THE PURPOSE OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF AGRICULTURE
A.A. Rusanov, V.A. Belova, E.G. Plotnikov
The main goals and objectives of physical education in higher education institutions were reviewed and supplemented. A survey was conducted among students of the Kuban State Agrarian University in order to identify the attitude of students to physical education.
Key words: physical culture, physical education, health, healthy lifestyle.
Rusanov Alexey Anatolyevich, associate professor, rusanov.a.a@,bk.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State Agrarian University,
Belova Vera Alexandrovna, teacher, bertaver8@gmail. com, Krasnodar, Russia, Kuban State Agrarian University,
Plotnikov Evgeny Gennadievich, teacher, [email protected], Krasnodar, Russia, Kuban State Agrarian University
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО
Д.Г. Сидоров, А.С. Большев, П.В. Игнатьев
Проведена оценка уровня физического развития студентов. Выявлены основные факторы физического развития и функционального состояния организма, влияющие на результативность показателей испытаний комплекса ГТО.
Ключевые слова: физическое развитие, функциональное состояние организма, комплекс ГТО, студенты.
Физическое развитие - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни [1]. Состояние здоровья и физическое развитие, функциональная подготовленность человека находятся в прямой зависимости. «В целом в России не менее 60 % обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздрав-соцразвития России, только 14 % обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 % допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85 %
граждан, в том числе 65 % детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом»[2]. Низкая двигательная активность резко снижает функциональные возможности сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, что не может не отражаться на здоровье человека [3]. Систематически занимаясь физической культурой, повышая свои функциональные возможности, человек напрямую повышает потенциал своего здоровья.
Все это соотносится с целью Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: повышение интереса граждан к спорту и физическому воспитанию; использование спорта и физкультуры для укрепления здоровья, воспитания гражданственности и патриотизма, гармоничного и всестороннего развития; улучшение качества жизни населения России. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО должен обеспечить с самого раннего возраста формирование физической культуры личности и здоровья, обеспечить преемственность физического воспитания граждан [4]. В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть среди обучающихся и студентов -на втором этапе - до 80 %.
Целью исследования является изучение влияния физического развития студентов на их показатели испытаний комплекса ГТО.
Задачи исследования: оценить уровни физического развития студентов; оценить уровни влияния показателей физического развития на результаты испытаний комплекса ГТО; выявить ведущие факторы физического развития, которые влияют на результаты показателей испытаний комплекса ГТО у студентов.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 235 студентов, из них 119 юношей и 116 девушек с 1 -го по 3-й курсы ННГАСУ. Средний возраст студентов юношей составил 19,66±0,06 лет (о=0,47), рост - 179,77±0,58 см (о=6,34), масса тела -72,40±0,93 кг (о=10,20). Средний возраст девушек составил 19,43±0,07 лет (о=0,49), рост - 165,70±0,55 см (^=5,97), масса тела - 56,23±0,66 кг (о=7,21). Показатели разделены по следующим категориям:
- показатели физического развития (рост, масса тела, динамометрия кисти, жизненная емкость легких); показатели функционального состояния (систолическое и диастолическое артериальное давление, проба Штанге), расчетные показатели (относительная сила и должная жизненная емкость легких);
- показатели испытаний комплекса ГТО: «бег на 100 м», «бег на 2 км (девушки) и 3 км (юноши)», «сгибание и разгибание рук в упоре лежа
на полу», «подтягивание из виса на высокой перекладине», «прыжок в длину с места толчком двумя ногами», «плавание на 50 м».
Оценка уровня физического развития студентов оценивалось по центильному методу, по шкалам, разработанным Н.Г. Чекаловой (2010), отражающим семь уровней физического развития: «очень низкий», «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «высокий» и «очень высокий». Корреляционный анализ позволил выявить значимые достоверные связи (р<0,05) между исследуемыми показателями.
Результаты и их обсуждение. Средний рост юношей студентов составил 179,77±0,58 см (о=6,34), что характеризуется как «выше среднего», более 30 % студентов имеют показатели «высокий» и «очень высокий», более 35,29 % студентов юношей имеют показатели «ниже среднего» (по региональной центильной шкале Н.Г. Чекаловой (2010). Средний рост выявлен у 59,66 % студентов (юношей), в свою очередь, у девушек средний рост выявлен у 61,2 %. Показатель «рост» у юношей коррелирует с показателями: «плавание 50 м» (г=-0,18), «подтягивание из виса на высокой перекладине» (г=-0,18). Показатель «рост» у девушек коррелирует с показателями «бег на 100 м» (г=0,19) и «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» (г=-0,20).
Показатель физического развития «масса тела» у студентов юношей составил 72,40±0,93 кг (о=10,20), у девушек - 56,23±0,66 кг (с=7,21). Показатель физического развития «масса тела» у студентов юношей достоверно коррелирует с показателями «подтягивание из виса на высокой перекладине» (г=-0,34), «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» (г=-0,19). Показатель физического развития «масса тела» у девушек достоверно коррелирует с показателями: «бег на 100 м» (г=0,38), «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» (г=-0,22), «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» (г=-0,27).
