Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОД РЕЙТИНГОВЫХ ОЦЕНОК / ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОНКУРЕНЦИИ / МЕТОД РЫНОЧНОЙ ДОЛИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тертышник Михаил Иванович

Конкурентоспособность компании определяется уровнем: качества производимой продукции, управления производством и сбытом продукции, научно-технического развития, ее положения на рынке. Следует отметить, что большая часть исследований в этой сфере носит общетеоретический или узкоотраслевой характер и не в полной мере затрагивает вопросы, связанные с особенностями оценки конкурентоспособности предприятий производственной сферы. В статье проанализированы основные методы оценки уровня конкурентоспособности, рассмотрена их сущность, выделены достоинства и недостатки каждого из них. Сделан вывод, что для производственных предприятий наиболее предпочтительны следующие методы оценки конкурентоспособности: рейтинговой оценки, основанный на теории эффективной конкуренции и на основе расчета рыночной доли. Эти методы дают возможность провести не только качественный, но и количественный анализ конкурентоспособности предприятия и лишены субъективного подхода к оценке, так как не зависят от уровня квалификации и объективности исследователя. Предприятия производственной сферы характеризуются наличием процесса производства, поэтому при оценке их уровня конкурентоспособности предложено дополнительно учитывать показатели, связанные с составом и использованием производственных ресурсов, производственных мощностей, с производственно-технологическим уровнем производства. При оценке конкурентоспособности производственных предприятий рекомендуется учитывать следующие группы показателей: характеризующие положение компании на рынке; финансово-экономического состояния предприятия; производственно-технологического уровня производства; состава и использования производственного потенциала и производственных ресурсов; оценки и использования производственных возможностей компании; научно-технического уровня производства. Такой подход позволит не только проводить более комплексную оценку уровня конкурентоспособности производственных предприятий на основе предложенных методов, но и осуществлять системную оценку конкурентоспособности предприятий в результате использования выделенных групп показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES PRODUCTION SPHERE

The competitiveness of a company is determined by the level of: the quality of its products, the management of production and sales of products, scientific and technical development and its position on the market. It should be noted that most of the research in this area is of a general theoretical or narrowly sectoral nature and does not fully address issues related to the peculiarities of assessing the competitiveness of enterprises in the production sector. The article analyzes the main methods of assessing the level of competitiveness, considers their essence, highlights the advantages and disadvantages of each of them. It is concluded that the following methods of assessing competitiveness are most preferable for manufacturing enterprises: rating assessment, based on the theory of effective competition and based on calculating the market share. These methods make it possible to conduct not only a qualitative, but also a quantitative analysis of the competitiveness of the enterprise and are devoid of a subjective approach to evaluation, since they do not depend on the level of qualification and objectivity of the researcher. Enterprises of the production sphere are characterized by the presence of a production process, therefore, when assessing their level of competitiveness, it is proposed to additionally take into account indicators related to the composition and use of production resources, production capacities, and the production and technological level of production. When assessing the competitiveness of industrial enterprises, the article recommends taking into account the following groups of indicators: those that characterize the company's position in the market; the financial and economic state of the enterprise; production and technological level of production; composition and use of production potential and production resources; assessment and use of the company's production capabilities; scientific and technical level of production. This approach will allow not only to carry out a more comprehensive assessment of the level of competitiveness of industrial enterprises because of the proposed methods, but also to carry out a systematic assessment of the competitiveness of enterprises as a result of using the selected groups of indicators.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ТЕРТЫШНИК Михаил Иванович ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ...

V7TK" 44Q 147 9 Г0^021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ JJi'.iJ / |(сс) кУ<$) I TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anie-2021-1004-0061 »Mmtw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 516781 SPIN: 2115-2172 ORCID: 0000-0003-1928-2653

