Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УГРОЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ'

ОЦЕНКА УГРОЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
425
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРИЧИНЫ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / СТАТИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уразова Кристина Александровна

В статье рассмотрена налоговая система Российской Федерации, её задачи и функции, влияние налоговых преступлений на её функционирование. Приведена оценка общественной опасности налоговой преступности в России. Обозначены основные причины налоговой преступности, показано их влияние на формирование доходов бюджета Российской Федерации. На основе анализа научной литературы выявлены наиболее распространённые причины налоговой преступности, что подтверждается проведённым анализом статистических данных о налоговых преступлениях. На основании данных Министерства внутренних дел РФ сделан вывод о наиболее популярных налоговых правонарушениях граждан РФ. Представлена совокупность уже существующих мероприятий по предупреждению и противодействию налоговой преступности оказывающих положительное влияние на налоговую преступность, а также предложены дополнительные методы, основанные на имеющихся научных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Уразова Кристина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THREATS TO THE RUSSIAN TAX SYSTEM

The article considers the tax system of the Russian Federation, its tasks and functions, the impact of tax crimes on its functioning. An assessment of the social danger of tax crime in Russia is given. The main causes of tax crime are outlined, their influence on the formation of budget revenues of the Russian Federation is shown. Based on the analysis of scientific literature, the most common causes of tax crime were identified, which is confirmed by the analysis of statistical data on tax crimes. Based on the data of the Ministry of Internal Affairs, a conclusion was made about the most popular tax offenses of citizens of the Russian Federation. A set of already existing measures to prevent and combat tax crime that have a positive impact on tax crime is presented, as well as additional methods based on existing scientific research are proposed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УГРОЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ»

Оценка угроз налоговой системе России

Уразова Кристина Александровна,

старший преподаватель, кафедра экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский государственный университет

E-mail: 010555@pnu.edu.ru

В статье рассмотрена налоговая система Российской Федерации, её задачи и функции, влияние налоговых преступлений на её функционирование. Приведена оценка общественной опасности налоговой преступности в России. Обозначены основные причины налоговой преступности, показано их влияние на формирование доходов бюджета Российской Федерации. На основе анализа научной литературы выявлены наиболее распространённые причины налоговой преступности, что подтверждается проведённым анализом статистических данных о налоговых преступлениях.

На основании данных Министерства внутренних дел РФ сделан вывод о наиболее популярных налоговых правонарушениях граждан РФ. Представлена совокупность уже существующих мероприятий по предупреждению и противодействию налоговой преступности оказывающих положительное влияние на налоговую преступность, а также предложены дополнительные методы, основанные на имеющихся научных исследованиях.

Ключевые слова: налоговая система, налоговая преступность, причины налоговой преступности, статистика налоговых поступлений, материальный ущерб, предупреждение и противодействие налоговой преступности.

В современных условиях налоговая система является главным элементом экономических отношений, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Роль налоговой системы в целом довольно трудно переоценить. В основном, бюджет государства формируется именно на базе налоговых поступлений, а также через аккумулирование финансовых средств на счетах соответствующих внебюджетных фондов. Тем самым налоги являются главным источником наполняемости бюджетной системы Российской Федерации, посредством которого регулируются экономические процессы, обеспечиваются социальные гарантии, сохраняется социально-экономическая стабильность и создается материальная основа суверенитета страны.

В целом налоговая система выполняет ряд важных задач, к примеру: обеспечивает государство финансовыми ресурсами, необходимых для выполнения его функций; создает благоприятные условия для эффективного производства, воздействуя на динамику и структуру, состояние и направление, объемы и качество производства; повышает предпринимательскую активность; устраняет диспропорции в экономике; сглаживает, возникающие неравенства в уровне доходов населения; реализует социально-экономические программы и т.д. Все это определяет исключительную значимость налоговой системы в составе государства и общества, важность правильного ее функционирования, необходимость выполнения всеми членами общества налоговых обязанностей.

Серьезным препятствием для правильного функционирования налоговой системы, реализации налоговой политики и обеспечения экономического роста государства является налоговая преступность. Среди исследователей существуют различные толкования налоговой преступности. Наиболее верное определение представлено в работах И.И. Кучерова [1]. Автор отмечает, что налоговую преступность, можно определить как «возникающее в определенных условиях в финансовой сфере общественно опасное социально-правовое явление, в основе которого лежит конфликт между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты». Действительно, налоговая преступность представляет повышенную общественную опасность, вследствие которой повышается социальная напряженность, разрушается устойчивость бюджет-

сз о

со £

m Р

сг

от А

ной политики и т.д. Все это негативно отражается на экономической жизни страны и угрожает ее безопасности.

