Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ УСЛОВИЯМИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ'

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ УСЛОВИЯМИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ СОВМЕСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваньци Ло, Болотова Елена Леонидовна

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности совместных образовательных программ педагогической направленности в системе российско-китайских отношений в сфере высшего образования. Показатель удовлетворенности студентов не только свидетельствует о привлекательности/непривлекательности образовательной программы, но и позволяет выявить наиболее уязвимые места в организации учебного процесса. Цель исследования - выявление направлений совершенствования условий реализации росийско-китайских совместных образовательных программ педагогической направленности. Материалы и методы. В исследовании были использованы анкеты 198 студентов выпускных курсов, что составляет 77% от штатной численности всех выпускников российско-китайских совместных образовательных программ бакалавриата по направлениям «Дошкольное образование», «Музыкальное образование», «Изобразительное искусство» в Московском институте искусств Вэйнаньского педагогического университета (провинция Шанси). Исследование проводилось с использованием авторского опросника, составленного с учетом практики оценки удовлетворенности студентов Московского педагогического государственного университета и рекомендаций Министерства образования КНР по оценке совместных китайско-иностранных образовательных программ. Результаты. В исследовании оценка удовлетворенности студентов обучением проводилась по пяти направлениям: удовлетворенность качеством и содержанием обучения, удовлетворенность организацией образовательного процесса, удовлетворенность материально-техническим обеспечением учебного процесса, удовлетворенность организацией научно-исследовательской деятельности, удовлетворенность социально-психологическим климатом в институте. В ходе исследования установлено, что удовлетворенность студентов организацией образовательного процесса (68,2%) и его материально-техническим обеспечением (66,92%) оказалась наиболее высокой, по сравнению с реализацией их публикационной активности при выполнении научно-исследовательских работ (60,4%). Несмотря на невозможность реализации программ по схеме «3+1», из-за пандемии COVID-19, внутренняя мотивация студентов при онлайн обучении в режиме «4+0» не снижалась, что привело к сохранности контингента обучающихся на протяжении всего периода реализации программ. Насколько нам известно, это исследование является первой попыткой анализа удовлетворенности студентов по российско-китайским совместным образовательным программам педагогической направленности, обучающихся в совместном российско-китайском институте. Обсуждение и заключение. Полученные результаты представляют практический интерес для руководителей, сотрудников и преподавателей педагогических вузов, участвующих в реализации китайско-иностранных совместных образовательных программах, а также для представителей научного сообщества, занимающихся проблемами обеспечения качества таких программ. Дальнейшие исследования удовлетворенности студентов обучением по российско-китайским совместным образовательным программам подготовки педагогов могут быть направлены на анализ качества реализации таких программ на уровне академических степеней студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваньци Ло, Болотова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF FUTURE TEACHERS' SATISFACTION WITH THE CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF RUSSIAN-CHINESE JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS

The relevance of the research is due to the need to increase the competitiveness of joint educational programs of pedagogical orientation in the system of Russian-Chinese relations in the field of higher education. The student satisfaction indicator not only indicates the attractiveness/unattractiveness of the educational program, but also allows you to identify the most vulnerable places in the organization of the educational process. The purpose of the study is to identify ways to improve the conditions for the implementation of Russian-Chinese joint educational programs of pedagogical orientation. Materials and methods. The study applied a descriptive method to conducting a survey of students studying under the bachelor's degree majors "Preschool Education", "Music Education", "Fine Arts" at the Moscow Institute of Arts of the Weinan Pedagogical University (Province Shanxi). 198 graduates participated in the questionnaire, accounting for 77% of the total number of graduates from the Moscow Institute of Arts. The study was conducted using the author's questionnaire, compiled taking into account the practice of assessing student satisfaction at Moscow Pedagogical State University and the recommendations of the Ministry of Education of the People's Republic of China on the evaluation of joint Chinese-foreign educational programs. Results. In the study, the assessment of students' satisfaction with learning was carried out in five directions: satisfaction with the quality and content of training, satisfaction with the organization of the educational process, satisfaction with the material and technical support of the educational process, satisfaction with the organization of research activities, satisfaction with the socio-psychological climate at the institute. The study found that students' satisfaction with the organization of the educational process (68.2%) and its material and technical support (66.92%) was the highest, compared with their publishing activities in research work (60.4%). Despite the impossibility of implementing programs under the "3+1" scheme, due to the COVID-19 pandemic, the internal motivation of students during online training in the "4+0" mode did not decrease, which led to the preservation of the contingent of students throughout the entire period of program implementation. Discussion and conclusion. The research results have practical significance for managers, employees and teachers of pedagogical universities participating in the implementation of Chinese-foreign joint educational programs, as well as for representatives of the scientific community dealing with the problems of ensuring the quality of such programs. Further research of students' satisfaction with studying under Russian-Chinese joint educational programs for teacher training can be aimed at analyzing the quality of implementation of such programs at the level of academic degrees of students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ УСЛОВИЯМИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-05/ Дата публикации: 31.10.2021 УДК 378.14

Ло Вдньци, Е. Л. Болотова

Оценка удовлетворенности будущих педагогов условиями реализации российско-китайских совместных образовательных программ

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности совместных образовательных программ педагогической направленности в системе российско-китайских отношений в сфере высшего образования. Показатель удовлетворенности студентов не только свидетельствует о привлекательности/непривлекательности образовательной программы, но и позволяет выявить наиболее уязвимые места в организации учебного процесса.

Цель исследования - выявление направлений совершенствования условий реализации росийско-китайских совместных образовательных программ педагогической направленности.

Материалы и методы. В исследовании были использованы анкеты 198 студентов выпускных курсов, что составляет 77% от штатной численности всех выпускников российско-китайских совместных образовательных программ бакалавриата по направлениям «Дошкольное образование», «Музыкальное образование», «Изобразительное искусство» в Московском институте искусств Вэйнаньского педагогического университета (провинция Шанси). Исследование проводилось с использованием авторского опросника, составленного с учетом практики оценки удовлетворенности студентов Московского педагогического государственного университета и рекомендаций Министерства образования КНР по оценке совместных китайско-иностранных образовательных программ.

