Управление экономическими системами Economic systems management
УДК 65.011+004.63 DOI 10.29141/2782-4934-2022-1-3-1 EDN NVLDHD
Л. М. Капустина1, А. С. Миколенко1, Г. С. Тимохина2
1Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация ^Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация
Оценка цифровой конкурентоспособности промышленных компаний
Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния цифровизации на изменение факторов конкурентоспособности промышленных компаний. Для измерения цифровой конкурентоспособности промышленных предприятий авторами предложены семь показателей: внедрение интернета вещей, наличие цифровой платформы, автоматизация бизнес-процессов с подключением к интернету, обеспечение кибербезо-пасности, применение «умных» цифровых моделей, внедрение интеллектуальных систем наблюдения, роботизация производственных процессов. На основе данных показателей проведен экспертный опрос, где в качестве экспертов выступили сотрудники Синарского трубного завода (СинТЗ). Полученные результаты позволили построить многоугольники конкурентоспособности СинТЗ на российском и зарубежном рынке относительно основных конкурентов - производителей стальных труб, а также интегральный рейтинг цифровой конкурентоспособности анализируемых металлургических предприятий. Выводы исследования могут быть использованы промышленными компаниями для управления уровнем цифровизации производства и выстраивания конкурентных стратегий в условиях цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая конкурентоспособность; цифровая экономика; цифро-визация; фактор конкурентоспособности; конкурентное преимущество; промышленные предприятия.
Дата поступления статьи: 26 октября 2022 г.
Для цитирования: Капустина Л. М., Миколенко А. С., Тимохина Г. С. Оценка цифровой конкурентоспособности промышленных компаний // Цифровые модели и решения. 2022. Т. 1, № 3. DOI: 10.29141/2782-4934-2022-1-3-1. EDN: NVLDHD.
Управление экономическими системами Economic systems management
L. M. Kapustina1, A. S. Mikolenko1, G. S. Timokhina2
!Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia 2Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
Assessment of industrial companies' digital competitiveness
Abstract. The article is devoted to the influence of the digital economy and digitalization on the change of industrial companies' competitiveness factors. To measure the digital competitiveness of industrial enterprises, the authors proposed seven indicators: the introduction of the Internet of Things, the availability of a digital platform, automation of business processes with an Internet connection, cybersecurity, the use of smart digital models, the introduction of intelligent surveillance systems, robotization of production processes. Based on these indicators, a survey was conducted, where employees of the Sinar Pipe Plant (SinTZ) acted as experts. The results obtained made it possible to construct the Sin-TZ' competitiveness polygons in the Russian and foreign markets among steel pipe manufacturers, as well as the overall rating of the industrial enterprises' digital competitiveness. The study findings can be used by industrial companies to manage the level of production digitalization and build strategies in the digital economy.
Key words: digital competitiveness; digital economy; digitalization; factors of competitiveness; competitive advantage; industrial enterprises. Paper submitted: 26.10.2022
For citation: Kapustina L. M., Mikolenko A. S., Timokhina G. S. Assessment of industrial companies' digital competitiveness. Digital models and solutions. 2022. Vol. 1, no. 3. DOI: 10.29141/2782-4934-2022-1-3-1. EDN: NVLDHD.
Введение
Цифровая трансформация стала неотъемлемой частью современного общества и одним из определяющих факторов в формировании конкурентоспособности компаний. Цифровая экономика создала новые преимущества и экономические выгоды для
« __ТЛ
деятельности предприятий и улучшения их конкурентных позиций на рынке. В связи с этим использование стандартных методов повышения конкурентоспособности бизнеса уже недостаточно.
Как известно, жесткая конкуренция промышленных компаний за ресурсы, потребителей, рынки сбыта, талантливых работников является одним из основных факторов, определяющих успех и лидерство компании в отрасли. COVID-19 ускорил и расширил четвертую промышленную революцию благодаря быстрому развитию электронной коммерции, онлайн-образования, цифрового здравоохранения, удаленной работы и пр.
Управление экономическими системами Economic systems management
Цифровизация экономики стала глобальным трендом современной эпохи. Повышение конкурентоспособности и создание конкурентных преимуществ в условиях цифрови-зации бизнес-процессов потребовали от промышленных компаний целенаправленных и согласованных действий, а также регулярного мониторинга конкурентов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внедрение цифровых технологий меняет привычные бизнес-модели отраслевых рынков, влияет на конкурентоспособность организаций. В связи с этим цифровизация выступает одним из ключевых конкурентных преимуществ промышленных компаний, что требует научного обоснования критериев цифровой конкурентоспособности предприятий и методических подходов к ее количественной оценке.
