Чигрова Н.В.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выявлены основные проблемы системы начального профессионального образования, проанализированы источники ее финансирования. Определены источники финансирования развития системы начального профессионального образования. Уточнено определение и рассмотрен механизм государственно-частного партнерства в системе начального профессионального образования.
Ключевые слова: начальное профессиональное образование, государственно-частное партнерство, финансирование, софинансирование.
Основная задача профессионального образования, как следует из названия, дать человеку профессию, обеспечить подготовку специалиста в конкретной области. В сферу профессиональной подготовки входят все уровни образования: от учреждений начального профессионально образования до послевузовского образования, программ повышения квалификации, переподготовки и т. д.
В нашей стране система образования выполняет еще и социальную функцию. Она дает широкий базис знаний, который в итоге позволяет студенту сформироваться как гражданину, а если говорить в более приземленном плане, дает ему больше шансов устроиться в профессии и в жизни. Система начального профессионального образования представляет собой основу формирования рынка рабочей силы и, следовательно, прямо влияет на экономический потенциал страны, в связи с чем, вопросы ее развития являются особенно актуальными в современных условиях.
За последние десятилетия в России произошли негативные изменения в системе начального профессионального образования, что вызвано следующими причинами:
- полный или частичный отказ государства от функций экономического и социального контроля за процессом воспроизводства квалифицированных рабочих (организация целевого набора и последующее трудоустройство выпускников);
- отсутствие экономической заинтересованности частных предприятий в поддержке учебных заведений;
- резкое сокращение бюджетного финансирования учебных заведений начального про-
фессионального образования (передача обязательств по финансированию на региональный и местный уровень власти привели к тому, что, финансируются только, так называемые, «защищенные» статьи расходов);
- изменение потребности в образовании у различных социальных групп населения, ориентация на высшее образование.
Финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования осуществляется исходя из положений, определенных Законом РФ «Об образовании». Согласно статьи 41 данного закона финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предус-
мотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. Привлечение образовательным учреждением указанных дополнительных средств, не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет средств учредителя. Таким образом, учреждения начального профессионального образования могут использовать как бюджетные, так и внебюджетные источники финансирования своей деятельности.
На основе данных Федеральной службы государственной статистики и Федерального казначейства рассмотрим источники финансирования начального профессионального образования. Состав и динамика объемов финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования представлена в таблице 1.
Объемы финансирования начального профессионального образования за счет средств федерального бюджета сократились на 76,7%. По результатам анализа показателей можно сделать вывод о сокращении объемов как бюджетного финансирования начального профессионального образования, так и поступлений из внебюджетных источников в рамках консолидированного бюджета Российской Федерации за рассматриваемый период. Увеличение бюджетного финансирования на уровне конкретного региона свидетельствует о наличии диспропорций в
финансовом обеспечении деятельности учреждений начального профессионального образования различных субъектов РФ.
Необходимость решения выше перечисленных проблем приводит к тому, что нужно прорабатывать механизмы, которые позволят развиваться системе начального профессионального образования и вести подготовку высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке.
По данным Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по рынку труда и кадровым стратегиям сегодня существует очевидный дисбаланс спроса и предложения в сфере занятости. В системе профессионального образования обучаются: в начальном и среднем образовании порядка 30%, а в высшем - почти 70% студентов. Потребности же предприятий в настоящее время и на перспективу 5-7 лет составляют на 80% - рабочие специальности и только на 20% - специалисты с высшим образованием.
К основным проблемам системы начального профессионального образования можно отнести:
— отсутствие прогноза потребности в подготовке кадров уровня начального профессионального образования;
— адаптация содержания начального профессионального образования к требованиям работодателей, предъявляемым ими к уровню подготовки выпускников;
— моральный и физический износ учебноматериальной базы;
Таблица 1. Объемы финансирования учреждений начального профессионального образования
Показатели 2009 г. 2010 г. отклонение, в млн.р. отклонение, в %
Объем финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования, в млн.р.: - федеральный бюджет - консолидированный бюджет РФ - Оренбургская область 13 163,5 67 234,9 1 037,7 3 067,2 60 370,9 1 239,1 - 10 096,3 - 6 864 + 201,4 - 76,7 - 11,36 + 16,2
Текущее бюджетное финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования, в млн.р.: - консолидированный бюджет РФ - Оренбургская область 61 274,2 881,8 55 010,5 1 094,3 - 6 263,7 + 212,5 - 11,38 + 19,4
Внебюджетные источники финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования, в млн.р.: - консолидированный бюджет РФ - Оренбургская область 5 960,7 155,9 5 360,4 144,8 - 600,3 - 11,1 2 7 1-н" ^ 1-н ї>
— необходимость приближения начального профессионального образования к потребностям региональных рынков труда;
- обеспечение образовательных учреждений начального профессионального образования профессионально-педагогическими кадрами необходимого уровня квалификации.
