Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОНЕРОВ РОССИИ'

ОЦЕНКА ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОНЕРОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
489
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ГОРОДСКОЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОНЕРАХ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Костромина Д. А., Саттарова Г. А.

Проведена оценка туристской привлекательности городов-миллионеров Российской Федерации по методике, учитывающей природные, культурно-социальные, культурно-исторические, инфраструктурные особенности. Произведены расчеты интегральных показателей оценки туристской привлекательности городов-миллионеров Российской Федерации, выполнен территориально- структурный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF TOURIST ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN MILLIONAIRE CITIES

The development of tourism has a great impact on the general condition of the territory: it increases the overall attractiveness and competitiveness of the territory, contributes to the municipal budget, provides the population with jobs, and attracts investors. One of the priority tasks for the development of tourism in Russia is to increase the domestic tourist flow. Urban tourism is a popular destination among Russian tourists. Russians often choose large cities and millionaire cities for travel. In this paper, one of the methods for a comprehensive assessment of the tourist attractiveness of millionaire cities and an analysis of this assessment is presented.The research used methods such as analysis and synthesis, descriptive, comparative, grouping method, cartographic, statistical.The authors of this article relied on the works of R. Glucksman, V. L. Dracheva,T. V. Rassokhina, N. N. Girovki, N. N. Nikolaeva, as well as on the recommendations of the World Tourism Organization. The sources of information were the official sites of the administrations of millionaire cities, thematic maps from sites, data from the Federal State Statistics Service. The theoretical basis of the research was the work of T. Wahr,C. Girring, W. Swart.The practical part of the study is an assessment of the tourist attractiveness of the millionaire cities of the Russian Federation using the adapted author's methodology. The rating was compiled, the factors influencing the result of the assessment were identified.The concept of the tourist attractiveness of a city is ambiguous and can have many factors and criteria, both objective and subjective. For the study, this paper proposes one of the many possible methods for scoring the attractiveness of cities in the Russian Federation, which can also be used to assess other cities. The results of assessing the tourist attractiveness of millionaire cities for each of the 14 selected criteria are presented by the leading positions:Natural attractiveness - Ufa, Samara, Krasnoyarsk, Chelyabinsk.Picturesque landscape - Ufa, Krasnoyarsk and Samara;Comfortable climatic conditions - Voronezh, Kazan, Novosibirsk, Samara, Ufa, Chelyabinsk.Cultural and social attractiveness - St. Petersburg, Krasnoyarsk, Moscow.Artistic and architectural features of the city - Krasnoyarsk, Moscow, Nizhny Novgorod, Samara, St. Petersburg;City festivals - Yekaterinburg, Moscow and St. Petersburg;Fairs and exhibitions - Voronezh, Krasnoyarsk, Novosibirsk, Omsk, St. Petersburg.Cultural and historical attractiveness - Kazan, Voronezh, Moscow, Rostov-on-Don, St. Petersburg.Ancient architecture - Kazan;Religious significance - Yekaterinburg, Kazan, Moscow, St. Petersburg;History - Volgograd, Voronezh, Moscow, Rostov-on-Don, Samara, St. Petersburg.Associated tourist infrastructure - Moscow, St. Petersburg.Sport - Kazan, Moscow, Novosibirsk and St. Petersburg;Education and enlightenment - Moscow, St. Petersburg, Yekaterinburg;Health and Leisure - Moscow, St. Petersburg;Shopping - Moscow, St. Petersburg.City tourist infrastructure - St. Petersburg.Urban infrastructure - Volgograd, Yekaterinburg, Kazan, Moscow, St. Petersburg,132Chelyabinsk; ood and accommodation - St. Petersburg.The results of the assessment of the millionaire cities of the Russian Federation obtained in the course of the work can be taken into account when developing tourism development programs for the rational use of tourist and recreational urban resources. The cities of the Russian Federation have a rich tourist potential, recommendations for increasing their competitiveness in the tourism market can be: improving the quality of tourist products and services, the quality of tourist infrastructure, improving the qualifications of service personnel, maintaining a decent state of the unique cultural, historical and natural heritage sites of the city, and improving marketing promotion of territories.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОНЕРОВ РОССИИ»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 7 (73). № 2. 2021 г. С. 118-134.

УДК 338.48

ОЦЕНКА ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОНЕРОВ РОССИИ

Костромина Д. А.1, Саттарова Г. А.2

12Башкирский государственный университет, Уфа, Российская Федерация

E-mail: 1da120496@gmailcom, 2satt-gu01@mailru

Проведена оценка туристской привлекательности городов-миллионеров Российской Федерации по методике, учитывающей природные, культурно-социальные, культурно-исторические, инфраструктурные особенности. Произведены расчеты интегральных показателей оценки туристской привлекательности городов-миллионеров Российской Федерации, выполнен территориально-структурный анализ.