Целью данной статьи является уточнение факторов и показателей цифровой конкурентоспособности промышленных компаний и оценка конкурентоспособности металлургических предприятий по уровню цифровизации производства и управления на рынке трубной продукции.
Факторы цифровой конкурентоспособности стран и предприятий
Впервые наиболее точное определение цифровизации дал американский информа-тик Н. Негропонте в конце XX века [1]. По его мнению, цифровизация означает внедрение в экономику новых высокотехнологичных процессов, преимуществами которых являются замена физического веса продукции информацией, снижение издержек производства, уменьшение площадей для производства и складирования продукции, мгновенное перемещение товаров через глобальную сеть Интернет.
Что касается определения цифровой экономики, то можно согласиться с точкой зрения В. Ф. Уколова и В. В. Черкасова, изложенной в монографии «Цифровизация. Взаимодействия реального и виртуального секторов экономики»: цифровая экономика -это технологически оснащенная часть экономики, адекватная актуальным изменениям воспроизводственного процесса, использующая возможности виртуального пространства, интернета, компьютеров, информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта [2, с. 84]. К цифровой экономике, следовательно, относятся e-commerce, электронные платежи, интернет-банкинг, реклама в интернете, электронный доступ к государственным услугам и пр.
К. Шваб акцентирует внимание на том, что в цифровой экономике появляются новые технологии, при объединении которых эффективность того или иного процесса увеличивается, соответственно повышается конкурентоспособность предприятия [3]. Цифровизация создает новый контекст для формирования конкурентоспособности компаний. Цифровая экономика внедряет в деятельность информационные и цифровые технологии, меняет бизнес-модели, снижает затраты на расширение производства и рекламу, создавая эффект масштаба, и снижает стоимость выхода на внешние рынки, поскольку интернет-платформы позволяют небольшим фирмам беспрепятственно продавать онлайн иностранным клиентам и превращаться в «микротранснациональные корпорации» [4].
Управление экономическими системами Economic systems management
Однако, по мнению П. Вайла и С. Ворнер, старших научных сотрудников Центра исследования информационных технологий в Школе менеджмента Слоуна при Мас-сачусетском технологическом институте, цифровая трансформация сводится не только к современным технологиям. Цифровые технологии не всегда создают конкурентное преимущество перед другими участниками рынка. Как отмечают ученые, самое главное - изменить бизнес-процессы и модели так, чтобы увеличить эффективность работы по сравнению с конкурентами и предложить потребителям нечто новое и привлекательное, созданное благодаря цифровым технологиям [5].
Ши /— и и и
сегодняшний день наиболее значимой теорией международной конкурентоспособности признана теория американского экономиста М. Портера, который проанализировал различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности как отдельных фирм, так и национальной экономики страны в целом, предложил типологию и иерархию факторов конкурентного преимущества [6, с. 83]. Именно благодаря развитым факторам можно добиться конкурентного преимущества [7, с. 117]. К специализированным факторам М. Портером отнесены информационная инфраструктура, цифровые базы данных, система исследовательских институтов, квалифицированная рабочая сила и др. Именно «...специализированные факторы образуют более долговременный и устойчивый контекст для конкурентного преимущества» [7, с. 119]. В современных условиях на первый план выходят цифровые факторы конкурентоспособности.
Факторы цифровизации создают современные условия конкурентной борьбы, переключая деятельность современных компаний в сферу информационно-коммуникационных технологий. Цифровые факторы оказывают воздействие на предприятие как с внешней, так и с внутренней стороны. Так, к внутренним факторам относятся [8, с. 52]:
• развитие цифровых технологий проектирования;
• 3D- и VR-технологии;
• создание цифрового предприятия;
• автоматизированные интеллектуальные системы управления жизненным циклом продукции.
В свою очередь, внешними факторами конкурентоспособности в условиях цифровизации являются [8, с. 54]:
• развитие цифровой экономики в стране;
• переход на использование цифровых технологий во всех сферах жизни общества;
• потребности общества в цифровых сервисах.
Цифровые технологии и платформы изменили факторы конкурентоспособности во многих отраслях. «Механизм управления конкурентоспособностью в условиях цифровой экономики также основывается на таких факторах конкурентного преимущества, как гибкость и способность к изменениям» [9]. Следовательно, на данный момент существует тенденция трансформации факторов конкурентоспособности: переход от традиционной концепции пяти сил конкуренции М. Портера к использованию современных 1Т-систем и цифровизации бизнес-процессов. Цифровая экономика вводит новые показатели конкурентных преимуществ, такие как научный и цифровой потен-
Управление экономическими системами Economic systems management
циал кадров, применение цифровых технологий в бизнес-процессах, а также способность компании быть гибкой и быстро адаптироваться к условиям виртуальной внешней среды.
