Ре20з пН20 (2 колодец); арагонит - СаСОз (2,8 колодцы). Наличие в составе новообразованных минералов С03 может свидетельствовать о том, что в шахтном пространстве ликвидированного предприятия водообмен замедлен и концентрация солей в шахтных водах достигает предела насыщения карбонатами.
Система вода—порода, как и большинство геологических систем, находится в неравновесном состоянии и стремится к равновесию. В результате, изменений физико-химического состава вод и пород во времени не избежать. Естественно предположить, что при дальнейшем затоплении подземного пространства и восстановления уровня грунтовых вод шахтные воды в ещё большей степени будут «насыщать» расположенные в депрессионной воронке колодцы города своими производными, что приведёт к усугублению экологических проблем территорий ликвидируемой шахты и поэтому требует принятия оперативных решений. Уже сейчас часть из изученных колодцев не используется в качестве источника питьевого водоснабжения (№ 1), а некоторые используются частично (№№ 3, 8), причём доля колодцев общего пользования заметно уменьшается за счёт перехода населения на собственные колодцы и скважины. Следует сказать, что это не может рассматриваться как решение рассматриваемой проблемы, потому что питание этих колодцев и скважин происходит из тех же водоносных горизонтов, что и в изученных нами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стихин А.Н. Выписка из отчёта о выполнении работ по государственному контракту на реализацию рабочего проекта «Экологический мониторинг по ликвидируемым шахтам и разрезам Приморского края и Сахалинской области» за IV квартал 2007 года. Приморский Центр Экологического Мониторинга. Владивосток. 2008. -31 с.
2. Тарасенко НА. Типизация природно-техногенных преобразований гидролитосистем при ликвидации угольных шахт// в сб. «». Владивосток. 2006. — с. 203-208.
Пегов В.К.
ОЦЕНКА ВЕТРОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ОБЪЕКТЫ ХРАНЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
При разработке деклараций промышленной безопасности, а также паспортов безопасности объектов, территорий и муниципальных образований предусматривается определение природно-климатических условий в местах расположения объектов экономики. Это вызвано тем, что характеристики опасных природных процессов входят в перечень исходных данных для разработки инженерно-технических мероприятий предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС). Методики, рекомендованные для анализа природных опасностей при ЧС, не предназначены для учета особенностей микроклимата в местах расположения отдельных объектов. Так для расчета возможных ветровых воздействий на объекты хранения нефтепродуктов (ОХН) Приморского края, в таблицах рекомендованной методики [1] приведены значения расчетных скоростей ветра только для городов Владивостока и Находки. При этом максимальные расчетные скорости ветра указаны для периодов повторения в 5, 20 и 50 лет. Для территории г. Владивостока эти величины указаны в диапазоне от 3 1 м/с до 50 м/с. Для г. Находка расчетный диапазон скоростей указан от 45 м/с до 62 м/с.
Фактический диапазон наблюдаемых скоростей на территориях ОХН края имеет несколько другие размерности. За период инструментальных наблюдений на гидрометеорологических станциях (ГМС) Приморского края с 1918 года по настоящее время [2], [3], [4] скорости ветра свыше 40 м/с в населенных пунктах на побережье залива Петра Великого не наблюдались. При этом максимальная скорость ветра — 40 м/с на ГМС Владивосток регистрировалась всего дважды — в ноябре 1944 г., и в мае 1970 г.
Основными сооружениями ОХН Приморского края, испытывающими ветровые нагрузки являются резервуары вертикальные стальные (РВС). При проектировании резервуаров расчетные нагрузки определяются для разных предельных состояний: по прочности, физической устойчивости, выносливости и по деформациям. Основными характеристиками расчетных нагрузок по СНиП 2.01.07 - 85* «Нагрузки и воздействия» являются их нормативные значения, умножаемые на значения
коэффициентов надежности: по нагрузкам; по материалу; по назначению сооружения; по сочетанию нагрузок, а также по условиям работы. Нормативные значения для проектирования РВС на территории Приморского края, выбираются из СНиП для III ^ VI ветровых районов Российской Федерации. Значения расчетных характеристик принимаются с обеспеченностью один раз в пять лет. Расчетное давление ветра определяется умножением нормативного значения для соответствующего ветрового района на коэффициент надежности по нагрузкам yf = 1.4. По мнению В.А. Котляревского и А.В.Забегаева (1998) введение подобного коэффициента соответствует увеличению обеспеченности данных примерно до уровня один раз в 40 — 50 лет. На наш взгляд подобный подход является более взвешенным, чем расчет данных с обеспеченностью один раз в 50 лет по интегральным кривым. При проектных расчетах РВС учитывается внешнее статическое ветровое давление, неравномерно распределенное по периметру резервуара. Для РВС характерны очень малые периоды собственных колебаний в области спектра пульсаций скорости ветра. Эти пульсации вносят весьма незначительный вклад в реакции резервуаров. Резонансной частью спектра пульсации скорости ветра для резервуаров, применяемых в Приморском крае можно пренебречь, так как для круговых цилиндров небольших высот, явления флаттера, дивергенции, галопирования и вихревого возбуждения не являются свойственными. Данные анализа высот этих резервуаров показали, что они ограничены значениями от 6,5 до 12 метров. Поэтому на практике не возникает проблем с обеспечением аэродинамической устойчивости этих сооружений.
