3. Замятин Д. Н. Феноменология географических образов // Новое литературное обозрение. 2000. № 6 (46).
4. ИонинЛ.Г. Социология культуры. М.,1996.
5. Караулов Ю. Н., Черкасова Г. А., Уфимцева Н. В., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Русский ассоциативный словарь в 2х томах: Москва: АСТ Астрель, 2002.
6. ПодольскаяН.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1978. С. 125.
7. СуперанскаяА.В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973.
8. Черкасова Г. А. Русский сопоставительный ассоциативный словарь. М.: ИЯз РАН, 2008.
9. Чубина Е. А. Фразеология в рекламном дискурсе и теория когнитивного диссонанса // Материалы международной научно-практической конференции «Когнитивная лингвистика и вопросы языкового сознания». Краснодар, 2011.С. 247—249.
10. Чубина Е. А. Рекламная коммуникация в сфере туризма как объект судебно-лингвистической экспертизы // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 7 (26).
11. Сайт турфирмы «Евсей-Гермес» URL: http://e-germes.com/about/(дата обращения: 20.11.2011).
12. Интернет-дневник Кубанского края «Живая Кубань» URL: http://www.livekuban.ru/node/101822#comments (дата обращения: 09.11.2011).
13. Поисковая система «Русские словари» URL: http://www.slovari.ru (дата обращения: 09.11.2011).
14. Российские туроператоры начинают борьбу с фирмами-двойниками (11 февраля 2009 г.) URL: http://travel. newsru.com/artide/11feb2009/tourbrendwar (дата обращения: 09.11.2011).
УДК 338.48
ОЦЕНКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ С ПОМОЩЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ
Шадская Ирина Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, [email protected], Институт туризма и гостеприимства,
филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The notion of tourist potential is closely connected with the resource and economic potentials of a territory. Estimation of available resources is one of the most important stages in the process of making economic decisions and developing strategies of a territory's economic development. Such estimation can be made on the basis of marketing analysis or with application ofspecific indicators. Application of this methodology allows working out recommendations for application of methods of widening tourism's profit both at local and regional levels.
Понятие туристского потенциала тесно связано с ресурсным и экономическим потенциалом территории. Одним из важнейших этапов в процессе принятия любых экономических решений и выработки стратегий экономического развития территории является оценка имеющихся ресурсов. Провести такую оценку можно с помощью маркетингового анализа или применения специальных индикаторов. В результате применения данной методики можно разработать рекомендации по применению методов усиления экономических выгод туризма на местном и региональном уровнях.
Keywords: tourist potential, economic indicators
Ключевые слова: туристский потенциал, экономические индикаторы
Туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики и национальных экономик, способствует повышению уровня и качества жизни населения, выступает
в числе важнейших факторов социально-культурного развития отдельных территорий. Это особенно важно сейчас, когда четко проявляется необходимость сглаживания разницы в уровне развития отдельных регионов РФ.
В целом в основе типологии регионов лежит классификация по следующему ряду признаков [2]:
1) уровень экономического развития:
— высокоразвитые;
— развивающиеся;
— слаборазвитые;
2) текущее состояние экономики финансов, социальной сферы, природной среды:
— успешно развивающиеся регионы, взявшие на вооружение рыночную модель хозяйствования;
— кризисные регионы, где в критическом состоянии находятся отдельные отрасли или хозяйственные сектора;
— депрессивные регионы, где депрессией охвачены весь народнохозяйственный комплекс либо отдельные отрасли или производства;
3) природно-географические и геополитические характеристики:
— экстремальные и природно-климатические зоны;
— приморские регионы;
— приграничные регионы;
— регионы, отдаленные от основной территории страны.
В соответствии с основными направлениями государственного регулирования выделяют четыре типа регионов:
1) традиционно отсталые или слаборазвитые (территории с крайне низким уровнем экономики и низким качеством жизни населения);
2) депрессивные регионы (регионы, в которых производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития);
3) традиционно развитые регионы (высокоразвитые и сформировавшиеся регионы);
4) регионы, имеющие ресурсы федерального значения (развиваются в соответствии с целями, задачами и направлениями федеральных целевых программ);
5) стратегические регионы (регионы, функционирующие в особых условиях). Понятие туристского потенциала тесно
связано с ресурсным и экономическим потенциалом территории.