Результаты. В исследовании оценка удовлетворенности студентов обучением проводилась по пяти направлениям: удовлетворенность качеством и содержанием обучения, удовлетворенность организацией образовательного процесса, удовлетворенность материально-техническим обеспечением учебного процесса, удовлетворенность организацией научно-исследовательской деятельности, удовлетворенность социально-психологическим климатом в институте. В ходе исследования установлено, что удовлетворенность студентов организацией образовательного процесса (68,2%) и его материально-техническим обеспечением (66,92%) оказалась наиболее высокой, по сравнению с реализацией их публикационной активности при выполнении научно-исследовательских работ (60,4%). Несмотря на невозможность реализации программ по схеме «3 + 1», из-за пандемии СОУЮ-19, внутренняя мотивация студентов при онлайн обучении в режиме «4 + 0» не снижалась, что привело к сохранности контингента обучающихся на протяжении всего периода реализации программ.

Насколько нам известно, это исследование является первой попыткой анализа удовлетворенности студентов по российско-китайским совместным образовательным программам педагогической направленности, обучающихся в совместном российско-китайском институте.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты представляют практический интерес для руководителей, сотрудников и преподавателей педагогических вузов, участвующих в реализации китайско-иностранных совместных образовательных программах, а также для представителей научного сообщества, занимающихся проблемами обеспечения качества таких программ. Дальнейшие исследования удовлетворенности студентов обучением по российско-китайским совместным образовательным программам подготовки педагогов могут быть направлены на анализ качества реализации таких программ на уровне академических степеней студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: удовлетворенность студентов, российско-китайские совместные образовательные программы, педагогическое образование

Ссылка для цитирования:

Ваньци Ло, Болотова Е. Л. Оценка удовлетворенности будущих педагогов условиями реализации российско-китайских совместных образовательных программ // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 110-124. сЫ: 10.32744/р$е.2021.5.8

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-05/ Accepted: 7 May 2021 Published: 31 October 2021

W. Q. Luo, E. L. Bolotova

Assessment of future teachers' satisfaction with the conditions for the implementation of Russian-Chinese joint educational programs

The relevance of the research is due to the need to increase the competitiveness of joint educational programs of pedagogical orientation in the system of Russian-Chinese relations in the field of higher education. The student satisfaction indicator not only indicates the attractiveness/unattractiveness of the educational program, but also allows you to identify the most vulnerable places in the organization of the educational process. The purpose of the study is to identify ways to improve the conditions for the implementation of Russian-Chinese joint educational programs of pedagogical orientation.

Materials and methods. The study applied a descriptive method to conducting a survey of students studying under the bachelor's degree majors "Preschool Education", "Music Education", "Fine Arts" at the Moscow Institute of Arts of the Weinan Pedagogical University (Province Shanxi). 198 graduates participated in the questionnaire, accounting for 77% of the total number of graduates from the Moscow Institute of Arts. The study was conducted using the author's questionnaire, compiled taking into account the practice of assessing student satisfaction at Moscow Pedagogical State University and the recommendations of the Ministry of Education of the People's Republic of China on the evaluation of joint Chinese-foreign educational programs.

Results. In the study, the assessment of students' satisfaction with learning was carried out in five directions: satisfaction with the quality and content of training, satisfaction with the organization of the educational process, satisfaction with the material and technical support of the educational process, satisfaction with the organization of research activities, satisfaction with the socio-psychological climate at the institute. The study found that students' satisfaction with the organization of the educational process (68.2%) and its material and technical support (66.92%) was the highest, compared with their publishing activities in research work (60.4%). Despite the impossibility of implementing programs under the "3 + 1" scheme, due to the COVID-19 pandemic, the internal motivation of students during online training in the "4 + 0" mode did not decrease, which led to the preservation of the contingent of students throughout the entire period of program implementation.

Discussion and conclusion. The research results have practical significance for managers, employees and teachers of pedagogical universities participating in the implementation of Chinese-foreign joint educational programs, as well as for representatives of the scientific community dealing with the problems of ensuring the quality of such programs. Further research of students' satisfaction with studying under Russian-Chinese joint educational programs for teacher training can be aimed at analyzing the quality of implementation of such programs at the level of academic degrees of students of pedagogical universities.

Keywords: satisfaction students, Russian-Chinese joint educational programs, teacher education

For Reference:

Luo, W. Q., & Bolotova, E. L. (2021). Assessment of future teachers' satisfaction with the conditions for the implementation of Russian-Chinese joint educational programs. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 53 (5), 110-124. doi: 10.32744/pse.2021.5.8

_Введение

лобализация экономики и интернационализация высшего образования Китая направлены на преодоление внутренней изоляции учебных заведений и расширение их участия в международном сотрудничестве. Оба процесса вовлекают вузы в межкультурное взаимодействие разных систем образования в разных социокультурных условиях, усиливая при этом международную составляющую высшего образования. Совместные образовательные программы китайских вузов с зарубежными партнерами (далее - СОП) являются гибким инструментом создания транснационального образования в Китае.

В настоящее время в рамках международного межвузовского взаимодействия сложилось три модели реализации совместных образовательных программ: уровень университета, уровень института, уровень образовательной программы [16].

Первая модель связана с китайско-иностранным партнерством в виде создания совместного учебного заведения на территории Китая. Своеобразные китайские кампусы зарубежного университета, например, Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне (при участии России), Университет Вэньчжоу-Кина (при участии США), Университет Сиань-Ливерпуль (при участии Великобритании), Нинбо-Ноттингемский университет (при участии Великобритании) и другие имеют самостоятельный правовой статус. Особой ценностью таких вузов является интернациональная управленческая команда, координирующая реализацию СОП, возможность получения студентами зарубежного опыта обучения у себя на родине [16]. Однако отметим, что девять кооперативных университетов, созданных в рамках такой модели в Китае, не реализуют программы подготовки будущих педагогов.

Вторая модель представляет собой реализацию совместных образовательных программ на уровне института китайского университета. По сути, это вариант некоего филиала вуза-партнера, где зарубежный вуз участвует в комплектовании преподавательского состава и осуществляет управленческую поддержку администрации института, а китайский университет предоставляет материальные и иные мощности для реализации совместных образовательных программ. Более 60 китайских вузов в настоящее время создали совместно с иностранными вузами-партнёрами структурные учебные подразделения для реализации совместных образовательных программ. Российско-китайские программы педагогического образования, реализуемые в такой модели, представлены только в одном китайском вузе, в Московском институте искусств Вэй-наньского педагогического университета (при участии Московского педагогического государственного университета).

