2. Adamenko A A Development of the system of corporate relationships in the entrepreneurial environment / A A Adamenko, D.V. Petrov, D.Sh. Musostova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 3 (44). - S. 12-16.
3. Altunina L.N. Evaluation of the efficiency of cash flow management of a commercial organization / L.N. Altunina, T.E. Khorolskaya, A.I. Smirnova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. -No. 4 (39). - S. 41-46.
4. Ivanov V.A Banks and clients: beyond time and distance / V. A Ivanov, V. I. Ugryna // Banking technologies. - 2013. - No. 5. - P. 38.
5. Malyugin, V.I. On the effectiveness of statistical algorithms for credit scoring / V.I. Malyugin, N.V. Grin // Banking Bulletin. - No. 31. - 2010. - P. 39-46.
6. Takhumova O.V. Innovative aspects of increasing the international competitiveness of Russian products / O.V. Takhumova // Bulletin of the Moscow State Regional University. - 2010. - № 4. Series: Economics. - S. 57-60.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-402-407
Л.К. Улыбина - д.э.н., профессор кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
L.K. Ulybina - doctor of Economics, Professor of the Department of Finance, FSBEI HE Kuban SAU;
Парвиз Азизи - аспирант кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
Parviz Azizi - Postgraduate student of the Department of Finance, FSBEI HE Kuban SAU.
ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ ИНДИКАТОРОВ ГОСПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА
В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ASSESSMENT OF TRENDS IN INDICATORS OF STATE SUPPORT OF THE AGRICULTURAL SECTOR IN THE CONTEXT OF INTEGRATION
Аннотация. Аграрный сектор экономики является основным производителем пищевых продуктов. Данный сектор играет значимую роль в обеспечение безопасности пищевых продуктов и продовольственной независимости государства. В условиях интеграции и международной конкуренции значимо растут риски и опасности для стойкого становления российской аграрной отрасли экономики. Поэтому действенная работа сельхозпроизводства вероятна лишь при активной помощи от государства на общегосударственном и местном уровнях.
Создание критерий для устойчивого развития аграрных земель, форсирования темпов роста размеров аграрного производства на основе увеличения его конкурентоспособности обязано представлять наиважнейшим курсом аграрной финансовой политики страны.
Целью изучения данной темы является анализ тенденций индикаторов господержки аграрного сектора в условиях интеграции. Сделан вывод о том, что главной проблемой в исследуемой области представляется недостаточное финансирование.
Abstract. The agricultural sector of the economy is the main producer of food products. This sector plays a significant role in ensuring food security and food independence of the State. In the conditions of integration and international competition, the risks and dangers for the stable formation of the Russian agricultural sector of the economy are significantly increasing. Therefore, the effective functioning of agricultural production is possible only with the active support of the state at the national and local levels.
The creation of criteria for the sustainable development of agricultural lands, forcing the growth rates of agricultural production on the basis of increasing its competitiveness must represent the most important course of the agrarian financial policy of the country.
The purpose of studying this topic is to analyze trends in indicators of state support of the agricultural sector in the context of integration. It is concluded that the main problem in the field under study is insufficient funding.
Ключевые слова: аграрный сектор, государственная поддержка, кредитование, страхование,
лизинг.
Keywords: agricultural sector, state support, lending, insurance, leasing.
Введение
При реализации государственной программы сохраняется ряд вопросов: понижение вложений в сельском хозяйстве; сокращение денежного обеспечения мер государственной помощи развития сельхозпроизводства; маленький уровень прибыльности и высокая степень закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей; существенная зависимость от ввоза семенного; посадочного и племенного материала; недостаток мелиорированных земель; маленькие темпы вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в оборот; недостающая обеспеченность компаний АПК сельскохозяйственной техникой и оборудованием; высокий уровень износа основных средств в сельском хозяйстве; недостающий уровень развития инфраструктурных объектов агро-продовольственного рынка; незначимые объемы сельскохозяйственного страхования осуществляемого с помощью от государства [6].
Основная часть.
Рассмотрим тенденцию по инструментам государственного регулирования и поддержки для развития аграрного сектора в условиях интеграции.
