Научная статья на тему 'Оценка уровня инновационной активности Магаданской области'

Оценка уровня инновационной активности Магаданской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКОНОМИКА / INNOVATION PROCESS / ECONOMICS / INNOVATION / SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковальчук Светлана Геннадьевна

В статье рассматривается состояние и направления современного инновационного развития Магаданской области. Автор анализирует факторы, способствующие и тормозящие инновационную деятельность в Дальневосточном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL ASSESSMENT OF INNOVATION AKTIVITI OF MAGADAN REGION

The article examines curent state and direction of innovative development of Magadan region. The author presents an analysis of the factors that either support or obscure the course of innovative activity in the Russian Far East.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня инновационной активности Магаданской области»

УДК 332.133.4

С. Г. Ковальчук

Санкт-Петербургская академия управления и экономики Лермонтовский пр., 44, Санкт-Петербург, 1901030, Россия

E-mail: SGKovalchuk@yandex.ru

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается состояние и направления современного инновационного развития Магаданской области. Автор анализирует факторы, способствующие и тормозящие инновационную деятельность в Дальневосточном регионе.

Ключевые слова: инновации, малое предпринимательство, инновационный процесс, экономика.

Разрабатываемые в настоящее время регионами современные стратегии развития предлагают механизмы стратегического управления регионом применительно к новой экономике инновационного типа, в которой повышаются требования к качеству управленческих решений как со стороны федеральных, так и региональных управленческих структур. Известно, что в директивной модели экономики все управленческие решения на макро- или микроуровне определяются центром и процесс управления, в основном, сводится к использованию существующих возможностей для достижения поставленных целей. В условиях же рыночной конкуренции и хозяйственной самостоятельности управленческие структуры региона не только самостоятельно ставят эти цели, но и обосновывают варианты решений (стратегические альтернативы) по развитию экономики региона и, прежде всего, повышению уровня его инновационности. Это предполагает необходимость выбора критерия и показателей оценки инновационного развития и учета главных ограничений - социальных условий проживания и уровня использования ресурсного потенциала.

Исследования по вопросам стратегического управления Магаданской области были начаты в 1995 г. в Северном международном университете.

В тот период сам вопрос разработки стратегии управления для региона вызывал явное недоумение и непонимание, так как в мировой практике стратегическое управление применялось только на уровне отдельных предприятий. Однако сегодня признано, что регион является объектом стратегического управления, обладающим всеми свойствами экономической системы в формировании целостности и относительной самодостаточности территории, в границах которой реализуются принципы регионального управления. Первоначально стратегическое планирование и управление в мировой практике заключалось в разработке различных программно-целевых подходов. В России же непосредственное использование этих подходов в условиях переходного периода было затруднено из-за быстрого нарастания изменений внешней среды, демонополизации хозяйства и обострения конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках. Кроме того, процесс разработки региональных стратегий осуществлялся в рамках морально устаревших организационных структур управления, когда ключевое внимание по-прежнему уделялось достижению текущих целей и вопросов оперативного управления.

Предложение отдельных теоретиков и практиков об исключении государственного вмешательства в экономику привело к формированию механизма выгодности только сырьевых производств, сориентированных на экспорт, к убыточности и разрушению обрабатывающей промышленности, превращению естественных монополий в частные, в форме крупнейших корпораций кланового типа с непрозрачной внутренней структурой [1]. В результате этого социально-экономические процессы оказались под влиянием стихийных законов рынка, а у государства остались только регулирующие функции, позволяющие косвенно влиять на экономику страны (например, налоговая и таможенная политика).

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Том 11, выпуск 1 © С. Г. Ковальчук, 2011

С переходом экономики на инновационный путь развития, выбранный в качестве приоритетного многими регионами России, в том числе и Магаданской областью, роль государства и территорий в управлении качественно изменилась. В регионах разрабатываются комплексные программы инновационного развития, направления их инновационной политики, а также мероприятия и инструменты ее реализации. Так, в Магаданской области принята Областная целевая программа «Инновационное развитие Магаданской области на 2009-2011 гг.», Закон «Об инновационной деятельности в Магаданской области», создающие условия для формирования региональной инновационной системы, способной выступить связующим звеном между наукой и производством [2; 3].

