Научная статья на тему 'ВЫЖИВАЕМОСТЬ ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ВЫЖИВАЕМОСТЬ ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-ИНДУСТРИЯ / ЭКОНОМИКА / ПАНДЕМИЯ / ФИТНЕС-ОБЪЕКТЫ / РОСПОТРЕБНАДЗОР / ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольцова Дарья Максимовна

В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулась фитнес-индустрия в 2020 г. Спортивная сфера одна из первых попала под удар новой коронавирусной инфекции и ограничительных мер. Последствия были, есть и еще долгое время будут ощутимы всеми участниками отрасли. Основные условия, от которых зависит выживаемость фитнес-индустрии, связаны с требованиями Роспотребнадзора, переходом фитнеса в сферу онлайн, возможностью государственной поддержки. Для анализа ситуации, которая складывается после открытия фитнес-объектов, рассмотрен опыт трех крупных игроков рынка: World Class, Topstretching, Alex Fitness. Проведен анализ их деятельности и выявлено, что онлайн-направление является перспективным для дальнейшего развития в индустрии. Онлайн-рынок получил мощный стимул для совершенствования. К тому времени как офлайн вернется к прежним объемам, онлайн-продукты станут неотъемлемой частью фитнес-индустрии. Как показывает практика, компании, имевшие достаточные финансовые и материальные ресурсы, смогли удержать свои позиции без серьезных потерь, в то время как более мелкие организации оказались скованы финансово. Также на основании полученных результатов в статье приведены рекомендации по дальнейшему функционированию объектов фитнес-индустрии: формата работы, ориентации деятельности, изменения условий труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SURVIVAL OF THE FITNESS INDUSTRY IN THE ECONOMIC CONDITIONS OF THE PANDEMIC

Thе article examines the challenges facing the fitness industry in 2020. The sports sector was one of the first to be hit by the new coronavirus infection and restrictive measures. The consequences were, are, and will be felt for a long time to come by all industry participants. The novelty of the study is explained by the fact that in 2020 the fitness industry was among the sectors of the economy that experienced the most negative impact of the pandemic. A large number of articles on this topic have been published in the media, however, there is very little scientific research

Текст научной работы на тему «ВЫЖИВАЕМОСТЬ ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Издательский портфель

УДК 796 ББК 75.7

Д.И. Кольцова

Выживаемость фитнес-индустрии в экономических условиях пандемии

В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулась фит-нес-индустрия в 2020 г. Спортивная сфера одна из первых попала под удар новой коронавирусной инфекции и ограничительных мер. Последствия были, есть и еще долгое время будут ощутимы всеми участниками отрасли. Основные условия, от которых зависит выживаемость фитнес-индустрии, связаны с требованиями Роспотребнадзора, переходом фитнеса в сферу онлайн, возможностью государственной поддержки. Для анализа ситуации, которая складывается после открытия фитнес-объектов, рассмотрен опыт трех крупных игроков рынка: World Class, Topstretching, Alex Fitness. Проведен анализ их деятельности и выявлено, что онлайн-направление является перспективным для дальнейшего развития в индустрии. Онлайн-рынок получил мощный стимул для совершенствования. К тому времени как офлайн вернется к прежним объемам, онлайн-продукты станут неотъемлемой частью фитнес-индустрии. Как показывает практика, компании, имевшие достаточные финансовые и материальные ресурсы, смогли удержать свои позиции без серьезных потерь, в то время как более мелкие организации оказались скованы финансово. Также на основании полученных результатов в статье приведены рекомендации по дальнейшему функционированию объектов фитнес-индустрии: формата работы, ориентации деятельности, изменения условий труда.

Ключевые слова: фитнес-индустрия, экономика, пандемия, фит-нес-объекты, Роспотребнадзор, отрасль

В условиях пандемии спортивная сфера как один из секторов экономики потерпела беспрецедентные убытки. По данным, опубликованным национальным фитнес-сообществом (НФС), в начале 2020 г. функционировало 13 000 фитнес-объектов, в отрасли было задействовано 768 тыс. сотрудников. В апреле-сентябре 2020 г. отмечается общее падение выручки в фитнес-индустрии примерно на 70% по отношению к общему объему рынка. За время локдауна обанкротилось около 30% объектов спорта в России1. Рабочие места потеряла пятая часть сотрудников - 140 тыс. человек2.

