Научная статья на тему 'Оценка устойчивости денежно-кредитного рынка и стабильности денег'

Оценка устойчивости денежно-кредитного рынка и стабильности денег Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЦЕНА ДЕНЕГ / ЦЕНОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ИНДИКАТОРЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко С.В.

В статье рассмотрены методологические вопросы оценки и обеспечения устойчивости денежно-кредитного рынка и стабильности денежной единицы, обоснованы критерии, предложены индикаторы и основные направления денежно-кредитной и финансовой политики государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка устойчивости денежно-кредитного рынка и стабильности денег»

Оценка устойчивости денежно-кредитного рынка и стабильности денег

Estimation of credit and monetary market stability and the stability of money

УДК 336.7

С. В. Мищенко

доцент Университета банковского дела Национального банка Украины (г Киев), кандидат экономических наук 04070, Украина, г Киев, ул. Андреевская,

д. 1

S. V. Mischenko

04070, Ukraine, Kiyev, ul. Andreevskaya, 1

В статье рассмотрены методологические вопросы оценки и обеспечения устойчивости денежно-кредитного рынка и стабильности денежной единицы, обоснованы критерии, предложены индикаторы и основные направления денежно-кредитной и финансовой политики государства.

The article reviews methodological issues of estimation and provision of credit and monetary stability and the stability of monetary unit, substantiates criteria, suggests indicators and basic direction of credit and monetary, and financial policy of government.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, финансовая устойчивость, цена денег, ценовая стабильность, индикаторы, регулирование

Keywords: credit and monetary policy, financial stability, price of money, price stability, indicators, regulation

Финансовый кризис 2007-2009 гг. наглядно продемонстрировал, что одной из ключевых проблем современного развития мировой финансовой системы является обеспечение стабильности ее функционирования. Мировой банк и Международный валютный фонд отмечают, что ее решение становится еще более важной задачей центральных банков, чем устойчивость цен. При этом основную роль в обеспечении стабильности финансовой сферы призваны сыграть устойчивое развитие банковской системы и денежно-кредитного рынка.

Анализ публикаций и исследований свидетельствует о том, что в научной литературе значительно возросло внимание к проблемам обоснования критериев, показателей оценки и механизмов предупреждения финансовых кризисов. Вместе с тем часть вопросов, связанных с обоснованием системы индикаторов безопасного функционирования денежного рынка, развития сферы денежно-кредитных отношений и их влияния на экономическое развитие, остается вне поля зрения научных работников и практиков.

Полномочия центрального банка государства по обеспечению стабильности национальной денежной единицы предусматривают проведение денежно-кредитной политики в интересах развития экономики страны, предполагает осуществление сбалансированной процентной и валютно-курсовой политики, взвешенной политики внутренних и внешних заимствований, ограничение оттока капиталов за границу, обеспечение внутренней и внешней защищенности национальной валюты, защиту интересов вкладчиков и

кредиторов, снижение удельного веса внебанковского обращения денег и др.

Поэтому основным объектом деятельности центрального банка является денежно-кредитный рынок. Однако его функционирование очень тесно связано с уровнем развития фондового рынка, бюджетно-налоговой и общей экономической политикой правительства, что диктует необходимость их координации.

На современном этапе основными реальными и потенциальными угрозами стабильности в экономике и финансово-кредитной сфере являются:

• сокращение темпов прироста валового внутреннего продукта, снижение инвестиционной и инновационной активности, отсутствие механизмов преодоления структурных деформаций в экономике;

• критическая зависимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков, нерациональная структура экспорта, низкий уровень конкурентоспособности страны;

• значительный дефицит государственного бюджета, критические объемы государственного внешнего и внутреннего долга;

• отсутствие эффективных программ предотвращения финансовых кризисов и управления финансовыми рисками.

Поэтому выбор конкретных средств и механизмов обеспечения устойчивости денежно-кредитного рынка и стабильности национальной денежной единицы требует реализации системы мер, адекватных характеру и масштабам угроз, что может быть осуществлено путем реализации полномочий субъектов обеспечения финансовой устойчивости, основная часть которых возложена на центральный банк, реализующий соответствующую денежно-кредитную политику.