ТЕРТЫШНИК Михаил Иванович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономики предприятия и предпринимательской деятельности» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: mtertyshnik@yandex.ru) Аннотация. Конкурентоспособность компании определяется уровнем: качества производимой продукции, управления производством и сбытом продукции, научно-технического развития, ее положения на рынке. Следует отметить, что большая часть исследований в этой сфере носит общетеоретический или узкоотраслевой характер и не в полной мере затрагивает вопросы, связанные с особенностями оценки конкурентоспособности предприятий производственной сферы. В статье проанализированы основные методы оценки уровня конкурентоспособности, рассмотрена их сущность, выделены достоинства и недостатки каждого из них. Сделан вывод, что для производственных предприятий наиболее предпочтительны следующие методы оценки конкурентоспособности: рейтинговой оценки, основанный на теории эффективной конкуренции и на основе расчета рыночной доли. Эти методы дают возможность провести не только качественный, но и количественный анализ конкурентоспособности предприятия и лишены субъективного подхода к оценке, так как не зависят от уровня квалификации и объективности исследователя. Предприятия производственной сферы характеризуются наличием процесса производства, поэтому при оценке их уровня конкурентоспособности предложено дополнительно учитывать показатели, связанные с составом и использованием производственных ресурсов, производственных мощностей, с производственно-технологическим уровнем производства. При оценке конкурентоспособности производственных предприятий рекомендуется учитывать следующие группы показателей: характеризующие положение компании на рынке; финансово-экономического состояния предприятия; производственно-технологического уровня производства; состава и использования производственного потенциала и производственных ресурсов; оценки и использования производственных возможностей компании; научно-технического уровня производства. Такой подход позволит не только проводить более комплексную оценку уровня конкурентоспособности производственных предприятий на основе предложенных методов, но и осуществлять системную оценку конкурентоспособности предприятий в результате использования выделенных групп показателей.

Ключевые слова: конкуренция; конкурентоспособность; уровень конкурентоспособности; показатели конкурентоспособности; методы оценки конкурентоспособности; метод рейтинговых оценок; теория эффективной конкуренции; метод рыночной доли; производственные предприятия; предприятия производственной сферы.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES PRODUCTION SPHERE

© The Author(s) 2021

TERTYSHNIK Mikhail Ivanovich, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of «Economics of enterprises and entrepreneurship»

Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, Lenin Street, 11, e-mail: mtertyshnik@yandex.ru) Abstract. The competitiveness of a company is determined by the level of: the quality of its products, the management of production and sales of products, scientific and technical development and its position on the market. It should be noted that most of the research in this area is of a general theoretical or narrowly sectoral nature and does not fully address issues related to the peculiarities of assessing the competitiveness of enterprises in the production sector. The article analyzes the main methods of assessing the level of competitiveness, considers their essence, highlights the advantages and disadvantages of each of them. It is concluded that the following methods of assessing competitiveness are most preferable for manufacturing enterprises: rating assessment, based on the theory of effective competition and based on calculating the market share. These methods make it possible to conduct not only a qualitative, but also a quantitative analysis of the competitiveness of the enterprise and are devoid of a subjective approach to evaluation, since they do not depend on the level of qualification and objectivity of the researcher. Enterprises of the production sphere are characterized by the presence of a production process, therefore, when assessing their level of competitiveness, it is proposed to additionally take into account indicators related to the composition and use of production resources, production capacities, and the production and technological level of production. When assessing the competitiveness of industrial enterprises, the article recommends taking into account the following groups of indicators: those that characterize the company's position in the market; the financial and economic state of the enterprise; production and technological level of production; composition and use of production potential and production resources; assessment and use of the company's production capabilities; scientific and technical level of production. This approach will allow not only to carry out a more comprehensive assessment of the level of competitiveness of industrial enterprises because of the proposed methods, but also to carry out a systematic assessment of the competitiveness of enterprises as a result of using the selected groups of indicators.

Keywords: competition; competitiveness; the level of competitiveness; competitiveness indicators; methods of assessing competitiveness; the method of rating assessments; the theory of effective competition; the method of market share; manufacturing enterprises; enterprises of the production sector.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Конкурентоспособность предприятия - это один из важнейших критериев его деятельности, потому что она определяется уровнем развития его производственного и научно-технического потенциалов, степенью прогрессивно-

сти используемых технологий, оборудования, выпускаемой продукции. Поэтому данная категория выступает важным критерием оценки возможностей компании, отражает его основные рыночные позиции и служит ориентиром для сравнения предприятий отрасли с целью оценки эффективности их деятельности и определения реальной рыночной стоимости. Это вызывает необхо-

ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080010, 080012, 080013, 080014

263

TERTYSHNIK Mikhail Ivanovich

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COMPETITIVENESS..

