Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОДАЖ В РАМКАХ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОДАЖ В РАМКАХ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОДАЖ / ИНДЕКС КОНЦЕНТРАЦИИ / ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ-ХИРШМАНА ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ИНДЕКС ЭНТРОПИИ / ИНДЕКС РОЗЕНБЛЮТА / ДИСПЕРСИЯ ЛОГАРИФМОВ РЫНОЧНЫХ ДОЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов А.С.

В статье рассмотрена проблема оценки уровня концентрации рыночных продаж, которая возникает в процессе разработки и реализации стратегических решений в области ценообразования на фармацевтическом рынке. Информация об уровне концентрации продаж на рынке и о типе рыночной структуры демонстрирует определенную степень свободы, которой можно обладать в процессе формирования цен на лекарственные препараты. Представлены методика определения, достоинства и недостатки индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана, которые в настоящее время преимущественно используются на практике для количественной оценки уровня концентрации продаж на рынке. Приведены результаты расчета индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана для оценки концентрации продаж в двух сегментах российского фармацевтического рынка, включающих противомикробные офтальмологические лекарственные препараты, а также противоглаукомные препараты и миотики. Показано, что для получения объективной оценки уровня концентрации продаж необходим комплексный анализ рынка, основанный на расчете дополнительных показателей концентрации, к которым следует отнести относительный индекс энтропии, индекс Розенблюта и дисперсию логарифмов рыночных долей. Приведено подробное описание достоинств и недостатков предлагаемых для использования показателей концентрации продаж и возможностей их применения на фармацевтическом рынке. На примере двух выделенных сегментов российского рынка офтальмологических лекарственных препаратов продемонстрировано, что расчет пяти показателей концентрации и интерпретация полученных данных являются необходимыми условиями для получения объективной оценки конкурентной ситуации и принятия в итоге обоснованных стратегических решений в сфере ценообразования на лекарственные препараты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF SALES CONCENTRATION IN THE FRAMEWORK OF THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC DECISIONS IN THE FIELD OF PRICING FOR DRUGS

The article considers the problem of assessing the level of concentration of market sales, which arises in the process of developing and implementing strategic decisions in the field ofpricing in the pharmaceutical market. Information about the level of concentration of sales in the market and the type of market structure demonstrates a certain degree of freedom that can be enjoyed in the process of pricing medicines. The methodology for determining, the advantages and disadvantages of the concentration index and the Herfindahl-Hirschman index, which are currently mainly used in practice to quantify the level of sales concentration in the market, is presented. The results of calculating the concentration index and the Herfindahl-Hirschman index to assess the concentration of sales in two segments of the Russian pharmaceutical market, including antimicrobial ophthalmic drugs, as well as antiglaucoma drugs and miotics, are presented. It is shown that in order to obtain an objective assessment of the level of sales concentration, a comprehensive analysis of the market is required, based on the calculation of additional concentration indicators, which include the relative entropy index, the Rosenbluth index, and the dispersion of market share logarithms. A detailed description of the advantages and disadvantages of the sales concentration indicators proposedfor use and the possibilities of their application in the pharmaceutical market is given. On the example of two selected segments of the Russian market of ophthalmic drugs, it is demonstrated that the calculation offive concentration indicators and the interpretation of the data obtained are necessary conditions for obtaining an objective assessment of the competitive situation and, as a result, making informed strategic decisions in the field of drug pricing.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОДАЖ В РАМКАХ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ»

2022. Vol. 24. № 12

medical & pharmaceutical

JOURNAL "PULSE"

©

RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences

УДК 339.137 + 617.7

Corresponding Author: Orlov Alexander Sergeevich — Candidate of Pharmaceutical Science, the head of the Department ofEconomics and Management, Saint Petersburg State Chemical- Pharmaceutical University, Ministry ofHealth of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russian Federation E-mail: alexander. orlov@pharminnotech. com

