Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ В АПТЕЧНОМ СЕГМЕНТЕ РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ В АПТЕЧНОМ СЕГМЕНТЕ РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фармацевтический рынок / лекарственные средства / аптечный сегмент / уровень рыночной концентрации / слияния и поглощения / структура рынка / конъюнктура рынка / pharmaceutical market / medicines / pharmacy segment / level of market concentration / mergers and acquisitions / market structure / market conditions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстратов Александр Владимирович, Овод Алла Ивановна, Солянина Виктория Александровна, Оганнисян Карина Грачиковна

Формирование и развитие аптечного сегмента российского фармрынка на протяжении длительного времени происходит под влиянием факторов рыночной конъюнктуры, которые изменяют его структуру, поэтому трансформации, происходящие на рынке, интересны с точки зрения дальнейших перспектив развития аптечного сегмента фармацевтического рынка. Структурные изменения в аптечном сегменте российского фармрынка создают новую конфигурацию субъектов рынка, а следовательно, влияют на уровень конкурентоспособности, что, в свою очередь, влияют на уровень доступности лекарств, ценовую политику аптечных учреждений и широту ассортимента лекарственных средств. Фактор конкуренции и количество участников аптечного сегмента фармрынка влияют в конечном итоге на объем предложения, что приводит к установлению равновесной рыночной цены. Целью данного исследования является оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте российского фармацевтического рынка в 2022–2023 годах. Установлено, что индексы рыночной концентрации, рассчитанные за выбранный период, свидетельствуют о постепенном увеличении рыночной концентрации субъектов аптечного сегмента российского фармрынка и выявленной тенденции в сторону олигополизации. Тенденция к олигополизации, хотя и выражена слабо, однако каждая из крупных аптечных сетей с каждым годом и кварталом осуществляет активную экспансию в регионы и расширяет свое представительство в аптечном сегменте. Как правило, субъекты аптечного сегмента расширяют свои сети в результате интеграционных процессов слияний и поглощений. В результате проведенной оценки уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте российского фармрынка было установлено, что рыночная конъюнктура в настоящий момент способствует осуществлению процессов интеграционного взаимодействия по горизонтальному типу, что подтверждается рассчитанными индексами рыночной концентрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евстратов Александр Владимирович, Овод Алла Ивановна, Солянина Виктория Александровна, Оганнисян Карина Грачиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF MARKET CONCENTRATION IN THE PHARMACY SEGMENT OF THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET

The formation and development of the pharmacy segment of the Russian pharmaceutical market for a long time has been influenced by market factors that change its structure, therefore, the transformations that occur in the market are interesting from the point of view of further prospects for the development of the pharmacy segment of the pharmaceutical market. Structural changes in the pharmacy segment of the Russian pharmaceutical market create a new configuration of market entities, and therefore affect the level of competitiveness, which, in turn, affects the level of availability of medicines, the pricing policy of pharmacies and the breadth of the range of medicines. The factor of competition and the number of participants in the pharmacy segment of the pharmaceutical market ultimately affect the volume of supply, which leads to the establishment of an equilibrium market price. The purpose of this study is to assess the level of market concentration in the pharmacy segment of the Russian pharmaceutical market in 2022-2023. It is established that the market concentration indices calculated for the selected period indicate a gradual increase in the market concentration of subjects of the pharmacy segment of the Russian pharmaceutical market and the revealed trend towards oligopolization. The trend towards oligopolization, although poorly expressed, however, each of the large pharmacy chains is actively expanding into the regions every year and quarter, and expanding its representation in the pharmacy segment. As a rule, pharmacy segment entities expand their networks as a result of integration processes of mergers and acquisitions. As a result of the assessment of the level of market concentration in the pharmacy segment of the Russian pharmaceutical market, it was found that the market situation currently contributes to the implementation of integration processes of a horizontal type, which is confirmed by calculated indices of market concentration.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ В АПТЕЧНОМ СЕГМЕНТЕ РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА»

ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 339.7 DOI: 10.24412/2071-6435-2024-1-119-137

ОЦЕНКА УРОВНЯ РЫНОЧНОЙ

КОНЦЕНТРАЦИИ В АПТЕЧНОМ

СЕГМЕНТЕ РОССИЙСКОГО

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Формирование и развитие аптечного сегмента российского