Показатели и методы оценки цифровой конкурентоспособности
Методология исследования цифровой экономики находится в стадии формирования. Наибольшей проработанностью характеризуются методики оценки цифровой конкурентоспособности стран мира. В частности, более пяти лет цифровой рейтинг стран рассчитывается Швейцарским институтом менеджмента (IMD) по 64 странам мира, включая Россию. Методология рейтинга определяет цифровую конкурентоспособность по трем основным факторам [10].
Первая группа факторов - знания, которые включают такие показатели, как талант, обучение и образование, а также научный потенциал.
Вторая группа факторов - технологии, которые включают в себя следующие под-факторы: нормативно-правовая база, капитал, а также технологическая инфраструктура. Цифровую инфраструктуру составляют вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности, работающие на цифровой основе, например, сервисы облачных хранилищ, центры обработки данных, интернет вещей и т. д. Что касается капитала, то при определении рейтинга учитываются уровень инвестиций в развитие цифровой инфраструктуры, капитализация рынка цифровых технологий.
Третья группа факторов - готовность к будущему. Данная группа содержит в себе такие подфакторы, как интеграция информационных технологий, гибкость бизнеса и его адаптационной способности к изменениям.
Представляет интерес исследование компании KMDA, специализирующейся в сфере цифрового консалтинга и стратегии бизнес-трансформации, по цифровой трансформации факторов конкурентоспособности предприятий при поддержке Microsoft. Компания KMDA определила, что основными критериями в области цифровой трансформации предприятий являются [11]:
• цифровизация бизнес-процессов - применение различных цифровых решений для их автоматизации с целью повышения эффективности и управляемости всей цепочки операционной деятельности организации;
• управление на основе данных - развитие инфраструктуры для обработки данных, что позволяет компаниям проводить широкий анализ, ценность которого растет с каждым этапом цифровой трансформации компании;
• цифровая инфраструктура и технологии;
• управление клиентским опытом (совокупностью всех действий и впечатлений, которые получает клиент в процессе взаимодействия с компанией), что позволяет повысить лояльность потребителей, снизить отток клиентов, углубить понимание потребностей клиента, разработать инструменты для анализа поведения покупателей, персонализировать продукты и услуги и т. д.;
Управление экономическими системами Economic systems management
• управление ценностью продуктов и услуг - использование цифровых технологий для измерения уровня удовлетворенности клиента, поддержания прямой коммуникации с потребителями 24/7/365;
• работа с инновациями - способность компании разрабатывать, внедрять инновации различными методами;
• цифровая культура и цифровое партнерство - агрегирование инфраструктур или отдельных их элементов партнерами;
• цифровая культура и компетенции - развитие у персонала навыков и компетенций для цифровой трансформации: аналитическое мышление, навыки работы с данными, методы и инструменты цифровизации продукта, знание принципов информационной безопасности.
С учетом вышеизложенного для измерения цифровой конкурентоспособности промышленных предприятий авторами предложены семь показателей:
1) внедрение интернета вещей;
2) наличие цифровой платформы;
3) автоматизация бизнес-процессов с подключением к интернету;
4) обеспечение кибербезопасности;
5) применение «умных» цифровых моделей;
6) внедрение интеллектуальных систем наблюдения;
7) роботизация производственных процессов.
Показатели оцениваются по пятибалльной шкале на основе опроса 10 экспертов -сотрудников предприятия. Все показатели для наглядности сравнительного анализа цифровой конкурентоспособности компаний обобщаются и визуализируются в многоугольнике конкурентоспособности.
Цифровая конкурентоспособность Синарского трубного завода в сравнении с российскими и иностранными производителями стальных труб
Акционерное общество «Синарский трубный завод» (СинТЗ) - это современное крупное специализированное предприятие черной металлургии, производящее стальные трубы и оказывающее услуги промышленного характера. Завод расположен в г. Ка-менске-Уральском, с 2002 г. входит в состав ПАО «Трубная металлургическая компания» (ТМК)1. На сегодняшний день СинТЗ активно осваивает новые, высоко востребованные виды продукции, стремится работать на опережение технических требований потребителей, увеличивая объемы выпуска высокотехнологичных продуктов. Приоритетным направлением для предприятия является предоставление потребителям инновационных трубных решений, для чего используются и внедряются факторы цифро-визации производства в целях повышения конкурентоспособности продукции.
