Научная статья на тему 'Оценка туристских ресурсов региона как инструмент их систематизации'

Оценка туристских ресурсов региона как инструмент их систематизации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2929
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ОЦЕНКА / КАДАСТР / CLASSIFICATION / TOURISM RESOURCES / ASSESSMENT / INVENTORY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зубакова Наталья Николаевна, Уфимцев Андрей Сергеевич

Оценка туристских ресурсов является важным этапом на пути их систематизации. В современных российских условиях до сих пор не сложился единый подход к решению проблемы оценки, более того, нередко наблюдается практика использования взаимоисключающих методов. В статье систематизированы традиционные подходы к оценке туристских ресурсов, выявлены их характерные черты и назначение, раскрыта сущность процесса оценки, даны рекомендации по повышению эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of tourist resources is an important step towards their classification. In modern Russian conditions a unified approach to solving the problems of assessment has not yet formed. Moreover, quite often mutually exclusive methods can be used. The paper is devoted to classification of traditional approaches to evaluation of tourist resources, identification of their characteristics and purposes, analysis of the evaluation process essence. Some recommendations to improve the efficiency of the process were made.

Текст научной работы на тему «Оценка туристских ресурсов региона как инструмент их систематизации»

12. Коваленко В.В. Дифференциация населения в России и его возможности в потреблении туристских услуг // Вестник НАТ. 2008. № 2.

13. Кокина Ю.В. Состояние и перспективы развития круизного туризма на Волге: Автореф. дис... канд. геогр. наук. Краснодар, 2006.

14. Миргородцев В.А. Круизы на теплоходах по рекам. СПб: Питер, 2002.

15. Отдать швартовы // Вшіпе88Тгауе1. 2008. № 10.

16. Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, аномия, глобализация // Глобализация и постсоветское общество / Ред.А. Согомонов, С. Кухтерин. М.: Стови, 2001.

17. Половина российских туристов сократила свои расходы на путешествия из-за кризиса Турпром // Бюллетень № 174 (1180), 17—09—2009. Режим доступа http://win.mai1.ru/cgi-bin/readmsg? ііі=12531284170000000684

18. Режим доступа http://www.a11media.ru; http://www.russiatourism.ru/section_256/section_408/Дата обращения: 15.09.2009.

19. Северов И.К. Речные круизы в России // Туристские фирмы. 2005. № 2.

20. Семин А. Речной круизный флот: современность и перспективы. Режим доступа

http://www.news1etter.infof1ot.ru/

21. Серебренникова А.В. Речной круиз в России и пути повышения его эффективности: Автореф. дис. канд. экономич. наук. М., 2000.

22. Трофимов А. Провожаем теплоходы // Туринфо. 2009. № 28.

23. Угрюм-река // Туринфо. 2009. № 28.

24. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования. Сборник/Пер. с англ., предисл., отв. ред. В.В. Зверева, посл. В.А. Подорога. М.: «Прагматика культуры», 2005.

25. Хотулева Е. Без штормов и качки. Режим доступа http://www.gzt.ru/tourism/2009/03/26/223021.htm1 Дата обращения: 26.08.2009.

26. Чернявская Ю.В. Тоска по пространству // Человек. 2006. № 7.

27. Штейберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. СПб.: «Алетейя», 2009.

УДК 332.642

I ОЦЕНКА ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА I КАК ИНСТРУМЕНТ ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

Зубакова Наталья Николаевна,

старший преподаватель, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Волгоградский филиал,

Уфимцев Андрей Сергеевич,

кандидат химических наук, зав. кафедрой,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Волгоградский филиал

Assessment of tourist resources is an important step towards their classification. In modern Russian conditions a unified approach to solving the problems of assessment has not yet formed. Moreover, quite often mutually exclusive methods can be used. The paper is devoted to classification of traditional approaches to evaluation of tourist resources, identification of their characteristics and purposes, analysis of the evaluation process essence. Some recommendations to improve the efficiency of the process were made.

Оценка туристских ресурсов является важным этапом на пути их систематизации. В современных российскихусловиях до сих пор не сложился единый подход крешению проблемы оценки, более того, нередко наблюдается практика использования взаимоисключающих методов. В статье систематизированы традиционные подходы к оценке туристских ресурсов, выявлены их характерные черты и назначение, раскрыта сущность процесса оценки, даны рекомендации по повышению эффективности данного процесса.

