Научная статья на тему 'Оценка трудозатрат пользователей на взаимодействие с веб-сайтами управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Оценка трудозатрат пользователей на взаимодействие с веб-сайтами управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка затрат ресурсов / веб-приложения / статистические характеристики распределения затрат труда и времени / cost estimation resources / web applications / statistical characteristics of the distribution of labor costs and time

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хубаев Георгий Николаевич, Шевченко Сергей Васильевич

Предложена и апробирована методика экспресс-оценки ресурсоёмкости процессов взаимодействия пользователей с веб-приложениями. Методика позволяет осуществлять оптимальный выбор веб-оболочки по критерию минимума затрат времени и трудовых ресурсов на работу с программной системой; оценивать статистические характеристики распределения затрат ресурсов на реализацию необходимых функций и на загрузку веб-страниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proposed and tested method of rapid assessment of costs of resources to the interaction of users with different Web applications. The technique allows for the optimal choice of a particular web shell criterion of a minimum investment of time and labor; evaluate the statistical characteristics of the labor and time to implement the necessary functions and to download web pages.

Текст научной работы на тему «Оценка трудозатрат пользователей на взаимодействие с веб-сайтами управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

165

ОЦЕНКА ТРУДОЗАТРАТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЕБ-САЙТАМИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА

Хубаев Георгий Николаевич

д-р экон. наук, профессор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

Шевченко Сергей Васильевич

программист Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

Предложена и апробирована методика экспресс-оценки ресурсоёмкости процессов взаимодействия пользователей с веб-приложениями. Методика позволяет осуществлять оптимальный выбор веб-оболочки по критерию минимума затрат времени и трудовых ресурсов на работу с программной системой; оценивать статистические характеристики распределения затрат ресурсов на реализацию необходимых функций и на загрузку веб-страниц.

ANNOTATION

Proposed and tested method of rapid assessment o f costs of resources to the interaction of users with different Web applications. The technique allows for the optimal choice of a particular web shell criterion of a minimum investment of time and labor; evaluate the statistical characteristics of the labor and time to implement the necessary functions and to download web pages.

Ключевые слова: оценка затрат ресурсов; веб-приложения; статистические характеристики распределения затрат труда и времени.

Keywords: cost estimation resources; web applications; statistical characteristics of the distribution of labor costs and

time.

Введение. Сегодня на рынке представлено множество оболочек веб-сайтов, отличающихся по ряду параметров, характеризующих потребительское качество товара, в том числе по ресурсоёмкости процесса эксплуатации - по затратам труда, времени, финансов на применение и сопровождение веб-сайта.

Но, спрашивается, как оперативно выполнить сравнительную оценку затрат времени, трудовых и финансовых ресурсов на эксплуатацию купленного или создаваемого веб-приложения?

Как осуществить оптимальный выбор конкретной оболочки из множества сопоставимых по функциональной полноте и стоимости?

Как оценить статистические характеристики затрат времени на реализацию необходимых функций при использовании веб-приложений?

Ниже на примере анализа веб-сайтов рассматривается универсальная методика объективной количественной оценки трудоёмкости реализации функций веб-приложений, позволяющая ответить на поставленные вопросы.

Предварительные замечания. 1) Поведение любого индивида носит вероятностный характер. Это относится и к любой деятельности индивида, включая затраты времени на освоение любого нового учебного материала. Так, у разных исполнителей не только существенно отличаются затраты времени на выполнение одинаковых операций делового процесса, но даже у одного исполнителя, выполняющего одну операцию, затраты времени не её выполнение имеют значительный разброс и значения коэффициента вариации и правосторонней асимметрии распределения весьма велики (см., например, [1-3]); 2)При использовании программных систем в условиях Интернет коэффициент вариации и асимметрия времени загрузки системы (затрат времени на получение требуемого результата) будут заметно возрастать по сравнению с их использованием в локальной среде; 3)Экспериментальную оценку статистических характеристик времени реализации функций веб-приложений необходимо проводить, группируя пользователей (потенциальных клиентов-поку-пателей веб-приложения) в зависимости от значений классификационных признаков (пол, возраст, образование и др.) и выполнив имитационное моделирование с учетом