В научной литературе существуют различные точки зрения и подходы к формулированию целей и функций центрального банка в обеспечении финансовой стабильности. Большинство центральных банков мира основной, первичной целью своей монетарной политики определяют поддержку стабильности цен. В Мексике, например, первичной целью является обеспечение покупательной способности национальной денежной единицы, а в Перу — сохранение денежной стабильности. В Австралии и Канаде цель центрального банка сформулирована достаточно широко с учетом необходимости взаимодействия с правительством в рамках общей экономической политики. Банк Англии первичной целью определяет ценовую стабильность, а вторичной — поддержку экономической политики правительства. Наиболее полно, на наш взгляд, определены цели Банка Японии: обеспечение стабильности денежной единицы и финансовой системы в целом, а также создание надежных основ экономического развития страны.

Однако определение основной цели центрального банка как обеспечение стабильности национальной денежной единицы часто трактуется очень упрощенно. Под устойчивостью национальной валюты понимают необходимость поддержания на постоянном уровне

С о.

ш ©

О

о; <

с! ш 0.

I

О со О

0

с

1 S

е

© о

о о

Таблица 1

Классификация сфер воздействия центрального банка и правительства по обеспечению относительной стабильности денежной единицы

Показатели цены денег Сфера воздействия центрального банка Сфера воздействия правительства

Покупательная способность Контроль объемов денежной эмиссии. Обеспечение ценовой стабильности на основе таргетирования инфляции Ценовая и фискальная политика. Регулирование цен естественных монополий

Валютный курс Реализация валютно-курсовой политики и контроль над движением капитала Стимулирование внешнеэкономической деятельности. Фискальная политика относительно экспортно-импортных операций

Процент Проведение адекватной процентной политики Долговая, инвестиционная и инновационная политика. Развитие фондового рынка

показателей, характеризующих цену современных денег, к которым относят три параметра: покупательную способность денежной единицы, валютный курс и процентную ставку.

На наш взгляд, такой подход не отражает теоретические основы современной рыночной экономики, в которой цены, в том числе и цена денег, определяются спросом и предложением. Потому большинство научных работников ведут речь не просто о неизменности цены денег, а об ее относительной стабильности, допуская не только возможность, но и необходимость таких колебаний как фактора формирования рыночной конъюнктуры. Например, А. М. Мороз, С. В. Науменко-ва, М. В. Романовский, М. И. Савлук под стабильностью (устойчивостью) денежной системы понимают относительно постоянную стоимость денежной единицы. По их мнению, денежная система должна иметь определенную эластичность, т. е. возможность расширяться или сужаться в соответствии с потребностями экономического оборота в деньгах [1, с. 35; 2, с. 36-37].

Аналогичной точки зрения придерживаются и зарубежные ученые. Так, М. Ротбард и Г. Хюльсман считают, что на свободном рынке цена денег неминуемо будет постоянно колебаться, а любая искусственная стабилизация лишь искривит и деформирует функции рынка [3, с. 88-92]. По мнению Л. фон Мизеса, основная проблема, связанная с достижением понимания стабильности денег, заключается именно в концепции покупательной способности. Предлагаемые методы оценки изменений на основе покупательной способности денежной единицы, по его мнению, основаны на подсознательном образе вечного и неизменного фантома, который с помощью неизменного эталона определяет количество удовольствия, предоставляемого ему денежной единицей. Критикуя предложение И. Фишера относительно использования «потребительской корзины» для определения динамики потребительских цен, Л. фон Мизес отмечал однобокость такого подхода. Изменение ценовых соотношений, по его мнению, касается не только отдельных товаров или услуг, а является сущностью всей совокупности денежных отношений, т. е. отражает динамику цены денег и по отношению к иностранным валютам, и к цене денег как капитала. Ценовые изменения можно считать отражением покупательной способности денег только тогда, когда люди всегда одинаково оценивают одни и те же вещи. Однако поскольку существует человеческая деятельность, то стабильности быть не может, а есть лишь процесс непрерывных изменений [4, с. 208-211].