В настоящее время налоговая преступность приобретает все более массовый характер, оказывая негативное влияние на общественное сознание, в связи с этим особо остро ставится вопрос об обеспечении экономической безопасности государства. Для создания эффективного механизма по предупреждению и противодействию налоговой преступности необходимо прежде всего качественное выявление и осмысление существующих причин в сфере налогообложения. Выделяют экономические, политические, правовые, организационные, технические, нравственно-психологические (моральные) и иные причины. И.И. Кучеров наиболее точно описывает данные причины в своих работах. Так, автор отмечает, что среди причин распространения налоговой преступности преобладают [1]:

- экономические (падение производства, неплатежи, внебанковский оборот наличных денежных средств, снижение налоговой способности юридических и физических лиц, вывоз капитала, тяжелое налоговое бремя, многочисленность налогов);

- политические (политическая нестабильность, ошибочность проводимой налоговой политики, налоговый произвол);

- правовые (несовершенство и изменчивость налогового законодательства, уязвимость отдельных налоговых механизмов);

- организационные (недостатки во взаимодействии между отдельными подразделениями органов налоговой полиции, контролирующи-

ми и правоохранительными органами, неразвитость международного сотрудничества);

- технические (несовершенство форм и методов налогового контроля, низкая квалификация руководителей организаций и бухгалтерских работников, недостатки применения контрольно-кассовых машин);

- нравственно-психологические (негативное отношение налогоплательщиков к налоговой системе, пониженный уровень налоговой культуры, убежденность в фактической безнаказанности нарушителей налогового законодательства, корыстная мотивация).

Завершая рассмотрение причин, способствующих противоправному поведению налогоплательщиков, следует отметить, что их перечень не является исчерпывающим.

В настоящее время государственные органы уделяют большое внимание выявлению и раскрытию, а также совершенствованию мер предупреждения и противодействия налоговой преступности. Так, разрабатываются новые формы и методы налогового контроля, создаются различные автоматизированные информационные системы, а также организованы массивы баз данных, как для удобства обработки налоговой отчетности, так и эффективного мониторинга за исполнением налоговых обязательств налогоплательщиками. В связи с этим заметна положительная динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. По данным Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) рассмотрим динамику налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ за 2015-2020 гг. (табл. 1).

Таблица 1. Динамика налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ за 2015-2020 гг.

Показатель Год Абсолютное изменение Относительное изменение

2015 2020

млрд руб. уд. вес млрд руб. уд. вес

Доходы консолидированного бюджета РФ, в том числе 26 922,00 100,00 38 205,70 100,00 11 283,70 141,91

Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ (за исключением государственных внебюджетных фондов) 13 720,36 50,96 20 737,78 54,28 7 017,42 151,15

Источник [2, 3]

По данным таблицы можно сделать вывод, что налоговые доходы в консолидированный бюджет РФ за рассматриваемый период увеличились в 1,5 раза. За анализируемый период в структуре доходов консолидированного бюджета РФ преобладают налоговые поступления. Также стоит отметить, что на 2020 год доля налоговых доходов выросла и составила 54% от всех доходов консолидированного бюджета РФ.

По данным Министерства внутренних дел РФ (далее - МВД России) рассмотрим состояния налоговой преступности за 2015-2020 гг. (рис. 1, табл. 2).

_ ю

■О

5

2015 2016

2017 2018 Годы

2019 2020

Доля налоговых преступлений

Рис. 1. Динамика доли налоговых преступлений за 2015-2020 гг.

По данным МВД России, представленным в таблице 2 и на рисунке 1, за рассматриваемый период наблюдался спад налоговой преступности, что может, свидетельствовать об эффективности работы органов внутренних дел. При этом стоит

отметить, что налоговая преступность модернизируется, появляются все больше новых способов и схем организованной налоговой преступности, используются информационные технологии для совершения противоправных деяний, в связи с чем происходит тщательная маскировка незаконных действий. Поэтому причиной снижения динамики налоговой преступности может выступать высокий уровень латентности, который непосредственно затрудняет эффективную работу выявления и раскрытия данных преступлений.

По данным МВД России, представленным в таблице 2 и на рисунке 1, за рассматриваемый период наблюдался спад налоговой преступно-

сти, что может, свидетельствовать об эффективности работы органов внутренних дел. При этом стоит отметить, что налоговая преступность модернизируется, появляются все больше новых способов и схем организованной налоговой преступности, используются информационные технологии для совершения противоправных деяний, в связи с чем происходит тщательная маскировка незаконных действий. Поэтому причиной снижения динамики налоговой преступности может выступать высокий уровень латентности, который непосредственно затрудняет эффективную работу выявления и раскрытия данных преступлений.

