Describes how to use innovative means of training of students on faculty «electric power industry» Tula state Univverity». Descriceb the basic software products of image visualization. The General data on the methods of teaching subjects using computer training.
Key words: modeling, electric power, transients, electrical equipment, power supply.
Stepanov Vladimir Michailovich, doctor of technical science, professor, eists@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Ershov Sergey Victorovich, candidate of technical science, docent, er-schov. serrg@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Sergeeva Tatiana Evgenyevna, engineer, [email protected]. Russia, Tula, Tula State University
УДК 378.1
ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 140211«ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ» ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В.М. Степанов, С.В. Ершов, Т.Е. Сергеева
Рассмотрены вопросы применения качества подготовки студентов кафедрой «Электроэнергетика» Тульского государственного университета». Даны общие показатели удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов в области электроснабжения.
Ключевые слова: обучение, электроэнергетика, образование, электрооборудование, электроснабжение.
Анализ удовлетворенности потребителей является одним из процессов системы менеджмента качества Тульского государственного университета.
В качестве потребителя в университете следует полагать, прежде всего, студентов (внутренний потребитель), хотя они же одновременно играют роль отчасти ресурсов и конечного продукта деятельности вуза. Помимо этого, потребителем является и будущий работодатель (независимо от формы собственности предприятия), а также общество в целом, интеллектуальный и созидательный потенциал которого прямо зависит от уровня образованности его членов, то есть во многом от качества подготовки выпускников вузов.
К критерию отражающего результаты деятельности вуза относится
- удовлетворенность потребителя качеством образовательной деятельности. В этом критерии следует сделать особый акцент на учете соответствия профиля и уровня подготовки выпускников требованиям работодателей.
При трудоустройстве молодого сотрудника работодатель всегда предъявляет ряд требований, по которым он определяет степень подготовки данного специалиста, для того, чтобы определить степень его готовности к работе на предприятии.
Для анализа удовлетворенности работодателей в университете используется анкета «Оценка важности и уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускаемых специалистов Тульского государственного университета». Метод исследования - анкетирование директоров, руководителей кадровых служб и начальников отделов организаций и предприятий г. Тулы, Тульской области и других регионов.
В 2013 г. в процессе проведения анкетирования было опрошено 56 предприятий, имеющих различные организационно-правовые формы и различающиеся по своей специфике. Из них 68 % - предприятия и организации строительного, машиностроительного, химического, металлургического и оборонного профиля, 32 % - предприятия и организации, относящиеся к сферам: культуры, здравоохранения, торговли, средствам массовой информации и предоставления энергетических услуг и т.д.
В соответствии с анкетой работодателям предлагалось определить степень важности, а так же степень удовлетворенности той или иной характеристики молодого специалиста.
Абсолютно важными требованиями респонденты назвали способность к самообучению, исполнительность, ответственность, стремление к профессиональному росту, знание компьютера на уровне «уверенный пользователь», а также способность вести переговоры, самоорганизация, владение нормативной литературой и уровень практических навыков, полученных во время прохождения практик на производстве (100%). Немаловажными характеристиками работодатели считают способность выпускников применять теоретические знания, полученные в ходе обучения на практике и уровень знаний в области специализации (98 %), а так же знание специализированных компьютерных программ и способность к быстрому изучению специфики организации (97 %). Важную роль, по мнению работодателей, играет способность выпускников университета работать в команде, способность проявлять качества лидера, наличие у них аналитических способностей и владение современными информационно- коммуникационными технологиями (93% - 95 %). В связи с тем, что 32 % респондентов - это предприятия и организации, относящиеся к культурной, экономической, юридической сферам деятельности и здравоохранению, то важность таких показателей, как способность к решению инженерных задач в области специализации и способность к проведению научных исследований и творческих поисков в рамках профессии были оценены на 88 %
и 90 %, соответственно. 80 % опрошенных отметили значимость такой характеристики, как необходимый уровень владения иностранным языком.
Работодатели в рамках исследования так же оценили качество подготовки выпускников ТулГУ по специальности 140211 «Электроснабжение».
100 % работодателей отметили высокий уровень владения выпускников компьютерными средствами, применяемыми в своей профессиональной деятельности. Свою абсолютную удовлетворенность выпускниками университета работодатели показали по критерию исполнительность, ответственность, стремление к профессиональному росту (100 %).
В области знаний работодатели удовлетворены по показателю владение современными информационно-коммуникационными технологиями на 98 %, а по показателям - уровень знаний в области специализации и способность применения теоретических знаний, полученных в ходе обучения на практике на 97 % и в тоже время показатель знание специализированных компьютерных программ удовлетворяет работодателей только на 93 %. И самая низкая удовлетворенность в области знаний 82 % - необходимый уровень владения иностранным языком.
В области способностей выпускников работодатели удовлетворены:
- на 98 % способностью к быстрому изучению специфики организации;
- на 97 % способностью к командной работе и способность к самообучению;
- на 95 % - наличие аналитических способностей и на 93 % способностью проявлять качества лидера.