Основными конкурентами СинТЗ на внутреннем рынке являются следующие предприятия:
1 О предприятии: ТМК. URL: https://sintz.tmk-group.ru/sintz_about (дата обращения: 11.09.2022).
Управление экономическими системами Economic systems management
• Выксунский металлургический завод (ВМЗ) - располагается в Нижегородской области, в городе Выкса. Предприятие входит в структуру АО «Объединенная металлургическая компания» (ОМК) и является крупнейшим отечественным производителем стальных сварных труб и железнодорожных колес, годовая мощность производства труб большого диаметра составляет 2 млн т1;
• Альметьевский трубный завод (АТЗ) - еще один участник ОМК, а также один из крупнейших в Поволжье производителей стальных электросварных труб с высококачественным наружным покрытием2.
На внешних рынках СинТЗ конкурирует с производителями бесшовной премиальной продукции:
• Tenaris - итальянская компания, крупный мировой производитель и поставщик бесшовной и сварной стальной трубной продукции для нефтегазовой промышленности и машиностроения3;
• Vallourec - французский производитель стальных труб, один из мировых лидеров в сфере производства стальных бесшовных труб, предназначенных для добычи нефти
" 4
и газа, а также других отраслей промышленности4;
• Нижнеднепровский трубопрокатный завод (НТЗ) - украинское трубное предприятие, входящее в компанию «Интерпайп», производящее трубную продукцию и продукцию для железнодорожной отрасли5;
• Cangzhou Leadingfly Steel Pipe - китайское предприятие, профессиональный производитель и поставщик стальных труб, включая сварные, бесшовные, оцинкованные, антикоррозийные и изготовленные на заказ стальные трубы6.
СинТЗ является участником программы «Цифровое производство ТМК». Цель программы - «...с помощью цифровой трансформации повысить эффективность и качество системы оперативного управления производством и производственных процессов, усовершенствовать планирование для повышения производительности труда, ритмичности производства и экономии ресурсов и, как следствие, достижение стратегических
" 7
целей»7.
Цифровизация на СинТЗ включает в себя следующие элементы:
• интернет вещей. В 2020 г. на предприятии внедрен мониторинг оборудования на основе Winnum - передовой российской платформы для промышленного интернета ве-
1 Выксунский завод. URL: https://omk.ru/factory/vyksa/?unit= (дата обращения: 25.09.2022).
2 Альметьевский завод. URL: https://omk.ru/factory/almetyevsk/ (дата обращения: 25.09.2022).
3 Tenaris. URL: https://www.tenaris.com/en (дата обращения: 25.02.2022).
4 Vallourec Smart Tubular Solutions. URL: https://www.vallourec.com/ (дата обращения: 25.09.2022).
5 INTERPIPE / ИНТЕРПАИП - международная компания. URL: https://interpipe.biz/ (дата обращения: 25.09.2022).
6 Steel Pipes, China Seamless Steel Pipe Factory - URL : http://steelpipefactory.com/index.html (дата обращения: 25.09.2022).
7 Годовой отчет ТМК 2020 «На пике высоких технологий». URL: https://www.tmk-group.ru/storage/ annual-reports/103/tmk-ar2020-rus.pdf (дата обращения: 11.09.2022).