Ресурсный потенциал региона — это многоаспектное понятие, охватывающее весь комплекс жизнедеятельности общества. При его определении необходимо учитывать экономи-
ческий, экологический и социальный аспекты. Часть из них относится напрямую к туристским ресурсам территории, другая — к факторам, влияющим на развитие туризма в регионе.
Экономический потенциал определяют как совокупность материальных и социально-экономических условий производства материальных благ, т. е. другими словами возможность и способность открывать, осваивать и использовать, прежде всего, природные богатства. Следует отметить, что природные богатства Земли, используемые человечеством, прежде всего, природные ресурсы, определяют и формируют экономическое развитие общества [5].
Одним из важнейших этапов в процессе принятия любых экономических решений и выработки стратегий экономического развития территории является оценка имеющихся ресурсов. Провести такую оценку возможно с помощью маркетингового анализа или применения специальных индикаторов.
Комплексное маркетинговое исследование проводится по следующим основным этапам:
1) сегментирование населения региона по степени доступности различных видов и форм туризма;
2) измерение величины и характеристик потоков посетителей региона;
3) исследование в области туристского предложения региона;
4) исследование и выявление факторов, формирующих спрос на туристский продукт региона, и оценка уровня спроса при различных количественных значениях этих факторов;
5) исследование процесса туристского потребления в регионе на основе сбора данных о туристских расходах.
В результате применения данной методики можно разработать рекомендации по применению методов усиления экономических выгод туризма на местном и региональном уровнях, и определить, какие маркетинговые программы наиболее содействуют экономическому благосостоянию населения региона.
Второй подход предполагает построение агрегированного (интегрального) индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития.
Для оценки туристского потенциала региона используют 4 группы индикаторов: экономические, социальные, экологические и ин-
дикаторы развития туризма.
Перечислим наиболее важные экономические индикаторы: ВВП, индекс дохода, объем инвестиций, выпуск товаров, объем оказанных платных услуг, кредитный рейтинг, основные фонды.
Данные экономические показатели можно применить для оценки потенциала любой территории, но особо актуальна на сегодняшний день оценка тех территорий, где отрасль туризма не развита в достаточной степени из-за ограниченности ресурсов. Выявление имеющихся резервов позволит многим дотационным регионам развивать данную весьма перспективную отрасль, пополнять местные бюджеты, стать экономически самостоятельными, повысить уровень жизни населения и более полно выполнять свои экономические и социальные задачи.
Новосибирская область не является территорией с большим потенциалом туристских ресурсов, но развитие туризма в области может способствовать решению ряда важнейших региональных задач, таких как: создание рабочих мест, повышение доходов регионального бюджета, стимулирование развития отраслевой экономики (сельского хозяйства, транспорта, связи, и т. д.).
Проведем исследование ресурсного потенциала Новосибирской области по данным 2010 года с помощью основных экономических индикаторов.
ВВП региона в 2010 году (оборот организаций) составил 999,8 млрд руб. (темп роста составил 125,8% к 2009 году).
ВВП паритета покупательной способности равен $9186 (пересчет в доллары США по паритету покупательной способности (ППС) для данного года — 14,24).
Индекс дохода составил 0,754.
В 2010 году в сектор нефинансовых предприятий Новосибирской области поступили инвестиции из 22 стран в размере $442,9 млн, что в 2 раза превысило уровень 2009 года. Основными странами-инвесторами выступили Кипр (63,2% общего объема поступивших иностранных инвестиций), Нидерланды: (20,4%) и Великобритания (12,4%).
Среди видов экономической деятельности наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала были: транспорт и связь — $215,9 млн, или 48,7% от общего объема поступивших иностранных инвестиций, оп-
товая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — $60 млн, или 13,5%, добыча полезных ископаемых — $54,9 млн или 12,4%, строительство — $40,8 млн, или 9,2% [6].