В Российской Федерации государственной программой становления и развития сельхозпроизводства и регулирования рынков сельскохозяйственных товаров, сырья и продуктов питания запланировано выделение средств из госбюджета на 2021 год в сумме 291,2 млрд руб., 327,3 млрд руб. (2022 год), 328,9 млрд руб. (2023 год) [1,7].
В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» сумма выделения финансовых средств составит в 2021 году 256,2 млрд руб., 279,8 млрд руб. (2022 год), 295,5 млрд руб. (2023 год).
В итоге, кроме снижения практически выделяемых средств на реализацию государственной программы в 2021-2022 годах понижается размер её выделения финансовых средств по соотношению с 2020 годом [7].
В процессе исполнения государственной программы в 2020 году уровень повышения производства продукции агропромышленного комплекса были выше, чем в остальных экономических сферах.
Система аграрного страхования с помощью от государства в нашем государстве была введена в 1993 г. Её сущность состоит в возмещения части издержек по уплате страховых платежей за счет средств общегосударственного и местного бюджетов.
По сведениям органов управления, агропромышленного комплекса субъектов, России, в 2020 году было субсидировано 2 390 соглашений страхования урожая аграрных культур и посадок долголетних насаждений, что в 1,4 раза больше уровня 2019 года. Число сельскохозяйственных изготовителей товаров, до которых доведены субсидии в 2020 году составило 1 665, что в 1,4 раза больше уровня 2019 года. Всего предоставлено субсидий на сумму 1 835,2 млн руб. (в 1,3 раза больше уровня 2019 года), также из средств госбюджета -1 523,2 млн руб. [1].
С 1 января 2017 года аграрные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют производство сельскохозяйственных товаров, могут приобрести краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке менее пяти процентов. Возмещение банком недополученных доходов происходит впрямую из госбюджета по величине ключевой ставки Центробанка РФ [1].
В России замечается положительный прогресс размеров банковского кредитования аграрных товаропроизводителей (юридических лиц и частных предпринимателей), что говорит о растущей необходимости отечественных аграрных производителей товаров в привлечении дополнительных источников денежных средств, прежде всего в связи с надобностью в краткосрочном кредитовании во время посевных и уборочных работ [7].
В 2020 г. общий размер субсидий, которые предоставляются уполномоченным банкам по беспроцентным займам, в общем по России, составит 90 882,2 млн руб. (на 29,86 % боль-
ше размеров, которые были предоставлены в 2019 г.), также по льготному краткосрочному кредитованию 20 510,8 млн руб. (на 30,21 % меньше предоставленных субсидий в 2019 г.), по льготному инвестиционному кредитованию 70 371,3 млн руб. (на 73,35 % больше предоставленных субсидий в 2019 г.) [3, 4, 5, 7].
Значительный рост указывает лизинг всех частей сельхозтехники. К примеру, объемы поставок комбайнов в первые три месяца этого года повысились на 155 %. Посредством льготных программ Росагролизинга было приобретено 219 комбайнов в общем размере свыше 2 млрд руб., а за соответствующий временной отрезок 2020 года - 86 ед. в общем размере 0,6 млрд руб. Поставки тракторов также возросли на одиннадцать процентов. За первые месяцы 2021 года Росагролизинг поставил 293 трактора в общем размере 1,4 млрд руб.
В 2020 году получилось прирастить поставки сельхозтехники на 35,5 % до 9 тыс. 723 ед. Размер вложений «Росагролизинга» на приобретение техники превысил 38,5 млрд руб. В 2019 году характеристики составили 25,5 млрд руб. По результатам 2021 года государства рассчитывает, что парк сельхозтехники увеличится на 62,8 тыс. ед. [6,7].
Государственная программа развития АПК Республики Казахстан на 2017-2021 годы. Программа направлена на повышение размера валовой продукции сельхозпроизводства в два раза; повышение экспорта переработанной продукции в два с половиной раза до 2,7 млрд долл.; повышение в 2021 году размера привлекаемых кредитных средств в девять раз к уровню 2017 года; повышение притока вложений в основной капитал в отрасль в 3 раза [2].