фармрынка на протяжении длительного времени происходит

под влиянием факторов рыночной конъюнктуры, которые

изменяют его структуру, поэтому трансформации, проис-

ходящие на рынке, интересны с точки зрения дальнейших

перспектив развития аптечного сегмента фармацевтического

рынка. Структурные изменения в аптечном сегменте россий-

ского фармрынка создают новую конфигурацию субъектов

рынка, а следовательно, влияют на уровень конкурентоспо-

собности, что, в свою очередь, влияют на уровень доступности

лекарств, ценовую политику аптечных учреждений и широту

ассортимента лекарственных средств. Фактор конкуренции

и количество участников аптечного сегмента фармрынка вли-

яют в конечном итоге на объем предложения, что приводит

к установлению равновесной рыночной цены. Целью данного

исследования является оценка уровня рыночной концентрации

в аптечном сегменте российского фармацевтического рынка

в 2022-2023 годах. Установлено, что индексы рыночной кон-

центрации, рассчитанные за выбранный период, свидетель-

ствуют о постепенном увеличении рыночной концентрации

субъектов аптечного сегмента российского фармрынка и вы-

явленной тенденции в сторону олигополизации. Тенденция

к олигополизации, хотя и выражена слабо, однако каждая из

крупных аптечных сетей с каждым годом и кварталом осу-

ществляет активную экспансию в регионы и расширяет свое

представительство в аптечном сегменте. Как правило, субъекты

аптечного сегмента расширяют свои сети в результате инте-

грационных процессов слияний и поглощений. В результате

проведенной оценки уровня рыночной концентрации в ап-

течном сегменте российского фармрынка было установлено,

что рыночная конъюнктура в настоящий момент способствует

осуществлению процессов интеграционного взаимодействия

по горизонтальному типу, что подтверждается рассчитанными

индексами рыночной концентрации.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, лекарственные

А. В.Евстратов

А. И. Овод

В. А. Солянина

К. Г. Оганнисян

119

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

средства, аптечный сегмент, уровень рыночной концентрации, слияния и поглощения,

структура рынка, конъюнктура рынка.

Для цитирования: Евстратов А.В., Овод А.И., Солянина В.А., Оганнисян К.Г. Оценка

уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте российского фармацевтического

рынка // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 1. С. 119-137. DOI:

10.24412/2071-6435-2024-1-119-137

Введение

Лекарственное обеспечение населения страны для экономики

Российской Федерации не теряет своей актуальности, так как фарма-

цевтический рынок традиционно относят к социально значимым, ввиду

того, что доступность лекарственных средств и качественная медицинская

помощь создают предпосылки для поддержания здоровья человека, кото-

рый участвует в процессе создания общественного и частного блага [17].

Развитие фармацевтического рынка напрямую связано с достижением

необходимого уровня доступности лекарственных средств для населения

страны и коррелирует с количеством аптечных учреждений на душу

населения, так как от количества предложения, которое сформировано

на рынке, зависит равновесная цена, которая и характеризует уровень

доступности лекарственных средств необходимых для поддержания

здоровья человека [4; 11].

По мнению исследователей, труды которых посвящены изучению

аптечного сегмента российского фармрынка [2; 7; 9; 10; 18], формиро-

вание и развитие аптечных сетей в нем находится в активной стадии,

и конфигурация структуры сегмента будет подвержена дальнейшим

трансформациям. В последние 2-3 года активно возникают сервисы

дистанционного заказа лекарственных средств, и динамика развития

фармкомпаний в этой сфере высока [3; 19]. Вследствие актуальности

и востребованности сервисов дистанционного заказа стало даже необ-

ходимым оптимизировать размещение аптечных учреждения на основе

геомаркетингового анализа — исследования на эту актуальную тему

уже начались [13].

Структурные преобразования, происходящие на российском фарм-

рынке, свидетельствуют о том, что аптечный сегмент является одним из

динамично развивающихся, где активно осуществляются интеграционные

процессы слияний и поглощений [6], о чем и свидетельствует проведенный

маркетинговый анализ ключевых трендов развития фармацевтического

рынка России [12]. В условиях санкционного давления на российскую

120

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

экономику актуальными остаются вопросы, связанные с обеспеченностью

лекарственным средствами, так как импортозависимость российского

фармацевтического рынка остается очень высокой, вследствие чего

в экономике и возникают схемы параллельного импорта лекарственных

средств [8], что с учетом сложившейся геополитической ситуации в мире

определяет новые тенденции развитии мирового фармрынка [1].

Целью данного исследования является оценка уровня рыночной

концентрации субъектов в аптечном сегменте российского фармацев-

тического рынка в период 2022-2023 годов.

Методология и методы исследования

При проведении исследования были использованы статистические

данные информационно-аналитических порталов и маркетинговых

агентств, посвященные развитию российского фармрынка, характеризу-

ющие текущее положение в аптечном сегменте российского фармрынка

в период 2022-2023 годов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первом этапе проводится оценка текущего положения аптечного

сегмента российского фармацевтического рынка, что позволяет выявить

основные тенденции в изменении численности аптечных учреждений,

а также причины произошедших структурных преобразований. Также

осуществляется ранжирование аптечных сетей по различным критериям

оценки, среди которых необходимо выделить: выручку и долю рынка

аптечной сети (в стоимостном выражении); численность аптечных учреж-

дений в аптечной сети; выручку на 1 аптечное учреждение. Кроме того,

в процессе исследования рассматриваются механизмы существования

маркетинговых союзов аптечных сетей, а также сервисов дистанцион-

ного заказа лекарственных средств, характеризующих уровень развития

аптечного сегмента российского фармацевтического рынка.

