Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 4(8), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/07/
URL статьи: https://regrazvitie.ru/otsenka-uslovii-vedeniva-biznesa-v-munitsipalnom-raione-kinel-cherkasskii-
samarskoj -oblasti/
УДК 330.332
Оценка условий ведения бизнеса в муниципальном районе Кинель-Черкасский Самарской области
© 2015 Гусева Мария Сергеевна
доцент
Самарский государственный экономический университет E-mail: gusevams@vandex. ru
Ключевые слова: малый бизнес, инвестиционный климат, условия ведения бизнеса, государственная поддержка.
Аннотация: Представлены результаты социологического опроса предпринимательского сообщества м.р. Кинель-Черкасский, проведенного в рамках разработки «Стратегии социально-экономического развития м.р. Кинель-Черкасский до 2025 года». Выявлены ключевые проблемы и барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса на территории района.
Assessment of business conditions in the municipal district of Kinel-Cherkassy Samara Region
© 2015 Guseva Maria Sergeevna
associate Professor Samara state University of Economics E-mail: gusevams@vandex. ru
Key words: small business, investment climate, business environment, government support.
Abstract: the paper Presents the results of a survey of the business community M. R. Kinel-Cherkassy, held as part of the development Strategy for socio-economic development M. R. Kinel-Cherkasskiy 2025. Identified key issues and barriers to development of small business in the district.
Выходные сведения статьи:
Гусева М.С. Оценка условий ведения бизнеса в муниципальном районе Кинель-Черкасский Самарской области // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 4(8). URL: https://regrazvitie.ru/otsenka-uslovii-vedeniya-biznesa-v-munitsipalnom-raione-kinel-cherkasskii-samarskoi-oblasti/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
48170С
Региональная экономика
В современных экономических условиях малое и среднее предпринимательство, как наиболее динамичная форма ведения бизнеса, играют особую роль в развитии как региональной, так и муниципальной экономики. Малый бизнес создаёт благоприятные условия для устойчивого роста экономики: расширяется потребительский рынок, создаются дополнительные рабочие места, происходит противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды. Социальное значение малого бизнеса для малых территорий является определяющим фактором их развития. С другой стороны, именно местная власть напрямую влияет на предпринимателя. Федеральные инициативы улучшения бизнес-климата и инструменты государственной поддержки заработают «на местах» только в случае эффективной работы органов местного самоуправления и их взаимодействия с местным предпринимательским сообществом.
При этом в объективной оценке качества бизнес-среды заинтересованы как органы всех уровней государственной власти, так и сами предприниматели. В связи с тем, что официальная статистика, подобную информацию не предоставляет, единственным способом получения сведений об условиях ведения бизнеса на конкретной территории остаются социологические опросы предпринимательского сообщества. Подобные исследования проводятся на регулярной основе в РФ с 2010 г. Российским Союзом промышленников и предпринимателей («Доклад о состоянии делового климата в России в 2010-2013 г., Москва - 2014 г.) [1]. В последние годы Агентство стратегических инициатив при взаимодействии с рядом общественных организаций активно привлекает предпринимателей к решению проблем делового климата («Национальная предпринимательская инициатива», «национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ») [2]. Как результат, агентством совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» подготовлен «Атлас муниципальных практик», представляющий собой сборник доказавших свою эффективность успешных практик, направленных на качественное развитие территорий и улучшение бизнес-среды на муниципальном уровне [3]. Изучение и обобщение российского опыта в области оценки делового климата и бизнес-среды выступило методологической основой проведения социологического опроса предпринимательского бизнес-сообщества м.р. Кинель-Черкасский Самарской области, реализованного в рамках разработки «Стратегии социально-экономического развития м.р. Кинель-Черкасский до 2025 года».
