Ф.И. Айкашев , И.И.Иванченко
ВЛИЯНИЕ ВОДНОГО РЕЖИМА В ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНОМ ЭЛЕКТРОДНОМ ВОДОНАГРЕВАТЕЛЕ НА ОПТИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ВОДОРОДНОГО
ПОКАЗАТЕЛЯ
Электроимпульсные электродные водонагреватели имеют очень высокий к.п.д. (пк = 0,99). Теплогенераторы, работающие по патенту Титаева Б.Ф., с добавкой морской воды (1 г на 1 л объема) имеют коэффициент использования электрической энергии пэ = 1,2-1,3, Оптимальный режим работы этого теплогенератора находится в пределах температур (75-85° С). Используя гакой теплогенератор для обогрева помещений, мы добиваемся экономии электроэнергии до 30 %. Кроме этого повышается эффективность нейтрально-кислородного водного режима.
Влияние pH на эффективность нейтрально-кислородного водного режима детально исследовано в работе [1]. Показано, что снижение скорости коррозии стального оборудования обусловлено рядом факторов, в том числе и нейтральным значением pH. Нейтральное значение составляло 7-9 При достижении указанных pH наблюдалась минимальная скорость коррозии.
Для выяснения влияния водородного показателя pH на коррозию энергетического оборудования при работе электроимпульсного электродного водонагревателя были проведены исследования на ОАО «Радуга» в 2000-2001 г.г. Анализ воды проводился лабораторией «Восток-Тест» и кафедрой аналитической химии ДВГУ.
Значения водородного показателя находились в пределах pH = 8-9. При этом температура греющей воды составляла 70° С. Полученные опытные данные свидетельствуют о низкой скорости коррозии углеродистой стали. Вода имела голубоватый цвет. Следов коррозии не было.
Применение электроимпульсных электродных водонагревателей в системе обогрева помещений способствует эффективности нейтрально-кислородного режима.
- ' ЛИТЕРАТУРА
1. Козлов И.В., Легенченко И.А. Влияние pH на эффективность нейтрально-кислородного водного режима. - Теплоэнергетика, 1985, №5, с. 73-74.
Л.А Васяновнч, В.К. Пегов
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
В период с 1994 по 2007 год на территории Приморского края произошло 528 чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и биолого-социального характера. Из этого количества 131 ЧС были природного характера. Всего при ЧС в Приморском крае погибли 623 человека. Из них при ЧС природного характера - 38 человек. В том числе в результате паводков - 31 человек, в результате отрыва льда и воздействия скоростного напора ветра - соответственно 5 и 2 человека. Основную опасность для безопасности жизнедеятельности населения края несут ЧС техногенного характера. ЧС природного характера определяют основу материального ущерба, наносимого экономике и населению края. Только за период с 1998 по 2007 годы экономике края нанесен прямой материальный ущерб на сумму 5 млрд. 101,5 млн. рублей. При этом был нанесен огромный, неучтенный, косвенный ущерб, в первую очередь окружающей природной среде. Из источников ЧС природного характера типичных для Дальнего Востока и Приморья, наиболее опасны ураганы, лесные пожары, снежные осадки, наводнения, штормы. Опасными факторами большинства этих природных явлений являются климатические характеристики: скоростной напор ветра, сильный мороз, сильные осадки, гололедно-изморозные явления, физическое воздействие морских волн и пр. На территории края существует опасность землетрясений и цунами, но за указанный период ЧС с подобными источниками не происходило.
По средним многолетним данным над побережьем Японского моря максимальные значения скорости ветра достигают 20^35 м/с, и наблюдаются осенью и зимой. На западе Уссури-Ханкайской равнины значения максимальных скоростей ветра достигают 21-24 м/с. На остальной части равнины и в долине р. Уссури - не более 14-17 м/с. [3]. [5], [7].