характеристик распределения затрат времени в каждой из групп и доли конкретной группы в составе пользователей; 4)Если в результате натурного эксперимента получены значения статистических характеристик и распределение затрат времени на реализацию выбранного подмножества функций у сравниваемых веб-приложений, то оценить значимость различия в затратах времени можно, воспользовавшись методами непараметрической статистики либо сравнив затраты времени пользователя при заданной вероятности получения результата - например, при вероятности 80, 90 или 95 процентов.

Пример оценки. Предлагаемую методику рассмотрим на примере оценки статистических характеристик затрат времени на реализацию функций и загрузку веб-сайтов управляющих компаний (УК), связанных с услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Для сравнения выбрано шесть веб-сайтов - 5 лучших УК г.Москвы (по итогам исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» и ОАО «Московская объединенная энергетическая компания», проводимого в феврале 2015 года) и одна УК г.Ростова-на-Дону: www.ds-exp.ru;www.evagd.ru; www. uknahichevan.ru; www.dezub.ru;dez-hm.ru; dezyasenevo.ru. С использованием таблицы случайных чисел этим вебсайтам присвоены идентификаторы Z1-Z6.

1.Оценка затрат времени на реализацию функций. Для оценки фактических затрат времени пользователей на реализацию функций выбранных веб-сайтов к участию в эксперименте привлечено 40 жильцов нескольких домов г.Ростова-на-Дону разного возраста. Все участники эксперимента разбиты на три возрастных группы - 20-40 лет, 40-60 и более 60 лет. Анализировались затраты времени на выполнение только одной функции - «Получение информации о доме». Выбор этой функции обусловлен тем, что она реализована на подавляющем большинстве вебсайтов УК и является одной из самых востребованных.

Для повышения точности расчетов эксперимент включал несколько подходов. В таблице 1 представлены усреднённые результаты о затратах времени на реализацию функции по каждому из 9 испытуемых (по 3 представителя каждой возрастной группы). Оценивались средние значения и значения минимального и максимального времени выполнения функции по каждому веб-сайту.

166

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Для сравнения веб-сайтов по затратам времени на реализацию выбранной функции использована система автоматизированного синтеза имитационных моделей СИМ-UML [4]. Система позволяет:

- вести список переменных, задавать количественные характеристики модели и учитывать стохастическую природу моделируемых деловых процессов [5];

- с помощью графического конструктора строить UML-модели, определяющие характеристики делового процесса;

- автоматически формировать программный код имитационной модели.

В результате имитационного моделирования получаем статистические характеристики (математическое ожидание, дисперсию, коэффициент вариации, эксцесс, асимметрию) и распределение (таблицу и гистограмму) затрат времени на реализацию функции «Получение информации о доме» по каждой УК (см. Таблицу 2).

Таблица 1

Результаты эксперимента

Возраст, лет Жильцы Затраты времени пользователя на реализацию функций при использовании вебсайтов:

Z1 Z2 Z3 Z4 Z5 Z6

От 20 до 40 Э1 12,22 13,50 18 15,30 14,60 15,43

Э2 12,53 13,90 20,12 14,18 14,32 17,65

Э3 13,01 14,06 19,75 15,10 15,14 16,55

От 40 до 60 Э4 20,20 23,61 37,56 24,06 25,02 26,78

Э5 22,17 23,75 38,12 25,71 23,87 27,38

Э6 21,86 24,07 38,47 26,12 24,77 30,12

От 60 и более Э7 33,32 37,20 50,23 46,06 44,82 47,41

Э8 33,01 38 59,36 46,31 43,45 48,23

Э9 34,17 36,36 55,24 47,73 46,65 50,03

Min 12,22 13,50 18 14,18 14,32 15,43

Max 34,17 38 59,36 47,73 46,65 50,03

Среднее значение 23,2 25,75 38,68 30,96 30,49 32,73

Таблица 2

Результаты имитационного моделирования

Параметр Z1 Z2 Z3 Z4 Z5 Z6

Число итераций 1000 1000 1000 1000 1000 1000

Среднее 23.28 25.91 38.29 30.92 30.26 32.54

Дисперсия 20.47 24.37 68.42 46.5 41.8 49.57

Среднеквадратическое отклонение 4.52 4.93 8.27 6.82 6.47 7.04

Коэффициент вариации, Kvar 0.19 0.19 0.22 0.22 0.21 0.22

Асимметрия -0.04 -0.04 0.13 0.03 -0.01 0.04

Эксцесс -0.6 -0.59 -0.55 -0.6 -0.63 -0.64

Минимум 12.41 14.26 19.45 14.96 15.08 16.43

Максимум 33.32 37.62 58.59 47.34 46.26 49.70

Модальный интервал 20.01: 21.91 24.87: 27 37.24: 40.8 29.68: 32.62 29.25: 32.09 28.53: 31.56

Воспользовавшись данными таблицы 3, можно определить вероятности того, что значения затрат времени будут находиться в заданном диапазоне. Например,

с вероятностью 0.9 можно утверждать, что при использовании веб-сайта Z1 затраты времени пользователя на реализацию выбранной функции будут меньше 29 с.

Таблица 3

Затраты времени на выполнение функции каждым из анализируемых веб-приложений, и величина накопленной вероятности Pi

Z1 Z2 Z3 Z4 Z5 Z6

X min X max P1 X min X max P2 X min X max P3 X min X max P4 X min X max P5 X min X max P6

12.4 14.3 0.02 14.2 16.4 0.02 19.5 23 0.03 15 17.9 0.02 15.1 17.9 0.02 16.4 19.5 0.03

14.3 16.2 0.07 16.4 18.5 0.08 23 26.6 0.08 17.9 20.9 0.08 17.9 20.8 0.09 19.5 22.5 0.09

16.2 18.1 0.14 18.5 29.6 0.15 26.6 30.1 0.18 20.9 23.8 0.17 20.8 23.6 0.17 22.5 25.5 0.18

18.1 20 0.24 29.6 22.8 0.26 30.1 33.7 0.3 23.8 26.7 0.28 23.6 26.4 0.29 25.5 28.5 0.3

20 21.9 0.4 22.8 24.9 0.42 33.7 37.2 0.46 26.7 29.7 0.44 26.4 29.3 0.44 28.5 31.6 0.46

21.9 23.8 0.55 24.9 27 0.59 37.2 40.8 0.64 29.7 32.6 0.61 29.3 32.1 0.61 31.6 34.6 0.61

23.8 25.7 0.68 27 29.1 0.72 40.8 44.4 0.76 32.6 35.6 0.74 32.1 34.9 0.74 34.6 37.6 0.75

25.7 27.6 0.81 29.1 31.2 0.83 44.4 47.9 0.86 35.6 38.5 0.86 34.9 37.8 0.87 37.6 40.6 0.86

27.6 29.5 0.91 31.2 33.4 0.93 47.9 51.5 0.93 38.5 41.5 0.93 37.8 40.6 0.95 40.6 43.7 0.94

29.5 31.4 0.96 33.4 35.5 0.98 51.5 55.0 0.98 41.5 44.4 0.98 40.6 43.4 0.99 43.7 46.7 0.98

31.4 33.3 1.0 35.5 37.6 1.0 55.0 58.6 1.0 44.4 47.3 1.0 43.4 46.3 1.0 46.7 49.7 1.0

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

167

2.Сравнение веб-сайтов УК по затратам времени на загрузку страниц. Анализ скорости загрузки страниц вебсайтов (таблица 4) проведен с применением онлайн-сервиса по измерению скорости загрузки веб-страниц (сервис GTmetrix). В анализе участвовали:

- главная страница (стартовая страница) - основная страница, с которой выполняются переходы к другим разделам;

- страница, содержащая информацию о домах жильцов - активно посещаемая пользователями стра-

ница, содержащая большие объемы систематизированной информации о домах и о том, что с ними связано;

- страница с документацией - типичная страница, содержащая документы/ссылки на документы различного характера (отчеты, информация о тарифах и т.п.).