На втором этапе проводится оценка уровня рыночной концентрации

в аптечном сегменте российского фармацевтического рынка с использо-

ванием индексов простой концентрации, а также индекса Херфиндаля-

Хиршмана с дальнейшей интерпретацией полученных результатов. По

итогам проведенной оценки уровня рыночной концентрации в аптечном

сегменте фармрынка был сделан вывод о перспективах дальнейшего

развития и тенденциях, связанных с изменением уровня рыночной

концентрации по итогам 2022 и 2023 годов.

При разработке темы оценки уровня рыночной концентрации в ап-

121

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

течном сегменте российского фармрынка использованы методы об-

щенаучного познания, среди которых в первую очередь необходимо

выделить индукцию, дедукцию, синтез и анализ.

Результаты исследования, обсуждение

Формирование и развитие структуры аптечного сегмента российского

фармрынка находится в активной стадии происходящих в ней трансфор-

мационных процессов, которые подтверждаются увеличением количе-

ства аптечных учреждений. На рисунке 1 представлена классификация

аптечного сегмента российского фармрынка в III квартале 2023 года

с выделением группы аптечных учреждений, относящихся к федераль-

ным, межрегиональным, региональным и локальным аптечным сетям

(с выделением одиночных аптечных учреждений, которые занимают

16% в общей структуре аптечного сегмента российского фармрынка).

одиночные

Рисунок 1. Классификация аптечного сегмента российского фармрынка

в III квартале 2023 года

Источник: составлено авторами по данным сборника «DSM Group»

В результате проведенного анализа конъюнктуры рынка, было опре-

делено количество торговых точек в лидирующих аптечных сетях рос-

122

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

сийского фармрынка по итогам I—III кварталов 2023 года. В таблице 1

справочно указано количество аптечных учреждений, входящих в кон-

кретную аптечную сеть.

Таблица 1

Количество торговых точек в лидирующих аптечных сетях

российского фармрынка по итогам I-III кварталов 2023 года

№ Название аптечной сети доля в аптечном сегменте,% количество торговых точек в аптечной сети

1 «Ригла» 8,6 4 013

2 «Апрель» 7,0 7 000

3 «Планета здоровья» 6,2 2 350

4 «Эркафарм + Мелодия здоровья» 5,4 2 214

5 «Имплозия» 5,2 5 144

6 «Нео-Фарм» 4,2 1 208

7 «ИРИС» 4,1 2 735

8 «36,6» 4,1 1 932

9 «Вита» 3,6 2 481

10 «Фармленд» 3,5 2 032

11 «Е-аптека» 1,7 257

12 «Максавит» 1,4 941

13 «Фармаимпекс» 1,3 763

14 «Здоров.ру» 1,2 97

15 «Социальная аптека» 1,0 650

Источник: составлено авторами по данным

маркетингового агентства «DSM Group»

Необходимо отметить, что размер аптечной сети, количество аптеч-

ных учреждений и доля рынка, не находятся в прямой зависимости,

и некоторые компании, входящие в ТОР-15 аптечных сетей российского

фармрынка, не всегда обладают широким представительством на ре-

гиональном уровне, и, соответственно, не обладают большим количес-

твом торговых точек. На рисунке 2 представлена структура сегмента

аптечных сетей российского фармрынка за I-III кварталы 2023 года.

Необходимо отметить высокий уровень конкуренции в аптечном сег-

менте российского фармрынка, который тем не менее на протяжении

анализируемого периода показал тенденцию к увеличению индексов

рыночной концентрации, рассчитанных по выбранным показателям.

123

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

Процессы консолидации аптечных сетей с увеличением индексов

рыночной концентрации сопровождаются одновременным увеличением

количества аптечных учреждений. На рисунке 3 представлена динамика

изменения количества аптечных учреждений в период 2017-2023 годов.

Рисунок 2. Структура сегментааптечных сетей российского фарырынка за

I-III ксерталы 2С2егуХч ХСсняасшсе, у%, в етсиуосйном еырожонии)

Источник:составленоавторамиподанным маркетинговогоагентства

«DSM Group»

80000 70423 73978 ж

59441 62422 63954 '///. 64495 777/

50000 40000 30000 20000 10000 1 1 Ж 1 Ж т ш

0 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Рисунок 3. Количество аптечных учреждений российского

фармрынкав2017-2023годах

Источник:составленоавторамипо данным маркетингового

агентства «DSM Group»

124

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

Увеличение количества аптечных учреждений и процессы консо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лидации аптечных сетей на российском фармрынке происходят одно-

временно, тем самым свидетельствуя о потенциале развития аптечного

сегмента, в котором количество АУ за 7 лет (в период с 2017 по 2023 год)

в среднем в год увеличивалось на 2422.

Для определения уровня концентрации участников аптечного сегмента

российского фармрынка за I-III кварталы 2023 года были использованы

индекс Херфиндаля-Хиршмана и индекс простой концентрации для

3,4,5 участников рынка[1].

1) Коэффициент концентрации участников аптечного сегмента рос-

сийского фармрынка:

CRn = E?=i Si, i = 1,2,... n, (1)

где S. — размер аптечной сети (рыночная доля на российском фар-

мрынке); k — количество аптечных сетей российского фармрынка,

выбранное для расчета индекса простой концентрации.

