Научная статья на тему 'Оценка удовлетворенности качеством оказания платной медицинской помощи пациентами Ростовской области'

Оценка удовлетворенности качеством оказания платной медицинской помощи пациентами Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
384
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
платная медицинская услуга / медицинская организация / удовлетворенность / пациент / ГЧП / анкетирование / paid medical service / medical organization / complacence / patient / public private partnership / questionnaire

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панов Анатолий Владимирович

Возможность оказания платных медицинских услуг закреплена на законодательном уровне. Является ли оказанная пациенту платная медицинская помощь качественнее, чем бесплатная? В свою очередь, качество медицинской помощи проверяется на соответствие стандартам диагностики и лечения, а также наличием благоприятного лечебного эффекта. Пациент же оценивает результат медицинского вмешательства как комплексную характеристику, включающую, в том числе, и надлежащий уровень сервиса, бытовых условий и комфорта, и т.д. В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием института платных медицинских услуг в России, с учетом региональных особенностей. Автором проведена оценка удовлетворенности качеством и доступностью возмездной медицинской помощи с точки зрения пациента. Также установлено отношение пациентов к инфраструктуре коммерческого сектора здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панов Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PATIENT’S SATISFACTION WITH THE QUALITY OF PAYABLE MEDICAL CARE IN THE ROSTOV REGION

The possibility of providing paid medical services is enshrined at the legislative level. Paid medical care provided to the patient better than free. What exactly was the situation? In turn, the quality of medical care is checked for compliance with the standards of diagnosis and treatment, as well as the presence of a favorable therapeutic effect. The patient evaluates the result of medical intervention as a complex characteristic, including, inter alia, an appropriate level of service, living conditions and comfort, etc. The article discusses issues related to the development of the institute of paid medical services in Russia, taking into account regional peculiarities.

Текст научной работы на тему «Оценка удовлетворенности качеством оказания платной медицинской помощи пациентами Ростовской области»

«щ^шздим-^оигм&ь^щжшшш / medical scjemces_3J_

УДК: 616-082:338.46 (470.61)

Панов Анатолий Владимирович аспирант кафедры ОЗиОЗ ФПК и ППС ФГБОУ ВО РостГМУМинздрава России Россия, г. Ростов-на-Дону DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10011 ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Panov Anatolyi Vladimirovich

The Rostov State Medical University Russia, Rostov-on-Don

ANALYSIS OF THE PATIENT'S SATISFACTION WITH THE QUALITY OF PAYABLE MEDICAL

CARE IN THE ROSTOV REGION

Аннотация.

Возможность оказания платных медицинских услуг закреплена на законодательном уровне. Является ли оказанная пациенту платная медицинская помощь качественнее, чем бесплатная? В свою очередь, качество медицинской помощи проверяется на соответствие стандартам диагностики и лечения, а также наличием благоприятного лечебного эффекта. Пациент же оценивает результат медицинского вмешательства как комплексную характеристику, включающую, в том числе, и надлежащий уровень сервиса, бытовых условий и комфорта, и т.д. В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием института платных медицинских услуг в России, с учетом региональных особенностей. Автором проведена оценка удовлетворенности качеством и доступностью возмездной медицинской помощи с точки зрения пациента. Также установлено отношение пациентов к инфраструктуре коммерческого сектора здравоохранения.

Abstract.

The possibility of providing paid medical services is enshrined at the legislative level. Paid medical care provided to the patient better than free. What exactly was the situation? In turn, the quality of medical care is checked for compliance with the standards of diagnosis and treatment, as well as the presence of a favorable therapeutic effect. The patient evaluates the result of medical intervention as a complex characteristic, including, inter alia, an appropriate level of service, living conditions and comfort, etc. The article discusses issues related to the development of the institute of paid medical services in Russia, taking into account regional peculiarities.

Ключевые слова: платная медицинская услуга, медицинская организация, удовлетворенность, пациент, ГЧП, анкетирование

Kew words: paid medical service, medical organization, complacence, patient, public private partnership, questionnaire

Введение. В последнее время увеличивается спрос на платные медицинские услуги, невзирая на сложное экономическое и политическое положение России в мировом сообществе. Тем не менее, вектор модернизации здравоохранения направлен, прежде всего, на повышение качества оказания медицинской помощи населению путем внедрения современных технологий менеджмента, включая развитие института государственно -частного партнерства (ГЧП) [1]. Условием стабильного роста рынка платных услуг в медицине является создание эффективной модели реализации специфического товара «медицинская услуга» с использованием грамотных маркетинговых стратегий, учитывая региональные особенности развития отрасли здравоохранения [2]. В связи со стремительным развитием коммерческой медицины характеристики термина «удовлетворенность» значительно диверсифицируются. На первый план выходят не только потребности пациентов в быстроте, оперативности диагностики и лечения, но и в предоставлении им комфортных условий пребы-

