Научная статья на тему 'Оценка вероятности возникновения пожаров на объектах различных форм собственности'

Оценка вероятности возникновения пожаров на объектах различных форм собственности Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Тростянский С. Н., Зенин Ю. Н., Бакаева Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка вероятности возникновения пожаров на объектах различных форм собственности»

Оценка вероятности возникновения пожаров

на объектах различных форм собственности

С. Н. Тростянский, профессор, д-р техн. наук, доцент,

Ю. Н. Зенин, начальник института, Г. А. Бакаева, доцент, канд. техн. наук ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Для прогнозирования и возможности минимизации вероятности возникновения пожаров, в частности на хозяйственных объектах различных форм собственности, необходимо понимание и количественное описание зависимости вероятности возникновения пожаров от экономических и административно-правовых факторов.

Обозначим количество пожаров К, возникающих на хозяйственных объектах за единицу времени на определенной территории, как:

К = КП +КР, (1)

где Кр — количество пожаров, обусловленных профилактируемыми ГПС факторами, то есть факторами, которые возможно исключить при соблюдении собственниками требований пожарной безопасности на соответствующих объектах; Кп — количество пожаров, происходящих по остальным причинам, то есть по непрофилактируемым ГПС факторам.

Принимая во внимание, что более 70 % пожаров обусловлены профилактируемыми ГПС факторами [1], предположим линейную зависимость количества таких пожаров от общего количества хозяйственных объектов:

КР = k • Ыр = k • С • Ы, (2)

где С — множитель, отражающий долю собственников, которым выгодно экономить средства за счет несоблюдения требований пожарной безопасности; N — общее количество хозяйственных объектов на данной территории; Ыр — количество хозяйственных объектов, имеющих нарушения требований пожарной безопасности; k — коэффициент пропорциональности между количеством пожаров, обусловленных профилактируемыми факторами, и количеством объектов, где собственники нарушают правила и требования пожарной безопасности.

Вероятность возникновения пожаров на хозяйственных объектах в определенный единичный интервал времени оценим, с учетом (1), (2) как:

Р = К = — + — = Рп + РР = Рп + кС, (3)

N NN п р

где рп, рР — соответственно, вероятности возникновения пожаров за счет непрофилактируемых и профилактируемых ГПС факторов.

Нахождение множителя С, отражающего экономическое представление хозяйствующих субъектов о возможности нарушения требований по-

жарной безопасности и определяющего долю собственников объектов, которым выгодно экономить средства за счет их несоблюдения, осуществим на основе экономической модели рационального правонарушителя [2]. Рациональность правонарушителя означает, что нарушение происходит только в том случае, если ожидаемый доход Ь от его совершения превышает возможные, в случае пожара и (или) наказания, потери и:

(1 - р) ■ Ь > р ■ и, (4)

при этом считается, что потенциальный правонарушитель на основе своего либо чужого опыта может оценивать вероятность р.

При расчете уровня нарушений на основе модели рационального правонарушителя [2] учитывается, что правонарушитель — собственник хозяйственного объекта, в качестве ожидаемой прибыли Ь может рассматривать экономию на расходах по обеспечению пожарной безопасности объекта, а в качестве наказания может нести следующие два вида убытков: 1) убытки и при возникновении пожаров на объекте; 2) убытки Н от штрафных санкций за нарушения требований пожарной безопасности, при ожидаемой их вероятности за единицу времени f.

Очевидно, что применительно к рациональному правонарушителю игнорирование требований пожарной безопасности, с учетом возможных штрафных санкций, происходит только в том случае, если ожидаемый доход правонарушителя удовлетворяет условию:

(1 - р) ■ (Ь - / ■ Н) > р ■ и , (5)

Из анализа данных экономической статистики следует, что легальные доходы населения, в том числе доходы собственников хозяйственных объектов, имеют логнормальную плотность распределения [3]. Более того, исследования, проведённые в работе [4] по материалам российской и зарубежной статистики показали, что и количество пострадавших, и величина материального ущерба от пожаров и взрывов также корректно описываются логнормальной моделью плотности распределения:

, (6)

Рц,а.. (и) = ~ГТ=^-еХР

^ '-■а- и

(1п(и) - 1п(ц))2

и ~ V 2а2

■ I

где р^а (и) — плотность логнормально распределенной случайной величины потерь и собственниками объектов от пожаров, ^ — среднее значение для соответствующего распределения величины потерь от пожаров, ои — дисперсия распределения величины потерь от пожаров.

Логично предположить, что применительно к собственникам хозяйственных объектов, помимо логнормального распределения величины потерь от пожаров и, справедливо логнормальное распределение величины прибыли Ь от экономии за нарушения требований пожарной безопасности, со средним значением для соответствующего распределения п и дисперсией оь, т. е.