Keywords: classification, tourism resources, assessment, inventory Ключевые слова: систематизация, туристские ресурсы, оценка, кадастр

Во многих российских регионах предпринимаются различные попытки по систематизации туристских ресурсов. Основной задачей такой работы является выявление потенциала их использования в целях развития региональной экономики: туризм может стать значимым источником доходов региональных бюджетов, инструментом решения ряда социальных проблем, в том числе в депрессивных регионах. Однако накопленный опыт систематизации несвободен от ряда недостатков:

1) во многих кадастрах и реестрах туристских ресурсов отсутствуют научно и экономически обоснованные паспорта туристских ресурсов;

2) в структуре описаний туристских ресурсов часто отсутствуют необходимые идентификационные сведения;

3) ограничен перечень ресурсов, исследуемый в процессе систематизации;

4) отсутствуют оценочные показатели, что не позволяет сравнивать имеющиеся ресурсы между собой.

Как следствие, результаты проведенных работ не способны оказывать положительное воздействие на развитие туризма, поскольку не содержат системной информации и описывают лишь общеизвестные факты. Кроме того, каждый отдельный регион подходит к решению проблемы систематизации туристских ресурсов по-разному, нередко при этом используются взаимоисключающие подходы. Подобная ситуация на территории РФ не позволяет развиваться туризму как единой, устойчивой системе. Кроме того, это препятствует формированию синергетического эффекта от взаимодействия туристских комплексов, близких с географической точки зрения регионов (когда те или иные ресурсы одновременно расположены на граничащих между собой территориях).

Таким образом, в целях совершенствования механизмов систематизации туристских ресурсов на территории РФ необходима разработка универсальных подходов. Унифицированный подход и использование единых методик сделает возможным не только единообразное представление сведений о туристских ресурсах, но и позволит сформировать механизм обмена опытом в области систематизации. В частности, анализа требует вопрос, связанный с оценкой туристских ресурсов региона. Достоверная оценка потенциала культурных и природных объектов необходима для принятия адми-

нистративных и организационных решений по вопросам, связанным с этими объектами.

Наиболее важными из этих вопросов являются следующие:

— определение статуса объекта;

— проведение научного исследования объекта;

— установление государственной охраны объекта и его использование в интересах государства, либо передача в аренду частному лицу;

— консервация объекта в существующем виде, либо проведение его реставрации; музеефи-кация объекта;

— определение очередности финансирования и обеспечения материалами для работ по восстановлению и обустройству объекта;

— включение объекта в сферу туристско-экскурсионного использования;

— разработка туристских маршрутов, включающих осмотр и посещение объекта, с учетом обеспечения подъезда и подхода к объекту;

— создание необходимой туристской инфраструктуры и предоставление услуг в зоне расположения объекта;

— осуществление мероприятий по продвижению к потенциальным потребителям туристско-экскурсионных предложений, включающих посещение объекта [2]. Актуальным поэтому становится вопрос

определения подходов к оценке туристских ресурсов. В результате проведенных исследований автором сформулирован ряд таких подходов (рис. 1).

Рис. 1. Подходы к оценке туристских ресурсов Источник: составлено автором

В качестве таких подходов выделяются:

1) экологический (нагрузка на ресурс учетом ее обоснованных пределов, гигиенические показатели, природоохранные меропри-

ятия). Назначение: обеспечение устойчивого развития туристских территорий. Под устойчивым понимается развитие туризма, основанное на концепции устойчивого развития, то есть такое развитие, которое должно быть экологически приемлемым в долгосрочной перспективе, экономически жизнеспособным, этически и социально сбалансированным для субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и РФ в целом. Устойчивое развитие является контролируемым процессом, предусматривающим глобальное управление ресурсами с целью обеспечения их жизнеспособности, создавая, таким образом, возможность сохранения природного и культурного наследия;

2) экономический (доходы от использования туристского ресурса, компенсационные (замещающие) затраты, затраты на содержание, экономическая стоимость улучшения состояния здоровья людей). Назначение: оценка и компенсация ущерба, налогообложение и определение арендной платы, установление уровня входной платы, обоснование выбора вариантов пользования, оценка социально-экономического эффекта использования ресурсов [7];

