УДК 332.1
Смирнова Елена Александровна,
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры экономики агропромышленного комплекса,
Институт экономики и управления (структурное подразделение),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Остовская Анастасия Андреевна,
кандидат наук государственного управления, доцент,
доцент кафедры государственного и муниципального управления,
Институт экономики и управления (структурное подразделение),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Smirnova Elena Aleksandrovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Economics Agriculture,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Ostovskaya Anastasiya Andreevna,
PhD in public administration, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Institute of Economics and Management (structural subdivision), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ1
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL INNOVATION SYSTEMAND ITS INSTITUTIONAL SUPPORT
Развитие инновационной среды является основной составляющей процесса трансформации общества, поэтому в настоящее время оценка развития региональной инновационной системы, предусматривающая необходимость обоснования оценки и совершенствование институционального обеспечения ее функционирования, учитывая влияние человеческого фактора на развитие общественного производства является актуальным исследованием. В статье дана оценка уровня развития региональной инновационной системы Республики Крым на основе которой, предлагаются основные положения инновационного развития, реализующие принцип устойчивого развития региона, что позволит создать действенную инновационную среду в Республике Крым. Предложено институциональное обеспечение региональной инновационной системы развития, реализация которого позволит создать благоприятные условия для формирования активной правовой, инвестиционной, научно-технической, социальной и финансовой среды, способствующей коммерциализации инновационной деятельности. Определено, что разработка регионального закона об инновациях, создание координационного органа по инновационной политике и региональных институтов инновационного развития позволит повысить инновационный индекс Республики Крым.
Ключевые слова: регион, региональная инновационная система, институциональное обеспечение.
Development innovation is a key component of process of transformation of society, therefore, currently assess the development of the regional innovation system, providing the justification of the assessment and improvement of institutional support of its functioning, taking into account the influence of human factor on the development of social production is a relevant study. The article assesses the level of development of the regional innovation system of the Republic of Crimea on the basis of which the main provisions of innovative development are proposed, implementing the principle of sustainable development of the region, which will create an effective innovation environment in the Republic of Crimea. The institutional support of the regional innovation development system is proposed, the implementation of which will create favorable conditions for the formation of an active legal, investment, scientific and technical, social and financial environment conducive to the commercialization of innovation. It is determined that the development of a regional law on innovation, the creation of a coordinating body for innovation policy and regional innovation development institutions will increase the innovation index of the Republic of Crimea. Keywords: region, regional innovation system, institutional support.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта N° 19-010-00952
205
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития формирование инновационной среды является основной составляющей процесса трансформации общества, предусматривающий развитие сферы науки и образования, повышение уровня интеллектуализации труда, внедрение в общественное производство новейших технологий, наукоемких продуктов. В этой связи оценка развития региональной инновационной системы, предусматривающая необходимость обоснования оценки и совершенствования институционального обеспечения ее функционирования, учитывая влияние человеческого фактора на развитие общественного производства является актуальным исследованием.
В экономической науке развитию национальных и региональных инновационных систем посвящены труды как отечественных, так и зарубежных учёных: П. Друкера, С. Глазьева, Н. Ивановой, А. Кусра-ева, Б. Лундвалла, Р. Нельсона, Б. Салтыкова, К. Фримана и других. Значительный вклад в развитие институциональных аспектов инновационного развития внесли Л.И. Абалкин, О.А. Воробьева, О.Д. Головина, Р.С. Гринберг, А.Н. Дегтярев, Т.П. Логинова, В.Л. Макаров, А.И. Московский, Л.И. Полищук, В.М. Полтерович, А.Д. Радыгин, И.И. Смотрицкая, В.Л. Тамбовцев, А.Е. Шаститко и др. Среди зарубежных ученых, которые внесли большой вклад в изучение проблем институциона-лизма необходимо отметить Бакли П., Дэвиса Л., Коммонса Дж., Коуза Р., Норта Д., Уильямсона О., Хайека Ф. и др.
Акцентируя внимание на высокий динамизм рыночной среды функционирования региональной общественной системы стоит отметить, что необходимо дальнейшее исследование оценки развития региональной инновационной системы и ее институционального обеспечения, что позволит определить приоритетные направления инновационной политики региона. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью исследования является оценка развития региональной инновационной системы и ее институциональное обеспечение.