Третья модель реализации совместных образовательных программ осуществляется на уровне академических степеней. В этом случае реализация СОП не предполагает создание специальных учебных структурных подразделений в вузе. Эта модель представлена более широким спектром китайских учебных заведений, реализующих программы педагогического образования совместно с зарубежными партнерами. Так программы совместных дипломов по подготовке педагогов дошкольного образования осуществляют в Хунаньском университете гуманитарных наук, науки и технологий совместно с Университетом Бата-СПА (Великобритания); в Педагогическом университете Центрального Китая при участии Австралийского королевского Мельбурнского

технологического университета (Австралия); в Институте Тяньхуа Шанхайского педагогического университета совместно с Университетом Западного Орегона (США) и др.

Современное международное сотрудничество китайских вузов представлено 1802 совместными образовательными программами в сфере высшего образования. Наибольшее количество программ реализуется на уровне бакалавриата [9].

В нашем исследовании основное внимание уделяется анализу удовлетворённости студентов обучением по российско-китайским совместным образовательным программам педагогической направленности в рамках второй модели.

Совместные образовательные программы в сфере высшего образования не только повышают конкурентоспособность вузов-партнеров, но и оказывают существенное влияние на обновление содержания традиционных образовательных программ, создание гибких учебных планов и их адаптацию к международным стандартам, на усиление системной работы над повышением качества образовательных программ, включающей согласование методов обучения, механизмов профессиональной оценки качества образовательных программ.

Реализация российско-китайских СОП началась в 1995 году в рамках сотрудничества Тихоокеанского государственного университета (Россия) и Северо-восточного сельскохозяйственного университета (Китай) по направлению «Международная экономика и торговля» [3]. В настоящее время более 90 программ реализуется при участии российских высших учебных заведений, однако доля программ педагогической направленности в этом сегменте не высока. Только 1,10 % от общего количества российско-китайских совместных образовательных программ реализуется в сфере педагогического образования [2].

Одним из показателей привлекательности совместных образовательных программ высшего образования выступает удовлетворенность студентов обучением в вузе. Удовлетворенность как интегративную характеристику ожидания удовольствия или разочарования, получаемых в результате сравнения с полученным продуктом деятельности [20], можно определить и как краткосрочное отношение, возникающее в результате оценки образовательного опыта, услуг и возможностей студентов [23]. Удовлетворенность качеством обучения в вузе является важным компонентом и условием успешного освоения студентами будущей профессиональной деятельности [1].

Услуги, предоставляемые университетом в процессе образовательной деятельности, влияют на достижение студентом определенного уровня воспитанности и образованности [6]. Инструментом качества образовательного процесса выступает мониторинг качества преподавания, построенный на основе обратной связи с обучающимися [19]. Студенческая оценка качества образования позволяет не только оценить качество педагогического процесса, но и корректировать программу стратегического развития образовательной организации [5]. Удовлетворенность студентов влияет и на рейтинговые показатели учебного заведения [25].

Исследования удовлетворенности студентов качеством обучения по СОП проводятся во многих странах. Так в китайских учебных заведениях они были начаты еще в 2001 году. Однако анализ удовлетворенности студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки специалистов, в том числе по российско-китайским совместным образовательным программам, в научных источниках не отражен.

Анализ литературы по проблеме удовлетворенности студентов показывает, что большинство китайских исследователей выявляют не только академические шкалы оценки удовлетворенности [15; 18], проводят сравнительный анализ удовлетворен-

ности студентов по этапам обучения в китайском вузе и на территории вуза-партнера [14], но и определяют факторы, влияющие на удовлетворенность обучением по совместным образовательным программам [12].

Fu Yuehan и Xia Liping изучив многолетний опыт исследователей удовлетворенности студентов в области китайско-иностранного сотрудничества по управлению совместными образовательными программами, показали, что традиционным методом оценки удовлетворенности студентов является метод анкетирования [11]. При разработке шкалы показателей, индикаторов удовлетворенности студентов и анкеты для опроса, учитывается практика вузов-партнеров. Если проводится анализ удовлетворенности обучения при двуязычном обучении, то анкеты могут объединяться с интервью студентов. В случае анализа удовлетворенности студентов режимом учебного процесса могут быть исследованы локальные акты организации, проведено наблюдение за студентами в учебной аудитории.

При обработке результатов опросов студентов в основном применяют описательный анализ, факторный анализ и однофакторный регрессионный анализ. Taiye T. Borishade, Olaleke O. Ogunnaike, Odunayo Salau, Bolanle D. Motilewa и Joy I. Dirisu для анализа удовлетворенности обучением и лояльности студентов к учебному заведению использовали структурированные анкеты для описательной и логистической статистики, и выявили, что многообразие качественных сервисных услуг университета повышает лояльность студентов к учебному заведению [8]. Исследование удовлетворенности студентов проводится также посредством других методов статистического анализа: статистическое наблюдение, вариационные ряды.

Некоторые исследователи для оценки удовлетворенности студентов опираются на теорию удовлетворенности Ф. Герцберга, включающей гигиенические факторы удовлетворённости человека своим трудом (административная политика организации, степень контроля, отношения с руководителем и др.) и мотивационные факторы (общественное признание, личный рост, ответственность и др.), и предлагают разнообразные показатели для ее оценки. Среди них: удовлетворенность качеством преподавания, выбором учебных материалов [14]; наличием академической поддержки, качеством функционирования библиотеки, обеспечение обратной связи с преподавателями [18]; методами преподавания китайских и иностранных преподавателей [21]; удовлетворенность уровнем взаимодействия преподавателей и студентов [24]; образовательным опытом и возможностями студентов [22]; удовлетворенность эффективностью оказываемых университетом услуг [7], интеллектуальным и личностным развитием студентов их академической мобильностью в зависимости от пола, национальности, религии [10]; удовлетворенность информационными технологиями, применяемыми вузом, и наличием услуг по повышению квалификации преподавателей [17]; инфраструктурой учебных помещений [13] и др.

Несмотря на многообразие образовательных программ, применяемых в китайско-иностранном сотрудничестве, в большинстве случаев удовлетворенность студентов оценивается по таким показателям, как качество преподавания, возможности управления программой и особенности оснащения образовательной среды программы. Эмпирические исследования удовлетворенности студентов, обучающихся по совместным китайско-иностранным образовательным программам, направлены на разработку стандартизированных подходов к оценке качества обучения в вузе, реализующем китайско-иностранные СОП. Например, удовлетворенность студентов качеством обучения в вузе является показателем «Системы оценки китайско-иностранных СОП [9], а с 2021

года «удовлетворенность студентов» входит в «Систему показателей аудита и оценки преподавания на уровне бакалавриата в высших учебных заведениях Китая» [4].

