Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЛЯ ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ В ПЕНЗЕ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЛЯ ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ В ПЕНЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая зрелость / цифровизация / цифровая трансформация / фитнес / Пенза / спорт

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толмач Артем Николаевич, Рындина Светлана Валентиновна

Актуальность исследования обусловлена важностью наращивания уровня цифровой зрелости организаций фитнес-индустрии как необходимого условия повышения доступности фитнес-услуг для различных слоев населения. Целью исследования являются оценка уровня цифровой зрелости фитнесорганизаций г. Пензы и определение последующих шагов цифровой трансформации на основе полученных оценок уровня цифровой зрелости. Информационной базой исследования являются данные о пензенских субъектах фитнес-индустрии, находящиеся в свободном доступе: рейтинги в поисковых сервисах, данные охвата в социальных сетях и т.п. Методы исследования: анализ и классификация субъектов предпринимательства в фитнес-индустрии по уровню цифровой зрелости. Выявленный уровень цифровой зрелости в общем случае соответствует уровню «начальный» для несетевых организаций и уровню «базовый» для сетевых субъектов фитнес-индустрии. Для дальнейшего развития цифрового периметра фитнес-организаций рекомендуется внедрение продвинутых цифровых форм взаимодействия с клиентом, например, мобильных приложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЛЯ ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ В ПЕНЗЕ»

УДК 316.334.23:338.1

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЛЯ ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ В ПЕНЗЕ

А. Н. Толмач1, С. В. Рындина2

1 2

, Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1fagotkogot@mail.ru 2svetlanar2004@yandex.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена важностью наращивания уровня цифровой зрелости организаций фитнес-индустрии как необходимого условия повышения доступности фитнес-услуг для различных слоев населения. Целью исследования являются оценка уровня цифровой зрелости фитнес-организаций г. Пензы и определение последующих шагов цифровой трансформации на основе полученных оценок уровня цифровой зрелости. Информационной базой исследования являются данные о пензенских субъектах фитнес-индустрии, находящиеся в свободном доступе: рейтинги в поисковых сервисах, данные охвата в социальных сетях и т.п. Методы исследования: анализ и классификация субъектов предпринимательства в фитнес-индустрии по уровню цифровой зрелости. Выявленный уровень цифровой зрелости в общем случае соответствует уровню «начальный» для несетевых организаций и уровню «базовый» для сетевых субъектов фитнес-индустрии. Для дальнейшего развития цифрового периметра фитнес-органи-заций рекомендуется внедрение продвинутых цифровых форм взаимодействия с клиентом, например, мобильных приложений.

Ключевые слова: цифровая зрелость, цифровизация, цифровая трансформация, фитнес, Пенза, спорт

Для цитирования: Толмач А. Н., Рындина С. В. Оценка уровня цифровой зрелости для фитнес-индустрии в Пензе // Вестник Пензенского государственного университета. 2024. № 1. С. 66-71.

Цифровизация и цифровая трансформация относятся к наиболее перспективным технологиям развития хозяйственных и информационных структур предпринимательской деятельности. Традиционные способы производства товаров и оказания услуг изменяются и вслед за трансформацией общей инфраструктуры рынка, и под влиянием ожиданий клиентов, и под воздействием конкурентной среды в конкретной отрасли. Все сферы жизни общества: экономика, образование, культура, обслуживание - вовлечены в процессы цифровизации и цифровой трансформации, основанные на масштабной интеграции цифровых технологий [1].

В современном мире в условиях динамично развивающегося и изменчивого рынка, нестабильной внешней среды все предприятия нуждаются в постоянном развитии, совершенствовании, стремятся выигрывать в конкурентной борьбе, обеспечить себе лидирующие позиции на рынке и привлечь максимальное количество клиентов.

Интеграция в процессы компании современных информационных технологий - это ключевой фактор конкурентоспособности. Компаниям целесообразно проводить внутренний аудит процессов для выявления текущего уровня цифровой зрелости и определения точек роста ключевых показателей эффективности и производительности.

Цифровая трансформация позволяет снизить долю рутинных операций в пользу деятельности сотрудников с творческой, созидательной составляющей, способствующей росту профессиональной квалификации, экспертности сотрудников, увеличению объемов интеллектуальных, ори-

© Толмач А. Н., Рындина С. В., 2024

гинальных результатов деятельности, трансформирующихся в активы компании, обеспечивающих ей устойчивое положение на рынке.

Привлекательные условия труда, перспективы профессиональной самореализации формируют дополнительные преимущества компании, связанные с компетентными трудовыми ресурсами. Цифровая трансформация положительным образом влияет на все активы компании, способствуя их развитию, управляя их качеством и соответствием текущему моменту.