Для расчета возможных ветровых воздействий на РВС нами проанализированы, проверенные на однородность ряды многолетних наблюдений, выполненных на ГМС Приморского края за период с 1936 по 1992 год. Исходные данные выбирались из научно-практических справочников, справочников по особо опасным гидрометеорологическим явлениям, ежемесячников, лоций, научных статей и других источников. Нами выбраны максимальные скорости ветра и его порывов за все месяцы и годы по флюгеру и анеморумбомеру, и выполнено приведение этих величин.
Согласно общегосударственной классификации потенциально опасных объектов в Приморском крае имеются 2 нефтебазы 3-го класса опасности (возможны ЧС территориального масштаба) - это нефтебазы Владивостокского филиала ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Находканефтепродукт». Эти нефтебазы принадлежат к категории особо опасных объектов, на которых проводятся дополнительные меры повышения устойчивости функционирования, и нами не рассматриваются. В государственный реестр потенциально опасных объектов Приморского края ткже включены 34 ОХН 4-го класса опасности (возможны ЧС муниципального масштаба) и 16 объектов 5-го класса опасности (возможны локальные ЧС). Эти объекты представлены тринадцатью распределительными нефтебазами и тридцатью семью нефтехранилищами для мазута. Введением поправок учтено воздействие городской застройки и рельефа местности на наблюденные данные скорости ветра. Нами учтено влияние преобладающих направлений розы ветров для мест расположения ОХН Приморского края. Статистические ошибки наблюдений в районах с наиболее сильными ветрами приняты в пределах 0,6 — 0,7 м/с зимой и осенью. В летний период статистические ошибки наблюдений приняты в пределах 0,3 - 0,4 м/с во всех районах края. Для территорий Приморского края, в которых отсутствуют ГМС, использовались номограммы расчета количественных характеристик особо опасных явлений [3].
Полученные значения наблюденных, максимальных скоростей ветра за период 56 лет на 1ерриториях объектов хранения нефтепродуктов имеют надежное физико-статистическое обоснование. Эти значения не превышают значения скоростей ветра для нормативных ветровых давлений согласно СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия» и представлены в таблице I.
Таблица 1
Максимальные расчетные по СНиП 2.01.07-85* и наблюденные скорости ветра для мест расположения объектов хранения нефтепродуктов Приморского края
Ветровой район по СНиП I 11 III IV
Расчетная максимальная скорость ветра м/с 26,05 30,9 36,0 39,6
Максимальная наблюденная скорость ветра м/с 24,0 28,0 30,0 34,0
Это показывает, что методика проектирования РВС обеспечивает физическую стойкость к возможным на территории ветровым воздействиям. Тем не менее, ветровые воздействия способны ограничить функционирование сооружений Приморского края вследствие ограничений на выполнение сливо-наливных операций и работ, проводимых людьми на открытом пространстве, что составляет отдельную задачу исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Митрофанов В.Ф. и др. Методика оценки последствий ураганов. - М.: ВНИИ ГОЧС, 1994. 16с.
2. Научно-прикладной справочник по климату СССР. Сер 3. Вып.. 26, Ч. 1-6. Приморский край. -Л.: Гидрометеоиздат, 1988. 416с.
3. Справочник по климату СССР. Вып. 26. Приморский край. Особо опасные метеорологические явления погоды. Владивосток. ДВНИГМИ, 1976. 192с.
4. Свинухов Г.В Исследование ветрового режима порта Владивосток и залива Петра Великого для целей прибрежного рыболовства и судоходства: Монография. — Владивосток- Дальрыбвтуз, 1999. 58с.
5. СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия. ИПС Кодекс, 2009. 43с.
Потенко О.В.
АВТОТРАНСПОРТ КАК УГРОЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ
ГОРОДА АРТЕМА
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в г. Артеме считаются автотранспорт и АртемГРЭС (круглогодично), а также котельные предприятия и дома частного сектора во время отопительного сезона. Загрязнения от отдельных предприятий носят локальный характер и на общегородской фон оказывают незначительное влияние. Причем, если у АртемГРЭСа, небольших котельных и у отдельных предприятий имеются определенные пылеулавливающие устройства и высокие трубы для рассеивания загрязнений над приземным слоем атмосферы, то автотранспорт и печи домов индивидуальной застройки свои выбросы поставляют непосредственно в приземный слой агмосферы без какой-либо очистки. В безветренную погоду это приводит к значительному его загрязнению. Да и слабый ветер переменных направлений не способствует необходимому очищению атмосферы города.
Основными направлениями ветров в течение года являются перемещения воздушных масс на границе континент-океан. Летом преобладающими являются ветра, дующие с моря на сушу, а зимой -наоборот. Весна и осень характеризуются ветрами переменных направлений. Характерным для рассматриваемого района является постоянные бризы ( ветра прибрежных зон), вызывающие суточные движения воздушных масс переменных направлений с континента к океану и обратно. При этом утренние и вечерние часы являются теми временными интервалами, в которые происходит смена направлений этих ветров. В это время в г.Артеме отмечается штиль, который способствует накоплению загрязнений в воздушном бассейне города.