Анализ литературы показывает, что условия обучения (содержание программы, учебный график, методы и методики обучения и оценки достижений студентов, профессиональные навыки преподавателей), среда обучения (аудиторный фонд, материальное обеспечение университета), сервисные услуги университета (доступность интернета, библиотечный фонд, организация питания, проживания и досуга), ожидания студентов (отношения между преподавателями и студентами, возможность участвовать в управлении вузом, возможности профессионального роста) являются основными факторами, влияющими на удовлетворенность студентов обучением по совместным образовательным программам.

_Материалы и методы

Оценка удовлетворенности китайских студентов, обучавшихся по росийско-китай-ским совместным образовательным программам педагогической направленности в специально созданном при участии Московского педагогического государственного университета в Вэйнаньском педагогическом университете Московского института искусств (далее - МИИ), представляет собой описательное исследование. Оно проводилось в период государственной итоговой аттестации студентов в 2021 году для определения направлений коррекции организационно-педагогических условий реализации СОП по подготовке педагогических кадров. Для оценки удовлетворенности студентов полученным образованием применялся метод анкетирования. В анкету были включены 28 вопросов, распределенных по пяти показателям. Исходные утверждения, относительно условий обучения, возможностей профессионального развития, участия в научно-исследовательской деятельности и международных образовательных проектах, уровня взаимодействия студентов с администрацией и преподавателями МИИ, испытуемыми оценивались по пятибалльной шкале. Где минимальный балл отражал крайнюю неудовлетворённость студентов предложенным параметром оценки, а высший балл - полную удовлетворенность данным показателем.

Для определения положительных и отрицательных оценок были определены интервальные значения уровня удовлетворенности. Так значения индекса удовлетворенности, отнесенные к интервалу 0-40%, оценивались как критические, свидетельствующие о крайне низком уровне удовлетворенности студентов качеством обучения, и акцентировали внимание администрации МИИ на необходимости коррекции соответствующих организационно-педагогических условий реализации программ. Значения в диапазоне 40-60% свидетельствовали о достаточном уровне удовлетворенности студентов организацией образовательного процесса, признании условий реализации программ сложившимся ожиданиям студентов. Диапазон 60 - 80% свидетельствовал об организации учебного процесса выше среднего. Интервальное значение выше 80% свидетельствовало о высокой эффективности организации учебного процесса и конкурентных преимуществах данных программ.

Расчет индекса удовлетворённости ^1) проводился по формуле

(1 X п1) + (2 X п2) + ( 3 X пЗ) + (4 X п4) + (5 X п5)

---—--------------- х 100% = С5/

5 X IV

где: N - общее количество анкет, принятых для расчета индекса; п1 - п5 - количество студентов, поставивших по этому показателю от 1 до 5 баллов.

В анкетировании приняли участие все 256 студентов первого выпуска педагогических СОП Московского института искусств. Респондентов проинформировали о цели исследования, при необходимости были разъяснены вопросы анкеты. Для ответа было предоставлено 30 минут.

Для анализа удовлетворенности студентов предварительно были отсеяны анкеты, где респонденты давали крайние положительные или крайние отрицательные ответы по всем показателям, а также анкеты респондентов, в которых не было ни одного ответа. В результате анализу были подвергнуты ответы 198 выпускников 2021 года, что составляет 77% от штатной численности студентов выпускных курсов российско-китайских педагогических программ МИИ. В анализе использовались как описательные, так и логические статистические данные.

_Результаты исследования

В ходе исследования изучалась удовлетворенность будущих педагогов услугами, предоставляемыми российско-китайскими СОП в Московском институте искусств (МИИ).

1. Демографические характеристики участников опроса

Результаты, приведенные в таблице 1, показывают, что в анкетировании приняли участие выпускники бакалавриата МИИ 2021 года трех направлений подготовки. Среди участников больше было женщин. Преобладали студенты, обучающиеся по направлению «Изобразительное искусство».

Таблица 1

Демографические характеристики участников опроса

Переменные Дошкольное образование Изобразительное искусство Музыкальное образование

п (чел) % п (чел) % п(чел) %

Пол

Мужчина 12 20,3% 27 37,5% 17 25,4%

Женщина 47 79,7% 45 62,5% 50 74,6%

Возраст

до 22 лет 24 40,7% 29 40,3% 26 38,8%

старше 22 лет 35 59,3% 43 59,7% 41 61,2%

Всего 59 29,8% 72 36,3% 67 33,8%

2. Удовлетворенность студентов обучением по российско-китайским СОП педагогической направленности

В настоящее время для оценки качества образования в китайско-иностранных структурных подразделениях китайских университетов применяется «Система статистических индексов мониторинга и оценки образования» (http://www.moe.gov.cn/ srcsite/A03/s182/202101/t20210113_509619.html). Она использует показатели, широко применяемые в зарубежных вузах.

Поскольку для оценки удовлетворенности особое значение имеет степень реализации студентами своих ожиданий по отношению к компонентам образовательной

среды вуза, то индексы мониторинга Министерства образования КНР в основном сосредоточены на наблюдении за уровнем здоровья студентов, их возможностями стажировки за пределами кампуса, уровнем занятости, возможностями участия в научно-исследовательской деятельности и публикации научных достижений. Анализируются показатели кадрового состава образовательных программ, материально-технические ресурсы образовательной деятельности вуза, уровень обеспеченности учебной литературой и экспериментального оборудования, возможности использования электронных учебных пространств и др. Ряд показателей, указанных в документе, был применен нами для анализа удовлетворенности обучения студентов МИИ по совместным российско-китайским образовательным программам.

В российских вузах единой системы показателей удовлетворенности обучения нет, поэтому акценты при анализе общей удовлетворенности могут быть сделаны и на социальном комфорте студентов во время учебы, и на условиях организации их профессионального роста. В нашем исследовании показатели удовлетворенности обучением по совместным педагогическим образовательным программам МИИ анализировалась по пяти группам (см. табл. 2):

• удовлетворенность качеством и содержанием обучения;

• удовлетворенность организацией образовательного процесса;

• удовлетворенность материально-техническим обеспечением учебного процесса;

• удовлетворенность организацией научно-исследовательской деятельности;

• удовлетворенность социально-психологическим климатом в МИИ.

