Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ОРГАНА СЛУХА У РАБОТНИКОВ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА'

ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ОРГАНА СЛУХА У РАБОТНИКОВ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОСЕНСОРНАЯ ТУГОУХОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ШУМ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОРГАНА СЛУХА / НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Илькаева Е. Н., Волгарева А. Д., Шайхлисламова Э. Р.

Проанализирована взаимосвязь между уровнем воздействия шума, напряженностью и тяжестью труда, с одной стороны, и частотой профессиональных нарушений органа слуха - с другой. Показано, что при. наличии повышенной тяжести и напряженности труда частота профессиональных признаков воздействия шума на орган слуха, в том числе, нейросенсорной тугоухости (НСТ) возрастает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Илькаева Е. Н., Волгарева А. Д., Шайхлисламова Э. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING PROBABILITY OF OCCUPATIONAL HEARING DISORDERS IN WORKERS EXPOSED TO NOISE AT WORK

The authors analyzed how noise level, work intensity and hardiness are related to prevalence of occupational hearing disorders. Findings are that increased hardiness and intensity of the work result in more frequent signs of occupationally induced hearing problems including neurosensory deafness.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ОРГАНА СЛУХА У РАБОТНИКОВ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА»

воздействию производственной пыли: Инф. письмо. —

М., 1987.

4. Хроническая профессиональная интоксикация фтором и его соединениями — флюороз: Пособие для врачей. — Екатеринбург, 2003.

5. Хронический бронхит и обструктивная болезнь легких / Под ред. А.Н. Кокосова. — С.-Пб.: Лань, 2002.

6. Ча шин N.B. Гигиеническая характеристика условий труда и оценка профессионального риска у рабочих алюминиевой промышленности Северо-Запада России: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — С.-Пб., 2000.

7. Abramson M.J.. W lodarczyk J.H.. Saunders N .A. et al. //Amer. Rev. Resp. Dis. — 1989. — Vol. 139. — P. 1042—1037.

8. Kongcrud J. // Book of abstracts of the 3rd international conference on Environmental, health and safety aspects related to the production of aluminium. — Loen, 2007. — P. 44—43.

9. Mileshnikora V.V. /Book of abstracts ol the second international conference on Environmental, health and salety aspects related to the production of aluminium. — St. Petersburg, 2003. — P. 33.

10. О Donnell T.V. II Sei. Total Environm. — 1993. — Vol. 163. — P. 137—143.

11. Taiwo O.. Sircar K.D.. Slade M.D. et al. //J. Oc-cup. Environm. Med. — 2006. — Vbl. 48. — P. 273 — 282.

Поступила 19.02.08

УДК 616.28-001.1:613.644

E.H. Илькаева, А.Д. Волгарева, Э.Р. Шайхлисламова

ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ОРГАНА СЛУХА У РАБОТНИКОВ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА

ГУ НИИ медииины труда ЙАУ1Н, Москва: Ф1 УН Уфимский НИИ медииины труда и экологии человека

Роспотребнадаора, г. Уфа

Проанализирована взаимосвязь между уровнем воздействия шума, напряженностью и тяжестью труда, с одной стороны, и частотой профессиональных нарушений органа слуха — с другой. Показано, что при наличии повышенной тяжести и напряженности труда частота профессиональных признаков воздействия шума на орган слуха, в том числе, нейросенсорной тугоухости (НСТ) возрастает.

Ключевые слова: производственный шум. профессиональные нарушения органа слуха, нейросенсорная тугоухость, тяжесть труда, напряженность труда.

E.N. llkayeva. A.D. Volgaryova. E.R. Shaikhlislamova. Evaluating probability of occupational hearing disorders in workers exposed to noise at work. 1 he authors analyzed how noise level, work intensity and hardiness are related to prevalence of occupational hearing disorders. Findings are that increased hardiness and intensity of the work result in more frequent signs of occupationaily induced hearing problems including neurosensory deafness.

Key words: occupational noise, occupational hearing disorders, neurosensory deafness, work hardiness, work intensity.