Показателем, характеризующим уровень цифрового развития организации и ее бизнес-процессов, является цифровая зрелость (digital-зрелость), уровень которой тесно связан с тем, насколько масштабно в бизнес-процессах, связанных с продвижением, взаимодействием с клиентами, управлением сотрудниками и т.п., используются современные цифровые технологии [2].

При разработке стратегии цифровой трансформации необходимо учитывать ключевые особенности компании и принимать во внимание оценку уровня цифровой зрелости, как результата многоаспектного исследования компании, связанного с анализом потенциала роста за счет более масштабного включения цифровых технологий в деятельность организации, с определением зон развития, в которых цифровые инициативы способны принести ощутимую пользу, и факторов конкурентоспособности в цифровой экономике [3].

Экономическая система в современной России находится под пристальным вниманием государственных органов, а достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы является одним из целевых показателей национальной программы «цифровая трансформация»1. Уровни целевого показателя были определены в матрице оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг, разработанной для контроля исполнения указа и отслеживания промежуточных результатов цифровой трансформации органов власти.

Для оценки цифровой зрелости коммерческих организаций существует ряд методик, доказавших свою эффективность, таких как Digital Maturity Benchmark [4] или Gartner Digital IQ Index [5]. Каждая из этих методик включает множество показателей для исследования и оценки, таких как уровень аналитики данных в компании, автоматизация продаж и т.п.

По открытости бизнес-процессов компании внешним наблюдателям их можно разделить на две группы:

1. Внешние процессы (видны клиентам):

- поддержка онлайн-присутствия характеризуется наличием точек контакта с компанией в Интернете, это может быть мобильное приложение, сайт и его мобильная версия, ведение соц-сетей от лица компании, каналы в мессенджерах и т.д.;

- использование различных видов рекламной онлайн-коммуникации или онлайн-продви-жения: контекстная, таргетированная реклама, поисковая оптимизация (SEO), реклама в социальных сетях (SMM), баннерная реклама, видеореклама, e-mail-маркетинг, нативная реклама;

- использование цифровых сервисов коммуникации: чаты, онлайн-формы и т.п., автоматизированные решения для коммуникации, например, чат-боты;

- упрощение взаимодействий с клиентом в процессе оказания услуги или продажи товара: оформление заявки/заказа онлайн, оплата в один клик и т.п.

2. Внутренние процессы (видны только сотрудникам):

- наличие электронного документооборота, автоматизированных информационных систем для поддержки процессов, реализуемых сотрудниками;

- наличие систем хранения и обработки данных, доступность аналитики данных для принятия решений;

- использование сервисов видеоконференций, чатов, таск-менеджеров (сервисов для постановки и мониторинга выполнения задач);

1 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 03.03.2023).

- состояние IT-инфраструктуры компании: интеграция различных систем, объединение сервисов в единое цифровое пространство, автоматизация бизнес-процессов компании, контроль над данными и цифровым периметром, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности реализуемых процессов.

По доступным данным можно оценить только внешние процессы, оценка внутренних процессов является коммерческой тайной и может стать достоянием гласности только с разрешения компаний. С учетом вышеприведенной дифференциации процессов и в рамках обозначенных ограничений на использование данных проведена оценка цифровой зрелости субъектов фитнес-индустрии в г. Пензе.

Для анализа внешних процессов компаний использованы открытые источники, включающие официальные сайты и группы в соцсетях, рейтинги на Google Maps и Яндекс.Картах, каналы на YouTube и мобильные приложения (при их наличии у компании). Оценка будет осуществляться по показателям, относящимся к внешним бизнес-процессам, приведенным выше. По подобным критериям анализирует уровень цифровой зрелости и компания SDI 360 [6], предоставляющая подобные услуги на российском рынке и имеющая собственную методику оценки данного показателя по трем направлениям:

- представленности компании в Интернете;

- продвижении и коммуникации с аудиторией;

- онлайн-продажам.

Для исследования рассмотрим шесть фитнес-клубов г. Пензы с оценкой в Google выше 4,0 и оценим их по параметрам, связанным с использованием цифровых сервисов и решений (табл. 1).

