Научная статья на тему 'Проблемы систематизации туристских ресурсов в России'

Проблемы систематизации туристских ресурсов в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
936
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / УЧЕТ / РЕЕСТР / КАДАСТР / TOURIST RESOURCES / SYSTEMATIZATION / ACCOUNT / REGISTER / CADASTRE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зубакова Наталья Николаевна

Туристские ресурсы представляют собой основу для развития туризма на любой территории. Данные ресурсы формируются либо под воздействием естественных факторов, так и в результате целенаправленной деятельности лиц, заинтересованных в развитии туризма. В том и другом случае они нуждаются в систематизации учете с целью определения туристского потенциала территории, планирования ее экономического развития. В мировой практике нет единого научного подхода к систематизации туристских ресурсов, но в разных странах на государственном уровне принято решение о выборе собственных методических подходов. В России по этому вопросу пока не выработано собственного варианта систематизации ни на региональном, ни на государственном уровнях. Указанный факт обусловлен слабым развитием соответствующей нормативно-правовой базы, а также недостаточным вниманием многих регионов к туризму как потенциальному источнику наполнения бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist resources are the basis for tourism development in any area. These resources are formed either by natural factors or as a result of the purposeful activity of individuals interested in tourism development. In both cases, they need systematization accounting in order to identify tourism potential of the territory, its economic development planning. In world practice there is no common scientific approach to the systematization of tourist resources, but in different countries governments determined their own approaches. In Russia the government has not yet chosen its own variant of systematization on regional or on national level. This fact is due to the weak development of the relevant legal framework and insufficient attention to tourism as a potential source of fiscal revenue in many regions.

Текст научной работы на тему «Проблемы систематизации туристских ресурсов в России»

УДК 332.642

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ В РОССИИ

ЗУБАКОВА Наталья Николаевна,

старший преподаватель кафедры «Туризм и гостеприимство», nzubakova@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Волгоградский филиал

Tourist resources are the basis for tourism development in any area. These resources are formed either by natural factors or as a result of the purposeful activity of individuals interested in tourism development. In both cases, they need systematization - accounting in order to identify tourism potential of the territory, its economic development planning. In world practice there is no common scientific approach to the systematization of tourist resources, but in different countries governments determined their own approaches. In Russia the government has not yet chosen its own variant of systematization on regional or on national level. This fact is due to the weak development of the relevant legal framework and insufficient attention to tourism as a potential source of fiscal revenue in many regions.

Туристские ресурсы представляют собой основу для развития туризма на любой территории. Данные ресурсы формируются либо под воздействием естественных факторов, так и в результате целенаправленной деятельности лиц, заинтересованных в развитии туризма. В том и другом случае они нуждаются в систематизации -учете с целью определения туристского потенциала территории, планирования ее экономического развития. В мировой практике нет единого научного подхода к систематизации туристских ресурсов, но в разных странах на государственном уровне принято решение о выборе собственных методических подходов. В России по этому вопросу пока не выработано собственного варианта систематизации ни на региональном, ни на государственном уровнях. Указанный факт обусловлен слабым развитием соответствующей нормативно-правовой базы, а также недостаточным вниманием многих регионов к туризму как потенциальному источнику наполнения бюджета.

Keywords: tourist resources, systematization, account, register, cadastre

Ключевые слова: туристские ресурсы, систематизация, учет, реестр, кадастр

В современном обществе туризм становится одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Он обеспечивает формирование значительной части бюджетных доходов во многих странах мира и условий для полноценного отдыха и оздоровления различных групп населения. На территории России расположено большое число

красивейших мест, которые потенциально могут стать привлекательными туристскими объектами. Однако стратегическое развитие данной отрасли невозможно без формирования системы контроля, учета и развития имеющихся в нашем распоряжении туристских ресурсов. В первую очередь, это связано с отсутствием единого перечня ресурсов, а также со сложностями в понимании того, что можно отнести к туристским ресурсам, и каковы ограничения в развитии туризма на той или иной территории.

В зарубежных странах мира к настоящему времени накоплен значительный опыт систематизации туристских ресурсов, анализ которого в Европейском союзе свидетельствует, что в большинстве государств данные процедуры начали осуществляться не так давно - с 2000 года. Наибольших успехов, судя по числу включенных объектов, добились Великобритания, Германия, Израиль. Именно в Великобритании опыт систематизации туристских ресурсов имеет наибольшую историю.

Особого внимания в контексте систематизации туристских ресурсов заслуживает вопрос приоритетности использования терминов «кадастр» и «реестр». Кадастр туристских ресурсов представляет собой «систематизированный и непрерывно пополняемый свод объективных сведений, объединенных в стандартизованные информационные источники, об индивидуализированном объекте (туристских ресурсах), связанный единством цели» [5]. Понятие реестра туристских ресурсов приведено в законодательстве Краснодарского края, которое определяет его как перечень всех выявленных и учтенных туристских ресурсов на территории региона [1].

