тизе временной нетрудоспособности на этом предприятии. В структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности на всех изученных производствах существенно преобладают инфек-ционно-простудные заболевания.
2. Проведение медицинского осмотра позволило в определенной степени установить влияние условий труда на здоровье работающих. Так, значительное число поражений слизистых (субатрофи-ческие риниты и ринофарингиты, кольпиты), выявленных на производстве CMC, свидетельствует о воздействии пыли исходных продуктов и CMC в воздухе, однако с учетом временного фактора большого числа аллергических заболеваний не обнаружено.
На предприятиях ПО «Оргсинтез» ведущее место занимает поражение слизистой верхних дыхательных путей, причем на производстве диаминов, кроме субатрофического ринита и рино-фарингита, встречается также аллергический ринит. На производстве малеинового ангидрида, диспергатора НФ и анилина у работающих диагностирована нейроциркуляторная дистония, преимущественно по гипертоническому типу. Существенное значение имеет значительное количество выявленных остеохондрозов; в структуре заболе-
ваемости на производстве малеинового ангидрида они занимают ведущее место. По сравнению с производством CMC число кольпитов здесь практически в 2 раза меньше. У рабочих, занятых на производстве малеинового ангидрида и анилина, в ряде случаев диагностирован птеригиум.
Литература
1. Акинфиева Т. Л., Кучма В. Р. и др. // Гиг. труда.— 1992.— № 4,— С. 7—9.
2. Волчок И. И. // Вопросы гигиены труда в нефтяной промышленности Азербайджана.— Баку, 1984.— С. 78—83.
3. Доглев Н. В., Иванов В. В. и др. // Гиг. труда.— 1979.— № 3.— С. 41—44.
4. Мелешкина Л. Н. // Там же,— 1991,— № 10.— С. 21—23.
5. Методические рекомендации по изучению заболеваемости с временной утратой трудоспособности / Догле Н. В. и др.— М„ 1981.
6. Ноткин Е. Л. Ц Гиг. и сан,— 1979.— № 5.— С. 40—46.
Поступила 24.09.93
Summary. The assessment of workers morbidity in production of synthetic detergents and organic synthesis is presented. The levels of morbidity depend of labour conditions, production technology, age of workers. Respiratory infectious diseases occurred at all enterprises. Diseases with involvement of mucous membranes were the most prevalent (rhinitis, rhinopharyngitis, colpitis, and allergic rhinitis).
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1994 УДК 613.68:613.6471-07 -
Г. Г. Белоголовский, В. А. Стахова, А. И. Боков, Ю. М. Хабахбашев,
А. Ф. Степаненко, И. И. Богу нов
ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ИЗЛУЧЕНИЯМ НА РЕЧНЫХ СУДАХ
Азово-Волго-Донской бассейновый центр Госсанэпиднадзора на водном транспорте, Р.остов-на-Дону
Современный флот оснащен мощными радиопередающими устройствами (РПУ), навигационными радиолокационными станциями (РЛС), новыми типами антенных систем [4]. По данным исследований, средства судовой радиосвязи и радионавигации являются мощными источниками электромагнитных излучений высокой и сверхвысокой частоты, действию которых подвергаются судовые радиооператоры и другие члены экипажа [3]. Главные источники электромагнитных излучений (антенны) размещаются на открытых палубах судов, где выполняются различные работы личным составом, а на пассажирских судах в зоне облучения могут находиться и пассажиры [5]. Необходимо отметить, что уровни интенсивности вторичных излучений (отражение микроволн от палубы, труб, тросов и других конструкций) вследствие фокусировки могут быть в 1,5 раза выше, чем прямое излучение [1].
В порядке осуществления государственного санитарного надзора за флотом и с целью проверки выполнения статьи 21 закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» мы провели измерения электромагнитных излучений радиочастот на речных судах Волго-Донского речного пароходства (ВДРП) в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации [2, б—8]. Исследования производили измерительным прибором напряженно-
сти ближнего поля НФМ 1 и измерителем плотности потока энергии ПЗ-19, проходящими государственную проверку в центре стандартизации и метрологии.
Напряженность электромагнитных излучений по электрической составляющей в радиорубке на рабочем месте радиооператора колебалась от 15 В/м (РПУ «Сирена») до 76 В/м (РПУ «Барк»), Неплотности экранировки фидерных трактов пропускали излучения величиной от 40 В/м (РПУ «Корвет») до 250 В/м (РПУ «Сирена») и в отдельных случаях до 1000 В/м (РПУ «Муссон»), На открытых районах палуб, в частности на тентовой палубе пассажирских судов, напряженность электромагнитных излучений колебалась от 60 до 200 В/м.
Поверхностная плотность потока энергии (ППЭ) от судовых РЛС в рулевых и штурманских рубках не превышала 6—8 мкВт/см2, на открытых районах судна колебалась от 0 до 6 мкВт/см2. Значительные величины ППЭ были определены в жилых помещениях, расположенных на тентовой палубе судов проектов 301 («Тихий Дон») и 302 («Новиков-Прибой»). Волноводные тракты РЛС «Донец-2» и «Печора» (т/х «Тихий Дон»), «Миус» и «722» (т/х «Новиков-Прибой») проходят под обшивкой подволок коридора и жилых кают. ППЭ на теплоходе «Тихий Дон» в коридоре и каюте капитана колебалась от 38
5 Гигиена и санитария № 2
- 33 —
до 56 мкВт/см2, на теплоходе «Новиков-Прибой» в тех же помещениях — от 12,3 до 22 мкВт/см2.
