Научная статья на тему 'Оценка уровня формирования профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики'

Оценка уровня формирования профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / LEVELS OF COMPETENCE FORMATION / КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE COMPONENTS / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / EVALUATION TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Елена Станиславовна, Кузуб Наталья Михайловна

Согласно новым требованиям ФГОС ВПО и изменившимся требованиям к результатам образования на первый план выходит проблема разработки новых механизмов оценки уровня формирования компетенций студентов в вузе. Так как традиционная оценочная система направлена в первую очередь на проверку уровня сформированности знаниевой компоненты компетенции, то использование новых активных средств контроля способствует эффективному оцениванию компетенции в целом. Описана система оценки профессиональной компетенции студентов математического профиля педагогического вуза, рассмотрены критерии, уровни сформированности и средства их оценивания, которые позволяют осуществить диагностику образовательной деятельности. Данная статья предназначена для педагогов высшего образования и исследователей, занимающихся вопросами диагностики образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Елена Станиславовна, Кузуб Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS - FUTURE MATHEMATICS TEACHERS PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION LEVEL ASSESSMENT

According to the new requirements of Federal State Educational Standard of Higher Professional Education and changed requirements for the education results, the problem of developing new mechanisms for the assessment of students’ competence formation level in high school comes to the forefront. While the traditional grading system is primarily aimed at the assessment of the formation level of a knowledge component of the competence, the use of new active control tools contributes to the effective assessment of the competence as a whole. A system assessing the professional competence of the students of mathematical profile of a pedagogical high school is described, criteria are considered, as well as the formation levels and means of their evaluation that enable the diagnostics of educational activities. This article is intended for the teachers of higher education and researchers engaged in the study of educational activity diagnosis problems.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня формирования профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики»

сообщали, что настроения зрителей были экстремистские: «Нужно было привязать художников рядом с их произведениями, чтобы каждый немец мог плюнуть им в лицо. В этом безобразии виноваты не только художники, но и музейные работники. И это происходило в то время, когда на улицах были миллионы голодных...» [6]. Павел Раве писал по поводу выставки: «В этом не было смысла... в этом была трагедия. И лишь немногие из тех, кто приходил, прощались с произведениями, которые они любили».

Мюнхенская выставка «Выродившееся искусство» весьма выразительно свидетельствует о двух чрезвычайно важных факторах: во-первых, о том, что национал-социалистическое руководство не намерено было мириться с малейшими проявлениями неугодных художественных форм, во-вторых, оно могло убедиться во всеобщей народной поддержке своей политики в области культуры. Выставка недвусмысленно давала понять, как относится к «упадническому» искусству немецкий народ. Она продемонстрировала весьма сплоченное общественное мнение и хорошую организацию пропаганды. Каждый зал выставки был оформлен соответствующим лозунгом. Экскурсоводы водили посетителей со словами: «Так выглядит больной дух природы», «еврейский взгляд на немецкого крестьянина», «поругание немецких героев мировой войны», «издевательство над немецкой женщиной», «издева-

тельство над страстями Хистовыми» [2, л. 155].

В предвоенные годы политика в области культуры выполняла чрезвычайно важную функцию в нацистском государстве - она создавала иллюзию успехов нацистов в строительстве «нового рейха». Помпезные празднования Дней немецкого искусства, молодежные кинофестивали, празднования разного рода юбилеев, участие Германии в Международной выставке искусств, наук и ремесел в Париже в 1937 г., организация множества художественных выставок и многое другое были призваны демонстрировать немецкому народу и всему миру конструктивные возможности нацистского режима.

Агрессивная внешнеполитическая активность Третьего рейха в 1938 г. и война, начавшаяся в 1939 г., потребовали изменений во всех сферах жизни нацистского государства, в том числе и в культурно-политической. Нацистам стала необходима переориентация массовой пропаганды на оправдание территориальных захватов, неизбежных жестокостей и жертв военного времени. И здесь искусство должно было, по мнению нацистских идеологов, стимулировать и усиливать патриотичность, жертвенность, героизм, самоотверженность нации. Насколько оправданы эти надежды руководителей культуры Третьего рейха, должно было показать будущее.

Статья поступила 19.10.2015 г.