Производственный шум занимает одно из ведущих мест в структуре вредных производственных факторов на рабочих местах большинства отраслей экономики, а профессиональная тугоухость является одной из наиболее массовых и социально значимых видов профессиональной патологии, в том числе, в производствах нефтедобычи и нефтехимии. Согласно данным ВОЗ (2002), потери слуха от шума по вкладу профессиональных факторов в глобальный груз болезней занимают второе ранговое место

(16 %) после болей в спине (37 %). По данным Роспотребнадзора России, в структуре профессиональной заболеваемости случаи НС Г в последнее десятилетие занимают от 13,9 до 18,7 %, а истинная распространенность этой патологии среди рабочих «шумовых» профессий, по мнению ряда отечественных авторов, еще выше и достигает 70 — 77 % в различных видах производств.

Нефтяная, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасли экономики, в которых

в совокупности занято около 15 млн человек, в существенной мере определяют уровень научно-технического прогресса страны и ее экономическое развитие. Одно из ведущих мест в структуре факторов рабочей среды и трудового процесса в указанных отраслях экономики принадлежит шуму, который воздействует на организм работников, как правило, в сочетании с вибрацией, а также повышенной тяжестью либо напряженностью труда. Признаки воздействия шума у рабочих основных профессий как нефтехимических производств, так и нефтедобычи формируется уже в первые 5 лет работы, причем с увеличением стажа работы ее частота возрастает. При проведении периодических медицинских осмотров признаки воздействия шума на орган слуха выявляются у 20 % работников нефтехимических производств и у 11 % рабочих нефтедобычи. Частота НСТ у рабочих обеих отраслей очень близка: в нефтедобыче она составляет 10 % от числа лиц, контактирующих с шумом, в нефтехимии — 11 %.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется высокой приоритетностью проблемы формирования профессиональных поражений органа слуха, широким распространением шумового фактора в нефтяной промышленности и необходимостью поиска современных подходов к ранней диагностике поражения органа слуха при сочетанном воздействии шума с другими вредными производственными факторами.

Материалы и методики.

Изучены условия труда, показатели здоровья и состояние органа слуха у машинистов компрессорных и насосных установок, аппаратчиков нефтехимического производства, слесарей по ремонту нефтехимического оборудования, бурильщиков скважин, бурильщиков подземного и капитального ремонта и их помощников с общим числом обследованных 2390 человек. В качестве группы сравнения взяты 536 слесарей по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики нефтехимических производств, которые не подвергаются воздействию производственного шума. Комплексную диагностику состояния органа слуха проводили с использованием субъективных и объективных методов. Для количественной и качественной характеристики слуховой функции проводили тональную пороговую аудиометрию и импедансометрию. Оценка состояния слуха выполнена согласно ГОСТ 12.4.062—78 и методическим рекомендациям «Профилактика профессиональной тугоухости у лиц «шумовых» профессий». Анализ тимпа-

нограмм проводился на основе классификации, предложенной ]ещег. В объем офтальмологического обследования входили изучение состояния сосудов глазного дна и биомикроскопия сосудов конъюнктивы глазного яблока. Функциональное состояние мозгового кровообращения изучено по результатам реоэнцефалографии (РЭГ) и реовазографии. Для изучения гемодиамики магистральных сосудов вертебро-базилярной системы проведено ультразвуковое исследование основной артерии и позвоночных артерий в экстра- и интракраниальных сегментах.

Результаты и их обсуждение. Анализ фактических уровней воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах показал, что у аппаратчика нефтехимических производств из 22 показателей напряженности трудового процесса пять соответствуют классу 3.1 и четыре — классу 3.2, что, согласно Руководству Р 2.2.2006—05, позволяет дать общую оценку напряженности трудового процесса на уровне класса 3.2. У машинистов по сравнению с аппаратчиками ниже интенсивность интеллектуальных нагрузок, в группе сенсорных нагрузок превалирует нагрузка на слуховой анализатор, интенсивность эмоциональных нагрузок и режим работы совпадает с таковыми у аппаратчиков. Общая оценка напряженности трудового процесса у машинистов вытекает из трех показателей класса 3.1 и трех показателей класса

3.2, что в совокупности соответствует классу

3.1. У слесаря нефтехимических производств и слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИП) классу 3.2 соответствуют лишь показатели вероятности риска для собственной жизни и возможности ответственности за безопасность других лиц; в совокупности с двухсменным режимом труда это позволяет отнести напряженность труда данных рабочих к классу 2.0. Тяжесть труда у аппаратчика, машиниста и слесаря КИП является допустимой (класс 2.0), а у слесаря по ремонту оборудования соответствует классу 3.2

