Научная статья на тему 'Оценка творческого воображения в школьном возрасте'

Оценка творческого воображения в школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воображение / акт творчества / детское образование / психология развития / imagination / creative act / childhood education / development psychology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гонсалес-морено Клаудия Химена, Соловьева Юлия, Кинтанар Рохас Луис

Творческое воображение у детей школьного возраста изучалось на материализованном, сенсорно-перцептивном и вербальном уровнях. В исследовании приняли участие пятьдесят детей из частной школы в городе Пуэбла-де-Сарагоса, Мексика. Методика оценки применялась интерактивно в рамках концепции зоны ближайшего развития, которая предполагает участие педагога и использование различных видов поддержки: диалогической беседы, повторения инструкций и наводящих вопросов. Результаты показывают, что дети легче справляются с материализованными и сенсорно-перцептивными заданиями, чем с вербальными. Эти результаты обсуждаются с точки зрения возможных перспектив для развития творческого воображения в школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of creative imagination at school age

Creative imagination is studied at the materialized, perceptual and verbal levels in school-age children. Fifty children from a private school in Puebla, Mexico participated. An evaluation protocol was applied in a collaborative and interactive way under the concept of the zone of proximal development that involves the participation of the evaluator and the use of various types of support: dialogic conversation, repetition of instruction and orientation questions. The results reveal that children access materialized and perceptual action tasks more easily than verbal ones. These results are discussed in terms of the possible implications of the development of creative imagination for school age.

Текст научной работы на тему «Оценка творческого воображения в школьном возрасте»

������ ����������� �����������

� �������� ��������*

�.�. ��������-������1, �. ���������2., �. ��������-�����3

1 ������� ������������� �����������, ������, ��������

2 ���������� ����������� ������, ������-��-��������, �������

3 ���������� ����������� ��������, ��������, �������

. [email protected]

������

���������� ����������� � ����� ��������� �������� ��������� �� �����������������, ��������-

������������ � ���������� �������. � ������������ ������� ������� ��������� ����� �� �������

����� � ������ ������-��-��������, �������. �������� ������ ����������� ������������ � ���-

��� ��������� ���� ���������� ��������, ������� ������������ ������� �������� � �������������

��������� ����� ���������: ������������� ������, ���������� ���������� � ��������� ��������.

���������� ����������, ��� ���� ����� ����������� � ������������������ � ��������-�����������-

�� ���������, ��� � �����������. ��� ���������� ����������� � ����� ������ ��������� �������-

��� ��� �������� ����������� ����������� � �������� ��������.

��� �����������: ��������-������, �.�., C��������, �., ��������-�����, �. (2024). ������ �������-

���� ����������� � �������� ��������. �����������

���������� �����������, 121(1), 67�80. https://doi.

org/10.24412/2782-4519-2024-1121-67-80

� ��������-������, �.�., C��������, �., ��������-�����, �., 2024

���������: 9.11.2023.

������� � ����������:

26.12.2023.

�������� �����:

�����������, ���

����������, �������

�����������, ����������

��������

��������

����������� ����� �������� ��� ������������-

��� �������, ������������ �� ��������������

������ �������� � �������� ����� ������� ���-

�������� ����������, ����������� ������� ��-

���� ��������� ����������� ����������������

������� ��� ������� ����������� � ����������-

��� ������� (Zelenkova, 2010) � ������� ������-

�������� � ����� (Gonzalez-Moreno, 2019).

������, ��� ����������� ������� �������� ��-

���������, �������� ����������� � ������������

��������� ������� �������� (Galperin, 2001). �.�. ��-

������� (Vigotsky, 1995) ������� �� ������� ������-

�� ��� � ���������� �������������� ���������� �

���������������� �������������, �������, �� ���

������, ����������� � ����������� � ����������

������������ ��� �������������� ���� ���������

������ (����������, ��������, ��������������� � ��.).

����������� �������� ��������� ���������� ��������

��������� ����������� ������������������ ��

��������� ����� �������������� �������� ��� ����-

�� ��� ������ ��� ������� �������.

� ���� ������������ ���� ����������, ���

������������ ������ �������� ������ ��������

�.���������� � ������������ ������ ��� ����-

���� � ��� �������������� ����� ������ � �����-

������� ������� �������� ���������������� ��-

���� ��������

(Galperin, 2001). ��� �.�. ����������

(Vigotsky, 1996) ����������� ���������� � �����

������������ ��������, ����� ������� ���������� ��-

��������� �� ������������ ����������� ����������

� �������� ��������� � ������������ �������������

�������� ������ ���������� � �����. ����� ���-

������� ��� ��������������� ���� �.�. ����������

� ���������� ������������ ����������� ��������-

���, ��������������� ����������� ����������� ��-

����������� ������� ���������, ������������� ��-

����������� ���������� � ������ ����� �������.

����������� � ������� � ����������� �������-

�������� ���������������, ����������� ����������

����� ������� �������� � ������������ ������-

���� �� � ������. ��� ���� ����������� ������-

������ ����� ��� �������� ������� � ����������

����������� ����� ������������. ������� ������-

����� ����������� ��� �������������� ���, �����

���������������� � ��� ���������� ������������

���, �.�. ����������� ������������ � ������������

� ������������ ���������� (����������, 1998).

���� ����������� � ��������������� ��� ����

�� ��������������� ��������������� ���������-

�� ��������, ��� ��������, ����������, ��������-

���� � � ������� �������� �� ����� ������� ����-

* ��������: Gonzalez-Moreno, C. X., Solovieva, Y. y Quintanar-Rojas, L.

(2022). Evaluacion de la imaginacion creadora en la edad escolar.

CIENCIA ergo-sum, 29(1). https://doi.org/10.30878/ces.v29n1a6.

����������� � ��������� ���������� ������� CIENCIA ergo-sum

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-67-80

��� / UDC 159.9.072.43

wo r l d e x p erience

67

Assessment of creative imagination

at school age

Claudia Ximena Gonzalez-Moreno1, Yulia Solovieva2.

Luis Quintanar-Rojas3

1 Pontificia Universidad Javeriana, Bogota, Colombia

2 Universidad Autonoma de Puebla, Puebla de Zaragoza, Mexico

3 Universidad Autonoma de Tlaxcala, Tlaxcala, Mexico

. [email protected]

Abstract

Creative imagination is studied at the materialized, perceptual and verbal levels in school-age children.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fifty children from a private school in Puebla, Mexico participated. An evaluation protocol was applied in

a collaborative and interactive way under the concept of the zone of proximal development that involves

the participation of the evaluator and the use of various types of support: dialogic conversation, repetition

of instruction and orientation questions. The results reveal that children access materialized and

perceptual action tasks more easily than verbal ones. These results are discussed in terms of the possible

implications of the development of creative imagination for school age.

For citation: Gonzalez-Moreno, C.X., Solovieva, Y., Quintanar-Rojas, L. (2024). Assessment of creative imagination

at school age. Preschool Education Today. 1:18, 67�80. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-67-80 (in Russ.).

� Gonzalez-Moreno, C.X., Solovieva, Y., Quintanar-Rojas, L., 2024

Received: 9.11.2023.

Accepted: 26.12.2023.

Keywords:

imagination, creative act,

childhood education,

development psychology

��� (�������, 2010; �������, 1996). ��� ������

����� ������� � ������ ������� ���������� ��-

��������������� ��������, ��� ��� �������������

� ������ ���������� ������������ ����������

�������� � ������� (���������, 2000; Solovieva,

2014; Talizina, 2019).

����������� ��������� �������� ������� ��-

��� ������� �� ������ ������� �����������������

��������: �� ����������������� �������������,

�� ������ ���������� � �� ����������. ���������-

��� ����� ������, � ������ ������ ��������������,

��� ���������� ����������� ����� ���� ��������-

���� �� ������ ������� ��������: ��������������-

��� (�������� ��� ����������), ��������-������-

������ (���������� ������) � ���������� (�����).

� ������ �� ��� ����� ���� ���������� ��� ��-

���� ������������ ������ � ���������� �������

������������� ��������, ������� ��������� ����-

���: ���������� �����������, �������� �������-

���� ��� ���������� �����������.