Расчет индекса простой концентрации для участников аптечного сег-

мента российского фармрынка позволил получить следующий результат:

— для трех: CR3= 8,6+7,0+6,2= 21,8%;

— для четырех: CR4= 8,6+7,0+6,2+5,4= 27,2%;

— для пяти: CR5= 8,6+7,0+6,2+5,4+5,2= 32,4%.

Таким образом, значения индекса простой концентрации для трех,

четырех и пяти участников аптечного сегмента российского фармрын-

ка свидетельствуют о невысоком уровне рыночной концентрации по

итогам I-III кварталов 2023 года.

2) Индекс Херфиндаля-Хиршмана был рассчитан как сумма квадратов

рыночных долей субъектов аптечного сегмента российского фармрынка:

HHI = I S2, (2)

где N — общее число участников аптечного сегмента российского

фармрынка. Исходя из того факта, что доля рынка каждой из ТОР-5

аптечных сетей не превышает 10%, то для расчета индекса Херфиндаля-

Хиршмана возведем в квадрат первые 5 компаний.

125

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

HHI = 8,62+7,02+6,22+5,42+5,22= 73,96+49,0+38,44+29,16+27,04=190,6

Так как HHI<1000, то уровень концентрации участников аптечного

сегмента фармрынка является очень низким, что свидетельствует о на-

личии тенденций к монополистической конкуренции.

Для более детального изучения аптечного сегмента российского

фармрынка выделим в отдельную группу маркетинговые ассоциации

аптечных сетей, и также рассчитаем для них индексы рыночной кон-

центрации. В таблице 2 представлены данные по маркетинговым ассо-

циациям, лидирующим в аптечном сегменте российского фармрынка

в I-III кварталах 2023 года.

Таблица 2

Маркетинговые ассоциации, лидирующие в аптечном

сегменте российского фармрынка в МП кварталах 2023 года

№ Название мар- кетинговой ас- социации средний доля рынка Д количество аптечных точек 2023

чек руб 2023,% в 2023,%

1 АСНА 595 17,97 1,16 17 613

2 ПроАптека 506 12,74 19,50 10 576

3 МФО 502 11,06 26,60 9 381

4 Созвездие 528 5,91 21,20 7 481

5 Весна 544 2,54 63,60 3 673

Источник: рассчитано авторами по данным маркетингового

агентства «DSM Group»

Как видно из представленных данных, занимаемая доля рынка и коли-

чество аптечных точек соответствуют ранжированию, осуществленному

в представленном рейтинге. Здесь наблюдается прямая зависимость: чем

больше торговых точек, тем выше доля рынка маркетинговой ассоциации

аптечной сети. При этом, необходимо отметить, что в аптечных сетях,

в процессе изучения ТОР-15 компаний подобная зависимость выявле-

на не была. Составим круговую диаграмму для лучшей визуализации

структуры рынка (рисунок 4).

Для определения уровня концентрации маркетинговых ассоциаций

аптечного сегмента фармрынка были также использованы индексы

Херфиндаля-Хиршмана и индекс простой концентрации для 3,4,5 участ-

ников рынка.

126

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте...

.АСНА; 17,97

Остальные МА;

49,88

.ПроАптека; 12,74

.МФО; 11,06

Созвездие; 5,91

Рисунок4.Маркетинговыеассоциации,лидирующие ваптечном сегменте

российскогофармрынка в1-Шкварталах2023 года

Источник: составлено авторами по данным маркетингового агентства

«DSM Group»

3) Коэффициент концентрации участников маркетинговых ассоци-

аций аптечного сегмента российского фармрынка:

где S - размер маркетинговой ассоциации аптечной сети (рыночная

доля на российскомфармрынке);k — количество маркетинговых ассо-

циаций аптечных сетей российского фармрынка, выбранное для расчета

индекса простой концентрации.

Расчет индекса простой концентрации для трех участников мар-

кетинговых ассоциаций аптечного сегмента российского фармрынка

позволил получить следующие результаты:

— для трех участников: CR3= 17,97+12,74+11,06= 41,77%;

— для четырех участников: CR4= 17,97+12,74+11,06+5,91= 47,68%;

— для пяти участников: CR5= 17,97+12,74+11,06+5,91+2,54= 50,22%.

Таким образом, значения индекса простой концентрации для трех,

четырех и пяти участников маркетинговых ассоциаций аптечного сег-

мента российского фармрынка свидетельствуют о достаточно высоком

(3)

127

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

уровне рыночной концентрации по итогам за I-III кварталы 2023 года.

4) Индекс Херфиндаля-Хиршмана был рассчитан как сумма квадра-

тов рыночных долей маркетинговых ассоциаций аптечного сегмента

российского фармрынка:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HHI = £ S2 (4)

где N — общее число участников маркетинговых ассоциаций аптечного

сегмента российского фармрынка. Исходя из того факта, что доля рынка

третьей и четвертой компаний из ТОР-5 маркетинговых ассоциаций

аптечных сетей не превышает 6%, для расчета индекса Херфиндаля-

Хиршмана возведем в квадрат первые 5 компаний.