По данным областного комитета внешнеэкономического сотрудничества и туризма, начался приток инвестиций в туристическую отрасль региона. Этому способствует Закон от 17 июля 2006 года № 22-ОЗ «О государственной поддержке развития туристской индустрии в Новосибирской области».
Указанный закон направлен на создание в регионе развитой туристской индустрии, увеличение доли отрасли туризма в экономическом потенциале Новосибирской области, а также содействие в обеспечении права граждан на безопасный отдых на территории Новосибирской области. Кроме того, Закон, по замыслу разработчиков, должен заинтересовать потенциальных инвесторов в создании и развитии туристических объектов на территории области. Сейчас доля туриндустрии в экономике области составляет около 3% при существенно большей занятости в ней трудящихся.
Закон предусматривает четыре формы государственной поддержки развития туристской индустрии: экономическую, финансовую, организационную и информационную. Эти меры будут базироваться на разработке и реализации областных целевых и отраслевых программ в сфере поддержки развития туристской индустрии, установлении налоговых льгот, создании благоприятных условий для привлечения инвестиций. Источник инвестиций неважен. Это могут быть компании регионального или федерального масштаба, а также иностранные организации.
В рамках действия закона для предпринимателей создадут такие механизмы действия, в частности при выделении земельных участков, которые позволят минимизировать время и средства инвесторов. По поводу прав собственности или аренды на земельные участки, выделяемые под объекты туриндустрии, отмечено, что администрация будет действовать в рамках федерального законодательства, предусматривающего возможность приобретения в собственность тех участков, на которых есть строения или незавершенные строительством объекты. Препятствий для таких приобретений комитет не видит.
По данным комитета, в администрации области есть заявки на проекты общей стоимостью 900 млн руб. Приоритетное развитие получили оздоровительно-рекреационный объекты в районе Обского водохранилища, крупных озер — Карачи, Горькое, Лебяжье, а также горнолыжные курорты. Предполагалось, что отбор проектов будет вестись по следующим критериям: прозрачность бизнеса, правильная налоговая отчетность, налоговые отчисления.
В 2010 году населению Новосибирской области оказано платных услуг на сумму 80,7 млрд руб., что на 13,9% превысило уровень предыдущего года. Более трети от общего объема платных услуг оказывалось населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Оценку экономической ситуации Новосибирска дала рейтинговая служба Standard & Poor's. Она пересмотрела прогноз по рейтингам города (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ/Негативный А-3; по обязательствам в национальной валюте: ВВВ+/Негативный/А-2; рейтинг по российской шкале: ruAAA) — со «Стабильного» на «Негативный». В то же время были подтверждены кредитные рейтинги города: долгосрочный кредитный рейтинг «ВВ-» и рейтинг по национальной шкале «ruAА-».
Пересмотр прогноза обусловлен увеличением объема краткосрочного долга и ослаблением потенциала самофинансирования.
Уровень рейтингов Новосибирска ограничивается низкой финансовой гибкостью и предсказуемостью, а также давлением на финансовые показатели и показатели ликвидности вследствие увеличения объема краткосрочного долга.
Негативное влияние этих факторов сдерживают умеренный уровень долга и довольно высокий уровень управления долгом, а также ограниченные условные обязательства и сравнительно диверсифицированная экономика города. Финансовая гибкость и предсказуемость бюджета Новосибирска ограничены, как и у других российских региональных и местных органов власти, поскольку ставки налогов и нормативы их распределения, а также распределение и перераспределение полномочий между уровнями власти регулируются федеральными органами власти, а кроме того, система продолжает эволюционировать.
Гибкость бюджета испытала дополнительное давление вследствие ухудшения макроэкономической ситуации и опережающего роста капитальных расходов.
Городская администрация нацелена на контроль расходов во избежание ухудшения финансовых показателей, а также на поддержание долга на умеренном или низком уровне. Необходимо более точно планировать бюджет и сократить капитальные расходы, а также сохранить текущие расходы.
В среднесрочной перспективе дефицит после капитальных расходов должен составить менее 5% всего доходов.
