Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
441
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА / VETERINARY / ВЕТЕРИНАРНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / FURTHER TRAINING / АККРЕДИТАЦИЯ / ACCREDITATION / SERVICE / VETERINARY PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Шибаев М.А., Клиновиикая И.М., Оганесян А.С., Бельчихина А.В., Груздев К.Н.

В статье представлены результаты количественного анализа кадровых ресурсов государственной ветеринарной службы Российской Федерации по уровню образования по состоянию на 2017 год. Результаты исследования свидетельствуют о достаточно высоком удельном весе численности ветеринарных специалистов с высшим ветеринарным образованием в учреждениях ветеринарии субъектов РФ. Отмечается недостаточный охват ветеринарных специалистов программами повышения квалификации. Обсуждается необходимость модернизации системы ветеринарного образования в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUANTITATIVE ANALYSIS OF THE EDUCATION LEVEL SPECIALISTS OF THE RUSSIAN FEDERATION VETERINARY SERVICE PERSONNEL

The article presents the results of a quantitative analysis of the education level of the Russian Federation Veterinary Service personnel as of 2017. The results demonstrate that a significantly large proportion of veterinary professionals with the veterinary institutions of the RF subjects have higher education. The number of veterinary professionals covered by further training programs is shown to be insufficient and the need for the veterinary education system modernization in the Russian Federation is discussed in the article.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

tis. As a result of the conductcd studies, the treating of cats with urocystitis with antibacterial drugs in combination with the DiaDENS-PKM device was found to be more effective comparing with the treatment without applying this device.

УДК: 619:331.108.4:005.963

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шибаев М.А. - к.в.н., Клиновицкая И.М. - к.э.н., Оганесян А.С. - к.в.н., Бельчихина А.В. - младший научный сотрудник. Груздев К.Н. - д.в.н., профессор.

Караулов А.К. - к.в.н.

ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт защиты животных»

Ключевые слова: ветеринарная служба, ветеринарный специалист, образование, повышение квалификации, аккредитация

Key words: veterinary service, veterinary professional, education, further training, accreditation

Эффективное и качественное функционирование системы ветеринарной службы складывается из адекватной организационной структуры, материально-технической оснащённости, гармонизированной регламентирующей и законодательной базы. Немаловажное значение отводится также научному потенциалу и обеспеченности ветеринарной службы высококвалифицированными кадрами. Ключом к этому является обеспечение в стране высококачественного ветеринарного образования. Первостепенная значимость данной составляющей ветеринарной службы общепризнанна мировым ветеринарным сообществом, и в последнее время важность качества ветеринарного образования нарастает. Так Всемирной организацией здоровья животных (МЭБ) была создана специальная группа МЭБ по ветеринарному образованию, разработаны рекомендации по образовательным процессам и улучшению ветеринарного образования во всем мире, проводится ряд мероприятий на постоянной основе (1.8, 9).

Поэтому оценка уровня образования ветеринарных специалистов является одним из ключевых элементов оценки качества и деятельности ветеринарных служб в соответствии с рекомендациями МЭБ (1. 8). На сегодняшний день, доступная информация, касающаяся данной проблематики по РФ, носит ограниченный и до-

вольно фрагментарный характер. Вследствие этого, на настоящем этапе довольно затруднительно объективно оценить уровень образования и квалификации специалистов ветеринарной службы РФ как в целом, так и отдельных её составляющих.

Данное исследование представляет собой количественный статистический анализ кадровых ресурсов государственной ветеринарной службы Российской Федерации но уровню образования по состоянию на 2017 год.

Материалы и методы исследований. В качестве исходных данных для выполнения настоящего исследования являлась официальная информация, предоставленная в 2017 г. от органов исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии но следующим уровням организации ветеринарной службы:

- региональный уровень - представлен органом исполнительной власти субъекта РФ в области ветеринарии без подведомственных учреждений (департамент, комитет, управление и т.д.);

- локальный уровень - представлен учреждениями, подведомственными органу исполнительной власти субъекта в области ветеринарии (СББЖ. ветеринарные пункты, ветеринарные участки и т.д.);

- лабораторно-дгшгностический уровень - представлен ветеринарно-диагно-стическими лабораториями различного

уровня (областные, районные, межрайонные и т.д.);

- подразделение регветнадзора - представлен сотрудниками (инспекторами) по осуществлению государственного регионального ветеринарного надзора.