HHI = 17,972+12,742+11,062+5,912+2,542= 322,92+162,3+122,32+34,93

+6,45=648,92

Так как HHI<1000, то уровень концентрации участников маркетин-

говых ассоциаций аптечного сегмента фармрынка является низким, что

свидетельствует о наличии тенденций к монополистической конкурен-

ции. Но, тем не менее, по сравнению с аптечными сетями является более

концентрированным и приближается по своей структуре к состоянию

олигополии со средним уровнем рыночной концентрации.

Развитие аптечного сегмента российского фармрынка происходит

очень динамично, и не всегда доля рынка, филиальная сеть по всей стра-

не или выручка на одно аптечное учреждение являются показателями,

которые обеспечивают стабильное положение в рейтингах фармацев-

тических компаний. Например, если рассматривать рейтинг аптечных

сетей по среднему чеку в I-III кварталах 2023 года, то на первые места

выходят аптечные сети, которые в рейтингах по доле рынка и количе-

ству аптечных учреждений находятся за пределами ТОР-10 аптечных

сетей (таблица 3).

Таблица 3

Стоимость среднего чека и количество чеков в аптечных сетях

российского фармрынка по итогам I-III кварталов 2023 года

№ Название аптечной сети стоимость среднего чека, рублей количество чеков

1 «Омнифарм» 3 958 5 532

2 «Губернские аптеки» 1 132 17 751

3 «Монастырев.рф» 1 003 25 146

128

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

№ Название аптечной сети стоимость среднего чека, рублей количество чеков

4 «Ваша № 1» 926 47 382

5 «Нео-фарм» 870 35 750

6 «Аптечная сеть 36,6» 825 21 226

7 «Ригла» 761 24 345

8 «Максавит» 701 18 689

9 «Фармленд» 683 21456

10 «Алоэ» 680 22 747

11 «Гармония» 651 21 749

12 «Волгофарм» 646 25 286

13 «Апрель» 620 13 990

14 «Липецкфармация» 593 15 077

15 «Северо-Запад» 567 12 386

Источник: рассчитано авторами по данным маркетингового

агентства «DSM Group»

Аналогично стоимости среднего чека и количеству чеков в аптечных

сетях российского фармрынка по итогам I-III кварталов 2023 года был

получен рейтинг по выручке на одно аптечное учреждение (таблица

4), в котором на первых местах по эффективности функционирования

находятся сервисы дистанционного заказа «Здоров.ру» и «Е-аптека»,

которые очень динамично начали свое развитие и в среднем в 2-3 раза

работают эффективнее относительно среднего показателя других ап-

течных сетей на российском фармрынке.

Таблица 4

Выручка на 1 аптечное учреждение в аптечных сетях

российского фармрынка по итогам I-III кварталов 2023 года

№ Название аптечной сети выручка на 1 аптеч- ное учреждение количество аптеч- ных учреждений

1 «Здоров.ру» 160824742 97

2 «Е-аптека» 84 046 692 257

3 «Нео-Фарм» 44 288 079 1 208

4 «Монастырев.рф» 35 227 272 264

5 «Планета Здоровья» 33319148 2 350

6 «Эркафарм + Мелодия здо- ровья» 30 668473 2 214

7 «Губернские аптеки» 29 383 886 422

129

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

№ Название аптечной сети выручка на 1 аптеч- ное учреждение количество аптеч- ных учреждений

8 «Ригла» 27 111 886 4 013

9 «Аптечная сеть 36,6» 26 552795 1 932

10 «Фармленд» 21 653543 2 032

11 «Алоэ» 21 492007 563

12 «Фармаимпекс» 21 363040 763

13 «Социальная аптека» 20 307692 650

14 «ИРИС» 18 903107 2 735

15 «Максавит» 18 809776 941

Источник: рассчитано авторами по данным маркетингового

агентства «DSM Group»

Для расчета уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте

российского фармрынка в 2022 году представим данные по уровню

развития аптечного сегмента и систематизируем их в таблице 5.

Таблица 5

Количество аптечных учреждений в аптечных сетях

российского фармрынка и доля рынка (%, в стоимостном

выражении) по итогам 2022 года

№ Название аптечной сети млн рублей доля рын- ка,% количество аптеч- ных учреждений

1 «Ригла» 133400 8,0 3 661

2 «Апрель» 112400 6,7 5 372

3 «ИРИС» 85 100 5,1 3 341

4 «Эркафарм + Мелодия здоровья» 80 800 4,8 2 037

5 «Аптечная сеть 36,6» 67 300 4,0 1 814

6 «Нео-Фарм» 67 200 4,0 1 081

7 «Имплозия» 64 600 3,8 4 308

8 «Вита» 59 300 3,5 2 378

9 «Планета здоровья» 57 500 3,4 2 325

10 «Фармленд» 54 400 3,2 1 873

11 «Е-аптека» 26 700 1,6 276

12 «Максавит» 24 800 1,5 858

13 «Здоров.ру» 19 500 1,2 98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 «Фармацевт+» 18 900 1,1 624

15 «Алоэ» 16 100 1,0 534

Источник: рассчитано авторами по данным маркетингового агентства

«DSM Group»

130

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

Для определения уровня концентрации участников аптечного сегмента

российского фармрынка за ,2022 год были также (как и за I-III кварта-

лы 2023 года) испол ьз ованы индекс Херфиндаля-Хиршмана и индекс

простой концентрации дм 3,4,5 участников рынка.