© Orlov A.S. - 2022

I Accepted: 30.12.2022

http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12-61-66

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОДАЖ В РАМКАХ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Орлов А.С.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрена проблема оценки уровня концентрации рыночных продаж, которая возникает в процессе разработки и реализации стратегических решений в области ценообразования на фармацевтическом рынке. Информация об уровне концентрации продаж на рынке и о типе рыночной структуры демонстрирует определенную степень свободы, которой можно обладать в процессе формирования цен на лекарственные препараты. Представлены методика определения, достоинства и недостатки индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана, которые в настоящее время преимущественно используются на практике для количественной оценки уровня концентрации продаж на рынке. Приведены результаты расчета индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана для оценки концентрации продаж в двух сегментах российского фармацевтического рынка, включающих противомикробные офтальмологические лекарственные препараты, а также противоглаукомные препараты и миотики. Показано, что для получения объективной оценки уровня концентрации продаж необходим комплексный анализ рынка, основанный на расчете дополнительных показателей концентрации, к которым следует отнести относительный индекс энтропии, индекс Розенблюта и дисперсию логарифмов рыночных долей. Приведено подробное описание достоинств и недостатков предлагаемых для использования показателей концентрации продаж и возможностей их применения на фармацевтическом рынке. На примере двух выделенных сегментов российского рынка офтальмологических лекарственных препаратов продемонстрировано, что расчет пяти показателей концентрации и интерпретация полученных данных являются необходимыми условиями для получения объективной оценки конкурентной ситуации и принятия в итоге обоснованных стратегических решений в сфере ценообразования на лекарственные препараты.

Ключевые слова: российский фармацевтический рынок, офтальмологические лекарственные препараты, стратегические решения в сфере ценообразования на лекарственные препараты, рыночная конкуренция, уровень концентрации продаж, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана относительный индекс энтропии, индекс Розенблюта, дисперсия логарифмов рыночных долей.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF SALES CONCENTRATION IN THE FRAMEWORK OF THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC DECISIONS IN THE FIELD OF PRICING FOR DRUGS

Orlov A.S.

Saint-Petersburg State Chemical-Pharmaceutical University, St. Petersburg, Russian Federation

Abstract. The article considers the problem of assessing the level of concentration of market sales, which arises in the process of developing and implementing strategic decisions in the field ofpricing in the pharmaceutical market. Information about the level of concentration of sales in the market and the type of market structure demonstrates a certain degree of freedom that can be enjoyed in the process of pricing medicines. The methodology for determining, the advantages and disadvantages of the concentration index and the Herfindahl-Hirschman index, which are currently mainly used in practice to quantify the level of sales concentration in the market, is presented. The results of calculating the concentration index and the Herfindahl-Hirschman index to assess the concentration of sales in two segments of the Russian pharmaceutical market, including antimicrobial ophthalmic drugs, as well as antiglaucoma drugs and miotics, are presented. It is shown that in order to obtain an objective assessment of the level of sales concentration, a comprehensive analysis of the market is required, based on the calculation of additional concentration indicators, which include the relative entropy index, the Rosenbluth index, and the dispersion of market share logarithms. A detailed description of the advantages and disadvantages of the sales concentration indicators proposedfor use and the possibilities of their application in the pharmaceutical market is given. On the example of two selected segments of the Russian market of ophthalmic drugs, it is demonstrated that the calculation offive concentration indicators and the interpretation of the

data obtained are necessary conditions for obtaining an objective assessment of the competitive situation and, as a result, making informed strategic decisions in the field of drug pricing.

Keywords: Russian pharmaceutical market, ophthalmic drugs, strategic drug pricing decisions, market competition, sales concentration level, concentration index, Herfindahl-Hirschman index, relative entropy index, Rosenbluth index, variance of logarithms of market shares.

Введение. Для разработки и принятия грамотных и обоснованных стратегических решений в сфере ценообразования на лекарственные препараты необходимо учитывать влияние разнообразных ценообразующих факторов, одним из которых является уровень концентрации продаж на рынке, отражающий определенную степень свободы, имеющейся в процессе формирования цены [1,2,3]. В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» для определения уровня концентрации товарного рынка рекомендуется использовать индекс концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана [4]. При этом в случае, если значения индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана указывают на различные уровни концентрации продаж на рынке, то окончательное решение должно приниматься на основе комплекса характеризующих рынок качественных признаков (барьеры входа на рынок, степень дифференциации продукции, используемые маркетинговые стратегии, уровень и динамика цен на рынке, ценовая эластичность спроса частота появления новых игроков на рынке, открытость рынка для межрегиональной и международной торговли). Однако для количественной оценки уровня концентрации продаж на рынке целесообразно расширить число количественных статистических показателей, описание которых и возможности их применения на фармацевтическом рынке представлены в данной статье

Цель исследования. Разработка методики оценки уровня концентрации продаж, необходимой для использования в рамках процесса разработки стратегических решений в области ценообразования на фармацевтическом рынке.

