей данного вида проекта является то, что цель его осуществления — это создание и внедрение инноваций1. Инновационный проект может рассматриваться: как форма управления инновационной деятельностью; как процесс осуществления инноваций; как комплект документов, характеризующих инновационный продукт.

Согласно первой позиции, инновационный проект — это сложная система различных мероприятий, которые взаимозависимы и связаны по ресурсам, исполнителям, срокам, а также имеют общую направленность на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники. Во втором случае инновационный проект — это совокупность различных мероприятий, выполнение которых приводит к инновациям. Следует отметить, что данные мероприятия могут носить научный, производственный, технологический, организационный, коммерческий, финансовый характер и зачастую выпол-

1 Об оценочной деятельности: Федеральный закон РФ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.).

няются в определенной последовательности. Третий вариант подразумевает, что инновационный проект — это совокупность всей технической, организационно-плановой, а также расчетно-финансовой документации, которая является неотъемлемой частью при реализации проекта.

Если объединить все вышеперечисленные точки зрения, то мы получим определение инновационного проекта в более широком смысле, и именно оно, на наш взгляд, является наиболее точным и полным. Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и задач, мероприятий по их достижению. Он представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Необходимо отметить, что любой инновационный проект является инвестиционным, так как требует финансовых вложений. Специфическими характеристиками, свойственными инновационным проектам, выступают следующие:

• реализация инновационных проектов, как правило, требует повышенного объема первоначальных вложений;

• инновационные проекты характеризуются более продолжительным сроком окупаемости;

• инновационные проекты способны в значительной степени максимизировать денежные потоки либо на основе возможности реализации продукции по более высоким ценам (в случае внедрения радикальных инноваций), либо на основе минимизации себестоимости (на основе внедрения процессных инноваций). Во многом именно данный аспект и определяет вклад инновационного проекта в стоимость компании;

• инновационные проекты характеризуются более высоким уровнем риска, что приводит к необходимости использовать более высокую ставку дисконтирования в инвестиционных расчетах, вследствие чего величина дисконтированного денежного потока занижается.

С точки зрения влияния проектов на максимизацию стоимости компании можно выделить проекты по разработке и внедрению инкрементальных инноваций, а также проекты по разработке и внедрению радикальных инноваций. Очевидно, что при анализе инновационного проекта необходимо использовать сразу несколько классификационных признаков для определения его типа.

При принятии инвестиционных решений необходимо анализировать не только инновационный проект, но и проводить его сравнение с альтернативными проектами. В данном ракурсе анализа существует следующая классификация проектов: независимые (принятие решений об инвестировании в один из которых не влияет на принятие других

проектов); зависимые (принятие одно- 2 го из которых ведет к обязательному ^ принятию связанного с ним проекта); о взаимоисключающие (являются разно- о видностью зависимых, принятие одно- т го проекта ведет к отклонению другого). х Именно при выборе одного из взаи- н моисключающих актуальным становит- < ся вопрос анализа эффективности по т каждому из рассмотренных проектов, так как сравнение показателей эффективности позволяет инвестору принять грамотное решение о вложении средств.

Таким образом увеличить предел устойчивости организации можно в результате систематической инновационной деятельности, рассматривая инновационную организацию как систему управления, осуществляющую координацию отношений между внутренней и внешней средой и использующую изменения для своей выгоды как фактор новых возможностей в результате инновационной деятельности. Существует необходимость использования инноваций в качестве базисного фактора развития компании.

Литература

1. валдайцев с. в. Оценка бизнеса. М.: Проспект, 2008.

2. Дасковский в., Кисилев в. Совершенствование оценки эффективности инвестиций // Управленческое консультирование. 2011. № 3.

3. Коупленд т., Колер т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. 2-е изд. М.: Олимп-бизнес, 1999.

4. Kaplan г. s., Norton D. P. The Strategy-focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment. Boston (Ma., USA): Harvard Business School Press, 2001.

References

1. Valdaytsev s. V. Business assessment. M.: Prospect, 2008.

2. Daskovsky V., Kisilev V. Improvement of an assessment of efficiency of investments//Administrative consultation. 2011 . N 3.

3. Copeland T., Koller T., Murrin J. Valuation, measuring and managing the value of companies. 2nd edition, M.: Olympus-business, 1999.

4. Kaplan R. s., Norton d. P. The Strategy-focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment. Boston (Ma., USA): Harvard Business School Press, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.