5) Ко эффифирнт концентра2ии уч астников аптечного сегмента рос-

сийского фармрынка в 2022 году:

где S- размер аптечной сети (рыночная доля на российском фармрын-

ке); k — количество аптечных сетей российского фармрынка, выбранные

для расчета индекса простой концентрации.

Расчет индекса простой концентрации для трех участников аптеч-

ного сегмента российского фармрынка в 2022 году позволил получить

следующий результат:

— для трех участников: CR3= 8,0+6,7+5,1= 19,8%;

— для четырех участников: CR4= 8,0+6,7+5,1+4,8= 24,6%;

— для пяти участников: CR5= 8,0+6,7+5,1+4,8+4,0= 28,6%.

Таким образом, значения индекса простой концентрации для трех,

четырех и пяти участников аптечного сегмента российского фармрын-

ка свидетельствуют о невысоком уровне рыночной концентрации по

итогам 2022 года.

6) Индекс Херфиндаля-Хиршмана был рассчитан как сумма квадратов

рыночных долей субъектов аптечного сегмента российского фармрынка

в 2022 году:

где N — общее число участников аптечного сегмента российского

фармрынка. Исходя из того факта, что доля рынка каждой из ТОР-5

аптечных сетей в 2022 году не превышает 10%, для расчета индекса

Херфиндаля-Хиршмана возведем в квадрат первые 5 компаний.

HHI = 8,02+6,72+5,12+4,82+4,02= 64+44,89+26,01+23,04+16=173,94.

Так как HHI<1000, то уровень концентрации участников аптечно-

(5)

HHI = £ S?

(6)

131

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

го сегмента фармрынка является очень низким, что свидетельствует

о наличии тенденций к монополистической конкуренции. Тем не менее

в 2022 году данный рынок являлся менее концентрированным по срав-

нению с 2023 годом.

Заключение

В результате осуществленной оценки уровня рыночной концентра-

ции в аптечном сегменте российского фармацевтического рынка было

выявлено, что связь уровня рыночной концентрации субъектов рынка

с наличием конкурентоспособной среды является устойчивой, так как

только количество компаний на рынке и его сегментах напрямую способ-

но повлиять на уровень конкурентоспособности. Было установлено, что

чем больше компаний присутствует на рынке, тем меньше вероятность

возникновения монопольных тенденций. Кроме того, выявлено, что

для формирования конкурентоспособной среды на российском фар-

мацевтическом рынке необходимо наличие структуры, которая будет

находиться на интервале количества участников рынка (олигополия <—>

монополистическая конкуренция), когда количество субъектов рынка

чуть больше, чем в олигополии, но меньше чем в монополистической

конкуренции. И в результате изменения уровня рыночной концентра-

ции в подобной ситуации структура будет переходить либо в состояние

олигополии, либо в состояние дифференцированной монополистической

конкуренции.

Преобразования, которые возникают в аптечном сегменте на фарма-

цевтическом рынке в результате макроэкономической нестабильности,

способны изменять текущее положение на рынке и влиять на дальнейшее

формирование и развитие рынка. Было установлено, что конъюнктурные

преобразования на фармацевтическом рынке могут существенно изме-

нить конкурентные позиции аптечных сетей, тем самым создавая основу

для новой конфигурации структуры рынка и создания дополнительных

барьеров для входа на рынок (или же, наоборот, снижения уровня су-

ществующих барьеров). Получается, что и структура, и конъюнктура

рынка, являются взаимозависимыми характеристиками развития ры-

ночных отношений, которые создают импульс для изменения текущего

конкурентного положения фармацевтических компаний.

В результате осуществленной оценки уровня рыночной концентра-

ции в аптечном сегменте российского фармацевтического рынка было

132

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

выявлено, что аптечный сегмент развивается достаточно интенсивно

и формирование его структуры на данный момент еще не завершено.

Аптечный сегмент российского фармрынка имеет низкий уровень

концентрации (если производить расчеты только по аптечным сетям),

что свидетельствует о небольшом количестве аптечных сетей на рын-

ке, а структура рынка, которая в настоящий момент сложилась, соот-

ветствует состоянию монополистической конкуренции. Тем не менее

необходимо отметить, что на российском фармрынке зафиксирована

слабо выраженная тенденция к олигополизации аптечного сегмента,

что подтвердилось полученными результатами, которые выражаются

в повышении индексов рыночной концентрации на протяжении иссле-

дуемого периода в 2022-2023 годах.