Долговая нагрузка Новосибирска составила 16% текущих доходов в 2010 году и остается относительно низкой в международном контексте. Несмотря на то, что ожидаются новые заимствования, в среднесрочной перспективе долг должен сохраниться на уровне ниже 20%. Город не выдает и не планирует выдавать гарантии в ближайшей перспективе.
Местоположение Новосибирска как важного транспортно-логистического центра и роль города как научного центра будут способствовать экономическому росту в среднесрочной перспективе. Уровень благосостояния в Новосибирске по-прежнему соответствует среднему по России, но является низким по мировым меркам. В 2010 году рост средней заработной платы в реальном выражении составил 15,2%, однако, по прогнозам, темпы ее роста замедлятся.
По оценке агентства, уровень ликвидности Новосибирска — умеренный. Денежные средства на счетах города в 2010 году покрывали 2—3 недели среднемесячных текущих расходов. В то же время 90,5% денежных средств составили межбюджетные трансферты, предназначенные для финансирования целевых расходов.
Краткосрочный долг (в том числе долгосрочный долг с погашением в текущем году) в 2010 году вырос до высокого значения 72,2% от общего объема 2009 года. Долг сроком погашения в 2011 году составлял 2,7 млрд руб. и включал облигационный заем в размере 500 млн руб. и банковские кредиты на сумму 2,2 млрд руб. Таким образом, расходы на погашение и обслуживание долга составили 13,6% текущих доходов.
Город планирует рефинансировать этот долг за счет новых банковских кредитов, большинство из которых будет иметь срок погаше-
ния более одного года. Городу уже удалось достичь договоренности со Сбербанком о предоставлении кредита на 1,1 млрд руб. Несмотря на то, что Новосибирск не имеет безусловных кредитных линий, Банк ВТБ и несколько региональных банков выразили предварительное намерение принять участие в аукционах по привлечению заемных средств, которые планируются городом в этом году.
Ожидается, что городу удастся вовремя получить весь объем средств, необходимых для рефинансирования долга. Ожидания основаны на успешном опыте Новосибирска по управлению заимствованиями, в частности, привлечении заемных средств на рынке на более выгодных условиях, чем ранее.
Прогноз «Негативный» отражает более высокие риски ликвидности после накопления краткосрочного долга в прошлых годах и ослабления потенциала самофинансирования. Рейтинг может быть понижен, если экономический спад приведет к устойчивому снижению темпов роста доходов городского бюджета и последовательному сокращению возможностей самофинансирования, а также к устойчивой зависимости от краткосрочного долга. Прогноз может быть пересмотрен
на «Стабильный», если городу удастся сдержать рост расходов и, таким образом, вернуться к высоким финансовым показателям прошлых периодов а также сократить долю краткосрочного долга, постепенно снижая расходы на обслуживание и погашение долга до уровня ниже 10%.
Подводя итоги, можно сказать, что Новосибирск по многим позициям имеет возможность стать межрегиональным и международным центром делового туризма. Поездки с деловыми целями насчитывают 73% от общего числа посещений. Кроме прямого экономического эффекта от пребывания в городе большого количества приезжающих гостей, привлечения в Новосибирск международных выставок и конгрессов, крупных международных компаний, позволит местным предприятиям на основе зарубежного опыта адаптироваться на международных рынках, совершенствовать качество выпускаемой продукции и услуг, обеспечить их конкурентоспособность. Кроме того, инфраструктура делового туризма будет являться эффективным инструментом в долгосрочной перспективе как фактор расширения базы городской экономики и развития территории в целом.
Литература
1. Закон Новосибирской области от 17 июля 2006 года № 22-ОЗ (ред. от 11 июня 2008 года) «О государственной поддержке развития туристской индустрии в Новосибирской области».
2. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение М.: Акрополь ЦЭПР, 2007. 60 с.
3. Бобылев С. Н., Зубаревич Н. В., Соловьева С. В., Власов Ю. С. Индикаторы устойчивого развития. Экономика, общество, природа. М.: МАКС-Пресс, 2008. 232 с.
4. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 495 с.
5. Джанджугазова Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. М.: ТЕИС, 2004. 168 с.
6. www.novosibstat.ru — электронный ресурс Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. (Дата обращения: 03.02.2012).