За 2016-2020 годы доля аграрного сектора в структуре ВВП Республики Казахстан в среднем составила приблизительно 4,5 %. При всем этом удельный вес аграрного сектора в структуре ВВП Республики Казахстан некардинально, но понижается. В структуре валового выпуска продукции (услуг) сельхозпроизводства 54,5 % пришлось на отрасль растениеводство и 45,5 % - на отрасль животноводство.
Оператором в сфере страхования агропромышленного комплекса представляется Фонд денежной поддержки сельхозпроизводства. Застраховать свои активы фермеры могут на Интернет-ресурсе Qoldau.kz, с помощью информационной системы Agroinsurance. В 2021 году страховыми компаниями застраховано 144,8 тыс. га посевов, из них от засухи - 121,3 тыс. га, от избытка влаги в почве - 23,5 тыс. га. В масштабах 112 заключенных договоров по индексному страхованию влаги в почве сельскохозяйственным товаропроизводителям выплачены субсидии в размере 176,1 млн тенге. В итоге наступления страховых случаев по 92 заключенным договорам выплаты составили 825 млн тенге [2].
В отрасли животноводства заключено 39 договоров на страхование 6 200 гол. КРС, 354 гол. МРС, 2,1 млн гол. птиц. Предоставление субсидий страховой премии по ним составило 51 млн тенге.
Если в 2016-2018 годах кредиты компаниям сельхозпроизводства не опускались ниже 600 млрд тенге, то к окончанию июня 2020 года портфель кредитов в секторе составил всего 275,3 млрд тенге. Главные предпосылки сложившейся ситуации - повышенные требования банков к залоговой базе заёмщиков, недостаток источников длительного фондирования в тенге, которые требуются для выделения финансовых средств проектов с долгим сроком окупаемости, а также более высокие ставки вознаграждения по кредитам.
Невзирая на самую твердую за прошедшие двадцать два года просадку экономики в 2020 году (ВВП РК снизился на 2,6 %), портфель лизинговых компаний Республики Казахстан в прошлом году увеличился на двадцать девять процентов и составил 393 млрд тенге. Портфель лизинговых компаний в 2020 году составил 752 млрд тенге и увеличился на тридцать два процента. Если исследовать размер нового бизнеса в соотношении с текущим портфелем, то по результатам 2020 года данное значение составило 52 % (в 2019 году - 53 %). В портфеле лизинговых компаний в 2020 году лидировали сельхозтехника и скот 39,7 % [6,8].
Государственная программа «Аграрный бизнес» на 2021-2025 годы в Белоруссии. Программа направлена на рост конкурентоспособности сельскохозяйственного товаров, развитие экспортного потенциала, сохранение экологически безопасного сельского хозяйства, устремленного на упрочение продуктовой безопасности страны [9].
В случае выполнения целевых размеров производства сельскохозяйственной продукции и подходящей ценовой конъюнктуре ожидается повышение экспорта продуктовых товаров и сельскохозяйственного сырья в 2025 году на 21,3 % к 2020 году (до $7 млрд). Кроме того, прогнозируется, что реализация мероприятий государственные программы дозволит к окончанию 2025 года обеспечить прибыльность в аграрном секторе на уровне более десяти процентов.
Страховой рынок Республики Белоруссия развивается посредством обычных видов страхования. Страховой рынок Республики Белоруссия предлагает ограниченные виды новых страховых услуг, что приводит к замедлению развития страхового рынка в Беларуси.
Изучив современное состояние предоставления кредита сельскохозяйственным производителям в Беларуси, также в связи с главными финансовыми показателями деятельности сельскохозяйственных производителей товаров. Беря во внимание, что низкая продуктивность предоставления кредита аграрному сектору в существенной степени обоснована недочетами в области инвестиционной деятельности[9].
В текущее время на рынке лизинговых услуг в Республики Беларусь работает приблизительно 50 компаний. Сельскохозяйственные товаропроизводители часто пользуются лизингом. Предпосылки этого, прежде всего, обусловлено с низкой прибыльностью белорусских товаропроизводителей.
В Республике Армении валовой внутренний продукт в агарном секторе увеличился на 1,4 % по соотношению с 2019 годом. В области животноводства зафиксировано увеличение на 0,6 %, а в области растениеводства зафиксировано увеличение на 2,3 %. Масштаб посевных земельных участков 228 тыс. га, число орошаемых земельных участков - 155 тыс. [10].