© Кольцова Д.И., 2021

Силина Е.В. Клубы раскачивают франшизу // Коммерсантъ. 2020. 19 окт. С. 10. Российская фитнес-инду-стрия в 2020 году потеряла 65 млрд рублей выручки из-за пандемии // Информационное телеграфическое агентство России (ИТАР-ТАСС). Официальный сайт. 18.12.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ ekonomika/10291585 (дата обращения: 03.01.2021).

2

Критическая ситуация связана, в первую очередь, с появлением и распространением новой коронавирусной инфекции, а также с падением спроса и обесцениванием валют - «страна бьет все рекорды экономического спада»3. Эти обстоятельства привели к тому, что большинству фитнес-объектов пришлось адаптироваться к новым экономическим реалиям. В связи с этим возникла острая необходимость в изменении системы работы для сохранения конкурентоспособности и возможности удержаться на рынке. Проблема заключается в том, что не каждый работодатель смог грамотно реорганизовать и выстроить рабочий процесс в этих условиях.

Целью исследования является изучение положения фитнес-ин-дустрии в экономических условиях пандемии. Для достижения данной цели были использованы такие методы, как: анализ СМИ, статистических данных НФС, наблюдение за развитием эпидемиологической ситуации и корреляционный анализ результирующего состояния фитнес-индустрии, сравнение объектов рынка фит-нес-услуг: World Class, Topstretching, Alex Fitness, контент-анализ официальных источников (НФС, официальных страниц World Class, Alex Fitness, Topstretching). В соответствии с этим определены основные нюансы фитнес-индустрии актуальные на сегодняшний день (начало 2021 г.), проанализирована работа ряда фит-нес-объектов с учетом их деятельности в нынешних условиях труда, на основе чего сделаны выводы о ключевых ошибках, которые могли спровоцировать приостановку или полное прекращение их трудовой деятельности.

Развитие рынка спортивно-оздоровительных услуг определяет степень эффективности и конкурентоспособности общественной и экономической модели государства4. Фитнес-индустрия - относительно молодой сегмент спортивной сферы в России. Основные направления в российском фитнесе включают: тренажерный зал, групповые программы, растяжку, TRX, бассейн. Последние годы фитнес-индустрия набирала популярность среди населения, люди все чаще стали обращать внимание на свой образ жизни и уделять больше времени занятиям спортом. За счет роста спроса индустрия начала активно развиваться, стали появляться новые направления, форматы фитнес-клубов и различные варианты абонементов. В марте 2020 г. фитнес-объектам пришлось столкнуться с необходимостью приостановить свою работу, что в дальнейшем повлекло за собой тяжелейшие экономические последствия. Индустрия понесла большие финансовые потери: продажа клубных карт, персональных тренировок была приостановлена, а расходы на заработную плату, ЖКХ, аренду в большинстве случаев не сократились. Фитнес-индустрия впервые потерпела такие убытки. В конце июня ограничения были сняты, но не все клубы смогли вернуться к работе. По сегодняшний день в начале 2021 г. идет восстановление отрасли, приспособление к новым условиям работы.

Далее приведены несколько причин, которые могли повлиять на развитие экономики фитнес-индустрии.

Требование Роспотребнадзора о соблюдение санитарно-эпидемиологических мер. Помимо задолженности по аренде, уплаты

3 Катасонов В. Цифры и факты // Красная линия. 18.04.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rlme. tv/podrobnosti/2020-04-18-tsifry-i-fakty-putin-eshche-ne-znaet-v-kakoy-dyre-rossiya-okazalas/ (дата обращения: 04.01.2021).

4 Валиев Ш.З. Особенности формирования и развития рынка фитнес-услуг // Вестник УГНТУ Серия экономика. №2 (24). 2018. С. 7-13.

ЖКХ, текущих кредитов, отрасль несет дополнительные затраты в среднем 200-300 тыс. рублей в месяц на один объект для выполнения санитарно-эпидемиологических требований5. Например, для соблюдения требования сохранения социальной дистанции необходимо было сократить количество человек на групповых занятиях, следить за количеством одновременного нахождения нескольких людей в помещении, проводить дезинфекцию оборудования, закупать специальные средства обработки поверхностей, средства защиты. Все это сказывается на расходной части, возможность принять данные условия прямо коррелирует с выживаемостью на рынке.