вания в стационаре вкупе с доброжелательным отношением врачей [3]. Однако платные медицинские услуги не должны полностью замещать бесплатную медицинскую помощь, поэтому их следует рассматривать как такое же право граждан, что и на безвозмездную медицину, гарантируемую Конституцией РФ. Являются ли возмездные медицинские услуги качественнее, удобнее и действеннее, чем бесплатные? Ведь существенный минус коммерческого сектора здравоохранения - это немалая стоимость, учитывая снижение реальных располагаемых доходов населения по данным РБК за последние годы.

Цель работы: проанализировать мнение жителей Ростовской области о качестве оказания платных медицинских услуг.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования стало мнение 453 пациентов, получавших платную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения Ростовской области с различной организационно-правовой формой. Для сбора данных применялся метод анонимного

32

medical sc1enses / <<шушмум-шу®мак>>#щ27)),2©1]9

анкетирования. Использовалась специально разработанная авторская анкета, состоящая из 34 вопросов с одним или несколькими вариантами ответа. Полученные данные заносились в созданную форму Google Forms для удобства фиксирования результатов. Ответы на вопросы преобразованы в числовые значения с дальнейшей их обработкой в программе Excel. В качестве описательных статистик для количественных показателей «уровень дохода в месяц», «затраты на лечение в год», «затраты на приобретение лекарственных средств в год» посчитаны средние ± средние квадратичные отклонения, минимальные и максимальные значения в выборке. Для некоторых качественных показателей посчитаны частоты встречаемости.

Результаты исследования. Среди респондентов 74,6% женщин, 25,4% мужчин соответственно. Доминирует возрастной диапазон респондентов от 25 до 35 лет (35,2%). 47,5% пациентов имеют высшее образование, 41,4% - среднее специальное образование, 7,2% - незаконченное высшее, 3,9% - среднее. Совокупная доля безработных и учащихся пациентов составила 26,4% от общего числа выборки. На вопрос о том, выше ли качество платных медицинских услуг, чем бесплатных, 39,2% респондентов ответили утвердительно; 16,7% затрудняются ответить; 32,3 % пациентов считают, что не всегда коммерческая медицина лучше; и только 11,8% респондентов ответили отрицательно. На вопрос «платили ли Вы

в течение года за какие-либо медицинские услуги», 88,3% ответили в утвердительной форме. При обращении за возмездной медицинской помощью 67,6% респондентов заявили о том, что их не уведомляют о возможности получения бесплатной медицинской помощи. Из-за нехватки денег отказались от коммерческих услуг в здравоохранении 42,6% пациентов. На вопрос о причинах обращения к платной медицине более 50% респондентов указали на быстроту обслуживания, 39,7% пациентов заявили об отсутствии специалистов и/или необходимого оборудования при обращении за бесплатной медицинской помощью. Следует отметить, что 71,3% респондентов, в основном, пользуются бесплатной медициной в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). По мнению пациентов, самой дорогой услугой является магнитно-резонансная томография (МРТ). Обращает на себя внимание, что 64,4% пациентов на вопрос о том, что для них означает «качественная медицинская услуга», назвали доброжелательное и внимательное к ним отношение сотрудников медицинской организации. Также 48,2% пациентов готовы доплачивать за качественную медицинскую помощь.

Ниже представлены данные описательной статистики по показателям «уровень дохода в месяц», «затраты на лечение в год», «затраты на приобретение лекарственных средств в год» (табл. 1).

Таблица 1.

Статистическая характеристика по показателям «уровень дохода в месяц» и «затраты на лечение в год»

Показатель, руб. Среднее значение ± среднее квадратичное отклонение Медиана Мин. значение Макс. значение

Уровень дохода в месяц 29746,9 ± 2256,0 22000 0 600000

Затраты на лечение в год 22479,4 ± 1972,0 15000 0 450000

Затраты на приобретение лекарств 16464 ± 1359,0 9000 0 300000

Выявлено статистически значимое отличие от нормального закона распределения. Наблюдается высокий разброс данных по всем показателям. Это дает возможность предположить, что пациенты либо тратят много денежных средств на лечение хронических заболеваний, либо не тратят вообще, обращаясь за бесплатной медицинской помощью по мере необходимости, так как во всех группах имеется достаточно большое количество показателей с нулевым значением.