Инновационная деятельность Магаданской области основана на ее инновационной политике, которая является важнейшей составной частью социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти и управления. Она определяет:

1) ведущие направления инновационной деятельности;

2) приоритетные виды высокотехнологичной продукции;

3) основные объекты инновационной деятельности;

4) формы поддержки субъектов инновационной деятельности;

5) источники финансирования инновационной деятельности;

6) методы экономического и административного регулирования деятельности субъектов инновационной деятельности на основе анализа результатов мониторинга индикаторов, утвержденных постановлением администрации Магаданской области.

Инновационная политика Магаданской области осуществляется в соответствии со стратегическими направлениями и стратегическими целями Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, что позволит обеспечить необходимую встроенность региональной инвестиционной сферы в национальную инновационную сферу. С другой стороны, региональная инновационная политика должна быть системно «выстроена», т. е. должна учитывать специфические особенности региона. Это особенно актуально для северных районов, где сокращается численность населения городов, финансовые и инвестиционные ресурсы перекачиваются в более крупные города, а региональная экономика, сохраняя сырьевую направленность, получает все большую зависимость от центра. Формирование инновационной сферы региона, и в частности малых предприятий, создающих и реализующих на коммерческой основе продукты инновационной деятельности, могло бы способствовать изменению этой тенденции.

Сегодня во всевозможных видах экономической деятельности в Магаданской области используются различные инновации. В организациях связи - это внедрение широкополосного доступа в Интернет по технологии DSL, построение сети NGN, применение посреднических услуг при продаже собственных продуктов, услуг; передача данных по цифровым каналам связи, включая спутниковые системы связи, а также внедрение сотовой связи 3-го поколения. В сфере добычи полезных ископаемых - употребление новых для региона технологий обогащения золотосодержащих руд и многостадийного обогащения; спутниковый мониторинг работы и технического состояния современной землеройной техники. В организациях производства и распределения электроэнергии и воды - внедрение автоматической системы коммерческого учета тепло- и электроэнергии (АСКУТ и АСКУЭ).

На рынке труда служба занятости населения предлагает безработным современные услуги по подбору персонала. С помощью информационных киосков на базе ПК «Катарсис», внедрения «VipNet» для защиты персональных данных безработных; внедрение в практику административных регламентов по предоставлению государственных услуг [4]. Имеются некоторые организационные, финансовые и социальные инновации. Однако основным видом являются технологические инновации.

Наибольшая доля затрат на технологические инновации (57 %) связана с производственным проектированием, дизайном, исследованиями и разработкой новых производственных процессов. В то же время на приобретение новых технологий и программных средств, определяющих перспективы технологического развития (включая патентные и беспатентные лицензии), приходится 2 % затрат на инновации.

Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, управленческих, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, связанных с внедрением инноваций. Она является главным стратегическим фактором экономического роста. Между тем, в 2007 г. в Магаданской области инновации внедряли всего лишь 32 организа-

ции, в 2009 г. ими занимались уже 38 предприятий из 99 обследованных. Общий уровень инновационной активности организаций составилв 2009 г. 33 %. Уровень инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации, - 27, маркетинговые - 6, организационные - 13 %.

В инновационных процессах важную роль играют оценка рыночных потребностей и успешность продвижения инновационной продукции к потребителю, что обеспечивается маркетинговыми технологиями. По данным статистического исследования, в настоящее время только 6 организаций из числа обследованных занимаются ими. Однако объем инновационных продуктов, работ, услуг в Магаданской области в динамике резко возрос (табл. 1).

Таблица 1

Объем инновационных товаров (работ, услуг) по субъектам Дальневосточного федерального округа, млн руб.

2000 2005 2006 2007 2008 2009

Дальневосточный федеральный округ 1 527,0 4 510,6 8 193,5 4 853,1 1 2974,7 ...