Azimut of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

димость применения в управлении предприятием концептуальных положений, связанных с определением и оценкой его уровня конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции, производимой компанией.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы определения и оценки уровня конкурентоспособности рассмотрены в работах В.А. Архиповой и А.Г. Кулагиной Н.А. [1], В.И. Буракова [2], Ю.В. Баженова [3], В.Н. Гончарова, Е.В. Курипченко и С.В. Салита [4], Н.Н. Григорь [4], Ю.Н. Илларионова и В.Л. Бойко А.А. [5], Ж.А. Мингалевой, Ю.В. Старкова и А.В. Тарасова [б], Н.В. Немогай, С.Д. Колесникова и А.А. Ракитской [7],

A.В. Самарухи и Г.Н. Макаровой [8], Б.Ж. Тагарова [9], М.И. Тертышника [10-12]. Особенности оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг исследуют Н.А. Бабченко и Г.Г. Романова [13], М.А. Гурина и Ю.В. Румянцева Н.В. [14], И.А. Троян [15], промышленных предприятий - О.В. Гайдай и А.М. Световой [16], Р.С. Голов, М.Б. Пушкарева, Е.В. Зубеева и Н.Р. Вайншток [17], Н.В. Иевлева, О.А. Гаврилова и Т.В. Несте-ренко [18], В.В. Исайченкова [19], Е.В. Кислицын [20], Е.Л. Чазов и В.П. Грахов [21], строительных компаний - И.Г. Лукманова, В.И. Сарченко и Е.Е. Ладыгина [22],

B.Д. Танько, И.С. Ковалев, А.С. Тимофеев, Т.Е. Коваль и Д.Ф. Шишкина [23], Д.В. Хавин, С.В. Горбунов, П.Р. Беккер [24], транспортных предприятий - В.В. Жаков и Н.А. Телятникова [25]. Можно выделить значительное количество работ, авторы которых рассматривают различные аспекты оценки конкурентоспособности и развития нефтехимической отрасли - М.В. Винокурова и М.Г. Вурганов [26], Г.В. Давыдова и О.С. Козлова [27], К.Ю. Курилов [28], А.В. Новиков, Е.Ю. Богомолова и И.С. Кородюк [29], М.И. Тертышник [30], Э.Ф. Фаизова М.В. [31], Чаликова-Уханова и А.В. Самаруха [32], А.Ф. Шуплецов и А.И. Перелыгин [33]. Необходимо подчеркнуть, что эти исследования связаны с оценкой конкурентоспособности национальной экономики, отдельных отраслей, регионов, компаний, носят в основном общетеоретический характер, либо проводятся с выделением и учетом отраслевых особенностей определения уровня конкурентоспособности предприятий.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является рассмотрение теоретических и практических аспектов определения конкурентоспособности компании, и разработка рекомендаций, связанных с классификацией и разработкой системы показателей оценки уровня конкурентоспособности предприятия производственной сферы с учетом концептуальных положений теории развития и оценки потенциальных возможностей предприятия.

Используемые методы, методики и технологии. С использованием метода экономического анализа исследованы методы оценки уровня конкурентоспособности компаний, выделены основные из них, используемые на уровне производственного предприятия, проанализированы и систематизированы показатели оценки уровня конкурентоспособности предприятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Важной особенностью современного этапа развития является то, что потребитель становится главным объектом конкуренции, и конкурентная борьба разворачивается главным образом за потребителя. Если конкурентоспособность продукции определяется ее потребительскими свойствами, удовлетворяющими требования покупателей, то конкурентоспособность предприятия учитывает не только качество и цену выпускаемой продукции, но и эффективность организации производства, уровень использования имеющихся у компании 264

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия проводится для: определения его положения на товарном рынке, возможности выхода на новые рынки сбыта продукции, организации производства новых видов продукции, при разработке планов инвестиционной деятельности и развития компании, определения оптимальной производственной программы и возможного уровня использования производственных мощностей [34-35], оценки эффективности организации производства и управления предприятием, расчета реальной рыночной стоимости компании [36] и при решении других вопросов.

