Научная статья на тему 'Оценка удовлетворенности лекарственным обеспечением на амбулаторном уровне льготных категорий граждан'

Оценка удовлетворенности лекарственным обеспечением на амбулаторном уровне льготных категорий граждан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лекарственное обеспечение / льготные категории граждан / гарантированный объем бесплатной медицинской помощи / pharmaceutical supply / privileged citizens / the guaranteed volume of free medical care

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Какешова Б. Т., Кашкимбаева Л. Е., Амандикова Н. А.

В проведенном исследовании было выявлено, что для повышения уровня удовлетворенности лекарственным обеспечением граждан на амбулаторном уровне в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, необходимо обеспечить бесперебойную поставку лекарственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Какешова Б. Т., Кашкимбаева Л. Е., Амандикова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL SUPPLY ON AMBULATORY LEVEL FOR PRIVILEGED CATEGORY OF CITIZENS’ SATISFACTION ASSESSMENT

It has been determined during research that uninterrupted supply of medicines is necessary for increasing satisfaction level of privileged category of citizens on ambulatory level within the guaranteed volume of free medical care.

Текст научной работы на тему «Оценка удовлетворенности лекарственным обеспечением на амбулаторном уровне льготных категорий граждан»

ВЕСТНИК КАЗНМУ, №1-2012

409

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НА АМБУЛАТОРНОМ УРОВНЕ

ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Какешова Б.Т., Кашкимбаева Л.Е., Амандикова Н.А. Территориальный отдел Лекарственный информационный центр Алматинского городского филиала Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр развития здравоохранения»

Министерства Здравоохранения Республики Казахстан

Резюме В проведенном исследовании было выявлено, что для повышения уровня удовлетворенности лекарственным обеспечением граждан на амбулаторном уровне в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, необходимо обеспечить бесперебойную поставку лекарственных средств. Ключевые слова лекарственное обеспечение, льготные категории граждан, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи

MEDICAL SUPPLY ON AMBULATORY LEVEL FOR PRIVILEGED CATEGORY OF CITIZENS' SATISFACTION ASSESSMENT

Kakeshova B.T., Kashkimbayeva L.E., Amandikova N.A. Drug information center of Almaty city branch Republican state enterprise with the rights of economic conducting «Republican centre for health development» Ministry of Republic Health of the Republic of Kazakhstan Abstract It has been determined during research that uninterrupted supply of medicines is necessary for increasing satisfaction level of privileged category of citizens on ambulatory level within the guaranteed volume of free medical care.

Key words: pharmaceutical supply, privileged citizens, the guaranteed volume of free medical care

ЖЕН1ЛД1П БАР АЗАМАТТАР САНАТЫНЫН АМБУЛАТОРИЯЛЫК ДЕНГЕЙДЕ ДЭР1Л1К КАМТАМАСЫЗ ЕТУМЕН КАНАГАТТАНУШЫЛЫГЫН багалау

Какешова Б.Т., Кашкимбаева Л.Е., Амандикова Н.А. Казахстан Республикасы Денсаульщ са^тау Министрлтнщ «Денсаулыщ са^тауды дамыту республикалыщ орталыгы» шаруашылыщ жYргiзу одыгындагы республикалыщ мемлекетпк кэсторынныц Алматы ^алалыщ филиалы жанындагы ДэрЫк а^паратьщ орталыгы аума^тыщ бвлiмi

ТYйiн ЖYргiзiлген зерттеуде амбулаториялыщ децгейде кепiлдендiрiлген тепн медициналыщ квмек квлемi аясында азаматтардыц дэрiлiк ^амтамасыз етумен ^анагаттану децгешн жогарлату Yшiн дэридэрмектердщ Yздiксiз жабды^талуы ^ажет екендiгi аны^талды. ТYйiндi сездер дэрiлiк ^амтамасыздандыру, жецшдт бар азаматтар санаты, кепiлдендiрiлген тегiн медициналыщ квмек квлемi

Вопросы совершенствования лекарственного обеспечения актуальны во всем мире. Лекарственная политика во многих странах, в том числе и Казахстане, проводится в целях обеспечения доступности лекарственных средств для населения. При некоторых общих подходах к этим проблемам в разных странах имеются свои особенности, связанные со спецификой здравоохранения, политической и экономической ситуацией в стране.

Существующая в настоящее время система Здравоохранения Республики Казахстан представляет

собой особую сферу деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье. Лекарственное обеспечение является одной из главных составляющих оказания медицинской помощи. Государственной программой развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, одним из приоритетных направлений развития определено проведение совершенствования амбулаторного лекарственного обеспечения.

Программа бесплатного и льготного лекарственного обеспечения функционирует в Республике Казахстан с 2005 года. Благодаря этой программе население, состоящее на диспансерном учете по заболеваниям, имеет возможность получать лекарственные средства на бесплатной и льготной основе. В результате проводимых реформ с января 2012 года пациенты будут бесплатно получать те лекарственные средства, которые в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения раньше получали на льготной основе и оплачивали 50% стоимости препарата [1,2].