Основными задачами исследования являются:
• оценка уровня развития региональной инновационной системы;
• определение институционального обеспечения региональной инновационной системы. РЕЗУЛЬТАТЫ
При оценке уровня развития региональной инновационной системы Республики Крым необходимо определить основные факторы, дестабилизирующие процесс формирования инновационного потенциала региона, в качестве которых следует рассматривать низкий уровень институционального обеспечения инновационной деятельности, высокий уровень морального и физического износа основных фондов, отсутствие региональных программ по стимулированию внедрения инновационных технологий и сокращение доли государственного финансирования НИОКР. Также отсутствие организационного обеспечения инновационной политики, разработки передовых производственных технологий, патентной активности за рубежом, экспорта технологий, выделенных территорий инновационного развития, регионального закона об инновациях, координационного органа по инновационной политике, региональных институтов инновационного развития и число территорий инновационного развития с федеральными статусами [1].
Анализируя данные таблицы 1, видим устойчивый и планомерный рост численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в сравнении с 2014 годом в 2017 году наблюдается увеличение на 563 человека, что, несомненно, является положительной тенденций. Также, следует отметить, что по состоянию на 2017 год в отраслях экономики занят 401 специалист имеющий степень доктора или кандидата наук, что на 131 человек больше, чем в базовом 2014 году.
Необходимо отметить, что в сфере среднего профессионального образования Республики Крым функционирует 61 учреждение (27 профессионально-технических учебных заведений, 34 техникума и колледжа), где обучается свыше 27,4 тыс. человек. В сфере высшего образования Республики Крым функционируют 9 организаций (8 государственных и муниципальных вузов, 1 вуз частной формы собственности), в том числе 5 филиалов и 1 федеральный университет.
Также, важно подчеркнуть, что федеральный вуз (ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского») является для региона своего рода опорным университетом, объединившим в 2014 г. крупнейшие образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования Крыма.
Что касается контингента обучающихся, то мы видим, что в целом его численность в организациях высшего образования Республики Крым составляет 41,9 тыс. человек. В процентном соотношении математические и естественные науки предпочли 7,9 % обучающихся в вузах Республики Крым, инженерное дело, технологии и технические науки — 14,9 %, здравоохранение и медицинские науки — 16,8 %, сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки — 6,3 %, науки об обществе — 31,7 %, образование и педагогические науки — 3,4 %, гуманитарные науки — 13,2 %, искусство и культуру — 5,9 % студентов.
206
Таблица:!. Анализ показателей инновационного развития Республики Крым за 2014-2017 гг. *
Показатели 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2017 год к 2014 году
Организации, выполнявшие научные ис- 15 23 21 20 5
следования и разработки, шт.
Численность персонала, занятого научны-
ми исследованиями и разработками, чел. 1550 1676 2096 2113 563
• из них докторов наук, чел. 66 74 74 111 45
• кандидатов наук, чел. 204 237 231 290 86
Численность населения, тыс. чел. 1896 1907 1912 1914 18
Численность студентов, тыс. чел. 41,7 45,4 43,4 41,9 0,2
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн. руб. 511,9 1235,9 1410,9 1487,7 975,8
Внутренние текущие затраты на научные
исследования и разработки по видам за-
трат, млн. руб.
• всего 508,0 1052,0 1275,3 1393,5 885,5
• фундаментальные исследования 279,8 849,4 769,3 723,3 443,5
Разработанные передовые производствен-
ные технологии, шт.
Используемые передовые производствен- 66 75 102 86 20
ные технологии, шт.
ВРП, млн. 189439,2 265970,6 315918,5 359110,4 169671,2
Инновационная активность предприятий, % 11,5 5,1 2,8 3,8 - 7,7
Уровень инновационной активности насе- 2 6
ления, шт.
• Составлено на основе [2].
Относительно объема финансирования научных исследований и разработок за счет государственного бюджета, то мы видим увеличение объема финансирования на 975,8 млн.руб в 2017 году по сравнению с 2014 годом, что положительно влияет на используемые передовые производственные технологии в Республике Крым, численность которых по сравнению с 2014 годом возросла. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам затрат имеют тенденцию роста на 885,8 млн. руб., однако на фундаментальные исследования сначала мы наблюдали резкий рост с 279, 8 мл. руб. до 849, 4 мл. руб., однако с 2016 года происходит снижение.