Нами выделена группа объектов экономики, расположенных у береговой черты моря: в гг. Владивосток. Находка, п. Ольга, Рудная Пристань, Славянка, Зарубино, Посьет. В эту группу входят объекты, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы на сухогрузные суда и танкерный флот. В соответствии с правилами безопасности судовождения при достижении скорости ветра 15 м/с, выполнение сливо-наливных операций на танкеры и погрузочно-разгрузочных работ на суда становится опасным и должно быть прекращено. При возрастании скорости ветра до 17-18 м/с, стоянка у любого пирса становится опасной, о чем поступает «Штормовое предупреждение». На портовых сооружениях г.Владивостока подобные условия отмечаются в сумме до 72 дней за год по разным направлениям ветрового воздействия. Еще до возникновения критерия источника ЧС -скорости ветра 25 м/с и более [4]. прекращается устойчивое функционирование объектов экономики. При превышении ветром скорости 15 м/с, операции по сливу нефтепродуктов также прекращаются на железнодорожном и автомобильном транспорте. По аналогичной причине одновременно прекращается работа портальных, башенных и мостовых кранов, что нарушает функционирование объектов строительства и логистики. При достижении скоростями ветра значений 25 м/с и более, движение автобусов на междугородних, пригородных и городских маршрутах должно быть временно приостановлено [2]. Это объясняется опасностью заносов и опрокидывания пассажирского транспорта при воздействии внезапных боковых ветровых нагрузок.
Возможные воздействия скоростного напора ветра на физическую стойкость зданий и сооружений объектов экономики Приморского края оценено нами, как не представляющие угрозу возникновения разрушений зданий и сооружений. Но эти воздействия способны нарушить устойчивое функционирование этих объектов на период до 12 часо& в континентальных районах края, и до 24 часов в прибрежных. Все это может происходить и происходит при значениях климатических параметров гораздо меньших, чем нормативно установленные для критериев источников ЧС [4].
Особенностью климата Приморского края является прохождение минимальных отрицательных температур при метелях и снегопадах. Изотермы января распределяются по территории края от значений - 45° С в континентальной части края до - 12° С на побережье. Так опасность возникновения ЧС, связанных с сильными морозами для объектов экономики Приморского края определяют не только в соответствии с расположением изотерм от - 45° С до - 12° С, а в большей степени по показателям технической готовности объектов к прохождению подобных температур. К примеру, на нефтебазах и нефтехранилищах при отступлениях от требований промышленной безопасности, возможен выход из строя систем подогрева нефтепродуктов, и сгущение вязких нефтепродуктов в резервуарах и трубопроводах; перемерзание гидравлических затворов в огнепреградителях на сливо-наливных эстакадах и трубопроводах аварийного слива; образование трещин в технологическом оборудовании; нарушения герметичности оборудования.
Сильный мороз в максимальной степени влияет на функционирование транспорта и транспортных систем. Сильный мороз способствует снижению надежности действия тормозных систем подвижного состава на железнодорожном транспорте. Сильный мороз опасен для безопасности движения автомобильного транспорта. Поэтому движение пассажирских автобусов на междугородных и пригородных маршрутах при температуре воздуха - 40°С и ниже запрещено. Прохождение минимальных температур создает условия для наземного обледенения летательных аппаратов, которое более опасно, чем обледенение воздушного судна в полете. При этом, степень риска аварии воздушного судна возрастает до такой степени, что в случае наземного обледенения взлет разрешен быть не может [3]. Опасность отрицательных температур и возможные последствия максимальны для территорий Пожарского, Дальнереченского и Красноармейского районов.
Критерием ЧС вследствие очень сильного снега является выпадение более 20 мм снежных осадков за период менее 12 часов. Критерием ЧС вследствие сильной метели принято наличие общей или низовой метели при средней скорости ветра 15 м/с и более, и видимости менее 500 м [4].