Р-(b) = vdöbexp

f (ln(b) - 1и(л))2 Л

(7)

Тогда при стационарных экономических и организационно-правовых факторах множитель C, с учётом (5)-(7) можно записать как:

„ ln((l-p)-(b-f-H)/p)

C = J J (u К* (b)dudb, (8)

f-H 0

где p - вероятность возникновения в единицу времени пожаров на хозяйственных объектах; f— вероятность наложения штрафных санкций в единицу времени на собственников объектов, допустивших нарушения требований пожарной безопасности; H — средняя величина штрафной санкции, накладываемой на собственников объектов с нарушениями требований пожарной безопасности. В выражении (8) верхний предел интеграла по потерям собственников u от пожаров определяется из условия рационального нарушения требований пожарной безопасности (5), а нижний предел интеграла по прибыли собственников b от экономии за нарушения требований пожарной безопасности лимитируется потерями на вероятные убытки от

штрафных санкций, определяемыми произведением f H.

Рассмотрим динамику изменения вероятности возникновения пожаров при изменениях экономических и административно-правовых факторов и соответствующих им изменениях экономического множителя C. Количество объектов, имеющих нарушения требований пожарной безопасности, характеризуемых состоянием с экономическим множителем C(t) в момент времени t определяется как Np(t) = C(t)N.

Обозначим через Np(Ct) — количество объектов, имеющих нарушения требований пожарной безопасности, при некоторых стационарных экономико-административно-правовых условиях, характеризуемых состоянием Cj в некоторый момент времени tt. Тогда Np(C) = CtN, где N — общее число хозяйственных объектов. Рассмотрим динамику переходного процесса из состояния Np(C0) в состояние Np(C1) при изменении величины функции

С(p, f, ^ л, au, ab, H)

от Со до С1, с изменением её аргументов, где С0 > С1, например, при изменении величины штрафных санкций после введения в действие Федерального закона № 120 от 03.06.2 011.

При этом количество объектов Np(t), имеющих нарушения требований пожарной безопасности меняется за время At:

ANp = g(Np(Q) - Np(С0))At = gN(Q - QAt, (9)

где g - вероятность выполнения требований пожарной безопасности за единицу времени собственниками объектов, которым выполнение требо-

ваний пожарной безопасности при изменении экономического множителя С становится выгодно (если С0 > С1). Отсюда можно прийти к дифференциальному уравнению, описывающему зависимость величины Ыр({) от времени, при изменении экономического множителя от С0 до С1:

dNp (t) N (t)

g

r C Л 1 - C

C

dt,

(10)

о у

Решением уравнения (10) является функция, описывающая динамику переходного процесса

Np (t) = Np (to)exp

g-

AC

01

C

(t - to)

(11)

где AC01 = C0 - C1.

Время переходного процесса т01 от Np(t0) = Np(C0) = NC0 до Np(t1) = = Np (C1) = NC1определяется как

ln

AC

01

C

0 У

01

g

AC

(12)

01

C

Значение g для вероятности выполнения требований пожарной безопасности собственниками объектов, которым выполнение этих требований при изменении множителя С становится выгодным, можно оценить из статистических данных по вероятности возникновения пожаров за счёт профи-лактируемых ГПС факторов. С учётом (3) и (12) при известном из статистических данных времени задержки т между изменением экономических и административно-правовых факторов и соответствующем изменении множителя С(^, зависящего от этих факторов, значение g определяется:

ln

1

AC,

C

ln

g

0

1 -

AC C

Pp(t0) - Pp(t0 + т) Pp (tp) pp(t0) - pp(t0 +т) pp (t0)

(13)

В частном случае, если при последовательных скачкообразных изменениях аргументов экономического множителя C, отношение изменений функции AC к ее предыдущим значениям C остаётся постоянным:

AC / C = const, (14)

выражение для динамики вероятности возникновения пожаров по профи-лактируемым ГПС причинам с учетом (2), (3), (11) можно записать:

т

X

( АС ^ Рр (Г) = Рр (Оехр - - (Г - г0) . (15)

V С У

Если считать вероятность возникновения пожаров по непрофилакти-руемым ГПС причинам практически постоянной во времени рп (Г)« рп, как

показано в [1], то в стационарных условиях вероятность р(Г) возникновения пожаров в единицу времени, с учётом (3) определяется формулой

Р(0 = Рп + С = Рп + Рр (to). (16)

В переходном процессе, при соблюдении условия (14), вероятность возникновения пожаров р(Г) на хозяйственных объектах определяется по формуле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(АС ^ Р(Г) = Рп + Рр(Оехр (Г - О , (17)

V С У

которая при АС > 0 аналогична формуле

Р(Г) = Рп + РР(Го)ехр(-Х(Г - Го)), (18)

приведенной в [1] на основании обработки статистических данных по динамике количества пожаров на определенных территориях за различные промежутки времени.

Из сравнения (17) и (18) соотношение для определения показателя экспоненциального спада X запишется как

* = «АС. (19)

С учётом времени запаздывания т между изменением экономических и административно-правовых факторов и изменением множителя С, для нестационарных условий выражение (8) принимает вид

„ 1п((1-Р,-х)(6-/,-хЯ,-х )/ Р,-х)

С, = I I Р„-,,,-, (иК-,-, , (20)

/,-хН-х 0

где индексы Г и Г - т характеризуют время (например, год) между измерениями соответствующих характеристик.

