Научная статья на тему 'Оценка травмоопасности рабочих мест в законодательстве Об охране труда'

Оценка травмоопасности рабочих мест в законодательстве Об охране труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМООПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / PROFESSIONAL RISK / ОХРАНА ТРУДА / ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / CHANGES IN THE LEGISLATION / INJURY RISK / PROTECTION LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысков Сергей Григорьевич, Булгаков Андрей Борисович

Рассмотрены изменения в законодательстве, касающиеся оценки травмоопасности.The paper considers changes in the legislation concerning the injury risk assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лысков Сергей Григорьевич, Булгаков Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка травмоопасности рабочих мест в законодательстве Об охране труда»

УДК 331.452+331.461+614.8.084

С.Г. Лысков, А.Б. Булгаков

ОЦЕНКА ТРАВМООПАСНОСТИ РАБОЧИХ МЕСТ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Рассмотрены изменения в законодательстве, касающиеся оценки трав-моопасности.

Ключевые слова: травмоопасность, профессиональный риск, охрана труда, изменения в законодательстве.

ASSESSMENT OF INJURY RISK AT WORK IN PROTECTION LABOR LEGILATION ON

The paper considers changes in the legislation concerning the injury risk assessment.

Key words: injury risk, professional risk, protection labor, changes in the legislation.

В целях ускорения развития народного хозяйства страны Советом Министров СССР и ВЦСПС было принято Постановление от 15 августа 1985 г. № 783 «О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства» [1]. Для дальнейшего методического руководства аттестацией и рационализацией рабочих мест в 1986 г. было разработано и утверждено Типовое положение [2], которое послужило основанием для создания ряда отраслевых положений. Примером таких отраслевых нормативно-технических документов служит действующее до сих пор «Положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест в энергетике» [3].

В качестве основных целей аттестации рабочих мест и их рационализации провозглашались повышение эффективности производства, качества продукции и рациональное использование основных производственных фондов и трудовых ресурсов на предприятиях, в отраслях, на территориях и в народном хозяйстве, достижение которых планировалось в том числе за счет улучшения условий труда и техники безопасности на каждом рабочем месте, повышения культуры производства.

В ходе аттестации каждое рабочее место оценивалось комплексно по следующим трем уровням: техническому, организационному, условиям труда и техники безопасности. Одним из показателей, по которому проводилась оценка условий труда и техники безопасности, являлось соответствие производственного процесса, оборудования, организации рабочего места стандартам безопасности и нормам охраны труда [2]. Появление такого рода показателя послужило основанием для формирования и закрепления в законодательстве процедуры оценки травмоопасности рабочих мест.

В целях организации работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда Министерство труда и социального развития Российской Федерации приняло в 1997 г. «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» [4]. Согласно этому документу аттестация рабочих мест по условиям труда заключалась в гигиенической оценке существующих условий и характера труда, учете обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также оценке травмобезопасности рабочих мест. Под термином «травмобезопасность» понималось соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, ис-

ключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда.

Положением устанавливалось, что аттестации, в том числе и по показателю травмобезопасно-сти, подлежат все имеющиеся в организациях рабочие места.

Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест выступало производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа. Предполагалось, что оценка травмобезопасности будет проводиться организациями самостоятельно или сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения таких работ.

По заданию Министерства труда и социального развития для целей аттестации рабочих мест Ивановским НИИ охраны труда были разработаны межотраслевые методические указания (МУ) по оценке травмобезопасности рабочих мест [5], которые вступили в силу первого сентября 1999 г.

Методические указания явились исчерпывающим руководством по оценке травмобезопасно-сти, став базой для разработки множества отраслевых нормативно-технических документов соответствующей направленности.

Введенный в действие с 1 сентября 2008 г. приказом Минздравсоцразвития России № 569 «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» [6] также устанавливал проведение на рабочих местах оценки травмобезопасности для определения их соответствия требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда.

Продолжив традицию вступления в силу в первый день осени, новый «Порядок аттестации рабочих мест», утвержденный приказом Минздравсоцразвития Россииэт 26.04.2011 № 342н [7], в целом сохранил нормативную преемственность, за исключением ряда нововведений, в том числе была произведена замена процедуры оценки травмобезопасности рабочего места оценкой травмоопас-ности.