Цель социологического исследования - объективная оценка условий ведения бизнеса в районе и диагностика проблем сложившегося предпринимательского климата. Фокус группа представлена руководителями ведущих предприятий и индивидуальными предпринимателями м.р. Кинель-Черкасский. Методика сбора социологической информации: оfflme - посредством информационной рассылки анкет по перечню действующих на территории района хозяйствующих субъектов, и online - через официальный сайт Администрации муни-
48170С
Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
ципального района Кинель-Черкасский www.kinel-cherkassy.ru и социальные сети.
Анкетирование проводилось анонимно. Анкета включала 23 вопроса, в ответах, на которые представители бизнеса давали собственную оценку деловому климату в районе, качеству инфраструктуры, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности, выражали степень удовлетворенности существующей господдержкой со стороны региональных и муниципальных органов власти. Остановимся на наиболее значимых результатах, по котором можно судить об общих условиях ведения бизнеса в районе и ключевых проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели.
Общая оценка делового климата
1. Предпринимательское сообщество не чувствует на себе реального улучшения условий ведения бизнеса в районе: чуть менее половины всех респондентов (42,7%) оценили развитие своего бизнеса за последний год как среднее (это на фоне улучшения общего инвестиционного климата в районе). Детализация ответов респондентов на вопрос «как вы оцениваете успешность развития Вашего бизнеса за последние 2-3 года?» представлена на рис. 1.
■ Крайне не успешно - 0%
■ Не успешно - 7,3%
■ Скорее не успешно - 21,4%
■ Средне - 42,7%
■ Скорее успешно -21,4%
■ Успешно - 7,1%
■ Очень успешно - 0%
Рис. 1. Оценка динамики успешности развития бизнеса в м.р. Кинель-Черкасский за последние 2-3 года
В то же время интересно сравнение точек зрения: тех, кто считает, что бизнес развивался последние годы «не успешно» и «скорее неуспешно» (28,7%) почти ровно столько, сколько тех, кто придерживается обратного, положительного мнения («успешно» и «скорее успешно») (28,5%). Такая ситуация с одной стороны, может являться следствием замедления в последние годы темпов экономического развития РФ и Самарской области, что не могло не сказаться на предпринимательской деятельности в районе, а с другой - демонстрирует то, что предпринимательское сообщество не чувствует на себе реального улучшения условий ведения бизнеса в районе.
2. Отмечается низкий уровень инвестиционной активности и инвестиционных настроений опрошенных предприятий: из тех предприятий, которые не осуществляли инвестиции в последние годы (57,1%, более половины не планируют инвестиционные вложения и в следующих годах (рис.2). Более трети
48170С
Региональная экономика
предприятий (35,7%) обозначили свои намерения, как «инвестиции планируются, но не в значительных объемах» не очень значительные», и только 7,1% опрошенных осуществляли инвестиционную деятельность в крупных объёмах и намерены её продолжить в ближайшие годы. Важно подчеркнуть, что масштаб инвестиционных вложений напрямую определяется масштабом предприятия.
■ Предприятие не осуществляло инвестиции ■ Планируется в крупных объемах
■ Инвестиции были, но не очень значительные
■ Предприятие осуществляло крупные инвестиции
■ Не планируется
■ Планируется, но не в значительных объемах
Рис. 2 . Осуществление и планирование инвестиционных вложений хозяйствующими субъектами м.р. Кинель-Черкасский в ближайшие годы
Главные проблемы для бизнеса
1. Г лавными проблемами для местного бизнеса на протяжении последних лет остаются рост цен (78,6% опрошенных респондентов), дефицит собственных финансовых средств (50%), недостаток квалифицированных кадров (35,7%), избыточные налоги (28,6%) и сложность с доступом к кредитным ресурсам (28,6%), недобросовестная конкуренция (7,1%) и отсутствие действенной государственной поддержки (7,1%) (рис.3).