Ключевые слова: туристская привлекательность, городской туризм, туризм в городах-миллионерах.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие туризма оказывает большое влияние на развитие территории: повышает общую привлекательность и конкурентоспособность, способствует пополнению бюджета, увеличивает миграционный поток, обеспечивает население рабочими местами, привлекает инвесторов, а также способствует развитию смежных секторов экономики. Одной из приоритетных задач развития туризма в России является увеличение внутреннего туристского потока. Популярным направлением у российских туристов является городской туризм. Зачастую для путешествий россияне выбирают крупные и крупнейшие города. В статье представлен один из методов комплексной оценки туристской привлекательности городов-миллионеров, на основе которого проведен территориально-структурный анализ.

В исследовании использованы такие общенаучные и специальные методы, как анализ и синтез, описательный, сравнительный, метод группировки, картографический, статистический.

Авторы статьи опирались на труды Р. Глюксмана, В. Л. Драчевой, Т. В. Рассохиной, Н. Н. Гировки, Н. Н. Николаевой, а также на рекомендации Всемирной туристской организации. Источниками информации послужили официальные сайты администраций городов-миллионеров, данные Федеральной службы государственной статистики. Теоретической основой исследования послужила работа Т. Вара, Ч. Гирринга, У. Сварта.

Практическая часть исследования представляет собой оценку туристской привлекательности городов-миллионеров Российской Федерации по адаптированной авторской методике. Составлен рейтинг туристской привлекательности городов-миллионеров России, определены факторы, влияющие на результат оценки.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Факторы и критерии туристской привлекательности городов. Существует много различных подходов к выделению критериев туристской привлекательности городского пространства. Одной из первых работ по туристской аттрактивности территорий является работа Р. Глюксманна, он выявил «закон противоположностей», который означал, что территория тем более привлекательна для туриста, чем более она отличается от его постоянного места жительства [1].

В конце XX века Всемирной туристской организацией туристская привлекательность рассматривалась через понятие «туристской дестинации» и описывались как сформированные туристские продукты и услуги, основанные на туристско-рекреационном потенциале территории [2]. В свою очередь туристская дестинация должна обладать высоким потенциалом туристско-рекреационных ресурсов, современной системой управления, культурной ценностью, целостностью, ориентированностью туристских предприятий как на туристов, так и на местных жителей и другими аспектами. Главной задачей туристской дестинации является привлечение туристов на территорию [3].

Т. В. Рассохина приводит типологию дестинаций по их значимости, которая определяется формированием турпотока на данной территории. Так, по Т. В. Рассохиной существуют следующие типы дестинаций по привлечению туристов: глобальная (туристические потоки со всего мира), региональная (туристические потоки своего региона и иногда из регионов мира), национальная (внутренние туристические потоки из субъектов страны), федеральная (внутренние туристические потоки из своего и соседних субъектов страны) и местная (туристические потоки своего субъекта страны) [4].

Ряд ученых определяют туристскую привлекательность города как совокупность факторов: исторически сложившаяся хозяйственная специализация, материальный уровень развития города, его природные условия и культурное наследие, местная самобытность. Главным компонентом туристской привлекательности они считают туристскую инфраструктуру города. Также ученые дают определение эстетической привлекательности ландшафтов города через анализ отдельных элементов его составляющих (рельеф, водные объекты, растительность, уникальные природные объекты) [2].

Н. Н. Гировка определяет туристскую привлекательность территорий через оценку природных и антропогенных факторов. Главным фактором природной привлекательности она выделяет разнообразие ландшафтов территории. В антропогенном факторе важным критерием является сохранившиеся до наших дней архитектурные памятники, их возраст и надлежащее состояние, а также то, насколько современные архитектурные решения вписываются в общую концепцию исторической застройки. Все это автор объединяет понятием эстетической привлекательности территории [5].

Более конкретные факторы привлекательности городов дает Н. А. Николаева. Это следующие факторы: географическое положение, природа и климат, архитектура и история города, национальный колорит, знаменитые горожане (в том числе и вымышленные), ремесленные традиции, предприятия, язык, кухня, творческие коллективы, менталитет, привычки, таланты, местные традиции

проведения досуга, уникальные праздники, новые идеи для развития [6].

За основу выявления критериев туристской привлекательности городов в настоящей работе используется исследование «Установление критериев туристской привлекательности», авторами которого являются Ч. Гирринг, У. Сварт и Т. Вар [7]. Авторы приводят довольно полный и доступный для оценки набор критериев для определения туристкой привлекательности городской территории. Адаптированный для современных реалий, такой набор критериев вполне применим и к определению туристской привлекательности городов России [7]. В таблице 1 приведены такие критерии.

Таблица 1.