Программа страхования аграрного сектора в 2020 году была осуществлена в 6 областях Республики Армении и включала две сельхоз культуры. В 2021 году запланировано увеличить число страхованных сельскохозяйственных культур до 11 в целях выполнения во всех областях Республики Армении.
Касательно субсидируемых страной сельскохозяйственных займов, то в 2020 году, по соотношению с предшествующим годом, число займов возросло больше чем в 4 раза, размер кредитного портфеля возросло в два раза. Среди программ государственного содействия в 2020 году значительные подвижки отмечены по лизинговой программе, в рамках которой было приобретено 295 ед. сельхозтехники, а число выгодоприобретателей возросло практически в два раза [10].
В Республике Кыргызстан объем валового внутреннего продукта собрал 598 млрд сомов, что по соотношению с 2019 годом меньше на 8,6 %. При всем этом сельхозпроизводство подросло на 1,1 %. С 2019 по 2020 года фермеры и земледельцы, сталкиваются с наличествующими трудностями. В 2020 году наступила прохладная, но малоснежная зима и - опять жаркое лето, в итоге чего плодородность в 2021 году снизилась практически втрое по соотношению с прошлогодними показателями[11].
В Кыргызстане планируют принять закон о страховании в аграрном секторе. Инициатором документа стало Министерство сельского, водного хозяйства и развития регионов государства.
В 2020 году микрофинансовыми организациями выдано займов на сумму 31,1 млрд сомов, при всем этом количество получателей составило около 707 тыс. чел. Вместе с тем по соотношению с 2019 годом доля микрокредитов, которые были, выданы в сельхозпроизводство возросла на 2,4 процентных пункта.
В Республике Кыргызстан введена государственная программа «Финансирование сельского хозяйства - 8», которая предусматривает выдачу фермерам и предпринимателям, занятым сельхозпроизводством, займов по сниженным ставкам. На государственную программу льготного предоставления кредита в этом году выделено 6,2 млрд сомов [5].
В 2020 году лизинговую деятельность производили 14 компаний, которыми были заключены больше 560 договоров. При всем этом существенная сумма (0,5 млрд сомов, либо 39 %) договоров финансового лизинга, как и раньше, приходится на договора, заключенные
для приобретения сельскохозяйственной техники, машин и механизмов. В 2020 году фермеры в Республике Кыргызстан получили 343 ед. сельхозтехники в лизинг.
Таблица 1 - Оценка перспективных инструментов государственного регулирования и поддержки аграрного сектора в условиях интеграции
Инструменты Россия Казахстан Белоруссия Армения Кыргызстан
Программные документы государственной поддержки Государственная программа развитая сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы Государственная программа развития АПК Республики Казахстан на 2017-2021 годы. Государственная программа «Аграрный бизнес» на 2021-2025 годы. Программы, направленные для стратегии основных направлений, обеспечивающих экономическое развитие сферы сельского хозяйства Республики Армения на 2020-2030 годы. Программа продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы.
Страхование Федеральный закон№ 260" О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о Енесешш изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" 50% Государственная поддержка страхования сельхозпроизводителей 50% Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2020 г. № 336 «О страховании урожая сельскохозяйственны х кульгур: скота и птицы в 2021 году» 95% Внедрение программы агростраховання Внедрение программы агростраховання
Кредитование Государственная поддержка формирования и развитая системы кредитования в сфере развитая сельского хозяйства. Льготное кредитование Указ Президента Республики Беларусь «О предоставлении кредитов гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств» Субсидирования процентных ставок программа '' Финансирование сельского хозяйства — 8м
Лизинг Льготный лизинг Субсидированная ставка по лизингу Государственная программа «Льготный лизинг» Республики Беларусь». Господдержка финансового лизинга оборудования для агропродовольственного сектора проект "Финансирование лизинга сельскохозяйственной техники"
Заключение
Для успешного развития аграрного сектора в условиях интеграции, необходимы следующие задачи:
- преодоление кризиса в отрасли экономики, развитие семеноводства и повышение экспорта сельскохозяйственных товаров и продуктов питания;
- снижение зависимости от импорта;
- улучшение системы управления сельскохозяйственной отраслью и подготовки кадров;
- региональное развитие;
- стимулирование инновационной деятельности. Источники:
1. Сидоренко О.В. Стратегические подходы к повышению доходности сельскохозяйственного производства в контексте совершенствования механизма финансового и ресурсного обеспечения/Сидоренко О.В., Ильина И.В. //Аграрная Россия. - 2016. - N° 9. -С. 33-36.