Республика Саха (Якутия) 169,9 236,1 619,6 713,1 4 752,9 3 051,4

Камчатский край 148,4 12,8 4,5 293,9 2,6

Приморский край 392,7 2 108,5 2 333,1 880,1 2 111,8 5 198,6

Хабаровский край 466,2 2 090,7 4 580,5 1 664,3 3 595,1

Амурская область 69,4 33,8 447,9 967,7 1 279,5

Магаданская область 115,0 4,1 42,3 100,0 863,1 1 368,2

Сахалинская область 165,4 24,5 38,4 62,7 214,6 1 122,4

Еврейская автономная область - - 27,7 39,8 155,1 158,3

Чукотский автономный округ - - 99,7 131,6 - -

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области.

Таким образом, данные таблицы свидетельствуют об активизации инновационной деятельности в Магаданской области. Среди 9 регионов ДФО по объему инновационных товаров Магаданская область заняла в 2008 г. 5-е место.

Среди субъектов Дальневосточного федерального округа удельный вес предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в Магаданской области, за последние 3 года увеличился и занимает почетное 1-е место (табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность по Российской федерации и субъектам Дальневосточного Федерального округа, %

2000 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 8,8 9,7 9,9 10,0 9,4

Дальневосточный федеральный округ 6,3 6,2 6,0 5,8 7,2

Республика Саха (Якутия) 6,6 5,1 7,0 5,7 4,7 4,6

Камчатский край 4,9 7,1 5,5 5,4 8,3

Приморский край 5,8 4,4 2,4 3,5 6,0 9,4

Хабаровский край 21,5 17,0 11,4 10,1 11,0

Амурская область 3,0 1,3 7,5 7,5 6,5

Магаданская область 1,3 6,2 9,5 11,4 26,9 33,0

Сахалинская область 7,2 6,2 5,8 4,4 3,2 3,0

Еврейская автономная область 2,8 3,9 4,8 4,8 4,6 6,2

Чукотский автономный округ 9,7 - - - - -

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области.

Эффективность функционирования субъектов инновационной деятельности предполагает оценку деятельности региональных органов власти, выполняющих регулирование инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры региона, взаимодействия региона с внешней средой (каналы привлечения инвестиций, продвижения продукции, трансферт технологий, привлечение высококвалифицированных специалистов и т. д.).

В ходе комплексной оценки инновационной деятельности необходимо исследовать инновационный потенциал региона, который в значительной мере обусловлен уровнем развития трех составляющих:

• предпринимательство и инновации - число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в целом и в разрезе инновационных кластеров, предпринимательская активность отдельных категорий населения;

• уровень образования и наличие высших образовательных учреждений;

• научно-исследовательская деятельность - наличие НИИ, научных школ, интенсивность научной деятельности, количество патентов и т. д.

Важным показателем уровня инновационности региона является вовлечение малого бизнеса в сферу инновационных технологий.

Таблица 3

Основные показатели инновационной деятельности организаций малого предпринимательства Магаданской области в 2007-2009 гг.

2007 2009

Число организаций, занимавшихся инновационной деятельностью 5 6

Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций, % 5,3 7,3

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами - всего, млн руб. 4 448,0 5 477,0

в том числе: инновационные товары, работы, услуги, млн руб. 4,1 9,5

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг обследованных организаций, % 0,1 0,2

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, % 2,6 2,4

Общие (капитальные и текущие) затраты на технологические инновации, млн руб. 115,9 129,0

по источникам финансирования

собственные средства организации 90,6 5,8

иностранные инвестиции 14,2 -

кредиты и займы 11,0 123,1

Численность работников организаций, осуществлявших технологические инновации, чел. 238 257

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области.

Анализ полученных данных показывает положительную динамику этого процесса. Имеющиеся трудности в осуществлении инновационной деятельности в организациях малых предприятий связаны с экономическими факторами. К числу наиболее значимых из них относятся: недостаток собственных денежных средств - его назвали 49 % обследованных организаций; высокая стоимость нововведений - 41 %; высокий экономический риск - 26 % организаций. Из других факторов существенное значение имеет недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.