Критерии туристской привлекательности городов

Фактор Критерий Показатели

1 2 3

Природный Живописность ландшафта Рельеф

Растительность

Водоемы и водотоки

Острова

Минеральные источники

Пещеры и водопады

Климат Солнечные дни

Осадки

Температура

Культурно-социальный Художественные и архитектурные особенности Архитектура

Памятники

Музеи

Культовые сооружения

Фестивали Музыкальные и танцевальные

Спортивные

Ярмарки и выставки

Культурно-исторический Древняя архитектура

Религиозная значимость

История

Сопутствующая туристская инфраструктура Спорт

Образование и просвещение Музеи археологии и этнографии

Зоопарки

Ботанические сады и дендрарии

Океанариумы и дельфинарии

Здоровье и отдых Спа-центры

Пешие и велосипедные маршруты

Места для пикника

Ночные клубы

Театры и кинотеатры

Шоппинг Магазины сувениров и ремесла

Продуктовые магазины

Автосервисы и заправочные станции

Продолжение таблицы 1.

1 2 3

Туристская инфраструктура Городская инфраструктура Дороги и общественный транспорт

Водо-, газо-, электроснабжение

Медицинские учреждения

Питание и проживание Коллективные места размещения

Рестораны, кафе, бары

Пригородные базы отдыха

Площадки для кемпинга

Источник: составлено авторами по [7].

Оценка туристской привлекательности городов-миллионеров России.

Оценка уровня туристской привлекательности городов производится в 4 этапа балльным методом. Этапы оценки туристской привлекательности, следующие:

Первый этап — оценка пунктов критериев. Каждому из 15 городов-миллионеров начисляется от минимального 0 до максимального 3 баллов.

Второй этап — оценка критерия привлекательности. Суммирование результатов оценки пунктов данного критерия.

Третий этап — оценка фактора туристской привлекательности. Суммирование результатов оценки критерия данного фактора.

Четвертый этап — интегральная оценка туристской привлекательности. Суммирование результатов оценки факторов.

Далее приведен анализ оценки уровня туристской привлекательности городов-миллионеров России по каждому фактору.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Природная привлекательность городов-миллионеров России.

Степень привлекательности живописности ландшафта города определена пунктами разнообразия форм рельефа, растительности [8, 9], наличия крупных водоемов и водотоков, островов [8], минеральных источников [8, 10], пещер [11], водопадов [12]; климатическая привлекательность определяется количеством солнечных дней в году [13], количеством осадков и температурой воздуха [14] (рис. 1).

Город с самой привлекательной природной составляющей — Уфа. Рельеф Уфы представлен относительно сглаженными возвышенными равнинами в сочетании с рельефом долины крупной реки. Город омывается реками Белая и Уфа, образуя Уфимский полуостров. На территории городского округа находятся также средние и небольшие реки, озера-старицы. Крупные реки Белая, Уфа и Дема имеют извилистые русла, на реках расположены несколько намытых островов. На территории города распространены луговые степи и остепненные луга в сочетании с березовыми и осиновыми колками, липовые и дубово-липовые леса с пойменными лугами, кустарниками и лесной растительностью степной зоны. Уфа обладает двумя особо охраняемыми природными территориями ботанико-дендрологического

профиля: Южно-уральский ботанический сад-институт и Непейцевский дендропарк. В пределах границ городского округа находятся три карстовые пещеры.

24

■ Рельеф ■Растительность "Водоемыи водотоки

■ Острова 1 Минеральные источники Пещеры и водопады Солнечные дни в году "Осадки ■ Температура воздуха

Рис. 1. Оценка природной привлекательности городов-миллионеров России.

Источник: составлено авторами по [8-14]).

Большая часть рассмотренных городов-миллионов обладают большим потенциалом для развития природно-рекреационных комплексов путем создания и развития существующих озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, аллеи, скверы). В крупнейших городах России преобладание антропогенного ландшафта является искусственно созданным барьером для развития таких зеленых территорий. Плотная застройка жилых и промышленных кварталов часто является причиной вытеснения озелененных территорий, их исчезновения. В некоторых городах России такую проблему можно решить созданием буферных зеленых зон с целью разгрузки антропогенной нагрузки на город.

2. Культурно-социальная привлекательность.

Культурно-социальная привлекательность города определяется художественными и архитектурными особенностями (архитектура, памятники, музеи, культовые сооружения разных религий), музыкальными, танцевальными и спортивными фестивалями, ярмарками и выставками (рис. 2).

Критерий привлекательности художественных и архитектурных особенностей города оценивается количеством объектов культурно-исторического значения: памятников, музеев, культовых сооружений, памятников архитектуры и градостроительства [15]. Городские музыкальные, танцевальные [16] и спортивные фестивали [17], туристские ярмарки и выставки [18] оцениваются по их количеству и популярности.

По произведенным расчетам, наибольшей культурно-социальной туристской

привлекательностью обладает Санкт-Петербург. Город федерального значения имеет наибольшее количество объектов культурного наследия России на своей территории среди городов-миллионеров России — 1 459 ансамблей архитектурного наследия (88 ансамблей памятников, 30 музейных ансамблей и 40 архитектурных ансамблей культовых сооружений). Более половины всех этих объектов имеют статус федерального значения, из них 160 архитектурных ансамблей на территории города находятся под защитой ЮНЕСКО и 13 имеют статус особо ценных. Примером тому являются архитектурные ансамбли Пулковской обсерватории и Павильоны времени Н. Н. Павлова. Это особо ценные объекты культурного архитектурного наследия, имеющие принадлежность к ЮНЕСКО. В Санкт-Петербурге за 2019 год было проведено 3133 музыкальных и танцевальных мероприятия, а также 278 спортивных, 32 из которых мирового уровня. На 2020 год было запланировано 170 спортивных мероприятий, в том числе три мирового уровня. 57 ярмарок и выставок народного творчества и ремесел проводилось в 2019 году.