Управление экономическими системами Economic systems management
щей, которая содержит полный набор инструментов для удаленного мониторинга, диагностики и оптимизации работы изделий и процессов их эксплуатации;
• наличие цифровой платформы. СинТЗ - участник ТМК e-Trade, т. е. интернет-магазина по продаже трубной продукции. Платформа позволяет приобрести весь ассортимент продукции предприятия;
• автоматизированное производство - на заводе активно внедряется и используется оборудование с числовым программным управлением (ЧПУ) и цифровым мониторингом, в частности, «высокопроизводительный термопластавтомат нового поколения для изготовления предохранительных деталей, защищающих резьбы труб нефтяного сортамента от повреждений и коррозии»1, «оборудование для финишной отделки труб, позволяющее в автоматическом режиме осуществлять все основные этапы финишной отделки, включая формирование готовых пакетов труб для отгрузки потребителю»2;
• кибербезопасность - важный фактор обеспечения цифровой и информационной безопасности в условиях цифровизации производства. С 2021 г. на СинТЗ функционирует система управления событиями информационной безопасности на основе продукта MaxPatrol SIEM3;
• «умные» цифровые модели. В 2021 г. в цехах СинТЗ прошла замена автоматизированных электроприводов на современные цифровые. Новые преобразователи более надежно защищают электродвигатели и механизмы от аварийных режимов работы, обеспечивают экономию электроэнергии. «Умное» управление электродвигателями позволяет с высокой точностью регулировать их скорость, обеспечивая самые жесткие требования технологии4;
• интеллектуальные системы наблюдения. В 2021 г. была внедрена система технического телевидения в трубопрокатном цехе. «В рамках цифровой трансформации производства система видеомониторинга призвана обеспечить фиксацию производственных процессов, чтобы гарантировать строгое соблюдение технологических операций»5;
• роботизация. Предприятие внедряет цифровые решения не только в процесс производства, но и в процесс управления. Так, в 2021 г. ТМК и российская компания NFP реализовали проект по автоматизации работы с финансовыми документами. Программный робот «разгрузил» отдел бухгалтерии от рутинной сверки актов, за сотрудниками
1 СинТЗ расширил парк оборудования по производству деталей для защиты труб. URL: https://sintz. tmk-group.ru/sintz_news/3674 (дата обращения: 20.09.2022).
2 На СинТЗ внедрено новое оборудование для финишной отделки труб. URL: https://sintz.tmk-group. ru/sintz_news/395 (дата обращения: 20.09.2022).
3 СинТЗ внедрил систему управления информационной безопасностью на основе решения MaxPatrol SIEM. URL: https://sintz.tmk-group.ru/sintz_news/3548 (дата обращения: 20.09.2022).
4 На СинТЗ разработали цифровые технологии для электродвигателей. URL: https://vremya.press/na-sintz-razrabotali-cifrovye-tehnologii-dlya-elektrodvigatelej/ (дата обращения: 20.09.2022).
5 СинТЗ внедрил систему видеоконтроля производственных процессов. URL: https://sintz.tmk-group. ru/sintz_news/3807 (дата обращения: 20.09.2022).
Управление экономическими системами Economic systems management
остались задачи по отработке исключений и подписанию протоколов разногласий, что позволило в 10 раз ускорить обработку финансовой документации СинТЗ1.
Конкуренты СинТЗ также осознают значимость цифровизации и цифровой трансформации в промышленности. На Tenaris активно применяются устройства Realware: «умные» очки способны передавать потоковую передачу с встроенной камеры удаленному эксперту, который может видеть все, что видит работник. УаПоигес внедрила интеллектуальные решения для труб - инструмент для более тщательного понимания и мониторинга своих скважин. Решение интегрирует инновационный датчик давления и температуры на основе микроэлектромеханических систем (МЭМС), размещенных непосредственно на трубах, что позволяет операторам контролировать ранее недоступные участки скважины в режиме реального времени.
Показатели цифровой конкурентоспособности конкурентов в части внедрения интернета вещей и наличия цифровой платформы представлены в табл. 1.
Таблица 1. Показатели цифровой конкурентоспособности конкурентов СинТЗ, характеризующие внедрение интернета вещей и наличие цифровой платформы2
Конкурент Интернет вещей Цифровая платформа
ВМЗ + Цифровой личный кабинет ОМК. В данной системе заказчик может отследить статус своих заказов от оформления до отгрузки, найти всю кредитную информацию, счета-фактуры и сроки оплаты
АТЗ -
Tenaris + На площадке Rig Direct клиенты могут размещать заказы и отслеживать их, управлять возвратами и получать доступ к сертификатам заводских испытаний. Приложение PipeTracer обеспечивает всей информацией по трубам в режиме реального времени, позволяет синхронизировать параметры с расчетом скважины
Vallourec + Цифровая платформа Vallourec.smart, позволяющая клиентам оптимизировать затраты на строительство скважин и повышать производительность оборудования с использованием интеллектуальных труб. Маркетплейс Behub-e, предоставляющий онлайн-канал продаж для продавцов и покупателей на энергетических и промышленных рынках
НТЗ + -
Cangzhou Leadingfly Steel Pipe + Интернет-магазин труб. Облачные платформы для промышленных систем управления на высокопроизводительном программном обеспечении обеспечивают и создают сбор больших данных, их моделирование для промышленного интернета
Из табл. 1 видно, что интернет вещей присутствует на всех предприятиях, кроме АМЗ. Так, в компании Vallourec использование новейших технологий интернета вещей позволяет оптимизировать мониторинг нефтяных и газовых скважин на основе данных.