Материалы и методы. Исследование базировалось на данных аудита продаж в сегменте российского фармацевтического рынка, включающем офтальмологические лекарственные препараты, в 2018-2021 гг., предоставленных исследовательской компанией DSM Group. Для анализа уровня концентрации продаж рассчитывался комплекс показателей концентрации, включающий индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, относительный индекс энтропии, индекс Розенблюта и дисперсия логарифмов рыночных долей.

Результаты и их обсуждение. Индекс концентрации (concentration ratio - CR) рассчитывается суммированием выраженных в

процентах рыночных долей определенного числа крупнейших игроков, действующих на рынке. Чем выше значения данного показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, степень концентрации на рынке и слабее конкуренция. К достоинствам индекса концентрации можно отнести простоту расчета, наглядность и ясный экономический смысл, обусловленный понятным математическим построением. В то же время данный индекс не отражает распределения рыночных долей среди группы крупнейших игроков, а также не учитывает доли и их распределение между игроками, не попавшими в анализируемую выборку. В связи с этим индекс концентрации может принимать одно и то же значение для принципиально разных рынков с различной структурой продаж. Недостаточно высокая точность индекса концентрации приводит к тому, что он находит ограниченное применение и в основном используется в качестве грубого индикатора уровня концентрации рыночных продаж или выступает дополнительным показателем наряду с другими показателями концентрации.

В отличие от индекса концентрации индекс Херфиндаля-Хиршмана ЩШ) характеризует не суммарную рыночную долю, занимаемую несколькими крупнейшими игроками, а распределение рыночной власти между всеми субъектами данного рынка. Данный индекс рассчитывается как сумма квадратов выраженных в процентах рыночных долей всех субъектов рынка в его общем объеме. С уменьшением значений индекса Херфиндаля-Хиршмана сильнее становится конкуренция на рынке, а концентрация продаж и рыночная власть участников снижаются. В случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много участников, каждый из них контролирует небольшую рыночную долю, поэтому индекс Херфиндаля-Хиршмана стремится к нулю, а если на рынке действует только один участник-монополист, то значение данного индекса будет максимальным и составлять 10000. Поэтому при увеличении значений индекса Херфиндаля-Хиршмана концентрация продаж увеличивается, а конкуренция становится меньше. Основным преимуществом данного индекса является его способность достаточно чутко реагировать на перераспределение долей между участниками, действующими на рынке. Однако при большом количестве участников рынка расчет индекса Херфиндаля—Хиршмана существенно усложняется и требуется не всегда доступная информация о рыночных долях всех участников рынка [5].

Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12 —--—

В результате анализа показателей, характеризующих уровень концентрации продаж, устанавливается его принадлежность к высококонцентрированному,

среднеконцентрированному или

низкоконцентрированному рынку, оценивается наличие и степень развитости конкуренции, а также определяется степень свободы при принятии управленческих решений в сфере ценообразования. В отечественной практике при оценке уровня концентрации продаж на рынке используются значения индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Оценка уровня концентрации продаж на рынке на основании значений индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана

Уровень концентрации продаж на рынке Значения показателей

Индекс концентрации для трех ведущих участников рынка (CR3) индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)

Высокий 70% < CR3 < 100% 2000 < HHI < 10000

Средний 45% < CR3 < 70% 1000 < HHI < 2000

Низкий CR3 < 45% HHI < 1000

Table 1

Estimation of the level of concentration of sales in the market based on the values of the concentration index and the Herfindahl-Hirschman index

The level of sales concentration in the market Indicator values

Concentration index for the top three market participants (CR3) Herfindahl-Hirschman index (HHI)

High 70% < CR3 < 100% 2000 < HHI < 10000

Average 45% < CR3 < 70% 1000 < HHI < 2000

Short CR3< 45% HHI < 1000

Рассмотренные показатели были

использованы для оценки уровня концентрации продаж в двух сегментах российского фармацевтического рынка, включающих

противомикробные офтальмологические

лекарственные препараты, а также

противоглаукомные препараты и миотики. Результаты расчета индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана за период с 2018 г. по 2021 г. для двух указанных групп офтальмологических лекарственных препаратов приведены в таблице 2.

В результате проведенных расчетов было установлено, что в сегменте российского фармацевтического рынка, включающем

противомикробные офтальмологические препараты, наблюдается средний уровень концентрации продаж, поскольку за весь рассматриваемый временной период индекс Херфиндаля-Хиршмана находился в диапазоне от 1066,8 до 1210,4, а индекс концентрации лишь в 2019 г. оказался ненамного ниже 45%. В то же время в сегменте противоглаукомных препаратов и миотиков уровень концентрации является противоречивым. Если в 2018 г. и в 2019 г. оба рассматриваемых индекса концентрации демонстрировали средний уровень концентрации продаж, то в последующие два года индекс концентрации оказался ниже 45%, в результате чего отнесение данного сегмента рынка к среднеконцентрированному или

низкоконцентрированному вызывает вопросы. Этот пример подтверждает тот факт, что индекс концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана далеко не всегда приводят к получению однозначных результатов.

