ОЦЕНКА УГРОЗЫ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ЛЮДЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ ВОЗМОЖНОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА НА ФУНКЦИОНИРУЮЩЕМ ОБЪЕКТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, СПРОЕКТИРОВАННОМ ПО РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШИМ НОРМАТИВАМ
Н.Н. Дорфман,
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
В Российской Федерации функционирует свыше 115 тыс. образовательных учреждений всех типов и видов (около 50 тыс. дошкольных учреждений, 60 тыс. общеобразовательных учреждений, 4 тыс. учреждений профессионального образования), в которых обучают и обучаются более четверти населения России. Естественно, существует необходимость обеспечения безопасности образовательной среды, то есть создать условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей учебных заведений от пожаров, аварий и других возможных чрезвычайных ситуаций.
Начиная с 2004 г. в Минобрнауки России, Рособразовании, органах управления образованием субъектов Российской Федерации принят за основу комплексный целевой подход укрепления пожарной безопасности образовательных учреждений всех уровней. Он осуществляется по следующим основным направлениям:
- нормативное правовое и методическое обеспечение пожарной безопасности;
- финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий пожарной безопасности;
- осуществление мониторинга состояния комплексной, в том числе и пожарной безопасности объектов образования;
- обучение специалистов и обучающихся мерам пожарной безопасности, а также ее профилактика.
С 2009 г. мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объектов образования осуществлялись в рамках отраслевой программы на 2009-2014г. «Безопасность образовательного учреждения», целью которой являлось обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения степени их защищенности на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы. Перед органами управления образованием всех уровней и образовательными учреждениями были поставлены задачи:
- оснастить современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения образовательные учреждения;
- создать условия для обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров по пожарной безопасности;
- организовать нормативное правовое и методическое обеспечение противопожарной безопасности.
Финансирование мероприятий по укреплению противопожарной безопасности образовательных учреждений осуществлялось за счет средств федерального бюджета, бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и внебюджетных средств образовательных учреждений.
Проблема обеспечения безопасности образовательных объектов стоит в приоритетных направлениях политики государства. Большинство из функционирующих школ построены и введены в эксплуатацию до введения в силу ФЗ 123 Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании» и обоснование выполнения требований пожарной безопасности необходимо проводить по старой системе нормативных документов [1-3].
Цель исследования - оценка пожарных рисков в существующем образовательном объекте и разработка системы компенсирующих пожарно-технических решений.
В исследовании представлены результаты анализа состояния системы противопожарной защиты существующего объекта защиты на примере МОУ «Средняя образовательная школа №4» расположенной по адресу: Орловская область, г. Мценск, ул. Тургенева 96 .
Результатом расчета уровня обеспечения пожарной безопасности стал вывод о безопасности пребывания людей в здании при условии расчета по старым нормативным документам. При анализе обеспеченности безопасности в новой нормативной базе были выявлены явные несоответствия влекущие значения пожарных рисков выше нормы при существующей системе обеспечения пожарной безопасности. В работе были разработаны решения по устранению этих вопросов, но они оказались экономически неэффективными. В работе были предложены условия в которых объект может работать без дополнительных материальных затрат и выполнять предъявляемые к нему требования пожарной безопасности.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Королев, Д.С. Категорирование помещений на основе дескрипторов и метода нейронных сетей / Д.С. Королев, А.В. Калач // Вестник белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 5. С. 210-213.
3. Королев, Д.С. Важность принятия решений при обеспечении пожарной безопасности / Д.С. Королев, А.В. Калач, А.Ю. Зенин // Вестник Воронежского Института ГПС МЧС России. - 2015. - №2 (15). - С. 42 - 46.