■ Ярмаркин выставка ■ Спортивные мероприятия

Музакальные н танцевальные фестивали Культовые сооружения Музеи "Памятники

Архитектура

Рис. 2. Оценка культурно-социальной привлекательности городов-миллионеров России.

Источник: составлено авторами по [15, 16, 17, 18].

Информационное пространство, которое выступает в качестве интегратора между пространством, генерирующим туристов, и пространством путешествия, является важнейшим элементом маркетинговых инструментов, формирующих привлекательность городов. Информационные источники должны выполнять некоторые меры, направленные на повышение привлекательности и формирование положительного имиджа городов, что достигается стратегическим маркетингом, таким как брендинг, реклама, совокупность данных поставляемой средствами массовой информации. Продвижение туристического потенциала городов России,

также возможно достигнуть через проведение крупнейших спортивных и развлекательных мероприятий.

3. Культурно-историческая привлекательность.

Культурно-историческая туристская привлекательность городов-миллионеров оценивается наличием на территории городских округов древней архитектуры (возведенные в периоды до XII века и в Х11-ХУ1 века) [15], разнообразием религиозных организаций различных конфессий [19] и историей города (рис. 3).

Одним из древнейших городов России является город Казань. История этого города начинается в 1438 году. На территории нынешнего города была возведена булгарская цитадель, ставшая вскоре столицей Казанского ханства. В годы Гражданской войны на территории города велись ожесточенные бои, а в годы Великой Отечественной войны город вел тыловую оборону страны, на его территории располагались эвакуированные предприятия. На территории городского округа находятся древние памятники архитектуры: культурный слой исторического центра города Казани, слобод Заречья города Казани Х1-ХУШ вв., Кизической слободы города Казани ХУИ-ХУШ вв., руины здания из комплекса Ханского дворца, архитектурный ансамбль Казанского кремля XV-XVII вв. В городе зарегистрировано 222 действующие религиозные организации более 10 различных религиозных конфессий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9

■ Др евняя архитектур а Религио 5 на я ценно сть города ■ Историческая значимость города

Рис. 3. Оценка культурно-исторической привлекательности городов-миллионеров России.

Источник: составлено авторами по [15, 19].

Для повышения культурно-социальной привлекательности городов-миллионеров России необходимо решение основных проблем в области охраны археологического наследия: исключение грабительских раскопок (деятельность «черных» археологов), повышение финансирования археологического обследования территорий нового строительства в целях предотвращения разрушения или нанесения ущерба археологическому и архитектурному наследию, повышение охраны памятников истории и градостроительства.

4. Сопутствующая туристская инфраструктура.

Сопутствующая городская туристская инфраструктура оценивается

количественно подсчетом образовательных и просветительных учреждений (археологических и этнографических музеев [20], зоопарков [21], ботанических садов и дендрариев [9], океанариумов и дельфинариев); организаций, предоставляющих услуги SPA [10]; парков культуры и отдыха, (в том числе, оборудованных велодорожками и возможностями для пикника) [22]; организаций, обеспечивающих вечерний и ночной досуг (ночные клубы, театры и киноустановки [23]); торговых точек с сувенирной и ремесленной продукцией местных мастеров, продуктовых магазинов, круглосуточных автосервисов и заправочных станций [22]; и подсчетом спортивных мероприятий по различным видам спорта среди разных возрастных групп населения, и масштабом этих мероприятий [24] (рис. 4).

Рис. 4 Оценка сопутствующей туристской инфраструктуры городов-миллионеров России.

Источник: составлено авторами по [9, 10, 20-24]).

5. Городская туристская инфраструктура.

Критерий городской инфраструктуры оценивается развитием городской транспортной инфраструктуры для личного и общественного транспорта [25], обеспеченностью домов водопроводом, газом и электричеством, количеством лечебно-профилактических организаций [26]; количеством ресторанов (в том числе ресторанов местной кухни), кафе и баров [26], количеством пригородных баз отдыха и обеспеченностью местами для кемпинга [22] (рис. 5).

Рис. 5 Оценка городской туристской инфраструктуры городов-миллионеров России.

Источник: составлено авторами по [22, 25, 26].

Через Санкт-Петербург проходят дороги федерального и регионального значения с индексами М, Р и А, действуют четыре вида общественного транспорта: автотранспортный, трамвайный и троллейбусный, метрополитен. Для туристов предоставляется богатый выбор компаний, предоставляющих услуги аренды автомобиля, велосипеда и некоторых других видов транспорта. На территории города расположено более 1 000 лечебно-профилактических учреждений. Санкт-Петербург располагает 97 669 местами размещения и 8 111 ресторанами, кафе и барами. Недалеко от города находятся 30 баз отдыха, треть из них оборудованы площадками для кемпинга.

