УДК 332.12
Герасименко О.А.
К.э.н., доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский
университет
Гукова Е.А.
К.и.н. доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский
университет
ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В работе произведена оценка методов взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями, факторов развития государственно-частного партнерства в управлении региональной образовательной системой Белгородской области. Обосновано развитие различных форм взаимодействия субъектов расширения пространства в форме государственно-частного партнерства. Проанализирован рынок труда системы профессионального образования региона.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, регион, профессиональное образование, управление, ресурсный центр, перспективы развития.
В условиях качественно нового уровня социально-экономического развития Белгородской области, современных требований к уровню развития человеческих и трудовых ресурсов основной целью развития региона является подготовка перспективных высококвалифицированных специалистов.
Управление образовательной системы региона, как правило, представлено следующими уровнями:
- федеральный уровень (формирование нормативно-правовой базы системы образования региона; аккредитация и лицензирование деятельности образовательных учреждений и т.д.);
- региональный уровень (организация работы по формированию кадрового заказа; контроль качества образования и т.д.);
- муниципальный уровень (разработка проекта бюджета; организация научно-методической работы и т.д.).
Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 года определена необходимость расширения пространства государственно-частного партнерства, обосновано развитие различных форм взаимодействия его субъектов.
В области сделаны серьезные шаги в этом направлении:
- в стадии разработки находится механизм участия работодателей в софинансировании учреждений начального профессионального образования;
- закреплены базовые отраслевые предприятия за учреждениями начального и среднего профессионального образования;
- заключены договоры на прохождение производственной практики на отдельных базовых предприятиях области.
В основе нарушений профессионального равновесия в сфере труда лежат несоответствие структуры и качества подготовки кадров учреждениями профессионального
образования спросу на него со стороны работодателей, неотработанность механизмов взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг. В этих условиях возрастает актуальность привлечения работодателей к участию в образовательном процессе, подготовке конкурентоспособных специалистов с учетом требований современного рынка труда.
В настоящее время в регионе в рамках государственно-частного партнерства используются различные методы взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями:
- привлечение преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений;
- привлечение работодателей к рецензированию образовательных программ;
- целевая подготовка специалистов;
- мастер-классы экспертов и специалистов предприятий;
- участие представителей предприятий в защите выпускных квалификационных
работ;
- организация целевых учебно-производственных практик;
- стажировка преподавателей на профильных предприятиях;
- проведение конкурсов профессионального мастерства на базе предприятий с привлечением ведущих специалистов;
- разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
организация стажировок выпускников; трудоустройство по заявкам предприятий;
- проведение ярмарок вакансий рабочих мест;
- проведение деловых игр и тренингов развития профессионально-личностных качеств выпускников и др.
Одним из актуальных направлений работы в этой связи становится привлечение преподавателей из числа работников профильных организаций, предприятий в качестве мастеров производственного обучения и спецдисциплин в учреждения начального и среднего профессионального образования.
Мастера производственного обучения и преподаватели общетехнических и специальных дисциплин — центральные фигуры учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования, которые непосредственно отвечают за содержание и качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.
Мастера производственного обучения должны быть преимущественно высококвалифицированными рабочими, а также специалистами, имеющими высшее или среднее специальное образование и рабочую квалификацию как минимум на разряд выше установленного выпускникам учреждений профобразования по соответствующей профессии.
В настоящее время ведется заключение договоров между 18 учебными центрами ведущих предприятий области по закреплению сотрудников предприятий за группами обучающихся, проходящих практику, при этом оплата труда за данный вид деятельности будет производиться за счет базовых предприятий.
Проанализируем основные факторы развития государственно-частного партнерства в управлении региональной образовательной системой Белгородской области.
1. Формирование нормативно-правовой базы.
Развитие системы профессионального образования неразрывно связано с внедрением ФГОС начального и среднего профессионального образования. В связи с переходом с 1 сентября 2011 года на новые образовательные стандарты, в области ведется работа по эффективному их внедрению. Приказом департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 11 октября 2010 г. №2665 «Об организации работы по
внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования на территории Белгородской области» [1] утвержден план мероприятий по указанному направлению.
2. Реструктуризация и изменение порядка финансирования учебных заведений.