Инновационное развитие региона напрямую зависит от капиталовложений во внедрение инноваций в передовых отраслях экономики региона. При всем имеющемся разнообразии альтернативных источников финансирования инновационной деятельности основным из них

продолжают оставаться собственные средства организации. В 2009 г. их доля составляла 99,8 %, в 2008 г. - 98 %. Государственное участие в инновационных затратах, включая совокупную долю федерального бюджета, областного и местных бюджетов, к сожалению, ограничилось в 2009 г. только в 0,2 % (см. табл. 4).

Таблица 4

Состав и структура источников финансирования инновационной деятельности

2007 г. 2008 г. 2009 г.

тыс. руб. удельный вес, в % тыс. руб. удельный вес, % тыс. руб. удельный вес, %

Затраты на технологические инновации 32 482 100 681 965 100 1 038 961 100

в том числе: по источникам финансирования

собственные средства организации 30 277 93,2 668 724 98,1 1 037 050 99,8

средства федерального бюджета 2205 6,8 468 0,1 476 0,04

бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - - 2 731 0,3 1 435 0,14

прочие (кредиты и займы) - - 10 042 1,5 - -

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области.

Инновационная стратегия развития региональной экономики предполагает наличие инновационного потенциала для постоянного выявления и внедрения конкурентоспособных новшеств в производство с последующей их коммерциализацией за счет комплексного использования всей совокупности инновационных факторов развития. Основу инновационного потенциала составляет богатый природно-ресурсный потенциал Северо-Восточного региона, а также природный потенциал - золото, морепродукты, серебро, уголь.

Интеллектуальный, научно-технический потенциал Магаданской области размещен в таких научно-исследовательских структурах, как СВКНИИ ДВО РАН, ИБПС, НИИ-1, Мага-данНИРО, НИИ сельского хозяйства и др., а также вузах.

На предприятиях ведущих отраслей региона созданы подразделения, реализующие контроль качества продукции, НИОКР, разработку новых технологий и введение нового оборудования. Инновационная региональная структура, основанная как некоммерческое партнерство, может включать бизнес-инкубатор или инновационно-технологический центр на базе регионального вуза с конструктивным участием академических и отраслевых институтов, областных и городских административных структур, инновационных предприятий и инвесторов, междисциплинарные научные центры, факультетские учебно-научные лаборатории и другие объекты инновационной инфраструктуры. На основе президентской программы с использованием инновационных образовательных технологий формируется инновационный кадровый потенциал области.

Для этого используются вузы и средние профессиональные учебные заведения, имеющиеся вычислительные центры, научно-исследовательские и учебно-методические подразделения, на которые можно возложить задачи разработки, сопровождения, консалтинга и подготовки к рыночной реализации инноваций, готовя тем самым на всех этих этапах специалистов, обладающих знаниями, умениями и компетенциями в области инноваций.

Итак, инновационная активность в регионе набирает обороты и имеет большой потенциал для развития и совершенствования. Вместе с тем следует четко выявлять факторы, тормозящие инновационный процесс, и оценивать с целью их устранения или уменьшения отри-

цательного воздействия. Кроме того, деятельность инновационно-активных предприятий региона направлена на удовлетворение спроса отечественных потребителей, хотя инновационные товары Магаданской области вполне могут быть экспортированы за пределы Российской Федерации.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дудов Н. Н., Голобокова Г. М. Методологические подходы и опыт разработки стратегии управления регионом в различных моделях экономики (на примере Магаданской области) // Доклад на Общероссийском Форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России». URL: http://www.2009.forumstrategov.ru/rus/program.html?PHPSESSID= 7688eb8e494df20e2f7.

2. Закон Магаданской области от 28.04.2010 № 1271-ОЗ «Об инновационной деятельности в Магаданской области».

3. Областная целевая программа «Инновационное развитие Магаданской области на 2009-2011 годы».

4. Чуркина Г. А. «Инновации набирают силу» // Вестн. Магадан. статистики. 2010. № 2 (14).

Материал поступил в редколлегию 10.11.2010

S. G. Kovalchuk

LEVEL ASSESSMENT OF INNOVATION AKTIVITI OF MAGADAN REGION

The article examines curent state and direction of innovative development of Magadan region. The author presents an analysis of the factors that either support or obscure the course of innovative activity in the Russian Far East. Keywords: innovation, small business development, innovation process; economics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.