В результирующих таблицах одной из характеристик будет оценка страницы с помощью параметра YSlow - расширение Firebug, которое оценивает страницу по различным характеристикам.

Таблица 4

Результаты оценки характеристик главной страницы

Наименование портала Скорость загрузки в (%) YSlow (%) Время загрузки (с) Время загрузки страницы в сравнении с Z1 (разы)

Z1 84 90 2,55 1

Z2 73 72 4,80 2

Z3 74 69 4,26 2

Z4 73 81 2,76 1

Z5 49 68 3,71 1,5

Z6 82 87 7,53 3

Таблица 5

Результаты оценки характеристик страницы, содержащей информацию о домах

Наименование портала Скорость загрузки в (%) YSlow (%) Время загрузки (с) Время загрузки страницы в сравнении с Z1 (разы)

Z1 84 94 1,08 1

Z2 79 86 1,87 1,7

Z3 77 68 4,08 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z4 38 84 2,38 2

Z5 50 73 4,97 5

Z6 65 82 3,38 3

Как следует из представленных в таблицах 4, 5 данных, тестируемые страницы веб-сайта Z1 УК имеют наибольшую скорость загрузки (84%), самый высокий показатель YSlow (более 90%) и минимальное время загрузки (в несколько раз меньше по сравнению с большинством рассматриваемых сайтов). Из результатов анализа можно сделать вывод, что веб-сайт Z1 работает значительно быстрее конкурентов и, следовательно, минимизирует затраты времени пользователей на работу с веб-приложением. Такой сравнительный анализ затрат труда и времени пользователя на работу с веб-сайтом расширяет возможности покупателя при выборе конкретной оболочки из множества сопоставимых. Например, если клиента интересует весьма ограниченный, но интенсивно используемый набор определенных функций, то пользователь может выбрать то приложение, которое с минимальными затратами времени выполняет именно эти функции.

ВЫВОДЫ.

1. Предложена и апробирована методика экспрессоценки ресурсоёмкости процессов взаимодействия пользователей с веб-приложениями. Методика позволяет с наименьшими затратами ресурсов провести сравнительную оценку затрат времени, трудовых и финансовых ресурсов на эксплуатацию купленного или создаваемого веб-приложения; осуществлять оптимальный выбор конкретной вебоболочки (из множества сопоставимых по функциональной полноте и стоимости); оценивать статистические характеристики затрат труда и времени на реализацию необходимых функций и на загрузку веб-страниц.

2. Для экспресс-оценки затрат ресурсов пользователей на работу с веб-приложением сформирована оригинальная последовательность шагов, включающая разбиение потенциальных пользователей веб-приложения на группы (по определённым классификационным признакам), оценку доли каждой группы в общей совокупности пользователей, формирование плана эксперимента, выбор инструментария моделирования для автоматизированного синтеза имитационных моделей, построение имитационных моделей и анализ результатов моделирования. Использование методики расширяет возможности потенциального покупателя для оптимального выбора веб-приложения (по критерию минимума затрат ресурсов), в наибольшей степени удовлетворяющего потребности пользователя.

3. В экспериментах с веб-сайтами передовых фирм показано, что даже при использовании веб-сайтов одного назначения затраты времени (ресурсов) пользователя на выполнение одинаковых функций различаются весьма существенно.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) - проект 15-01-06324/15 «Моделирование производственных и управленческих процессов для экспресс-оценки и оптимизации ресурсоёмкости товаров и услуг: формирование универсального методического и инструментального обеспечения».

Список литературы

1. Хубаев Г.Н. Оценка времени вскрытия защиты информационных систем: статистический подход//

168

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ. - 2008. - №6. - С. 135138.

2. Хубаев Г.Н. Калькуляция себестоимости продукции и услуг: процессно-статистический учет затрат //Управленческий учет. - 2009. - №2. - С. 35-46.