Таблица 2

Результаты оценки уровня концентрации продаж за период с 2018 г. по 2021 г. на основании различных показателей в сегменте российского фармацевтического рынка, включающем

препараты для лечения заболеваний глаз

Сегмент российского Значения показателя Уровень концентрации

фармацевтического Обозна

рынка, включающим чение

офтальмологические показа 2018 2019 2020 2021 2018 2019 2020 2021

лекарственные теля

препараты

CR3 50,3 44,6 47,7 48,6 средний низкий средний средний

Противомикробные HHI 1210,4 1066,8 1132,5 1154,9 средний средний средний средний

офтальмологические Доха 0,696 0,719 0,706 0,703 средний низкий низкий низкий

препараты Je: 0,127 0,116 0,122 0,124 низкий низкий низкий низкий

DL 0,684 0,694 0,675 0,536 средний средний средний средний

CR3 48,9 50,9 44,7 44,2 средний средний низкий низкий

Противоглаукомные HHI 1229,1 1302,9 1059,2 1039,1 средний средний средний средний

Earn 0,743 0,735 0,769 0,767 низкий низкий низкий низкий

la 0,112 0,115 0,104 0,106 низкий низкий низкий низкий

DL 0,652 0,626 0,614 0,645 средний средний средний средний

Рассчитано по данным аудита продаж DSM Group

Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12 —--—

Таble 2

Results of an assessment of the level of sales concentration for the period from 2018 to 2021 based on various indicators in the segment of the Russian pharmaceutical market, which includes drugs for the treatment of eye

diseases

Segment of the Russian pharmaceutical market, including ophthalmic drugs Indicat or désigna tion Indicator values Concentration level

2018 2019 2020 2021 2018 2019 2020 2021

Antimicrobial ophthalmic drugs CRi 50,3 44,6 47,7 48,6 average short average average

HHI 1210,4 1066,8 1132,5 1154,9 average average average average

£k 0,696 0,719 0,706 0,703 average short short short

lr 0,127 0,116 0,122 0,124 short short short short

DL 0,684 0,694 0,675 0,536 average average average average

Antiglaucoma drugs and miotics CR3 48,9 50,9 44,7 44,2 average average short short

HHI 1229,1 1302,9 1059,2 1039,1 average average average average

£k 0,743 0,735 0,769 0,767 short short short short

lr 0,112 0,115 0,104 0,106 short short short short

DL 0,652 0,626 0,614 0,645 average average average average

Calculated based on DSM Group sales audit data

Поэтому помимо индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана для оценки уровня концентрации продаж на фармацевтическом рынке необходим комплексный, детальный и многосторонний анализ рынка, основанный на расчете совокупности различных показателей концентрации и предполагающий выяснение причин, по которым рынок оказывается высококонцентрированным,

среднеконцентрированным или

низкоконцентрированным. В связи с этим для количественной оценки уровня концентрации продаж на рынке целесообразно расширить число количественных статистических показателей и использовать для этой цели относительный индекс энтропии, индекс Розенблюта и дисперсию логарифмов рыночных долей. К преимуществам этих показателей можно отнести достаточно невысокий уровень сложности вычислений, имеют ясную интерпретацию, ограниченную и четкую шкалу значений, позволяющую точно определить уровень концентрации рыночных продаж, возможность использования для сравнительного анализа уровней концентрации продаж между разными рынками или сегментами рынков [6,7,8].

Относительный индекс энтропии определяется суммированием значений

натуральных логарифмов величин, обратных рыночным долям, взвешенным по рыночным долям участников рынка и делением полученной суммы на натуральный логарифм числа участников рынка:

I

d • ln

( 1 ^

V dг J

E _

отн ln N '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где £отн - относительный индекс находящийся в диапазоне от 0 до 1;

энтропии,

N - общее количество участников рынка (компаний, препаратов);

di - доля /-того участника рынка (компании, препарата), выраженная в долях.