Для повышения качества городской туристской инфраструктуры в городах-

миллионерах России необходимы замена или реконструкция модального и физического износа существующей материальной базы туристской инфраструктуры и/или создание новой; соответствие цен на туристские продукты и услуги и качеству, повышение квалификации кадров, повышение финансовой и иной материальной поддержки развития туристской инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

6. Интегральные показатели туристской привлекательности.

Из ранее рассчитанных данных производится общая оценка туристской привлекательности городов-миллионеров методом суммирования баллов критериев туристской привлекательности по каждому фактору: природному, культурно-социальному, культурно-историческому, сопутствующей туристской инфраструктуры, и по фактору городской туристской инфраструктуры (рис. 6).

Рис. 6 Туристская привлекательность городов-миллионеров России.

Источник: составлено авторами.

Результаты общей оценки туристской привлекательности городов-миллионеров Российской Федерации представлены в таблице 2, которая содержит суммарное количество баллов, полученных на предыдущих этапах оценки и рейтинг туристской привлекательности городов-миллионеров России по выбранной методике.

Таблица 2.

Сводная таблица туристской привлекательности городов (рассчитано авторами)

Город Сумма баллов Ранг

Волгоград 75 13

Воронеж 76 11-12

Екатеринбург 92 3

Казань 90 4

Красноярск 84 6

Москва 101 2

Нижний Новгород 82 7

Новосибирск 81 8

Омск 67 15

Пермь 76 11-12

Ростов-на-Дону 70 14

Самара 89 5

Санкт-Петербург 107 1

Уфа 77 10

Челябинск 78 9

Самым привлекательным городом по результатам произведенной оценки является город федерального значения Санкт-Петербург, набравший 107 суммарных баллов по 5 факторам туристской привлекательности городов-миллионеров, высокие позиции он занял по 4 факторам. На втором месте находится столица Российской Федерации — Москва, с суммарным показателем 101 балл, имея небольшое различие в результатах оценки факторов с Санкт-Петербургом. Третье место занимает город Екатеринбург, набравший 91 суммарный балл по факторам туристской привлекательности. Город занимает одни из лидерских позиций среди городов-миллионеров по всем факторам. Казань на 4 месте с суммарным баллом 90 и высокими оценками по четырем факторам. Пятерку лидеров закрывает Самара, ее суммарный балл 89. Приведенные выше города имеют хорошую базу для устойчивого развития туристской сферы на своей территории.

На 6 месте в составленном рейтинге туристской привлекательности городов -миллионеров Красноярск, с высокими показателями по факторам природной и культурно-социальной привлекательности. Далее на 7 месте находится Нижний Новгород со средними баллами по всем 5 выделенным факторам туристской привлекательности. Новосибирск с высокими показателями по фактору сопутствующей туристской инфраструктуры занимает 8 место в составленном рейтинге туристской привлекательности. Челябинск располагается на 9 месте и имеет высокие значения по природной привлекательности. Уфа вошла в десятку рейтинга туристской привлекательности городов-миллионеров и замыкает ее. Это город с самой богатой природной составляющей.

Воронеж и Пермь делят 11 и 12 места с одинаковыми 76 суммарными баллами. Воронеж имеет высокие оценки по культурно-социальному и культурно-историческому фактору, а Пермь лучше обеспечена общей городской и туристской инфраструктурой. Волгоград получил суммарный балл 75 (13 место) по туристской привлекательности среди рассмотренных городов-миллионеров. Главная достоинство этого города по представленным факторам — высокая обеспеченность туристской инфраструктурой. Ростов-на-Дону занимает предпоследнее 14 место с 70 суммарными баллами. На последнем месте среди городов-миллионеров оказался город Омск с 67 суммарными баллами по всем факторам.

ВЫВОДЫ

Понятие туристской привлекательности города неоднозначно и может иметь множество факторов и критериев, носящих как объективный, так и субъективный характер [27]. Для исследования в настоящей работе предложена одна из многочисленных возможных методик балльной оценки привлекательности городов-миллионеров Российской Федерации, которая также может быть использована и для оценки других городов. По результатам оценки туристской привлекательности городов-миллионеров можно выделить следующие выводы:

1. Городами с самими живописными ландшафтами являются Уфа, Красноярск и Самара, наиболее благоприятный климат среди рассмотренных городов в Воронеже, Казани, Новосибирске, Самаре, Уфе, Челябинске. В целом, города с наиболее привлекательными природными факторами — Уфа, Самара, Красноярск и Челябинск.