На практике цену современных денег измеряют показателями валютного курса, процента, индекса потребительских цен и индекса цен производителя (покупательная способность). Но дело заключается в том, что, во-первых, эти показатели могут иметь

разнонаправленную динамику. Во-вторых, обеспечение определенного их уровня достигается с помощью разных видов политики, реализуемой разными органами государственного регулирования. В-третьих, механизмы управления одним показателем могут вступать в противоречие с методами управления или регулирования другого показателя или направления деятельности. Например, процентные ставки не могут быть использованы одновременно для обеспечения ценовой и финансовой стабильности, поскольку поддержка первой может привести к повышению процентных ставок, тогда как необходимость поддержания второй требует снижения ставок. Увеличение денежной массы в обращении стимулирует рост инфляции, но одновременно ведет к снижению процентной ставки.

Потому, на наш взгляд, под стабильностью цены современных денег следует понимать не какой-то один раз установленный уровень покупательной способности, валютного курса или уровня процента, а определенную систему обеспечения условий для выполнения деньгами своих функций и общую экономическую стабильность, с точки зрения условий непрерывности и устойчивости функционирования денежного оборота. Такая система мероприятий может быть разработана благодаря государственному регулированию определенных направлений деятельности путем реализации соответствующей политики со стороны центрального банка и правительства.

Как свидетельствует проведенный анализ, и центральный банк, и правительство имеют достаточное количество рычагов влияния на обеспечение относительной стабильности денег на основе реализации определенных политик. Например, если центральный банк может влиять на покупательную способность денег путем контроля объемов эмиссии, обеспечения ценовой стабильности и сдерживания инфляции на основе ее таргетирования, то правительство, со своей стороны, может влиять на эти процессы посредством регулирования цен естественных монополий и реализации соответствующей ценовой и фискальной политики. Аналогичная система параллельных мероприятий может быть реализована также и для валютного курса и уровня процентной ставки (табл. 1).

Потому сегодня в мировой практике преобладает более взвешенный подход, согласно которому центральный банк в пределах своих полномочий, инструментов и возможностей их использования отвечает за поддержку ценовой стабильности и общую финансовую стабильность, а правительство — за бюджетно-налоговую, долговую, инвестиционную, инновационную политику, а также стимулирование внешнеэкономической деятельности и развитие фондового рынка.

Вместе с тем, несмотря на то что обеспечение стабильности денежно-кредитного рынка является

прерогативой центрального банка, ее показатели (индикаторы) должны быть комплексными, отражая не только деятельность центрального банка, но и правительства, поскольку экономическая, финансовая и монетарная политика тесно связаны между собой.

Ключевым направлением обеспечения стабильности функционирования денежно-кредитного рынка большинство ученых считают монетарную политику, уделяя основное внимание вопросам управления денежными агрегатами. Однако, на наш взгляд, такой подход сужает рамки рассматриваемой проблемы, поскольку вне поля зрения остаются важные аспекты финансовой стабильности, связанные с состоянием бюджетной и валютной систем, а также финансовых рынков.

Следует отметить, что на сегодняшний день в научной литературе и практических рекомендациях международных финансовых организаций отсутствует единый подход к рассматриваемой проблеме. Подавляющее большинство исследователей определяют понятие стабильности финансовой и кредитной систем через факторы, которые влияют на состояние банковской системы и могут вывести ее из равновесия. Так, Ф. Мишкин называет пять факторов экономической среды, которые приводят к обострению проблем неблагоприятного выбора и к финансовому кризису: увеличение процентной ставки, падение курсов на рынке акций, непрогнозируемое снижение общего уровня цен, общий рост неопределенности, «банковская паника» [5, с. 232].

Специалисты Института экономики переходного периода к таким факторам относят «банковские паники», безответственное поведение банков, асимметрию информации, «эффект заражения» и колебания цен активов на финансовых рынках. При этом указывается на необходимость обеспечения стабильных условий функционирования как банковского, так и небанковского секторов, непрерывности денежных потоков и недопущения банкротства, в частности в финансовом секторе, а проблемы финансовой стабильности связываются с проблемами экономической безопасности и финансового суверенитета страны [6, с. 9-13].