Таблица 2

Индексы удовлетворенности обучением в МИИ ВПУ

Параметры удовлетворенности п1 п2 п3 п4 п5 CSI(0/o)

1. Удовлетворенность качеством и содержанием обучения - 63,3%

качеством обучения русскому языку 11 25 107 24 32 64,4

качеством обучения по общепрофессиональным дисциплинам, дисциплинам специализации 13 16 100 22 47 67,5

содержанием образовательных программ в целом 17 19 89 29 44 66,5

разнообразием форм учебных занятий (открытые лекции, вебинары, мастер-классы и др.) 14 17 91 27 47 67,1

участием в международных образовательных проектах (академическая мобильность) 22 43 73 30 28 59,3

формами и методами организации самостоятельной работы 29 34 71 26 28 56,0

системой оценивания самостоятельной работы студентов 26 28 87 18 39 62,6

2. Удовлетворенность организацией образовательного процесса - 68,2%

сбалансированностью расписания занятий 14 20 86 21 57 68,8

информационной доступностью расписания занятий 22 21 86 28 41 64,5

оперативностью представления учебных документов (справок, индивидуальных экзаменационных листов и др.) 12 16 80 27 63 71,4

3. Удовлетворенность материально-техническим обеспечением учебного процесса - 66,92 %

работой библиотеки 32 44 74 19 29 56,9

доступом к Интернет-ресурсам 13 36 64 45 40 66,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учебным оборудованием 9 12 74 22 81 75,6

качеством питания 11 13 50 77 48 74,2

бытовыми условиями 17 26 80 25 40 61,5

4. Удовлетворенность организацией научно-исследовательской деятельности - 60,4%

участием в научно-исследовательских работах 24 29 85 21 39 62,2

участием в научных конференциях 27 32 81 30 28 60,0

участием в научных публикациях (публикационная активность) 37 42 73 26 22 56,0

качество научного руководства выпускными квалификационными работами студентов МИИ 24 30 72 33 39 63,3

5. Удовлетворенность социально-психологическим климатом - 63,7 %

взаимоотношениями в учебной группе 24 39 69 34 32 61,1

взаимоотношениями с сотрудниками деканата института 27 34 76 26 35 60,8

взаимоотношениями с преподавателями 14 18 85 27 54 67,0

возможностями творческого самовыражения 20 24 84 29 41 56,0

организацией студенческой жизни 19 23 81 22 53 66,8

возможностью участвовать в организации учебного процесса 16 22 89 15 56 67,4

стилем общения администраторов и преподавателей 18 20 85 26 49 66,9

Результаты, приведенные в таблице 2, показывают, что общая удовлетворенность студентов была в диапазоне «выше среднего» - 64,5%. Индекс удовлетворенности организацией образовательного процесса был более высоким (68,2%), чем индекс общей удовлетворенности. Значительный индекс удовлетворенности зафиксирован у удовлетворенности материально-техническим обеспечением учебного процесса (66,92%). Это немного ниже, чем удовлетворенность организацией образовательного процесса. Умеренные индексы удовлетворенности выявлены при оценке удовлетворенности студентов социально-психологическим климатом образовательной среды российско-китайских СОП (63,7%) и удовлетворенности качеством и содержанием обучения (63,3%). Удовлетворенность студентов организацией научно-исследовательской деятельности в части их публикационной активности имеет самый низкий наблюдаемый индекс.

Анализ удовлетворенности обучения студентов МИИ по российско-китайским совместным образовательным программам показывает, что высокую удовлетворенность студентов вызвало оснащение аудиторий учебным оборудованием, применяемым в учебном процессе. Индекс этой удовлетворенности выше индекса общей удовлетворенности. Высокие индексы удовлетворенности студентов имели показатели, связанные с обеспечением студентов питанием и услугами по выдаче учебной документации (справки, ведомости и иное).

Индексы удовлетворенности «публикационной активности студентов», «разнообразие форм и методов организации самостоятельной студентов» и «возможности творческого самовыражения» имели показатели ниже общей удовлетворенности студентов.

_Обсуждение результатов

Определение удовлетворенности студентов обучением по росийско-китайским совместным образовательным программам основывалось нами на выводе Lu Xiao [16] о преимуществах китайско-иностранных моделей партнерства в сфере высшего образования. Мы полагаем, что российско-китайские совместные образовательные программы педагогической направленности способствуют привнесению российского педагогического опыта в китайские учебные заведения и позволяют воспитывать

граждан более осведомленных в международном опыте, международной культуре. Однако работа Lu Xiao, посвящена анализу опыта корпоративных китайско-иностранных университетов, а данное исследование показывает особенности реализации СОП в китайско-иностранном институте китайского университета. Насколько нам известно, это исследование является первой попыткой анализа удовлетворенности студентов по российско-китайским совместным образовательным программам педагогической направленности.

В данном исследовании определены показатели удовлетворенности студентов, обучающихся по российско-китайским совместным образовательным программам, позволяющие определить направления совершенствования организационно-педагогических условий подготовки будущих педагогов на уровне бакалавриата.

Результаты исследования показали, что общая удовлетворенность студентов была выше среднего.

При анализе удовлетворённости качеством и содержанием обучения мы ожидали, что этот показатель будет достаточно высоким, поскольку вузы-партнеры много времени уделили отбору содержания обучения, построению единого учебного плана, однако в целом значение индекса удовлетворенности по этому показателю оказалось ниже ожидаемого значения. При этом студенты высоко оценили качество обучения по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации, но были менее довольны формами и методами организации самостоятельной работы. Значение индекса удовлетворенности обучением русскому языку было идентично индексу общей удовлетворенности. Однако анализ интервью студентов показал, что ожидания студентов по данному предмету реализованы не в полной мере. Неудовлетворенность студентов вызвана отсутствием возможности изучения русского языка в стране носителей языка. Из-за пандемии, выпускники 2021 года не смогли в полной мере «погрузиться» в изучение русского языка, несмотря на то, что значительная часть дисциплин специализации велась специалистами МПГУ на русском языке с использованием дистанционных образовательных технологий.