2. Города с самыми богатыми художественными и архитектурными особенностями — Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Самара, Санкт-Петербург. По масштабу и частоте проведенных городских фестивалей, в том числе туристических, лидируют Екатеринбург и города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. А по Ярмаркам и выставкам — Воронеж, Красноярск, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург. Так, города с высокой культурно-социальной привлекательностью среди рассмотренных городов-миллионеров — Санкт-Петербург, Красноярск, Москва.

3. Среди городов-миллионеров России Казань является городом с самой доступной для показа древней архитектурой. Большой религиозной значимостью обладают города Екатеринбург, Казань и города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Богатой историей обладают в основном города европейской части России — Волгоград, Воронеж, Москва, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург. В целом, лучшей культурно-исторической туристской привлекательностью среди городов-миллионеров России обладают Казань, Воронеж, Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург.

4. Исходя из предложенной методики оценки сопутствующей туристской инфраструктуры, города Москва и Санкт-Петербург являются лидерами по данному фактору, что объясняется их федеральным значением, столичными функциями и самым высоким уровнем социально-экономического развития. Самые «спортивные»

города-миллионеры страны — Казань, Москва, Новосибирск и Санкт-Петербург. Города с наибольшим количеством образовательных и просветительных учреждений — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Наибольшее внимание здоровью, отдыху и шоппингу уделяют на территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга.

5. Городская туристская инфраструктура развита во всех городах-миллионерах, но характеризуется разным уровнем комфортности, качественными и количественными характеристиками. Лидерские позиции по оценке городской инфраструктуры занимают Волгоград, Екатеринбург, Казань, Москва, Санкт-Петербург и Челябинск. А наилучшее качество питания и размещения предлагает город Санкт-Петербург.

Приведенные характеристики городов-миллионеров подвержены непрерывной динамике, поэтому их позиции в рейтинге туристской привлекательности могут меняться. Тем не менее полученные результаты могут быть учтены при разработке программ развития туризма, для рационального задействования туристских и рекреационных ресурсов крупнейших городов страны.

Список литературы

1. Кусерова А. И., Ковшов, В. П. Туризм как объект исследования в истории географической науки. // Актуальные проблемы географии и геоэкологии. 2010. №1. С. 12-15.

2. Кружалин В. И., Мироненко Н. С., Зигерн-Корн Н. В., Шабалина Н. В. География туризма: учебник // Федеральное агентство по туризму. М.: 2014. С. 273.

3. Драчева, Е. Л. Экономика и организация туризма: международный туризм. М.: КНОРУС, 2013. С.12-39.

4. Рассохина, Т. В. Менеджмент туристских дестинаций: учебник. М.: Советский спорт, 2014. С. 24-36.

5. Гировка Н. Н. Туристско-рекреационные ресурсы территорий: основы организации: учеб. пособие. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2019. С. 140.

6. Николаева Н. А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 69-76.

7. Gearing C. E., Swart W. W., Var T. Establishing a Measure of Touristic Attractivenes. Jornal of Travel Research April 1974 12: 1-8.

8. Физико-географический атлас мира // Кафедра геологии и геохимии ландшафтов Географического факультета МПГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://geochemland.ru/index.php?page=фгам (дата обращения: 07.02.2021).

9. ООПТ России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oopt.aari.ru/ (дата обращения: 15.03.2021).

10. Минеральные источники России: от Кавказа до Магадана // Ростуризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/news/14075/ (дата обращения: 8.02.2021).

11. Пещеры — информационно-поисковая система. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://speleoatlas.ru/ (дата обращения: 24.03.2021).

12. Водопады России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vodopady.maphost.ru/ (дата обращения: 24.02.2021).

13. Солнечные дни в году — таблица по городам // Мир таблиц [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldtable.info/geografija/solnechnye-dni-v-godu-tablica-po-gorodam.html (дата обращения: 24.03.2021).

14. Ежемесячные климатические данные для городов России // Гидрометцентр России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://meteoinfo.ru/klimatgorod (дата обращения: 2.02.2021).

15. Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации // Министерство культуры Российской

Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn/#{''version'':''5a8c0681fa52fe6e309444cd'',''tab'':''build_table''} (дата обращения: 1.03.2021).

16. Концертные коллективы. Статистическая информация // Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_concert_band (дата обращения: 30.02.2021).

17. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Минспорта России // Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinyy-kalendarnyy-p/32002/ (дата обращения: 30.01.2021).

18. Мероприятия в сфере культуры // Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-events (дата обращения: 1.03.2021).

19. Деятельность религиозных организаций в России // Проверка и анализа российских юридических лиц и предпринимателей [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. РЕЖИМ ДОСТУПА: https://www.rusprofile.ru/codes/949100 (дата обращения: 2.03.2021).

20. Музеи. Статистическая информация // Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_museum (дата обращения: 5.03.2021).

21. Зоопарки. Статистическая информация // Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_zoo (дата обращения: 5.03.2021).

22. Геоцентр-Консалтинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rumap.ru/ (дата обращения: 21.03.2021).

23. Театры. Статистическая информация // Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_theaters (дата обращения: 5.04.2020).