Пандемия коронавируса вынудила бизнес-объекты спорта перейти в онлайн. Процессы цифровизации отрасли ускорились в связи с масштабной изоляцией. Мобильные приложения, социальные сети, онлайн-платформы, онлайн-технологии стали основными каналами коммуникаций с потребителями. Весной 2020 г. для организации работы в онлайн-формате требовались дополнительные ресурсы и средства для обеспечения качественного предоставления услуг. После снятия ограничений и открытия фитнес-залов компании столкнулись с необходимостью вести работу по двум векторам - онлайн и офлайн. Это объясняется тем, что часть клиентов до сих опасаются эпидемиологической ситуации, по возможности остаются дома, продолжая пользоваться онлайн-продукта-ми фитнес-индустрии. При правильном удержании баланса между этими направлениями положение компании на рынке более стабильно.

Спрогнозировав банкротство, большие финансовые потери, сокращение штата сотрудников, представители фитнес-индустрии, общественного совета при Минспорте написали письмо от 24 марта на имя премьер-министра Михаила Мишустина с просьбой отсрочки арендной платы, моратория на налоги, кредитных каникул. В ответ на данное обращение государство ввело ряд фитнес-сетей в список системообразующих предприятий России, фитнес-от-расль же была включена правительством в список пострадавших отраслей. Департамент стратегического развития и реализации федеральных проектов Минспорта в лице Сергея Смирницкого утверждает, что государственная помощь была оказана в размере всего 1,5 млрд руб.6 В рамках этой помощи предприятия получили отсрочку по налоговым платежам, безвозвратные кредиты. Отдельной проблемой стал вопрос с арендодателями, так как около 90% фитнес-объектов находилось в аренде. Некоторым компаниям удалось договориться об отсрочки платежа или оплаты неполной стоимости, но не во всех случаях договоренности были соблюдены.

Для исследования рассмотрим практику наиболее популярных фитнес-объектов страны. Среди них World Class, Topstretching, Alex Fitness.

Бренд World Class существует на рынке с 1990 г., является крупнейшей и узнаваемой фитнес-корпорацией в России, оперирует 52 собственными и 51 франчайзинговыми клубами в 34 городах и 6 странах7. За время пандемии констатированы единичные случаи

Ментюкова С. Атлетике все тяжелее // Российская газета. № 8297. От 28.10.2020. С. 4.

Романова Т. «Разрушительное цунами» // Forbes. От 30.12.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www. forbes.ru/biznes/417589-razrushitelnoe-cunami-2020-god-stal-hudshim-za-vsyu-istoriyu-rossiyskoy-industrii (дата обращения: 03.01.2021).

World Class (2020). Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www. worldclass.ru/about/ (дата обращения: 07.01.2021).

5

6

7

закрытия клубов - по одному клубу в Москве и Санкт-Петербурге. Онлайн-направление в Instagram, YouTube-канале оказалось невероятно успешным, даже после открытия клубов летом 2020 г. спрос на продукты онлайн направления продолжает расти, компания активно развивает этот формат и дальше. Прямые эфиры тренировок посмотрели более 62 млн раз. Сейчас идет разработка программы «Второе дыхание», предназначенной для собственников клубов, которые оказались в сложной ситуации и не готовы определить дальнейший маршрут развития. В соответствии с этой программой они могут перейти под бренд World Class. Соответственно, он и возьмет на себя управление клубом, обучение персонала, улучшение финансовых показателей. Первые такие проекты планируется реализовать в Саратове и Екатеринбурге8. Также руководство организует различные коллаборации со Сбербанком, сетью Rixos, ресторанами здорового питания.

World class получил государственную поддержку, был внесен в список системообразующих предприятий. Компания дает рабочие места десяткам тысяч человек. Очевидно, фитнес-центр находится в особом положении, внутри него работа не останавливалась даже во время локдауна, проводились совещания, обучение, сейчас планируется открытие новых клубов, в том числе и заграницей. Сеть максимально сохранила и поддержала своих сотрудников. Налоговые каникулы были использованы как возможность сохранить зарплаты персоналу.