В исследовании использовались общепринятые методы анализа данных: обобщение и формализация информации, метод сравнительного анализа, методы описательной статистики и метод корреляционного анализа. Обработка числовых данных проводилась с использованием программного обеспечения анализа данных STATISTICA 10 (StatSoft, Inc.).

Результаты исследований. Образование ветеринарных специалистов. Согласно положениям закона «О ветеринарии» одной из задач ветеринарии РФ является подготовка специалистов в области ветеринарии. Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием (2).

Идентичная вышеописанной, сложилась ситуация и с уровнем образова-ния сотрудников осуществляющих госветнадзор, что закономерно, поскольку штат ветеринарных специалистов органа управления ветеринарии в большей степени представлен именно сотрудни-ками данного отдела'подразделения.

Иная ситуация складывается на локальном уровне. В указанных ветеринарных учреждениях удельный вес числа ветеринарных специалистов с высшим образованием составил 70% от общего числа

В целом по стране, около 72 % ветеринарных специалистов субьектов РФ имеют высшее ветеринарное образование. При этом, более чем в половине субъектов страны (60%) значение по данному показателю варьирует в пределах от 60 до 80% (рис. 1 А). Вместе с тем. в некоторых регионах страны, главным образом на локальном и лабораторно-диагностическом уровнях. удельный вес численности ветспениа-листов с высшим образованием (от числа ветеринарных специалистов) менее чем 50%. То есть, скорее всего в данных субъектах существует потенциальный дефицит высококвалифицированных калров.

Удельный вес численности специалистов с высшим ветеринарным образованием достигает максимума на регионать-ном уровне - 99,7%. То есть, в данной ситуации можно утверждать, что с качественной точки зрения, управленческое звено региональных ветеринарных служб в достаточной степени укомплектовано вы-сококвашфицированным персоналом (рис. 1Б).

ветспеииалистов. При этом в большей части регионов (58%), удельный вес ветеринарных специалистов с высшим ветеринарным образованием колеблется в диапазоне 60-80%, и только в двух субъектах составляет порядка 30% (рис. Г). Как видно из рисунка 1 В. ситуация на локальном уровне повторяет ситуацию в целом по стране, а именно, оказывает прямое влияние на неё. Дело в том, что основную массу ветеринарных специалистов представляют специалисты именно локального уровня. Вполне очевидно, что для улучше-

23 за, «г я к га «о «о им

Удельный вес числа ветеринарных специалистов с высшим ветеринарным образованием,

S кегс аолеткгео ветакшдаста!

во зетспецкалистрв с аюм» ыяФтт-

Удельный вес числа ветеринарных специалистов с высшим ветеринарным образованием (локальный уровень!, %

Рисунок 1 - Уровень образования ветеринарных специалистов в учреждениях ветеринарии субъектов РФ

ния ситуации по рассматриваемому показателю, коррекциопные меры должны быть направлены в первую очередь на локальный уровень ветеринарной службы. Более того, проведенный корре.тяционный анализ выявил некоторую статистическую зависимость между удельным весом численности ветспециалистов с высшим ветеринарным образованием на локальном и лабораторном уровнях в субъектах (г = 0,46, при р<0,05). Данный факт указывает на то, что определенный уровень образования специалистов будет проявлять одинаковые тенденции в регионе на этих уровнях - либо к увеличению, либо к уменьшению доли специалистов с высшим образованием.

Что же касается лабораторно-диагно-стического уровня, то здесь наблюдается сходная с локальным уровнем ситуация, и число ветеринарных специалистов, имеющих высшее образование составило 74%. Вместе с тем, можно отметить, что лабора-торно - диагностические учреждения ве-тери-нарной сети трети регионов страны на достаточно высоком уровне (80-100%) укомплектованы специалистами с высшим ветеринарным образованием.