��������, ��� � ������� ��������������� ��������

����� �������� �������������� ������-

������: ��������������, ������������ � �����-

����� (��������, 2018). �.�. ��������� (Galperin,

2001) ��������, ��� �������������� �������� ���-

�� ������ ��������: �� ���� ������� ������ ������

������������ �������������� ��������, ��-

�������� ���������� � ������ �������� � �����

��������. �������������� ���������� �������-

����� �������� �������� � ���� ��������� ���-

�������: �) ���������� ����� ������� �������

�������� � ����� �������, �) ���������� �����-

��� ��������� ����������� ������� ��������,

�) ����������� ����� ������� ��������, �) ����-

������� ��������, �������� � ��������� �����-

����� ����� �������� (���������, 2000).

� ������� ���������� ����������� ���������-

��, ����� ������� ��������� � ���������-�������

����� (Gonzalez-Moreno, Solovieva, Quintanar-Rojas,

2014; Gonzalez-Moreno, 2021, 2022), � ����������

������ ������� ���������� (Reyes, 2020), � ����-

����� � �������������� ����������. ��� �������

���������� �� ������������� � �������������

������� ����� �������� � �������� ��� �����

�������� �����. ������������ ���������� ������-

�� � ���������� ������������ �������� � �������

(��������, 1983; Elkonin, 1980).

������������ ������������ ����������� ���-

����� ������� � ������������ ��� ������������-

�� �� ������� �������, �������������� ������-

��� � ����������� ������ (Galperin, 1986a; 1986b).

������������ ������ ����� ���������� ��������,

�.�. �������������, �������������� � ��������-

�� �� ������� (Galperin, 1986�). � ������� ������

����������� ��� ��������, ��� ��� ���������� ��

��� ��� ���������� � ����������� �� ���� ��������

���������� �����, � ����� �������� � ���� ���-

��� ��� ������������, ���� �� ������� (� ������-

����) ��� ���������� (� ������) (��������, 1983).

���������� ������������ ������� �� ��������,

�������������� ������� �����, ������� ��-

��� ���� ��������, �� ����� ����� ���� ������

��� ��������. �� ������ ��������� �������, ���

���������� ��������� � ���������� �����������

���������� �� ����������� ���������������� ��-

����� (Sternberg, Lubart, 1999; Gardner, 2005). �����

� � � � � � � �� � �

68

���������� ����������� �������� ����������,

� �������� � ����������.

� ���� ����� ������ ���� ����������� �����

���������������� ������; ������ ��� �� �������-

�� �������� ���������, ������� � ������ ���-

����� ����������� ����������� (Artola, Barraca,

2004). ��������, ��� �������������� ���������-

������������� ������� ��� ���������� ���������

� ����������� �� ����� ������� � �������� ����-

��� ������, ������� � ���������� � �����������-

���� ������������ � �������� ������� �������-

��������� �������� ������� (Vigotsky, 2007).

���������� ������������ � ��������������

�������� ����������� ����������� � ��� �������-

��������� ������������ (�������, 2000; ������-

���, 1998, 2000; ��������, 2007; ��������, 1983).

������� ������������, ��� ��� �������� ����-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� ����������� ��� ������� ���������� ��-

��������� ���������, ��� ��������� ������� ���-

��������� ����������� ������������.

��� �������� ���������� ����������� ��-

���������� ������� (Galperin, 1986�) �, � ���� ���-

����, ����������� � �������� �������� � �������-

��� ������������ �� ��������. ��������� ������

��� �������� ����������� ����������� ������

���������� ����� �������� �������, �������-

���� � �������� ���������� ������������. ����-

��� � ������������ ���������� ������������ � ��-

������������ ���������� ������������ ��������

�������� ��������, �������� �� �������� ����-

������� �����������.

������ �������� ������� ��������������� ��-

���������� ������������� ��������� ��������,

������� ����������� � �������� ��������� ����-

����������� ������-��������������� ��������

(Talizina, 2019). ��� ���� ������������ ��������

����������� ����� �������, �������� ������-

���������� ���������� ��������������� ������

�������� � �������������� ������������� ���-

����� (�������, 1988). ��� �������� ����� ������-

��������� ��������� ���������� �����������. ��

���� ������� ��������� ������������� ���������

����� ��������� �������� � ������� �������,

����������� ������ ����� ��������� � �������-

��� ������� ����������� ����������� ����� � ��-

���������� ����� ������.

�����������

� ������ ������������ ������������ ������ ���

������ ������� �������� ����������� ��������-

��� � ���������� ������������ ������� � �������-

�� ��� ���������� �������� ����������.

1.1. ���������

� ������������ ������� ������� ��������� �����

6�10 ���. �������� ��������� ���� ��������-

��: �) ���������� ������������ � ����� � �) ��-

�������� ���������������� ��� ����������������

��������. ����������� ���� � ������� �������

����� � ������ ������-��-��������, �������, ��-

����� ���������� ���������� �������� � ������-

�������� ���������-������������� ������� � ��-

���� ������������ (Quintanar-Rojas, Solovieva,

2020). �������� �������� � ���� ����� ��������

�� ��������� ���� ���������� ��������. ����-

��� ��������� ����� � ������� � ��������� ��-

����������, ������������ �� �������� �������

�������, ���������� ������ ������� ����������

� ������ ������� �� ���� ��������� (Solovieva,

2019; Quintanar-Rojas, Solovieva, 2020).

1.2. �����������

��� ������ ����������� ����������� ���� ��-

���������� ������� �������� ������� �����������

������������, ������������� �������� ���-

��� (Gonzalez Moreno, Solovieva, 2020) (������� 1).

1.3. ��������� ������������

�������� ������ ����������� �����������

(����. 2) ����������� ������������� �� �����

���������������� ������. ��������� ��������-

���� �������������� �������� ����������� ���-

�������� ������� � ������ ��������. ���� ��-

������ �������������� ����������� �������.

������� 1

������� �� ������� �������� ����������� �����������

������� ������

�����������������

��������

1. ��������� ������� ����������� ��������� �����, ��� �� ��� �� ������ �������� �����.

2. ��������� ������� ������ ����� ��������� �����, ��������� ����� �������,

�������, �� ��� ������, ����� ��� ������������, ����� �� ��� ���������� �� �� ���

������.

3. ��������� ������� �����������, ��� ��� �� ������� ��������� ����� � �������,

����� ��� ���� �������� � �������� ��� ����-�� �������.

��������-������-

������ ��������

1. ��������� ��� ���� ������ ����� ��� �����������.

2. ��������� ������ ������ ��������, ������� ����� ����� ������������, �����

��������� �� ���� � ��������� ����� � ���������.

3. ��������� ��������, ������� ��������� ��������� ����� ��� ����������

���������� ������� ������ ����-�� ������.

����������

��������

1. ������� ��������� ��������, ������� �������� �������.

2. ������� ��������, ����������������, ������� �� ���� �������, � �������� �������.

3. ���������� ������� � ������� ����������.

wo r l d e x p erience

69

������� 2

������� �������� ������ ����������� ����������� �� ������� ��������

���

����-

����

������� �������� ���� ��������� ���������

����������������� ��������

������� 1.

������� �����

��� �����������

� ���������

������� ����������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ������������ �����

�������, ����� �������

������� ����� ������-

�����, � � ����� ������

��������� �������

� ������

� ���������� ����������

� ��������� �������: ������ �� ��,

��� ��� �� �����? ����� ����� ���� ���-

�����? ��� � ������� ���� �������

����� ������� ������ �����?

�������

������

������

� ����

������� 2.

������ �������

��������� �����,

��������� �����-

��, �������, ��

��� ������, ��-

��������, �����

���������� �� ��

��� �������

������� ����������-

�� ������ ����� (����-

����) ��������� ��-

���, ������ ��� ��

����������, ��� ����

�� ����� ������������

������ ��� �������

� ���������� �� �� ���

�������. ����� � �����

��� ������������ ���-

������ �����������

�������

� ������

� ���������� ����������

� ��������� �������: �� ��� ����� ��

������������ ��� �������? � ���? ���-

����, ��� ����� ��������� � �������-

��� ����, �� ����� ��������� �����,

�� �� ����� ���, �� �����, ����� ����

�������. ���, ��-������, ����� ���� ��

������� ���������� ����, ���������

����� �� ���� �������?