Компании удалось удержать свое положение за счет организации онлайн-тренировок с акцентом на обратную связь со стороны клиентов: нравится ли, как ведет себя тренер, каких элементов не хватает в занятии, удачно ли подобрана музыка, хорошо ли установлена камера. Каждый фидбэк был принят и обработан, это позволило улучшить онлайн-продукт. Также изначально подобранный персонал, работающий в клубе, смог проводить захватывающие тренировки, которые увлекали людей, что показывает статистика просмотров. Имело значение и разнообразие тренировок: от функционального до детского фитнеса. Каждый день проходили тренировки для любого уровня подготовки. Компания инвестировала средства в цифровую платформу, систему видеосъемки, что позволило сделать максимально качественный продукт. При этом тренировки проходили бесплатные, небольшой процент выручки компания получала только с индивидуальных занятий.

За время изоляции компания расширила свою клиентскую базу, и это оправдывает все инициальные вложения. World class сфокусировался на построении долгосрочных отношений с клиентом, перестраивается в диджитал, имеет в планах построить бизнес-модель, которая и в онлайне сможет приносить хорошую прибыль.

Компания Topstretching - сеть студий шпагата и функциональных тренировок. Услуги компании - онлайн- и офлайн-продукты. На рынке Topstretching функционирует с 2014 г., открыто 19 студий по всему миру (13 в Москве, 3 в регионах и 3 на международном рынке). Компания организовывает туры, марафоны, онлайн-

Партнерский проект «Ведомости&» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.vedomosti.ru/partner/ characters/2020/10/11/838510-igor-shashkin (дата обращения: 07.01.2021).

8

обучение от ведущих тренеров, регулярные мероприятия, создает фирменную одежду и инвентарь.

Во время масштабной изоляции работа компании не прекращалась - все усилия бизнес направил на онлайн-продукты. Организация провела ряд марафонов, открыла студию в онлайн-формате и продолжила индивидуальные тренировки. Для поддержания своей репутации, повышения узнаваемости компания вела канал на Ян-декс.Дзен, придумывала контент в Instagram, проводила совместные тренировки с популярными личностями на страницах известных брендов.

Компанией был создан уникальный бизнес-проект Topclub - единая платформа, где представлено множество тренировок различной направленности, рационы питания, библиотека образовательных материалов. Чтобы стать резидентом проекта, необходимо купить доступ и подписку на определенный период времени. Внутри можно найти скидки на услуги и продукты компании Topstretching и их партнеров. Регулярно проводятся мероприятия, челленджи, закрытые офлайн-события, где есть возможность даже выиграть приз.

Итак, помимо функционирующих офлайн-студий, среди которых нет ни одной закрывшейся в связи со сложной экономической ситуацией, компания активно развивает и совершенствует свои онлайн-продукты, занимается улучшением качества предоставляемых услуг, ищет новые точки роста. Во время пандемии, как и любой другой бизнес в фитнес-индустрии, компания ощущала трудности, но смогла с ними справиться за счет оперативной перестройки работы в онлайн-проекты, ориентации на потребностях клиентов, достаточно широкий рынок присутствия и хорошую узнаваемость.

В свою очередь, компания Alex Fitness - сеть фитнес-клубов, открытая в большинстве регионов России. Чтобы спасти свой бизнес, компания также переходила в онлайн, помимо тренировок, был запущен марафон Alexgame, сдавались тренажеры в аренду и продавались пакеты тренировок на закрытом портале GetCourse9. Тем не менее большого отклика на новые платные онлайн-услуги среди клиентов не отмечалось, по данным, предоставленным аналитиками президенту холдинга Alex Fitness Алексею Ковалеву.

В июле в Санкт-Петербурге было закрыто несколько спортивных клубов сети, только в марте убытки компании составили 150 млн рублей, в апреле - 250 млн рублей10. Весь топ-менеджмент работал без оплаты, деньги, заработанные на онлайн-продуктах, были направлены на зарплаты сотрудникам. Как правило, онлайн-трени-ровки бесплатны или очень дешевы, прибыль незначительна.

Осенью Роспотребнадзор выявил нарушения в клубе Alex Fitness: не соблюдалась социальная дистанция, не имелось рецир-куляторов для обеззараживания воздуха, посетители не носили маски между тренировками, не проводилась влажная уборка с дезинфицирующими средствами, не обрабатывались тренажеры, журнал уборки велся формально. Компания не проводила тестирование 10% персонала на коронавирус раз в две недели11. Вследствие чего в отношении должностного лица было возбуждено админи-

9 GetCourse. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://getcourse.

ru/ (дата обращения: 09.01.2021).