1 ТМК роботизировала обработку финансовых документов. URL: https://www.tmk-group.ru/ PressReleases/3825 (дата обращения: 20.09.2022).
2 Составлено авторами по: [13-18].
Управление экономическими системами Economic systems management
Что касается цифровых платформ, то они развиты у каждого конкурента СинТЗ, кроме НТЗ, а на цифровой платформе ВМЗ и АТЗ не только совершаются покупки и оплаты, но и проводятся интернет-аукционы.
Показатели цифровой конкурентоспособности предприятий в сфере автоматизированного производства и кибербезопасности представлены в табл. 2.
Таблица 2. Показатели цифровой конкурентоспособности: автоматизированное производство и кибербезопасность1
Конкурент Автоматизированное производство Кибербезопасность
ВМЗ Станки с ЧПУ, BIM-технологии Использование экосистемы UBS Cybersecurity Awareness Platform, которая позволяет повысить осведомленности персонала в области информационной безопасности
АТЗ Станки с ЧПУ, современная система автоматизации склада (WMS)
Tenaris Станки с ЧПУ, инфраструктура Kubernetes, позволяет увеличить скорость развертывания приложений, уменьшить количество ошибок во всех операционных процессах и стандартизировать инструменты анализа данных IT-решения для обеспечения информационной безопасности
Vallourec Станки с ЧПУ, система RealWear, которая обеспечивает удаленную поддержку оборудования IT-решения для обеспечения информационной безопасности
НТЗ Станки с ЧПУ, автоматизация ремонтного обслуживания, EAM-системы и методики Predictive Maintenance IT-решения для обеспечения информационной безопасности
Cangzhou Leadingfly Steel Pipe Станки с ЧПУ, интеллектуальные системы для ЧПУ IT-решения для обеспечения информационной безопасности, китайская система обеспечения кибербезопас-ности
Из табл. 2 можно сделать вывод, что автоматизированное производство и кибербезопасность присутствуют на каждом предприятии. Это связано с тем, что автоматизированное производство - это первый шаг в цифровой трансформации компаний, а кибербезопасность - необходимая составляющая цифровизации, позволяющая предотвращать утечку данных.
Показатели, характеризующие цифровую конкурентоспособность конкурентов СинТЗ в части внедрения «умных» цифровых моделей, интеллектуальных систем наблюдения и роботизации производства, представлены в табл. 3.
1 Составлено авторами по данным официальных сайтов предприятий: Выксунский завод. URL: https://omk.ru/factory/vyksa/?unit=; Альметьевский завод. URL: https://omk.ru/factory/almetyevsk; Tenaris. URL: https://www.tenaris.com/en; Vallourec Smart Tubular Solutions. URL: https://www.vallourec.com; INTERPIPE / ИНТЕРПАИП - международная компания. URL: https://interpipe.biz; Steel Pipes, China Seamless Steel Pipe Factory. URL: http://steelpipefactory.com/index.html (дата обращения: 25.09.2022).
Управление экономическими системами Economic systems management
Таблица 3. Показатели цифровой конкурентоспособности: умные цифровые модели, интеллектуальные системы наблюдения и роботизация1
Конкурент «Умные» цифровые модели Интеллектуальные системы наблюдения Роботизация
ВМЗ Цифровые двойники Компьютерное зрение Программные роботы, промышленные роботы, чат-боты в приложении Telegram
АТЗ - -
Tenaris Ковши для печи в сталелитейном цехе с удаленной помощью. Инструмент объединил виртуальную (У^) и дополненную (AR) реальность Устройства Realware. «Умные» очки, способные передавать потоковую передачу с встроенной камеры удаленному эксперту, который может видеть все, что видит работник Промышленные и программные роботы
Vallourec Цифровые двойники Инструмент для более тщательного понимания и мониторинга скважин. Решение интегрирует инновационный датчик давления, что позволяет операторам контролировать ранее недоступные участки скважины в режиме реального времени Аддитивное производство проволочной дуги
НТЗ - Машинное и компьютерное зрение Производственные роботы
Cangzhou Leadingfly Steel Pipe Технологии VR и AR для создания визуальных «инструкций-подсказок» на рабочих местах, а также для продвижения и продажи продукции Машинное и компьютерное зрение Производственные и промышленные роботы, аддитивные технологии
На основе данных, представленных в табл. 3, можно сказать, что на металлургических предприятиях идет активное внедрение «умных» цифровых моделей и интеллектуальных систем наблюдения. Также особое внимание уделяется роботизации, аддитивным технологиям.