���������

�������

������

������ �

����, �����

� �������

������� 3.

��������� �����-

�� �����������,

��� ��� �� ���-

������ ������-

��� ����� � ��-

����� � ���� ����

��������, �����

������� ���-��

������� ��� ��-

��-�� �������

������� ����������-

�� ������ ����������

������ � ������� ���-

���� ���-�� ������� ���

����-�� � � ����� ���-

������ �����������

�������

� ������

� ���������� ����������

� ��������� �������: �� ���� ������-

��� �����? �� ������� �����-������

����, ����� �� ����-�� �������? ��� ��

������? ��� �� ���� ����������? ���

�� �������, ��������� ����� �� ���-

�� ������� ���� ����-�� ������?

�����

(���������

�����)

� �����

��������-������������ ��������

������� 1.

���������� ���-

��� ����� ���

�����������

������� ������ ������-

���� ������ ����� ���

����������� (��������

�� ����, ������� �����-

�� � ������� �������)

� ��������� �������, �

������� �� ����� ����-

��� ������. ��� ������

��������� �������

� ������

� ���������� ����������

� ��������� �������: ������ ��� �����

���������? ��� �� �������, ��� �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������� � ���� �����? ��� �� ����-

���, ��� � ��� �� ���������� ���� ��-

�����?

���� ������

� �������

�������

������� 2.

���������� ���

���� ��������-

��� �������,

������� �������

����� ��������-

����, ����� ���-

������ ����� �

����� ���������

������� ������ ����-

������ ��� ���� �����-

������ ������� (�����-

��� �� ����, �������

��� ������ ����� � ��-

����� �������), �����

������ ������� ���-

������ ����� � ������-

���. ��� ������ �����-

���� �������

� ������

� ���������� ����������

� ��������� �������: ��� �� �������,

��� ����� ������������ ��� �����-

��, ����� ������� ��� ���� ������� �

������ ��������� ����� � ���������?

��� ����� �������� �������? ��� � ���

����������? ��� �� ����������� ��-

�����?

���� ������

� �������

�������

������� 3.

����������

��������, ����-

��� �������-

�� ���������

����� � �������,

����� ������

����-�� � ����

��������

������� ����������-

�� ���������� ��� ����

��������, ������� �����

��������� ���������

����� � ������� (��-

������ �� ��������-

�� � ���������), �����

������ ����-�� � ����

��������. ��� ������

��������� �������

� ������

� ���������� ����������

� ��������� �������: ����� ��� ��-

����� ��� �� ��������� ���������

�����, ����� ����-�� ������? ���, ��-

������, � ��� �� ������ ���� �������?

��� � ��� ���������� ���� �������?

��� ����� �� ����������� ���� ����-

���?

���� ������

� �������

�������

� � � � � � � �� � �

70

�� ����� ������ �������� ��������� �������

� ������� � ������, ��� ������������� �����-

��� ������ � ���������, ����������� �� ����-

���� � ���������� ��� ���. � ����������, �����-

��� ���������� �� ����� �������������� �������

� ���������, ���������� ���� ����������������

� ������������ � ���������������� ������� �����.

���������� ���� ���������������� � �����

������ ������������� ���������, ������� ���-

�������� ����� �� ����� ������. ��� ������� ��-

�������� ������� �������� �������������� ���

��������: �) ���������� ��� ����������� ���������,

�) ���������� � ���������� � �) ���������-

��� �������. � ������ ��������� ����� ���������

���� ���������� ��������, ������������ �.�. ��-

������� (Vigotsky, 1995), �������� ������� �������-

���� �� ������ ��������, ��������� ��� ��������-

��� ��� ������� (���� ����������� ��������), �� �

��������, ������� �� ����� ��������� � �������

��������� (���� ���������� ��������). � ��������

����� ��������� �����������: ������������� ��-

����, ���������� ���������� � ��������� �������.

��������� �����������

��� ������������ ���������� � ������������ ��

����������� �������� �� ����� ������������

�������������� ������ ����������� � ��������

������������� ���������� (CINDE) � ���������-

������ ���������, ������� ������������ ����-

���������� ������������ ������ �������������

������������ ������� � ��������� ����������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ���������� ����������� ����������������� ��-

��������� � ��������, � ������� ������� ������

�������� ���� ����� � �������� ��������� � ��-

���������� � ������������ ����������������,

� ���������� ��������������� ����� ���������.

����������

������������ ������ ����������� �� ��������-

��� ������: �) ��� ��������� (������� ���������

������� ��������������), �) � ���������� (�������

������� ������������� ������, ���������� ���-

������� ��� ��������� ��������), �) ���������-

��� (������� �� ����� ��������� ������������

�������). � ������� 3 ������������ ����������

����������� ��������� ��������� ������� ��

���� �������� (�����������������, ��������-���-

��������� � ����������). ��� ��� �������� ����-

����� � ����������� ���������� ������������

������� �� �����������������, ��������-���-

��������� � ���������� �������.

������ ���������� ������� ���������� � ��-

������������ ��������� ������������� �������:

����������������� (�������� ��� ��������-

��), ��������-������������ (���������� ����-

��-�������) � ���������� (�����). �����������-

������ �������� ������� � �������������� �����

� �������� ����������� ��������� ��� ������-

����� �����, �������� �������� � ������� ���-

������� ��������, � ����� �������� ��������, �

������� ��������� ����� � ������� �������� ��-

��-��. � ������ ��������-������������ ��������

������������� ������������� ������� ����������

�� �������� �������� ��� ���������� ��������,

��������� � ����������������� ���������, ��

� ������ �������, �� ���� � ����� ����� ������.

� ���������� ��������� ������������� �������-

������ ������� ���������� �� ������� ���������

��������, ��������� � �����, ����� ���������, ���

�� ������ �������, ���� �� � ���� ������ �������

��������� ����� ��� ���� �� ������� ��������

��� ��� ������������������, � ����� ����������

������ ��������� ������� � ������� ����������, ���������� ��������

������� 1.

������� �����-

���, ������� ��-

������ �������

������� ������ ����-

�������, ��� ��� ����-

��� �������� ������-

�� ��� ����. ��� ������

���������, ��� �� �����

������ �� ����� ����-

��� ����������

� ������

� ���������� ����������

� ��������� �������: ��� �� �� ������

� ����� ������� ���������? � ��� ��

�� ��� �������? ��� �� �� ��� ������?

���, ��-������, � ��� �� ������ ����

�������? ��� � ���� ���������� ����

�������

������

����������

���������.

����������-

��� �����

� ��������

���������

������� 2.

�������� ����-

���� ���������

� �������

������� ������ �����-

���� ������� � ������-

�� ��� �������� �����-

���� � ������

� ������

� ���������� ����������

� ��������� �������: ��� �� �������,

��� ����� ��������� � ����� ��������-

���������? ��� ��� �� ��� �� �������

�� ����� ������� ����������? ��� ��

�������, ����� �������� ����� ��-

����������? � ���� �� ��� ������ ���-

����? � ����� ����� �������� �� �� �

���� ������� ��������?

������

����������

���������.

����������-

��� �����

� ��������

���������

������� 3.

����������

������� � ����-

��� ����������

������� ������ ����-

�������, ��� ����� ��-

��������� ��� �������

� ������� ����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� ������

� ���������� ����������

� ��������� �������: ��� �� �� ������

������ �������� ���������� �����

(�������� ��� ���������, ��������

���������� �������)? ��� ����� �����-

������ ���� �������?

������

����������

���������.

����������-

��� �����

� ��������

���������

wo r l d e x p erience

71

�������� �� ������. ������ ��� ������� ���������

�� �������� ��� ����������� ������� (������� �)

� ������ �� ���� ������� ������� ������ �����-

��� ����������� �����������: �����������������,

��������-������������ � ������� ���������.