Контуры развития системы профессионального образования были определены практически десять лет назад в Концепции модернизации образования. В рамках национального проекта «Образование» были созданы условия для повышения качества работы учреждений профессионально-технического образования, были заложены принципы, на которых эта система должна развиваться, один из важнейших принципов здесь - принцип софинансирования. Без со-финансирования профессионально-техническое образование не может развиваться полноценно, и в этом софинансировании должны принимать участие как государственные бюджеты, так и представители бизнеса, которые и являются основными заказчиками кадров профессионального образования. Таким образом, одним из основных источников развития системы начального профессионального образования, помимо средств государственного бюджета и доходов самих учреждений от ведения предпринимательской деятельности, должны стать средства работодателей, непосредственно заинтересованных в наличии квалифицированных и эффективных кадров.
Так же это касается практикоориентиро-ванности и «затачивания» специалистов под требования работодателей - без активного участия самих работодателей в данном случае не обойтись. В Советском Союзе существовала мощнейшая система связи образовательных учреждений всех уровней с предприятиями, во многом она перестала существовать после развала СССР. В настоящее время Министерства образования и науки ведется работа по ее восстановлению, результатом чего является государственно-частное партнерство в сфере начального профессионального образования.
Государственно-частное партнерство - кооперация государства и частного сектора на основе объединения материальных и нематериальных ресурсов преимущественно в сферах, для которых характерна неэффективность государственного управления, в результате чего появляется синергетический эффект [1, с. 9].
Характер государственно-частного партнерства зависит от различных факторов, таких как степень развития рыночных отношений, национальные особенности, отраслевая специфика и других. Для раскрытия сущности государственно-частного партнерства важно выявить его ключевые характеристики или признаки, позволяющие разграничить государственно-частное партнерство с другими типами взаимодействий государства и бизнеса. В качестве основных признаков государственно-частного партнерства можно выделить следующее:
- участниками партнерства являются как государственные, так и частные организации;
- взаимоотношения сторон носят партнерский, равноправный характер;
- отношения сторон партнерства зафиксированы в официальных документах (контрактах, договорах и т. п.);
- партнеры имеют общие цели, для достижения которых они объединяют свои вклады;
- получение и использование совместных результатов основано на распределении между партнерами соответствующих расходов и рисков.
Таким образом, важной отличительной чертой государственно-частного партнерства является то, что при этом типе взаимодействий государство в лице своих уполномоченных органов не реализует властные отношения, а выступает в роли партнера при достижении совместно с представителями бизнеса общественно значимых целей.
Государственно-частное партнерство в сфере начального профессионального образования может иметь различные формы, что определяет использование разных механизмов. Форма государственно-частного партнерства в значительной степени определяется объектом управления, на который направлены инициативы, усилия и действия партнерства. В качестве основных форм государственно-частного партнерства в образовании можно выделить институциональную форму, когда объектом управления является организация или отдельное ее структурное подразделение, и программно-проектную форму, при которой объектом управления является программа или проект.
В основе выделения отдельных механизмов государственно-частного партнерства лежат особенности методов, посредством которых реализуются партнерские отношения. В качестве
их основных типов в образовании выделяют финансовые, организационно-административные и правовые механизмы государственно-частных партнерств.
В рамках такого подхода к классификации форм и механизмов государственно-частного партнерства в системе начального профессионального образования в качестве основных финансовых механизмов, применяемых для развития институциональной формы партнерств, могут рассматриваться эндаумент-фонды, концессия, аренда, лизинг, налоговые кредиты, образовательный ваучер и так далее. В качестве ключевых финансовых механизмов при программнопроектной форме государственно-частного партнерства можно выделить образовательный кредит, государственные и муниципальные гарантии, гранты, займы, стипендиальные программы.
