Научная статья на тему 'Стратегический анализ сферы образования муниципального района'

Стратегический анализ сферы образования муниципального района Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / образовательный комплекс муниципального района / показатели развития образования / стратегический анализ. / education system / educational complex of the municipal area / indicators of education development / strategic analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканач Ольга Вячеславовна, Корнев Вячеслав Михайлович, Лабзин Александр Васильевич

В работе представлены результаты анализа образовательного комплекса муниципального района, обеспечивающего реализацию общего и профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баканач Ольга Вячеславовна, Корнев Вячеслав Михайлович, Лабзин Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic analysis of the education sector of the municipal district

In work results of the analysis of an educational complex of the municipal area providing realization of the general and professional education are presented.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ сферы образования муниципального района»

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 2(6), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/04/

URL статьи: http://re grazvitie.ru/regionalnaya-ekonomika-26107/

УДК 332.05; 311

Стратегический анализ сферы образования муниципального района

©2015 Баканач Ольга Вячеславовна

кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет E-mail: bakanach@sseu. ru

©2015 Корнев Вячеслав Михайлович

доктор экономических наук, профессор Самарский государственный экономический университет E-mail: [email protected]

©2015 Лабзин Александр Васильевич

кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет E-mail: avlabzin@mail .ru

Ключевые слова: система образования, образовательный комплекс муниципального района, показатели развития образования, стратегический анализ.

Аннотация. В работе представлены результаты анализа образовательного комплекса муниципального района, обеспечивающего реализацию общего и профессионального образования.

Strategic analysis of the education sector of the municipal district

©2015 Bakanach Olga Vyacheslavovna

candidate of economic Sciences, associate Professor Samara State University of Economics E-mail: [email protected]

©2015 Kornev Vyacheslav Mikhaylovich

Doctor of Economics, Professor Samara State University of Economics E-mail: [email protected] 1

1

26107

[email protected]

Региональная экономика

©2015 Labzin Alexander Vasilyevich

candidate of economic Sciences, associate Professor Samara State University of Economics E-mail: avlabzin@mail .ru

Keywords: education system, educational complex of the municipal area, indicators of education development, strategic analysis

Аbstract. In work results of the analysis of an educational complex of the municipal area providing realization of the general and professional education are presented.

Выходные сведения статьи:

Баканач О.В., Корнев В.М., Лабзин А.В. Стратегический анализ сферы образования муниципального района. // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 2(6). URL:

http://re grazvitie.ru/regionalnaya-ekonomika-26107/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплено понятие образования как единого целенаправленного процесса, как воспитания, так и обучения, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, направленных на развитие личности в целом и отдельных ее особенностей [5]. В программных документах Правительства России поставлена задача перехода на инновационный путь развития российского образования, что придает процессам в этой сфере определенную динамичность и стремление к международной конкурентоспособности [3]. Однако далеко не все территории Российской Федерации готовы к новым условиям функционирования образовательной системы. По большей части это обусловлено социально-экономической дифференциацией российских регионов и муниципальных образований. Тем самым уровень удовлетворения запросов граждан на образование оказывается в прямой зависимости от места их проживания. В связи с этим актуальной становится оценка состояния и тенденций развития муниципальных образовательных систем, что и является целью настоящего исследования.

На территории муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области функционирует 26 детских дошкольных учреждений, являющихся структурными подразделениями и филиалами государственных общеобразовательных учреждений, с количеством мест 2153. Показатели обеспеченности муниципального района детскими дошкольными учреждениями приведены в таблице 1 . 2

2

26107

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

Таблица 1 - Обеспеченность муниципального района Кинель-Черкасский

детскими дошкольными уч еждениями

Наименование ед.изм. 2011 2012 2013

Количество детских дошкольных учреждений - всего ед. 26 26 26

Количество мест в детских дошкольных учреждениях ед. 1610 2096 2153

Численность детей в детских дошкольных учреждениях чел. 2091 2129 2156

Число детей в возрасте от 1 до 6 лет чел. 3220 3211 3315

Процент охвата детей детскими дошкольными учреждениями % 65,0 66,0 65,1

Источник: Паспорт социально-экономического развития муниципального района Кинель-Черкасский

Самарской области за 2013 год.