С лингвистической точки зрения между данными понятиями отсутствует разница. В то же время исследование содержания уже имеющихся кадастров и реестров туристских ресурсов показывает, что содержание реестров трактуется более свободно, что в российских условиях означает потенциальные возможности формального подхода к формированию кадастров, разработку значительно усеченных перечней ресурсов. В связи с этим использование термина «кадастр» представляется более обоснованным.

Таким образом, под кадастром следует понимать перечень туристских ресурсов, систематизированный на основе их видовой принадлежности, стоимостной оценки, географического положения, аттрактивности и других характеристик, формирующих паспорт туристского ресурса.

В большинстве стран мира в качестве учета туристских ресурсов основным инструментом выступает именно кадастр и лишь в некоторых странах - реестр. При этом существуют страны, где используется одновременно и реестр, и кадастр, например, США и Россия. В США выбор той или иной формы учета зависит от штата,

а в России - от региона, что в целом свидетельствует об отсутствии единой системы учета туристских ресурсов.

В России кадастровый учет различных объектов стали вести только с 1991 года, и сегодня, по самым оптимистичным оценкам, только часть земельных участков, не говоря уже о зданиях и строениях, полноценно оформлена и внесена в кадастр. В то же время в странах с рыночной экономикой сведения кадастра являются активами для привлечения кредитов и инвестиций в различных сферах и отраслях. По оценкам аналитиков, до 50% кредитов в развитых странах предоставляются посредством ипотеки, что делает кадастр мощным катализатором роста экономики и отдельных отраслей.

Несмотря на наличие во многих региональных законах о туризме и туристской деятельности положений относительно ведения кадастра туристских ресурсов, в большинстве случаев полноценные кадастры так и не созданы. Наибольших успехов в систематизации туристских ресурсов в РФ добились Забайкальский край (до 1 января 2008 года - Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ), Вологодская, Ленинградская и Орловская области, республика Калмыкия, республика Мордовия, республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край. Полученные данные по учету туристских ресурсов в регионах Российской Федерации можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Систематизация туристских ресурсов в регионах России

Название региона Объект систематизации (учета)

1 2

Форма учета - Реестр

Волгоградская область Природные и социально-культурные объекты

Калининградская область Природные и социально-культурные объекты

Калужская область Природные и социально-культурные объекты

Ленинградская область Природные и социально-культурные объекты, объекты туристского показа

Магаданская область Природные, социально-культурные и исторические объекты

Нижегородская область Природные, социально-культурные и исторические объекты

Новгородская область Природные, социально-культурные и исторические объекты

Орловская область Туристские объекты (гостиницы, пансионаты, туристические базы, национальный парк и т.д.)

Название региона Объект систематизации (учета)

1 2

Саратовская область Природные и социально-культурные объекты

Томская область Природные и социально-культурные объекты

Тульская область Природные и социально-культурные объекты, объекты туристского показа

Челябинская область Природные и социально-культурные объекты

Кабардино-Балкарская Республика Природные и социально-культурные объекты

Забайкальский край Природные, социально-культурные и исторические объекты

Краснодарский край Природные, исторические, социальнокультурные туристские объекты

Приморский край Природные достопримечательности, рекреационные и охраняемые природные территории, туристские объекты, экосистемы, флора, фауна, популяции, разработанные маршруты

Республика Башкортостан Природные, социально-культурные и исторические объекты

Республика Дагестан Природные, социально-культурные и исторические объекты, акватории

Республика Калмыкия Рекреационные зоны отдыха

Республика Хакасия Объекты, представляющие интерес с социально-экономических, исторических, культурных, познавательных, оздоровительных и иных позиций

Ямало-Ненецкий автономный округ Природные, социально-культурные и исторические объекты

Форма учета - Кадастр

Вологодская область Туристские территории

Ленинградская область Туристские территории

Орловская область Туристские территории

Республика Алтай Туристские территории и объекты

Республика Калмыкия Туристские территории

Республика Мордовия Туристские территории

Республика Северная Осетия-Алания Туристские территории

Ставропольский край Туристские территории

Источник: составлено автором

Данные таблицы свидетельствуют о том, что во многих регионах России существует реестр туристских ресурсов, где учтены в основном объекты, представляющие интерес с социально-экономических, исторических, культурных, познавательных, оздоровительных и иных позиций, однако при этом не определена структура туристских ресурсов. Отдельного единого кадастра туристских ресурсов нет

ни в одном регионе: в большинстве регионов разработан лишь кадастр туристских территорий, он является частью земельного кадастра. С этим, по-видимому, связана основная проблема в использовании объектов туризма.

