Научная статья на тему 'Оценка ущерба природной среде на примере строительства автомобильной дороги'

Оценка ущерба природной среде на примере строительства автомобильной дороги Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
168
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / ТЕРРИТОРИЯ / ЛЕСНАЯ ЗОНА / РУБКА ЛЕСА / АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Москвина М. В.

Главной целью данной работы является экологическое обоснование строительства участка скоростной автомагистрали М11 Москва-Санкт-Петербург. В соответствии с методикой расчета «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» рассчитывается рекреационный ущерб в зоне влияния автомобильной дороги. Ущерб потери от вырубки леса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка ущерба природной среде на примере строительства автомобильной дороги»

Оценка ущерба природной среде на примере строительства автомобильной дороги

УДК 504.75.05

М. В. Москвина,

аспирантка кафедры Экономики недвижимости, ФГБОУВО «ГУЗ», г. Москва

Аннотация: Главной целью данной работы является экологическое обоснование строительства участка скоростной автомагистрали М11 Москва-Санкт-Петербург. В соответствии с методикой расчета «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» рассчитывается рекреационный ущерб в зоне влияния автомобильной дороги. Ущерб потери от вырубки леса.

Ключевые слова: автомобильная дорога, территория, лесная зона, рубка леса, антропогенные факторы.

В настоящее время существующая дорога М-10 «Россия» между Москвой и Санкт-Петербургом на значительном протяжении проходит вблизи населенных пунктов, где не обеспечивается безопасность движения, нарушаются нормы допустимого уровня шума и загрязнения воздуха [1].

Тем самым, обуславливается необходимость строительства скоростной автомобильной магистрали М11 Москва - Санкт-Петербург [2], которое позволит обеспечить снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Скоростная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург соединит два крупнейших города России - Москву и Санкт-Петербург и будет обслуживать транспортно-экономические связи между Центральным и Северо-Западным федеральным округами и обеспечивать выходы в Центральную, Западную и Северо-Западную Европу [3].

Исследуемый участок автомобильной дороги проходит по территории Новгородской области (км 389 - км 545,8) — Окуловский район км 389 — км 475,9 (86,9 км).

Большая часть территории располагается в лесной зоне. Леса относятся к типу смешанных с преобладанием ели, сосны, березы [4].

В настоящее время площади коренных лесов значительно сократились из-за сплошных и выборочных рубок.

Существенное значение при оценке состояния растительности на рассматриваемой территории имеет современная степень воздействия на нее различных антропогенных

факторов. На территории строительства дороги это - прямодействующие антропогенные факторы.

Окуловский район 389 — 475 км проходит восточнее существующей дороги М-10 с обходом Валдайского национального парка по лесным массивам до 385 км (границы Тверской и Новгородской областей).

Полоса земли, испрашиваемая в постоянное пользование, включает в себя территорию, занимаемую земляным полотном автомобильной дороги, мостами и путепроводами, другими сооружениями дорожной инфраструктуры, такими как: площадки отдыха, ДЭП, ДЭУ. Также предусмотрен постоянный отвод под реконструкцию пересекаемых автомобильных дорог, устройство разворотных петель, устройство локальных очистных сооружений и подъездов к ним. Общая протяженность исследуемого участка трассы 86,9 км. Постоянный землеотвод для Окуловского района составляет 552,8 га (табл.1, табл. 2).

Обоснованность размера ущерба оценивается с точки зрения соответствия «Методике исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Таблица 1. Расчет ущерба для деревьев диаметром до 16 см

Воздейств ие на окружающую Порода Диаметр пня, см Диаметр на высоте груди. Количество, шт. Ооъем. м3 Стоимость по таксе. Кратность Сумма ущерба, руб.

среду' см pvo-

Рубка леса Сосна 16 12 41355 4052,79 266,78 50 54060166

Ель 16 12 29957 2726.09 239.44 50 32636749

Береза 16 12 52069 4686.21 133,98 50 31392921

Оснна 16 12 17974 1725,50 26,95 50 2325111

Ольха серая 16 12 36710 3524,16 26,95 50 4748806

Ива 16 12 21651 2078,50 26.95 50 2800779

Итого: 199716 18793,25 127964532

Таблица 2. Расчет ущерба для деревьев диаметром более 16 см

Воздействие на окружающую Порода Диаметр пня, см Диаметр на высоте груди, Количество, шт. Объем, м3 Стоимость по таксе. Кратность Сумма ущерба, руб.

среду см руб.

Рубка Сосна 18 16 36481 6931,39 266,7 50 92457811

леса 8

Ель 20 16 25800 4902 239.4 4 50 58686744

Береза 20 16 45261 8146,98 133.9 8 50 54576619

Осина 20 16 32156 6109.64 26.95 50 8232740

Ольха 18 16 21600 4104 26,95 50 5530140

серая

Ива 18 16 14350 2726,5 26.95 50 3673959

Итого: 175648 32920,51 223158013

При подсчете ущерба стоимость незаконно срубленной древесины должна быть умножена на 50 (согласно п. 1 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 273 — «Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается») [5].

При подсчете ущерба стоимость кубометра древесины берется согласно ставок платы за единицу объема лесных ресурсов.

Согласно Постановлению Правительства от 11 ноября 2017 года № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» ставки платы за единицу объема древесины, находящихся в федеральной собственности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310, в 2018 году применяются с коэффициентом 2,17 [6].

Список использованной литературы

1. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Санитарные нормы шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

2. Поручение Президента Российской Федерации от 13 апреля 2004г. №ПР-610 «Об организации работ по строительству скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург».

3. Столетов А.В., Обоснование инвестиций в строительство скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург, 2005.

4. Проектная документация «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва -Санкт-Петербург на участке 58 - 684 км (с последующей эксплуатацией на платной основе)», 6 этап 334 - 543 км (Новгородская область).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 (ред. от 11.10.2014, с изм. от 02.06.2015) «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.