Таблица 1

Цифровая поверхность компаний фитнес-индустрии г. Пензы

Показатель Компания

Территория спорта Стайер ул. Суворова ZAVOD UNI-GYM Окружной ALEX FITNESS ОНЕЖСКИЙ Салют

Рейтинг на Google Maps 4,8 4,8 4,8 4,3 4,7 4,6

Рейтинг на Яндекс. Картах 4,4 4,3 4,9 4,5 4,8 4,9

Есть сайт Да Да Да Да Да Да

Мобильная версия сайта Да Да Да Да Да Да

Есть группы в соцсетях "Ж "Ж VK VK VK VK

Количество подписчиков в соцсетях 445 1346 4509 3,3 тыс. 12,4 тыс. 446

Канал на YouTube Нет Нет Нет Да Да Да

Кол-во подписчиков на YouTube - - 2,69 тыс. 14 тыс. 35

Мобильное приложение Нет Нет Нет Да Да Нет

Число скачиваний приложения - - - Более 1 тыс. Более 10 тыс. -

Наличие мессенджеров Нет Нет Нет Нет Нет Нет

Возможность онлайн-оплаты Нет Нет Нет Да Да Нет

Автоматизированная запись на занятия Нет Нет Да Да Да Нет

Онлайн-расписание тренировок Нет Нет Да Да Да Да

Проанализируем состав предоставляемых услуг (табл. 2).

Таблица 2

Виды услуг

Территория Стайер гЛУОБ ШЮУМ ALEX FITNESS Салют

спорта ул. Суворова Окружной ОНЕЖСКИМ

Персональные 1) Тренажерный 1) Тренажерный 1) Тренажерный 1) Тренажерный 1) Тренажерный

тренировки зал; зал; зал; зал; зал;

2) 2 сауны; 2) индивидуальные 2) персональные 2) индивидуаль- 2) индивидуаль-

3) спортивное и групповые тренировки; ные и групповые ные и групповые

питание; занятия; 3) групповой занятия; занятия;

4) солярий 3) детское фитнес; 3) зона бокса; 3) кардиозона;

вертикальный обучение 4) йога; 5) детские танцы; 6) боевые искусства; 7) спортивные секции; 8) фитнес-тестирование; 9) солярий 4) зона функционального тренинга; 5) кардиозона 4) зона сгоббри; 5) финские сауны

Исходя их данных, представленных в табл. 1, можно сделать следующие выводы:

1. Более высокий уровень цифровой зрелости характерен для клубов, работающих по франшизе. В данном случае вместе с ней клуб получает и цифровую интеграцию (UNI-GYM и ALEX FITNESS).

2. Пензенские клубы не делают ставку на мессенджеры.

3. VK (ВКонтакте) - самая популярная соцсеть, в которой представлены практически все клубы.

4. Высокий рейтинг клуба не обязательно коррелирует с его цифровой зрелостью. Очевидна ориентация фитнес-индустрии в Пензе на традиционные показатели эффективности бизнеса.

Следует также отметить, что группа VK клуба UNI-GYM Окружной является персональной группой клуба, а в случае ALEX FITNESS ОНЕЖСКИЙ используется общая группа VK бренда для пензенской франшизы. Поэтому серьезная разница в количестве подписчиков не может выступать объективным показателем для сравнения интенсивности присутствия компаний в социальной сети.

Ситуация с каналами на YouTube аналогичная, так как в первом случае канал принадлежит пензенским клубам, во втором - франшизе в целом.

Еще одной особенностью сетевых клубов, относящихся к именитому бренду, является наличие у них мобильных приложений. Это обусловлено внушительными финансовыми возможностями франчайзеров, вкладывающихся в развитие своего бренда в области стандартизации, в том числе путем внедрения единых цифровых сервисов для клиентов.

Мобильные приложения - это наиболее перспективный путь повышения уровня цифровой зрелости компании и широкий спектр возможностей для увеличения цифровой компоненты во всех процессах деятельности компании [7].

Однако мобильные приложения имеются только у двух рассматриваемых клубов. Остановимся на функционале приложений «Сеть фитнес-клубов UNI-GYM» и «ALEX FITNESS (ранний доступ)» подробнее:

1. Приложение сети клубов UNI-GYM обладает следующими возможностями:

- выбор своего клуба сети;

- просмотр расписания тренировок;

- возможность записи на тренировку;

- просмотр тренировок, на которые записан пользователь;

- новости клуба;

- личный кабинет;

- стандартный функционал - уведомления и техподдержка.

2. Приложение сети клубов ALEX FITNESS имеет схожий функционал:

- выбор своего клуба сети;

- просмотр расписания тренировок;

- возможность записи на тренировку;

- просмотр тренировок, на которые записан пользователь;

- информация о тренерах и абонементах;

- возможность покупки и онлайн-оплаты абонемента;

- просмотр статуса абонемента и договора;

- раздел «вопрос - ответ»;

- уведомления и т.д.