Библиографический список

1. Центр хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК). Ф. 1363. Оп. 6. Д. 14а.

2. ЦХИДК. Ф. 1363. Оп. 6. Д. 19.

3. ЦХИДК. Ф. 1363. Оп. 6. Д. 23.

4. Штоммлер Р., Делюгге М. Масса - коллектив - народная общность // Москва-Берлин: 1900-1950 / Berlin-Moskau: 1900-1950. М.: Престель; Галарт, 1996.

5. Boelcke W. Kriegspropaganda 1939-1941: Gecheime Minister-konferenz im Reichspropagandaministerium. Stuttgart, 1966. 250 s.

6. Brenner H. Kunstpolitik des Nationalsozialismus. Hamburg, 1963. 316 s.

7. Das Dritte Reich. Seine Geschichte in Texten, Bilden und Dokumenten. München, 1969. Bd. 4. 345 s.

8. Kunst im 3 Reich. Dokumente der Unterwerfung. Frankfurt a. Mein, 1976. 192 s.

9. Kurz W. Der deutsche Arbeiter und das deutsche Theater // Bausteine zum deutschen Nationaltheater. Berlin, 1934. 415 s.

10. Rave P. Kunstdiktatur im Dritten Reich. Hamburg, 1949. 218 s.

11. Roh F. «Entartete» Kunst - Kunstbarbarei im Dritten Reich. Hannower, 1962. 432 s.

12. Rosenberg A. Deutsche Kultur als Garant deutscher Einheit // Bausteine zum deutschen Nationaltheater. Berlin, 1934. 415 s.

УДК 378

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

© Е.Н. Коваленко1, Н.М. Кузуб2

Иркутский государственный университет, 664000, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.

Согласно новым требованиям ФГОС ВПО и изменившимся требованиям к результатам образования на первый план выходит проблема разработки новых механизмов оценки уровня формирования компетенций студентов в вузе. Так как традиционная оценочная система направлена в первую очередь на проверку уровня сформирован-

1Коваленко Елена Станиславовна, старший преподаватель кафедры математики и методики обучения математике, тел.: 89086605000, e-mail: [email protected]

Kovalenko Elena, Senior Lecturer of the Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, tel.: 89086605000, e-mail: [email protected]

2Кузуб Наталья Михайловна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, тел.: 89041105013, e-mail: [email protected]

Kuzub Natalia, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, tel.: 89041105013, e-mail: [email protected]

ности знаниевой компоненты компетенции, то использование новых активных средств контроля способствует эффективному оцениванию компетенции в целом. Описана система оценки профессиональной компетенции студентов математического профиля педагогического вуза, рассмотрены критерии, уровни сформированности и средства их оценивания, которые позволяют осуществить диагностику образовательной деятельности. Данная статья предназначена для педагогов высшего образования и исследователей, занимающихся вопросами диагностики образовательной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование; компетенции; уровни формирования компетенций; компоненты компетенции; оценочные средства.

STUDENTS - FUTURE MATHEMATICS TEACHERS PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION LEVEL

ASSESSMENT

E.N. Kovalenko, N.M. Kuzub

Irkutsk State University, 1 K.Marx St., Irkutsk, 664000, Russia.

According to the new requirements of Federal State Educational Standard of Higher Professional Education and changed requirements for the education results, the problem of developing new mechanisms for the assessment of students' competence formation level in high school comes to the forefront. While the traditional grading system is primarily aimed at the assessment of the formation level of a knowledge component of the competence, the use of new active control tools contributes to the effective assessment of the competence as a whole. A system assessing the professional competence of the students of mathematical profile of a pedagogical high school is described, criteria are considered, as well as the formation levels and means of their evaluation that enable the diagnostics of educational activities. This article is intended for the teachers of higher education and researchers engaged in the study of educational activity diagnosis problems.

Keywords: higher education; competences; levels of competence formation; competence components; evaluation tools.

Согласно новым требованиям ФГОС ВПО выпускник должен обладать определенным набором компетенций, при этом уровни формирования компетенций - начальный, продвинутый и повышенный, планируются для каждой из них. Начальный уровень формирования компетенции подразумевает, что выпускник способен решать только единичные задачи формируемой деятельности, продвинутый уровень характеризуется умением решать определенные группы задач формируемой деятельности и пониманием условий применимости способов их решения. Повышенный уровень характеризуется способностью решать любые задачи данного типа разными методами с полным учетом существующих условий задачи, которые выпускник способен выявить самостоятельно.