Можно выделить семь основных методов оценки уровня конкурентоспособности, сравнительная характеристика которых представлена в табл. 1.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика методов оценки конкурентоспособности компании

Метод оценки конкурентоспособности Сущность метода Достоинства метода Недостатки метода

1. SWOT-а-нализ Является методом анализа конкурентоспособности компании с учетом ее сильных и слабых сторон, возникающих возможностей и угроз. К сильным и слабым сторонам относятся внутренние факторы, а возможности и угрозы определяются внешними факторами. 1. Может использоваться не только при оценке конкурентоспособности компании, но и решении различных задач, связанных с планированием ее деятельности. 2. Возможность выбора и использования большого количества различных анализируемых параметров. 3. Может применяться как в оперативном, так и перспективном планировании деятельности компании. 4. Возможность использования для организации, занятой в любой сфере деятельности. 1. Результаты оценки часто имеют субъективный характер, так как зависят от объективности и уровня квалификации эксперта. 2. Необходимость учета большого объема информации, характеризующей различные сферы деятельности предприятий. 3. Обычно SWOT-ана-лиз содержит только перечисление факторов, без проведения их ранжирования и отражения взаимосвязи и взаимозависимости.

2. Метод оценки конкурентоспособности предприятия на основе «4Р» Предполагает проведение анализа уровня конкурентоспособности по четырем направлениям: продукт (product), цена (price), продвижение на рынке (promotion), регион и каналы сбыта (place). Его развитием являются методы: «6Р», который дополнительно учитывает упаковку (раскаgе) и покупку (purchase); «7Р» включает еще людей (people); «12Р» дополнен факторами: персонал (personnel), процесс (process), окружающая среда (physical premises), прибыль (profit), связи с общественностью (public relations). 1. Позволяет провести количественную оценку конкурентоспособности организации, как по отдельным показателям, группам показателей, так и по всем анализируемым параметрам. 2. По результатам оценки можно построить многоугольник конкурентоспособности. 3. Представленный графически результат оценки может использоваться в целях оперативного анализа положения предприятия на рынке. 1. Все факторы конкурентоспособности оцениваются экспертами путем присвоения определенного количества баллов. Поэтому возможен субъективный подход к оценке. 2. Оценка проводится на основе отчетных данных о деятельности компании и предприятий-конкурентов. 3. При использовании большого количества показателей многоугольник конкурентоспособности получается сложным для восприятия.

3. Метод рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия Основан на использовании методологии параметрического анализа. Может использоваться как для отдельных показателей, так и для группы показателей. Компания, у которой наилучшее значение показателя, получает наиболее высокий рейтинг. 1. Метод является в целом простым в использовании, так как не требует дополнительных расчетов. 2. Могут приниматься в расчет различные показатели, в том числе материальные и нематериальные активы предприятия. 3. Возможность использования для оценки конкурентоспособности не только предприятия, но и производимой им продукции. Недостаточно учитывает значимость для предприятия различных анализируемых показателей.

4. Метод оценки кон-курентоспо- собности, основанный на теории эффективной конкуренции Связан с оценкой четырех групп показателей, характеризующих уровень управления: процессом производства, оборотными средствами, сбытом продукции и рекламой, конкурентоспособностью товара. Наиболее конкурентоспособной признается компания, у которой эффективно работают все подразделения. 1. Учитываются основные группы показателей, характеризующие деятельность предприятия. 2. Достигается взаимосвязь показателей производственной и коммерческой деятельности компании. 1. Так как предприятие является сложной системой, то с позиций системного подхода невозможно простое суммирование результатов определенных групп показателей. То есть возникает определенная погрешность при определении интегрального показателя оценки конкурентоспособности. 2. Установление весовых коэффициентов по группам показателей имеет достаточно субъективный характер.

OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ТЕРТЫШНИК Михаил Иванович ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ...

5. Продуктовые методы оценки кон-курентоспо-собности Основываются на том предположении, что чем более высокий уровень конкуренте способности продукции, тем выше конкурентоспособность предприятия. Метод учитывает важнейшую характеристику деятельности производственного предприятия - выпуск конкурентоспособной продукции. 1. Оценка конкурентоспособности предприятия проводится только по одному критерию. 2. В расчетах учитывается цена и качество продукции, но не принимается во внимание прогрессивность и новизна продукции. 3. Ассортимент продукции предприятий даже одной и той же отрасли существенно отличается, что ограничивает возможности использования данной группы методов.

6. Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли Определяется как отношение объема товарооборота предприятия к общему объему товарооборота на рынке. 1. Позволяет сравнить предприятия, представленные на товарном рынке. 2. Дает возможность выделить лидеров и аутсайдеров рынка. 3. Можно оценить уровень конкуренции и степень монополизации товарного рынка. 1. Необходимо обладать реальными данными о деятельности всех предприятий, представленных на рынке. 2. Сложно оценить перспективы развития товарного рынка и представленных на нем предприятий, так как все расчеты проводятся по отчетным данным.

7. Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости Основан на расчете нормы потребительной стоимости по следующим группам свойств: экономической, технической, экологической, социально-психологической, юридической. После этого определяется общая норма потребительной стоимости предприятия. 1. Позволяет достаточно полно оценить потребности потребителей. 2. Дает возможность оценивать конкурентоспособность предприятия по основным группам свойств и получать на этой основе совокупную оценку конкурентоспособности. Основывается на экспертных оценках, что приводит к большой субъективности полученных результатов.

Считаем, что на уровне предприятия производственной сферы прежде всего должны использоваться следующие методы оценки конкурентоспособности: рейтинговой оценки, основанный на теории эффективной конкуренции и на основе расчета рыночной доли. Это обусловлено тем, что данные методы позволяют провести не только качественный, но и количественный анализ конкурентоспособности предприятия и лишены субъективного подхода к оценке.

Главной отличительной особенностью компаний, осуществляющих деятельность в производственной сфере является наличие процесса производства продукции. Поэтому при оценке конкурентоспособности производственных предприятий должны учитываться показатели, отражающие: производственно-технологический уровень производства (например, на нефтехимических предприятиях - это глубина переработки нефти, соотношение фактической загрузки вторичных процессов и установок первичной переработки нефти), состав и использование производственного потенциала и производственных ресурсов, величину и использование производственных мощностей, научно-технический уровень производства. Исходя из этого, можно выделить следующие основные группы показателей оценки конкурентоспособности производственных предприятий:

1. Показатели, характеризующие положение компании на рынке.

2. Показатели финансово-экономического состояния предприятия.

3. Показатели производственно-технологического уровня производства.

4. Показатели состава и использования производственного потенциала и производственных ресурсов.

5. Показатели оценки и использования производственных возможностей компании.

6. Показатели научно-технического уровня производства.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Исследования, проводимые в данном направлении, обычно ограничиваются выделением отдельных методов, характеризующих уровень конкурентоспособности компаний. Предложен комплексный подход, который позволяет системно рассматривать и оценивать уровень конкурентоспособности предприятий производственной сферы.

ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080010, 0

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. В результате проведенного исследования сделан вывод о целесообразности совершенствования процесса определения и оценки уровня конкурентоспособности предприятий производственной сферы. При этом необходимо развитие не только методов и системы используемых показателей оценки конкурентоспособности, но и концепций определения научно-технического уровня производства и производственных возможностей предприятия. Реализация данного подхода позволяет более полно и точно учесть уровень конкурентоспособности компаний, осуществляющих деятельность в производственной сфере. Предложенный подход дает возможность и может быть использован в следующих случаях:

1. При выборе метода оценки конкурентоспособности предприятий производственной сферы.

2. Проводить более комплексную оценку уровня конкурентоспособности производственных предприятий на основе использования методов, позволяющих проводить не только качественный, но и количественный анализ конкурентоспособности предприятия, и которые лишены субъективного подхода к оценке.

3. Осуществлять системную оценку и анализ уровня конкурентоспособности предприятий производственной сферы за счет использования выделенных групп показателей.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Считаем, что дальнейшее развитие данного направления исследования может быть связано с конкретизацией и выделением отдельных показателей оценки уровня конкурентоспособности с учетом отраслевых особенностей производства, характерных для предприятий различных производственных сфер деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Архипова В.А. Модельный анализ конкурентоспособности предприятия / В.А. Архипова, А.Г. Кулагина // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 2 (103). - С. 1186-1189.

2. Бураков В.И. Современное состояние и тенденции в управлении социально-экономическим развитием России / В.И. Бураков. - DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(3)5 //Baikal Research Journal. - 2020. - Т. 11, № 3. - С. 5.

3. Баженов Ю.В. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия: значимость информационных факторов в условиях турбулентности окружающей среды /Ю.В. Баженов // Со-времен-ная конкуренция. - 2019. - Т. 13, № 4 (76). - С. 93-118.