Для построения многоугольников конкурентоспособности и определения количества баллов по каждому показателю был проведен опрос и интервью с десятью сотрудниками СинТЗ. Экспертами выступили:
• заместитель начальника планово-экономического отдела;
• начальник участка сопровождения гидравлического оборудования;
• инженер-конструктор;
• инженер-технолог (обработка металлов давлением);
1 Составлено авторами по данным официальных сайтов предприятий.
ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ И РЕШЕНИЯ
Т. 1 № 3 2022 Ус1. 1 No.3 М nigitn| mndpfcnnd solutions_ISSN 2782-4934 (online)
Управление экономическими системами Economic systems management
• ведущий инженер-проектировщик;
• стропальщик;
• резчик;
• токарь;
• слесарь КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики);
• оператор станков с ЧПУ.
На рис. 1 представлен многоугольник конкурентоспособности СинТЗ на внутреннем рынке.
Интернет вещей 4
Роботизация ___——-----. Цифровая платформа
-•- СинТЗ
Интеллектуальные / и А —ВМЗ
I Автоматизированное
системы ^
с- \ производство *тч
наблюдения \ aij
«Умные» т„ _ _
цифровые модели Кибербезопасность
Рис. 1. Конкурентоспособность СинТЗ на внутреннем рынке
В соответствии с результатами исследования сильной стороной СинТЗ по сравнению с конкурентами является интернет вещей. Однако «умные» цифровые модели, интеллектуальные системы наблюдения и роботизация - слабые стороны по отношению к ВМЗ. Таким образом, по результатам опроса выявлено, что ВМЗ - лидер по уровню цифровой конкурентоспособности на внутреннем рынке. СинТЗ следует уделить особое внимание развитию «умных» цифровых моделей и внедрению роботов в производственные и управленческие процессы.
На рис. 2 представлен многоугольник конкурентоспособности СинТЗ на внешнем рынке. Из многоугольника видно, что абсолютным лидером по цифровой конкурентоспособности является китайская компания Cangzhou Leadingfly Steel Pipe. Конкуренты опережают СинТЗ по таким показателям, как цифровая платформа, автоматизированное производство, интеллектуальные системы наблюдения. Тем не менее по четырем факторам из семи (интернет вещей, цифровая платформа, кибербезопасность, «умные» цифровые модели) СинТЗ лидирует по сравнению с украинским Нижнеднепровским трубопрокатным заводом.
и и \j 1 и
рис. 3 отражен интегральный рейтинг предприятий по уровню цифровой конкурентоспособности. В тройку лидеров входят китайское предприятие Cangzhou Lead-ingfly Steel Pipe, французское Vallourec и итальянское Tenaris. Что касается СинТЗ, то компания занимает пятое место среди семи анализируемых металлургических предприятий.
Т. 1 № 3 2022 Vol. 1 No.3
ISSN 2782-4934 (online)
Управление экономическими системами Economic systems management
Интернет вещей 5
Роботизация
Интеллектуальные системы наблюдения
«Умные» цифровые модели
Цифровая платформа
Автоматизированное производство
Tenaris Vallourec Интерпайп НТЗ Leadingfly Steel Pipe СинТЗ
Кибербезопасность Рис. 2. Конкурентоспособность СинТЗ на внешнем рынке
311
299
298
257
247
212
di
201
Cangzhou Leadingfly Steel Pipe
Vallourec Tenaris
BM3
СинТЗ
AT3
НТЗ
Рис. 3. Рейтинг предприятий по уровню цифровой конкурентоспособности
Итак, цифровизация и цифровая трансформация стали важными направлениями в деятельности анализируемых промышленных предприятий. На СинТЗ идет активное освоение новых цифровых факторов производства. На основе анализа конкурентоспособности можно сделать вывод, что СинТЗ обладает достаточно развитыми цифровыми факторами производства, однако на внутреннем рынке ключевым конкурентом является ВМЗ, а на внешнем - такие компании, как Cangzhou Leadingfly Steel Pipe, Vallourec и Tenaris. Из этого следует, что СинТЗ необходимо продолжать путь цифровой трансформации, чтобы обеспечить конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Заключение
Можно заключить, что цифровая экономика во многом изменила характер факторов конкурентоспособности компаний, в научной литературе получило распространение понятие «факторы цифровизации», которые во многом определяют современные условия конкурентной борьбы. На первое место в системе управления конкурентоспособностью компаний, внедривших в свои бизнес-процессы цифровые технологии, выходит способность компаний эффективно подстраиваться под быстро меняющиеся условия окружающей среды.