24. Календарный план Всероссийских физкультурных мероприятий // Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/kalendarnyy-plan-vse/ (дата обращения: 5.03.2021).

25. Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mintrans.ru/transport_of_russian/2/78 (дата обращения: 5.03.2021).

26. Публикации территориальных органов // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/TOGS_publications (дата обращения: 24.03.2021).

27. Закиров, И. В., Саттарова, Г. А. Региональные особенности развития туризма в России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. 2018. Том 4 (70). № 2. С. 86-98.

ASSESSMENT OF TOURIST ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN MILLIONAIRE CITIES

Kostromina D. A.1, Sattarova G. A.2

12Bashkir State University, Ufa, Russian Federation E-mail: 1da120496@gmailcom, 2satt-gu01@maiLru

The development of tourism has a great impact on the general condition of the territory: it increases the overall attractiveness and competitiveness of the territory, contributes to the municipal budget, provides the population with jobs, and attracts investors. One of the priority tasks for the development of tourism in Russia is to increase the domestic tourist flow. Urban tourism is a popular destination among Russian tourists. Russians often

KocmpoMuna ff. A., Cammapoea r. A.

choose large cities and millionaire cities for travel. In this paper, one of the methods for a comprehensive assessment of the tourist attractiveness of millionaire cities and an analysis of this assessment is presented.

The research used methods such as analysis and synthesis, descriptive, comparative, grouping method, cartographic, statistical.

The authors of this article relied on the works of R. Glucksman, V. L. Dracheva, T. V. Rassokhina, N. N. Girovki, N. N. Nikolaeva, as well as on the recommendations of the World Tourism Organization. The sources of information were the official sites of the administrations of millionaire cities, thematic maps from sites, data from the Federal State Statistics Service. The theoretical basis of the research was the work of T. Wahr, C. Girring, W. Swart.

The practical part of the study is an assessment of the tourist attractiveness of the millionaire cities of the Russian Federation using the adapted author's methodology. The rating was compiled, the factors influencing the result of the assessment were identified. The concept of the tourist attractiveness of a city is ambiguous and can have many factors and criteria, both objective and subjective. For the study, this paper proposes one of the many possible methods for scoring the attractiveness of cities in the Russian Federation, which can also be used to assess other cities. The results of assessing the tourist attractiveness of millionaire cities for each of the 14 selected criteria are presented by the leading positions:

1. Natural attractiveness — Ufa, Samara, Krasnoyarsk, Chelyabinsk.

1.1. Picturesque landscape — Ufa, Krasnoyarsk and Samara;

1.2. Comfortable climatic conditions — Voronezh, Kazan, Novosibirsk, Samara, Ufa, Chelyabinsk.

2. Cultural and social attractiveness — St. Petersburg, Krasnoyarsk, Moscow.

2.1. Artistic and architectural features of the city — Krasnoyarsk, Moscow, Nizhny Novgorod, Samara, St. Petersburg;

2.2. City festivals — Yekaterinburg, Moscow and St. Petersburg;

2.3. Fairs and exhibitions — Voronezh, Krasnoyarsk, Novosibirsk, Omsk, St. Petersburg.

3. Cultural and historical attractiveness — Kazan, Voronezh, Moscow, Rostov-on-Don, St. Petersburg.

3.1. Ancient architecture — Kazan;

3.2. Religious significance — Yekaterinburg, Kazan, Moscow, St. Petersburg;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.3. History — Volgograd, Voronezh, Moscow, Rostov-on-Don, Samara, St. Petersburg.

4. Associated tourist infrastructure — Moscow, St. Petersburg.

4.1. Sport — Kazan, Moscow, Novosibirsk and St. Petersburg;

4.2. Education and enlightenment — Moscow, St. Petersburg, Yekaterinburg;

4.3. Health and Leisure — Moscow, St. Petersburg;

4.4. Shopping — Moscow, St. Petersburg.

5. City tourist infrastructure — St. Petersburg.

5.1. Urban infrastructure — Volgograd, Yekaterinburg, Kazan, Moscow, St. Petersburg,

Chelyabinsk;

5.2. Food and accommodation — St. Petersburg.

The results of the assessment of the millionaire cities of the Russian Federation obtained in the course of the work can be taken into account when developing tourism development programs for the rational use of tourist and recreational urban resources. The cities of the Russian Federation have a rich tourist potential, recommendations for increasing their competitiveness in the tourism market can be: improving the quality of tourist products and services, the quality of tourist infrastructure, improving the qualifications of service personnel, maintaining a decent state of the unique cultural, historical and natural heritage sites of the city, and improving marketing promotion of territories. Keywords: tourist attractiveness, urban tourism, tourism of millionaire cities.

References

1. Kuserova, A. I., Kovshov, V. P. Turizm kak ob"ekt issledovaniya v istorii geograficheskoj nauki. Aktual'nye problemy geografii i geoekologii. 2010. no. 1. pp. 12-15. (in Russian).