Специалисты ЕЦБ рассматривают финансовую стабильность в широком значении — как ситуацию, когда отдельные составляющие или финансовая система в целом способны противодействовать шокам без последующего развития кумулятивных процессов, нарушающих трансформацию сбережений в инвестиции и платежные операции в экономике, и в более узком значении — как устойчивость отдельных элементов финансовой системы, в частности банковского сектора. В соответствии с таким подходом финансовая устойчивость определяется как ситуация, когда в национальной банковской системе отсутствуют банкротства, а сама система является устойчивой, прибыльной и функционирует в соответствии с национальным законодательством и принципами управления рисками, разработанными Базельским комитетом [7, с. 77-81].

Большое внимание проблемам оценки стабильности финансовых систем уделяют Международный валютный фонд и Мировой банк, которые еще в 1999 г. начали реализацию общей с национальными органами надзора отдельных стран Программы оценки финансового сектора, целью которой является мониторинг уязвимых мест функционирования финансового сектора.

Сегодня центральные банки руководствуются подготовленными МВФ рекомендациями для органов над-

зора под названием «Показатели финансовой устойчи- <

вости», цель которых состоит в разъяснении позиции и ^

подходов фонда относительно концепций, источников о

информации, использования единых методик расчета 5

показателей, применяемых при составлении и рас- н

пространении показателей финансовой стабильности, Е^

гт Ш

которые еще называют индикаторами [8]. ^

В 2001 г. МВФ представил первую систему инди- ^ каторов финансовой устойчивости, которая позже ш несколько раз пересматривалась и уточнялась. В со- о ответствии с программой МВФ центральные банки < ведущих стран мира создали структурные подразде- ^ ления для анализа и прогнозирования стабильности е функционирования банковских и финансовых систем, на постоянной основе проводят мониторинг, регулярно составляют и публикуют соответствующие отчеты о финансовой стабильности.

Разработанные МВФ индикаторы финансовой устойчивости характеризуют текущее состояние и надежность финансовых учреждений, их корпоративных и индивидуальных контрагентов. Они включают агрегированные данные по группам учреждений (депозитные корпорации, корпорации финансового сектора), а также представительские показатели для рынков, на которых финансовые учреждения осуществляют свои операции. Индикаторы финансовой стабильности рассчитываются и распространяются с целью осуществления макропруденциального анализа и оценки сильных и слабых сторон финансовых систем, обеспечения надзора за финансовыми учреждениями и усиления финансовой устойчивости, в частности путем снижения вероятности кризисов и дефолтов.

Однако проведенный анализ показал, что предложенные системы индикаторов недостаточно полно отражают потенциальные угрозы устойчивости денежно-кредитного рынка и стабильности национальной денежной единицы, что, собственно, и подтвердил кризис 2008-2009 гг.

На наш взгляд, с точки зрения оценки устойчивости функционирования денежно-кредитного рынка, критериями выбора индикаторов должны быть: уровень доверия к банковской системе, характер долговой политики правительства, состояние платежного баланса, динамика потребительских цен, характер денежного обращения и уровень экономического развития страны. Анализ практического опыта зарубежных стран свидетельствует, что в большинстве случаев эти критерии сформулированы в виде требований или положений законодательных документов, регламентирующих деятельность центральных банков и правительств.

Изучение мирового опыта и проведенный анализ позволили определить, что основными источниками нестабильности функционирования денежно-кредитного рынка могут быть:

• неконтролируемая денежная эмиссия центрального банка в результате разбалансирования экономики и ее потребностей в денежной массе;

• низкий уровень доверия к банковской системе;

• несбалансированная долговая политика государства, значительный объем привлечения внешних заимствований в иностранной валюте, высокий уровень долларизации экономики, отдельных товарных рынков и «теневого» сектора;

• непродуманная валютно-курсовая политика, отсутствие инструментов хеджирования валютных рисков, неконтролируемое движение капиталов в результате либерализации финансовых рынков и др.