4. Гончаров В.Н. Организационно-экономические аспекты обеспечения конкурентоспособности предпри-ятия /В.Н. Гончаров, Е.В. Ку-рипченко, С.В. Салита // Организатор производства. - 2021. - Т. 29, № 1. - С. 71-79.

5. Илларионов Ю.Н. Конкурентоспособность предприятия и товара, методология ее построения в совре-менных условиях /Ю.Н. Илларионов, В.Л. Бойко //Аудит. - 2019. - № 11. - С. 30-33.

6. Мингалева Ж.А. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе выбора стратегических альтернатив развития / Ж.А. Мингалева, Ю.В. Старков, А.В. Тарасов // Известия Саратовского универ-ситета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. -2019. - Т. 19, № 2. - С. 155-164.

7. Немогай Н.В. Роль подсистемы научного сопровождения в системе управления конкурентоспособно-стью предприятия / Н.В. Немогай, С.Д. Колесников, А.А. Ракитская // Стандарты и качество. -2021. - № 4. - С. 78-82.

8. Самаруха А.В. Проектирование промышленной технологической революции на принципах устойчиво-го развития, с учетом противодействия недобросовестной конкуренции / А.В. Самаруха, Г.Н. Макарова //Baikal Research Journal. - 2019. - Т. 10, № 2. - С. 9. - DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).9.

9. Тагаров Б.Ж. Оценка уровня концентрации производства в обрабатывающей промышленности России в условиях цифровизации экономики / Б.Ж. Тагаров. — D0I:10.17150/2411-6262.2021.12(1).17 // Baikal Research Journal. - 2021. - Т. 12, № 1. - С. 17.

10. Тертышник М.И. Оценка уровня использования и проблемы определения потенциальных возможностей предприятий / М.И. Тертышник //Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8. - № 2. - С. 29. - DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(2).29.

11. Тертышник М.И. Потенциальные возможности предприятия: проблемы определения и оценки /М.И. Тертышник //Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25. - № 4.

- С. 613-620. - DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(4).613-620.

12. Тертышник М.И. Экономика организации: учебник и практикум для вузов /М.И. Тертышник. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 631 с.

- (Высшее образование).

13. Бабченко Н.А. Теоретический подход к оценке конкурентоспособности аудиторских предприятий / НА Бабченко, Г Г Романова //

)012, 080013, 080014 265

TERTYSHNIK Mikhail Ivanovich

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COMPETITIVENESS..

Azimut of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

Карельский научный журнал. - 2019. - Т. 8, № 2 (27). - С. 89-92.

14. ГуринаМ.А. Комплексные инструменты и методологии повышения качества в управлении конкуренто-способностью торгового предприятия / М.А. Гурина, Ю.В. Румянцева //Вестник Воронежского госу-дарственного университета инженерных технологий. - 2019. -Т. 81, № 2 (80). - С. 320-335.

15. Троян И.А. Антикризисные факторы конкурентоспособности предприятий сферы услуг / И.А. Троян // Вестник университета. -2021. - № 1. - С. 62-69.

16. Гайдай О.В. Научно-методический подход к оценке конкурентоспособности социально ответственных агропромышленных предприятий / О.В. Гайдай, А.М. Световой // Балканское научное обозрение. - 2019. - Т. 3, № 3 (5). - С. 102-108.

17. Голов Р.С. Методика оценки конкурентоспособности производственных предприятий / Р.С. Голов, М.Б. Пушкарева, Е.В. Зубее-ва, Н.Р. Вайншток //Известия высших учебных заведений. Технология текстиль-ной промышленности. - 2020. - № 1 (385). - С. 24-29.

18. Иевлева Н.В. Исследование процесса управления конкурентоспособностью промышленного предприя-тия и его совершенствование / Н.В. Иевлева, О.А. Гаврилова, Т.В. Нестеренко // Экономика и предпри-нимательство. - 2019. - № 3 (104). - С. 685-689.

19. Исайченкова В.В. Обеспечение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе ком-плексного анализа деятельности /В.В. Исайченкова // Лидерство и менеджмент. - 2019. - Т. 6, № 3. - С. 177-188.

20. Кислицын Е.В. Системный анализ конкурентоспособности инновационного потенциала промышленно-го предприятия / Е.В. Кислицын // Вестник Забайкальского государственного университета. -2019. - Т. 25, № 9. - С. 114-122.