Изменившиеся требования к результатам образования диктуют разработку новых механизмов оценки уровня формирования указанных в ООП ВПО компетенций. Поэтому разработка комплекса оценочных средств в условиях введения ФГОС ВПО является обязательным требованием для реализации образовательной программы. Кроме того, как отмечают многие авторы, способы оценки должны быть не только средством проверки степени формирования компетенций, но и продолжением методик обучения. Только в этом случае обучающийся осознанно сможет стать активным участником учебного процесса.

Вполне очевидно и то, что за формирование той или иной компетенции отвечают сразу несколько учебных дисциплин, а также самостоятельная работа самого студента, то есть компетенции - это интегральная характеристика, комплексный набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств. Следовательно, при составлении оценочных средств необходимо учитывать специфические особенности той или иной компетенции._

Каждое высшее учебное заведение при подготовке бакалавров и магистров обязано обеспечивать гарантии качества образования, то есть разрабатывать и применять объективные процедуры оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев. Таким образом, система оценивания уровня формирования компетенций и результатов обучения должна носить характер алгоритма, то есть состоять из определенной последовательности действий.

На первом этапе должны быть выделены уровни формирования результатов обучения и компетенции: начальный, продвинутый и повышенный (о чем уже упоминалось выше).

На втором этапе должны быть четко выделены категории знать, уметь, владеть для каждого конкретного уровня формирования компетенции.

На третьем этапе должен быть создан механизм оценивания уровня формирования компетенции, включающий критерии оценивания уровня формирования компетенции и средства оценивания. На этом этапе возникает необходимость создания фонда оценочных средств, который представляет собой не только набор контрольных измерительных материалов, но и методических рекомендаций с описанием форм, процедур контроля и критериев оценивания формирования компетенций обучающихся на всех этапах их обучения.

И, наконец, должна быть создана прозрачная система оценивания успеваемости обучающегося и достигнутого им уровня развития компетенции на основе разработанных критериев оценивания результатов обучения [2].

Несмотря на значительное количество педагогических исследований по проблеме оценки качества образования, вопросы контроля и оценки уровня фор-

мирования профессиональных компетенций остаются открытыми. «Мера компетенции - применение на практике знаний, умений, навыков в условиях лимита времени, дополненная личностными качествами -мотивацией, дисциплинированностью, организованностью, целеустремленностью и др.» [3]. Таким образом, выделяются знаниевая, деятельностная и личностная компоненты компетенции.

Исходя из опыта организации учебной деятельности для студентов профиля «Математика» направления «Педагогическое образование» на факультете математики, физики и информатики Педагогического института ИГУ, рассмотрим задачу оценки уровня формирования одной из специальных профессиональных компетенций в рамках изучения раздела «Аналитическая геометрия» дисциплины «Геометрия».

Специальная профессиональная компетенция (математика) (СПКМ-1) включает основные положения фундаментальных и прикладных разделов математики. Согласно учебному плану, раздел «Аналитическая геометрия» изучается на первом курсе в течение двух семестров. Выделим уровни формирования компетенции с указанием основных категорий для каждого из них. В результате изучения этого раздела студент должен:

• на начальном уровне:

знать: базовые понятия, определения и формулировки основных теоретических положений аналитической геометрии;

уметь: применять полученные теоретические знания при решении типовых задач аналитической геометрии;

владеть: основными методами решения типовых задач по аналитической геометрии.

Укажем основные признаки уровня:

- воспроизведение терминов; знание определений, формулировок теорем, формул аналитической геометрии; знание методов решения типовых задач;

- умение решать типовые задачи;

- владение методами решения типовых задач.

• на продвинутом уровне:

знать: основные понятия, определения и основные теоретические положения аналитической геометрии;

уметь: доказывать основные теоретические результаты аналитической геометрии; применять полученные теоретические знания при решении задач, включая задачи повышенного уровня сложности;

владеть: основными методами решения задач аналитической геометрии, включая задачи повышенного уровня сложности.