Важную роль в решении социально-экономических задач, стоящих перед сферой начального профессионального образования, играет эффективное развитие организационно-административных механизмов государственно-частного партнерства, к которым отнесены институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы), различные технопарковые структуры, создаваемые при учебных заведениях.
В рамках программно-проектной формы государственно-частного партнерства в образовании активно развиваются такие организационно-административные механизмы, как аккредитация образовательных программ и другие виды независимой оценки качества образовательных услуг, совместные программы, научно-производственная практика.
В условиях динамичных процессов модернизации системы российского образования успешное развитие государственно-частных партнерств в этой сфере в значительной степени определяется совершенствованием правовых механизмов, к которым можно отнести договора на управление имуществом (концессионные соглашения, контракты на управление), инвестиционные контракты.
Таким образом, государственно-частное партнерство в сфере начального профессионального образования - это взаимовыгодное сотрудничество государства в лице образовательных учреждений начального профессионального образования и структур бизнеса на
основе объединения материальных и нематериальных ресурсов с целью подготовки квалифицированных профильных кадров.
Основным направлением эффективного взаимодействия в сфере начального профессионального образования является подготовка необходимых для предприятий профильных специалистов, направленная на привлечение перспективных с точки зрения последующего трудоустройства студентов. Взаимодействие с начальным профессиональным образованием у бизнеса должно начинаться на стадии формирования «заказа» в соответствии с прогнозами предприятий на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Уже сейчас многие предприятия на всех стадиях обучения организуют производственную практику учащихся непосредственно на рабочих местах, оказывают помощь в подготовке и переобучении преподавателей учебных заведений. Ряд крупных предприятий создали совместные с образовательными учреждениями ресурсные центры, что позволяет поставлять современную технику и оборудование для организации эффективной учебной деятельности. Предприятия финансируют развитие материальнотехнической базы обучения, совместные со студентами научные разработки, поддерживают студенческую научную деятельность.
Инновации требуют нового подхода к профессиональной подготовке. Работодатели сегодня стремятся к технологическому обновлению производства, к внедрению новых инновационных решений, а, соответственно, к правильному подбору персонала, способного эти задачи реализовать. Для этого необходимо реальное включение бизнес-лидеров в управление системой профессионального образования и приведение ее структуры в соответствие с перспективными прогнозами с точки зрения сфер занятости и специальностей для инновационной экономики. Совместная работа на основе обоснованных прогнозов позволит обеспечить баланс между объемами высшего, среднего, начального профессионального образования и потребностями в соответствующих профессиональных кадрах инновационного производства и прежде всего в высококвалифицированных рабочих кадрах.
При действующей в стране системе профессиональной подготовки наиболее эффективным остается прямой заказ на подготовку по договору с конкретным учреждением профессиональ-
ного образования. При этом предприятие непосредственно участвует во всех этапах этого процесса, начиная с отбора кандидатов на подготовку, проведение производственных практик и дополнительных специальных курсов, что позволяет довести уровень профессиональной подготовки до требуемого уровня.
Очевидно, что одним из направлений реформы государственной системы профессиональной подготовки должна быть переориентация учреждений профессионального образования на целевую подготовку специалистов для конкретного производства. При этом основным показателем актуальности и качества деятельности учебного заведения должно стать количество выпускников, трудоустроенных по полученным профессиям.
В настоящее время российская система профессионального образования обременена большим количеством излишних курсов только в силу того, что в России согласно действующему «Единому тарифно-квалификационному справочнику» насчитывается более 7 тысяч рабочих профессий, а в странах Организации экономического сотрудничества и развития сборники рабочих профессий насчитывают от 600 до 800 профессий. Создание национальной системы квалификаций позволит сократить издержки общества, работодателя и работника на профессиональное образование, позволит сделать подготовку более качественной и увеличит мобильность рабочей силы.
Для развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования необходимо найти механизмы, которые бы способствовали привлечению инвестиций бизнеса в данную сферу. По оценкам специалистов расходы российских предприятий на обучение персонала составляют 0,7% от прибыли, в то время как в западных развитых странах эти расходы составляют 10-12% прибыли компаний.