2. Узун В. Особенности господдержки сельского хозяйства в России/ В. Узун // Экономика сельского хозяйства России. -2012. -№ 7. -С. 43-57.
3. Окорокова О.А Оценка эффективности управления рисками страховыми организациями России в условиях инноваций их регламентирования/О.А Окорокова, Ю.Б. Тураев, Л.К. Улыбина // Вопросы экономики и права. - 2016. - № 98. - С. 61-67.
4. Agricultural insurance with state support in Russia in the conditions of uncertainty and risk /L.K. Ulibina, O.A .Okorokova, Y.B. Turaev, T.V .Il'ina, E.A Rusetskaya//International Journal of Engineering and Technology (UAE). - 2018. -Т. 7. - № 3.14 Special Issue 14. - С. 431-438.
5. The role of insurance in providing economic safety of business entities /M.G. Rusetskiy, L.V. Agar-kova, L.K Ulibina, O.A Okorokova, T.G. Aygumov //Espacios. - 2018. -Т. 39. -№ 27.
6. Мировые тенденции инновационных лизинговых отношений /Л.К. Улыбина, В. С. Лукашов //Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-2 -(76).- С. 65-68.
7. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mcx.gov.ru/.
8. Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gov.kz/.
9. Государственная программа «Аграрный бизнес» Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mshp.gov.by/.
10. Программы, направленные для стратегии основных направлений, обеспечивающих экономическое развитие сферы сельского хозяйства Республики Армения. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://old.minagro.am/ru/.
11.«Финансирование сельского хозяйства - 8» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// agro. gov. kg/l.
References:
1. Sidorenko O.V. Strategic approaches to increasing the profitability of agricultural production in the context of improving the mechanism of financial and resource support /Sidorenko O.V., Ilyina I.V. // Agrarian Russia. - 2016. - No. 9. -S. 33-36.
2. Features of state support of agriculture in Russia/V.Uzun//The economics of agriculture in Russia. -2012. - No. 7. - pp. 43-57.
3. Okorokova O.A Assessment of the effectiveness of risk management by insurance organizations in Russia in the context of innovations in their regulation /O.A Okorokova, Yu.B. Turaev, L.K Ulybina // Issues of Economics and Law. - 2016. - No. 98. - P. 61-67.
4. Agricultural insurance with state support in Russia in the conditions of uncertainty and risk /K L. Ulibina, O. A Okorokova, Y. B. Turaev, T.V. Ilina, E. A Rusetskaya/ZInternational Journal of Engineering and Technology (UAE). - 2018. -V.7. - No. 3.14 Special Issue 14. - P. 431-438.
5. The role of insurance in providing economic safety of business entities /M.G. Rusetskiy, L.V. Agar-kova, L.K Ulybina, O.A Okorokova, T.G. Aygumov //Espacios. - 2018. -Т. 39. -№ 27.
6. Global trends in innovative leasing relations / L.K Ulybina, V.S. Lukashov //Economics and entre-preneurship. - 2016. - J№ 11-2 - (76).- Pp. 65-68.
7. State Program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2025 [Electronic resource] - Access mode: https://mcx.gov.ru/.
8. The state program of development of agriculture of the Republic of Kazakhstan for 2017-2021 [Electronic resource] - access Mode: https://www.gov.kz/.
9. The state program "Agricultural business" of Belarus [Electronic resource] - access Mode: https ://www.mshp. gov. by/.
10.Programmes for the strategy of the main directions of ensuring economic development of agriculture of the Republic of Armenia. [Electronic resource] - Access mode: http://old.minagro.am/ru /.
11."Financing of agriculture - 8" [Electronic resource] - Access mode: https://agro.gov.kg/l.