Результаты проведенного анализа демонстрируют относительно высокие количественные показатели уровня образования по выше определённым уровням организации ветеринарной службы. Вместе с тем, наличие у специалиста документа, подтверждающего его высшее ветеринарное образование, не всегда подтверждает высокий уровень компетенции и навыков в данной профессиональной сфере. К сожалению, в ветеринарном профессиональном сообществе страны с каждым годом всё острее обсуждается вопрос о разрыве между получаемыми в вузах знаниями и навыками, необходимыми для реальной работы. По нашему мнению, наиболее объективным способом определения уровня компетенции ветеринарного специалиста и соответствия его квалификации требованиям

профессионального стандарта, а также определения возможности допуска специалиста к самостоятельной профессиональной ветеринарной деятельности мо-

жет служить внедрение в нашей стране процедуры аккредитации специалиста с оценкой как теоретических знаний, так и практических навыков. При этом процедура аккредитации должна быть нескольких видов:

.- первичная аккредитация - проводится непосредственно после освоения основной образовательной программы высшего ветеринарного образования;

- компетентностная аккредитация -проводится после получения новой компетенции в рамках своей квалификации (специальности);

- периодическая аккредитация - проводится в течение всей профессиональной деятельности после очередного освоения учебного плана дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

В этой связи, наряду с неотъемлемой ролью государства, важная роль в контроле за качеством и оценкой профессиональных компетенций ветеринарных специалистов может быть отведена профессиональному сообществу. При этом данный контроль может быть реализован путём создания в стране так называемого «стату-тарного»/лицензирующего ветеринарного органа независимого от политических и коммерческих интересов. Вместе с тем, политика и задачи данного лицензирующего ветеринарного органа, в том числе полномочия и функции, должны быть определены и законодательно утверждены на уровне национального законодательства (10).

Повышение квалификации. Одной из важных качественных характеристик трудовых ресурсов является способность ветеринарной службы поддерживать и повышать уровень компетентности персонала в вопросах информированности и знаний в условиях постоянно меняющихся задач как на национальном, так и на международном уровне (1, 9). Данная характеристика может быть оценена с таких позиций как наличие у ветеринарной службы программ повышения квалификации и участие ветеринарных специалистов в этих программах.

В настоящее время с законодательной точки зрения, повышение квалификации для большей части ветеринарных, специалистов не носит обязательного характера. Исключение составляют только специалисты, занятые в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, а также государственные гражданские служащие, для которых определены порядок, сроки и программы повышения квалификации (3, 4, 5). Остальная же часть персонала ветеринарной службы повышает квалификацию по усмотрению

работодателя, который определяет необходимость повышения квалификации для нужд учреждения. Вследствие этого, учреждения ветеринарной сети регионов РФ имеют различные значения по рассматриваемому показателю. Однако в любом случае, программами повышения квалификации должен быть охвачен весь соответствующий персонал за определённый промежуток времени, к примеру, за последний пятилетний период.

Рисунок 2 - Охват персонала ветеринарных учреждений субъектов РФ программами повышения квалификации

Как показывают результаты анализа (рис. 2), в большей части субъектов страны (73 %) сложилась ситуация, когда за последний пятилетний период, программами повышения кватификации было охвачено от 30 до 80% ветеринарных специашстов, и отмечаются лишь единичные регионы, где данный показатель составил 95-100%.

Всего же, за указанный временной интервал только чуть более половины (59%) персонала ветеринарный службы страны повысило свою квашфикацию. При этом, удельный вес численности ветеринарных специалистов прошедших повышение квалификации на разных уровнях организации ветеринарной службы носит относительно однородный характер и колеблется в пределах от 55 до 76% от общего числа специашстов на соответствующем уровне. Можно лишь отметить, что в целом по стране, на локальном уровне отмечается наименьший процент охвата персонала программами повышения квалификации, а именно лишь 55 %. 11ри этом в целом по стране отмечается положительная корреляция среди долей персонала повысивших квашфикацию в лабораторном

звене и на локальном уровне (г = 0,5, при р<0,05). То есть, можно сказать об общей тенденции в стране, что если уровень внимания (надлежащий'ненадлежащий) к вопросу повышения квалификации специалистов уделяется в регионе, то он проявляет себя одинаково на этих двух звеньях ветеринарной службы.

Обращает на себя внимание тот факт, что для уровня «подразделения ре-гветнадзора» значение по рассматриваемому показателю составило всего 66%. Дело в том, что персонал данного уровня представлен госветинспекторами - государственными гражданскими служащими, для которых определена периодичность повышения квалификации - не реже одного раза в 3 года (3, 4). Несомненно, в силу неоднородности регионов, данный показатель различается между субъектами, и для 39% субъектов получены 100 % значения. но для оставшейся большей половины субъектов получены крайне неудовлетворительные результаты. Более того, для 13 регионов страны получены нулевые показатели. Выявленные факты свидетельствует о низком уровне дисциплины ис-

полнения законодательства страны и недостаточном внимании к данному вопросу, в том числе и со стороны контролирующих органов. Вместе с тем, проведённый выше количественный анализ отражает литпь количественные характеристики системы повышения квалификации.