3) эстетический (аттрактивность, уникальность, сохранность (нарушенность), различные характеристики разнообразия, включая видовое богатство флоры и фауны и др.). Назначение: оценка спроса туристов на посещение объекта, оценка отношения туристов к объекту. Эстетические качества ресурса являются наиболее трудно формализуемой характеристикой. Понятие «эстетика места» отражает способность его воздействовать некоторым своими качествами на нервную систему человека, на психоэмоциональную сферу туриста. Определяющим является фактор возникновения положительных эмоций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для проектирования. Однако несмотря на эти трудности, некоторые исследователи считают, что именно эстетический подход к планированию туризма будет вызывать в будущем самый пристальный интерес [4]. Таким образом, любое место, с точки зрения отдыха, рекреации, может привлекать

либо, наоборот, отталкивать. Эти свойства местности называются аттрактивными (привлекающими) либо репеллентными (отталкивающими) [4];

4) количественный (объем ресурсов, потенциальный запас, истощаемость, загрузка туристского ресурса, количество посещений туристского ресурса в определенный период времени). Назначение: перспективы развития региональной туристско-рекреационной системы, определение роли туризма в экономике территории, перспектив его развития;

5) функциональный (оценка их функциональной пригодности для того или иного вида туризма, техническое состояние туристского ресурса). Назначение: определение востребованности объекта в рамках определенной тематики: изобразительного искусства, архитектуры, археологии, истории и др., оценка степени благоприятности параметров ресурса для туристского использования, потенциал развития отдельных видов туризма.

Подходы не взаимоисключающи. Наиболее эффективным подходом к оценке туристских ресурсов будет сочетание выделенных подходов.

Однако в процессе оценки многие, хотя и не все, компоненты туристских ресурсов не удается оценить количественно. Кроме того, даже количественные параметры оценки различных характеристик ресурсов не поддаются сравнению. Поэтому для получения итоговой, суммарной, оценки комплексных показателей туристских ресурсов целесообразно переводить все количественные оценки в качественные. Обычные градации качественной шкалы таковы: «очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий». Качественная шкала также может содержать и дополнительные градации, например, «весьма низкий» и «весьма высокий». Использование подобного подхода позволяет оценивать итоговый вклад тех или иных ресурсов в развитие туризма, выявлять потенциал их использования и проводить сравнительный анализ туристских ресурсов в пространственной и временной перспективе.

Кроме определения шкалы оценки, выработка унифицированного подхода к систематизации туристских ресурсов требует формирования типовой структуры механизма их описания. В качестве такого механизма выступает

кадастр, представляющий собой перечень туристских ресурсов, систематизированный на основе их видовой принадлежности, стоимостной оценки, географического положения, аттрактивности и других характеристик, формирующих паспорт туристского ресурса.

В традиционной российской правовой практике структура кадастра состоит из трех разделов: реестр объектов (ресурсов), кадастровые дела и кадастровые карты.

Кадастровые карты содержат сведения (в графическом и семантическом виде) о местоположении и границах кадастровых округов, границах субъектов и других территориальных образований Российской Федерации и границах правовых зон, установленных решениями органов государственной и муниципальной власти. Разделом именуется запись об объекте кадастрового учета, являющемся объектом недвижимости, в кадастровой книге. Раздел открывается при внесении такой записи в государственный кадастр недвижимости и идентифицируется кадастровым номером объекта кадастрового учета. Записи о новых объектах кадастрового учета вносятся в новые разделы государственного кадастра недвижимости, после чего открываются новые кадастровые дела с новыми кадастровыми номерами [5].

Однако для туристских ресурсов данный подход необходимо модифицировать в связи со спецификой объектов систематизации — значение имеет не только сам факт существования, принадлежности и состояния туристских ресурсов. Кадастр должен обеспечивать необходимую информацию для развития сферы туризма в регионах.

В связи с этим для туристских ресурсов структура кадастра должна выглядеть следующим образом.

1. Общий раздел, описывающий ситуацию в сфере туризма в регионе в целом. Данная информация должна систематически обновляться на основе аналитических и статистических сведений. Оптимальной периодичностью обновления представляется период в 1 год.