В течение последних трех лет в области активно ведется реструктуризация учреждений НиСПО, в частности:
- в ведение области переданы 6 учреждений начального профессионального образования, ранее подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации;
- 4 учреждения начального профессионального образования реорганизованы в учреждения среднего профессионального образования (Губкинский политехнический техникум, Борисовский агромеханический техникум, Старооскольский техникум технологий и дизайна, Старооскольский индустриальный техникум);
- осуществлена реорганизация профессионального училища №13 и №8 г. Шебекино (путем присоединения);
- ликвидированы 2 учреждения НПО (ПУ №33 г. Белгорода и ПУ №32 с. Борки Валуйского района).
Названные меры позволили открыть новые специальности СПО (с базовым образованием уровня начального профессионального образования) для получения обучающимися непрерывного многоуровневого образования в одном образовательном учреждении; консолидировать материальные и финансовые ресурсы и улучшить условия обучения.
3. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования.
С одной стороны, сетевое взаимодействие способствует созданию условий для освоения обучающимися предметных и ориентационных курсов с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений, с другой — эффективному использованию материально-технической базы и профессорско-преподавательского состава, развитию кадрового потенциала профессиональных учреждений, внедрению инновационного опыта.
Переход вузов региона на двухуровневую систему способствует горизонтальной интеграции учреждений высшего профессионального образования, предполагающей реализацию модели региональный вуз — федеральный вуз — вуз другого государства.
Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» взаимодействует по разработке и реализации программ высшего профессионального образования с Высшей школой экономики (г. Москва), Нижегородским государственным университетом, Самарским аэрокосмическим университетом. В настоящее время проработан вопрос реализации программ высшего профессионального образования с Харьковским национальным университетом им. Каразина (Украина), университетом в г. Ополье (Польша), вузами Германии, Франции, Финляндии. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова совместно с университетом г. Ниш (Сербия) реализует программы высшего профессионального образования по специальности «Архитектура», что позволяет студентам после окончания вуза получить два диплома.
4. Организация эффективной профориентационной работы.
Грамотно организованная профориентационная работа предопределяет не только приход выпускников общеобразовательных школ в профессиональные училища и лицеи, но и, самое главное, мотивацию ими выбора профессии, действительно необходимой на региональном рынке труда.
В настоящее время во всех учреждениях общего образования области созданы кабинеты профессиональной ориентации, где на протяжении учебного года учащиеся и их родители получают индивидуальные консультации по вопросам самоопределения школьников, ведутся элективные курсы профориентационной направленности, которые позволяют учащимся познакомиться с многообразием профессий, составить представление об их отличительных особенностях и основных характеристиках. Наиболее востребованными среди школьников на протяжении ряда лет остаются курсы «Основы выбора профессии», «Смысл и ценности профессиональной карьеры», «Человек и профессия», «Твоя профессиональная карьера».
5. Создание и развитие сети ресурсных центров.
В состав сети ресурсных центров входят 92 общеобразовательных учреждения, 9 межшкольных учебных комбинатов, 7 учреждений начального и среднего профессионального образования, 1 учреждение дополнительного образования детей (рис. 1) [2].
■ Общеобразовательные учреждения - 92
■ Межшкольные учебные комбинаты - 9
■ Учреждения НПО/ СПО - 7
■ Учреждения дополнительного образования - 1
Рис. 1. Ресурсные центры Белгородской области
В регионе на базе 109 ресурсных центров обучаются 96,6% учащихся 10-11 классов, 40% из них осваивают две специальности.
6. Наличие договоров о сотрудничестве между образовательными учреждениями и предприятиями.
Учреждения НиСПО Белгородской области взаимодействуют с коммерческими организациями, имеющими учебные структурные подразделения. Взаимодействие, согласно действующему законодательству, осуществляется следующим образом:
- учебные структурные подразделения коммерческих организаций осуществляют только профессиональную подготовку рабочих кадров на самые минимальные разряды (2-3);
- профессиональная подготовка и повышение квалификации предприятий и хозяйствующих субъектов осуществляется на базе учреждений начального и среднего профессионального образования.
В рамках заключения договоров между НиСПО и хозяйствующими субъектами только в 2014 году 9 образовательных учреждений начали процедуру лицензирования программ по 50 профессиям (начальное профессиональное образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации), отсутствующих ранее, подготовка по которым не велась.
Литература
1. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 11 октября 2010 г. №2665 «Об организации работы по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования на территории Белгородской области».
2. Долгосрочная целевая программа от 11 июля 2011 года №266-пп «Модернизация системы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту экономического развития Белгородской области, на 2012-2015 годы».
3. Герасименко, О.А. Развитие государственно-частного партнерства в управлении региональной образовательной системой [Текст]: автореф....канд. экон. наук / О.А. Герасименко.- Белгород, 2012. — С. 12-14.