Важность организационной поддержки студентов со стороны университета отмечали В. Стриелковски, Л.С. Киселева, Е.Н. Попова [6], поэтому нам надо было выяснить, довольны ли студенты сопровождением их учебной деятельности со стороны администрации института, представителей кафедр вузов-партнеров. Анализ удовлетворенности организацией образовательного процесса показал, что управленческая команда МИИ при реализации российско-китайских образовательных программ весьма внимательно относилась к организации учебной деятельности студентов, оперативно информируя их о текущих изменениях в расписании, обеспечивая стабильность учебного процесса. Студенты также остались довольны работой учебного отдела деканата института, в случаях необходимости получения ими различных справок по учебному процессу.

Анализ удовлетворенности материально-техническим обеспечением учебного процесса показал, что студенты довольны тем как были оснащены учебные кабинеты, тем какие музыкальные инструменты, оборудование для живописи, компьютерные классы и иное современное учебное оборудование было предоставлено им в процессе обучения. Полученные нами данные согласуются с выводами Hanssen T.E.S. and Solvoll G. [13], определившими, что оснащение аудиторий, социальных зон, библиотеки университета являются важнейшими факторами удовлетворенности студентов обучением. Организация питания, доступ к Интернет ресурсам в условиях обучения в МИИ с применением дистанционных образовательных технологий, возможность

онлайн транслирования мастер-классов, отчетных концертов, творческих выставок, презентации учебных достижений студентами с использованием учебного оборудования были отмечены как позитивные возможности программ. При этом показатель удовлетворенности работой библиотеки в дистанционном формате как в МИИ, так и в МПГУ пока остается ниже индекса общей удовлетворенности.

Анализ уровня удовлетворенности социально-психологическим климатом реализации совместных образовательных программ в МИИ показал удовлетворение студентов участвовать в организации учебного процесса. Выше мы уже отмечали, что данный показатель применяется во многих исследованиях, позволяя определять комфортность обучения. При этом в нашем случае не было возможности сравнить удовлетворенность студентов социально-психологическим климатом при обучении в кампусах вузов-партнеров, как это делали Li H. D., Zhu Y. S., and Xie Y. F. [14], поскольку из-за пандемии Covid-19 учебный процесс был реализован не по схеме 3+1, а по схеме 4+0. Фактически студенты взаимодействовали с российскими преподавателями в период их присутствия в китайском вузе либо посредством дистанционных технологий обучения. Удовлетворены студенты были и общей компетентностью российских и китайских специалистов, задействованных в реализации программ, и стилем общения с преподавателями и представителями администрации института. Наличие негативных оценок у первых выпускников МИИ могло быть связано с завышенными ожиданиями от обучения на таких программах, наличием недостаточного опыта МИИ в российско-китайском сотрудничестве по подготовке педагогов, трудностями вузов в подборе педагогических кадров, отсутствием достаточной методической литературы.

Позитивным фактором реализации СОП следует считать показатель удовлетворенности студентов организацией студенческой жизни, благоприятным настроем преподавателей на общение, взаимодействие, сотрудничество, поддержку.

Анализ удовлетворенности студентов организацией их научно-исследовательской деятельности показал, что отдельные направления работы нуждаются в оптимизации. Прежде всего, это относится к публикационной активности студентов. Если в целом студенты демонстрировали удовлетворенность своим участием в научно-исследовательской работе, то стоит обратить внимание на опубликование результатов их работ. В открытых вопросах студенты отмечали, что участие в конференциях не всегда сопровождалось публикацией их докладов, имелись трудности с публичной презентацией их научных достижений.

Обучение по российско-китайским совместным образовательным программам можно считать важным мостом, если студент заинтересован в последующем обучении в российском педагогическом вузе для получения степени магистра. При поступлении на магистерские программы приоритет отдается выпускникам, имеющим научные публикации. Именно этот фактор является важным мотивационным условием участия студентов бакалавриата в научно-исследовательской работе. С другой стороны мотивация студентов к публикациям о своих исследованиях зависит от влияния преподавателей, которые также должны вести научную работу. Удовлетворенность студентов качеством постановки научно-исследовательской работы в вузе фактически влияет на профессиональный рост самих преподавателей университета, их академическую активность.

Наш исследовательский вклад заключается в том, что мы оценили удовлетворенность обучением первых выпускников российско-китайских совместных образовательных программ по подготовке педагогов на уровне бакалавриата. Реализация та-

ких программ в модели китайско-иностранного института осуществляется российским педагогическим вузом впервые. Мы сопоставляли наши показатели удовлетворенности с практиками других исследователей и пришли к выводу, что показатель участия студентов в научно-исследовательской работе, а особенно индекс публикационной активности студентов, как одно из условий реализации образовательных программ, практически не анализируется.

Заключение

Это исследование можно рассматривать как важный шаг к определению уровня удовлетворенности студентов обучением по российско-китайским совместным образовательным программам педагогической направленности.

Общие результаты показывают, что первые выпускники МИИ в целом удовлетворительно относятся к четырем годам учебной жизни. Несмотря на невозможность реализации программ по схеме 3+1, из-за пандемии COVID-19, внутренняя мотивация студентов при онлайн обучении в режиме 4+0 не снижалась, что привело к сохранности контингента обучающихся на протяжении всего периода реализации программ.

Организационно-педагогические условия реализации росийско-китайских СОП по педагогическим направлениям необходимо совершенствовать с учетом мониторинговых параметров удовлетворенности студентов обучением, которые являются не только одним из инструментов ежегодного самообследования российских вузов, но регламентируются рядом документов Министерства образования КНР. Основываясь на полученных результатах, предлагается совершенствовать организационно-педагогические условия реализации российско-китайских совместных образовательных программ по подготовке педагогов в направлениях связанных с модернизацией единого для вузов-партнеров расписания занятий, с коррекцией объемов самостоятельной работы студентов по учебным дисциплинам, совершенствованием методики обучения русскому языку в китайском вузе, расширением форм участия студентов в научных мероприятиях, повышением публикационной активности преподавателей и студентов.

Мы видим перспективу в продолжении исследований удовлетворенности студентов обучением по российско-китайским совместным образовательным программам подготовки педагогов в связи с расширением их палитры. В более подробном анализе нуждается оценка качества реализации таких программ на уровне академических степеней студентов педагогических вузов.