Таблица 2. Динамика налоговых преступлений, выявленных субъектами учета за 2015-2020 гг.

Показатель Год

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Всего преступлений экономической направленности, тыс. ед. 112,44 108,75 105,08 109,46 104,92 105,48

Из них налоговых преступлений, тыс. ед. 9,04 9,28 8,65 7,63 4,50 4,87

Доля налоговых преступлений,% 8,04 8,54 8,24 6,97 4,29 4,62

Источник [4]

Недобросовестные налогоплательщики стремятся к минимизации своих налоговых обязанностей незаконными действиями, неправомерными способами. Как отмечает И.В. Александров [5], что «все больше растет число противоправных уклонений от уплаты налогов. Критический уровень приобретает нерегистрация лиц в качестве плательщиков налогов, занижение и укрытие до-

ходов от налогообложения, уклонение от подачи налоговых деклараций или представление нулевых балансов».

Ежегодно наносится большой ущерб бюджетной системе Российской Федерации. Так, по данным МВД России за 2015-2020 гг. рассмотрим размер материального ущерба от налоговых преступлений (табл. 3, рис. 2).

Таблица 3. Размер материального ущерба от налоговых преступлений за 2015-2020 гг.

Показатель Год

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Размер ущерба от экономических преступлений, млрд руб. 271,49 397,98 234,29 403,81 447,19 339,48

Размер ущерба от налоговых преступлений, млрд руб. 49,43 71,44 71,57 94,92 85,24 82,49

Источник [4]

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Годы

-Размер ущерба от налоговых преступлений

Рис. 2. Динамика размера материального ущерба от налоговых преступлений за 2015-2020 гг.

По данным МВД, представленных в таблице 3 и на рисунке 2, за рассматриваемый период размер материального ущерба от налоговых преступлений увеличился. Анализ статистических данных показал, что, хотя и наблюдалась тенденция спада количества налоговых преступлений, однако, сумма материального ущерба от них за анализируемый период выросла.

Таким образом, необходимо уделить большое внимание мерам борьбы с налоговой преступностью. В первую очередь, меры борьбы должны быть направлены на предупреждение и устране-

ние существующих причин неуплаты налогов. Например, со стороны экономических мер - установление справедливого налогового бремени в условиях нестабильной экономической ситуации. Со стороны правовых мер - устранение коллизий в правовом регулировании налоговой сферы. Со стороны технических мер - совершенствование электронных форм и методов налогового контроля и технических средств обработки информации. Со стороны нравственно-психологических мер (моральных) - повышение уровня налоговой культуры налогоплательщиков с помощью использования средств массовой информации, информирование граждан о развитии правоприменительной практики по делам о налоговой преступности, использование электронных ресурсов для проведения обучающих процедур и консультаций по вопросам исчисления налогов и т.д.

На взгляд авторов [6], для более эффективной государственной политики в борьбе с налоговой преступностью необходимо:

- совершенствовать законодательную и нормативную базы, что в итоге поможет ликвидировать «лазейки», используемые для уклонения от уплаты налогов;

- ужесточить санкции против нарушителей налогового законодательства;

- сформировать современный комплекс организационных и правовых мер предупреждения и пресечения ухода от налогообложения. Таким образом современный комплекс организационных и правовых мер предупреждения и пресечения ухода от налогообложения будет включать: контроль за обязанностью регистрации в качестве налогоплательщиков в налоговом органе; контроль за налоговыми декларациями и иными документами, представление которых является обязательным условием; тщательную проверку налоговых деклараций и иных документов, а также выявление заведомо ложных сведений, содержащихся в них и т.д.

Важно подчеркнуть, что борьба с налоговой преступностью не будет в полной мере эффективной без проведения организационных мер. Поэтому важно эффективное взаимодействии между налоговыми и правоохранительными органами. Объективными причинами для пресечения налоговой преступности и усиления взаимодействия налоговых и правоохранительных органов являются [7]: наличие общих целей и задач в обеспечении законности в экономической сфере государства; необходимость в комплексном подходе к сбору, анализу и оценке информации о криминогенной обстановке в налоговой сфере, так как эти органы не обладают ею в достаточном объеме в связи с определенными причинами; возможность эффективного использования оперативно-розыскных сил, средств и методов органов внутренних дел в борьбе с налоговыми преступлениями.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов, прежде всего должно заключаться в передаче сведений, необходимых для выявления и раскрытия налоговой преступности; должна быть четкая организованность действий, направленных на выявление и пресечение налоговой преступности; должен быть канал электронной связи между органами; органы должны совместно принимать нормативно-правовые акты. Так, например, МВД РФ совместно с ФНС РФ издал Приказ от 30.06.2009 № ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выяв-„ лению и пресечению налоговых правонарушений = и преступлений». В Приложении к данному Прика-® зу содержится Инструкция, которая устанавливает й порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведе-^ нии выездных налоговых проверок. [8]

Основой эффективного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов является их спланированная и организованная деятельность, направленная на предупреждение и противодействие налоговой преступности, а также проведение постоянного мониторинга за соблюдением налогового законодательства.