Проведенный анализ демонстрирует, что приложение ALEX FITNESS имеет более продвинутый набор функций и обеспечивает цифровое взаимодействие клиента с клубом на более высоком уровне из-за возможности мониторинга статуса абонемента. Клиенту больше не нужно обращаться к администратору, чтобы узнать, в какую дату истекает срок действия его тарифного плана, а также для продления абонемента.

С другой стороны, полученная информация о более низком уровне цифровизации несетевых клубов или студий является в целом ожидаемой для авторов. Для малого бизнеса в целом и для предпринимателей в фитнес-индустрии, в частности, имеет место существенный барьер на пути к продвинутой цифровизации, например, к созданию собственных мобильных приложений. Он обусловлен высокой стоимостью услуг профессиональных разработчиков программных решений. В таком случае одним из способов повышения цифровой зрелости малого бизнеса может стать самостоятельная разработка приложений при помощи технологии зерокодинга, т.е. путем использования специальных сервисов-конструкторов. Для такой разработки не требуется владеть навыками программирования.

На основании рассмотрения особенностей вышеприведенных субъектов фитнес-индустрии была создана система оценки уровня цифровой зрелости для организаций такого типа, применимая на этапе цифровой трансформации, характерном для Пензы (табл. 3).

Исходя из этого, уровень цифровой зрелости несетевых клубов и студий в основном можно охарактеризовать как «начальный» из-за внедрения в основном только базового цифрового функционала, такого как официальный сайт и группа в соцсети.

Уровень цифровой зрелости сетевых заведений можно определить как «базовый» в общем случае или «продвинутый» для наиболее автоматизированных субъектов индустрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для повышения уровня зрелости несетевых представителей фитнес-индустрии рекомендуется включать в цифровой периметр мобильное приложение с набором необходимых бизнесу функций, которые были проанализированы на примерах цифровых решений для франшиз. Для удешевления разработки компании могут использовать конструкторы мобильных приложений, которые имеют определенные ограничения на добавляемый к приложению функционал.

Однако малому бизнесу целесообразно включать в приложение базовый функционал, такой как расписание тренировок, и в данном случае минимальные вложения в виде оплаты публикации в магазине мобильных приложений посредством той или иной подписочной модели с большой вероятностью будут оправданы.

Таблица 3

Оценка уровня цифровой зрелости

Название уровня цифровой зрелости Характерные особенности Относящиеся к уровню организации из выборки

Нулевой Отсутствуют элементы цифровизации -

Начальный Сайт-визитка. Группы в соцсетях Территория спорта; Стайер ул. Суворова

Начальный Плюс Сайт с более широким функционалом, таким как запись на тренировки, но без онлайн-оплаты ZAVOD

Базовый Сайт с функционалом записи на тренировки и онлайн-оплаты. Базовое приложение с информацией для клиента и записью на тренировки, онлайн-оплата не реализована UNI-GYM Окружной

Продвинутый Продвинутая автоматизация бизнес-процессов через сайт или приложение - мониторинг состояния абонемента, решение большинства запросов клиента без участия сотрудников, приложение с расширенным функционалом, а также элементы предыдущих уровней. Элементы автоматизированного взаимодействия с клиентами в соцсетях (боты или формы) ALEX FITNESS ОНЕЖСКИЙ

Список литературы

1. Особенности цифровизации малого и среднего предпринимательства. URL: https://www.elibrary.ru (дата обращения: 03.03.2023).

2. Цифровая зрелость: как бизнесу быстрее расти и внедрять инновации. URL: https://roistat.com (дата обращения: 03.03.2023).

3. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить. URL: https://strategy.cdto. ranepa.ru (дата обращения: 03.03.2023).

4. Google Digital Maturity Benchmark. URL: https://digitalmaturitybenchmark.withgoogle.com (дата обращения: 03.03.2023).

5. Gartner Digital IQ Index. URL: https://www.gartner.com (дата обращения: 03.03.2023).

6. Официальный сайт компании SDI 360. URL: https://sdi360.ru (дата обращения: 03.03.2023).

7. Толмач А. Н., Алимов Д. А., Рындина С. В. Цифровые решения для фитнес-индустрии: анализ перспектив развития // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства : материалы VI Междунар. науч. интернет-конф. (г. Вологда, 14-17 июня 2022 г.). Вологда : ВолНЦ РАН, 2022. С. 607-611. URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 03.03.2023).

Информация об авторах Толмач Артем Николаевич, студент, Пензенский государственный университет.

Рындина Светлана Валентиновна, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры «Цифровая экономика», Пензенский государственный университет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.