Метели вероятны в зимнее время при опасных ветрах. В Приморском крае особо опасные метели наблюдаются гючти исключительно при ветрах северо-западного и северного направления в соответствии с направлением зимнего муссона, усиливаемого за счет прохождения циклонов, в тылу
которых и наблюдаются метели На открытых участках побережья, в горах - особо опасными являются метели при скоростях ветра свыше 25 м/с. и продолжительностью до 24 часов и более. В континентальных районах особо опасны метели при скоростях ветра около 15 м/с и продолжительностью до 12 часов. Параметры этих опасных явлений не превышают скорости ветра для нормагивных ветровых давлений в Ш-ЛЧ ветровых районах по СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия», применяемых на территории края. Проектные решения в соответствии с нормативами ветрового давления обеспечивают физическую стойкость зданий, сооружений и оборудования объектов экономики края. Но для многих объектов экономики существует опасность потери устойчивого функционирования вследствие нарушения транспортной доступности из-за прохождения метелей и снежных заносов, с последующими гололедными явлениями. В 95 % случаев образование гололедных явлений происходит при температурах воздуха близких к 0°С и относительной влажности свыше 80 %. В наибольшей степени это сказывается на работе автомобильного транспорта. При возникновении гололедных явлений происходит резкое понижение сцепления покрышек колес автомобилей с поверхностью дороги, В подобных случаях коэффициент сцепления уменьшается до 0,08-0,16, что не обеспечивает безопасного движения автомобилей. Наличие слоя снега т-олщиной 3-5 см на проезжей части автомобильных дорог обуславливает необходимость снижения скорости движения автомобильного транспорта. При большей толщине снега движение автомобилей может стать невозможным, что в большой степени определяется уклоном дороги и рельефом местности
Как показывает практика, зим 2006-го и 2007-го года, опасность метелей заключается в образовании снежных заносов и гололедных явлений из мокрого снега, что приводит к нарушению функционирования объектов экономики в масштабах населенных пунктов. Функционирование инфраструктуры территории районов после прохождения сильной метели может восстанавливаться в течение нескольких суток. После снегопадов 2002 года в Хасанском и 2007 года в Партизанском районах, на восстановление функционирования инфраструктуры потребовалось от двух до пяти суток.
Для функционирования всех видов транспорта существует опасность возникновения туманов.
Из рассмотренного выше материала возможен обобщающий вывод о том, что на территории Приморского края нарушения устойчивого функционирования, как инфраструктуры, так и объектов экономики начинается при значениях климатических параметров, гораздо меньших, че\т установленные критерии для источников ЧС природного характера. В подобных случаях объекты экономики не могут получить помощь от сил и средств РСЧС, за исключением своих собственных сил. Понесенный материальный ущерб какой-либо компенсации не подлежит. При этом физическая стойкость объектов сохраняется.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агошков А.И.. Пегов В.К. Анализ чрезвычайных ситуаций и их последствий в Приморском крае // Пробл. экологии, безопасности жизнедеят. и рацион. Природопольз. ДВ и стран АТР: Мат-лы 2-ой междунар. конф. Владивосток: Изд-во ДВГТУ. 2006. - с. 229-231.
2. Буралев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 288 с.
3. Гайко Л.А. Особенности гидрометеорологического режима прибрежной зоны залива Петра Великого (Японское море). - Владивосток: Дальнаука, 2005. - 151 с.
4. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях. // Приказ МЧС России № 329 от 08.07.2004. - М.: ИПС «Гарант», 2007. - 12 с.
5. Пегов В.К. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в Приморском крае за период с 1904 по 2007 год. // Мат-лы междунар. научно-практ. конф, в области экологии и безопасн. жизнедеят. - Комсомольск на Амуре' ГОУВПО «КнАГТУ», 2008. - с. 405-407.
6 Научно-прикладной справочник по климату СССР. Сер. 3. Вып. 26. Ч. 1-6. Приморский край. - Л.: Гидрометеоиздат, 1988. - 416 с.
7. Свинухов Г.В. Исследование ветрового режима порта Владивосток и залива Петра Великого для целей прибрежного рыболовства и судоходства: Владивосток: Далърыбв'гуз, 1999. - 58 с