Относительный индекс энтропии характеризует степень деконцентрации деловой активности рыночных субъектов и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику конкурентного положения участников рынка. По мере увеличения значений данного показателя возрастает экономическая неопределенность и уменьшается уровень концентрации продаж на рынке. Максимального значения, равного 1, относительный индекс энтропии достигает при достаточно большом количестве участников рынка, то есть в условиях совершенной конкуренции. С другой стороны, с приближением значений относительного индекса энтропии к 0 возрастает уровень концентрации рыночных продаж, а сам рынок становится более монополизированным.

Расчет индекса Розенблюта основан на ранжировании всех участников рынка и различном учете их рыночных долей. Формула данного индекса предполагает, что по мере уменьшения рыночной доли возрастает ее вклад в итоговый результат:

/ = 1

N '

2 • £(/ • й /)-1

/=1

где 1Г - индекс Розенблюта, находящийся в диапазоне от 1/N до 1;

N - общее количество участников рынка (компаний, препаратов);

/ - ранг участника рынка (компании, препарата) в зависимости от его рыночной доли (ранг 1 имеет участник рынка с наибольшей рыночной долей, ранг 2

- участник рынка, находящийся на втором месте по значению доли рынка и т.д.);

di - доля /-того участника рынка (компании, препарата), выраженная в долях;

По мере уменьшения индекса Розенблюта снижается уровень концентрации рыночных продаж, а рынок становится менее монополизированным. Максимальное значение индекса Розенблюта, равное 1, достигается в том случае, когда один из участников рынка приобретает монополизированное положение. Важно отметить, что индекс Розенблюта отличается от относительного индекса энтропии, а также индекса Херфиндаля-Хиршмана главным образом методом взвешивания значений рыночных долей, входящих в формулу для определения уровня концентрации продаж на рынке. В расчетной формуле индекса Розенблюта в качестве весов используется ранговое число единиц, в результате чего крупные рыночные доли учитываются в расчете с меньшим весом по сравнению с мелкими. В связи с этим индекс Розенблюта находится в гораздо большей степени зависимости от небольших участников рынка по сравнению с индексом Херфиндаля-Хиршмана. А при расчете относительного индекса энтропии не происходит значительного влияния крупных рыночных игроков как это характерно для индекса Херфиндаля-Хиршмана, и одновременно осуществляется более серьезное нивелирование небольших участников рынка по сравнению с индексом Розенблюта.

Для оценки уровня концентрации продаж на рынке также следует рассчитывать дисперсию логарифмов рыночных долей участников рынка, которая представляет собой усредненную величину разницы логарифмов рыночных долей и логарифма средней доли рынка. В связи с этим дисперсия логарифмов характеризуют степень отклонения рыночных долей участников рынка от средней доли рынка. Чем ниже дисперсия логарифмов рыночных долей, тем равномернее распределены рыночные продажи и ниже уровень их концентрации, и, следовательно, выше конкуренция. Дисперсия логарифмов рыночных долей будет близка к единице в случае высокого уровня концентрации рыночных продаж и присутствия на рынке участника, имеющего подавляющую рыночную долю.

БЬ =

]Т (¡п(4) - )

/=1

N

где БЬ - дисперсия логарифмов рыночных долей, находящаяся в диапазоне от 0 до 1; N - общее количество участников рынка (компаний, препаратов);

di - доля /-того участника рынка (компании, препарата), выраженная в долях;

d - средняя арифметическая рыночных долей всех участников рынка (компаний, препаратов), выраженная в долях.

Результаты расчета относительного индекса энтропии, индекса Розенблюта и дисперсии логарифмов рыночных долей для двух рассматриваемых сегментов российского рынка офтальмологических лекарственных препаратов представлены в таблице 2. В результате проведенных расчетов было установлено, что в сегменте российского фармацевтического рынка, включающем противомикробные

офтальмологические препараты, в 2019 г. наблюдается низкий уровень концентрации, поскольку помимо индекса концентрации этот вывод подтвердили рассчитанные значения относительного индекса энтропии и индекса Розенблюта. Что касается сегмента

противоглаукомных препаратов и миотиков, то в 2020 г. и 2021 г. уровень концентрации продаж также оказался низким, поскольку результаты расчета индекса концентрации совпали с результатами расчета относительного индекса энтропии и индекса Розенблюта. Таким образом, в результате расчета дополнительных показателей удалось разрешить спорные моменты, возникшие после нахождения индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана и установить, что сегмент противомикробных офтальмологических

