Научная статья на тему 'Организация практики студентов по специальности 140211«Электроснабжение» Тульского государственного университета'

Организация практики студентов по специальности 140211«Электроснабжение» Тульского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ / TRAINING / POWER INDUSTRY / EDUCATION / ELECTRIC EQUIPMENT / POWER SUPPLY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Тула Михайлович, Ершов Сергей Викторович, Сергеева Татьяна Евгеньевна

Рассмотрены вопросы организации прохождения производственной практики студентов кафедрой «Электроэнергетика» Тульского государственного университета» обучающихся по специальности 140211 «Электроснабжение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Тула Михайлович, Ершов Сергей Викторович, Сергеева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRACTICE OF STUDENTS ON A SPECIALITY 140211«P

Considered issues of organization of production practice the students of the Department «electrical engineering» Tula state University» students majoring in 140211 «Electrosupply».

Текст научной работы на тему «Организация практики студентов по специальности 140211«Электроснабжение» Тульского государственного университета»

УДК 378.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 14021 ^ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ» ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В.М. Степанов, С.В. Ершов, Т.Е. Сергеева

Рассмотрены вопросы организации прохождения производственной практики студентов кафедрой «Электроэнергетика» Тульского государственного университета» обучающихся по специальности 140211 «Электроснабжение».

Ключевые слова: обучение, электроэнергетика, образование, электрооборудование, электроснабжение.

Приобретение опыта практической работы, отработка всех основных профессиональных умений является неотъемлемой частью подготовки студентов. Особую роль при решении этих задач в курсе обучения играет производственная и преддипломная практика. В ходе практики активизируется самосознание студентов, появляется первый опыт, утверждается отношение к выбранной профессии.

В системе высшего профессионального образования в настоящее время происходит изменение государственной политики. Идет поиск форм и методов повышения качества образования. Возрастает роль инновационных и экспериментальных методов обучения, направленных на развитие творческих способностей личности, повышения ее активности, приспосаб-ливаемости и адаптируемости к новым условиям.

Все эти процессы протекают в условиях продолжающегося финансового кризиса, несовершенства и нестабильности правовой базы, которые накладывает определенные особенности на развитие высших учебных заведений, организацию их учебного процесса.

Недостаток денежных средств не позволяет своевременно обновлять материальную базу, повышать квалификацию преподавателей, внедрять современные информационные технологии образования. Особенно остро эта проблема стала в организации производственной и преддипломной практики. У ВУЗов отсутствуют средства платить за проведение практики, а у предприятий и фирм нет никакой заинтересованности в проведении практики.

Для студентов технических специальностей ставятся условия сохранения коммерческой тайны и конфиденциальной информации, которые приводят к ограничению доступа практикантов к необходимым документам и уменьшению познавательной, закрепляющей и развивающей роли практики. В подавляющем большинстве случаев практика сводится к формальному пребыванию на предприятии, выполнению функций курьера и

разовых поручений руководителя практики. У студента не формируется целостного представления о своем будущем рабочем месте, а также важности и значимости подразделении, где проходит практика в структуре предприятия.

Актуальность затронутой темы возрастает также в связи с появлением ряда новых аспектов: 1. переходом на новые условия хозяйствования и включением экономических методов управления; 2. формированием рынка образовательных услуг, созданием маркетинговых центров для нужд образования; 3. отсутствием стабильного и достаточного финансирования на государственном уровне; 4. свободным выбором вариантов учебных планов и программ обучения; 5. развитием коммерческих структур в образовательных учреждениях.

Переход на двухуровневую систему образования и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе, требуют от образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования поиска новых более тесных форм взаимодействия и сотрудничества с потенциальными работодателями: промышленными предприятиями, организациями, холдингами, фирмами. Такое взаимодействие должно обеспечить обеим сторонам возможность формирования четко определенного профессионального портрета выпускника на основе компетентностного подхода.

Образовательные учреждения смогут наполнить основные образовательные программы по направлениям и профилям подготовки наиболее значимыми дисциплинами, повысить уровень профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава, развить научную и материально-техническую базу в соответствии с конкретными запросами потенциальных работодателей. В то же время их партнеры будут получать специалистов с требуемым уровнем подготовки, способных с первых шагов трудовой деятельности решать конкретные производственные задачи.

Вся учебная, научная и воспитательная работа со студентами должна быть подчинена основной идее - сформировать у них навыки реальной жизни и деятельности в мире рыночной экономики, достаточные для их трудоустройства сразу после окончания вуза.

В связи с этим на кафедре «Электроэнергетика» ТулГУ была разработана и в течение ряда лет реализуется инновационная образовательная программа «Комплексная система непрерывной практической подготовки трудоустройства студентов в период обучения в вузе как основа организации и проведения практик».

Концепция этой системы характеризуется рядом отличительных принципов:

комплексность использования разнообразных факторов и форм работы со студентами;

интенсивность воздействия на студента;

включение студента в реальные процессы практической деятельности;

учет и использование жизненных интересов студента, преподавателя и работодателя;

постоянная нацеленность всех звеньев обучения на конечную цель проекта - трудоустройство выпускника по специальности;

резкое повышение роли выпускающей кафедры на всех стадиях непрерывной практической подготовки студентов - от довузовской подготовки до трудоустройства выпускника;

непрерывный контроль и стимулирование качества практической подготовки студентов на всех ее этапах;

ресурсное самообеспечение системы, активная роль в реализации проекта самих студентов.