На основании полученных данных были разработаны конструкционные и организационные мероприятия по улучшению электромагнитной обстановки на судах, включающие улучшение экранирования фидерных трактов РПУ, тщательный технический контроль за монтажом РПУ и РЛС при установке их на судах, замену морально и физически устаревших РПУ и РЛС и т. д. Проведенные мероприятия позволили добиться на речных судах ВДРП, включая суда проектов 301 и 302, эффективной защиты плавсостава от облучения электромагнитными излучениями радиочастот.
Литература
1. Григоренко А. В., Диев А. В., Васильев А. А. // Гиг.
труда,— 1989,— № 6,— С. 43—45.
2. ГОСТ 12.1.006—84. ССБТ. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.
3. Каляда Т. В., Никитина В. Н., Горбоносова Н. Б. // Вопросы гигиены и дезинфекционного дела на водном транспорте.— Баку, 1973,— С. 169—170.
4. Каляда Т. В., Никитина Н. В., Шапошников Г. Г. // Совершенствование средств и методов охраны здоровья работников водного транспорта.— Л., 1985.— С. 57—60.
5. Каляда Т. В., Никитина В. Н., Шапошников Г. Г. 11 Человек и судно 2000 года.— М., 1986.— С. 241—243.
6. Методические указания по определению и гигиенической регламентации электромагнитных полей, создаваемых береговыми и судовыми радиолокационными станциями. № 4258—87,— М., 1987.
7. Предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия электрических полей диапазона средних и высоких частот для плавсостава судов. № 3099—84.— М., 1984.
8. Предупредительный и текущий санитарный надзор за ра-диопередающиуи средствами связи на судах: Метод, рекомендации.— Л., 1982.
Поступила 03.08.93
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1994 УДК 613.155.3:6691-07')
Н. Г. Карнаух, С. П. Луговской, В. Д. Крушевский, П. С. Базовкин, О. Н. Беднарпк
ХАРАКТЕР КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ МЕТАЛЛОКЕРАМИКИ
Криворожский НИИ гигиены труда и профзаболеваний
Развитие машиностроения с широким применением порошковой металлургии и металлообработки определили значительное увеличение числа работающих, подвергающихся комбинированному действию малорастворимых аэрозолей.
В изделиях основного производства сопловых и спрямляющих аппаратов турбин для уплотнения радиальных зазоров применяются никель-графитовые и медно-графитовые вставки, а также уплотнительный материал типа 20Б, изготавливаемые методом прессования исходных компонентов с последующим спеканием. Исходными компонентами являются никелевый порошок (№) марки ПНЗ-1 (ГОСТ-9722—79), медный порошок (Си) марки ПМ-1 (ГОСТ-4960—75), графит (С) ГОСТ-8295—73 и нитрид бора (ВЫ) ТУ-036-707— 77. В связи с этим и загрязнение воздуха рабочих зон производства металлокерамики в основном обусловлено аэрозолями этих компонентов, комбинированное действие которых не исследовалось.
Для изучения характера комбинированного действия нерастворимых и малорастворимых компонентов — загрязнителей воздуха рабочих зон основного производства металлокерамики мы исследовали ответную реакцию альвеолярного фагоцитоза беспородных белых крыс по 6 наиболее информативным показателям [2] после интратра-хеального введения различных комбинаций доз в соответствии с известными принципами планирования полного 4-факторного эксперимента по центральнокомпозиционному рототабельному пла-«У [1, 2].
Четыре фактора производственной среды: Х,= = Си, Х2=Ы1, Х3=С, Х4=В1М и их сочетание опре-
деляли состояние организма животного, которое фиксировали по следующим параметрам: У1 — общая клеточность, У2 — число альвеолярных макрофагов (АМ), У3 — число нейтрофильных лейкоцитов (НЛ), У4 — средний диаметр альвеолярных макрофагов (АМ), У5 — ^отношение НЛ/АМ, У6 — общее число фагоцитированных частиц [2].
Всего было проведено 32 комбинации введений, в которых факторы X,—Х4 последовательно изменялись от основного уровня, соответствующего фактическому их соотношению в воздухе рабочих зон: Х|=1,6 мг, Хг=0,6 мг, Хз=17,9 мг, Х4=30 мг, ступенчато на 2а: 2ах,=±2,6, 2стх =±0,6, 2сгх =36,3, 2ах,= ±60,5 мг.
По результатам первых 16 комбинаций была построена линейная модель:
У, =8,3+1,62Х, +1,68Х2+1,57Х3+0,86Х4 У3= 6,1 +1,94Х, +1,06Х2Ч-0,66Х3.
Анализ этой модели показал ее неадекватность. Это свидетельствует, что в производстве металлокерамики покрытий существенную роль' играет комбинированное действие факторов среды.
Анализ нелинейной части модели (комбинированного действия .факторов) по обычной схеме 4-факторного эксперимента показал, что наиболее вредным сочетанием являются Си и Ыи затем Си и С и наименее вредным — Си, N1, С, ВЫ. Такой набор комбинаций указывает на то, что для снижения степени вредности комбинированного действия этих компонентов возможно воздействие на все факторы одновременно, а не только на какой-либо один из них. Для анализа