Основные признаки продвинутого уровня:

- знание определений, теорем; знание методов решения задач, включая задачи повышенного уровня сложности;

- умение выделять взаимосвязь между структурой и свойствами объекта; умение выводить формулы, доказывать изученные теоремы; умение применять изученные теоремы к решению задач; умение решать

различные виды задач, включая задачи повышенного уровня сложности;

- владение методами решения таких задач.

Мы выделили только два уровня формирования компетенции: начальный и продвинутый, поскольку проверка повышенного уровня может быть осуществлена в ходе проведения итоговой аттестации (защиты выпускной квалификационной работы или сдачи итогового экзамена) или уже в процессе профессиональной деятельности выпускника.

Поэтому рассмотрим два вида контроля: текущий контроль и промежуточную аттестацию, так как именно они традиционно служат основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и студентом, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Целью текущего контроля является проверка усвоения учебного материала теоретического и практического характера, он осуществляется регулярно на протяжении семестра. Данный вид контроля отличается своей систематичностью, хотя и не дает возможности проверить компетенцию целиком, а лишь отдельные ее элементы (знания, умения, навыки).

В ходе текущего контроля при помощи традиционных оценочных средств можно проверить уровень формирования знаниевой и частично деятельностной компоненты СПКМ-1. Контроль должен помочь студенту увидеть как свои успехи, так и свои неудачи и вовремя скорректировать их. Поэтому формы контроля самым непосредственным образом связаны с методикой обучения.

В настоящее время разработаны новые методы для определения уровня формирования компетенций обучающегося, среди которых можно назвать: мо-дульно-рейтинговую систему, тесты, кейс-метод, портфолио, метод проектов, деловую игру и другие. Для проверки уровня формирования деятельностной компоненты СПКМ-1 (в рамках раздела «Аналитическая геометрия») можно использовать метод проектов. Целью этого активного метода является проект, например, по теме «Кривые и поверхности второго порядка», разработанный с использованием компьютерных технологий. При оценивании представленного проекта следует учитывать личностный вклад студента (активность, выраженность самостоятельности, смысл деятельности и т.д.). Желательна и рефлексивная оценка полученных результатов участниками проекта. Таким образом, можно сделать определенные выводы об уровне формирования личностной компоненты СПКМ-1. При этом следует учитывать, что уровень сформированности компетенции в полной мере выявится только в процессе профессиональной деятельности, а на этапе обучения в вузе в рамках конкретной дисциплины можно дать только его предварительную оценку.

При подготовке будущих учителей математики следует формировать у студентов не только фундаментальные математические знания, но и способство-

вать развитию у них творческих навыков. Эти навыки необходимы обучающимся при самостоятельном получении новых знаний для решения конкретной задачи. Формирование умения самостоятельно получать необходимые специальные знания включает в себя развитие не только творческого, но и критического мышления. Метод проектов является творческим по своей сути, поэтому проектная учебная деятельность студентов является эффективной образовательной средой для формирования творческих навыков.

Проект рассчитан на две-три недели, в течение которых преподаватель координирует деятельность студентов, консультирует их в сложных ситуациях. При этом от студентов требуется регулярная отчетность о проделанной работе. Более подробно деятельность преподавателя и студентов описана в табл. 1.

При создании проекта обучающийся становится более активным и заинтересованным в результатах своей деятельности, меняется его позиция в образовательном процессе. Работа над проектом ставит

обучающихся перед необходимостью самостоятельно подбирать теоретический материал по выбранной теме, анализировать математические тексты, определять взаимосвязь между структурой и свойствами математических объектов, применять изученные теоремы к решению задач. В итоге происходит творческое усвоение учебного материала. Таким образом, создаются условия для формирования профессиональной компетенции студентов [1].

Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, так и некоторых ее модулей. Она позволяет оценить более крупные совокупности знаний и умений, а в некоторых случаях - даже формирование определенных компетенций. Основными формами промежуточной аттестации традиционно являются зачет и экзамен.

Для оценки достижений результатов обучения в ходе промежуточной аттестации составим карту формирования компетенции СПКМ-1 (табл. 2).