Существующая система производственных практик, принятая кафедрой состоит из следующих звеньев, которые, в сущности, представляют движение от простого к сложному:

1. Получение студентами навыков практического решения инженерных и экономических задач, освоение алгоритмических языков программирования. Место проведения научно-исследовательские лаборатории ТулГУ.

2. Приобретение навыков по расчету, проектированию и конструированию элементов автоматических систем, а также испытанию и наладке блоков и систем автоматического управления, осуществляемых в лабораториях научно-исследовательских институтов, отделах заводов и других предприятиях и организациях, соответствующих профилю специальности.

3. Закрепление, расширение и углубление знаний в области проектирования, конструирования и технологии изготовления средств и систем автоматического управления, знакомство и решение задач, стоящих в области автоматизации технологических процессов, управления производством и финансово-экономической сфере, сбор производственных и экспериментальных данных для дипломного проекта.

Очень важна роль преподавателя при проведении производственной практики, который, во-первых является связующим звеном между студентами и работниками предприятия, поскольку заводские служащие подчас не владеют навыками педагогической и методической работы со студентами. Во-вторых, роль преподавателя усиливается из-за возрастания от младших до старших курсов степени индивидуализации задания. Преподаватель должен заранее организовать будущие рабочие места студентов, подготовить индивидуальные задания и наладить тесный контакт с заводскими работниками. В-третьих, очень важна контрольная функция преподавателя, поскольку необходимо проведение рубежного контроля для обеспечения качественного и систематического выполнения студентами задания на практику.

Важным моментом является процедура принятия зачета, который должен принимать преподаватель. Наилучший результат дает публичная защита отчета на рабочем месте в присутствии заводских сотрудников. Это повышает ответственность подхода студента к практике и качества ее выполнения, хотя является трудоемкой операцией.

В последние годы по экономическим причинам сократилось количество баз практики. Однако на ряде промышленных предприятий понимают важность проведения производственной практики при подготовке специалистов указанного профиля. Кафедра активно сотрудничает с Тульскими заводами ОАО «Тулаточмаш» ООО ПКФ «Автоматика», ООО «Скуратовский машиностроительный завод», ФГУП НПП «СПЛАВ», ОАО «Тулачермет» Филиал «Тулэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья». При общем уменьшении финансирования Высшей школы эти предприятия изыскивают возможность организации как производственных, так и преддипломной практики студентов. Это связано с желанием предприятий обеспечить себя в будущем квалифицированными инженерными кадрами. Уровень выполнения практик таков, что ряд наших студентов в дальнейшем приглашается для выполнения почасовой работы на этих предприятиях, а часть студентов трудоустраиваются.

Решение обозначенных проблем должно способствовать успешному прохождению студентами производственной практики в интересах повышения эффективности учебной деятельности института.

Следует также продумать меры, которые могли бы вызвать заинтересованность предприятий, учреждений в предоставлении возможности прохождения практики нашими студентами. Например, оказывать помощь в решении проблемных технических задач с использованием вычислительной техники; предоставлять внеконкурсные места для абитуриентов, направляемых для поступления на специальность 140211 «Электроснабжение». Решать эти вопросы следует оперативно, не откладывая.

Список литературы

1. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

2. «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденное приказом Минобразования России № 1154 от 25.03.2003.

Степанов Тула Михайлович, д-р техн. наук, проф., eists@rambler.та, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Ершов Сергей Викторович, канд. техн. наук, доц., erschov.serrg@mail.та, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сергеева Татьяна Евгеньевна, инженер, [email protected]. Россия, Тула, Тульский государственный университет

ORGANIZATION OF PRACTICE OF STUDENTS ON A SPECIALITY 140211«POWER» OF

THE TULA STATE UNIVERSITY

V.M. Stepanov, S. V. Ershov, T.E. Sergeeva

Considered issues of organization of production practice the students of the Department «electrical engineering» Oula state Univverity» students majoring in 044021 «Electrosupply».

Key words: training, power industry, education, electric equipment, power supply.

Stepanov Vladimir Michailovich, doctor of technical science, professor, eists@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Ershov Sergey Victorovich, candidate of technical science, docent, er-schov. serrg@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sergeeva Tatiana Evgenyevna, engineer, kafelene@,rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Ю.В. Кравцов

Рассмотрены преимущества разделения тестовых билетов на три части: тесты на усвоение терминов, определений и основных зависимостей; тесты на различные элементы устройств, схем, их особенности и принцип действия; тесты с использованием отдельных формул по проектированию устройств и схем.

Ключевые слова: тесты, студенты, технические дисциплины.

Итоговый контроль знаний студентов в настоящее время в Тульском государственном университете проводится в основном с помощью тестов на максимальную сумму 40 баллов. Анализ результатов устного опроса студентов по изучаемым техническим дисциплинам после тестового контроля, а также при защите выпускных квалификационных работ показывает, что существующая система тестового контроля нуждается в совершенствовании. В настоящее время контроль знаний студентов сводится к угадыванию правильных ответов из тестов, а сами тесты формируются из

245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.