препаратов в 2019 г. и сегмент противоглаукомных препаратов и миотиков в 2020 г. и в 2021 г. характеризовались низкой концентрацией продаж, что ограничивает свободу ценообразования в этих условиях в эти временные периоды. В связи с этим расчет выбранных пяти показателей концентрации позволяет сделать более обоснованные выводы относительно уровня концентрации продаж в том или ином сегменте рынка, и следует использовать именно такой подход для решения этой задачи на российском фармацевтическом рынке. Выводы и результаты. Таким образом, можно сделать вывод о том, что помимо индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана для оценки уровня концентрации продаж на фармацевтическом рынке необходимо использовать и другие статистические показатели концентрации, среди которых можно выделить относительный индекс энтропии, индекс Розенблюта и дисперсию логарифмов рыночных долей. Содержательный анализ результатов расчета показателей концентрации и интерпретация полученных данных являются необходимыми условиями для получения объективной оценки конкурентной ситуации и принятия в итоге обоснованных стратегических решений в сфере ценообразования на фармацевтическом рынке.

REFERENCES

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Orlov A.S., Ivanova M.S., Fedorina E.V. Pricing factors in the pharmaceutical market // Innovations in the health of the nation: materials of the 7th All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (St. Petersburg, November 7-8, 2019). PP.321-325.

[2]. Orlov A.S. Price analysis in state regulation of pricing in the pharmaceutical market // Economics and management: scientific and practical journal. 2008. № 6 (86). PP. 61-65.

[3]. Orlov A.S. Analysis of the level and dynamics of prices in the pharmaceutical market of Russia and its use to assess the effectiveness of state regulation of prices for medicines // Problem analysis and state management design. 2015. Vol. 8. № 3 (41). PP.123-138.

[4]. Federal Antimonopoly Service Order No. 220 dated April 28, 2010 «On Approval of the Procedure for Analyzing the State of Competition in the Commodity Market». [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1034 46 [date of access: 18.11.2022].

[5]. Romanova L.E. Problems of analysis of market structures // Izvestiya Tula State University. Economic and legal sciences. 2010. №. 1-2. PP. 15-26.

[6]. Kotsofana T.V., Stazhkova P.S. Comparative analysis of the application of concentration indicators on the example of the banking sector of the Russian Federation // Bulletin of St. Petersburg University. Economy. 2011. №. 4. PP. 30-40.

[7]. Torgashova E.V. Indicators of sellers' concentration in the market // Young scientist. 2017. №. 52 (186). PP.113-116.

[8]. Grunichev A.S., Islamova D.M. Tools for analysis and assessment of the state of the competitive environment // Izvestiya St. Petersburg State University of Economics. 2017. №. 6 (108). PP.7-12.

[1]. Орлов А.С., Иванова М.С., Федорина Е.В. Факторы ценообразования на фармацевтическом рынке // Инновации в здоровье нации: материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Санкт-Петербург, 7-8 ноября 2019 г.). Санкт-Петербург: Издательство СПХФУ, 2019. С.321-325.

[2]. Орлов А.С. Ценовой анализ в государственном регулировании ценообразования на фармацевтическом рынке // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2008. № 6 (86). С.61-65.

[3]. Орлов А.С. Анализ уровня и динамики цен на фармацевтическом рынке России и его использование для оценки эффективности государственного регулирования цен на лекарственные препараты // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. Т. 8. № 3 (41). С.123-138.

[4]. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10 3446 [дата обращения: 18.11.2022].

[5]. Романова Л.Е. Проблемы анализа рыночных структур // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 1-2. С 15-26.

[6]. Коцофана Т.В., Стажкова П.С. Сравнительный анализ применения показателей концентрации на примере банковского сектора РФ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2011. № 4. С. 30-40.

[7]. Торгашова Е.В. Показатели концентрации продавцов на рынке // Молодой ученый. 2017. № 52 (186). С.113-116.

[8]. Груничев А.С., Исламова Д.М. Инструменты анализа и оценки состояния конкурентной среды // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 6 (108). С.7-12.

Orlov A.S. - SPIN ID: 8538-5121; ORCID ID: 0000-0002-1467-6234

For citation: Orlov A.S. ASSESSMENT OF THE LEVEL OF SALES CONCENTRATION IN THE FRAMEWORK OF THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC DECISIONS IN THE FIELD OF PRICING FOR DRUGS. // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2022;24(12):61-66. http://dx.doi.Org//10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12-61-66.

Орлов А.С. - SPIN ID: 8538-5121; ORCID ID: 0000-0002-1467-6234

Для цитирования: Орлов А.С. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОДАЖ В РАМКАХ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2022;24(12):61-66. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12-61-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.