�� ����������������� ������ ���� ���������

������� �� 70% ��� ����������� ��������� � ��

30% � ���������� ��� ������� � ������������-

�� ������������� ������� �� ������ ����������

������. �� ������ ������� �� ���� ������ ����-

������������� ��������, � ������� ���� ������

���� ��������� ��� ���������� ������� (����-

��� �), 18% ��������� ��� ����������� �����-

����, 44% � � ���������� � 37% �� ���������.

�� ������ ���������� ���� ��������� ��� ���-

�������� ��������� �� 62%, � ���������� �� 38%

��� ������� ������� � �������������� �������-

������ ������� (��������). �� ������ ������� ��

���� ������ ������������ ��������, ����� ����

������ ���� ��������� ��� ���������� �������

(������� �), ��������� ��� ����������� ���������

16%, � ���������� 37% � �� ��������� � 47%.

�� ���������� ������ 40% ����� �������-

�� ������� ��� ����������� ���������, � ���-

������� � 37% � �� ��������� � 23%. �� ������

������� �� ���� ������, � ������� ���� ������

���� ������� ��� ���������� ������� (�������

�), 16% ��������� ��� ����������� ���������,

37% � � ���������� � 47% �� ���������.

� ������� 3 ����������� ���������� ������

������ ��������� ������� ��� ������� �� ����-

��� �������� (������������������, ��������-���-

���������� � �����������) ����������� ��������-

��� ����������� �����.

� ������� 4 ����������� ������ �� �������

�������� ����������� ����������� � ������ �����

��������� ��� ������� �������.

�� ����������������� ������ �����������,

��� ����: �) ���������� ������ � �������� ����-

�������� ������ ��� ������� ��������� ����-

������� 3

���������� ������ ������ ��������� �������

���

���-

�����

������� ���� ���-

����

�����������������

1. ��������� ������� ����������� ��������� �����, ��� �� ��� �� ������

�������� �����

��� ���������

� ����������

�� ���������

80%

20%

0%

1�. ���������� ������� � ���� ����� ��� ���������

� ����������

�� ���������

20%

45%

35%

2. ��������� ������� ������ ����� ��������� �����, ��������� �����

�������, �������, �� ��� ������, ����� ��� ������������, ����� �� ���

���������� �� �� ��� ������

��� ���������

� ����������

�� ���������

67%

33%

0%

2�. ���������� �������, �����������, ��� � ������� ������� ������

������� ��������� �����

��� ���������

� ����������

�� ���������

18%

44%

38%

3. ��������� ������� �����������, ��� ��� �� ������� ��������� �����

� �������, ����� ������� ���-�� ������� ��� ����-�� �������

��� ���������

� ����������

�� ���������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62%

38%

0%

3�. ���������� �������, �����������, ��� ������ ������� ���-�� �������

��� ����-��

��� ���������

� ����������

�� ���������

18%

14%

38%

��������-������������

1. ��������� ��� ���� ������ ����� ��� ����������� ��� ���������

� ����������

�� ���������

62%

38%

0%

1�. ���������� �������, � ������� ������� �������� ������� ������

���������� �����, ������� �� ������

��� ���������

� ����������

�� ���������

17%

38%

45%

2. ��������� ������ ������ ��������, ������� ����� ����� ��������-

����, ����� ��������� �� ���� � ��������� ����� � ����� ���������

��� ���������

� ����������

�� ���������

58%

42%

0%

2�. ���������� �������, � ������� �� ����������� ������ ��������,

����� ��������� ����� � ���������

��� ���������

� ����������

�� ���������

16%

37%

47%

3. ��������� ��������, ������� ��������� ��������� �����

��� ���������� ���������� ������� ������ ����-�� ������

��� ���������

� ����������

�� ���������

57%

43%

0%

3�. ��������� �������, � ������� ��������� ����� ����-�� �������� ��� ���������

� ����������

�� ���������

16%

37%

47%

� � � � � � � �� � �

72

���� ����� �������� (�������� ������ �����), �)

���������� ��������� ������������� ��������,

��������������� ����� ����� ������������

��� ����������, �) ��������� ��������������-

��� ��������, ������������ ����������� � �����-

������ ��� ������������� (����� ������ �����).

������� 4

������ �� ����� ���������

�������� ���� ���������

������

�������-

��� ����������

����-

�����

�����-

��

�������-

����������

11

H

22

H

33

H

5%

10%

10%

10%

10%

10%

5%

10%

8%

7%

7%

6%

10%

25%

15%

27%

21%

28%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������-

���������-

���

11

H

22

H

33

H

12%

12%

10%

10%

9%

7%

5%

5%

7%

8%

5%

7%

21%

21%

25%

19%

29%

23%

���������� 11

H

22

H

33

H

13%

12%

8%

10%

11%

6%

4%

2%

4%

2%

3%

3%

21%

24%

26%

25%

22%

28%

�� �������� 1, 2 � 3 ������������ ������� ��-

�������� ������� ������ �� ������ ���������-

�������� ��������.

����, ��� � ����, ��� � ���� ������������: ���

����. ��� ����������� ����, ������� ������� ��

�������������. ��� ����-���������, ��� � ���� ��-

���� ���������, ������� ������. � ��������� �����

����, � ��������� �����, ��� ����� ����������.

����� ����� ��������� ����. ��� �����, �������

����� ���������� � ����. ��� ����. ��� �����, ���

�����, � ��� ����... �����, ���� � ��� ��� ��������,

�� ������. ��� ���� � ��������� � ������.

������� 1

������������� ����� � �������� ������������

������

��� ���������� ��������� �������� ��-������.

����������: ������� ����������� ������� � ��������� ��������

��� ������� ������������ ������.

��� ��������� ����, � ����� �������� ������

����, � ����� ������, ��� ��� ����� �����, ���-

�� ����������, � �� ��������� ������� �����,

� ����� ���������, � ����� ��� ��������� ��-

����� �� ����, �� �� ����, �� ���������. � �����

�� ��������� ���� ����, ����� �� �������� ����-

������ ������, � ��� ������ ��� ������, � �����

� ���� �������� ����, ���-�� ��� ������ �, ���-

�� ������, ���, ����� �� ����� �� ������, �����

����� �����, � ����� �� ����� �������, ����� ���

��� �� ��������, �� �������� �������� ����� ��-

���, �������� ��� � ����, �� ������ ��� ������

� ��������� ���� ����, � ��������� �� ������,

��� ��� �������, ��� �������� ���� �������, ��

�� ���� �������, �� �������� �����, � ����� ����

��� ��� ���� � �������� ������.

����������

1. ������� ��������� ��������, ������� �������� ������� ��� ���������

� ����������

�� ���������

45%

38%

17%

1�. ���������, ��� �� �� ������� �� ����� ������� ���������� ��� ���������

� ����������

�� ���������

68%

32%

0%

2. ������� ��������, ����������������, ������� �� ���� �������,

� �������� �������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ���������

� ����������

�� ���������

38%

38%

24%

2�. ���������� ������� � ������� ���������� ��� ���������

� ����������

�� ���������

16%

37%

47%

3. ���������� ������� � ������� ���������� ��� ���������

� ����������

�� ���������

36%

36%

28%

3�. ���������� ����� ������� ��� ���������

� ����������

�� ���������

16%

37%

47%

wo r l d e x p erience

73

������� 2

���������� ��������� ������������� ��������,

��������������� ����� ����� ����������,

������� �������

���������.

����������: ������� ����������� ������� ��� �������

������������ ������. �� ��������� �������, ���������

����������� ����� ���������� ����������, ������� ��

����������, ��������� ������������� ��������, ����� ��� �������

���, ����, ��� � �������.

�� ���������� ����. ��� �����, ��� ������, ��� �,

��� ������ ������, �� ������� ����� ��������,

��� ����, ���� � ������. � ����� ����� ��������

� ��������� ����, ������, ��������, �����, ���-

�� ��������, � � ������ � ���� ����� ���������,

� ���������� ���� ��������, ��� � ������� ��-

������, � ��� ����, � � ����� ��������� � ����,

������, ��� ����, � ��������� ����� ���������,

�� ����� ����� � ����� �����. ����� � �������

� ����� � �����, � ��������� ����� ������, ����

�� ������� ����� ����, � ������ ����. � ����

����� ���������, � ����.