_Благодарности

Авторы благодарят рецензентов за полезные комментарии и советы при подготовке данной работы к публикации.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Гоголева М. Н., Макарова А. П. Удовлетворенность учебной деятельностью студентами гуманитарного и технического профиля // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5(2). С. 192. URL: https:// eduherald.ru/ru/article/view?id=13266

2. Ло Ваньци, Болотова Е. Л. Управление совместными образовательными программами в области педагогики:

опыт китайских вузов // Преподаватель XXI век. 2021. № 2(1). С. 11-29. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-11-29

3. Медяник Е.И. Взаимодействие России и Китая в области подготовки бакалавров и магистров // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение».

2018. № 1(11). C. 68-85. DOI: 10.28995/2073-6339-2018-1-68-85

4. Система показателей аудита и оценки преподавания на уровне бакалавриата в высших учебных заведениях Китая (2021-2025). [сайт]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A11/s7057/202102/t20210205_512709.html (дата обращения: 10.08.2021).

5. Скаковская Л. Н., Катаускайте Л. А. Система менеджмента качества образования в Тверском государственном университете // Высшее образование в России. 2017. №. 5. С. 125-132.

6. Стриелковски В., Киселева Л. С., Попова Е. Н. Детерминанты качества университетского образования: мнение студентов // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 2. С. 220-236. DOI: 10.15507/19919468.091.022.201802.220-236

7. Bakrie M., Sujanto B. and Rugaiyah R. The Influence of Service Quality, Institutional Reputation, Students' Satisfaction on Students' Loyalty in Higher Education Institution // International Journal for Educational and Vocational Studies.

2019. Vol. 1(5). P. 511-518. DOI: 10.29103/ijevs.v1i5.1615

8. Borishade Taiye T., Ogunnaike Olaleke O., Salau Odunayo,. Motilewa Bolanle D and Dirisu Joy I. Assessing the relationship among service quality, student satisfaction and loyalty: the NIGERIAN higher education experience // Helion. Vol. 7(7). 2021. C. 1-7. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07590

9. Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools // Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn (дата обращения: 10.08.2021).

10. Daniel, D., Liben, G. and Adugna, A. Assessment of Students' Satisfaction: A Case Study of Dire Dawa University, Ethiopia // Journal of Education and Practice. 2017. Vol. 8. P. 111-120. DOI: https://doi.org/10.7176/JEP

11. Fu Y. H., Xia L. P. A Review on Student Satisfaction Research in the Area of Sino-foreign Cooperation in Running Schools or Education Programs // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2018. Vol. 177. P. 458-462. DOI: https://doi.org/10.2991/erms-18.2018.82

12. Ge X. R. Evaluation of Students' Learning Satisfaction in Sino-foreign Cooperative Education Projects-a Case study of the Sino-Canadian Accounting Cooperation Project of Zhejiang University of Finance and Economics // Commercial accouting. 2017. Vol. 3(5). P. 107-111.

13. Hanssen T.E.S. and Solvoll G. The importance of university facilities for student satisfaction at a Norwegian University // Facilities. 2015. Vol. 33. P. 744-759. DOI: https://doi.org/10.1108/F-11-2014-008

14. Li H. D., Zhu Y. S., and Xie Y. F. Investigation and analysis on students' satisfaction of China-Foreign Cooperation in Running Schools -Taking the "2+2" Project of Sino-US Cooperation in Running Schools in N University as an Example // Journal of Ningbo Radio and TV University. 2014. Vol. 12(1). P. 100-103.

15. Liu Y., Li X. Y., Li M. Y. and Kong F. S. A Study on the Instructional Satisfaction Assessment for Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools at University Level // Fudan Education Forum. 2016. Vol. 14(4). Pp. 43-48.

16. Lu Xiao Transnational Education: Sino-Foreign Cooperative Universities in China // World Education Services WERN. August 14. 2018. URL: https://wenr.wes.org/2018/08/sino-foreign-cooperative-universities

17. Munizu M., Hamid N. Satisfaction and Loyalty Improvement Model on the Quality of Higher Education Services // Jurnal Dinamika Manajemen. 2015. Vol. 1. P. 13-24. DOI: 10.15294/jdm.v6i1.4293

18. Shen F. F., Zhou J. Y. and Zhang S. S. Quality Assurance of Cross-border Higher Education in China: A Case Study Based on a Survey of Student Satisfaction // Journal of Yangzhou University(Higher Education Study Edition). 2014. Vol. 18(3). P. 15-21.

19. Sindhu I., Muhammad Daudpota S., Badar K., Bakhtyar M., Baber J. and Nurunnabi M. Aspect-Based Opinion Mining on Student's Feedback for Faculty Teaching Performance Evaluation // IEEE Access. 2019. Vol. 7. P. 108729108741. DOI: 10.1109/ACCESS.2019.2928872

20. Stoltenberg G. Investigating the Concept of Student Satisfaction // The Case of International Students at the UiO. 2011. URL: https://www.duo.uio.no/bitstream/handle/10852/30621/MYxTHESIS.pdf

21. Tang M. L., Yang L.J., An empirical study on differences in teaching and learning between Chinese and foreign courses: the case of NYIT-NUPT joint-degree programs // Fudan Education Forum. 2015. Vol. 1 P. 30-36.

22. Weerasinghe S., Fernando S. Critical factors affecting students' satisfaction with higher education in Sri Lanka // Quality Assurance in Education. 2018. Vol. 26(1). P115-130. DOI: https://doi.org/10.1108/QAE-04-2017-0014

23. Weerasinghe S., Lalitha R. and Fernando S. Students' Satisfaction in Higher Education Literature Review // American Journal of Educational Research. 2017. Vol. 5(5). P. 533-539. DOI: 10.12691/education-5-5-9

24. Yang L., Ying M. and Hui Z. A study on undergraduates' satisfaction with Chinese-foreign cooperative program of independent college, Research in Higher Education of Engineering // Advances in Economics, Business and Management Research. 2016. Vol. 1. P. 82-86. DOI: https://doi.org/10.2991/icmesd-17.2017.44

25. Yanova N. Assessment of Satisfaction with the Quality of Education: Customer Satisfaction Index // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 26(1). P. 566-573. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.782

REFERENCES

1. Gogoleva M. N., Makarova A. P. Satisfaction with educational activities of students of humanitarian and technical profile. International Student Scientific Bulletin, 2015m vol. 5, no. 2, p. 192 (in Russ.)