Рост цен
Дефицит собственных финансовых средств Недостаток квалифицированных кадров Сложность с доступом к кредитным ресурсам
Избыточные налоги
Недобросовестная конкуренция
Отсутствие действенной государственной поддержки
78,6%
0,0% 10,0%20,0%30,0%40,0%50,0%60,0%70,0%80,0%90,0%
Рис. 3. «Топ-лист» наиболее острых проблем, препятствующих активной предпринимательской деятельности в район
48170С
Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
Примечательно, что в числе названных проблем, совершенно отсутствовал вариант ответа «коррупция», в то время как в опросе ведущих предприятий РФ данный ответ являлся наиболее популярным. Скорее всего, такая позитивная ситуация свидетельствует о хорошей консолидации местного бизнессообщества и местной администрации, а также оперативном реагировании последних на проблемы хозяйствующих субъектов.
2. Ограничение доступа к финансовым ресурсам. Достаточно высокой является доля респондентов, которые в качестве главных проблем развития своего бизнеса называют «отсутствие собственных финансовых средств» (50%) и «сложность с доступом к кредитным ресурсам» (28,6%). В этом и кроется основная причина низкой степени готовности бизнес-сообщества осуществлять значительные инвестиционные вложения.
3. Рост фискальной нагрузки на бизнес - важный компонент состояния деловой среды. По оценкам «Doing business-2014» уровень фискальной нагрузки на среднестатистическую российскую компанию составляет 50,7 % от прибыли [4]. Минфинансов России оценивает ее в размере 35-36%.
Участники опроса в данном случае явно тяготеют к зоне негативных оценок: около 70% представителей местного бизнес-сообщества выбрали варианты ответов «скорее вырос» и «вырос». Кроме того, 14,3% респондентов из числа опрошенных указывают на очень существенный рост налогового бремени. Важно отметить, что у компаний с видом экономической деятельности «оптовая и розничная торговля» средняя оценка изменения налоговой нагрузки на порядок ниже, чем у представителей друг видов деятельности.
Начало бизнеса
Стать новым «игроком» на уже сложившемся рынке в районе довольно сложно: 57,1% респондентов выбрали ответы из негативной зоны оценки лёгкости начала бизнеса в районе присутствия.
Условия ведения бизнеса
В ходе опроса предприниматели могли оценить качество инфраструктуры, необходимой для ведения предпринимательской деятельности, как одного из ключевых компонентов состояния деловой среды в районе присутствия компаний (предприятий). Представители местного бизнес-сообщества в большей части удовлетворены современным состоянием и качеством существующей инфраструктуры, считая ее достаточной для ведения бизнеса в районе. Вместе с тем, сравнительно низкая степень удовлетворенности респондентов отмечена в части оценки функционирования финансовой инфраструктуры (38,5% респондетов дали средние и плохие оценки), автомобильной инфраструктуры (35,7% респондентов дали средние и плохие оценки), доступность недвижимости и земли (38,5% респондентов дали средние и плохие оценки).
Мы просили респондентов уточнить, сколько времени занимает процедура создания новой компании (предприятия, фирмы) в районе с момента сдачи документов на государственную регистрацию до получения всех документов, необходимых для начала деятельности. Это один из ключевых показателей, характеризующих состояние предпринимательского климата.
48170С
Региональная экономика
Доля респондентов, у которых время прохождения всей процедуры создания новой компании составило 40-90 дней ровно столько же, сколько тех, кто потратил на регистрацию и получение необходимых для предпринимательской деятельности документов 20-29 дней (более 33%). По РФ данный показатель составляет 32 дня. Стоит отметить, что срок процедуры создания новой компании определяется спецификой её экономической (производственной) деятельности. В случае, если деятельность компании предполагает получение лицензии, выдачу разрешительной документации в строительстве (занимает в среднем 40 дней), получение муниципального помещения в аренду (занимает в среднем 35 дней) срок создания новой компании существенно удлиняется.
Г осударственная поддержка бизнеса
В ходе опроса была установлена тенденция невысокой степени удовлетворенности государственной поддержкой. Большинство опрошенных дают среднюю (50%) и низкую (28,6%) оценку возможности получения поддержки со стороны государства. Большинство опрошенных предпринимателей (80%) дают среднюю и низкую степень удовлетворенности предоставленной государственной поддержкой. Среди основных причин - сложная процедура оформления господдержки и жесткие условия предоставления (сложная доказательная база).