2. Специальный раздел, содержащий описание отдельных объектов туристских ресурсов. Данный раздел должен иметь возможности сортировки в зависимости от вида ресурсов; географической принадлежности; временных рамок формирования; показателя аттрактивности.

Сортировка возможна при условии реализации кадастра не только в бумажном, но и в электронном виде, что в современных условиях является необходимым требованием к кадастровому учету.

Описание отдельных объектов ресурсов должно строиться на основе формирования паспортов туристских ресурсов. Таким образом, для каждого отдельного объекта должна быть представлена следующая информация:

— идентификационный код объекта туристских ресурсов;

— паспорт ресурса, представляющий собой формализованное описание ключевых характеристик объекта;

— документальная информация, подтверждающая соответствующие факты;

— карты расположения туристского ресурса;

— фотографическая информация (фото объектов).

Включение фотографий туристских ресурсов представляет интерес не только с потребительской точки зрения, но и позволяет сохранить документальные подтверждения и свидетельства состояния объектов туристских ресурсов на конкретную дату. Данная информация также нуждается в периодическом обновлении.

Каждому ресурсу при этом присваивается свой идентификационный код.

Особое значение в современных условиях представляет формирование электронной информационной системы кадастрового учета, позволяющей в режиме реального времени получать информацию об объектах кадастрового учета. Это означает, что кадастр должен быть создан на основе современных геоинформаци-онных и телекоммуникационных технологий, включая системы создания и поддержания цифровых кадастровых карт и планов, баз данных по учету туристских ресурсов и характеру их использования, а также технических и программных средств для работы в режиме удаленного доступа. Таким образом, кадастр туристских ресурсов должен представлять собой распределенную информационную систему, в которой, с ориентацией на конечного пользователя, можно выделить три подсистемы:

1) информационно-справочная подсистема;

2) сопровождающая подсистема;

3) подсистема расширения.

Назначение информационно-справочной подсистемы — обеспечение заинтересованных

лиц необходимой информацией по объектам туристских ресурсов в интересующем масштабе и с заданной детализацией, представляемой в виде документов установленной формы и средств наглядного представления информации (карт, схем, фотоиллюстраций и т. д.).

Назначение сопровождающей подсистемы — поддержание в актуальном состоянии баз графической и семантической информации, а также математического обеспечения для работы информационно справочной подсистемы.

Назначение подсистемы расширения — организация пополнения баз графической и семантической информации принципиально новыми слоями и реквизитами, подключение новых математических моделей и организация интерфейса для автоматизированного обеспечения новых моделей данными из ранее созданных баз, исключая дублирование информации. Подсистема расширения является главнейшим элементом обеспечения жизнеспособности столь крупной информационной системы как кадастр туристских ресурсов при изменяющихся внешних условиях, включая нормативно-законодательную базу и уровень программных и технических средств [1].

Таким образом, кадастр туристских ресурсов должен отвечать ряду требований, важнейшими из которых являются интерактивность, возможность своевременного обновления, полнота учета ресурсов, соответствие целям и задачам развития туризма.

Сбор информации, необходимой для оценки туристских ресурсов, также требует применения определенных методов систематизации. Методы систематизации туристских ресурсов представляют собой методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Методы систематизации находят широкое применение именно в кадастровом учете, составляя основу его методологии.

Перечислим основополагающие методы систематизации туристских ресурсов.

1. Идентификация — установление соответствия объектов туристских ресурсов требованиям, предъявляемым к видовой принадлежности ресурсов, количеству ресурсов, качественным характеристикам.

2. Группировка (применяется для выделения групп видов туристских ресурсов).

3. Классификация (требует подразделения множества объектов туристских ресурсов на подмножества по определенным признакам) [3].

4. Кодировка — образование и присвоение кода классификационной группировке и /или объекту классификации

5. Типология — подразделение объектов одного типа (например, одного и того же назначения), но отличающихся в деталях с целью формирования типологических рядов, сопоставление которых дает возможность выявить специфику их функционирования, развития.

6. Концентрация — объединение объектов туристских ресурсов в однородные группы по какому-либо признаку с целью установления наиболее привлекательных направлений развития туризма.