������� 3

������������� ����������������� �������, �����������

������������ ��������� � ����������� �������������.

����������: ������� ���������� ������������ �����������,

��������� ����������� �߻ � ������������ ��������� �� ������

��������� �� ������ ����������� ����� � ������� ���� �������.

�� ��������-������������ ������ ����������-

������ ����������� ����������� ��������: �) ���

������������� ������������ ������� ��� ����-

��������� ����� ����� ���������� ����������-

���� � ����� ��������, ��������� ������������

��������, �) ��� ������������� ������������

������� ���������� ������������� ������������

������������ ������ (����� ������ �����), �) ���

������������� ������������ ������� ����������-

��� �������������� � ���� �������������������

�������� ��������� (�������� ������ �����).

�� �������� 4, 5 � 6 ��������� ������� ��-

�������� ������� ������ �� ������ ��������-

������������ ��������.

�������� �� ����� ���� ��������� �� ����-

��, ���� ������� �� ������, � ���� �������, ���

��� ����. ����, ��� �� ������ ����������, � ����

�������, ������ �� ���� �� ����������, ���� ����

���� ��� �����. ���� �������: �� ����. ������-

��� ����� ����� ����������, ��� ����������,

� ������, ��� ���� ����� ������. ��������� ��

�� ��� �� ��� ���������, �� ������ ������ ������,

��� ���� �� ������� ��� ������� �����, �� � ����-

��� ���� ����� �� ������ �������� ������� � ��-

���� � ���������� ������, � ������.

������� 4

��� ������������� ��������-������������ �������

��������������� ����� ����� ���������� ��������������

� ����� �������� � ������������ ������������ ���������.

����������: ������� ������������� ����������� �����

��������, ������� ������������ �� ����������� �������������

� ��������� ������, � ����� �����. � �������� �������������

�������� ������������ ������ �� ������ �������, ������� ��

������ ������ � ������, �� � ���������� ��������� ������.

���� ���� ����� ���������� �����, � ��� ���-

��� ��������. ����� �� ����� �����, ������ ��,

����� ������, ��� � ��� ��������. ����� �������

������ ����� ����, � ����� �� ������� ����������,

��� ���������� � ��� �����, � ����� ������� ��-

�������� � ��������� � ������ �����, � ����� ���-

���, ��� �� ���� � ���������. ����� �� �������,

��� ���� ��������� ����, �� ������ ���� ���,

� ����� ����, ��� �� ����, � ����� ��� ���� ����

������, �� ������� ���� ��������: �������-

��� ���� ������. ����� �� ��������� ���� �����

� ������ ���������� �������. �� ��������, ���

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� ���� � ������� ���� �������, ������� ����� ��

����� ������� � ����� ���� ����.

� � � � � � � �� � �

74

������� 5

��� ������������� ��������-������������ ������� ����������

������������� �������� � ���� ������������ ������.

����������: � ����� ������������� ������� ����������

���������, ����������� � ������������ �������, ��������,

������ �����������.

�� �� �����, ����� ��� ��� �����, ������ ���

�� ������ �� ������, � ������ ��� ��� ��� �� ���

������, � � ��� �� ��� ������, � ���. ������� �����

�������� ������� � ��������� �� ���������� ��-

��� �� ������, � �� ������ �������, �� ��������,

� �������, �����, ����������� ������� � ���-

������ ������� ���, ����� �� �� ��� ��� ����,

� �� ������� ����, � �����, ����� ��������� �����

����, ��� ������� �������, ����� �������, � ���-

�� ���������� � ������� ������� ��������, ���

���� ����� �������.

������� 6

��� ������������� ��������-������������ �������

������������� ������������ ������������������� ��������

���������.

����������: ������� ���������� ������������������ ��������,

���������� � ������� ��������.

�� ���������� ������ ���������������� ����-

������� ����������� �������� ���������: �) ��-

��� �������� � ���� �������� ���������� � ���-

����� (�������� ������ �����) � �) �������������

������������ � ���� ������������������ ��������

������� (�������� ��������, ��������, �������-

��� � �����) (����� ������ �����).

����� ��������� ������� ���������� ����-

��� ������ �� ������ ���������� ��������.

�������� � ����� ������ ���������� ����-

�� ���, � ����� �����, ����� � �����. � �����-

��, ����� � �����, �������� ��������� ������

�� � �������, ��� � ���� �� ���� ���� ��������,

� � �������, ��� �� ����, � �� ������: �������

����������. � � �����, ����� � �������, �����

�� �� ������� ��� ������ � ������ ��� ��������

�����. ������ ����� ���� ��������� ������ ��

������ ��, ��� ������ ���. �� ������ ���, ���

���� � ���� ������ ��������, ��� ����� ���-

������� ��������, � � ��������� �����, � �� ��-

���. ����, � ������ ��, ��� �� ��� ������, � ����

����� ������ ��������, � �����, � ����� �����-

��� �������, � ������1.

��� � ��������� ������� ���, ���� �����

��������� ����� �� ����� ������� �� ������,

������ ��� �� �������������� � ������ � ����-

��������� ����� ���� ���, � ��� ������ � ���-

��������� � ���. ��������� ����� ������ ���

������ ������, � �� ������, � �� ������ ���-

������� ���� � ��������. ����� ���������

����� ������ ���� � ������: �� �� ���� ������.

����� �� �����������, � ����� ����� ������.

� ����� ������ ��������� ����� ���������� ��

���� �������, � � � �� ���� ������� ������2.

����������

���������� ��������, ��� � ����� ����� �������

��� ����������� ������ �������� �� ���������-

��� ����� ���� ������ � ��������� �� ��� ����

�������� � ������� ������������� ������� ��

����������������� ������ �� 70%, �� ��������-

������������ � �� 60% � �� ���������� � �� 40%.

��� ������� ���� ������� (������� �) ����

��������� �������, � ������� ��� ������

���� ���������� ��� ������� ������� ��� ���-

�������� ������, � ���������� ���������: ��

����������������� ������ �� 18%, �� ������-

������ ������ �� 16% � �� ���������� ����-

�� �� 16%. ���������� ������� � ������� ���-

������ ��� ����� �������� ��������. ���

���������� ����������� � ����������� ��-

������������ ���������� � ��������-����-

�� (Solovieva, Gonzalez-Moreno, 2016). ��� ����,

��� ������� �������� � ������� ���������

� ���� ���������� �������� � �������� ��������,

��������������� � ������������� ������ �� ���-

���������� ������ �������, ������� ��������

� ���� ������������ ����� � ��������������

1 ����������: ������� ���������� ��������, ������� ���������

���, � ��������� � ���� ������������� ����������, ������� ����-

���� ������ ������, ����� ��� ���������� ������ ���.

2 ����������: ������� ���������� � ����� ������������� ��� ���-

������� �������, ��������� � ������� (�� � ��������� �������

������), ��������� (��������� ����� �������� ������� �� ������,

������ ��� �� �������������� � ������ � ��������� ���� ���, �

��� ������ � ������������ � ���), ���������� (��������� �����

������ ��� ������ ������, � �� ������, � �� ������ ����������

����, � ��������), ����� (��������� ����� ���������� �� ����

�������, � � � �� ���� ������� �����).

wo r l d e x p erience

75

��������, ���������� ��� �����������, ��� �

����������, ����� ���� ����� �������������

� ���, ��� ����� �������������, ���������� ��-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�����, ������������� ����������������� ��������,

���������� ����������� � ���������

������ �����.

����� ��������, ��� ����������������� � ���-

�����-������������ �������� ���������� ����-

���� �������, ��� ������������ ��������� ��-

��� ������� � ������� ���������, ��� � ������

���������� ��������. ��� ��������, ��� ���� ��-

�������� ������� ��� �������� ����� ���������

� ���������� ����������� �������� ��� ������-

���, ������� ��� ������������. ��������, ���

��������� ������� ���� ���������� ������-

�� �� 45%. 35% �������� ������ �� ������, ��-

����� �� �����, � 65% ���������� ��� �������

��� �������� ����� ��� �����������. ��� ������-

�� ��������-������������ ��������, ���� ����-

����, ��� ������� ������������ �������� �����

������� �� 55%. � ������ ������� �������� ����-

�� 16% ��������� ������� ��� ���������, 37% �

� ���������� ������������� ������, �����������

���������� � ����������� ��������� ��������,

� 47% �� ��������� ������� �� �������� �������

�� ����� ������� ����������.