2. Kruzhalin V.I., Mironenko N. S., Zigern-Korn N. V., SHabalina N. V. Geografiya turizma: uchebnik. Federal'noe agentstvo po turizmu, M.: 2014. pp. 273. (in Russian).

3. Dracheva, E. L. Ekonomika i organizaciya turizma: mezhdunarodnyj turizm. M.: KNORUS, 2013. pp. 12-39. (in Russian).

4. Rassohina, T. V. Menedzhment turistskih destinacij: uchebnik. M.: Sovetskij sport, 2014. pp. 24-36.

5. Girovka, N. N. Turistsko-rekreacionnye resursy territorij: osnovy organizacii: ucheb. posobie. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2019. pp. 140. (in Russian).

6. Nikolaeva, N. A. Konkurentosposobnost' goroda: vzglyad zarubezhnyh uchenyh. Marketing v Rossii i za rubezhom. 2001. no. 6. pp. 69-76. (in Russian).

7. Gearing C. E., Swart W. W., Var T. Establishing a Measure of Touristic Attractivenes. Jornal of Travel Research April 1974 12: 1-8.

8. Fiziko-geograficheskij atlas mira. Kafedra geologii i geohimii landshaftov Geograficheskogo fakul'teta MPGU [Electronic resource]. URL: http://geochemland.ru/index.php?page=fgam (reference date: 07.02.2021). (in Russian).

9. OOPT Rossii [Electronic resource]. URL: http://oopt.aari.ru/ (reference date: 15.03.2021). (in Russian).

10. Mineral'nye istochniki Rossii: ot Kavkaza do Magadana. Rosturizm. [Electronic resource]. URL: https://www.russiatourism.ru/news/14075/ (reference date: 8.02.2021). (in Russian).

11. Peshchery — informacionno-poiskovaya sistema [Electronic resource]. URL: https://speleoatlas.ru/ (reference date: 24.03.2021). (in Russian).

12. Vodopady Rossii [Electronic resource]. URL: http://vodopady.maphost.ru/ (reference date: 24.02.2021).

13. Solnechnye dni v godu — tablica po gorodam. Mir tablic [Electronic resource]. URL: https://worldtable.info/geografija/solnechnye-dni-v-godu-tablica-po-gorodam.html (reference date: 24.03.2021). (in Russian).

14. Ezhemesyachnye klimaticheskie dannye dlya gorodov Rossii. Gidrometcentr Rossii [Electronic resource]. URL: https://meteoinfo.ru/klimatgorod (reference date: 2.02.2021). (in Russian).

15. Svedeniya iz Edinogo gosudarstvennogo reestra ob"ektov kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federacii. Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii [Electronic resource]. URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331 -egrkn/# {"version": "5a8c0681 fa52fe6e309444 cd","tab":"build_table"} (reference date: 1.03.2021). (in Russian).

16. Koncertnye kollektivy. Statisticheskaya informaciya. Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii [Electronic resource]. URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_concert_band (reference date: 30.02.2021). (in Russian).

17. Edinyj kalendarnyj plan mezhregional'nyh, vserossijskih i mezhdunarodnyh fizkul'turnyh meropriyatij i sportivnyh meropriyatij Minsporta Rossii. Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii [Electronic

resource], URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinyy-kalendarnyy-p/32002/ (reference date: 30.01.2021).

18. Meropriyatiya v sfere kul'tury. Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii [Electronic resource]. URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-events (reference date: 1.03.2021). (in Russian).

19. Deyatel'nost' religioznyh organizacij v Rossii. Proverka i analiza rossijskih yuridicheskih lic i predprinimatelej [Electronic resource]. URL: https://www.rusprofile.ru/codes/949100 (reference date: 2.03.2021). (in Russian).

20. Muzei. Statisticheskaya informaciya. Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii [Electronic resource]. URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_museum (reference date: 5.03.2021). (in Russian).

21. Zooparki. Statisticheskaya informaciya. Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii [Electronic resource]. URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_zoo (reference date: 5.03.2021). (in Russian).

22. Geocentr-Konsalting [Electronic resource]. URL: https://rumap.ru/ (reference date: 21.03.2021). (in Russian).

23. Teatry. Statisticheskaya informaciya. Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii [Electronic resource]. URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_theaters (reference date: 5.04.2020). (in Russian).

24. Kalendarnyj plan Vserossijskih fizkul'turnyh meropriyatij. Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii [Electronic resource]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/kalendarnyy-plan-vse/ (reference date: 5.03.2021). (in Russian).

25. Ministerstvo transporta Rossijskoj Federacii [Electronic resource]. URL: https://www.mintrans.ru/transport_of_russian/2/78 (reference date: 5.03.2021). (in Russian).

26. Publikacii territorial'nyh organov. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/TOGS_publications (reference date: 24.03.2021). (in Russian).

27. Zakirov I. V. Sattarova G. A. Regionalnye osobennosti razvitija turizma v Rossii Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vemadskogo. Geografija. Geologija. 2018. Vol 4 70. 2. pp. 86-98. (in Russian).

Поступила в редакцию 24.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.