Тем не менее, следует отметить и ряд негативных моментов, которые снижают инновационную активность предприятий Республики Крым, ведь на сегодняшний день принят пакет санкций, который ставит Крым с следующие условия:
• ряд международных организаций прекратили свое сотрудничество с крымскими крупными компаниями («Черноморнефтегаз», «Феодосия» и др.), а также составили список физических лиц, связанных с Крымом, которым запрещен въезд на территорию Евросоюза, США, Канады и др.;
• установлены экономические ограничения, которые включают в себя запрет на: кредитование, инвестиции, покупку недвижимости, предприятий, полезных ископаемых, добытых на территории Крыма, драгоценных металлов, поставку товаров, оказание инженерных услуг, в целом можно сказать, что запрещена любая поддержка со стороны западных компаний улучшению экономического положения в Крыму.
Далее для оценки региональной инновационной системы Республики Крым рассчитаем следующие показатели:
1. Человеческие ресурсы в сфере науки и технологий в расчете на 1000 человек населения рассчитаем по формуле:
ЧР = х 100%
Рнт к
^нас
где К — количество работников научных организаций, чел.; К — количество населения, чел.
207
Таблица 2. Результаты расчета показателя, характеризующие человеческие ресурсы Республики Крым 2014-2017 гг. *
Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2017 год к 2014 году
Человеческие ресурсы в сфере науки и технологий, чел. 0,081 0,087 0,109 0,11 0,029
* Составлено на основе [2].
По данным анализируемой таблицы, мы видим положительное значение данного показателя, и в целом сложилась тенденция к его росту, что прежде всего связано с ростом затрат на НИиР, а также той политикой, которая проводится властью республики, направленной на усиление научного потенциала.
Аналитическая информация, а также результаты расчета показателя характеризующего участие населения в непрерывном образовании представлены в таблице 3.
2. Участие населения в непрерывном образовании в расчете на 100 человек населения в возрасте 15-72 года.
К
Чно =--х 100%,
КнаС15-72
где Кно— численность населения, участвующего в непрерывном образовании, тыс. чел.; Кнас15-72 — численность населения в возрасте 15-72 года, тыс. чел.
Таблица 3. Результаты расчета показателя, характеризующие участие населения Республики Крым в непрерывном образовании 2014-2017 гг. *
Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2017 год к 2014 году
Участие населения в непрерывном образовании в расчете на 100 человек населения в возрасте 15-72 года. 2,2 2,38 2,27 2,19 -0,01
* Составлено на основе [2].
3. Далее рассчитаем государственные затраты на НИиР, % Гф
Дгф х 100%, гф ВРП
где Гф — объем государственного финансирования НИиР, млн руб.; ВРП — объем годового валового регионального продукта, млн руб.
Таблица4. Результаты расчета показателя, характеризующие долю государственных затрат Республики Крым 2014-2017 гг. *
Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2017 год к 2014 году
Государственные затраты на НИиР 0,27 0,46 0,45 0,41 0,14
* Составлено на основе [2].
Анализируя значение показателя, наблюдается рост данного показателя в 2017 году по сравнению с 2014, что естественно положительно сказывается на развитии НИиР.
Новые экономические условия существования Республики Крым заслуживают особого интереса в изучении инновационной деятельности региона. Интеграция экономики полуострова в экономику Российской Федерации оказала значительное влияние на развитие инновационной деятельности в Республике Крым.
В связи со сложившейся экономико-политической ситуацией на полуострове, Правительство Российской Федерации принимает активные меры для поддержания и стимулирования развития на территории полуострова инновационной активности. В подобных условиях полуостров рассматривается Правительством как площадка для развития самостоятельной российской инновационной экономики, поскольку:
• созданы специальные преференции, позволяющие выгодно инвестировать финансовые средства в развитие предпринимательской сферы Крыма, а именно функционирование свободной экономической зоны;
208
• наличие на территории полуострова своего человеческого капитала;
• комфортные климатические условия для проживания человека;
• отсутствие IT-инфраструктуры, что позволяет создать базу цифровой экономики с «нуля»;
• установленный санкционный режим полностью предотвращает внедрение устаревших западных технологий;
• наличие и возможность развития крупных университетов в области IT-технологий.
Несмотря на пакет санкций, территория Крыма, согласно Федеральному закону «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 377-Ф3 от 29.11.2014 г., является свободной экономической зоной, которая вводит особый режим осуществления предпринимательской деятельности и иных, а также вводится специальный таможенный порядок [3].