Таблица 1

Поэтапная форма отчетности в ходе выполнения проекта_

Этапы реализации проекта Деятельность преподавателя Деятельность студента Форма отчетности

Подготовительный Формулирует проблему по каждой теме и ставит задачу, вытекающую из этой проблемы, Самостоятельно выбирает тему проекта (возможна работа в мини-группах) Фиксируется выбранная тема

Консультирует студентов по плану проекта, о его целях и задачах Выбор стратегии реализации проекта, выбор ресурсов План проекта, его цели и задачи

Выполнение Проводит промежуточное обсуждение достигнутых результатов Самостоятельная внеаудиторная работа (подбор и изучение теоретического материала, его анализ и систематизация, детализация и обобщение, приведение примеров) Тезисы доклада

проекта Предварительно просматривает доклад и презентацию, дает советы Оформление результатов (разработка композиции и стилистики слайдов и их объектов (текстовых, табличных, графических)), подготовка доклада Презентация доклада

Публичная защита Проводит анализ и коррекцию представленных результатов (совместно с экспертами) Делает доклад по результатам своей деятельности с оппонированием со стороны всех присутствующих, участвует в коллективном обсуждении других докладов Доклад о полученных результатах и его публичная защита

Заключительный Подводит итоги занятия, комментирует и оценивает работу каждого студента Анализирует успешность и результативность решения проблемы проекта, свое выступление, выдвигает новые проблемы Оформленный проект (бумажный вариант)

Оценка достижений результатов обучения

Таблица 2

Уровень сформи-рованности компетенции СПКМ-1

Категории компетенции (результаты обучения)

Критерии оценивания результатов обучения по 5-ти балльной системе (балл / %)

2 / до 59

3 / 60-70

4/71-90

5 / 91-100

Начальный Уровень СПКМ-1 Студент владеет основными положениями фундаментальных и прикладных разделов математики (в рамках раздела «Аналитическая геометрия»), т.е. способен воспроизводить термины, определения, формулировки теорем и формулы аналитической геометрии, выбирать метод решения типовой задачи и решать ее

Знать: базовые понятия, определения и основные теоретические положения аналитической геометрии;

уметь: применять полученные теоретические знания при решении типовых задач аналитической геометрии;

владеть: основными методами решения типовых задач по аналитической геометрии

Не знает базовые понятия, определения и теоретические положения аналитической геометрии; не умеет решать типовые задачи аналитической геометрии;

не владеет основными методами решения задач аналитической геометрии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Допускает ошибки в формулировках определений, теорем и (или) в записи формул аналитической геометрии, в решении типовых задач и при выборе метода их решения

В большинстве случаев правильно форму-лируетосновные определения и теоремы, воспроизводит основные формулы аналитической геометрии; способен выбрать метод решения задачи, но допускает единичные серьезные ошибки при ее решении

Свободно воспроизводит термины, определения, формулировки теорем и формулы аналитической геометрии, знает основные методы решения задач аналитической геометрии, способен правильно решать типовые задачи

Продвинутый

уровень

СПКМ-1

Студент владеет основными положениями фундаментальных и прикладных разделов математики (в рамках раздела «Аналитическая геометрия»), т.е. способен воспроизводить основные определения и формулировки теорем, выводить основные формулы аналитической геометрии, доказывать изученные теоремы, выделять взаимосвязь между структурой объекта и его свойствами, применять изученные теоремы к решению задач, включая задачи повышенного уровня сложности, самостоятельно выбирать методы решения таких задач

Знать: основные понятия, определения и основные теоретические положения аналитической геометрии;

уметь: доказывать основные теоретические результаты аналитической геометрии; применять полученные теоретические знания при решении задач, включая задачи повышенного уровня сложности;

владеть: основными методами решения задач аналитической геометрии, включая задачи повышенного уровня сложности

Не знает основные понятия, определения и основные теоретические положения аналитической геометрии; не умеет доказывать основные теоретические результаты аналитической геометрии; применять полученные теоретические знания при решении задач, включая задачи повышенного уровня сложности; не владеет основными методами решения задач аналитической геометрии, включая задачи повышенного уровня сложности

Способен правильно формулировать основные определения и теоремы, выводит основные формулы аналитической геометрии; способен доказывать основные теоретические факты. Способен правильно выбрать метод решения задачи, но допускает логические ошибки в доказательствах теорем и (или) при выводе формул аналитической геометрии, при решении задач, включая задачи повышенного уровня сложности