2. Luo W. Q., Bolotova E. L. Management of joint educational programs in the field of pedagogy: the experience of Chinese universities. Teacher of the XXI century, 2021, vol. 2, no. 1, pp. 11-29 (in Russ.)

3. Medyanik E. I. Interaction of Russia and China in the field of bachelor's and master's degree training. Vestnik RSUH. The series «Political Science. History. International relations. Foreign regional studies. Oriental Studies». 2018, no. 1, vol. 11, pp. 68-85 (in Russ.)

4. Implementation Plan for Undergraduate Education Teaching Audit and Evaluation in Ordinary Institutions of Higher Learning (2021-2025). Available at: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A11/s7057/202102/t20210205_512709.html (accessed 10 August 2021). (in China)

5. Skakovskaya L. N., Katauskaite L. A. The system of quality management of education at Tver State University. Higher education in Russia, 2017, no. 5, pp. 125-132 (in Russ.)

6. Strielkovski V., Kiseleva L. S., Popova E. N. Determinants of the quality of university education: students' opinion. Integration of education, 2018, no. 2, vol. 22, pp. 220-236 (in Russ.)

7. Bakrie M., Sujanto B. and Rugaiyah R. The Influence of Service Quality, Institutional Reputation, Students' Satisfaction on Students' Loyalty in Higher Education Institution. International Journal for Educational and Vocational Studies, 2019, no. 1, vol. 5, pp. 511-518.

8. Borishade Taiye T., Ogunnaike Olaleke O., Salau Odunayo,. Motilewa Bolanle D and Dirisu Joy I. Assessing the relationship among service quality, student satisfaction and loyalty: the NIGERIAN higher education experience. Helion, 2021, no. 7, vol. 7, pp. 1-7.

9. Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools. Official website of the Ministry of Education of the People's Republic of China. Retrieved from: http://www.crs.jsj.edu.cn (accessed 10 August 2021).

10. Daniel, D., Liben, G. and Adugna, A. Assessment of Students' Satisfaction: A Case Study of Dire Dawa University, Ethiopia. Journal of Education and Practice, 2017, no. 8, pp. 111-120.

11. Fu Y. H., Xia L. P. A Review on Student Satisfaction Research in the Area of Sino-foreign Cooperation in Running Schools or Education Programs. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2018, vol. 177, pp. 458-462 (in China)

12. Ge X. R. Evaluation of Students' Learning Satisfaction in Sino-foreign Cooperative Education Projects-a Case study of the Sino-Canadian Accounting Cooperation Project of Zhejiang University of Finance and Economics. Commercial accouting, 2017, no. 3, vol. 5, pp. 107-111 (in China)

13. Hanssen T.E.S. and Solvoll G. The importance of university facilities for student satisfaction at a Norwegian University. Facilities, 2015, vol. 33, pp. 744-759 (in the UK)

14. Li H. D., Zhu Y. S., and Xie Y. F. Investigation and analysis on students' satisfaction of China-Foreign Cooperation in Running Schools -Taking the "2+2" Project of Sino-US Cooperation in Running Schools in N University as an Example. Journal of Ningbo Radio and TV University, 2014, vol. 12, no. 1, pp. 100-103 (in China)

15. Liu Y., Li X. Y., Li M. Y. and Kong F. S. A Study on the Instructional Satisfaction Assessment for Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools at University Level. Fudan Education Forum, 2016, vol. 14, no. 4, pp. 43-48 (in China)

16. Lu X. Transnational Education: Sino-Foreign Cooperative Universities in China. International Journal of Information and Education Technology, 2018, no. 9, vol. 9, pp. 629-633 (in the US)

17. Munizu M., Hamid N. Satisfaction and Loyalty Improvement Model on the Quality of Higher Education Services. Jurnal Dinamika Manajemen, 2015, no. 1, pp. 13-24.

18. Shen F. F., Zhou J. Y. and Zhang S. S. Quality Assurance of Cross-border Higher Education in China: A Case Study Based on a Survey of Student Satisfaction. Journal of Yangzhou University (Higher Education Study Edition), 2014, vol. 18, no. 3, pp. 15-21 (in China)

19. Sindhu I., Muhammad Daudpota S., Badar K., Bakhtyar M., Baber J. and Nurunnabi M. Aspect-Based Opinion Mining on Student's Feedback for Faculty Teaching Performance Evaluation. IEEE Access, 2019, no. 7, pp. 108729-10874.

20. Stoltenberg G. Investigating the Concept of Student Satisfaction. The Case of International Students at the UiO. Reprosentralen, Universitetet i Oslo. 2011. 67 p. (in Norway)

21. Tang M. L., Yang L.J. An empirical study on differences in teaching and learning between Chinese and foreign courses: the case of NYIT-NUPT joint-degree programs. Fudan Education Forum, 2015, no. 1, pp. 30-36 (in China)

22. Weerasinghe S., Lalitha R. and Fernando S. Students' Satisfaction in Higher Education Literature Review. American Journal of Educational Research, 2017, vol. 5, no. 5, pp. 533-539 (in the US)

23. Weerasinghe S., Fernando S. Critical factors affecting students' satisfaction with higher education in Sri Lanka. Quality Assurance in Education, 2018, vol. 26, no. 1, pp. 115-130 (in the US)

24. Yang L., Ying M. and Hui Z. A study on undergraduates' satisfaction with Chinese-foreign cooperative program of independent college. Research in Higher Education of Engineering. Advances in Economics, Business and Management Research, 2016, no. 1, pp. 82-86 (in China)

25. Yanova N. Assessment of Satisfaction with the Quality of Education: Customer Satisfaction Index. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 26, no. 1, pp. 566-573 (in the UK)

Информация об авторах Ло Ваньци

(Китай, г. Хэган) Аспирант

Московский педагогический государственный университет E-mail: 2415651759@qq.com ORCID ID: 0000-0002-1098-2947

Болотова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Россия, Москва) Доцент, доктор педагогических наук Московский педагогический государственный университет E-mail: el.bolotova@mpgu.su ORCID ID: 0000-0002-1505-7830

Information about the authors

Luo Wanqi

(China, Hegang city) Graduate student Moscow State Pedagogical University E-mail: 2415651759@qq.com ORCID ID: 0000-0002-1098-2947

Elena L. Bolotova

(Russia Moscow) Associate Professor, Doctor of Pedagogy Moscow State Pedagogical University E-mail: el.bolotova@mpgu.su ORCID ID: 0000-0002-1505-7830

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.