Одним из таких механизмов могут стать налоговые стимулы. В частности полностью относить на себестоимость продукции расходы предприятий по повышению квалификации штатных сотрудников, подготовке и переподготовке как штатных, так и потенциальных сотрудников, а также расходы на финансирование юридически оформленных центров по подготовке и переподготовке персонала. При этом к расходам предприятий на образование мож-
но относить не только прямые затраты на оплату обучения, но и связанные с этим расходы, включая вложения в материально-техническую базу образовательных учреждений, переподготовку педагогов. Так же следует увеличить годовую сумму льготы по налогу на доходы физических лиц при оплате обучения.
Цель развития системы начального профессионального образования - создание адаптивной к внешним требованиям сети учреждений начального профессионального образования для обеспечения социально-экономического и культурного развития страны востребованными квалифицированными кадрами и удовлетворения потребности населения в получении качественного профессионального образования.
Основными принципами развития системы начального профессионального образования являются:
- доступность и высокое качество профессионального образования;
- непрерывность системы профессионального образования;
- софинансирование системы профессионального образования со стороны частного бизнеса;
- сбалансированность системы профессионального образования по уровням и профилям подготовки с потребностями рынка труда;
- открытость системы профессионального образования.
Основными направлениями развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования в РФ должны стать:
- разработка механизмов и методик прогностического анализа рынка труда по отраслям и регионам (вертикальная и горизонтальная составляющие) для совместного принятия решений относительно профилей и объемов требуемых специалистов и обеспечения оптимизации ресурсов для реализации принятых решений;
- разработка и осуществление на постоянной основе мониторинга рынка труда, демографической структуры и моделей занятости для сокращения разрыва между потребностью и реально возможной профессиональной подготовкой будущих работников;
- участие работодателей в определении квалификационных требований, разработке стандартов профессионального образования и признании квалификаций;
- разработка механизмов финансирования профессиональной подготовки кадров в соответствии с нуждами предприятия. Создание фондов профессионального обучения, профессионального образования, и участие в управлении ими;
- повышение активности участия работодателей и профессиональных союзов в профессиональной ориентации и профориентационных программах для общеобразовательных учреждений, предусматривающих прямой диалог со школьниками;
- восстановление связи между предприятиями и учреждениями профессионального образования в рамках сотрудничества по принципу «профессиональное училище - предприятие» [2].
Деятельность в рамках системы государственно-частного партнерства в сфере начального профессионального образования должна
носить комплексный, системный и долговременный характер и осуществляться в соответствии с приоритетами того региона, на территории которого она реализуется.
Предприятиям необходимо осознать, что инвестиции в кадры не менее важны, чем инвестиции в оборудование. Человек, получивший профессиональное образование достойного уровня качественно выполняет свою работу, что является залогом успешного функционирования предприятия и экономики в целом. Так же нужно помнить о том, что работник любого уровня подготовки, не может оставаться высококлассным специалистом, если периодически не получает новые знания, поэтому необходимо периодически повышать его квалификацию, обеспечивая непрерывность профессионального образования.
04.11.2011
Список литературы:
1. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О.П. Молчанова, А.Я. Лившин. - М.: КДУ, 2009. - 242 с.: табл., ил. - 1БВК 978-5-98227-667-4.
2. Юнгблюд, Л.Г. Государственно-частное партнерство в сфере начального профессионального образования // Проблемы современной экономики. - 2010. - №4(36).
Сведения об авторе:
Чигрова Наталья Вячеславовна, старший преподаватель кафедры корпоративных финансов и оценки собственности Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6504, тел. (3532) 372477, e-mail: [email protected]
UDC: 37.014.543.1:377 Chigrova N.V.
Orenburg state university E-mail: [email protected]
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN DEVELOPMENT OF PRIMARY PROFESSIONAL EDUCATION
The basic problem of vocational education, analyzed the sources of its funding. The sources of financing for development of basic vocational education. Definitions and examined the mechanism of public-private partnership in primary professional education.
Key words: vocational education, public-private partnerships, financing, co-financing.
Bibliography:
1. Public-private partnerships in education: [book] / Scientific editors O.P Molchanov, A. J. Livshin. - M.: DCD, 2009. - 242 p.: table., il. - ISBN 978-5-98227-667-4.
2. Yungblyud, L.G. Public-private partnership in initial vocational training // Problems of the modern economy. - 2010. -№4(36).