Показатели систолического артериального давления (САД) у юношей составили 123,35±1,12 мм рт. ст., что соответствует уровню «выше среднего», у девушек - 116,55±0,88 мм рт. ст., что соответствует «среднему уровню» физического развития. Показатели «среднего» уровня САД выявлены у 35,29 % студентов, «ниже среднего» - 23,52 %, «низкого» -0,84 %, «выше среднего» - 5,04 %, «высокого» и «очень высокого» уровней - по 16,8 %, то есть вместе - 33,6 %. Данный факт свидетельствует о том, что примерно 1/3 часть студентов юношей имеет склонность повышению артериального давления и пребывает в состоянии функционального напряжения. Показатели «среднего» уровня САД выявлены у 43,96 % девушек, «ниже среднего» - 29,31 %. Более 2/3 (73,27 %) от общего числа обследуемых девушек имеют показатели «среднего» и «ниже среднего» уровня систолического артериального давления, что свидетельствует о среднем уровне напряжения со стороны сердечнососудистой системы.
Показатели диастолического артериального давления (ДАД) у юношей составили 71,34±0,75 мм рт. ст., что соответствует среднему уровню региональной центильной шкалы. Показатели «среднего» уровня ДАД у юношей выявлены у 59,66 %, «ниже среднего» - 31,93 % студентов. Таким образом, более 90 % студентов юношей имеют показатели ДАД «средний» и «ниже среднего», что свидетельствует о достаточно устойчивой и однородной исследуемой группе, а 68,09 % девушек имеют склонность к гипотонической реакции ДАД. Показатели ДАД у девушек составили 69,52±0,70 мм рт. ст., что отражает склонность к гипотонической реакции АД и соответствует уровню «ниже среднего» региональной центильной шкалы. Показатели «среднего» уровня ДАД у девушек выявлена у 16,37 %, «ниже среднего» - 31,03 % девушек, «низкий» - 19,82 %, «очень низкий» - 17,24 %. Показатель физического развития ДАД у студентов юношей коррелирует с показателями «подтягивание из виса на высокой перекладине» (г=-0,21).
Показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в исследуемых группах определены в пределах нормы, однако, достаточно серьезно отличаются от расчетных показателей должной ЖЕЛ. Так, ЖЕЛ у студентов юношей составила 3611,23±53,73 мл, у девушек -2750,63±37,23 мл. ЖЕЛ у юношей составила 72,77 % от расчетной дЖЕЛ, а у девушек - 81,12 % от дЖЕЛ. Показатель физического развития ЖЕЛ у студентов юношей значимо (р<0,05) коррелирует с показателями с показателем «плавание на 50 м» (г=-0,25). Показатель физического развития ЖЕЛ у девушек значимо коррелирует с показателями «плавание на 50 м» (г=-0,27) и «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» (г=0,24). Уровни «ниже среднего» в сумме составили 70,68 %, то есть более 2/3 всех студентов юношей, что свидетельствует о достаточно «низком» уровне функционального состояния и развития сердечнососудистой и дыхательной систем. Показатели пробы Штанге (ПШ) у девушек - 70,68 %, что свидетельствует о достаточно «низком» уровне функционального состояния и развития сердечнососудистой и дыхательной систем, уровня их тренированности. Показатель ПШ у девушек значимо (р<0,05) коррелирует с показателями: «плавание на 50 м» (г=-0,26), «бег на 100 м» (г=-0,20) и «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» (г=0,19).
Показатель динамометрия кисти у студентов юношей составил 41,36±0,67 кг (о=7,35), у девушек 22,15±0,52 кг (о=5,65). Показатель «кистевая динамометрия» у юношей достоверно (р<0,05) коррелирует с показателями «плавание на 50 м» (г=-0,18) и «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» (г=0,20). Показатель «кистевая динамометрия» у девушек коррелирует с показателями «плавание на 50 м» (г=-0,20), «бег на 100 м» (г=-0,20), «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» (г=0,34).
Показатели относительной силы (ОС) применяется в основном для того, чтобы объективно сравнить силовую подготовленность студентов. В
нашем исследовании показатель относительной силы (ОС) у студентов юношей составил 57,94±0,95 (с=10,39), у девушек- 40,07±1,06 (о=11,42). Показатели ОС у юношей значимо коррелировали с показателями: «подтягивание из виса на высокой перекладине» (г=0,38), «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» (г=0,24). Показатели ОС у девушек значимо коррелировали с большинством показателей: «бег на 100 м» (г=-0,37) и «бег на 2 км» (г=-0,20), «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» (г=0,36) и «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» (г=0,21).
Таким образом, по показателям функционального состояния и физического развития, примерно у 2/3 студентов физическое развитие находится на «среднем» и «низком» уровне, более 30 % студентов юношей и более 70 % девушек пребывают в состоянии функционального напряжения и «низкого» уровня функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем.