Основные характеристики названных методов приведены в табл. на стр. 128.

Каждый из методов систематизации необходим в процессе формирования кадастров туристских ресурсов и их использования. Кроме того, общность применения методов обеспечивает возможности учета всех видов туристских ресурсов и легкость обработки результатов кадастрового учета в зависимости от целей пользователей кадастров.

Таким образом, систематизация туристских ресурсов представляет собой достаточно сложный процесс, основными этапами которого являются сбор необходимой информации, ее оценка и соответствующий документальный учет. В целях совершенствования данного процесса можгут быть сформулированы требования и рекомендации по проведению оценки ресурсов.

1. Исключение дублирования определенных действий отдельными участниками процесса систематизации туристских ресурсов.

2. Свободный информационный обмен, позволяющий повысить скорость систематизации, а также обеспечить независимый перекрестный контроль за действиями всех участников.

3. Вовлечение максимально широкого круга лиц в процесс систематизации туристских ресурсов, позволяющее наиболее точно выявить потенциал отдельных туристских ресурсов и сформировать уникальные туристские предложения.

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы систематизации туристских ресурсов

Достоинства метода Недостатки метода

Идентификация Позволяет выявить ресурсы, соответствующие определенным, заранее установленным критериям систематизации. Может использоваться в целях выделения наиболее востребованных ресурсов, наименее привлекательных и т.д. Использование метода на этапе формирования кадастра туристских ресурсов (установление неэффективных критериев идентификации) оставляет возможности упущения отдельных объектов туристских ресурсов.

Группировка Позволяет систематизировать туристские ресурсы по заранее установленным критериям группировки. Может использоваться подборе определенных видов ресурсов для развития новых видов туризма Недостаточная связь между отдельными группировками ресурсов. Возможность пропуска отдельных объектов туристских ресурсов в силу сложности отнесения к конкретным группировочным признакам.

Классификация Возможность выделения общности и сходства признаков объектов туристских ресурсов, высокая информационная насыщенность. Возможности ограничения количества признаков без ущерба для достаточности охвата туристских ресурсов. Невозможность выделения общности и различий между объектами туристских ресурсов в разных классификационных группировках.

Кодировка Простота присвоения кодов. Однозначное определение объектов туристских ресурсов. Отсутствие дополнительной информации об объектах туристских ресурсов. Невозможность выделения общности и разницы между отдельными объектами туристских ресурсов.

Типология Возможность выделения общности и сходства признаков объектов туристских ресурсов, высокая информационная насыщенность. Возможность пропуска отдельных объектов туристских ресурсов в силу сложности отнесения к конкретной типологической группе.

Концентрация Позволяет систематизировать туристские ресурсы в зависимости от задач исследователя. Может использоваться для определения территорий, наиболее богатых туристскими ресурсами. Неоднозначность признаков концентрации.

Источник: составлено автором

4. Междисциплинарный подход к систематизации путем использования опыта и знаний таких областей, как география, экономика, культуроведение, маркетинг, история, землеустройство.

Реализация указанных рекомендаций позволит раскрыть потенциал туризма в российских регионах и сделать его высокодоходной, экономически эффективной и привлекательной для инвесторов отраслью.

Литература

1. Грицко Г.И., Счастливцев Е.Л., Быков А.А., Баранник Л.П., Овденко В.И., Потапов В.П. Основные принципы создания распределенного территориального кадастра природных ресурсов Кемеровской области на основе технологий ГИС [Электронный ресурс] / Г.И. Грицко, 2010. URL: www1.nsc.ru

2. Караневский П.И. Комплексная методика оценки потенциала культурных и природных объектов туризма // Сб. научн. статей «Туризм и региональное развитие». Вып. 5 (V Международная научно-практическая конференция). М., 2010.

3. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. М.: Норма, 2007.

4. Поморов С.Б. Отдых и туризм в горах и предгорьях Алтая. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008.

5. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

6. Федеральный закон от 4 октября 1996 года № «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

7. Тулохонов А.К., Екимовская О.А. Методические подходы к оценке биологических ресурсов Байкальского региона как модельной территории устойчивого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: pozdnyakov.tut.su/Seminar/a0102/a054.htm. Дата доступа: 10.05.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.