3. Хубаев Г., Родина О. Модели, методы и программный инструментарий оценки совокупной стоимости владения объектами длительного пользования (на примере программных систем) / Монография. -Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 370 с.

4. Хубаев Г.Н., Щербаков С.М., Рванцов Ю.А. Система автоматизированного синтеза имитационных моделей на основе языка UML «СИМ-UML» // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. - №2009610414. - М.: РОСПАТЕНТ, 2009.

5. Хубаев Г.Н. Оценка резервов снижения ресурсоёмкости товаров и услуг: методы и инструментальные средства //ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА. -2012. - №2(38). - С.84-90.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЕЙ

Циплакова Евгения Михайловна

Старший преподаватель кафедры экономики и управления проектами, Южно-Уральский государственный

университет, г. Челябинск

АННОТАЦИЯ

Инновационное развитие революционного типа на основе расширенного диапазона качества продуктов типа ВТИ в жизненном цикле изменений баланса интересов производителей и потребителей определяет необходимость функционального переосмысления процессов деятельности. Предприятие с целью большей ориентации на согласование интересов внешних и внутренних потребителей должно сформировать функции управления и применять их в контуре управления формируемого механизма коммерциализации. Механизм в практическом смысле чаще всего понимается как система либо устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Элементы системы должны быть следующие: методы оценки параметров среды, ресурсы системы управления коммерциализацией, информация о начальном уровне качества управления; методы и процессы применения базовых и дополнительных функций управления коммерциализацией в алгоритме регулирования механизма на основе принципов и критериев выбора структуры, базовых и дополнительных функций управления при изменении дисбаланса целевых показателей; методы планирования, оценки результатов и отклонений фактических показателей качества и эффективности применения функций управления от плановых.

Ключевые слова: инновации, высокотехнологичный инновационный продукт, коммерциализация, согласование интересов, методы управления.

ABSTRACT

The innovative development of a revolutionary type on the basis of an extended range of quality products such as VTI in the life cycle changes the balance of interests of producers and consumers determines the need to rethink the processes of functional activity. The enterprise for greater focus on the coordination of interests of internal and external customers should generate management and apply them in the loop formed by the mechanism of commercialization. The mechanism in a practical sense is most often understood as a system or device that determines the order of any type of activity. Elements of the system should be the following: the methods of estimating the parameters of the environment, resources management commercialization, information about the initial level of quality control; methods and processes of application of the basic and additional control functions in the algorithm commercialization regulation mechanism based on the principles and criteria for the choice of the structure, basic and advanced management features when changing the imbalance of targets; methods ofplanning, evaluation and deviations of actual indicators of the quality and effectiveness of the management functions ofplanning.

Keywords: innovation, high-tech product innovation, commercialization, coordination of interests, management practices.

Модель формирования и функционирования механизма управления коммерциализацией для обеспечения соответствия гипотезе циклических изменений результатов должна представлять контур управления [1,2]. Это необходимо для регулирования согласования интересов производителей и потребителей инновационных продуктов в расширенном диапазоне уровней их качества: базово-возникающие - поддерживающие - закрывающепрорывные [14]. На рис. 1 модель состоит из 8 функциональных подсистем:

1. Анализ внешней среды позволяет выявить ключевые потребительские характеристики для согласования их с организационно-экономическими возможностями предприятия-производителя продуктов типа ВТИ [3,7]. Выявление возможностей снижения удельных затрат осуществляется по этапам

цикла изменений уровня баланса интересов с выбором используемых функций управления.

2. Анализ начального уровня удовлетворения интересов потребителя осуществляется по факторам требуемого им качества продукции.

3. Определение плановых целевых показателей качества выполнения функций управления коммерциализацией по организационно-экономическим факторам дисбаланса (Ху, ИКу, УБ).

4. Определение плановых либо целевых показателей осуществляется по показателям качества управления, учитывающих технико-технологические возможности для потребителей и производителя в обеспечении качества продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.