Рассматривая же ситуацию с позиций качественной оценки, можно с определённой долей уверенности сказать, что в отсутствие государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования ветеринарных специалистов и регламента, регулирующего указанный процесс, не позволяет проводить контроль за количеством и качественным содержанием образовательных программ по рассматриваемому аспекту, а также количеством и компетентностью учреждений, оказывающих образовательные услуги. То есть, процесс повышения квалификации в отечественной ветеринарии приобретает формальный характер. Сложившийся принцип организации повышения квалификации в ветеринарии, согласно которому специалисту достаточно повысить свою квалификацию один раз в 3 - 5 лет, не отвечает требованиям времени. Поскольку с учётом скорости обновления в настоящее время научной и нормативно-правовой информации, данный подход не позволяет своевременно перестраивать свою деятельность соответственно развитию инновационных процессов и следовательно снижается готовность к реализации задач возложенных на ветеринарную службу.

Для целей улучшения эффективности программ повышения квалификации, необходимо модернизировать устоявшуюся систему повышения квалификации, путём разработки и внедрения в российской ветеринарии системы непрерывного ветеринарного образования и, как упоминалось выше, введения системы аккредитации специалистов. Подобная система успешно реализуется в системах ветеринарного образования многих развитых, стран мира, в том числе и Австралии, а также внедряется в настоящее время в отечественной медицине (6,7).

Основной принцип непрерывного образования заключается в том, что оно начинается после получения специальности и продолжается непрерывно в течение всей профессиональной деятельности работника с обязательным персонифицированным учётом и периодичным контролем знаний и практических умений специалистов. Однако, внедрение таких масштабных нововведений в системе российского ветеринарного образования крайне затруднительно без законодательной поддержи, должного уровня внимания со стороны высшего управляющего звена ветеринарной службы РФ и заинтересованности профессионального ветеринарного сообщества.

Заключение. Полученные результаты исследования свидетельствуют о достаточно высоком удельном весе числа ветеринарных специалистов с высшим ветеринарным образованием в учреждениях ветеринарии субъектов РФ. Напротив, отмечается недостаточный охват ветеринарных специалистов программами повышения квалификации на всех организационных уровнях ветеринарной службы субъектов страны. Данная проблема в большей степени сформировалась вследствие дефицита регулирования данного вопроса с позиций национального законодательства.

С целью повышения соответствия ветеринарной службы постоянно меняющимся задачам, как на национальном, так и международном уровне, в настоящее время назрела необходимость модернизации системы ветеринарного образования. В частности изменения должны коснуться таких основополагающих аспектов как введение системы аккредитации и непрерывного ветеринарного образования ветеринарных специалистов.

Также, необходимо изучение вопроса, касающегося возможности введения специализации (к примеру «общая практика», «лабораторная деятельность», «государственная служба»). Следует обратить внимание на обсуждаемый в профессиональном сообществе вопрос о целесообразности сохранения в стране возможности заочной формы получения образования по специальности «Ветеринария». По

нашему мнению, результатом реформирования и модернизации системы ветеринарного образования должно стать его высокое качество.

Однако, ввиду особой значимости ветеринарии в обществе, проведение подобного рода преобразований - задача общегосударственная. поэтому они не должны осуществляться как ведомственный проект.

ЛИТЕРАТУРА:

1. МЭБ. Кодекс здоровья наземных животных. Т. 1-2. - 20-е изд. - Париж: МЭБ, 2017.

2 О ветеринарии: Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 03.07.2016). М.: Консультант Плюс, 2018. - 19 с.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ -М.: Консуль тант Плюс, 2018. - 59 с.

4. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента Российской Феде-

рации от 28 декабря 2006 года N 1474 - М.: Консультант 11люс, 2018. - 11 с.

5. О повышении квалификации специалистов в области ветеринарии: Приказ Минсельхоза России от 30 января 2009 г. N 35 - М.: Консультант Плюс, 2018. - 2 с.

6. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. - URL: https://edu.rosminzdrav.rn / (дата обращения: 23.12,2017).