10 В Петербурге закрылись несколько спортивных клубов Alex Fitness и фит-нес-центр Hard Fitness [Электронный ресурс]. URL: https://paperpaper.ru/ papernews/2020/07/13/v-peterburge-zakrylis-neskolko-spo/ (дата обращения: 8.01.2021).

11 Крупный фитнес-клуб в Москве пригрозили закрыть за скученность тренажеров // От 21.10.2020. URL: https://www.interfax.ru/ russia/732461 (дата обращения: 09.01.2021).

стративное производство за нарушения противоэпидемиологиче-ского режима.

С учетом того, что компания перешла на режим работы в онлайн, были разработаны различные программы для клиентов, ей не удалось в полной мере удержать свои позиции на рынке. Причиной этого могли стать формат работы, лояльность клиентов к бренду, известность на рынке, финансовые ресурсы.

Часть фитнес-клубов была закрыта во время и после периода самоизоляции, связано это в большинстве случаев с низкой маржинальностью бизнеса фитнес-индустрии: в основном объекты функционируют за счет оборотных средств, а все продажи пришлось остановить в конце марта из-за введенного карантина.

Рассмотрев ситуацию трех фитнес-объектов отрасли, можно сделать вывод, что основная тенденция выживания бизнеса - запуск онлайн-продуктов в различных вариантах. Безусловно, решить все финансовые задачи, получить хорошую прибыль, хорошие показатели рентабельность - переход в онлайн не позволил, но это стало для кого-то, помимо возможности удержаться на рынке, новым вектором развития бизнеса. За развитием диджитала будущее в фит-нес-индустрии, кто быстрее адаптируется и создаст лучшую модель бизнеса, комбинирующую онлайн- и офлайн-форматы ^гее^еЫ и brownfield), тот и займет лидирующие позиции на рынке.

Помимо этого, важна позиция и репутация компании, сложившаяся до введенного повсеместного карантина. Как показывает практика, крупные игроки рынка смогли пережить финансовые трудности, в то время как более мелкие компании, в силу недостаточного запаса ресурсов, оказались более подвержены изменениям. Необходимо соблюдать требования Роспотребнадзора, так как при внезапной проверке владелец может понести серьезные финансовые потери.

Таблица 1

Аналитика посещений объектов фитнес-индустрии с 2018-2020 гг. в России (данные 1С: Фитнес-клуб)

Дата Значение (чел)

01.01.2018 7 442 660

01.03.2018 9 698 550

01.06.2018 7 129 430

01.09.2018 7 442 290

01.01.2019 9 102 960

01.03.2019 11 417 380

01.06.2019 7 730 730

01.09.2019 7 850 670

01.01.2020 9 492 280

01.03.2020 8 507 020

01.06.2020 1 183 830

01.09.2020 7 354 630

01.01.2021 (до 9 января) 1 600 460

Рис. 1. Статистика посещений фитнес-объектов в России за 2018-2020 гг.

По данным НФС, 65% участников отрасли работают в убыток, у остальных прибыль едва его покрывает, доходы и расходы примерно равны12. Основные рекомендации заключаются в ведении бизнеса по нескольким направлениям, формировании финансовой подушки, грамотном планировании работы и юридическом оформлении. В дальнейшем на рынке прочно утвердится комбинация двух форматов тренировок, различные совмещенные проекты (phydgital), персонализация услуг, произойдет смена концепции клубов фитнес-индустрии. Посещаемость фитнес-клубов восстанавливается. В августе 2020 г. падение достигало 38,4%, в декабре 2020 г. - 26,8% к аналогичным периодам годом ранее, в начале января 2021 г. - на 20% к показателю 2020 г. (табл. 1). По прогнозам НФС, при самом благоприятном развитии сценария фитнес-инду-стрия сможет вернуться к докризисным показателям к 2023 г, это минимальный срок при условии, что ситуация с СОУГО-19 не изменится в худшую сторону.

12 НФС. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://nationalfitness.ru/ (дата обращения: 05.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.