У бурильщикои нефтяных скважин и бурильщиков капитального ремонта скважин (КРС) общая оценка напряженности трудового процесса слагается из семи показателей класса 3.2 и трех показателей класса 3.1, что позволяет отнести их труд по напряженности к классу

3.3. Оценка напряженности труда помощников бурильщика соответствует классу условий труда 3.1 и определяется совокупностью четырех показателей класса 3.1 и трех показателей класса

3.2. Тяжесть труда рабочих в нефтедобыче формируется за счет общих динамических нагрузок

/SSN 1026-9428. Мелииина трула и промышленная экология. № 9. 2008

с участием мышц рук, корпуса, ног, подъема и перемещения тяжести при чередовании с другой работой, статических нагрузок с участием мышц корпуса и ног и нерациональной рабочей позы. Общая оценка тяжести трудового процесса бурильщиков и их помощников соответствует классу 3.3.

Согласно СН 2.2.4/2.1.8.562—96 и Руководству Р 2.2.2006—05. допустимые уровни шума на рабочих местах снижаются при наличии повышенной напряженности и тяжести трудового процесса, а фактические эквивалентные уровни шума на фоне повышенной напряженности труда у машиниста, аппаратчика и бурильщика соответствует классу условий труда 3.4, у слесаря и помощника бурильщика — классу 3.3.

Следовательно, условия труда у работников всех анализируемых профессиональных групп способны обусловить формирование как начальных признаков воздействия производственного шума на орган слуха, так и выраженных клинических форм НС I. Вместе с тем в каждой профессиональной группе имеет место некоторое своеобразие сочетания воздействия повышенных уровней шума с другими вредными производственными факторами, хотя во всех случаях ведущее место в группе сочетанного воздействия с шумом принадлежит факторам труда и трудового процесса, то есть повышенной напряженности и тяжести труда. С учетом вероятного повреждения органа слуха у работников все анализируемые профессии с некоторой долей условности можно разделить на пять групп, подвергающихся сочетанному воздействию:

1) очень высокого шума на фоне повышенной напряженности труда и относительно низкого уровня воздействия химических веществ — машинисты насосных и компрессорных установок в нефтехимии;

2) повышенной напряженности труда на фоне высокого уровня шума и интермиттирую-щего уровня воздействия химических веществ со среднесменной концентрацией в пределах ПДК — аппаратчики нефтехимических производств;

3) повышенной напряженности и тяжести труда на фоне высоких уровней шума, повышенного уровня вибрации и относительно низкого уровня воздействия химических веществ — бурильщики в нефтедобыче;

4) повышенной тяжести труда на фоне высоких уровней шума, повышенного уровня вибрации, относительно низкого уровня воздействия химических веществ — помощник бурильщика.

5) повышенной тяжести труда на фоне высоких уровней шума и относительно низкого уровня воздействия химических веществ — слесари по ремонту нефтехимического оборудования.

При изучении состояния органа слуха у рабочих нефтедобывающих и нефтехимических предприятий представлялось целесообразным выделить лиц с «доклиническими» проявлениями профессионального поражения органа слуха, которые были обозначены как «лица с признаками воздействия шума».

Установлено, что признаки воздействия шума (I 1ВШ) у рабочих основных профессий, как нефтехимических производств, так и нефтедобычи, формируются уже в первые 5 лет работы, причем с увеличением стажа работы их частота возрастает. ПВШ выявлены у 19,6 ± 1,0 % работников нефтехимических производств и у 11,3 ± 1,1 % рабочих нефтедобычи. По распространенности ПВШ на орган слуха лидируют машинисты (24,7 ± 1,6 %), за ними следуют аппаратчики (15,7 ± 1,4 %), слесари (14,2 ± 2,4 %) и замыкают ряд бурильщики и их помощники (11,3 ± 1,1 %).

Относительный риск (ИИ) формирования ПВШ на орган слуха практически во всех профессиональных и стажевых группах чрезвычайно высок: величина ЯИ в ряду «слесари КИП — бурильщики — слесари по ремонту оборудования — аппаратчики — машинисты» соответствует отношению 1 : 7,5 : 9,5 : 10,5 : 16,5, что соответствует этиологической доле производственных факторов в формировании указанного риска в пределах от 81 ДО 100 % и позволяет считать генез ПВШ профессиональным.