Правильно формулирует основные определения и теоремы, выводит формулы, знает основные методы решения задач аналитической геометрии, правильно решает типовые задачи. Способен доказывать основные теоретические факты. Правильно выбирает метод решения задачи, включая задачи повышенного уровня сложности, но допускает единичные логические ошибки при ее решении

Свободно оперирует основными определениями и теоремами, умеет выводить формулы аналитической геометрии, свободно владеет основными методами решения типовых задач и умеет их решать. Способен выделять взаимосвязь между структурой объекта и его свойствами. Знает доказательства основных теоретических фактов и умеет их применять при решении задач повышенного уровня сложности. Правильно выбирает метод решения задачи, включая задачи повышенного уровня сложности, и решает их

ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ № 11 (106) 2015 331

Проблема оценивания уровня формирования профессиональных компетенций как результата обучения студентов математического профиля педагогического вуза обусловлена недостаточностью практических разработок по вопросам контроля и оценки сформированности данных компетенций. Комбиниро-

вание традиционных и новых активных средств контроля и оценки уровня формирования компетенций способствует эффективному оцениванию не только знаниевой, а также деятельностной и частично личностной компонент профессиональной компетенции.

Статья поступила 12.10.2015 г.

Библиографический список

1. Баёва Ю.В. Метод проекта как современная педагогическая технология // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С.117-120.

2. Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации новых образовательных стандартов // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 108-112.

3. Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. Диагно-

стика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-4. С. 797-801. 4. Федотова А.Д. Система оценочных средств как инструмент подтверждения сформированности компетенции // Ученые записки ЗабГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. № 6 (53). С. 117-124.

УДК 37.04.5

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСАХ

Л _ п

© В.И. Кокова1, Т.В. Соловьева2

Хакасский технический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 655017, Россия, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Щетинкина, 27.

Статья посвящена организации и проведению подготовительных курсов с выбором индивидуальной образовательной траектории в условиях личностно-ориентированного подхода. С помощью углового преобразования Фишера (критерия Фишера ф*) подтверждается гипотеза: эффективность данных подготовительных курсов выше эффективности традиционных курсов. Рассматривается методическая система обучения предмету «Информатика» специально для подготовительных курсов.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория; личностно-ориентированный подход; Единый государственный экзамен; методическая система обучения; критерий Фишера.

EFFICIENCY ANALYSIS OF THE INFORMATION SCIENCE TRAINING METHODICAL SYSTEM AT PRELIMINARY COURSES UNDER LEARNER-CENTERED APPROACH CONDITIONS V.I. Kokova, T.V. Solovieva

Khakas Technical Institute, Branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional

Education "Siberian Federal University",

27 Shchetinkin St., Abakan, Republic of Khakasia, 655017, Russia.

The article considers the problems of organization and implementation of preliminary courses with the choice of an individual educational trajectory under conditions of a learner-centered approach. With the help of Fisher angular transformation (Fisher's criteria ф) we prove a hypothesis: the efficiency of the preliminary courses under discussion is higher than that of the traditional courses. The methodical system of teaching the subject of "Information Science" is considered as applied specifically for the preliminary courses.

Keywords: trajectory of individual education; learner-centered approach; unified state exam; methodical system of education; Fisher's criteria.

Основной задачей отдела довузовской подготовки и нового набора Хакасского технического института (ХТИ) - филиала СФУ - является повышение образовательного уровня будущих студентов, которое осуществляется на подготовительных курсах, получение представления об избранной специальности и систе-

ме обучения в вузе.

Образовательные требования и правила поступления в вузы сегодня не позволяют применять традиционный подход к обучению на подготовительных курсах, когда подготовка осуществляется в рамках так называемой учебно-дисциплинарной модели с ее

1Кокова Валентина Иосифовна, старший преподаватель кафедры электроэнергетики, тел.: 89628431122, e-mail: [email protected]

Kokova Valentina, Senior Lecturer of the Department of Electric Power Engineering, tel.: 89628431122, e-mail: [email protected]

2Соловьева Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры электроэнергетики, тел.: 892359 31792, e-mail: [email protected]

Solovieva Tatiana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Electric Power Engineering, tel.: 89235931792, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.