© о

о о

Таблица 2

Характеристика индикаторов и потенциальных источников опасности в денежно-кредитной сфере

Индикаторы Сферы влияния Источники опасности Преобладающая компетенция

1. Индекс потребительских цен (в годовом измерении, декабрь к декабрю предыдущего года), % Снижение покупательной способности национальной денежной единицы Несбалансированные фискальная и ценовая политики правительства. Неконтролируемая эмиссия денег Центральный банк. Правительство

2. Отношение внешнего долга к ВВП, % Избыточный объем внешнего государственного долга приводит к росту стоимости его обслуживания, увеличивается вероятность дефолта Избыточные государственные расходы, для финансирования которых привлекаются значительные объемы внешних заимствований Правительство

3. Отношение сальдо текущего счета платежного баланса к ВВП, % Рост отрицательного сальдо приводит к снижению золотовалютных резервов центрального банка Снижение уровня конкурентоспособности продукции из-за ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Превышение темпов роста импорта над темпами экспорта. Дисбаланс между спросом и предложением на валютном рынке. Невозвращение субъектами ведения хозяйства валютной выручки Правительство. Цен тральный банк

4. Уровень финансовой долларизации, % Нарушение системы денежного обращения из-за потери центральным банком возможности проводить независимую денежно-кредитную политику Высокий уровень политической и экономической нестабильности. Разбалан-сированность финансовой системы, долларизация отдельных товарных рынков и теневого сектора экономики Центральный банк

5. Отношение недействующих кредитов к совокупным валовым кредитам, % Снижение ликвидности банковской системы с последующей потерей отдельными банками платежеспособности Снижение уровня доходов заемщиков. Девальвация обменного курса национальной денежной единицы. Низкий уровень риск-менджмента в банках Центральный банк

6. Темпы изъятия депозитов из банковской системы, % Снижение уровня ликвидности и платежеспособности банков Высокий уровень политической и экономической нестабильности. Систематическое невыполнение или задержка банками взятых на себя обязательств Центральный банк

Учитывая эти факторы, а также цели и практику реализации денежно-кредитной политики центральных банков, можно предложить следующие индикаторы оценки устойчивости денежно-кредитного рынка и стабильности национальной денежной единицы (выраженные в процентах):

• индекс потребительских цен;

• отношение внешнего долга к ВВП;

• отношение сальдо текущего счета платежного баланса к ВВП;

• уровень финансовой долларизации, определяемый как отношение кредитов в иностранной валюте к монетарному агрегату М3;

• отношение недействующих кредитов к совокупным валовым кредитам;

• темпы изъятия депозитов из банковской системы. Практическое использование предложенных индикаторов устойчивости позволяет четко охарактеризовать сферы их влияния на основные параметры экономической и финансовой деятельности, определить потенциальные источники опасности, вытекающие из нарушения (несоблюдения) пороговых значений, а также преобладающую компетенцию государственных органов власти относительно обеспечения соответствующих направлений реализации денежно-кредитной и экономической политики (табл. 2).

Анализ фактических данных свидетельствует, что в 2008-2009 гг. в Украине темпы инфляции превышали

пороговое значение, существенно вырос внешний государственный долг и уровень долларизации экономики. Однако наиболее опасные тенденции наблюдались в банковской сфере. Если на протяжении 2008 г. объем депозитов увеличивался относительно высокими темпами, то в конце года началось их изъятие, которое в 2009 г. составило 7,8%. Кроме того, стремительно выросли объемы просроченных кредитов, а удельный вес недействующих кредитов в совокупных валовых кредитах составил 13,7% (табл. 3).

Необходимость повышения эффективности экономики требует усиления роли денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста путем сдерживания инфляции и установления равновесия спроса и предложения денег в экономике. Нарушение пропорций денежного оборота приводит к разбалан-сированию денежно-кредитного рынка, сдерживает заинтересованность в экономической деятельности, способствует увеличению накоплений в иностранной валюте, которые не могут быть использованы как источник внутренних инвестиционных ресурсов. Кроме того, высокий уровень долларизации без надлежащей системы валютного регулирования, контроля потоков каптала и хеджирования валютных рисков таит в себе потенциальные угрозы экономической стабильности.

Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что стабильность денежной единицы следует рассматривать не как установление определенного

Таблица 3 <

Индикаторы устойчивости финансово-кредитной сферы Украины в 2005-2009 гг. ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индикаторы Пороговые значения 2005 2008 2009

1.Индекс потребительских цен в годовом измерении (декабрь к декабрю), % Не более 10% 110,3 122,3 112,3

2. Отношение внешнего долга к ВВП, % Не более 40% 13,36 15,07 21,51

3. Отношение сальдо текущего счета платежного баланса к ВВП, % Не более 10% 3,1 7,1 1,5

4. Уровень финансовой долларизации, % Не более 35% 35,64 49,60 53,52

5. Отношение недействующих кредитов к совокупным валовым кредитам, % Не более 15% н. д. 3,88 13,70

6. Темпы прироста (+), изъятия (-) депозитов из банковской системы (к предыдущему году), % Не более 5% в месяц и 15% за год +62,18 +25,85 -7,80

Источник: Официальный сайт НБУ.

фиксированного значения валютного курса, уровня процента или товарных цен, а как обеспечение условий для выполнения деньгами своих функций с точки зрения условий непрерывности денежного оборота. Поэтому центральный банк, выполняя свою основную функцию по поддержке стабильности национальной денежной единицы, должен реализовывать ее в пределах своей компетенции, имеющихся инструментов и возможности их использования в определенный период времени.

Учитывая современные тенденции развития мировых финансовых рынков, основная цель деятельности центральных банков может быть определена как обеспечение стабильности национальной денежной единицы на основе поддержки ценовой стабильности, стабильности финансовой системы и общей экономической политики правительства.

Поэтому основными направлениями государственной политики в вопросах устойчивого развития денежно-кредитного рынка должны быть:

• восстановление доверия к банковской системе и обеспечение условий для стабильного ее функционирования, защита интересов вкладчиков и кредиторов, снижение объемов и удельного веса недействующих кредитов;

• сдерживание инфляции и обеспечение условий для стабильного экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики;

• проведение взвешенной долговой политики, сбалансирование объемов и структуры внутренних и внешних заимствований;

• сбалансирование текущего счета платежного баланса;

• снижение уровня финансовой долларизации экономики, совершенствование системы валютного регулирования, контроля и хеджирования валютных рисков;

• совершенствование системы наличного денежного обращения и расширение сферы безналичных расчетов и платежей.

Литература

1. Деньги и кредит: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. М. И. Савлука. К.: КНЭУ, 2006.

2. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт-М, 2001.

3. Ротбард М. Государство и деньги: Как государство завладело денежной системой общества / Пер. с англ. и франц. под ред. и с предисл. Гр. Сапова. Челябинск: Социум, 2008.

4. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / Пер. с 3-го испр. англ. изд. Челябинск: Социум, 2008.

5. Мишкин Ф. C. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. М.: Вильямс, 2006.

6. Некоторые подходы к разработке системы индикаторов мониторинга финансовой стабильности / С. М Дробышев-ский и др. М.: ИЭПП, 2006.

7. Науменкова С. В., Мищенко С. В. Развитие финансового сектора Украины в условиях формирования новой финансовой архитектуры. К.: Университет банковского дела, Центр научных исследований НБУ, 2009.

8. Показатели финансовой устойчивости. Руководство по составлению [Электронный ресурс]. Вашингтон: Международный Валютный Фонд, 2007 // http://www.imf.org/ex-ternal/pubs/ft/fsi/guide/2006/pdf/rus/guide.pdf. (Последнее обращение: 06.07.2010).

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление», посвященном проблемам «Модернизации науки, образования и подготовки кадров Северо-Запада России»,

ознакомиться с публикацией:

М. Э. Осеевский «Экономика Санкт-Петербурга и формирование региональной инновационной

инфраструктуры»

М. Э. Осеевский — вице-губернатор Санкт-Петербурга, кандидат экономических наук, почетный профессор СПбАУЭ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.