Нами было приведено исследование целью, которого являлось определение уровня удовлетворенности граждан лекарственным

обеспечением на амбулаторном уровне в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Сбор первичной информации производился по г.Алматы в четвертом квартале 2011года. Единицей наблюдения являлись пациенты, состоящие на диспансерном учете, получающие лекарственные средства на бесплатной и льготной основе.

На подготовительном этапе нами была составлена программа исследования: намечены цель, задачи достижения поставленной цели, определены объекты, выбран метод сбора информации.

Был использован выборочный метод исследования, который позволяет перенести результаты, полученные при изучении части единиц наблюдения, на всю совокупность.

Качественная представительность

(репрезентативность) выборочной совокупности обеспечивалась правилами выборки, количественная репрезентативность обеспечивалась расчетами. Степень уверенности в заданной неточности результата исследования составляет 95% (0,95), ^=2) . Статистическую обработку данных проводили методами параметрической статистики с использованием t -критерия Стьюдента. Результаты считались достоверными при р< 0,05 [3].

Для подтверждения принципа репрезентативности нами было опрошено 328 граждан, получающих бесплатные, льготные лекарственные препараты. Выборочная совокупность была сформирована по принципу случайного отбора

ВЕСТНИК КАЗНМУ, №1-2012

410

респондентов, мнение, предложения и замечания которых, окажут влияние на оценку результатов.

Опрос производился с использованием анкет, которые предварительно прошли апробирование в ходе пилотного исследования.

По результатам нашего исследования

количество льготников имеющих право на бесплатное приобретение лекарственных средств, составило 36,48%, количество респондентов получающих 50% скидку -63,52%.

При разделении респондентов по половому признаку определено, что количество исследуемых женщин 76,52%, количество исследуемых представителей сильного пола, стоящих на диспансерном учете на треть меньше и составляет 23,48%.

На вопрос анкеты «дать оценку существующей системе бесплатного и льготного лекарственного обеспечения по 5-ти балльной шкале» в 3 балла оценили 24,39% респондентов, оценили выше в 4-е балла -69,51%, в 5-ть баллов - 2, 44%, оценку «неудовлетворительно» поставили - 3,35% при среднем значении 3,7 балла.

При ответе на вопрос о том, как относятся к получению лекарственных средств в поликлиниках, большинство респондентов ответили, что положительно. Информацию о праве на бесплатное/льготное лекарственное обеспечение и рекомендации по способу применения лекарственных средств в 93,7% случаях предоставлял лечащий врач. В остальных случаях источником информации являлись фармацевты и средства массовой информации.

Отзывы респондентов были не однозначны. Тем не менее, отмечено, что респонденты не удовлетворены отсутствием медикаментов в конце и начале года, сроками обслуживания рецептов, недостаточным ассортиментом лекарственных препаратов, тем, что врач затрачивает значительное количество времени для оформления большого числа документов на одного больного, так же пациенты, испытывающие затруднения в передвижении, выразили пожелания доставки медикаментов на дом.

Проведенное исследование, характеризующее удовлетворенность льготных категорий граждан, получающих лекарственные средства в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, выделило приоритетные проблемы.

Все же, следует отметить и положительные стороны существующей системы организации здравоохранения, реализующей комплекс целевых задач по обеспечению граждан гарантированной, безопасной, качественной и экономически эффективной помощью в амбулаторном лекарственном обеспечении. Это -

сохранившаяся за предыдущие годы лекарственная помощь населению г.Алматы, оказывать персонифицированную помощь гражданам, имеющим право получать лекарственные средства на льготной основе.

В решении проблем совершенствования организации и управления лекарственного обеспечения необходимо учесть региональные особенности, позволяющие на основе применения комплекса методов анализа и прогнозирования оценить состояние и тенденции развития объекта управления лекарственным обеспечением, выявить сильные и слабые его стороны, оценить факторы внешней и внутренней среды. Это поможет определить позитивные и негативные факторы влияния на лекарственное обеспечение в республике.

Лекарственное обеспечение категорий граждан, имеющих льготы на приобретение лекарственных средств, всегда является актуальным вопросом. Его реализация способствует укреплению здоровью населения, повышению качества жизни, достижению стойкой ремиссии, предотвращению осложнений заболеваний.

Выводы:

1. Анализ результатов социологического исследования показал, что при пятибалльной системе оценки существующей системе бесплатного и льготного лекарственного обеспечения по ответам респондентов среднее значение составило 3,7 балла, оценку «неудовлетворительно» поставили 3,35% респондентов. И только 2,44% респондентов оценили в 5 баллов. Данные проведенного исследования свидетельствуют о недостаточном уровне удовлетворенности населения.

2. Для повышения уровня удовлетворенности лекарственным обеспечением граждан на амбулаторном уровне в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи необходимо обеспечить бесперебойную поставку лекарственных средств.

Список литературы:

1. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», статья 88.

2. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 ноября 2011 № 786 «Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения для бесплатного обеспечения населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на амбулаторном уровне с определенными заболеваниями (состояниями) и специализированными лечебными продуктами»

3. Герасимов А.М. Медицинская статистика: Учебное пособие.- М.:ООО «Медицинское информационное агентство», 2007.- 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.