Литература

1. Близняк О. В., Уранова В. В. Современные тенденции развития

мирового фармацевтического рынка // Тенденции развития

науки и образования. 2023. № 97-9. С. 163-167.

2. Бушина Н. С., Зюкин Д. А. Методический подход к оцен-

ке конкурентоспособности подразделений аптечной сети

// Международный журнал прикладных и фундаментальных

исследований. 2015. № 12-6. С. 1091-1095.

3. Бычков А. Дистанционная продажа лекарств. Советы юриста

руководителю аптеки // Новая аптека. 2022. № 5. С. 50-57.

4. Евстратов А. В., Казьмин М. Н., Казьмин К. Н. Формирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

структуры аптечного сегмента на фармацевтическом рынке

Российской Федерации // Известия Волгоградского государ-

ственного технического университета. 2018. № 1(211). С. 55-59.

5. Евстратов А. В., Овод А. И., Солянина В. А.,

Коробова Е. А. Процессы консолидации аптечных сетей на рос-

сийском фармацевтическом рынке: основные тенденции и пер-

спективы // Индустриальная экономика. 2022. № 6. С. 130-137.

6. Евстратов А. В., Соловьева О. И., Икпо Р Д., Ноздрачева Е. Н.

Структурные преобразования на российском фармацевтиче-

ском рынке в аптечном сегменте // Вестник Алтайской акаде-

мии экономики и права. 2023. № 12-3. С. 432-439.

7. Клименкова А. А., Скрипко А. А., Геллер Л. Н., Голубенко Р А.

Процессный подход в управлении деятельностью аптечной

133

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

организации // Вестник Российской Военно-медицинской ака-

демии. 2022. Т. 24. № 3. С. 475-480.

8. Клунко Н. С., Пономаренко В. В., Регент Т. М., Егорова Л. В.

Параллельный импорт как рискованный механизм насыщения

фармацевтического рынка России // Финансовый бизнес. 2023.

№ 6(240). С. 35-39.

9. Ковалева Т. Г., Еманова А. М. Изучение отдельных вопросов об-

ращения медицинских изделий сети аптечных организаций:

монография. Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 79-88.

10. Коробко Н. В., Барабанов В. Ф., Гребенникова Н. И. Анализ и про-

гнозирования потребительского спроса в сегменте товаров ап-

течной сети // Информационные технологии моделирования

и управления. 2023. Т. 132. № 2. С. 99-103.

11. Мурзов П. В., Сотникова Л. И. Изучение информационной на-

сыщенности сайтов аптечных сетей // Кардиоваскулярная те-

рапия и профилактика. 2023. Т. 22. № S6. С. 93.

12. Окольнишникова И. Ю., Быстров В. Н. Маркетинговый анализ

ключевых трендов развития фармацевтического рынка России

// Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика

и право. 2023. Т. 33. № 2. С. 286-291.

13. ПанасюкМ. В., Пудовик Е. М., Глущенко У. А. Оптимизация раз-

мещения аптечной сети на основе геомаркетингового анали-

за // Ученые записки Крымского федерального университета

имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2022. Т. 8. № 3.

С.118-136.

14. Развитие фармацевтического рынка России 2023 в новой реаль-

ности: ключевые игроки и результаты. URL: https://delprof.ru/

press-center/open-analytics/razvitie-farmatsevticheskogo-rynka-

rossii-2023-v-novoy-realnosti-klyuchevye-igroki-i-rezultaty/ (дата

обращения: 22 декабря 2023 года).

15. Рейтинг аптечных сетей по итогам 9 месяцев 2023 года. URL:

https:// https://dsm.ru/news/2732/ (дата обращения: 22 декабря

2023 года).

16. Розанова Н. М. Теория отраслевых рынков. Практикум: учеб-

ное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2023. 492 с.

17. Степанов А. С., Чемоданов А. А. Разработка подходов к оценке

эффективности маркетинговых акций для участников про-

134

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

грамм лояльности в розничной торговле (на примере аптечной

сети) // Экономика. Информатика. 2022. Т. 49. № 1. С. 92-102.

18. Филипповская Т. В., Климентьева И. В.,

Малахов Д. С. Финансовая безопасность аптечных структур

в условиях неопределенности и рисков // Финансовая эконо-

мика. 2022. № 9. С. 210-214.

19. Шестакова Т. В., Кирщина И. А. Интернет-сервисы аптечных

сетей как инструмент фармацевтического просвещения насе-

ления: актуальность, проблемы, пути решения // Современная

организация лекарственного обеспечения. 2022. Т. 9. № 2.

С.46-55.

References

1. Bliznyak O. V., Uranova V. V. Modern trends in the development of

the global pharmaceutical market. Tendentsii razvitiya nauki i ob-

razovaniya [Trends in the development of science and education],

2023, to. 97-9, pp.163-167 (in Russian).

2. Bushina N. S., Zyukin D. A. Methodological approach to assessing

the competitiveness of pharmacy chain units. Mezhdunarodnyj

zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovaniy [International

Journal of Applied and Fundamental Research], 2015, no. 12-6, pp.