Показатели физического развития: рост, масса тела, ЖЕЛ, ДАД, показатели динамометрии, пробы Штанге и относительной силы оказывают существенное влияние на показатели испытаний комплекса ГТО у студентов. Особенно зависимость выражена у девушек: рост - 2 значимые корреляционные связи, масса тела - 3, ЖЕЛ - 3, динамометрия -3, ОС - 3, ПШ - 3.
Повышение роста студентов юношей влияет на увеличение скорости при плавании на 50 м, однако, негативно влияет на количество «подтягивание из виса на высокой перекладине»; с увеличение роста у девушек ухудшаются показатели скорости «бега на 100 м» и количества «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу». Увеличение массы тела студентов юношей оказывает негативное влияние на показатели «подтягивание из виса на высокой перекладине» и «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу»; увеличение массы тела девушек также оказывает негативное влияние на показатели «бег на 100 м», «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» и «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу». Повышение уровня ДАД у юношей способствует понижению количества «подтягиваний из виса на высокой перекладине». Увеличение ЖЕЛ у юношей и девушек улучшает показатели скорости «плавания на 50 м», у девушек также способствует увеличению показателя «прыжка в длину с места толчком двумя ногами». Увеличение показателя ПШ у девушек влияет на улучшение показателей «плавания на 50 м», «бега на 100 м» и «прыжка в длину с места толчком двумя ногами». Чем выше показатель кистевой динамометрии у юношей, тем они быстрее проплывают дистанцию 50 м, однако, увеличение роста юношей оказывает негативное влияние на количество «подтягиваний из виса на высокой перекладине»; увеличением показателя «кистевая динамометрия» у девушек способствует улучшению показателей «плавание на 50 м», «бег 100 м» и «прыжок в длину с места толчком двумя ногами». Повышение
показателя относительной силы у юношей способствуют увеличению количества «подтягиваний из виса на высокой перекладине» и удлинению «прыжка в длину с места толчком двумя ногами»; у девушек повышение показателя ОС улучшает показатели бега на 100 м и 2 км, «сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу» и «прыжка в длину с места толчком двумя ногами».
Список литературы
1. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта 10-е изд. М., 2012. 480 с.
2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/2633633/ (дата обращения: 17.10.2018).
3. Ревенко Е.М., Зелова Т.Ф., Кривощекова О.Н. Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека: метод. указания к выполнению контрольной работы. Омск: СибАДИ, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://sibadi.org/upload/ocenka1.pdf. (дата обращения: 18.10.2018).
4. Ефремова Н.Г., Цуркан А., Скоморохова И.О. Значимость возрождения современного комплекса ГТО для укрепления здоровья нации // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 725-726.
Сидоров Дмитрий Глебович, д-р пед. наук, проф., k fizkult@,nngasu.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,
Большев Андрей Сергеевич, канд. мед. наук, доц., k fizkult@,nngasu.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,
Игнатьев Павел Владимирович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
EVALUATION OF THE INFLUENCE OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS ON THE INDICES OF THE TESTS OF COMPLEX GTO
D.G. Sidorov, A.S. Bolshev, P.V. Ignatev
An assessment of the level of physical development of students. The main factors of physical development and the functional state of the body, affecting the performance of the indicators of the TRP complex, are identified.
Key words: physical development, functional state is organism, testing complex GTO, students.
Sidorov Dmitriy Glebovich, doctor of pedagogical sciences, professor, k_fizkult@,nngasu. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering,
Bolshev Andrey Sergeevich, candidate of medical sciences, associate professor, k_fizkult@,nngasu. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering,
Ignatev Pavel Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, rupsport@, yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin
УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДА ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Л.Н. Сляднева, А.А. Сляднев, Е.Н. Сляднева
Представлена философско-антропологическая позиция, дающая возможность рассматривать точку пересечения таких реалий, как «Культура», «Физическая культура», «Личностная физическая культура» с эффектором «Детство», фиксировать масштабность функции среды физической культуры по отношению к ребенку, понять ее социальную значимость и личностную ценность.
Ключевые слова: генезис личности; педагогическая ситуация культуры; базовая личностная физическая культура; физическая культура личности.
Качественный цивилизационно-культурологический скачок определил существенную трансформацию образовательных установок в отечественной образовательной системе. На общепедагогическом теоретико-методологическом уровне многочисленные, но достаточно прозрачные для понимания, классово-идеологизированные векторы сегодня вытеснены обобщенным (и в силу этого относительно абстрактным) градиентом гуманитарным, личностно-развивающим. Такая теоретико-педагогическая семантическая метаморфоза обнажила назревающую многие десятилетия кризисную ситуацию в теории физического воспитания. Эта теория, традиционно развиваемая как естественнонаучная, ориентированная преимущественно на обучение двигательным действиям и на оптимизацию физических кондиций, оказалась не готовой к освоению того общекультурного потенциала, которым эти двигательные действия и кондиции реально обладают.
В последнее время в рамках теории физического воспитания предпринимаются многочисленные попытки научной разработки топологии пространства пересечения культурного и физического,