Такая не совсем благоприятная ситуация сглаживается устойчивыми намерениями предпринимателей воспользоваться в ближайшей перспективе господдержкой. Таких подавляющее большинство - 64,3% от числа опрошенных респондентов. Отчасти это связано с активной информационно-разъяснительной работой, которую проводят региональные и местные органы власти с субъектами предпринимательства.
Анализируя структуру видов господдержки, которой воспользовались респонденты, можно заметить, что наиболее востребованной оказались информационно-аналитическая поддержка (использовалась 60% опрошенных), лизинг (60%), управленческие семинары и тренинги (40%). Вместе с тем, финансовой поддержкой, несмотря на высокую потребность, удалось воспользоваться немногим - в 20% случаях это были кредиты, займы, субсидии процентов по инвестиционным кредитам и государственные гарантии (рис. 4).
1________L
Государственная гарантия
Информационно-аналитическая поддержка (консультации)
Кредит (займ) Лизинг
Субсидия процентов по инвестиционным кредитам
60,0%
60,0%
40,0%
20,0%
20,0%
20,0%
Управленческие (семинары, тренинги)
J I
Рис. 4. Распределение респондентов по видам господдержки, которой они воспользовались в ходе предпринимательской деятельности1
1 Вопрос предполагал множественность выбора вариантов ответа
48170С
Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
По остальным позициям ключевых проблем ситуация в районе полностью повторяют региональную и общероссийскую тенденции.
Сопоставление итогов опросов российского бизнеса, проводимых на регулярной основе Российским Союзом промышленников и предпринимателей, и местного бизнес-сообщества м.р. Кинель-Черкасский показывает, что перечни ключевых проблем и сильных сторон делового климата более-менее совпадают.
В целом складывается ощущение «клочковатого» делового климата м.р. Кинель-Черкасский, когда одни элементы отлично (или хотя бы приемлемо) работают, другие - серьезно тормозят предпринимательскую активность. Общий вывод, который можно сделать по итогам проведенного социологического опроса: качество деловой среды в районе за последние годы улучшилось, но, очевидно, что в недостаточной степени.
Литература:
1. Доклад о состоянии делового климата в России в 2010-2013 г.: аналит.
обзор, март 2014/ Российский союз промышленников и предпринимателей. Москва - 2014. URL:
http://media.rspp.rU/document/1/0/5/052e120269d00aa294ee8c2aa1c311df.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
2. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах
Российской Федерации. Методология оценки / Агентство стратегических инициатив. Москва - 2015. URL:
http://www.asi.ru/upload/iblock/be1/Prezentazia final.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
3. Атлас муниципальных практик: сборник успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне / Агентство стратегических инициатив. Москва - 2014. URL: http://asi.ru/reports/24940 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
4. Ведение бизнеса в России в 2012 году: аналит. доклад, 2012 / Совместная публикация Всемирного Банка и международной финансовой корпорации. М.: Изд-во «Алекс», 2012. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings/russia (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
References:
1. A report on the state of the business climate in Russia in 2010-2013: Analyt.
review, March 2014/ the Russian Union of Industrialists and entrepreneurs. Moscow - 2014. URL:
http://media.rspp.ru/document/1/0/5/052e120269d00aa294ee8c2aa1c311df.pdf
2. National rating of investment climate in subjects of the Russian Federation. Assessment methodology / Agency for strategic initiatives. Moscow - 2015. URL: http://www.asi.ru/upload/iblock/be1/Prezentazia final.pdf
48170С
Региональная экономика
3. Atlas municipal practices: a compendium of successful practices aimed at the development and support of small and medium enterprises at the municipal level / Agency for strategic initiatives. Moscow - 2014. URL: http://asi.ru/reports/24940
4. Doing business in Russia 2012: Analyt. report 2012 / a Joint publication of the world Bank and international Finance Corporation. M.: Publishing house "Alex", 2012. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings/russia
48170С