1091-1095 (in Russian).

3. Bychkov A. Remote sale of medicines. Lawyer's advice to the head

of the pharmacy. Novaya apteka [New pharmacy], 2022, no. 5, pp.

50-57 (in Russian).

4. Evstratov A. V, Kazmin M. N., Kazmin K. N. Formation of the struc-

ture of the pharmacy segment in the pharmaceutical market of the

Russian Federation. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo

tekhnicheskogo universiteta [Izvestiya Volgogradskogo gosudarst-

vennogo tekhnicheskogo universiteta], 2018, no. 1(211), pp. 55-59

(in Russian).

5. Evstratov A. V., Ovod A. I., Solyanina V. A., Korobova E. A. Processes

of consolidation of pharmacy chains in the Russian pharmaceuti-

cal market: main trends and prospects. Industrial'naya ekonomika

[Industrial economy], 2022, no. 6, pp.130-137 (in Russian).

6. Evstratov A. V., Solovyova O. I., Ikpo R. D., Nozdracheva E. N.

Structural transformations in the Russian pharmaceutical market

135

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

in the pharmacy segment. Vestnik Altayskoy akademii ekonomi-

ki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law],

2023, no. 12-3, pp. 432-439 (in Russian).

7. Klimenkova A. A., Skripko A. A., Geller L. N.,

Golubenko R. A. Process approach in managing the activities of a

pharmacy organization. Vestnik Rossiyskoy Voyenno-meditsinskoy

akademii [Bulletin of the Russian Military Medical Academy], 2022,

vol. 24, no. 3, pp.475-480 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Klunko N. S., Ponomarenko V. V, Regent T. M., Egorova L. V. Parallel

import as a risky mechanism of saturation of the pharmaceutical

market of Russia. Finansovyy biznes [Financial business], 2023, no.

6(240), pp.35-39 (in Russian).

9. Kovaleva T. G., Yemanova A. M. Study of individual issues of cir-

culation of medical products in a network of pharmacy organiza-

tions: monograph. Penza: Nauka i Prosveshcheniye [Science and

Education], 2022, pp.79-88 (in Russian).

10. Korobko N. V., Barabanov V. F., Grebennikova N. I. Analysis and

forecasting of consumer demand in the segment of pharmacy chain

goods. Informatsionnyye tekhnologii modelirovaniya i upravleniya

[Information technologies of modeling and management], 2023,

vol. 132, no. 2. pp. 99-103 (in Russian).

11. Murzov P. V., Sotnikova L. I. Studying the information saturation of

pharmacy chain sites. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika

[Cardiovascular therapy and prevention], 2023, vol. 22, no. S6, p.

93 (in Russian).

12. Okolnishnikova I. Yu., Bystrov V. N. Marketing analysis of key

trends in the development of the pharmaceutical market in Russia.

Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo

[Bulletin of the Udmurt University. Economics and Law series],

2023, vol. 33, no. 2, pp.286-291 (in Russian).

13. Panasyuk M. V., Pudovik E. M., Glushchenko U. A. Optimization

of pharmacy network placement based on geomarketing analy-

sis. Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni

V. I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya [Scientific notes of the

V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology],

2022, vol. 8, no. 3, pp.118-136 (in Russian).

14. Development of the pharmaceutical market of Russia 2023 in a

136

Оценка уровня рыночной концентрации в аптечном сегменте ...

new reality: key players and results. Available at: https://delprof.ru/

press-center/open-analytics/razvitie-farmatsevticheskogo-rynka-

rossii-2023-v-novoy-realnosti-klyuchevye-igroki-i-rezultaty (ac-

cesses: 12 December, 2023) (in Russian).

15. Rating of pharmacy chains for the first 9 months of 2023. Available

at:: https:// https://dsm.ru/news/2732 (accesses: 12 December,

2023) (in Russian).

16. Rozanova N. M. Teoriya otraslevyh rynkov. Praktikum: uchebnoe

posobie dlya vuzov [Theory of industry markets. Workshop: a text-

book for universities. Moscow: Yurait, 2023, 492 p. (in Russian).

17. Stepanov A. S., Suitcases A. A. Development of approaches to evalu-

ating the effectiveness of marketing campaigns for participants of

loyalty programs in retail (using the example of a pharmacy chain).

Ekonomika. Informatika [Economy. Computer science], 2022, vol.

49, no. 1, pp.92-102 (in Russian).

18. Filippovskaya T. V., Klimentyeva I. V., Malakhov D. S. Financial

security of pharmacy structures in conditions of uncertainty and

risks. Finansovaya ekonomika [Financial Economics], 2022, no. 9,

pp.210-214 (in Russian).

19. Shestakova T. V., Kirshchina I. A. Internet services of pharmacy

chains as a tool for pharmaceutical education of the population: rel-

evance, problems, solutions. Sovremennaya organizatsiya lekarst-

vennogo obespecheniya [Modern organization of drug provision],

2022, vol. 9, no. 2, pp.46-55 (in Russian).

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.