В публикации [8], посвященной сравнительному анализу между оценкой травмобезопасности и вновь введенной оценкой травмоопасности, отмечалась не просто замена терминов, а существенно разные подходы к оценке рабочих мест по данному фактору.

Действительно, подходы к оценке имели различия, но основная задача процедуры осталась прежней - определение соответствия объектов оценки (производственное оборудование, приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов, соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда) требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников.

В преддверии разработки законодательного акта, призванного заменить аттестацию рабочих мест, высшее руководство Министерства труда и социальной защиты в официальных выступлениях заявляло о положительной динамике снижения производственного травматизма в стране, хотя и отмечалось, что его фактический уровень выше, чем в ведущих странах мира [9].

Приободренные таким положением дел, законотворцы решили серьезно перекроить оценку условий труда. Начавший действовать в первый день 2014 г. Федеральный закон о специальной оценке условий труда фактически упразднил процедуру оценки травмоопасности рабочих мест [10].

Необходимо уточнить, что в этом законе все-таки содержится указание на необходимость проведения оценки травмоопасности. Часть 7 ст. 9 закона гласит, что в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случаях, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, в том числе при необходимости осуществляется оценка травмоопасности рабочих мест.

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 № 290 [11]. В перечень входят следующие рабочие места:

1) членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов;

2) членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

3) отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации;

4) медицинских работников, находящихся в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);

5) медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда;

6) работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта;

7) работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений;

8) работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

9) водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы;

10) работников, пребывающих в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды;

11) работников, занятых на подземных работах;

12) работников, перечень профессий и должностей которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.07 № 252 [12].

Министерством труда и социальной защиты России на сегодняшний день утверждено 8 приказов, устанавливающих особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Результаты анализа приказов Минтруда России на наличие указания о проведении оценки травмоопасности представлены в таблице.

Таким образом, на основании приказов Минтруда России при отнесении условий труда к классу (подклассу) условий труда дополнительно должна проводиться оценка травмоопасности на следующих категориях рабочих мест:

1) рабочих местах отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации;

2) рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях;

3) рабочих местах творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений,

особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Результаты анализа приказов Минтруда России

№ п/п Наименование документа Отметка об оценке травмоопасности

1. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 996н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах» Оценка травмоопасности не предусмотрена

2 Приказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской апп; ратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда» 1- Оценка травмоопасности предусмотрена

3 Приказ Минтруда России от 14.11.2014 № 882н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 252» Оценка травмоопасно-сти предусмотрена

4 Приказ Минтруда России от 01.06.2015 № 335н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта» Оценка травмоопасности предусмотрена

5 Приказ Минтруда России от 27.01.2015 № 46н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений» Оценка травмоопасности не предусмотрена

6 Приказ Минтруда России от 18.02.2015 № 96н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы» Оценка травмоопасности не предусмотрена

7 Приказ Минтруда России от 18.05.2015 № 301н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов» Оценка травмоопасно-сти не предусмотрена

8 Приказ Минтруда России от 19.02.2015 № 102н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды» 1а Оценка травмоопасности не предусмотрена

Ни для кого не секрет, что это не самые травмоопасные сферы трудовой деятельности в нашей стране. Но только на них распространяется требование по оценке травмоопасности.

При этом «Методика проведения СОУТ» [13] не содержит каких-либо методических указаний по оценке условий труда по показателям травмоопасности.

Сами нормативные правовые акты, устанавливающие особенности проведения специальной оценки условий труда и имеющие указание на необходимость оценивания травмоопасности (документы 2-4 в таблице), содержат лишь общую информацию о порядке оценки, даже без приведения формы протокола результатов оценки травмоопасности рабочего места.

На конференции, проходящей в рамках Первой Всероссийской недели охраны труда, первый замминистра труда и социальной защиты Сергей Вельмяйкин заявил, что в ближайшей перспективе готовится ряд поправок в Трудовой кодекс с целью обеспечить переход к объективной оценке существующих профессиональных рисков, т.е. воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, на каждом конкретном рабочем месте и последующему управлению ими

как комплексом взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда [14].