В ходе исследования была проанализирована цифровая конкурентоспособность Си-нарского трубного завода в сравнении с российскими и иностранными производителя-
Управление экономическими системами Economic systems management
ми стальных труб. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что абсолютным лидером по цифровой конкурентоспособности среди анализируемых компаний является китайское предприятие Cangzhou Leadingfly Steel Pipe, которое характеризуется высоким уровнем развития автоматизированного производства, интернета вещей, ки-бербезопасности и интеллектуальных систем наблюдения. Второе место в рейтинге занимает французская компания Vallourec, третье - итальянский производитель стальных труб Tenaris; респонденты отметили наличие цифровой платформы и автоматизированное производство главными конкурентными преимуществами предприятий. На четвертом месте расположилось российское предприятие ВМЗ, где на высоком уровне развиты «умные» цифровые модели и роботизация. Что касается СинТЗ, то он занимает пятое место в общем рейтинге. Можно сделать вывод, что предприятие обладает достаточно развитыми цифровыми факторами производства (в особенности наличие интернета вещей, цифровой платформы и обеспечение кибербезопасности). На шестом месте расположилось российский АТЗ, а на седьмом - украинский НТЗ. Предприятия отстают от конкурентов по уровню развития интернета вещей, интеллектуальных систем наблюдения, «умных» цифровых моделей.
Таким образом, исследование подтвердило, что цифровые технологии и платформы изменили факторы конкурентоспособности в черной металлургии. Цифровая экономика создала новый контекст для развития конкурентных преимуществ, получения экономических выгод и повышения конкурентоспособности предприятий.
Источники
1. Бухтиярова Т. И. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Бизнес и общество. 2019. № 1(21). URL: http://busines-society.ru/2019/num-1-21/22_ bukhtijarova.pdf (дата обращения: 14.08.2022). EDN: FUXDMV.
2. Уколов В. Ф., Черкасов В. В. Цифровизация: взаимодействие реального и виртуального секторов экономики: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 203 с. ISBN 978-5-16015640-8. EDN: YRQJVC.
3. Schwab K. The fourth industrial revolution. Ginebra: World Economic Forum, 2016. 172 p. ISBN 978-1-944835-01-9.
4. Maintaining competitive conditions in the era of digitalization / OECD. 2018. URL: https:// www.oecd.org/g20/Maintaining-competitive-conditions-in-era-of-digitalisation-0ECD. pdf (дата обращения: 11.10.2022).
5. Weill P., Woerner S. L. What's your digital business model? Six questions to help you build the next-generation enterprise. Boston: Harvard Business Review Press, 2018. 256 p. ISBN 978-978-1-6336-9270-1.
6. Пивоваров С. Э., Максимцев И. А., Тарасевич Л. С. Международный менеджмент. 5-е изд. СПб.: Питер, 2013. 720 с. ISBN 978-5-496-00691-0.
7. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина, 2022. 948 с. ISBN 978-5-907394-63-6.
Управление экономическими системами Economic systems management
8. Тюлин А. Е., Чурсин А. А. Управление конкурентоспособностью продукции. М. : ИНФРА-М, 2020. 215 с. ISBN 978-5-16-016101-3.
9. Никулин Р. А. Трансформация факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1(35). С. 56-64. EDN: MZHXHW.
10. World Digital Competitiveness Ranking. URL: https://www.imd.org/centers/world-com-petitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness/ (дата обращения: 11.10.2022).
11. Цифровая трансформация в России - 2020. Обзор и рецепты успеха / KMDA. URL: https://drive.google.com/file/d/1xVK4lSanDZSCN6kGAHXikrGoKgpVlcwN/view (дата обращения: 19.09.2022).
Информация об авторах
Капустина Лариса Михайловна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и международного менеджмента. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: [email protected].
Миколенко Анастасия Сергеевна, магистрант кафедры маркетинга и международного менеджмента. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: mikolenko.anastasiya@ yandex.ru.
Тимохина Галина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, 117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Larisa M. Kapustina, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Marketing and International Management. Ural State University of Economics, 620144, Russia, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45. E-mail: [email protected].
Anastasiya S. Mikolenko, Master student of the Department of Marketing and International Management. Ural State University of Economics, 620144, Russia, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45. E-mail: [email protected].
Galina S. Timokhina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Marketing, Russian Economic University named after G. V. Ple-khanov, 117997, Russia, Moscow, Stremyanny per., 36. E-mail: [email protected]