В целом, принятые благоприятные стимулирующие меры направлены на развитие предпринимательства и государственно-частного партнерства. По состоянию на апрель 2018 года в Едином реестре участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя зарегистрировано 1317 организации, функционирующие на базе СЭЗ [4].
На сегодняшний день сложились условия ограничения развития предпринимательства в Крыму в целом: санкции, ограничение финансовых ресурсов (отсутствие работы Крупных банков в Крыму), интегрирование в сложную правовую, а в частности налоговую среду России. В 2014 году, когда Республика Крым вошла в состав Российской Федерации и оказалась в новых экономических условиях, предпринимательская среда, по официальным данным, упала в 5 раз по сравнению с 2013 годом. Однако в связи с принятыми мерами экономического стимулирования уже на май 2015 года зарегистрировано 86 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, среди которых 56 тыс. — индивидуальные предприниматели Крыма и Севастополя [4].
В целом, за последние три года предпринимательская активность Крыма и Севастополя согласно статистическим данным, повысилась в полтора раза. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории полуострова составляет около 110 тыс.
Государством активно принимаются меры по перестройке всех отраслей экономики Крыма в сторону инноваций и модернизации, однако существует множество нерешённых проблем, препятствующих данному развитию. Вместе с тем в Республике Крым заключены инвестиционные соглашения и договоры с российскими партнерами, предметами которых выступают выращивание и переработка сельскохозяйственной продукции, строительство рекреационных объектов, строительство промышленных объектов, в том числе по производству стройматериалов, строительство энергетических мощностей, строительство частных клиник.
На данном этапе в регионе в большей степени инвесторами выступают российские компании, так как они меньше связаны с наложением экономических санкций. Российских инвесторов больше интересует строительство птицефабрик, овцеферм, производство стройматериалов, реконструкция и строительство баз отдыха. Для зарубежных инвесторов больший интерес вызывает сфера туризма, отдыха и развлечений, а также аграрная сфера с целью создания развитой инновационной инфраструктуры.
Сегодня также в приоритете остается виноградарство, садоводство, овощеводство и переработка сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, интерес вызывает и строительство, например, жилищных и туристических объектов. Перспективными направлениями являются строительство и реконструкция дорог, портов. Однако Крым нуждается в развитой инновационной деятельности, как отмечалось выше, препятствием развитию инновационно-инвестиционной деятельности являются экономические санкции. Инвестиционно-инновационную проблему также обуславливает и сложное транспортное сообщение.
Немаловажным препятствием в развитии инновационной деятельности является проблема инфраструктурного обеспечения. Разработка и реализация инновационных проектов предполагают наличие развитого инфраструктурного обеспечения, включающего в себя набор необходимых сфер жизнедеятельности и их взаимосвязи между собой.
В настоящее время важным аспектом на региональном уровне является построение надлежащего институционального обеспечения эффективного развития инновационных систем, поскольку это позволяет выявить потенциал кластеризации региональной экономики как открытой социально-экономической системы. В свою очередь сущность институционального обеспечения выражается в создании условий, способствующих реализации стратегических планов, программ и активизации хозяйственной деятельности, обеспечивающей экономическое развития.
В этой связи актуализируется необходимость формирования институционального обеспечения развития региональной инновационной системы, что позволит создать благоприятные условия для повышения уровня инновационности экономики, интеграции человеческого капитала, повышения уровня экономической активности предпринимательских структур и населения региона.
209
Поэтому разработка институционального обеспечения развития региональной инновационной системы должна основываться на совокупности методов, приёмов и правил управления, реализация которых создаёт условия для формирования институциональной среды, основной задачей которой является воспроизводство инновационного потенциала, способного обеспечить опережающее развитие стратегических направлений регионального развития (рис. 1).
>
[—1
§ С
а
Щ
Институциональные факторы
правовые финансовые научно -о бразовательные социальные организационные институциональные информационные экологические хозяйственно-правовые
Инновационная инфраструктура
- адаптивность
р.