Процент охвата детей детскими дошкольными учреждениями ежегодно растет, в 2013 году данный показатель составлял более 65% и имеет положительную динамику.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом на 12% уменьшилась численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, что говорит о снижении существующего неудовлетворенного спроса со стороны населения муниципального района Кинель-Черкасский по определению детей в детские дошкольные учреждения.

С 2014 г. полностью введена в действие программа электронной очереди в дошкольные образовательные учреждения. Наблюдается тенденция ежегодного роста числа мест при неизменном количестве детских дошкольных учреждений. За последние 5 лет число мест выросло более чем на 50% и в 2013 году составило 2153 (рис. 1).

■ Сергиевский муниципальный район

■ Похвистневский муниципальный район

■ Красноярский муниципальный район

■ Кинель-Черкасский муниципальный район

■ Кинельский муниципальный район

■ Борский муниципальный район

Рис 1. Число мест в дошкольных образовательных учреждениях муниципальных районов Самарской области, ед.

Существующая сеть учреждений дошкольного образования позволяет удовлетворить практически в полном объеме потребности населения в услугах дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет в большинстве населенных пунктов района.

2013

2012

2011

2010

2009

500

1000

1500

2000

2500

0

3

26107

[email protected]

Региональная экономика

В рамках реализации целевых программ различного уровня и в целях удовлетворения потребности населения муниципального района Кинель-Черкасский в услугах дошкольного образования в период с 2009 по 2013 гг. в районе открыто более 400 дополнительных мест, в том числе в трех новых детских садах, открытых после проведения реконструкции. Доля детских садов, нуждающихся в капитальном ремонте, составляет около 27,6 % от общего числа детских дошкольных учреждений в Кинель-Черкасском районе. Более 15% площадей в настоящее время приходится на здания, находящиеся в предаварийном состоянии, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормам и современным требованиям. Более 50% зданий имеют срок эксплуатации свыше 30 лет, в некоторых из них капитальный ремонт не проводился ни разу.

Необходимо отметить, что администрацией района этот вопрос не оставлен без внимания. Концентрация и направление средств на реконструкцию и ремонт объектов образования, здания и инженерные коммуникации которых находятся в аварийном и ветхом состоянии или требуют капитального ремонта, позволила значительно уменьшить их удельный вес - с 98,3% в 2009 г. до 27,6% в 2013 г. (рис. 2).

Рис. 2. Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта в муниципальном районе Кинель-Черкасского, %

Это обусловлено ежегодным проведением работ, попадающих под определение «капитальный ремонт» в рамках областной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Самарской области на 2012-2015 годы» и муниципальной целевой программы «Укрепление муниципальной материально-технической базы, переданной государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим деятельность в сфере образования на территории муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на 2012 - 2015 годы». На период 2015-2016 гг. планируется продолжение этой работы, что позволит практически полностью ликвидировать количество зданий, которые находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.

На территории муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области функционирует 15 государственных общеобразовательных учреждений, 4

4

26107

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

шесть из которых, «Образовательные центры», включающих в свой состав 37 структурных подразделений (филиалов), с числом обучающихся 6497 человек. Из общего числа образовательных учреждений: три школы начального общего образования с количеством мест 374, в которых обучается 11 детей; 15 школ основного общего образования на 2789 мест с количеством учащихся 833 человек; 8 школ среднего (полного) общего образования на 5594 места с количеством учащихся 3497 человек. Все учебные заведения работают в одну смену. Обеспеченность школьными местами на 1000 жителей составляет 190 мест.

Профессиональное образование реализуют два средних специальных государственных учебных учреждения с количеством учащихся 1215 чел.

За последние 5 лет учебный процесс в общеобразовательных школах Ки-нель-Черкасского района претерпел большие изменения под влиянием новшеств, вводимых в Российскую систему образования.