Выводы. В результате проведенного исследования установлено, что, в целом, респонденты считают доступность и качество оказания платных медицинских услуг выше, чем бесплатных. Несмотря на конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи, большинство пациентов когда-либо обращались в медицинские организации за возмездными услугами. Не всегда при обращении к коммерческой медицине пациентов уведомляют о возможности получить помощь бесплатно. Достаточно большое количество пациен-

тов (71,3% от общего числа выборки) отказывались в течение года от лечения из-за нехватки денежных средств. По мнению большинства больных, качественная медицинская услуга - это доброжелательное и внимательное отношение к ним медицинского персонала, что говорит о новой парадигме в сфере комплексной оценки оказания медицинской помощи. При колоссальных, на первый взгляд, расходах на лечение и приобретение лекарственных препаратов, пациенты готовы доплачивать за качественную медицинскую помощь. Однако 69,8% респондентов прибегают, в том числе, к безвозмездным медицинским услугам, что может говорить о дисбалансе восприятия инфраструктуры здравоохранения в настоящее время. С одной стороны, до внедрения страховой медицины, граждане РФ все время получали медицинскую помощь практически бесплатно, с другой стороны, после изменений в законодательстве и закреплении возможности получения платных услуг, пациенты не могут в полной мере осознать

<<c©ll©mum~joyrmal>>#m27)),2©1]9 / medical sciences

33

и систематизировать свои права в сфере здравоохранения. В связи с этим, необходим конгруэнтный диалог между всеми представителями медицинского сообщества и пациентами по вопросам модернизации отрасли здравоохранения.

Литература.

1) Панов А.В. Государственно -муниципально-частное партнерство в контексте развития системы здравоохранения региона // В книге: Профессия и здоровье. Материалы 2-го Международного Молодежного Форума. - 2018. -С. 212-218.

2) Панов А.В. Государственно-частное партнерство и платные услуги в здравоохранении: механизмы взаимодействия, проблемы и перспективы развития // Вестник «Биомедицина и социология». - 2018. Т.3, № 5. - С. 53-57.

3) Панов А.В., Быковская Т.Ю. Удовлетворенность врачей своей профессиональной деятельностью при оказании платных медицинских услуг // В книге: Эффективный менеджмент здравоохранения: стратегии инноваций. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 156-159.

УДК 616.314-089.23

Бобров Д.С., Старикова И.В.,

к.м.н.,

Радышевская Т.Н., к.м.н., Тамазян Н.Г.

ФГБУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»

РР!: 10.24411/2520-6990-2019-10010 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ОККЛЮЗИОННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЗУБОВ

Bobrov D.S, Starikova I. V, Radyshevskaya T.N, Tamazyan N. G

FGBU VO "Volgograd State Medical University"

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF METHODS FOR DETERMINING THE AREA OF

OCCLUSIVE DENTAL SURFACES

Аннотация

Данная статья посвящена одному из актуальнейших вопросов ортопедической стоматологии: вариациям и модификациям методов оценки окклюзионного рельефа на этапах диагностики и лечения. Рассказывается о различных способах определения площади окклюзионных поверхностей, имеющихся в литературе, с акцентом на их преимущества и недостатки. Наиболее информативными оказались результаты, полученные с применением компьютерных технологий: метод цифрового анализа окклюзо-грамм с применением программного обеспечения Adobe Photoshop и Universal Desktop Ruler. С помощью современных методов определения площади окклюзионных поверхностей повышается качество не только ортопедического лечения, так как данные методики применимы и в терапевтической стоматологии, и в ортодонтии.

Abstract

This article is devoted to one of the most urgent issues of orthopedic dentistry: variations and modifications of methods for assessing occlusal relief at the stages of diagnosis and treatment. It describes various methods for determining the area of occlusal surfaces available in the literature, with an emphasis on their advantages and disadvantages. The most informative were the results obtained with the use of computer technology: the method of digital analysis of occlusograms using the software Adobe Photoshop and Universal Desktop Ruler. With the help of modern methods of determining the area of occlusal surfaces, the quality of not only orthopedic treatment is improved, since these techniques are applicable in therapeutic dentistry and in orthodontics.

Ключевые слова: окклюзия, площадь окклюзионной поверхности, окклюзионный контакт, окклюзио-грамма.

Key words: occlusion, area of occlusal surface, occlusal contact, occlusiogram.

Введение

Современная стоматология направлена на расширение возможностей и усовершенствование технологии методов восстановления и сохранения функций отдельных компонентов жевательного аппарата.

Зубочелюстная система имеет сложную структуру, в которой объединены элементы, тесно взаимосвязанные между собой. Одним из наиболее основных являются зубы, для которых свойственна определенная анатомическая и функциональная уникальность [4]. Режущие края и жевательные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.