��� ���������� �� ��������-������������

� ���������� ������� ������� ����������� ��-

����� �� ����������������� ������. ��������,

�� ��������-������������ ������ ���� ������-

��, ��� ���� ���������� ������ �����������-

������� ������ � ��-������ ������������ �� ���

���������. ��� ���� ����������� ������� ���-

������ ���������� ������� �������� ��� �� ��-

���������������, ��� � �� ��������-������������

� ���������� �������. ��� ��������, ��� ����-

������ ����������� ��������� ��������� �����

������, ������� ��������������� � ���������-

��� ���������. ��� ����������� ���������-

�� ������������� � ��������� � ����������� ��

����������� � ������������ ������� (Da Silva,

Campregher, 2019). ������ ���������� �������-

����� ������� ������ ��� ���������, ���������-

������ � �������, ���������, ������� �������

� �������������� ���� ��������� (Vigotsky, 1999).

� ���� ���������� ����� ������������ � ������-

�� ����� ����, � ����� ���������������� �����

�������� �� ��������.

����� ���������� ������� ���� ����������

���������� �������� ����������� �����������

� �������� ��������. ������� �� ������ �������-

���������� ��������: �) ���������� ������� � ��-

������ ������������ ������ ��� ���������� ���-

������ �������� ����� ��������, �) ����������

��������� ������������� ��������, ���������-

��� ����������� ����� ������������ �� ����������,

�) ��������� ����������������� ��������,

������������ ����������� � ����������� �� ��-

�����������.

�� ��������-������������ ������ ��� ��-

����������� ������������ �������: �) ����-

��� ������������� ����� ����� ����������

� ����� ��������, ��������� ������������

��������, �) ���������� ������������� �����-

�� � �������������

��������, �) ����������-

��� ������������ �������������������� ����-

���� ���������.

�� ���������� ������: �) ��� ������� �����-

���� �������� ���������� � ��������, �) ������-

������� ������������ � ���� ������������������

�������� ������� (�������� ��������, ��������,

���������� � �����).

��� ���� ������������ ����� ��������� ��

������� ������������� ������������ �����-

����� � �����, ������������� � ������������,

��� ��������� ��������� ����� �����������

�� ���������� ��������� ��������, �������-

���� ����� ���� � ������ ������������ ����.

��� ������, ��� ���� ������������, ��� ��� ��-

��� ������� � ��������� (����� ��� ��������-

���, �������� ��������, ������� ������� ��-

������������ � ���� ������� ��������� �����

� ���������), �� ������ ����� ���� ���������-

���� �����������, ������ �� ������ ���������

� �������� ������ �� �������� � ����� �����-

����� ��� ��������.

��������������, ��� ����� ������� ��������

������, ��� ��� ���� ����� ����������� � �����-

��� � ���������� �������������� � �������������

������������ �� ����������� ������ �������

���������� � ������������ ���������� �������

����� (Solovieva, 2016). ����� ����, � ����� ��-

���������� ������������� � ��������� ������-

�� �� ���� �������� ��������� � ������������

� ��������� ������ ������������ (Solovieva, 2019;

Talizina, 2019; Solovieva y Quintanar-Rojas, 2019;

Quintanar-Rojas y Solovieva, 2020).

� ������ �������, ���������� ���������� ���-

������ ������������, ��� ���������� ��������-

��� ��������� � ������������ ������� ���������

�������, ����� ��� ������������� � �������-

�������, ��� ���������� �.�. �������� (Dyachenko,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010). ������ ������� ��������������� ���-

���������� � ��������������. ��� ���� ��������

���, ��� ���� �������� ����������� ����������

������������� ��������� � ��������� ��� ��-

�����; ��� ����� �������� ���������� �������-

��������� ����� ����� ����������������� ���-

�������� � �������������� �������������� ����

� ����� �������� (33%).

����, ������� �� ������ ��������� �������

� ������ � ������ ������� (37% �� �����������-

������ ������, 47% �� ��������-������������

������ � 32% �� ���������� ������), ����������-

�� �� �����, � ������� �����������, � ���������-

�� ��������. ��� ����� ������������ � ������,

������� �������� �� ����� ������, � ����������-

�� � �������� ��� ������, � ����� ���������� ��-

� � � � � � � �� � �

76

�������, � ������� ����������� (���� ��������,

����� � ����, ��������� � ��������).

���������� ����������, ��� ������������-

��� ���� ��������� � ����� ��������� �����-

�������, ��� ��������������� � ������� � ����-

������ �������� ���� ���������� ��������.

���� ���������� �������� ���������� ������-

������ � ���� �������� �������� ��������� ��-

����������� ��������������� ��������������

���������, ��� ������� ������� �� ����� �����-

������ ���� ���� ���������� �������� � ����-

�� �������� � ���� ������ �������� ��������,

��� ��� ��������� ��������� � ��������-�����

(Solovieva, Quintanar-Rojas, 2003). �������� ���-

����������� ��� ��������� � ��� ���������

�������; �������������� ��������� �� ��, ���

���� ��������� �������� ���, ������� �������-

����� ������������ � ���������� ��������

�� �����������������, ��������-������������

� ���������� ������� ����������� ��������-

���. � ������ ������������ ����������� ����-

�� �������� ������������ ������ ����������

��� �������, ������� ��������� �����������

� ������������ � ������ ������.

������������ ������ �������� ������������

��� ���������� � ������������� ��������� ���-

������: �) �������� ����� ������ ���� ��������

� �������� �������� ������������ ����������-

��, �) ������������ ��������� ������ ��������

��� ��������, �) ��������� ������� ���� ������-

�� ���������� � �) ������������� �����������

�������� ��� ����������� ��� ��������� ��������

(���������, 1998). � �����, ���������� ���-

������������, ��� ���������� �������� �������

����������� �������� ��� ��������� ���������-

��� ������� �� �����������������, ��������-

������������ � ���������� �������.

�������� ���� ���������, ��������� �� ���-

��������� ������������� ������� ���� ��� ����-

������� � �������������� ������� �������, ���

����������� � ��������� ��������� � � �������-

��� �������, �� ���� ����� ����������� ������.

����� �� ������� ���� ������, ����� �������

���������� ���� �������� � ����. ��������, 44%

����� ��� ��������� ������� ���������� �������

� ���, ��� � ������� ������� ������ ���������-

���� ������� ��������� � ���������.

��������� �� ���������� ����� �������, ���

����� ���� ��� ��� ������ �����������. ���

����� ������ ��������, ��������� � �������� ����-

������ �������������� ������� ��� ����������-

��� ��������� ������� ����������� � ��������

�������� � �������� ����������� �����������.

�������, ���������, ���, ���� ���������� ��-

��������� ������ �������� ���� � ��������

����� ��������� ��������, ��� ��������� ��-

������� ��������. ������ ����� � ��������-

��� ���� �� ����� ��� ���� ��������� ���������

������������� �������� �������� � ������

��������, ��� ����� ����������� ��������� ��

����������� �������� (Sattler, 2003). ����� ��-

������� ��������������� ����, ������������-

��� �� ������ ��������, ������ ��� � ������-

��� ������ ����� ������� ������� ����, � ���

����� ������� ������� ��������������, �������

� ������������� (Fredrickson, 2003).

������

�������� ����� �������� ������������� �����-

����� �������� ����������� ����������� � ���-

�� ������ ���������-������������ ���������

�������� ������� ��� ������������ � ��������-

������� ��������, ������������ ������ �����-

��� � ��� ����������. ��������� ������������

������������ �������� �� �����������������,

��������-������������ � �� ���������� ����-

��� ������� ���������� ��������������� �����-

�������.

���������� ������� ����������������� ��-

����, ������� ����� ���� ������������� �� ���-

������ ���������� � ���������� ����������,

� ����� � �������������� ��������� �������

�������� � ������� �������� ��������, ������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���, ���������, ���������� � ��������������� ���

���������� ��������, ��������������

��������

����������� ����������� � ����� � �������� ���-

�����.