По итогам 2011-2012 гг. Кинель-Черкасская СОШ №2 «Образовательный центр» признана лауреатом областного конкурса «Лучшие школы Самарской области», став победителем пилотного инновационного проекта «Достойные граждане великой страны». Школа является региональной экспериментальной площадкой по нескольким проектам - это организация профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования и совершенствование организации питания обучающихся. В школе внедрена модульная технология планирования курсов учебных дисциплин. Кроме того, с июня 2010 года школа присоединилась к межгосударственному проекту «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».

В целях реализации мероприятий по развитию информационнотехнологической инфраструктуры общеобразовательных учреждений Самарской области, предусмотренных планом мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Самарской области на 2010-2012 годы, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 № 522 в 2012 году была осуществлена поставка компьютерной техники в общеобразовательные учреждения Кинель-Черкасского района. 12 общеобразовательных учреждений получили новые мобильные компьютерные классы, а учителя каждого образовательного учреждения, наиболее эффективно использующие информационные технологии (из расчета 20% от всего педагогического состава) - ноутбуки, которые были подключены к мобильному интернету за счёт средств областного бюджета.

В рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Самарской области в школы района была осуществлена поставка персональных компьютеров, комплектов учебно-лабораторного оборудования для внедрения современных технологий в начальной школе, поставка мобильных классов (рис. 3). 5

5

26107

[email protected]

Региональная экономика

Рис. 3. Обеспеченность учеников дневных общеобразовательных школ компьютерами

В муниципальном районе остро стоит проблема с заменой физически изношенного и морально устаревшего оборудования и мебели. Более 60% ученической мебели и оборудования (в том числе оборудования пищеблоков) пришло в негодность. Во многих образовательных учреждениях ощущается острая нехватка учебно-наглядных пособий, станков и механизмов.

В целях обеспечения гарантий общедоступности качественного бесплатного дошкольного, дополнительного и общего образования жителям Кинель-Черкасского района в соответствии с п. 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» в муниципальном районе Кинель-Черкасский реализуется муниципальная программа «Укрепление муниципальной материально-технической базы, переданной государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим деятельность в сфере образования на территории муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на 2012 - 2015 годы» - http://www.kinel-cherkassy.ru. Данная муниципальная программа позволит на муниципальном уровне осуществить систему мер, направленных на улучшение материально-технической базы образовательных учреждений Кинель-Черкасского района (рис.4).

160000

140000

120000

100000

80000

60000

40000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20000

0

0 2 990

2012

146 147,50

2013

2014

■ Областной бюджет(тыс. руб) ■ Бюджет района(тыс. руб.)

Рис. 4. Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы «Укрепление муниципальной материально-технической базы, переданной государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим деятельность в сфере образования на территории м.р. Кинель-Черкасский Самарской области на 2012-2015 гг.»

6

26107

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

Анализируя систему образования муниципального района, нельзя обойти вопросы, связанные с аттестацией школьников. Ежегодно государственная итоговая аттестация проводится в двух формах: в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) и в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за последние пять лет показывает положительную динамику показателей по основным образовательным дисциплинам. В 2013 году 3 выпускника в районе набрали максимальное количество 100 баллов по русскому языку, истории и химии. Ежегодно свыше 30 выпускников школ района (а по итогам 2012 года-54 выпускника) «За особые успехи» получают аттестаты особого образца и награждены золотыми и серебряными медалями [2].

При поддержке министерства образования и науки Самарской области и компании «ЮНИМИЛК» в рамках сетевого взаимодействия с ГБОУ СОШ №2, СОШ №3 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы и СПК им. Ленина разработана программа на основе интеграции профильных учебных предметов и элективных курсов сельскохозяйственной направленности. Целью программы стало обеспечение выпускникам преимущества на рынке труда и ориентация их на реальный сектор экономики, в частности, на сельскохозяйственное производство [2]. В 2013 учебном году в рамках этой программы с предприятиями заключены соглашения на проведение практических занятий и социальных практик при изучении элективных курсов для учащихся 10-11 классов на базе СПК имени Ленина.

В школах района также обеспечивается участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. В 2013 году в систему дистанционного образования включено 12 детей-инвалидов и около 30 педагогов из 5 школ района.