В результате авторского анализа систем учета туристских ресурсов в регионах РФ следует отметить их ключевой недостаток - отсутствие единой научно-обоснованной методологии описания туристских ресурсов (использование в разных регионах различных систем учета - реестр или кадастр, или то и другое одновременно, различная информационная наполняемость данных систем), а именно:

- отсутствие в ряде кадастров и реестров научно и экономически обоснованных паспортов туристских ресурсов;

- отсутствие в структуре туристских ресурсов либо описательной части, либо идентификационных сведений;

- ограничение видов туристских ресурсов, включаемых в реестр либо кадастр;

- формализм в процессе систематизации - включение лишь общедоступных и общеизвестных ресурсов, не требующих сложных работ при поиске необходимой информации.

В итоге сформированные кадастры и реестры не способны оказывать положительное воздействие на развитие туризма, поскольку не содержат системной информации и описывают лишь общеизвестные объекты туристских ресурсов.

В мировой практике основными целями создания кадастров туристских ресурсов является обеспечение государственных гарантий прав собственности на имущество, обеспечение охраны территорий и исторических памятников, обеспечение задач управления территориями. Кадастр туристских ресурсов предполагает широкий доступ пользователей к сведениям, содержащимся в нем.

Информационное наполнение кадастра туристских ресурсов требует систематизации представляемых сведений в виде четко определенной структуры. Для туристских ресурсов структура кадастра должна выглядеть следующим образом.

1. Общий раздел, в котором отражена информация об уровне развития туризма в регионе. Данная информация должна ежегодно систематически обновляться на основе аналитических и статистических сведений.

2. Специальный раздел, содержащий описание отдельных объектов туристских ресурсов. Данный раздел должен иметь возможности сортировки туристских ресурсов в зависимости от вида; географического местоположения; временных рамок формирования; показателя аттрактивности.

Сортировка возможна при условии реализации кадастра не только в бумажном, но и в электронном виде, что в современных условиях является необходимым требованием к кадастровому учету.

Описание отдельных объектов ресурсов должно строиться на основе формирования паспортов туристских ресурсов. Таким образом, для каждого отдельного объекта должна быть представлена следующая информация:

- идентификационный код объекта туристских ресурсов;

- паспорт ресурса, представляющий собой формализованное описание ключевых характеристик объекта;

- документальная информация, подтверждающая соответствующие факты;

- карты расположения туристского ресурса;

- фотографическая информация (фото объектов).

Включение фотографий туристских ресурсов представляет интерес с потребительской точки зрения, позволяет сохранить документальные подтверждения и свидетельства состояния объектов туристских ресурсов на конкретную дату. Данная информация также нуждается в периодическом обновлении.

Единый кадастр туристских ресурсов Российской Федерации должен включать кадастр по каждому Федеральному округу, объединяющий кадастр субъекта РФ и конкретного административного района (табл. 2). При этом необходимо разграничить кадастры туристских объектов и территорий. По каждому виду ресурса необходимо представить кадастровый паспорт, выявить качественное состояние всех объектов, их правовую принадлежность, степень использования и т.д. По некоторым критериям необходимо выделить категории туристских ресурсов. В результате формируемый кадастр туристских ресурсов как банк ценной и развернутой информации в первую очередь должен стать основой построения новой информационной системы о туристских ресурсах потенциальных территорий Российской Федерации.

Таблица 2

Кадастровая система туристских ресурсов Российской Федерации

Название федерального округа о х вив лрб Количество туристских территорий Количество туристских мероприятий Количество туристских ресурсов, всего Общая стоимость туристских ресурсов

1. Центральный

№ Название области

1. Белгородская область

№ Название города

Город

1. № Название Административного района

1. Район

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

18. Г ород федерального значения Москва

2. Северо-Западный

3. Дальневосточный

4. Сибирский

5. Уральский

6. Приволжский

7. Северо-Кавказский

8. Южный

Источник: составлено автором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта система требует постоянного совершенствования размещения производительных сил, региональных связей, специализации и концентрации, схемы хозяйственных перевозок.

Литература

1. «О туристской деятельности в Краснодарском крае» [Текст]: закон

Краснодарского края: принят 25 октября 2005 года № 938-КЗ (с изм. от 29 декабря 2006 года и 5 июня 2008 года).

2. «О туристской деятельности на территории Нижегородской области» [Текст] закон Нижегородской области: принят 12 февраля 2008 года № 8-З.

3. «О туристской деятельности на территории Рязанской области» [Текст]: закон Рязанской области: принят 24 сентября 1999 года № 52-ОЗ (принят постановлением Рязанской областной Думы от 17 сентября 1999 года № 453) (с изм. от 27 июня 2005 года, 8 мая 2008 года).

4. Боголюбов, В.С. Экономика туризма [Текст] / В.С. Боголюбов. М.: Академия, 2005. С. 254.

5. Inventory: Tourism Resource Assets for TODSS [Электронный ресурс]. [2010]. Режим доступа: www.decisionsbydesign.com/sitebuildercontent/ .../inventory.doc (Дата обращения: 12.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.