Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УГРОЗЫ И РИСКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ОЦЕНКА УГРОЗЫ И РИСКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ЭТНОС / ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бессалова Е.О.

В данной статье рассматриваются проблемы психологической безопасности студентов в поликультурной образовательной среде университета. Было проведено исследование для выявления различных типов культур у представителей разных этносов и уровень их психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THREAT AND RISK OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE PERSONALITY IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Article is devoted to a problem of identification of the personality in the polycultural educational environment of the university, threat and assessment of its psychological safety. Various types of cultures at representatives of different ethnoses and the level of their psychological safety are investigated.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УГРОЗЫ И РИСКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

УДК 159.9

Бессалова Е. О. студент 4 курса факультет психологии Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь ОЦЕНКА УГРОЗЫ И РИСКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы психологической безопасности студентов в поликультурной образовательной среде университета. Было проведено исследование для выявления различных типов культур у представителей разных этносов и уровень их психологической безопасности.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, культура, поликультурность, этнос, защищенность.

Bessalova E. O. student

4 course, faculty of psychology Crimean engineering and pedagogical university

Russia, Simferopol ASSESSMENT OF THREAT AND RISK OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE PERSONALITY IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION Annotation: article is devoted to a problem of identification of the personality in the polycultural educational environment of the university, threat and assessment of its psychological safety. Various types of cultures at representatives of different ethnoses and the level of their psychological safety are investigated.

Keywords: psychological safety, educational environment, culture, polylevel of culture, ethnos, security.

Актуальность. Психологическая безопасность образовательной среды понимается как состояние защищенности студента от угроз и рисков его психологического состояния и здоровья. Тогда как психологическое здоровье это основа для гармоничного и разностороннего развития личности способной к творческой самореализации [2]. Поликультурная образовательная среда содержит последовательность рисков и опасностей для формирования личности студентов. Психологические опасности довольно неоднородны и по масштабу угрозы защищенности и по собственным внутренним психологическим данным. Опасности и риски образовательной сферы, спровоцированные полиэтничностью образования, освещены в научной и научно-публицистической литературе.

Целью данной статьи является оценка рисков психологической

безопасности студентов в поликультурной среде ВУЗа.

Объектом исследования являются студенты.

Предметом исследования является психологическая безопасность в поликультурной среде ВУЗа.

Данной проблемой занимались психологи и педагоги С.М. Арутюнян, Э.А. Баграмов, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилева.

Задачами данной статьи:

1. Теоретический анализ литературы по данному направлению.

2. Эмпирически оценить психологическую безопасность студентов в поликультурной образовательной среде.

В качестве совокупных опасностей психологической защищенности могут рассматриваться недовольство процессом взаимодействия всех участников образовательной среды. В межличностном взаимодействии совершаются ключевые перемены, передача опыта, что и обеспечивает формирование личности.

Одни опасности очевидны, например такие, как инциденты на этнической почве, психическое напряжение в группе, где обучаются представители разных этносов, невысокая поликультурная грамотность преподавательского состава, невысокая общественная безопасность семьи студентов. Прочие психологические риски и опасности в образовании менее явны, спрятаны, тем не менее, они функционируют беспрерывно, тяжело обнаруживаются на первичных стадиях и слабо осознаваемы для преподавательского состава [1].

Этнопсихологические риски защищенности образовательной среды включают в себя:

1. недостаток принятия культурных и этнопсихологических специфик человека иной национальности;

2. отрицание и предвзятое отношение к представителям иных этносов со стороны студентов и/или преподавателей;

3. этническое напряжение в межличностных взаимоотношениях среди учащихся;

4. расхождение требований к учащимся разных национальностей со стороны преподавателей.

Данные опасности и риски понижают психологическую безопасность образовательной среды в университете [2].

Скрытые угрозы риска психологической защищенности поликультурного образования, где обучаются представители разных этносов, можно охарактеризовать следующие:

1. Этническая нетерпимость к представителям иных национальностей. Непризнание представителей иных этносов и отрицание их культуры передается в семье от родителей к детям. Недоучет родительской позиции в сферы поликультурного воспитания приводит к сокрытой напряженности и неприятию, которые, так, либо иначе, передаются в группе, подрывая психологическую безопасность образовательной среды.

2. Скрытое непризнание людей иных национальностей и их культурно эмоциональных отличительных черт педагогами. Точка зрения администрации может не быть схожа с мнением отдельных преподавателей в парадигме полиэтнического образования, педагоги должны следовать тем изменениям, которые несет глобализация. Тайная нетерпимость и непризнание всегда заметны при повседневном взаимодействии между преподавателем и учащимся, что способно воздействовать на позицию изоляции учащихся иной национальности.