Таким образом, за последние несколько лет в муниципальном районе Ки-нель-Черкасский:

- удалось остановить рост и добиться снижения численности школьников с проблемами в развитии более чем на 30%;

- снизилась доля школьников с негрубыми нарушениями (ЗПР) в общем количестве школьников с ограниченными возможностями до 35%;

- 11,3% школьников с ограниченными возможностями обучается интегрировано;

- разработана система обучения детей-инвалидов индивидуально на дому с применением дистанционных технологий [3].

Следует отметить, что на базе средних образовательных школ в настоящее время существуют структурные подразделения, реализующие общеобразовательные программы дополнительного образования детей. Одним из наиболее развитых является «Кинель-Черкасский Дом детского творчества на базе ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр», всего в учреждениях дополнительного образования занимаются

7

26107

[email protected]

Региональная экономика

6180 человек (данное подразделение имеет свой сайт: http://www.ddt-

2010.narod.ru/index.html и активно развивается ).

С целью выявления проблем, путей и методов их решения в сфере образования Кинель-Черкасского муниципального района был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT.

Исследование факторов внутренней среды показало:

Сильные стороны:

- реализация общего образования на всех уровнях и среднего профессионального образования;

- наличие квалифицированных педагогических кадров;

- использование современных технологий в образовании.

Слабые стороны:

- недостаточная обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями;

- высокий удельный вес дошкольных учреждений, нуждающихся в капитальном ремонте;

- низкая доступность детских развивающих учреждений на коммерческой основе;

- отсутствие обновления материально- технической базы для обучения;

- низкий уровень оплаты труда в отрасли.

Факторами внешней среды, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на состояние развитие сферы образования муниципального района, являются:

- отток населения в города области;

- обострение конкуренции между муниципальными районами и городскими округами за материальные и интеллектуальные ресурсы;

- экономическая нестабильность.

К факторам, представляющим возможности для развития сферы образования муниципального района можно отнести:

- реализацию федеральных и региональных и муниципальных программ и проектов в сфере образования;

- рост спроса на выпускников инженерно-технических направлений подготовки;

- создание единой образовательной системы с ориентацией на развитие АПК муниципального района;

- реализацию механизма государственно-частного партнерства.

Выявленные факторы внутренней и внешней среды могут быть в дальнейшем использованы для разработки стратегии развития образовательного комплекса Кинель-Черкасского муниципального района.

8

26107

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

Литература:

1. Выполнение перечня мероприятий по реализации задач, поставленных Г убернатором Самарской области, в рамках послания депутатам Самарской Г у-бернской Думы и жителям региона по итогам 2013 года Администрацией Ки-нель-Черкасского района Самарской области.

2. Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития

системы образования Отрадненского территориального управления министерства образования и науки Самарской области

http: //www.kollegi. otradny.net/items/3 875

3. Леонидова Г.В., Головчин М.А. Тенденции развития сферы образования в регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз Выпуск № 4 (28) -2013. - С. 43-52

4. Паспорт социально-экономического развития муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области за 2013 год.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 165887/

References:

1. Implementation of the list of actions for realization of the tasks set by the Governor of the Samara region within the message to deputies of the Samara Provincial Duma and inhabitants of the region following the results of 2013 Administration of the Kinel-Cherkassky region of the Samara region.

2. Final report on results of the analysis of a state and prospects of development of an education system of the Otradnoye territorial administration of the Ministry of Education and Science of the Samara region. http://www.kollegi.otradny.net/items/3875/

3. Leonidova G. V., Golovchin M. A. Tendencies of development of education in regions of Russia//Economic and social changes: facts, tendencies, forecast Release №. 4 (28)-2013. - Page 43-52.

4. The passport of social and economic development of the municipal area Ki-nel-Cherkassky the Samara region for 2013.

5. The federal law of 29.12.2012 N 273-FZ (edition of 21.07.2014) "About education in the Russian Federation" (with changes and additions, come into force from 01.01.2015). http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 165887/

9

26107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.