о -©
К
£
комплектность
согласованность
системность
.- управляемость
динамичность
вариантность
Природно-географическая Кредитно-финансовая Политико-правовая
Стратегическая хозяйственная зона по связанным территориям
Инновационный потенциал региона
Стратегическая хозяйственная зона по ВЭД Экономическая Научн о-техни чес кая
Технологическая Политико-правовая
Реф ормирование системы образования
Развитие системы информационного обеспечения
Институционально право вое обеспечение
Реформирование
системы государственной поддержки
Совершенствование системы управления
К
о
о
е
А 1
Инновационная среда
Функции регионального управления
аналитическая инициирующая консалтинговая стимулирующая координационная мониторинг
Институты
политико-п равовые экономические специальные
у
р
о р
н
н
Рис 1. Институциональное обеспечение региональной инновационной системы (Составлено авторами)
Акцентируя внимание на формировании инструментов системы институционального обеспечения, важно отметить, что необходимо выбирать те инструменты, действие которых будет направлено на повышение конкурентоспособности региона и приумножение ее конкурентных преимуществ на инновационной основе.
Действенность институционального обеспечения развития региональной инновационной системы проявляется посредством создания правовой, инвестиционной, научно-технической, социальной и фи-
210
нансовой среды, способствующей активизации и коммерциализации инновационной деятельности, реализации крупных региональных и межрегиональных инновационно-инвестиционных корпоративных и государственных проектов.
Взаимодействие внутренней и внешней среды субъектов инновационного процесса, развитие стратегических зон хозяйствования региона, которое осуществляется под влиянием совокупности социальных, экономических, демографических, географических, политических и др. факторов рассматривается в качестве инновационной среды региона. Важную роль в этом процессе занимает инновационная инфраструктура региона, цель которой заключается в обеспечении развития фундаментальной науки, ведущих научных школ, создании системы информационного обеспечения инновационных процессов, совершенствовании законодательства в сфере инноваций, развитии человеческого капитала, а также в стимулировании инновационной деятельности региона.
Поэтому под инновационной инфраструктурой региона следует понимать совокупность институций, способствующих развитию взаимосвязей между участниками инновационного процесса — наукой и бизнесом, что позволяет трансформировать научную идею в инновационный продукт, реализуемый на рынке.
Учитывая экономическую сущность инновационной инфраструктуры региона, в качестве её функциональных сфер выделяют природно-географическую, технологическую и научно-техническую, экономическую, кредитно-финансовую, а также политико-правовую, которые способствуют активизации инновационной деятельности и созданию стратегических зон хозяйствования в конкретном сегменте регионального рынка.
Так, характеристикой природно-географической сферы инновационной инфраструктуры региона является доступность к сырьевым, топливным, энергетическим и др. природно-сырьевым ресурсам, что предопределяет региональные особенности организации инновационной деятельности.
Основными характеристиками технологической, научно-технической, телекоммуникационной сфер инновационной инфраструктуры региона является наличие научно-исследовательских институтов, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных компаний, рынок научно-технической информации и программных продуктов, свободное использование информационных ресурсов, а также взаимодействие субъектов бизнеса и науки.
Экономическая и кредитно-финансовая сфера характеризуется инвестиционной привлекательностью, наличием налоговых преференций, способствующих активизации инновационной деятельности и развитию приоритетных видов экономической деятельности.
Характеристика политико-правовой сферы инновационной инфраструктуры региона представляет собой наличие законодательных основ и правовых полномочий управляющих структур региона, которые позволяют развивать конкурентные преимущества, инновационную деятельность, учитывать региональные особенности и социально-экономические проблемы территориальных образований.
Совокупность и взаимодействие структурообразующих элементов институциональной среды, а именно механизмов институционального обеспечения, принципов институциональных трансформаций, направленных на развитие инновационной инфраструктуры обеспечит инновационный характер развития региональной экономики.
Производство инновационной продукции, внедрение крупными предприятиями и субъектами малого бизнеса прогрессивных технологий способствует формированию инновационного потенциала региона и реализации функций регионального управления, соответствующие целям инновационной экономики. Так, основными функциями регионального управления, объектом которого является инновационная среда региона, следует рассматривать аналитическую, координирующую и консалтинговую функции.
Аналитическая функции регионального управления предусматривает внедрение современных методов управления, что позволяет оценивать эффективность институционального обеспечения развития региональной инновационной системы.
Реализация инициирующей функции регионального управления состоит в разработке отраслевых программ и стратегий регионального развития, в совершенствовании законодательных основ и методов управления социально-экономического развития региона.
Консалтинговая функция регионального управления предполагает разработку директивных документов относительно развития региональной инновационной системы, позволяющей создать систему юридической, финансово-кредитной, научно-технической помощи по разработке и внедрению инновационных проектов.
Реализация стимулирующей функции регионального управления предусматривает разработку преференций и механизмов финансовой поддержки, которые являются активаторами инновационной деятельности.