О переходе в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками говорится уже достаточно давно. Это связано с желанием отказаться от компенсационной модели управления охраной труда и перейти к превентивным подходам, на оценку рисков, чтобы построить в России в обозримом будущем современную систему управления охраной труда на всех уровнях [9].

В связи с этим отказ от оценки условий труда на рабочих местах по показателям травмоопас-ности не соответствует поставленной цели в области охраны труда, направленной на профилактику негативного воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды на здоровье работников: результаты оценки рабочих мест по показателям травмоопасности изначально предназначались для разработки оперативных мер по предотвращению травматизма и аварийности [5].

На фоне этого заявления официальных лиц Минтруда о планировании внесения в Трудовой кодекс нормы, обязывающей работодателей учитывать микротравмы, а также инциденты на производстве [15] (что, несомненно, будет способствовать снижению травматизма), является шагом назад, потому что опять все действия сводятся к реагированию на фактически реализованные опасности. Оценка травмоопасности рабочих мест, направленная на выявление потенциальных источников опасности, способных стать причинами несчастных случаев на производстве, в новом законодательстве об оценке условий труда осталась, к сожалению, невостребованной.

Согласно определению, приведенному в Трудовом кодексе, профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью работника в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов [16], который может проявляться в виде профессиональных заболеваний (хронических или острых) и (или) производственного травматизма [17]. Следовательно, без определения уровня травмоопасности полноценная (всесторонняя) оценка профессионального риска невозможна.

В заключение необходимо отметить, что для реализации законодательной инициативы по переходу к управлению рисками требуется эффективная методика оценки профессионального риска на рабочем месте, включающая оценку уровня риска по показателям травмоопасности.

1. Бужинский, А.И. Паспортизация и аттестация рабочих мест в промышленности / А.И. Бужинский, А.П. Глазунов, И.А. Сергеева. - М.: Экономика, 1989. - 158 с.

2. Типовое положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест [Электронный ресурс]: Постановление Госкомтруда СССР от 14.02.1986 № 588-БГ. Доступ из информ.-справочной системы «Техэксперт».

3. Положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест в энергетике [Электронный ресурс]: П 34-00-007-86. Доступ из информ.-справочной системы «Техэксперт».

4. О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда [Электронный ресурс]: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.1997 № 12. Доступ из информ.-справочной системы «Тех-эксперт».

5. Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда [Электронный ресурс]: МУ (Методические указания) от 30.07.1999 № ОТ РМ 02-99. Доступ из информ.-справочной системы «Техэксперт».

6. «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» [Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Доступ из информ.-справочной системы «Техэксперт».

7. «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» [Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н. Доступ из информ.-справочной системы «Техэксперт».

8. Иванов, В.К. Травмобезопасность и травмоопасность: два подхода - два решения // Справочник специалиста по охране труда. - 2012. - № 1. - С.32-42.

9. Оценка условий труда поднимается на уровень федерального закона [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: офиц. сайт. - 14.12.2012. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/0115. - 01.10.2015.

10. «О специальной оценке условий труда» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Доступ из информ.-справочной системы «Техэксперт».

11. «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290. Доступ из информ.-справочной системы «Техэксперт».

12. «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 252. Доступ из информ.-справочной системы «Техэксперт».

13. «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Доступ из информ.-справочной системы «Техэксперт».

14. «Специальная оценка условий труда - наш абсолютный приоритет» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: офиц. сайт. - 15.04.2015. - Режим доступа: http://www.шsmintmd.mЛaboш/safety/176/. - 01.10.2015.

15. Директор Департамента Валерий Корж: «Минтруд России обяжет предприятия вести учет любых травм работников» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: офиц. сайт. - 18.08.2015. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/videobank/602/. - 07.10.2015.

16. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 июня 2015 г.) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30.12.2001 № 197. Доступ из информ.-справочной системы «Техэксперт».

17. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков [Электронный ресурс]: ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ. Доступ из информ.-справочной системы «Техэксперт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.