21. Чазов Е.Л. Разработка методического инструментария оценки конкурентоспособности промышленного предприятия на основе мониторинга рынка сбыта продукции / Е.Л. Чазов, В.П. Грахов // Управленче-ский учет. - 2021. - № 2-1. - С. 65-72.

22. Лукманова И.Г. Клиентоориентированность предприятия

- важнейший резерв повышения конкуренто-способности / И.Г. Лук-манова, В.И. Сарченко, Е.Е. Ладыгина // Экономика строительства.

- 2020. - № 3 (63). - С. 24-32.

23. Танько В.Д. Расчет стратегической конкурентоспособности строительных предприятий по индикато-рам устойчивого развития / В.Д. Танько, И.С. Ковалев, А.С. Тимофеев, Т.Е. Коваль, Д.Ф. Шишкина //Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 2 (127). - С. 810-813.

24. Хавин Д.В. Экономические аспекты конкурентоспособности предприятий строительной отрасли с уче-том инновационного по-тенциала/Д.В. Хавин, С.В. Горбунов, П.Р. Беккер //Инновации и инвестиции. - 2019. - № 7. - С. 265-269.

25. Жаков В.В. Инновационные подходы к управлению конкурентоспособностью и планированию дея-тельности транспортных предприятий / В.В. Жаков, Н.А. Телятникова // Качество. Инновации. Образо-вание. - 2020. - № 1(165). - С. 108-111.

26. Винокурова М.В. Проблемы и перспективы развития нефтяной отрасли Российской Федерации / М.В. Винокурова, М.Г. Вур-ганов // Baikal Research Journal. - 2020. - Т. 11, № 2. - С. 9. - DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(2).9.

27. Давыдова Г.В. Особенности формирования стратегии экономического роста нефтедобывающей про-мышленности / Г.В. Давыдова, О.С. Козлова // Известия Байкальского государственного университета. - 2018. - Т. 28, № 1. - С. 74-79. — DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(1).74-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Курилов К.Ю. Оценка производственного потенциала предприятий нефтехимической промышленности Самарской области / К.Ю. Курилов // Карельский научный журнал. - 2016. - Т. 5, № 4 (17). - С. 153-155.

29. Новиков А.В. Характеристика месторождений нефти и газа в Иркутской области / А.В. Новиков, Е.Ю. Богомолова, И.С. Кородюк // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 27, № 4. - С. 459-467. — DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27.(4).459-467.

30. Тертышник М.И. Особенности планирования и определения производственных мощностей нефтехими-ческих предприятий / М.И. Тертышник // Известия Иркутской государственной экономической академии (Известия Байкальского государственного университета). - 2016. - Т. 26. - № 3. - С. 411-418. - DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).411-418.

31. Фаизова Э.Ф. Конкурентоспособность отечественных предприятий нефтехимической отрасли / Э.Ф. Фаизова //Инновации и инвестиции. - 2019. - № 10. - С. 382-386.

32. Чаликова-Уханова М.В. Развитие нефтегазовых проектов на основе кластерного подхода на примере Иркутской нефтяной компании /М.В. Чаликова-Уханова, А.В. Самаруха. — DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(2).16//Baikal Research Journal. - 2020. - Т. 11, № 2. - С. 16.

33. Шуплецов А.Ф. Влияние стратегического анализа факторов внешней и внутренней среды на эффектив-ность функционирования нефтегазодобывающей компании, как бизнес единицы территориального хол-динга / А.Ф. Шуплецов, А.И. Перелыгин. - DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(3).8 //Baikal Research Journal. - 2020. - Т. 11, № 3. - С. 8.

34. Тертышник М.И. Определение и оценка производственных мощностей предприятия / М.И. Тертышник // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный универ-ситет экономики и права). - 2011. - № 6. - С. 47.

35. Тертышник М.И. Оценка резервов и диспропорций производственных мощностей предприятий /М.И. Тертышник //Инновационные кластеры в цифровой экономике: Труды VIII научно-практ. конф.

с меж-дун. участием. Под ред. А.В. Бабкина. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 410-415.

36. Трофимова Н.Н. Перспективные направления повышения рыночной стоимости предприятия в рамках реализации стратегии роста / Н.Н. Трофимова // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2021. - № 2(30). - С. 18-21.

Статья поступила в редакцию 27.07.2021

Статья принята к публикации 27.11.2021

266

OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.