211
Координирующая и посредническая функции регионального управления реализуются посредством создания межрегиональных и национальных центров, способствующих сотрудничеству и объединению научно-технического и производственного потенциала различных регионов с целью развития инновационной среды.
Мониторинг, как функция регионального управления предполагает разработку методов и инструментов реализации аналитических исследований, позволяющих идентифицировать особенности и проблемы региона, выявить его конкурентные преимущества, оценить институциональные трансформации инновационного развития региона.
С целью обеспечения процесса институционального обеспечения региональной инновационной системы необходимо выделить институты развития, которые являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующие инновационные процессы и развитие инфраструктуры регионов. В России в настоящее время в сфере инноваций на федеральном уровне существует система институтов развития:
1. «Агентство стратегических инициатив
2. Внешэкономбанк
3. ОАО «РВК»
4. ОАО «РОСНАНО»
5. Рынок Инноваций и Инвестиций (РИИ Московской Биржи)
6. Федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития»
7. Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Сколково)
8. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической» [5].
Акцентируя внимание на институтах развития в субъектах Российской Федерации необходимо отметить, в регионах существует около 200 организаций, которые можно отнести к данным институтам развития. Деятельность таких региональных институтов развития включает в себя следующие основные направления: ликвидация технологического отставания, стимулирование развития инноваций, а также поддержка малого бизнеса и др.
ВЫВОДЫ
1. Таким образом основываясь на результатах оценки уровня развития региональной инновационной системы Республики Крым предлагаем основные положения инновационного развития, реализующие принцип устойчивого развития региона, это позволит создать действенную инновационную среду в Республике Крым, обеспечивая:
• повышение качества жизни населения региона, создание безопасных условий жизнедеятельности;
• повышение уровня конкурентоспособности экономики региона посредством реструктуризации отраслевого комплекса, мобилизации ресурсов и модернизации производства;
• сохранение природных комплексов и природоохранных систем;
• внедрение наукоёмких, энергосберегающих и экологически безопасных технологий;
• поддержка МСП, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания.
2. В целом реализация данных положений инновационного развития Республики Крым позволит создать институциональное обеспечение инновационного развития, которое активизирует инновационную деятельность и сформирует принципы новой экономики, основанной на знаниях, интеллектуализации труда, повышении компетенций управляющих структур, информационном обеспечении процессов территориального развития.
3. Разработка регионального закона об инновациях, создание координационного органа по инновационной политике и региональных институтов инновационного развития позволит повысить инновационный индекс Республики Крым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / Г.И. Абдрахманова, С.В. Артемов, П.Д. Бахтин и др.; под ред. Л. М. Гохберга // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, Выпуск 6, 2020. — 264 с.
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: gks.ru/bgd/regl/b18_14р/ Main.htm (дата обращения: 30.09.2019).
3. О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 29.11.2014 N° 377-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/ (дата обращения: 30.09.2019).
4. Единый реестр участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: economy.gov.ru/minec/activity/sections/reestrsez/2016190202 (дата обращения: 30.09.2019).
5. Инновации в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: innovation.gov.ru/taxonomy/term/543 (дата обращения: 30.09.2019).
212
SPISOK UTERATURY
1. Reyting innovatsionnogo razvitiya sub"yektov Rossiyskoy Federatsii / G?.I. Abdrakhmanova, S.?V. Artemov, P.?D. Bakhtin i dr.; pod red. L.?M. Gokhberga // Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M. : NIU VSHE, Vypusk 6, 2020. — 264 s.
2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: gks.ru/bgd/regl/b18_14p/ Main.htm (data obrashcheniya: 30.09.2019).
3. O razvitii Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya i svobodnoy ekonomicheskoy zone na territoriyakh Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya: Federal'nyy zakon ot 29.11.2014 № 377-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/ (data obrashcheniya: 30.09.2019).
4. Yedinyy reyestr uchastnikov svobodnoy ekonomicheskoy zony na territorii Respubliki Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: economy.gov.ru/minec/activity/sections/reestrsez/2016190202 (data obrashcheniya: 30.09.2019).
5. Innovatsii v Rossii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: innovation.gov.ru/taxonomy/term/543 (data obrashcheniya: 30.09.2019).
Статья поступила в редакцию 15 октября 2019 года Статья одобрена к печати 11 декабря 2019 года
213