Таким образом, налоговая преступность входит в состав наиболее общественно опасных деяний, нанося ежегодно большой материальный ущерб бюджетной системе Российской Федерации, укрепляя и провоцируя рост теневой экономики, подрывая стабильность социально-экономического развития. Сегодня налоговая преступность, прежде всего, характеризуется массовым характером распространения, а также высоким уровнем латентности. В связи с этим предупреждение и противодействие выступают главным аспектом борьбы с налоговой преступностью и заключаются в эффективном взаимодействии налоговых и правоохранительных органов, а также грамотном их воздействии (и самого общества) на причины, порождающие преступность в налоговой сфере.

Литература

1. Кучеров И.И. Налоги и криминал: историко-правовой анализ. М., 2000. 351 с.

2. Минфин России: Консолидированный бюджет Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/ statistics/conbud/ (дата обращения: 10.12.2021)

3. Аналитический портал ФНС России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://analytic. nalog.ru/ (дата обращения: 10.12.2021)

4. МВД России:: Состояние преступности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://мвд. рфЛо№ег/101762 (дата обращения: 12.12.2021)

5. Александров И.В. Расследование налоговых преступлений: учебное пособие для магистров / И.В. Александров. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 405 с.

6. Васильева М.В. Мероприятия по предупреждению налоговой преступности в России / М.В. Васильева, Г.В. Портнова, Д.С. Тюленинова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1. - С. 246-248.

7. Гасаналиев А.Ш. Проблемы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в процессе осуществления налогового контроля / А.Ш. Гасаналиев, К.М. Магомедова // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. -2018. - Т. 33. - № 1. - С. 96-101.

8. Приказ МВД России N495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

ASSESSMENT OF THREATS TO THE RUSSIAN TAX SYSTEM

Urazova K.A.

Pacific National University

The article considers the tax system of the Russian Federation, its tasks and functions, the impact of tax crimes on its functioning. An assessment of the social danger of tax crime in Russia is given. The main causes of tax crime are outlined, their influence on the formation of budget revenues of the Russian Federation is shown. Based on the analysis of scientific literature, the most common causes of tax crime were identified, which is confirmed by the analysis of statistical data on tax crimes.

Based on the data of the Ministry of Internal Affairs, a conclusion was made about the most popular tax offenses of citizens of the Russian Federation. A set of already existing measures to prevent and combat tax crime that have a positive impact on tax crime is presented, as well as additional methods based on existing scientific research are proposed.

Keywords: tax system, tax crime, causes of tax crime, tax revenue statistics, material damage, prevention and counteraction of tax crime.

References

1. Kucherov I.I. Taxes and crime: historical and legal analysis. M., 2000. 351 p.

2. Ministry of Finance of Russia: Consolidated Budget of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https:// minfin.gov.ru/ru/statistics/conbud/ (date of the application: 10.12.2021)

3. Analytical portal of the Federal Tax Service of Russia [Electronic resource]. - Access mode: https://analytic.nalog.ru/ (date of the application: 10.12.2021)

4. Ministry of Internal Affairs of Russia: The state of crime [Electronic resource]. - Access mode: https://MBfl.pi£/folder/101762 (date of the application: 12.12.2021)

5. Aleksandrov I.V. Investigation of tax crimes: a textbook for masters / I.V. Aleksandrov. - M.: Yurayt Publishing House, 2015. -405 p.

6. Vasilyeva M.V. Measures to prevent tax crime in Russia / M.V. Vasilyeva, G.V. Portnova, D.S. Tyuleninova // Historical and socio-educational thought. - 2013. - No. 1. - p. 246-248.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Gasanaliev A. Sh. Problems of interaction between tax and law enforcement agencies in the process of tax control / A. Sh. Ga-sanaliev, K.M. Magomedova // Bulletin of the Dagestan State University. Series 3: Social Sciences. - 2018. - T. 33. - No. 1. -p. 96-101.

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia N495, Federal Tax Service of Russia N MM-7-2-347 dated 06/30/2009 "On approval of the procedure for interaction between internal affairs bodies and tax authorities to prevent, detect and suppress tax offenses and crimes."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.