Для экспериментальной оценки времени запаздывания т можно воспользоваться результатами анализа корреляций между количеством пожаров на объектах различных форм собственности за текущий год и величиной убытков от пожаров и штрафных санкций для таких объектов за предыдущие годы [5]. Для данных по Воронежу максимальная отрицательная корреляция наблюдалась с лагом т ~ 3 года [5].

Выражение для вероятности возникновения пожаров при нестационарных экономических и административно-правовых факторах из (3) и (20) принимает вид

„ ln((1-p, )(b-f H, V P,-x)

A = P« + k • j j P„-x,t-x (UK-x,«*,,-x (b)dudb . (21)

f-xH-T 0

Определение коэффициента к возможно из выражения (21) с учетом ретроспективных статистических данных за предшествующие годы. На основе выражения (21), при известных экономических и административно-правовых параметрах в t - x году, возможно определение вероятности возникновения пожаров на объектах различных форм собственности в t году. Расчёты значения «непрофилактируемой» вероятности возникновения пожаров pn в формуле (21) возможно провести на основе анализа временного ряда динамики вероятностей возникновения пожаров на хозяйственных объектах, полученного из статистических данных ГПС МЧС, с учётом выполняющейся для временного ряда формулы (18). На основе формулы (18) можно получить соотношение (22) и проанализировать для него временной ряд для разности значений:

Ap(t -10) = p(t0) - p(t) = pp (t0) • [1 - exp(-X • (t -10)]. (22)

Тогда параметры pp(,0)и X для этого временного ряда находятся с

применением статистического пакета SPSS, как параметры нелинейной регрессии. В частности, на основе данных Государственной противопожарной службы по городу Воронежу с 2000 по 2010 годы, найдены следующие значения параметров временного ряда (22): pp(t0) = 0,029;

X = 0,455. Соответственно, находя значения

p« = p(t,) - pp (t) = p (t) - pp (О • exp(-X(t - a, для каждого i -го года и вычисляя среднее значение

Xp« p = —

У« L

за L лет, получаем pn = 0.020, которое полагаем устойчивым во времени в соответствии с данными работы [1]. Тогда динамика вероятности возникновения пожаров p(t) на хозяйственных объектах в г. Воронеже описывается формулой

p(t) = p« + pp (t0) • exp(-X •(t -10)) = = 0.020 + 0.029 • exp(-0.455 • (t -10)),

где t — измеряется в годах; pp (t0) = 0.029 — вероятность возникновения

пожаров за счет профилактируемых ГПС факторов на хозяйственных объектах в г. Воронеже в 2000 году. При сравнении расчетных данных по формуле (23) с данными статистики ГПС МЧС по г. Воронежу, показатель

квадрата корреляции R составляет 0.954, что свидетельствует о корректности применения данной модели для прогностических расчётов динамики вероятности возникновения пожаров на хозяйственных объектах.

По данным районных отделов ГПС МЧС города Воронежа за период с 2007 по 2011 год, была построена квантиль - диаграмма и её тренд [4] для логнормального закона распределения случайных величин убытков от одного пожара на объектах различных форм собственности в городе Воронеже. Показатель квадрата корреляции R2для линейного тренда квантиль -диаграммы убытков от пожаров составляет 0.966, что свидетельствует о корректности применения логнормального распределения. Из уравнения линии тренда по убыткам от одного пожара:

ln y = 1,749 • х +10,383, (24)

были определены параметры логнормального распределения: дисперсия а = 1,749; медианное значение убытков от одного пожара

m = exp(10,383) = 32310 руб.; среднее значение убытков от одного пожара:

" /2 2л

u = m • exp(— а2) = 248300 руб.

Таким образом, на основе гипотезы рационального правонарушителя предложена математическая модель, описывающая зависимость вероятности возникновения пожаров на хозяйственных объектах от экономических и административно-правовых факторов.

Библиографический список

1. Белозеров В. В., Богуславский Е. И., Тетерин И. М. Адаптивная система пожарной безопасности. // Технологии техносферной безопасности. -Вып. № 1(11) - февраль 2007 г. Номер гос. регистрациии - 0420700050/0006.

2. Becker G. Crime and Punishment: An Economic Approach // Journal of Political Economy. — 76.— 1968.— P. 169—217.

3. Суворов А. В. Проблемы анализа дифференциации доходов населения и построения дифференцированного баланса денежных доходов и расходов населения / А. В. Суворов // Проблемы прогнозирования.— 2001.— № 1.— С. 58—74.

4. В. А. Акимов, А. А. Быков, Е. Ю. Щетинин. Введение в статистику экстремальных значений и её приложения: монография. - МЧС России. -М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. — 524 с.

5. Тростянский С. Н., Шуткин А. Н., Бакаева Г. А. Экономический подход к прогнозированию пожарных рисков на объектах различных форм собственности // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. -2011. - № 1. - С. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.