3. Непонимание этнопсихологических специфик учащихся и/или недостаток требуемых компетенций преподавателей в поликультурной среде. Введение концепции поликультурности в нынешнее образование не всегда содержит переподготовку преподавателей в этом направлении. Педагоги нередко не готовы взаимодействовать и тем более учить представителей иных этносов, они не имеют правильного представления как себя вести, как производить оценку учащихся иных этносов, каким способом объединить преподавание учебного материала при разноуровневой подготовке учащихся.

4.Формальное предоставление эмоциональной поддержки обучающимся. Формальная психологическая служба способна не только формировать иллюзию в отсутствии опасности, но и быть большим злом, чем ее отсутствие, так как большая часть эмоциональных трудностей замалчивается либо решается формально, вследствие чего пропадает время для их успешного решения [3].

Таким образом, как скрытые, так и явные опасности и угрозы психологической защищенности поликультурной образовательной среды оказывают влияние на психологическое состояние здоровья всех, без исключения, обучающихся и сдерживают потенциал их личностного роста.

Для того чтобы лучше понять, как стоит вопрос о психологической защищенности студентов в поликультурной среде, было проведено исследование в Крымском инженерно-педагогического университета, в котором приняли участие 60 человек, представители разных этносов. Использовались методики И. А. Баевой «психологическая безопасность образовательной среды» для определения отношения к образовательной среде и тест культурно-ценностных ориентаций Л. Г. Почебута для выявления принадлежности человека к определенному типу культуры.

Л.Г. Почебут выделил 3 типа культуры, которые можно встретить у людей: традиционная культура, современная культура и динамически развивающаяся культура [4].

Первый тип - традиционная культура - характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории. Люди этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рассматривается как существо, зависимое от ближайшего социального окружения. Большое значение придается семейным связям, традиционности

родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. Процедура принятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по возрасту [4].

Второй тип - современная культура - характеризуется ориентацией на настоящее, на современные им события. Люди стараются жить в гармонии с природой, беречь ее, интересуются экологическими вопросами. Человеческая натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании; развитии его способностей, самореализации и самоактуализации. Отношения между людьми обычно формализованы, четко определены их статусом и ролью в социальной системе. Дружеские отношения складываются медленно и отличаются глубиной и преданностью друг другу. Общество стремится регулировать поведение человека посредством морали, этических норм и правил [4].

Третий тип - динамически развивающаяся культура - характеризуется ориентацией людей на будущее, на достижение быстрых значительных результатов. Люди строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более энергично. Для людей данной культуры «время - это деньги». Природа не представляет собой загадки. Поскольку жизнь - это проблема, которую необходимо быстро и успешно решить, природа должна подчиниться человеку. Предназначение человека состоит в управлении природой. Человеческая натура свободолюбива. Культивируется индивидуальность, независимость, автономность от социального окружения. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интересов и ценностей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной ценностью является предоставление обществом равных возможностей для развития каждого члена [4].

По результатам анализа данных получилось, что у 13 человек преобладает традиционная культура (22%), у 27 - современная культура (45 %) и у 20 - динамически развивающаяся культура (33%).

Сопоставляя данные результаты с результатами об уровне психологической безопасности в образовательной среде, получаем такие результаты: из 13 человек с традиционным типом культуры всего 4 (30%) испытывают позитивное отношение к образовательной среде, при этом 6 человек (46%) относятся к образовательной среде нейтрально и 3 (23%) -негативно.

У учащихся с самым распространенным типом культуры -современным - преобладает позитивное отношение к образовательной среде. Таковых оказалось 23 человека из 27 (85%), при этом у 4 человек (14%) нейтральное отношение к образовательной среде, негативного отношения к образовательной среде не выявлено.

Из 20 студентов с динамически развивающимся типом культуры 16

человек (80%) относятся к образовательной среде позитивно, 3 - нейтрально (15%), и у 1 человека (5%) негативное отношение к образовательной среде.

По результатам проведенного исследования видно, что психологическая безопасность находится на высоком уровне у студентов с современным и динамически развивающимся типом культуры. Нейтральное отношение к образовательной среде больше наблюдается у студентов с традиционным типом культуры.

Использованные источники:

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002. - С. 288.

2. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Бушмарина Н.Н., Клименко Н.И. Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании. М.: Изд-во НОУ ВПО МПСИ, 2007. - С 137.

3. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 113-114.

4. Тест культурно-ценностных ориентации (Дж.Таусенд, вариант Л.Г.Почебут) [Электронный ресурс] - https://vsetesti.ru/393/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.