7. Australian veterinary association. -URL: ttp://www.ava.com.au/veted / (дата обращения: 20.12.2017).

8. The OIE PVS Pathway. - URL: http://www.oie.int/support-to-oie-mem-bers/pvs-pathway / (дата обращения: 20.12.2017).

9. Veterinary education. - URL: / http://www.oie.int/support-to-oie-mem-bers/veterinary-education (дата обращения: 17.12.2017).

10. Veterinary Statutory Bodies. -URL: http://www.oie.int/support-to-oie-mem-bers/veterinary-statutory-bodies / (дата обращения: 25.12.2017).

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шибаев М.А., Клиновицкая И.М., Оганесян А.С., Бельчихина А.В., Груздев К.Н., Караулов А.К.

Резюме

В статье представлены результаты количественного анализа кадровых ресурсов государственной ветеринарной службы Российской Федерации по уровню образования по состоянию на 2017 год. Результаты исследования свидетельствуют о достаточно высоком удельном весе численности ветеринарных специа:шстов с высшим ветеринарным образованием в учреждениях ветеринарии субъектов РФ. Отмечается недостаточный охват ветеринарных специалистов программами повышения квалификации. Обсуждается необходимость модернизации системы ветеринарного образования в РФ.

THE QUANTITATIVE ANALYSIS OF THE EDUCATION LEVEL SPECIALISTS OF THE RUSSIAN FEDERATION VETERINARY SERVICE PERSONNEL

Shibaev M.A., Klinovitskaya I.M., Oganesvan /VS., Belchikhina A.V., Gruzdev K.N., Karaulov A.K.

Summary

The article presents the results of a quantitative analysis of the education level of the Russian Federation Veterinary Service personnel as of 2017. The results demonstrate that a significantly large proportion of veterinary professionals with the veterinary institutions of the RF subjects

have higher education. The number of veterinary professionals covered by further training programs is shown to be insufficient and the need for the veterinary education system modernization in the Russian Federation is discussed in the article.

УДК: 619: 614.9(075.8)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ (на примере Новосибирской области)

**Юшкова Л.Я.- д.в.н., профессор. *Аксельрод А.Б.- начальник ветеринарной службы, *Юдаков А.В. - к.в.н. главный ветеринарный врач, **Донченко Н.А. - д.в.н., руководитель структурного подразделения, Донченко А.С. - академик РАН. **Институт экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока *Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН

Ключевые слова: ветеринарная служба, эпизоотическая обстановка, африканская чума свиней.

Keywords: Vcterinary Service, epizootic situation, african swine lever.

Ветеринарная служба Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (далее ветеринарная служба) являющиеся структурным подразделением Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (далее - ГУФСИН России по Новосибирской области), созданная с целью контроля и поддержания благополучной эпизоотической обстановки в местах дислокации учреждений, проведения лечебно-профилактических мероприятий среди сельскохозяйственных и служебных животных, контроля качества и безопасности производимых, получаемых и хранимых пищевых продуктов, продовольственного сырья и кормов для животных и птицы[1].

Необходимо оценить объёмы ветери-нарно-санитарных, и профилактических работ в подсобных хозяйствах в системе ГУФСИН области и оптимизировать схему ветеринарно-санитарньтх мероприятий.

Материал и методы исследований. Исследования выполнялись на базе лаборатории истории и организации ветеринарного дела по информации ГУФСИН Новосибирской области. В научных исследованиях использовали общепринятые ме-

тоды статистико-экономического, эпизо-отологического анализа, монографического, экспериментального, абстрактно-логического, историко-описательного изучения фактов и явлений ветеринарного дела. Результаты исследований.

Ветеринарная служба уголовно -исполнительной системы в своей работе руководствуется законодательством

Российской Федерации, установленными нормами и правилами ведения ветеринарной деятельности, ведомственными нормативными правовыми актами, положением о ветеринарной службе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по области. Ветеринарная служба по общим вопросам подчиняется заместителю начальника ГУФСИН России по области, курирующему производственно-хозяйственную деятельность, а по специальным вопросам -начальнику отдела ветеринарного надзора и организации деятельности ветеринарной службы ФКУ ЦНТЛ ФСИН России.

В задачи ветеринарной службы входит:

Обеспечение постоянного ветери-нарпо-санитарного контроля за качеством и безопасностью производимых, получае-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.