Удовлетворенность в области способностей выпускников университета к проведению научных исследований и творческих поисков в рамках профессии, и к решению инженерных задач в области специализации составили 90 % и 87 % соответственно.
5 % работодателей не довольны уровнем практических навыков выпускников, полученных в ходе производственных практик, инженерной подготовкой, умением владеть нормативной литературой, способностью вести переговоры и т. д.
Сравнение требований и уровня удовлетворенности по шестнадцати ключевым для работодателей критериям приведены на рис. 1.
Исходя из результатов сравнений, можно сделать вывод, что практически по всем показателям степень важности и степень удовлетворенности совпадают. Разница варьируется в пределах 1 %, а по некоторым показателям степень удовлетворенности превышает степень важности.
Внимание необходимо обратить на следующие критерии важные с точки зрения работодателя:
- способность вести переговоры, самоорганизация, владение нормативной литературой и уровень практических навыков, полученных во вре-
мя прохождения практик на производстве;
- знание специализированных компьютерных программ;
- способность к самообучению.
Удовлетворенность работодателей качеством подготовки студентов специальности 140211
"Электроснабжение " ТулГУ
■ Удовлетворенность ■ Важность
Рис. 1 Уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки студентов 140211 «Электроснабжение.»
Выводы:
Ключевые критерии работодателей по отношению к молодым специалистам не претерпели значительных изменений. По-прежнему, важным критерием отбора служит оценка личностных характеристик и потенциала молодого сотрудника. Поэтому ходе обучения необходимо не только грамотно организовать учебный процесс, главной целью которого является предоставление необходимого объема знаний, но и сформировать у выпускников базу более полного и глубокого представления о будущей профессии, а так же базу актуальных личностных компетенций, востребованных на рынке труда.
Практика должна формировать правовую культуру будущего специалиста, а потому следующее требование - это не только правильный подбор базы практик, а направлять к тем специалистам, которые желают передать практикантам особенности и навыки своей работы. То есть задача вуза направлять на практику туда, где работают профессионалы с чувством ответственности.
И, наконец, руководители практик вуза должны разработать четкий план таких практик и при приеме отчетности обращать внимание на присутствие в них организаторских, коммуникативных и поисковых черт деятельности практикующего.
И как результат - выставление оценки (вместо зачета по стандартам второго поколения).
Хочется, надеяться, что такие требования действительно будут способствовать результативности в получении образования по специальности 140211 электроснабжение. Однако без дополнительного финансирования (имеется в виду для проведения практик) их выполнение будет просто невозможным.
В силу всего сказанного смысл модернизации технического образования нельзя сводить только к «подстраиванию» под европейскую систему (хотя и это надо учитывать), а на то, что техническая высшая школа должна выпускать профессионала: 1) умеющего сочетать интересы общества, государство и личности; 2) способного развивать творческий процесс, без чего немыслима сущность электроснабженца; 3) он должен обладать способностью установить органическую связь образования, науки с позитивной энергетической практикой.
Список литературы
1. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.
2. «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденное приказом Минобразования России № 1154 от 25.03.2003 г.
Степанов Владимир Михайлович, д-р техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Ершов Сергей Викторович, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Сергеева Татьяна Евгеньевна, инженер, [email protected]. Россия, Тула, Тульский государственный университет
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF PREPARATION OF STUDENTS ON SPECIALTY 140211«POWER SUPPLY» OO THEE TUUL STTAE UNIVVRRITT
V.M. Stepanov, S. V. Ershov, T.E. Sergeeva
Considered the application of the quality of training of students of the Department «electrical engineering» Tula state Univeerity». Some General indicators of satisfaction of employers with the quality of training of specialists in the field of electricity.
Key words: education, power engineering, education, electrical equipment, power
supply.
Stepanoe Vladimir Michailoeich, doctor of technical science, professor, eists@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Ershoe Sergey Victoroeich, candidate of technical science, docent, er-schoe. serrg'ci.mail. ru, Russia, Tula, Tula State Unieersity,
Sergeeea Tatiana Eegenyeena, engineer, [email protected]. Russia, Tula, Tula State Unieersity
УДК 378.1
ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 14021 ^ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ» ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В.М. Степанов, С.В. Ершов, Т.Е. Сергеева
Рассмотрены вопросы влияния процесса прохождения производственной практики студентов кафедрой «Электроэнергетика» Тульского государственного университета» на общий уровень подготовки специалистов в области электроэнергетики.
Ключевые слова: обучение, электроэнергетика, образование, электрооборудование, электроснабжение.
Становление в Российской Федерации общества, основанного на знаниях и постиндустриальном способе производства, в значительной степени связано с тем, удастся ли экономике встать на путь инновационного развития. В связи с постановкой данного вопроса возрастает значение и ответственность высшего образования, инновационный потенциал которого реализуется не в полной мере. Инновационность образования определена самой его сущностью как сферы знаний, поскольку любое знание заключает в себе потенциал новаций. Речь идет об инновационной направленности высшего образования, что позволяет вырабатывать у студентов творческие способности, умение решать проблемы, навыки участия в проектных мероприятиях, способности адаптироваться к быстрой смене технологий и т.д. Однако, инновационная направленность образования может
234