������������� � ������������ �������� ��-

������ ������ ������������ ����� ��������

���������� ��� ����������� � ��������������

����������� ��������, ����������� ��� ����-

������� ����������� � �������� ��������, ��-

����� ���������� ��������� � �����������

� �������������, �������������� �������� ���-

�����. � ������������ ����� ������ ���� ���

������������ ������ ��������� ������� ���-

���� ���������� � �� �� ������ �����������

��������� ������������� ��� ���������, ��-

����������� �� �����������. ����� ����, ���

�������� ������, ������������� �� ������ ���-

������-���������������� ������ � ������� ���-

������� ��������, �������������� ����������, �

����� ������������ � ���������������� ����� �

�������� � �������, ������������ ����� �����

�����, ���������� �� ���������-������������

������� � ������ ������������.

wo r l d e x p erience

77

������ ����������

�������, �.�. �������� �������� � ����������� ��������: ���� ������������� � ����������������� �����-

���������� ������������. � �.: ��������, 1988. � 277 �.

�������, �.�. ������ ������������ ��������. � �.: �����, 1996. � 544 �.

�������, �.�. ���� ��������� � ��������: ������-��������������� �������� ���������� ������� ������-

���. � �.: �������������� �������� ������, 2000. � 478 �.

���������, �.�. ���������� ��� ����������� ����� / ��� ���. �. �. �����������. � �.: �������� ������������

����������; �������: ��� �����ʻ, 1998. � 480 �.

���������, �.�. ����������: 4 ������: ������� ������� ��� ��������� �����. � �.: �����������; �����,

2000. � 111 �.

��������, �.�. ��������� ��������������� ������������. � ���� ����� / ��� ���. �.�. ��������,

�.�. ��������, �.�. ���������, �.�. �����������. � �.: ����������, 1983.

����������, �.�. ������ ����� ����������. � ���.: �����, 1998. � 720 �.

��������, �.�. �������������� ������ ������. � �.: ������������ ����������� ������������, 2018. � 440 �.

��������, �.�. �������� ��������������� ������� � ���������� // ����������� � ������� ����������. �

2007. � �2(4). � �. 157�162.

Artola, T., Barraca, J. (2004). Creatividad e imaginacion. Un nuevo instrumento de medida: la PIC. eduPsykhe.

Revista de psicologia y psicopedagogia, 3(1), 73-93.

Da Silva, M., Campregher, J. (2019). A imaginacao e seu processo formativo a luz da psicologia historicocultural.

Obutchenie. Revista de Didatica e Psicologia Pedagogica, 3(3), 1-24.

Dyachenko, O. (2010). Acerca de las orientaciones basicas del desarrollo de la imaginacion del preescolar, en

Y. Solovieva y L. Quintanar (eds). Antologia del desarrollo psicologico del nino en edad preescolar (pp. 197-203).

Mexico: Trillas.

Elkonin, D.B. (1980). Psicologia del juego. Madrid: Visor.

Fredrickson, B.L. (2003). The value of positive emotions. American Scientist, 91, 330-335.

Gardner, H. (2005). Las cinco mentes del futuro. Barcelona: Paidos Asterisco.

Galperin, P.Y. (1986a). Sobre el metodo de formacion por etapas de las acciones intelectuales, en I. Iliasov y

V.Y. Liaudis (eds). Antologia de la psicologia pedagogica y de las edades (pp. 114-117). La Habana: Pueblo y Educacion.

Galperin, P.Y. (1986b). Acerca de la investigacion del desarrollo intelectual del nino. En I Iliasov y V. Y. Liaudis

(eds). Antologia de la psicologia pedagogica y de las edades. (pp. 228-233). La Habana: Pueblo y Educacion.

Galperin, P.Y. (2001). Sobre la formacion de las imagenes sensoriales y los conceptos, en L. Quintanar-Rojas. La

formacion de las funciones psicologicas durante el desarrollo del nino (pp. 27-39). Mexico: Universidad Autonoma de

Tlaxcala.

Gonzalez-Moreno, C.X., Solovieva, Y., Quintanar-Rojas, R.L. (2014). El juego tematico de roles sociales:

aportes al desarrollo en la edad preescolar. Avances en Psicologia Latinoamericana, 32(2), 287-308. https://doi.

org/10.12804/apl32.2.2014.08

Gonzalez-Moreno, C.X. (2019). La situacion imaginaria como elemento esencial del juego de roles sociales en la edad

preescolar. Revista de Psicologia Universidad de Antioquia, 10(2), 75-101. https://doi.org/10.17533/udea.rp.v10n2a04

Gonzalez-Moreno, C.X., Solovieva, Y. (2020). Protocolo de la evaluacion de la imaginacion narrativa creadora.

Gonzalez-Moreno, C.X. (2021). Juego de roles sociales, funcion simbolica y desarrollo de la personalidad en la

edad preescolar. Obutchenie: Revista de Didatica e Psicologia Pedagogica, 5(1), 18-42.

Gonzalez-Moreno, C.X. (2022). Importancia del juego tematico de roles sociales en la edad pre-escolar. Revista

Latinoamericana de Estudios Educativos, LII (1), 299-320.

Quintanar-Rojas, L., Solovieva, Y. (2020). Importancia de la teoria de la actividad, en V. Covarrubias Salvatori.

Bases para la introduccion y el desarrollo del pensamiento cientifico en la ninez y la preadolescencia. (pp. 111-172).

Puebla: Concytep.

Reyes, Y. (2020). La casa imaginaria. Lectura y literatura en la primera infancia. Bogota: Panamericana.

Salmina, N.G. (2010). La funcion semiotica y el desarrollo intelectual, en Y. Solovieva y L. Quintanar-Rojas.

Antologia del desarrollo psicologico del nino en edad preescolar (pp. 75-86). Mexico: Trillas.

Sattler, J. (2003). Evaluacion infantil. Mexico: Editorial El Manual Moderno.

Solovieva, Y., Quintanar-Rojas, L. (2003). La zona de desarrollo proximo como metodo para el diagnostico del

desarrollo intelectual, en S. Castaneda, Educacion, aprendizaje y cognicion. Teoria en la practica (pp. 75-104). Mexico:

Manual Moderno.

Solovieva, Y. (2014). La actividad intelectual en el paradigma historico-cultural. Mexico: CEIDE.

Solovieva, Y. (2016). Ensenanza del lenguaje escrito. Mexico: Trillas.

Solovieva, Y., Gonzalez-Moreno, C.X. (2016). Indicadores de adquisicion de la funcion simbolica en el nivel

de acciones verbales en preescolares. Revista de la Facultad de Medicina, 64(2), 257-65. https://doi.org/10.15446/

revfacmed.v64n2.52995

� � � � � � � �� � �

78

Solovieva, Y. (2019). Las aportaciones de la teoria de la actividad para la ensenanza. Educando para educar,

37(1), 13-25.

Solovieva, Y., Quintanar-Rojas, L. (2019). La metodologia formativa en la psicologia historico cultural. Madrid:

GIUNTIEOS.

Sternberg, R., Lubart, T. (1999). Handbook of creativity. New York: Cambridge University Press.

Talizina, N.F. (2019). La teoria de la actividad aplicada a la ensenanza. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.

Vigotsky, L.S. (1995). El problema del desarrollo de las funciones psiquicas superiores. Obras escogidas. Tomo

III. Madrid: Visor.

Vigotsky, L.S. (1996). Problemas de la psicologia infantil. Obras escogidas. Tomo IV. Madrid: Visor.

Vigotsky, L.S. (1999). Imaginacion y creacion en la edad infantil. La Habana: Editorial Pueblo y Educacion.

Vigotsky, L.S. (2007). La imaginacion y el arte en la infancia. Madrid: Akal.

Zelenkova, T.V. (2010). El desarrollo de la imaginacion creativa en los ninos durante la ensenanza de la musica,

en Y. Solovieva y L. Quintanar-Rojas, Antologia del desarrollo psicologico del nino en edad preescolar (pp. 235-255).