НСТ у рабочих основных профессий как нефтехимических производств, так и нефтедобычи формируется также уже в первые 5 лет работы, причем с увеличением стажа работы ее частота возрастает. У машинистов насосных и компрессорных установок наиболее значительные изменения слуха выявляются в стажевой группе 10 —19 лет, при этом уже при стаже менее 10 лет частота НСТ у машинистов в 2,0—2,5 раза выше, чем у рабочих остальных профессий, а при стаже 10 —19 лет она возрастает еще почти в 4 раза, хотя в дальнейшем значимого роста уже не наблюдается. У рабочих остальных профессий имеет место относительно плавный прирост частоты НС Г на протяжении всего стажа работы, причем по отношению к начальным показателям при стаже до 10 лет происходит рост в 5 раз у слесарей по ремонту оборудования и в 6 — у аппаратчиков и бу-

рильщиков. В результате анализа суммарной частоты ПВШ на орган слуха и НС I во всех основных профессиональных группах получены статистически значимые различия с группой слесарей КИП, а все последующие в ряду профессии, кроме того, достоверно отличаются по суммарной частоте поражений органа слуха от машинистов компрессоров.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что к группе риска развития профессиональной тугоухости следует отнести рабочих, у которых установлено отсутствие акустического рефлекса на 4000 Гц, свидетельствующее о снижении защитно-адаптационной функции вну-триушных мышц и нарушении физиологической защиты органа слуха от действия интенсивных звуков. Другим объективным критерием повышенного риска развития шумового поражения слухового анализатора является резкое ограничение подвижности звукопроводящих структур в сочетании с явлениями дисфункции слуховой трубы. Нарушения функционального состояния мозгового кровообращения по данным РЭГ выявлены у 83,3 % обследованных. У 77 % обследованных методом ультразвуковой доп-плерографии выявлена асимметрия кровотока по позвоночной артерии в пре- и интракраниальных сегментах. Каротидно-базилярные анастомозы не функционировали либо функционировали слабо в 57 и 34 % случаев соответственно. По основной артерии кровоток был недостаточным

в 65,8 %.

При исследовании сосудов глазного дна, установлено, что у 83,8 ± 3,4 % обследованных имеются те или иные изменения ретинальных сосудов в виде гипертонической ангиопатии (47,0 ± 4,6 %), сужения артерий сетчатки (41,2 ± 4,5 %) и расширения вен (22,7 ± 3,8%). При биомикроскопии сосудов конъюнктивы глазного яблока у лиц с признаками воздействия шума на орган слуха и нейросенсорной тугоухостью в 83,8 ± 3,4 % случаев выявлены

нарушения всех звеньев микроциркуляции. Найдены спастико-атоиические изменения микрососудов и нарушения характера кровотока в виде агрегации эритроцитов и стаза, которые у рабочих основных профессий формируются вдвое чаще и в более молодом возрасте, чем в группе сравнения. Сопоставление полученных данных с результатами РЭГ и ультразвуковой допилерографии позвоночной артерии показало совпадение характера выявленных изменений в 86,8 % случаев. Установлена высокая корреляционная связь между состоянием сосудов головного мозга и слуховыми расстройствами шумовой этиологии (г = 0,65).

На основании полученных результатов разработана структурная схема программы медицинской профилактики профессиональной тугоухости, содержащая блок действий врача профпатолога-оториноларинголога на этапе до-нозологической диагностики, и подготовлены методические рекомендации «Метод ранней диагностики профессиональной тугоухости у работников нефтедобывающей и нефтехимической промышленности».

Выводы. 1. У рабочих «шумовых» профессий нефтехимических производств и нефтедобычи априорный риск профессиональных поражений органа слуха обусловлен сочетан-ным влиянием интенсивного шума с повышенной интенсивностью факторов труда и трудового процесса, что определяет у них высокую распространенность профессиональных поражений органа слуха. 2. Наиболее высок риск профессиональных нарушений органа слуха у рабочих нефтехимии и нефтедобычи формируется при сочетании интенсивного шума с напряженностью труда класса 3.1, на втором месте по степени риска находится сочетание повышенного шума с напряженностью труда класса 3.2, на третьем — повышенного шума с тяжестью труда класса 3.2.

Поступила 25.07.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.