Mexico: Trillas.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Artola, T. y Barraca, J. (2004). Creatividad e imaginacion. Un nuevo instrumento de medida: la PIC.

eduPsykhe. Revista de psicologia y psicopedagogia, 3(1), 73-93.

Da Silva, M. y Campregher, J. (2019). A imaginacao e seu processo formativo a luz da psicologia historicocultural.

Obutchenie. Revista de Didatica e Psicologia Pedagogica, 3(3), 1-24.

Davidov, V. V. (1988). La ensenanza escolar y el desarrollo psiquico. Moscu: Progreso.

Davidov, V. V. (1996). La teoria de la ensenanza que conduce al desarrollo. Moscu: Inter.

Davidov, V. V. (2000). Tipos de generalizacion de la ensenanza. Moscu: Sociedad Pedagogica de Rusia.

Dyachenko, O. (2010). Acerca de las orientaciones basicas del desarrollo de la imaginacion del preescolar, en Y.

Solovieva y L. Quintanar (eds). Antologia del desarrollo psicologico del nino en edad preescolar (pp. 197-203). Mexico:

Trillas.

Elkonin, D. B. (1980). Psicologia del juego. Madrid: Visor.

Fredrickson, B. L. (2003). The value of positive emotions. American Scientist, 91, 330-335.

Gardner, H. (2005). Las cinco mentes del futuro. Barcelona: Paidos Asterisco.

Galperin, P. Y. (1986a). Sobre el metodo de formacion por etapas de las acciones intelectuales, en I. Iliasov y

V.Y. Liaudis (eds). Antologia de la psicologia pedagogica y de las edades (pp. 114-117). La Habana: Pueblo y Educacion.

Galperin, P. Y. (1986b). Acerca de la investigacion del desarrollo intelectual del nino. En I Iliasov y V. Y. Liaudis

(eds). Antologia de la psicologia pedagogica y de las edades. (pp. 228-233). La Habana: Pueblo y Educacion.

Galperin, P. Y. (1998). Actividad psicologica como ciencia objetiva. Moscu: Instituto de Ciencias Pedagogicas y

Sociales.

Galperin, P. Y. (2000). Cuatro conferencias sobre psicologia. Moscu: Escuela Superior.

Galperin, P. Y. (2001). Sobre la formacion de las imagenes sensoriales y los conceptos, en L. Quintanar-Rojas.

La formacion de las funciones psicologicas durante el desarrollo del nino (pp. 27-39). Mexico: Universidad Autonoma

de Tlaxcala.

Gonzalez-Moreno, C. X., Solovieva, Y. y Quintanar-Rojas, R. L. (2014). El juego tematico de roles sociales:

aportes al desarrollo en la edad preescolar. Avances en Psicologia Latinoamericana, 32(2), 287-308. https://doi.

org/10.12804/apl32.2.2014.08

Gonzalez-Moreno, C. X. (2019). La situacion imaginaria como elemento esencial del juego de roles sociales en

la edad preescolar. Revista de Psicologia Universidad de Antioquia, 10(2), 75-101. https://doi.org/10.17533/udea.

rp.v10n2a04

Gonzalez-Moreno, C. X. y Solovieva, Y. (2020). Protocolo de la evaluacion de la imaginacion narrativa creadora.

Gonzalez-Moreno, C. X. (2021). Juego de roles sociales, funcion simbolica y desarrollo de la personalidad en la

edad preescolar. Obutchenie: Revista de Didatica e Psicologia Pedagogica, 5(1), 18-42.

Gonzalez-Moreno, C. X. (2022). Importancia del juego tematico de roles sociales en la edad pre-escolar. Revista

Latinoamericana de Estudios Educativos, LII (1), 299-320.

Leontiev, A. N. (1983). Obras psicologicas escogidas. Moscu: Universidad Estatal de Moscu.

Quintanar-Rojas, L. y Solovieva, Y. (2020). Importancia de la teoria de la actividad, en V. Covarrubias Salvatori.

Bases para la introduccion y el desarrollo del pensamiento cientifico en la ninez y la preadolescencia. (pp.

111-172). Puebla: Concytep.

Reyes, Y. (2020). La casa imaginaria. Lectura y literatura en la primera infancia. Bogota: Panamericana.

Rubinstein, S. L. (1998). Bases de psicologia general. San Petersburgo: Piter.

Salmina, N. G. (2010). La funcion semiotica y el desarrollo intelectual, en Y. Solovieva y L. Quintanar-Rojas.

Antologia del desarrollo psicologico del nino en edad preescolar (pp. 75-86). Mexico: Trillas.

wo r l d e x p erience

79

Sattler, J. (2003). Evaluacion infantil. Mexico: Editorial El Manual Moderno.

Solovieva, Y. y Quintanar-Rojas L. (2003). La zona de desarrollo proximo como metodo para el diagnostico del

desarrollo intelectual, en S. Castaneda, Educacion, aprendizaje y cognicion. Teoria en la practica (pp. 75-104). Mexico:

Manual Moderno.

Solovieva, Y. (2014). La actividad intelectual en el paradigma historico-cultural. Mexico: CEIDE.

Solovieva, Y. (2016). Ensenanza del lenguaje escrito. Mexico: Trillas.

Solovieva, Y. y Gonzalez-Moreno, C. X. (2016). Indicadores de adquisicion de la funcion simbolica en el nivel

de acciones verbales en preescolares. Revista de la Facultad de Medicina, 64(2), 257-65. https://doi.org/10.15446/

revfacmed.v64n2.52995

Solovieva, Y. (2019). Las aportaciones de la teoria de la actividad para la ensenanza. Educando para educar,

37(1), 13-25.

Solovieva, Y. y Quintanar-Rojas L. (2019). La metodologia formativa en la psicologia historico cultural. Madrid:

GIUNTIEOS.

Sternberg, R., & Lubart, T. (1999). Handbook of creativity. New York: Cambridge University Press.

Talizina, N. F. (2007). La esencia de la aproximacion de la actividad en psicologia. Metodologia e historia de

psicologia, 2(4), 157-162.

Talizina, N. F. (2018). La teoria de la ensenanza desde la teoria de la actividad. Moscu: Universidad Estatal de

Moscu.

Talizina, N. F. (2019). La teoria de la actividad aplicada a la ensenanza. Mexico: Universidad Autonoma de

Puebla.

Vigotsky, L. S. (1995). El problema del desarrollo de las funciones psiquicas superiores. Obras escogidas.

Tomo III. Madrid: Visor.

Vigotsky, L. S. (1996). Problemas de la psicologia infantil. Obras escogidas. Tomo IV. Madrid: Visor.

Vigotsky, L. S. (1999). Imaginacion y creacion en la edad infantil. La Habana: Editorial Pueblo y Educacion.

Vigotsky, L. S. (2007). La imaginacion y el arte en la infancia. Madrid: Akal.

Zelenkova, T. V. (2010). El desarrollo de la imaginacion creativa en los ninos durante la ensenanza de la musica,

en Y. Solovieva y L. Quintanar-Rojas, Antologia del desarrollo psicologico del nino en edad preescolar (pp. 235-255).

Mexico: Trillas.

���������� �� �������

������� ������ ��������-������, ������� ������������� �����������, ������, ��������, clauxigo@

hotmail.com, http://orcid.org/0000-0001-8099-8605

���� ���������, ���������� ����������� ������, ������-��-��������, �������, aveivolosailuy@gmail.

com, http://orcid.org/0000-0001-5610-1474

���� ��������-�����, ���������� ����������� ��������, ��������, �������, [email protected], http://

orcid.org/0000-0002-9758-1467

About the authors

Claudia Ximena Gonzalez-Moreno, Pontificia Universidad Javeriana, Bogota, Colombia, [email protected],

http://orcid.org/0000-0001-8099-8605

Yulia Solovieva, Universidad Autonoma de Puebla, Puebla de Zaragoza, Mexico, [email protected], http://

orcid.org/0000-0001-5610-1474

Luis Quintanar-Rojas, Universidad Autonoma de Tlaxcala, Tlaxcala, Mexico, [email protected], http://orcid.

org/0000-0002-9758-1467

� � � � � � � �� � �

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.